ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Из опыта работы учителя начальных классов ГКОУ СО «Екатеринбургская школа №2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» - Шапошниковой Е.В. (высшая КК)
«Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». В.А.Сухомлинский
Свою статью я хочу начать со старой индейской притчи. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»…
Не секрет, что процесс воспитания - эта сложная система формирования и развития личности, включающая в себя как воздействие извне, так и внутри самой системы. Сложность процесса воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. То есть, сам воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе более динамичен, подвижен, непредсказуем.
Из учебного пособия В.Б.Брунова «Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии» мною выделена следующая аксиома:
1. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа пронизывает весь процесс обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
2. Она имеет коррекционную направленность и оказывает корригирующее влияние на личность воспитанника.
3. Главная задача внеклассной воспитательной работы школы VIII вида заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду.
4. В процессе внеклассной воспитательной работы дети закрепляют знания, полученные на уроках, с помощью экскурсий, наблюдений за природой, походов в театр, на выставки и просто в лес в разные времена года.
5. Внеклассная работа занимает одно из главных мест в воспитании и развитии ребенка. На внеклассных занятиях, часах внеклассного обучения, экскурсиях у детей расширяется кругозор, развивается и пополняется активный словарный запас, развиваются память, воображение. На внеклассных занятиях дети узнают нормы и правила поведения в обществе, учатся жить и работать в коллективе.
Становление личности умственно отсталого ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность.
В своей воспитательной работе главную роль отвожу проблеме социально-нравственного воспитания детей. Так как основная задача специальной (коррекционной) школы - успешная социальная адаптация детей в обществе, формирование у проблемного ребенка социально - нравственного опыта.
На данном этапе Российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Время экономических перемен внесло в нашу жизнь новые проблемы. Это прежде всего, потеря нравственных ориентиров, резкое снижение уровня культуры, проникновение в сознание людей сомнительных ценностей.
Ознакомившись с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, я в свою «Копилку педагога» взяла 4 ступени:
I ступень - «Семья» - не стоит забывать, что «взаимоотношение в семье проецируется на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека». Как известно, именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности. Формируются они не столько в школе и в обществе, сколько в семье. А семьи наших обучающихся часто асоциальны. Родители, имея низкую нравственную культуру, не знакомят ребенка с моральными нормами. Дети в большинстве своем не посещают детские дошкольные учреждения, с ними не проводятся соответствующие занятия, и, как следствие, уровень развития у проблемных детей существенно ниже, чем у нормального развивающегося ребенка. Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка», то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек: этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные. Я считаю, что нравственность отражает общечеловеческие ценности. А мораль зависит от конкретных условий жизни. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией. Этапы нравственного развития проходят у проблемных детей с искажениями. Большинство обучающихся из семей «группы риска». У детей из таких семей не сформированы понятия о том, что хорошо и что плохо, отсутствуют элементарные знания о культуре поведения, не сформированы навыки личной гигиены, дети не умеют контактировать со сверстниками, взрослыми. У них неадекватная самооценка.
II ступень – подразумевает под собой «осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его малой Родины».
III ступень – включает в себя «принятие культуры и духовных традиций многонационального народа РФ, где важным этапом является развитие гражданского самосознания в укоренении этнокультурных традиций к которым человек принадлежит по факту своего происхождения».
IV ступень – «высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского и патриотического воспитания».
Как классный руководитель и воспитатель, я стараюсь организовать целенаправленное педагогическое воздействие на проблемного ребенка в целях формирования у него определенных нравственных качеств, созданию условий, при которых будет идти целенаправленное воздействие на сознание и поведение ребенка.
Задачи социально-нравственного воспитания:
-формирование национальных базовых ценностей, через социально-нравственное воспитание личности ребенка как гражданина России;
-расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, внеурочной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей;
- формирование начальных основ сотрудничества в триаде педагог-ребенок–родитель в процессе взаимодействия в ведущей деятельности каждого возрастного этапа;
- становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познавательной деятельности.
Основные ценности:
семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,
здоровье — забота о своем здоровье, формироание привычки к здоровому образу жизни.
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
наука — ценность знания, стремление к познанию;
природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Принципы нравственного воспитания:
1- единство и целостность воспитательного процесса (установление преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного воспитания на всех этапах возрастного развития);
2- воспитания детей в коллективе (педагог постепенно формирует группу детей как первичный коллектив, для которого характерны элементы взаимопомощи);
3- требовательность к обучаемому в сочетании с уважением к его личности (уважение к личности воспитанника означает веру в его силы, проявление доброжелательности, чуткости; в каждом ребенке нужно находить положительные качества и опираться на них в воспитании);
4- учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (учитель должен хорошо знать своих обучающихся, учитывать темперамент, черты характера, жизненный и нравственный опыт ребенка, особенности эмоциональной сферы);
5- единство воздействий на чувства, сознание и поведение обучающихся (требования комплексного подхода к ребенку при выборе средств и методов нравственного воспитания);
6- систематичность и последовательность;
7- единство требований к детям в школе и семье.
Социально-нравственные направления в воспитательной работе
Культурно-обществоведческое направление - «Мои права и обязанности», «Как быть культурным?»
Гражданско-патриотическое направление - «Страна в которой я живу – Россия»
Историко-краеведческое направление - «Мы – уральцы», «Город в котором я живу»
Цель: установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми.
Задачи:
Помочь ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нем.
