Цель: Развитие у детей познавательных интересов. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательная.
1.Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, нет вкуса, вода – растворитель.
2.Закреплять первоначальные представления о морях и океанах.
3.Пополнять знание детей о подводном мире и его обитателях.
Развивающая.
1.Развивать навыки проведения лабораторных опытов
2.Развивать способность вслушиваться в звуки природы, в мелодию и ритм музыкального произведения, определять его характер, двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки; развивать способность вживаться в образ;
3.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Воспитательная.
1.Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
2.Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группах, в коллективе.
3.Проявлять терпение и дослушивать товарища до конца.
Интеграция образовательных областей.Конспект
К О Н С П Е К Т
Непосредственной образовательной деятельности по познавательно
речевому развитию (экологическое воспитание)
Старшая группа
Тема: « Путешествие к морскому царю»
Цель: Развитие у детей познавательных интересов. Развитие познавательно
исследовательской и продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательная.
1.Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет
запаха, нет вкуса, вода – растворитель.
2.Закреплять первоначальные представления о морях и океанах.
3.Пополнять знание детей о подводном мире и его обитателях.
Развивающая.
1.Развивать навыки проведения лабораторных опытов
2.Развивать способность вслушиваться в звуки природы, в мелодию и ритм
музыкального произведения, определять его характер, двигаться в
соответствии с характером и ритмом музыки; развивать способность
вживаться в образ;
3.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться,
учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать
свою правоту.
Воспитательная.
1.Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
2.Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группах, в
коллективе.
3.Проявлять терпение и дослушивать товарища до конца.
Интеграция образовательных областей.
1.Физическая культура.
2.Безопасность.
3.Социализация.
4.Познание.
5.Коммуникация
6.Чтение художественной литературы.
7.Художественное творчество.
8.Музыка.
Словарная работа:
Обогащать детей словами: глобус, океан, море, дельфины, осьминог, медуза,
краб, трезубец, ракушки.
Индивидуальная работа.
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.Предварительная работа:
1.Беседы на темы: «Океаны», «Моря», «Живые организмы Мирового океана».
2.Рассматривание глобуса, карты мира.
3.Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и
пресноводные».
4.Заучивание стихотворений о море, отгадывание загадок о морских
обитателях.
5.Просмотр презентации «Море».
Материалы и оборудование:
Макет морского дна, фонограмма со звуками природы и музыкальное
сопровождение, маскишапочки Капельки воды, мама – Тучка, солнце
изготовленные из бумаги, глобус, одноразовые стаканчики, ложки, вода,
молоко, сахар, мелкие игрушки, воронка, салфетка, презентация «Море»,
ноутбук, магнитофон, ракушки, послание и задания напечатанные на листке,
картинки для д/игры «Почистить море», два мольберта на одном рисунок
море , на другом мусорный бак, игрушка черепаха, ракушки в подарок, два
плаката синего цвета, трафареты морских обитателей, губки, гуашь, влажные
салфетки, столы для проведения опытов и рисования.
Ход деятельности:
Дети проходят в зал .Здороваются с гостями и садятся на стульчики.
Восль: Дети отгадайте загадку:
«Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без….. ( воды) –(Дети).
Поговорим мы о воде. А хотите я вам расскажу сказку о капельке. (Да) –
(Дети).
Вы мне в этом поможете. «Жилабыла мама –Тучка, и были у нее детки
маленькие капельки.(Восль надевает маску шапочку «тучки»на себя, а
детям маскишапочки капельки.)Однажды мамаТучка сказала своим
капелькам: Капельки, вам пора отправиться в путь. (Звучит аудиозапись со
звуками дождя). Полетели Капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. (Дети
прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и
потекли маленькими веселыми ручейками. (Звучит шум ручья, дети
составляют ручейки, взявшись за руки парами). Встретились ручейки и стали
большой рекой. (Звучит шум реки, ручейки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала
в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по
кругу звучит шум океана). Плавали, плавали капельки, а потом вспомнили,
что мама – Тучка наказывала им вернуться. А тут солнышко пригрело. Сталикапельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и
вернулись к маме – Тучке. (дети разбегаются, бегут к маме – Тучке, затем
садятся на свои места).
Восль : Молодцы ребята! Где встречается капелька воды?
Дети: В капельке дождя, ручейке, реке, море, океане…
Восль: Давайте рассмотрим глобус. Что такое глобус?
Дети: Это наша планета, только в уменьшенном размере.
Восль: Обратите внимание, какую часть на глобусе занимает вода?
Дети: Больше половины.
Восль: Для чего нужна вода? Сможем ли мы без нее прожить?
Дети: Воду мы пьем, купаемся, готовим пищу, в воде живут рыбы, животные,
растения.
Восль: Что же такое вода, какими свойствами она обладает? – все это
выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории.
(Дети проходят к столам).
1 – стол .Определяют прозрачность воды.(Опустить в стакан с молоком
мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.
Вывод: Вода прозрачная.
2 – стол. Есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?
Вывод: Вода не имеет запаха и без вкуса.
3 – стол. Опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.
Вывод: Вода – растворитель.
Восль: Итог эксперимента: вода – одно из самых удивительных веществ.
