Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию
Тема: «Угощение для Карлсона»
Группа: подготовительная
Цель: сравнивание двух веществ и распознавание их по определённым свойствам, используя экспериментальную деятельность.
Задачи:
образовательная: учить детей ставить цель, планировать свою работу. Самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Обогатить словарь детей словами: вещество, кристаллики. Активизировать слова: форма, цвет, величина, вкус.
развивающая: развивать интерес детей к экспериментальной деятельности через сравнение и опыт. Развивать мыслительную активность, воображение, тактильное восприятие.
воспитательная: воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Методы и приемы: игровой (появление сказочных героев), проблемная ситуация (помощь Малышу), наглядный (сахар, соль), практический (опыты с сахаром и солью), словесный (объяснение воспитателя).
Форма проведения: подгрупповая.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование для каждого ребёнка: поднос, два стаканчика, две чашечки с веществами, лупа, чёрная бумага, ложка, аналитическая карта.
Ход занятия:
Дети входят в группу; воспитатель обращает их внимание на гостей и предлагает поздороваться и улыбнуться гостям и друг другу.
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» всем и друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет» и «Добрый день».
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся –
Дети: - «Доброе утро»
Воспитатель: - Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие и большие!
Затем дети слышат чей-то плач, обернувшись, видят мальчика.
Воспитатель:
-Ты кто и что случилось, почему ты плачешь?
Малыш:
-Я - Малыш, а плачу, потому что не знаю, что мне делать. Я в гости пригласил Карлсона, который живёт на крыше и хотел угостить его вкусными конфетами. А когда стал их делать, то обнаружил, что сахар и соль у мамы в одинаковых баночках. Вот теперь и не знаю, как мне быть, как их распознать.
Воспитатель:
-Ребята, поможем Малышу. Ведь мы как раз сегодня собирались проводить опыты. Малыш, ты согласен принять от нас помощь? (Да) Ну, тогда я вас всех приглашаю в нашу мини-лабораторию, но сначала давайте вспомним правила поведения и работы (воспитатель вывешивает карточки - символы на доску):
- соблюдать тишину, не выкрикивать, а поднимать руку;
- без разрешения ничего не трогать;
- работать нужно в фартучках;
- после работы всё убирать на место.
Дети надевают на малыша халат и присаживаются за столы, на которых разложены вещества и инвентарь.
Воспитатель:
-Ребята, что же мы сегодня будем делать?
Дети:
-Мы будем распознавать сахар и соль
Воспитатель:
- А как мы можем это сделать?
Дети:
-Провести опыты, поэкспериментировать.
Воспитатель:
-Правильно, для этого мы должны провести несколько опытов, а результаты записать в аналитические карты. (Всем детям раздаются карты с символами)
Эксп.№ 1.
-Ребята, посмотрите у вас в чашечках два вещества, в одной - соль, в другой – сахар. Просто, глядя на них, по внешнему виду, мы можем определить, где что? Что вы можете сказать о цвете этих веществ? (белого цвета)
Какой сделаем вывод: по цвету они одинаковые.
Давайте в первой графе наших карт это качество отметим. (Дети самостоятельно отмечают в картах)
Эксп.№ 2.
Воспитатель:
-Ребята, а может быть их можно отличить по запаху, как вы думаете, они чем-нибудь пахнут, давайте проверим. (Дети нюхают вещества, делают вывод и записывают в карты)
Какой сделаем вывод: вещества имеют разный запах (соль № 1 - не пахнет, сахар № 2 - пахнет)
Эксп.№ 3.
Воспитатель:
-А теперь аккуратно потрогайте вещества пальчиками. Что они вам напоминают? (песчинки)
Воспитатель:
-Эти песчинки называются кристаллами.
Кристалл-это твердое состояние вещества, он имеет определённую форму и определённое количество граней. Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, хоть и различаются размерами. В природе очень много веществ, которые образуют кристаллы. Вода - одно из самых распространённых.
Ребята, сейчас мы рассмотрим частицы этих веществ и узнаем одинаковой ли они формы. Положите несколько кристаллов этих веществ на черную бумагу, возьмите лупу и рассмотрите эти вещества в увеличительное стекло. Одинаковые или разные кристаллы по форме? На что похожи одни частицы? А другие? (ответы детей).
Воспитатель:
-Верно, кристаллы одного вещества похожи на кубики, а другого - на кирпичики. Что можно сказать об их величине? (ответы детей).
Воспитатель:
-Давайте в третьей графе наших карт это качество отметим. (Дети самостоятельно отмечают в картах).
Какой сделаем вывод: по форме и по размеру они разные.
Хотите поиграть. Выходите ко мне и вставайте в круг; я буду вам называть блюда, а вы будете, если в это блюдо добавляют соль – топать, если сахар – хлопать.
Физминутка: Игра «Солёное-сладкое»
Компот-
Суп-
Жареный картофель-
Кисель-
Конфеты-
Чай-
Варенье-
Котлеты-
Молоко-
Пельмени-
Квас-
омлет-
пирожное-
рыба жареная-
лимонад-
Эксп. № 4.
Воспитатель:
-Ребята, а если эти вещества добавить в воду, как вы думаете, что с ними произойдёт?
Дети:
-Они растворятся.
Воспитатель:
-А что растворится быстрее? (предположительные ответы детей). А давайте проверим ваши предположения (дети выполняют опыт самостоятельно и записывают результат в карту).
Какой сделаем вывод: вещества хорошо растворяются.
Опыт № 5.
Воспитатель:
-Дети, я знаю, что вы все пробовали эти вещества, а какие они на вкус? (сахар –сладкий, соль – солёная)
Ребята, а теперь давайте попробуем водичку на вкус: сначала из одного стаканчика, а потом из другого. Какая водичка на вкус в первом стаканчике, а во втором?
Какой сделаем вывод: в чашечке № 1 находится соль, а в чашечке № 2 – сахар.
Малыш:
-Я понял, всё очень легко, мне нужно было просто попробовать эти вещества на вкус!
Воспитатель:
-Ребята именно на этом свойстве и основано использование соли и сахара в жизни человека.
Воспитатель:
-Дети, а вы знаете, откуда человек берет соль и сахар? (дети высказывают предположения, затем воспитатель приглашает детей к доске, где находятся картинки и рассказывает о способах добычи соли и производстве сахара)
- Соль добывают из недр земли – это полезное ископаемое, природный минерал, а сахар – продукт человеческой деятельности, его получают промышленным способом из сахарной свеклы или сахарного тростника. Сахар из свёклы белого цвета, а из тростника – коричневый. Как вы думаете, сегодня мы экспериментировали, с каким сахаром? (ответы детей)
- Дети, а сахар обладает ещё одним очень интересным свойством. На этом свойстве и основано изготовление тех самых конфет - леденцов, которые так любит друг Малыша Кио он? (Карлсон). Кто-то из вас догадался, о каком свойстве я говорю? Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если соль и сахар нагреть? (Дети высказывают свои предположения).
Тогда я вас снова приглашаю в лабораторию провести ещё один эксперимент. Но этот опыт с огнём, поэтому я проведу его сама, а Малыш мне поможет.
Эксп.№ 6.
Воспитатель:
-Малыш, возьми в ложечку немного соли и нагрей её. Что происходит?
А я возьму немного сахара и тоже нагрею. Что происходит?
Дети:
- Соль просто нагревается
-Сахар нагревается и плавится.
Воспитатель:
-Нагреваю до полного растворения и капаю на тарелочку. Что произошло с жидким сахаром?
Дети:
-Он стал твёрдым.
Воспитатель:
-Ну, вот мы с вами и сделали любимые леденцы Карлсона. Но чтобы леденцы были красивые, на кондитерских фабриках сахарный сироп разливают в специальные формочки и добавляют пищевой краситель.
Малыш:
-Ребята, давайте наш леденец завернём в красивый фантик и угостим Карлсона.
(Звучит шум моторчика, в группу залетает Карлсон)
Карлсон: -Здравствуйте, дети! Вот ты где, Малыш. Я пришёл к тебе в гости, а тебя нет дома. А потом я подумал и решил, что ты мог пойти в гости к ребятам. Вот я сюда и прилетел. Ой, а что это вы тут делаете?
Малыш:
-Мы с ребятами экспериментировали.
Карлсон:
-Что значит, экспериментировали, это как?
Дети:
-Экспериментировать - это значит, проводить опыты.
Воспитатель:
-Ребята, что вы расскажите дома о нашем занятии? (Мы распознавали соль и сахар и т. д.).
- Что нового вы сегодня узнали?
- А что мы научились делать? (леденцы)
Вот, Карлсон, мы для тебя сделали твои любимые леденцы (он пробует и хвалит ребят).
Дети я тоже вас хочу поблагодарить за такую активную и хорошую работу. Вы сегодня все постарались и показали, что вы настоящие, серьезные ученые.
Карлсон:
-А я тоже прилетел не с пустыми руками, подаёт детям коробочку.
Воспитатель открывает и достаёт всем по петушку. Дети благодарят Карлсона.
Воспитатель:
- Ребята, прежде чем мы с вами попробуем леденцы, хочу вас попросить оценить нашу работу. Если вам понравилось то, чем мы с вами сегодня занимались, приклейте веселый смайлик к солнышку, а если вам не понравилось – грустный смайлик вы можете приклеить к тучке.
Ну, а теперь нам нужно убрать свои рабочие места, а потом можно и поиграть (Дети убирают рабочее место и снимают фартучки).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.