Подготовить обучающихся к вхождению в социум.
Сформировать у обучающихся осознанное волевое поведение.
Пробудить самостоятельное мышление.
Развить общую культуру ребенка.
Тематическое содержание:
· Мы такие разные (толерантное отношение).
· Познание себя. Какой я человек. Я – глазами коллектива (анкетирование, опрос, игровая модель выбора)
· Стремление и желание, права и обязанности (беседа)
· Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? (знакомство с произведением В.В.Маяковского, просмотр мультфильма, беседа)
· Мы за здоровый образ жизни (участие в Днях здоровья, классные часы по темам: «Я и спорт», «Правильное питание», «Витамины на нашем столе», «Вредные привычки», «Полезные привычки»)
· Добро и зло (беседы, просмотры видео роликов)
· Мир добрых дел (участие в акциях: «Птицы – наши друзья», «Мастерская кормушек», «Помоги детям Донбаса», «Наши меньшие друзья» (корма для животных питомника)
· Правила поведения в коллективе. Учимся вежливости.
· Правила поведения в коллективе. Уважение и терпимость (толерантность).
· Что такое справедливость? (обыгрывание различных жизненных ситуаций, обсуждение)
· Совесть. Голос совести (обыгрывание различных жизненных ситуаций, обсуждение)
· Честность. Самообман (обыгрывание различных жизненных ситуаций, обсуждение)
· Дружба. Ссоры между друзьями. Прощение.
«Страна в которой я живу – Россия»
Цель: выработка у обучающихся понимания социально значимых гражданских смыслов жизни, национального самосознания человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны.
Задачи:
1. Развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота своей Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
2. Изучение национальной культуры, народного искусства.
3. Привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ. Воспитание гордости за свою родину, народных героев.
4. Сохранение исторической памяти поколений в памяти подрастающего поколения.
Тематическое содержание:
· Изучение этнического, культурного, исторического своеобразия русского народа путем знакомства со сказками, частушками, закличками.
· Знакомство с памятниками культуры, отражающими духовное наследие России (подготовка докладов, сообщений, презентаций)
· Знакомство с календарно-обрядовыми фольклорными праздниками (участие в празднованиях Нового года, Масленицы, Пасхи)
· Изучение материальной культуры русского народа (народный костюм и прикладное творчество) –посещение краеведческого музея.
· Знакомство с символикой России.
· Наша армия родная (знакомство с военной техникой, посещение музея ВДВ, участие в концертных мероприятиях)
· Цикл бесед "Война, как много в этом слове для сердца русского слилось" (выпуски стенгазет, разучивание стихотворений о войне, участие в концертных мероприятиях)
· Цикл бесед "Герои живут среди нас" (беседы о людях профессий: пожарный, полицейский, врач, военный, просмотры документальных фильмов, чтение художественных произведений, встречи)
«Мы – уральцы», «Город в котором я живу»
Цель: воспитание у обучающихся начальных классов любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
· Воспитание потребности в изучении истории Урала.
· Расширение знаний о природе и достопримечательностях Урала.
· Изучение культурных традиций и искусства региона.
· Формирование экологического поведения.
Тематическое содержание.
ü История города Екатеринбурга (посещение музеев, просмотр презентаций, подготовка сообщений)
ü Природа Урала (знакомство с растительным миром на территории прилежащей к школе, посещение: ЦПКИО, парка семейного отдыха «Таганская слобода» для знакомства с птицами и животными Урала и т.д.)
ü Где мне интересно? (достопримечательности города, подготовка презентаций, сообщений, подготовка фотоматериалов)
ü Мой город - многонациональный (толерантное отношение к малым народам)
ü Посещение музеев, театров и др., экскурсии, конкурсы, предметные недели, праздники.
В своей воспитательной работе по формированию социальной нравственности я использую:
o проведение мероприятий совместно с родителями, причём родители являются не сторонними зрителями, а активными участниками действа;
o форма работы - «час общения» (беседы на различные темы о нравственности, беседы после прочтения произведений авторов А.Гайдара, анкетирование);
o привлечение к деятельности в данном направлении психолога, сотрудников полиции, социального педагога, медицинских сотрудников;
o участие детей в общественной жизни школы (совместные «линейки» по подведению итогов четверти, школьных мероприятиях; недели наук; конкурсы рисунков и поделок);
o проведение родительских собраний совместно с детьми;
o просмотр видеофильмов;
o экскурсии.
Работа с родителями – аспект важного этапа на пути социально-нравственного воспитания:
Формы работы с родителями:
совместное проведение праздников
индивидуальные собеседования с родителями
работа с родительским комитетом
родительские собрания
собрания-практикумы
«Круглый стол»
вечера вопросов и ответов
встречи с администрацией, учителями-предметниками
Источники:
1. Брунов В.П. Учебное пособие. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии. (Лекция 5. Нравственное воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы viii вида)
2. Брунов В.П.. Учебное пособие. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии. (Лекция 11. Организационные формы внеклассной работы в специальной (коррекционной) школе viii вида)
3. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей.-М., Просвещение, 2010.
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009
5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А.Сухомлинский. М.: Просвещение, 1980.
6. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление.- М., 2005.
7. Щукина Г.И. Классификация методов воспитания. Лекционный материал для студентов.
8. Щукина Г.И. Проблема
познавательного интереса в педагогике. - М., Педагогика, 1971. - 351 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.