Разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов.
Автор: Кондакова Татьяна Николаевна, учитель математики МОУ «СОШ № 12 ЗАТО Шиханы Саратовской области»
Сказка для учеников 5-6 классов, доклады подготавливают семиклассники,
Ученики восьмых классов показывают сценки. Ведущий – учитель.
« Путешествие в страну дробей»
Ведущий:
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, в страну «Дроби». Первая наша остановка — “Историческая”.
Ребята из 7-го класса расскажут нам об истории возникновения дробей.
1. Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при изменениях величин, да и в других похожих случаях люди встречались с необходимостью ввести дроби. Древние египтяне уже знали, как поделить два предмета на троих, для этого (2/3) у них был специальный значок. Между прочим, то была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе 1 ( так называемые основные дроби): 1/2, 1/3, 1/28… Если египтянину надо было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей, например:
2/5 = 1/5 + 1/5.
2. В древнем Вавилоне предпочитали наоборот, постоянный знаменатель, равный 60. Римляне тоже пользовались лишь одним знаменателем, равным 12.
Ведущий: Ребята, а где применяется деление на 60?(минуты, секунды). А на 12?(число месяцев в году, сутки).
Особое место занимали дроби 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и т.д. Дело в том, что в древности отдельной арифметической операцией полагали удвоение и деление пополам.
3. Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он ‘ попал в дроби’. Чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби. В Европе их ввел в 1585 году голландский математик и инженер Симон Стевин:
14 0 3 1 8 2 2 3 — это запись числа 14,382.
Во Франции – Виет в 1579 году: 14/382, 382
Ведущий: А сейчас мы остановимся на станции “Дробная” и познакомимся с ее обитателями: Числителем, Знаменателем, Чертой дроби и Целым.
Черта дроби: У числителя и знаменателя – вечные дрязги. Никак не поймешь, кто из них прав. Числитель толкует одно, а знаменатель другое, перетолковывает по-своему.
Числитель: У меня положение выше, почему же я меньше знаменателя?
Знаменатель: Я-то числом побольше, с какой же стати мне ниже числителя стоять?
Целое число: Сказочники несчастные, чего вы не поделили? В то время, когда у нас столько примеров и задач.
Знаменатель: Тебе, Целому, хорошо.
Числитель: Знаменательно! Что именно Целое делает нам замечание.
Целое: А кто вам мешает стать целым числом? Сложитесь с какой-нибудь дробью.
Числитель: Ладно, обойдемся без ваших советов, задач и примеров.
Знаменатель Целому: Проваливай, пока цело!
(Целое на доске пишет 2/3 = 2 •/3•) .
Ведущий: Целое число приступило к очередным заданиям.
Числитель (показывает на черту дроби): Послушай, может нам и впрямь сложится с дробью?
Знаменатель: Э, шалишь, брат, хватит с меня и одного тебя.
Числитель: Если уж на то пошло, мне тоже одного тебя предостаточно!
Знаменатель (опять показывает на черту дроби): Слышь, ты! А если нам так стать целым числом, без другой дроби? (обращается к Целому).
Целое: Можно попробовать. Числитель умножается на 2 ( на доске дописывает 2 Числитель) и ты, Знаменатель, тоже на 2 (на доске Знаменатель дописывает 2). Итак, получим 4/6. Числитель на три и знаменатель на три, получим 12/18.
Ведущий: Умножались, умножались, совсем изнемогли, а толку никакого. Та же дробь, ни больше, ни меньше прежней.
Знаменатель: Стой! Хватит умножаться! Делиться давай!
Дробь 12/18 числитель и знаменатель делят сначала на два, затем на три.
Ведущий: Делились, делились, а дробь – все прежняя.
Махнул руками Числитель и уходит.
Ведущий: Ребята! А что происходило с дробью 2/3, почему так обиделись Числитель и Знаменатель.(ответ: использовалось основное свойство дроби).
Знаменатель: А не уйду пока мне не скажут ребята в какие я числа могу превращаться (ответ: в любые, кроме нуля)
Ведущий: А мы, дорогой Знаменатель, даже знаем стихотворение о нуле, послушай.
Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего,
И, как ни странно полагали,
Что он совсем не есть число.
Но на оси средь прочих чисел
Он все же место получил
И все действительные числа
На два разряда разделил.
Нуль ни в один ответ не входит
(он сам составил чисел класс),
Все ж об его особых свойствах
Мы поведем теперь рассказ.
Коль нуль к числу ты прибавляешь
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.
Попав как множитель средь чисел,
Он мигом сводит все на нет.
И потому в произведенье
Один за всех несет ответ.
А относительно деленья
Нам твердо помнить нужно то,
Что уж давно в научном мире
Делить на нуль запрещено!
Ведущий: И вот мы с вами доехали до станции “ Нулевая”.
Сценка.
Ведущая: Вот это ноль, иль ничего,
Послушай сказку про него.
Сказал веселый круглый Ноль
Соседке Единице:
Ноль: С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице.
Ведущая: Она окинула его сердитым взглядом.
Единица: Ты, Ноль, не значишь ничего,
Не стой со мною рядом!
Ведущая: Ответил Ноль:
Ноль: Я принимаю свою вину, что ничего не стою.
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Длинна и худощава.
Но будешь больше в десять раз
Когда я стану справа.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим,
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто.
С двумя нулями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки – целых двести!
Ведущий: Ребята! Можно ли ноль записать в знаменатель дроби? (ответ: нет) А в числитель? (ответ: да).
На конечную станцию мы с вами прибудем, если вы выполните следующие задания. Кто быстрее?
1. 3/5 + 1/5 =
2. 2/3 – 1/9 =
3. 1 – 5/12 =
4. 2/9 * 1/2 =
5. 4/5: 20 =
6. 3¾ • 1¼ =
Дополнительные задания:
1. Какую дробь нельзя сократить? (номер дома)
2. Сколько штук сапог необходимо заготовить для городка, третья часть обитателей которого одноногие, а половина остальных предпочитают ходить босиком? ( 1 – 1/3 = 2/3, 2/3:2 = 1/3)
3. Какое число равно своей половине? (0)
4. Что получится, если большую восьмерку разделить пополам? (два маленьких нуля).
Подведение итогов конкурса.
Ведущий: Победители конкурса (три ученика) первыми добрались до конечной станции, с чем мы их и поздравляем, победителям вручают грамоты Числитель, Знаменатель и Целое.
Список литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.