Пути повышения качества образования в начальной школе.
Среди
множества серьёзных проблем, стоящих сегодня перед педагогом, наиболее значимо
выделяются проблемы качества знаний.
Трудности, которые испытывают дети мы наблюдаем , что в процессе обучения дети
испытывают определенные трудности, которые связаны с недостатками внимания,
эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации
и общей познавательной пассивностью, низким уровнем развития речи, ограниченным
запасом знаний и представлений об окружающем мире. Перечисленные выше проблемы
ставят ребёнка в ситуацию постоянной неуспешности, перерастающей в
неуспеваемость.
Поэтому моя цель, как педагога, заключается в создании благоприятных условий, способствующих предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся.
Как же помочь нашим детям учиться? Как повысить качество их знаний?
Прежде всего, необходимо их заинтересовать, сделать процесс обучения увлекательным, создать такие условия, чтобы любой ребёнок чувствовал свой, хоть и маленький, но успех.
Качество знаний появляется при наличии учебной мотивации. А для этого учитель должен приложить все свои силы и учить детей так, чтобы им захотелось учиться.
Что способствует формированию положительной мотивации на уроке?
1 Это психологический комфорт. В классе доброжелательная атмосфера.
Психологический настрой: «Мы учимся вместе»
2.Разъяснении того или иного материала ведем на доступном, понятном детям языке. Опираемся на их жизненный опыт. Стараюсь вовлекать детей в диалог, так как они должны быть активными участниками процесса обучения. Хвалю за каждое, пускай и маленькое, рассуждение, которое ведет к верному ответу.
3.Подготовка к уроку.
Готовясь к урокам, продумываю формы и методы обучения.
Если изучаемый материал сложен и требует детального объяснения, использую общеклассную форму, с использованием технологии диалогового взаимодействия,
Если изучаемый материал доступен – применяю технологию обучения в сотрудничестве, групповую форму работы или работу в парах
Для меня важно, чтобы каждый ученик понял тему, разобрался в ней, поэтому использую и индивидуальную форму.
Для обеспечения наглядности обучения эффективно использую самое простое, доступное программное обеспечение, которым может пользоваться каждый учитель – презентацию (Power Point). Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Несмотря на трудоемкость их выполнения, я считаю, что они достаточно эффективно срабатывают. Разнообразный зрительный ряд способствует более качественному усвоению знаний.
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов.
Особенно это актуально при изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока. Например, тема «Деление»:
За забором 6 заячьих ушей? Сколько зайцев?
Включение заданий поискового характера.
На уроках математики
- Задачи с заведомо допущенными ошибками.
- Иногда предлагается “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно.
- Даётся правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и предлагается найти “верное” решение.
-
Задачи с противоречивыми данными.
(В комнате 4 мальчика и 3 девочки. Сколько животных в комнате?)
Урок «Окружающий мир».
Наблюдения, работа с дневником, поиск информации, сравнительная характеристика, подтверждение признаков осени.
На уроке русского языка
Уверенное владение навыками чтения является одним из основных условий успешности детей в учении.
В процессе обучения младших школьников большую роль занимает игра. Поэтому в свои уроки включаю элементы соревнования, путешествия, сказки, использую дидактические игры, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.
Как только дети оказываются в игровой ситуации, они сразу начинают сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, становятся более внимательными. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести группу.
Так как в начальной школе все предметы ведет один учитель, то на уроках есть возможность интегрировать учебный материал.
Так же хочется сказать об учебных проектах.
Под моим руководством дети учатся собирать материал по заданной или интересующей их теме, пользуясь справочной литературой, Интернетом, систематизировать его, подбирать подходящие иллюстрации. В результате этой деятельности создаётся творческая работа. Все это активизирует познавательную деятельность, следовательно способствует повышению качества обучения.
Кроме этого на своих уроках я также использую мультимедийные курсы, готовые программные продукты на компакт-дисках. Это прежде всего программа «Начальная школа Кирилла и Мефодия». Сейчас можно найти великое множество обучающих программ, но если даже учителю пока сложно работать с программным продуктом, то можно использовать мультимедийные энциклопедии, более легкие для работы.
Ну и конечно же надо сказать об использовании Интернет ресурсов. На многих учебных сайтах созданы on-line программы, для работы на уроке
Работа на образовательной он-лайн платформе Учи-ру: это отечественная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме
Участие в предметных марафонах «Навстречу знаниям», «Осенний марафон», олимпиада по математике «Заврики», «Юный предприниматель»
Важен контроль деятельности обучающихся (различные тесты, викторины, тетради н а печатной основе.)
Проверка знаний» — новый функционал для учителей для проведения контрольных и самостоятельных работ на платформе Учи.ру.
- Готовые контрольные и самостоятельные работы по разделам и темам школьного курса.
Применение таких форм проведения уроков позволяет стимулировать разнообразие деятельности обучающихся, дает возможность увеличить на уроке объем информации, позволяет воспитывать навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету у учащихся, также выявить детей с определенными способностями. Развитию таких способностей помогают занятия по внеурочной деятельности «Заниматика», «Игрослов». Проявить себя такие ребята потом могут на олимпиадах, НПК, триз-турнире «Седьмой лепесток».
Гуляшова Светлана Владимировна
МБОУ СОШ №23 г. Новосибирска
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.