МБОУ «Матурская СОШ» им героя Советского Союза Г.Т.Зорина
Доклад
«Пути преодоления трудностей адаптации к школьному обучению первоклассников»
Выполнила Шултрекова Н.В
Учитель начальных классов
2022г.
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется весь уклад его жизни, возрастает психическая и эмоциональная нагрузка. На смену играм приходят ежедневные учебные занятия., требующие от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, дополнительные занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.
Это
состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности,
тревожностью. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным,
может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится
недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе,
быстро устает и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к
сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее
подверженными дезадаптации. Некоторые первоклассники становятся очень
шумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, капризничают, Другие становятся
очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к
ним обращаются взрослые, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части
детей может нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура,
обостряются хронические заболевания.может появиться интерес к игрушкам,
играм, к книгам для очень маленьких детей.
Физиологическая
адаптация.
Социально-психологическая
адаптация.
Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.
Для родителей первоклассников особенно важно:
Когда уместна тревога? Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем наоборот вредят ребёнку. Психолог поможет нам разобраться в этом вопросе:
Признаки успешной адаптации: Во-первых, это
ребенок учебой удовлетворен. Ему нравится в школе, он не испытывает
неуверенности и страхов.
Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
Отдельно необходимо сказать и об отношениях с учителем.
Таким образом, можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Приложение 1. |
Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе(для родителей)
«Пять вопросов в конце недели»
Вечером последнего учебного дня недели, обсудите несколько простых вопросов:
- Доволен ли ребенок тем, как прошла школьная неделя, и почему?
- Что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало?
- Какие «роли» ему пришлось выполнять за неделю (ученик, дежурный, зритель, участник дела, события, победитель, )? Выполнение каких ролей ему понравилось, а каких - нет?
- Какой из дней запомнился более всего? Почему?
- С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной?
«Беседа по классной фотографии»
Положите перед собой классную фотографию вашего ребенка. Пусть для начала он «познакомит» вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. В дальнейшем через фотографию можно будет подробно расспрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы ваш сын (дочь) больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируя ребенка на «ябедничество».
Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: «К кому можно обратиться за помощью?», «С кем интереснее всего играть?», «Кто самый веселый?» и т.п.
«Как я закончу четверть (год)?»
За две-три недели до конца четверти (учебного года) предложите ребенку составить собственный прогноз итоговых оценок. Нарисуйте вместе с ним будущий табель и попросите выставить ожидаемые отметки. Объясните, что лучше стремиться оценивать будущие достижения реально-оптимистично, а не мечтательно-предположительно. Когда вы получите настоящий табель и положите его рядом с «прогнозом», у вас будет тема для разговора с ребенком.
«Плюсы и минусы школьного дня»
Это несложная диагностика-игра, позволит вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребенка, связанное со школой. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуговицы и бусинки; зерна красной и белой фасоли и т.п.) нужно «нарисовать» прошедший школьный день. Чего в нем оказалось больше - радостного или неприятного, хорошего или плохого? Главное - увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого «плюса» и «минуса», хотя вполне вероятно, что о некоторых из них ребенок захочет рассказать Вам сам.
«Копилка школьных успехов»
Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это - «копилка школьных успехов», в которую, к примеру, будут «складываться» «пятерки» и «четверки». Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек.
Предвидя возможный родительский соблазн, предупредим сразу: играть в то, что за получаемые «пятерки» вы будете складывать в копилку пятирублевые монеты, не стоит. Даже не будем объяснять, почему. Причин, поверьте, более чем достаточно. Гораздо разумнее, чтобы содержимое «копилки» оставалось условным. Как только «копилка» оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и...
Да! Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.
Приложение 2
Тестирование родителей с целью коррекции в дальнейшей работе
(Отметьте нужное «+»)
Ребёнок очень охотно идёт в школу. |
Совсем неохотно. |
Очень охотно принимает распорядок школы. |
Совсем не принимает. |
Очень сильно переживает учебные успехи. |
Совсем не переживает. |
Очень горячо делится школьными впечатлениями. |
Совсем не делится. |
Преобладают положительные впечатления. |
Преобладают отрицательные впечатления. |
Самостоятельно выполняет учебные задания. |
Справляется с помощью взрослых. |
Очень часто жалуется на одноклассников. |
Совсем не жалуется на одноклассн |
Результаты теста
№ |
Ф.И.О родителей |
Положительно |
Отрицательно |
1 |
|
+ |
|
2 |
|
|
- |
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
|
Вывод: Дети еще в процессе адаптации
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.