Она обладает многими свойствами: прозрачность, нет запаха, без вкуса,
растворитель.
Ребята посмотрите на глобус, как много воды, а всю ли её можно пить?
Дети: Нет.
Восль: Почему?
Дети: Соленная, грязная.
Восль: Воду можно очистить. Перед вами две ёмкости с водой. Как вы
думаете, вода в них одинаковая?
Дети: Нет. Одна чистая, а другая – грязная.
Восль: Чтобы её очисть – я для этого возьму воронку, вложу в нее листок
специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через воронку.Что у нас
получается?
Дети: Вода становится чистой.
Восль: А что стало с нашей бумагой?
Дети: Грязная стала.
Восль: Хорошо поработали. А сейчас отдохнем. Ребята, вы умеете узнавать
звуки природы? (Да).
Давайте попробуем.
(Звучит фонограмма. Дети угадывают: шум дождя, звук грозы, пение птиц,
шум моря).Восль: Верно, это шум моря. Посмотрите какое оно красивое.
(Восль показывает детям презентацию «Море»)
Восль : Дети, а что вы можете сказать о море. Какое оно?
Дети: Красивое, бескрайнее, прозрачное, шумящее, синее, таинственное,
сказочное, волшебное…
Восль:Нам сейчас о море прочитает стихотворение Кристина.
Ребенок: Море бывает разным,
Черным бывает и красным.
Бывает море веселым,
Чаще бывает соленным
А я люблю синее море
С ласковой, нежной волною.
Люблю, как рыба, плескаться,
Плавать, нырять, кувыркаться.
(Восль находит ракушку , а в ней послание).
Восль: Ребята, нам послание от самого морского царя Нептуна. Он нас
приглашает в гости. И просит вас ему помочь. У Нептуна беда! Оказывается и
у царей бывают неприятности. Его трезубец неожиданно потерял свою
волшебную силу. Для того чтобы волшебство вернулось нужно нам
опуститься на дно морское и выполнить несколько заданий. Вы готовы?
Дети: Да.
Восль: Тогда начинаем погружение. (Под музыку дети выполняют
движения).
Вот мы и оказались на дне моря, у морского царя. А вот и первое задание.
(Восль достает из ракушки листок).
1.задание. Какие водоемы вы знаете?
Дети: Океан, море, река, озеро, ручей, болото, лужа…
Какие из них самые большие?
Дети: Океаны.
2. задание. Какие океаны вы знаете?
Дети: Тихий, Индийский, Атлантический, СевероЛедовитый.
А вы знаете, почему им дали такие имена?
Дети: Когда мореплаватель Магеллан проплывал по Тихому океану, 90 дней
погода была спокойной и он решил назвать Тихим, но позже он убедился, что
океан очень бурный и самый непредсказуемый.
Атлантический почему так назван?
Дети: В честь Атланта одного из самых сильных героев греческой
мифологии.
Какой океан самый теплый?
Дети: Индийский , а назвали его так, потому, что он омывает берега Индии,
которая в древние времена считалась самой загадочной и диковинной страной,
в которой всегда тепло.
Какой океан самый маленький?Дети: СевероЛедовитый и назвали его так, потому что он находится рядом
с Северным полюсом и большую часть года этот океан дремлет, укрываясь
толстым одеялом мощных плавучих льдов.
3. задание. – Какие моря вы знаете?
Дети: Черное, Красное, Желтое, Каспийское, Белое, Охотское, Лаптевых,
Жигулевское…
Чем отличаются моря от океанов, и чем они похожи?
Дети: Отличаются размерами, а похожи тем, что вода в них соленая.
4.задание. Надо почисть море от мусора, которое нерадивые отдыхающие
оставляют на берегу и бросают в море. ( Два мольберта. На столе лежат
картинки, на один мольберт ставим картинку с мусором , а на другой что
должно жить в море.)
Ребята можно загрязнять водоемы?
Дети: Нет.
Почему?
Дети: Вода будет грязная, погибнут рыбы и водоросли, можно порезаться….
5 задание. Нужно отгадать загадки.
1.Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки!
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбешкой пляшет
Назови, его дружок
Рыбок друг – (Морской конек)
2.Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды (Дельфины)
3.Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног!
Это чудо (Осьминог)
4.Этот белый парашют
Волны к берегу несут
Для нее волна качели
И плывет она без цели
Ни откуда в никуда.
Вся прозрачна как вода. – ( Медуза)
5.Ползет в море паук –
Восемь ног, пара рук
В руках клешни,
В глазах – испуг
Ловко мусор собирает
Дно морское очищает. – (Краб)Восль : Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями , и трезубец
Нептуна вновь обрел свою волшебную силу. И в благодарность царь морской
Нептун прислал вам подарки: «Ракушки».
Нам пора возвращаться. ( Под музыку дети поднимаются из морских глубин
на поверхность.)
ВосЛЬ : Ребята давайте свои впечатления о морском путешествии оставим в
рисунке.
( Дети подходят к столу. Каждый ребенок берет трафарет морского
животного и губкой наносит краску).
Восль: Ребята давайте покажем нашим гостям какой подводный мир у нас
получился.
(Восль и дети читают стихотворение.)
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Библиография
Основные источники:
Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию
дошкольников»
О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно
образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях»