«Пути и средства повышения учебной мотивации на уроках биологии в 7 классе: научная новизна и проблемное обучение»
Оценка 5

«Пути и средства повышения учебной мотивации на уроках биологии в 7 классе: научная новизна и проблемное обучение»

Оценка 5
docx
06.12.2022
«Пути и средства повышения учебной мотивации на уроках биологии в 7 классе: научная новизна и проблемное обучение»
статья Кондратова Т.С..docx

«Пути и средства повышения учебной мотивации на уроках биологии в 7 классе: научная новизна и проблемное обучение»

Кондратова Тамара Сергеевна

учитель химии и биологии, КГУ Опорная школа (РЦ) на базе гимназии № 9,п.Осакаровка. Карагандинская область

nice.kondratova@mail.ru

Аннотация. Мақалада авторлар жетекші мектеп пен серіктес мектептер жүргізетін сегіз сабақтан тұратын екі цикл сабағын зерттеуді ұйымдастыруды қарастырады. Зерттеу ауылдық мектептердегі оқушылардың мотивация деңгейін арттыруға бағытталған, авторлар проблемалық оқыту әдістерін ғылыми жаңалық әдісімен бірге қолданады. Сабақты зерттеу нәтижелері келтірілген дәлелдермен мотивация деңгейінің оң динамикасы болып табылады.

В статье авторами   рассматривается организация исследования урока двух циклов из восьми уроков, проводимое Ведущей школой и партнерскими школами. Исследование направлено на повышение уровня  мотивации учеников в сельских школах, при этом авторы  используют приемы проблемного обучения в сочетании с методом научной новизны. Итогами исследования урока являются положительная динамика уровня мотивации с приведенными доказательствами.

 

«Давайте запомним: одна книга, одна ручка, один ребенок и один учитель могут изменить мир» Малала Юсуфзай

Удивительно быстро меняется портрет  современного учащегося  в мировом образовательном пространстве. Ученик легко обучаем, любознателен, активен, пытлив. Возможно, это  идеальный ученик, каких очень много, и это радует. Но в школе, а особенно в сельской, есть разные ученики.  И одно из главных отличий между ними заключается в отсутствии интереса к учению. К сожалению, учение перестало быть самоцелью. По причине объективных и субъективных причин сельские  школьники быстро утомляются, интерес к учению пропадает. «Случается, что ученик только физически присутствует на уроке, в то время как мысли его витают где-то далеко. Несосредоточенность на работе классе, невключенность в нее, по-видимому, связаны с пассивными и инертными способами учения». [1,с.11]. Но обратимся к профессионалам. Три важнейших источника стимуляции познавательных интересов: содержание учебного материала, организация познавательной деятельности учащихся и отношения, которые складываются в учебном процессе между учителем и учащимися и между учениками» - так считает Д. Хамблин. [3,с.12]. Какой путь является более эффективным, путь строгой регламентации действий учащихся или путь поисковый, когда перед учеником ставится проблема и он сам активно ищет способы ее решения? [4,с.63]. Будем искать решения этой проблемы.

 Сегодня нет наверное в Казахстане такой школы, которая бы не организовала в своей практике преподавания педагогический подход Lesson study, определяющий специфичную форму исследования в действии на уроках и направленную на совершенствование знаний в области учительской практики – то, чему в общем – то и посвящена вся жизнь учителя. Ведущая школа КГУ «Опорная школа (ресурсный центр) на базе гимназии №9»  Осакаровского региона решила организовать исследование урока в партнерских школах совместно с МО ЕМЦ гимназии. Из пяти партнерских школ к исследованию подключились еще две школы – ОШ № 13  и ОШ № 17. Две школы  из пяти. Но и это было для нас успехом на первоначальном этапе работы в этом направлении.  В каждой школе работали фокус-группы, учителя МО ЕМЦ  гимназии и партнерских школ работали слаженно, вместе, параллельно каждый в своей школе, а уроки планировали он-лайн.  (фото 1).

 

 

 

 

Фото 1  Планирование Исследования урока вместе с партнерскими школами

Выбор темы исследования «Пути и средства повышения учебной мотивации на уроках биологии в 7 классе: Научная новизна и проблемное обучение» обоснован результатами отвеченных учениками анкет «Учебные навыки», «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников» и «Методика изучения мотивации учения подростков». В анкетировании приняли участие 11  учеников гимназии, 8 учеников ОШ  № 17  и 10 учеников ОШ № 13.Общий уровень учебной мотивации можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1 Общий уровень учебной мотивации учащихся по трем школам (гимназия № 9, ОШ № 13, ОШ № 17)

