НОД по речевому развитию в старшей группе.
Тема:" Путешествие в зимний леса»
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»
Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях.
Задачи:
Образовательные: - Расширять словарный запас по теме;
- Учить подбирать прилагательные к существительным;
- Обогащать лексику родственными словами;
- Формировать звуковую культуру речи.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, любознательность;
- Развивать логическое мышление; мелкую моторику рук.
- Развивать память, внимание, координацию движения;
- Развивать навыки словообразования; речевое дыхание;
- Активизировать словарь детей.
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
Предварительная работа:
- Беседа о зиме, загадки, приметы зимы, рассматривание картин. - Чтение сказки «Двенадцать месяцев», «Два мороза», «Морозко», «Мороз Иванович».
- Пальчиковой гимнастики, гимнастика для глаз, ходьба по коррекционной дорожке, дыхательная гимнастика.
- Дидактическая игра «Зимние слова», «Доскажи словечко»
Методы и приемы:
Наглядные (показ,
демонстрация);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
Игровые (пальчиковая игра, гимнастика для глаз , дыхательная
гимнастика дидактическая игра, сюрпризный момент);
Ход
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое, здравствуй вольный ветерок
И ты маленький дубок.
Здравствуй утро, здравствуй день
мне здороваться не лень.
- Дети, вы верите в чудеса? Что у меня в руке? (снежинка)
Какая? Опишите ее.
Да, в руке у меня снежинка легкая, белая и прислала ее как вы, думаете кто? Сама зимушка-зима.
Ребята , а какая бывает
зима. Назовите ассоциации.(холодная, морозная, ветреная, солнечная, теплая,
снежная, …)
Сейчас Саша про зиму стихотворение прочитает.
К нам пришла зима, зима!
Все в снегу - земля, дома.
Посмотри-ка, снегопад,
Ой, снежинки к нам летят!
На деревья, на машины,
Очень белая картина!
Возле дома -снеговик,
Нос морковкою торчит.
Кто его слепил? - Детишки,
И девчонки, и мальчишки.
А зимой у нас снежки,
Санки, лыжи и коньки!
Какое доброе стихотворение.
Но зима может быть и суровая.
Сейчас Василиса прочитает другое стихотворение :
Февраль
Белокрылые метели
Завывают в феврале.
Звери, птицы похудели
В тесной норке и в дупле.
Мы поможем им немножко:
Хлеб в кормушку принесём.
По заснеженным дорожкам
В задремавший лес придём.
Воспитатель. Эта снежинка волшебная и если мы сейчас с вами скажем вот такие слова:
Снег, снег, лед, лед.
На улице гололед!
Ты снежинка помоги,
В зимний лес нас проводи.
И мы окажемся в зимнем лесу.
Звучит музыкальное произведение. Дети закрывают глаза, представляют, зимнюю картину, а после прослушивания рассказывают, о том, что они представили.
1. Дидактическая игра «зимние слова». с мячом.
Каждому ребенку называет слова связанные с зимой.
2. Дидактическая игра «Подбери определение».
Воспитатель сообщает, к их зимним словам есть слова определения. Сейчас мы узнаем, какая зима, какой снег, какие снежки. Дети подбирают к своим словам определения. Положительная оценка детей за задание,
Давайте подуем на снежинки: (снежинки висят на палочке)
1 длинный вдох-3 выдоха
3 коротких вдоха-1 длинный выдох
3 вдоха-3 выдоха
(Появляется лесовик). А вот и сам хозяин леса – Лесовик.
Лесовик.
Здравствуйте, ребята! Я очень рад гостям. Я буду задавать вам
вопросы, а вы отвечайте правильно:
Игра «Ответь правильно»
-Снег белый или синий?
-Лед твердый или мягкий?
-Снег капает или идет?
-Зимой бывает снегопад или листопад?
-Лед скользкий или шершавый?
-На улице мороз или жара?
-Зимой одеваемся тепло или легко?
-На коньках катаются или качаются?
-Снеговика лепят или строят?
Лесовик: Молодцы! Ответили на все мои вопросы.
У меня в лесу давно никого не было и я приглашаю Вас к себе.
Ребята у меня есть друзья, отгадайте загадки, кто они.
Косолапый и большой
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?. (МЕДВЕДЬ)
Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку (ЗАЯЦ)
Посмотрите-ка, какая
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой (ЛИСА)
Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный (ВОЛК)
По деревьям скок-скок,
Да орешки щелк-щелк (БЕЛКА)
Упражнение для глаз Снежинки:
глазки смотрят - влево вверх, влево-вниз,
вправо вверх-вправо вниз.
Воспитатель. Ребята. Давайте порадуем Лесовика и назовем его друзей ласково
«Назови ласково» -
белка-белочка,
заяц-зайчик,
лиса-лисичка
волк-волчок
еж-ежик
медведь-медвежонок
Воспитатель. Молодцы Ребята! А сейчас все скорее выходите и на
полянку на физминутку.
«Хомка»
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок
Хомка рано встаёт
Спинку моет, щёчки трёт!
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать!!
Воспитатель.
Ребята, Лесовик рассказал, что в лесу однажды приключилась вот
такая история. Вышли на полянку разные животные, разошлись по
всей полянке, и вдруг налетела метель. Стали мамы своих детей к
себе подзывать. А они разбрелись в разные стороны и не знают куда
идти .
Ребята. Помогите мамам, найдите детенышей.
- Скажите, кто с кем вышел гулять. Проводится игра «Кто с кем?»
Лиса с кем вышла гулять. с лисятами)
Волчиха с кем ( с волчатами),
Зайчиха с кем. (с зайчатами),
Ежиха с кем. (с ежатами),
медведица с кем. (с медвежатами),
А белочка с кем вышла гулять. (с бельчатами).
Воспитатель. Молодцы, ребята! А теперь нужно соединить животных с буквами. Порадовали вы, Лесовика своими знаниями. А теперь подарим Лесовику всех его друзей. И подарим картинку Лесовику. Но прежде мы должны размять пальчики.
Пальчиковая игра «Снежок»
Раз, два, три, четыре, пять-загибаем пальчики
Мы во двор пошли гулять
Бабу снежную лепили-лепим комочки
Птичек крошками кормили-крошащие движения пальчиками
С горки мы потом катались-ладошка об ладошку
А еще в снегу валялись-ладошкой потом тыльной стороной об стол
Все в снегу домой пришли-отряхиваемся
Съели суп и спать легли-ручки под щечку
Воспитатель. (сидя на стульчиках). Лесовик говорит вам спасибо и хочет угостить вас вареньем, но забыл из чего варенье варил. Положите перед собой баночки с вареньем (баночки, вырезанные из картона на которых изображены ягода или фрукт, посмотрите на картинку и напомните Лесовику из чего варенье. У меня на баночке нарисована земляника, варенье земляничное, а у тебя?
Лесовик. Молодцы, ребята, порадовали вы меня. я вам приготовил волшебную дорожку она приведет вас в детский сад.
Воспитатель. До свидания, Лесовик! Спасибо . (под музыку.)
Воспитатель. Вот ребята мы снова в детском саду. Что понравилось?
Что не понравилось в нашем путешествии.
Л В Б З М
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.