Показатели уровня мотивации

Сумма баллов

%

Высокий уровень

67

20 %

Средний уровень

39-57

47 %

Сниженный уровень

18-38

33 %

Таким образом,  была сформулирована цель нашего исследования : Повышение учебной мотивации на уроках биологии используя приемы научной новизны в  проблемном обучении. Следующие этапы работы  Lesson Study   включали в себя 2 цикла и состояли из совместного детального планирования, проведения исследовательского урока, наблюдений, систематизаций результатов, планирования после исследовательского урока. Учителями – волонтерами, которые проводили уроки совместного планирования были  Шмидт О.В.(Гимназия № 9), Науменко А.А.( ОШ № 13), и Кунах Н.А.(ОШ № 17). При планировании уроков был сделан акцент не только  на научную новизну по выбранным темам урока, но и на   нестандартное проведение уроков – «выставка  картин», «научная лаборатория», «видеосалон», «умная теплица»  и другие. Форма проведения урока тщательно продумывалась в зависимости от темы и целей урока. В планировании принимали участие все школы – и партнерские, и ведущая; для этого учителя выходили на видеоконференции, предлагали свои идеи для проведения уроков, обсуждались АМО, которые лучше подойдут для того или иного урока, обсуждались все детали совместного планирования. При проведении циклов уроков  коллегами  использовались  приемы проблемного обучения: проблемное изложение, эвристический и исследовательские методы; формулировка гипотез и их доказательство или опровержение. На протяжении двух  циклов  учителями – наблюдателями  заполнялись проформы (2, с.37), в устной форме предлагались рекомендации по улучшению практики учителя, проводившего исследовательские уроки, проводилось совместное планирование дальнейших действий педагогов на основе полученных результатов.

Удивительным образом меняется отношение учеников к процессу обучения от цикла к циклу, и это  потому что дети видят, что их результаты небезразличны их  учителям. А анализируя отчёты учителей-наблюдателей и учителей, проводивших уроки,  отмечается, что  у учащихся наблюдается вовлечённость в активную работу, активность. Метод научной новизны приоткрыл для учеников занавес, где великие люди – ученые своим каждодневным трудом двигали вперед науку  и технику, подвергаясь порой опасностям, гонениям, непониманию, а иногда и смерти… И ради этого живет каждый человек на планете – сделали вывод ученики в рефлексивных опросах. А выбранные приемы проблемного обучения не оставляют равнодушными и небезучастными учеников как гимназии так и партнерских школ.  Все вышеперечисленное способствует улучшению психологического климата, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Результаты после второго цикла исследования урока  можно увидеть в таблице 2.

Таблица 2 Общий уровень учебной мотивации учащихся (после серии последовательных уроков, 2 цикла) по трем школам (гимназия № 9, ОШ № 17, ОШ № 13)

Показатели уровня мотивации

Сумма баллов

%

Высокий уровень

67

22 %

Средний уровень

39-57

49 %

Сниженный уровень

18-38

29 %

 

Диаграмма № 1 наглядно показывает результаты исследования.

Диаграмма №  1 Результаты  изменения показателя мотивации  в процессе 2 циклов    исследования урока

      Таким образом, учителям МО ЕМЦ Ведущей школы и партнерских школ удалось получить положительную динамику изменения мотивации к обучению: высокий уровень мотивации в среднем по трем школам увеличился на 2%, средний – на 2%, и низкий уровень мотивации снизился на 4%. Это был трудный и кропотливый процесс. И своим исследованием мы подтвердили слова Малалы Юсуфзай:  одна книга, одна ручка, один ребенок и один учитель могут изменить мир.

Список литературы:

1.     Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка : Избр. психол. тр. / Н.А. Менчинская ; Рос. акад. Образования, Воронеж : [МОДЭК], 2004  - 511 с.

2.     Пит Дадли. Lesson Study: теория и практика применения  http://figym.kz/uploads/LS_tpp.pdf

3.      Хамблин, Дуглас. Формирование учебных навыков - М. : Педагогика, 1986. – 160 с.

4.     Щукина  Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Москва: Знание, 1972. - 32 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пути и средства повышения учебной мотивации на уроках биологии в 7 классе: научная новизна и проблемное обучение»

Пути и средства повышения учебной мотивации на уроках биологии в 7 классе: научная новизна и проблемное обучение»

Но обратимся к профессионалам.

Но обратимся к профессионалам.

Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников» и «Методика изучения мотивации учения подростков»

Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников» и «Методика изучения мотивации учения подростков»

На протяжении двух циклов учителями – наблюдателями заполнялись проформы (2, с

На протяжении двух циклов учителями – наблюдателями заполнялись проформы (2, с

Диаграмма № 1 Результаты изменения показателя мотивации в процессе 2 циклов исследования урока

Диаграмма № 1 Результаты изменения показателя мотивации в процессе 2 циклов исследования урока

«Пути и средства повышения учебной мотивации на уроках биологии в 7 классе: научная новизна и проблемное обучение»

«Пути и средства повышения учебной мотивации на уроках биологии в 7 классе: научная новизна и проблемное обучение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2022