Пути преодоления хронической неуспеваемости для 5-9 класса.
Оценка 5
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
5 кл—9 кл
20.06.2018
Пути преодоления хронической неуспеваемости для 5-9 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Данная работа нацелена на определение трудностей школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.Пути преодоления хронической неуспеваемости для 5-9 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Данная работа нацелена на определение трудностей школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.
хроническая неу-ть к презентации.docx
Тема: Пути преодоления хронической неуспеваемости школьников
основной школы. (слайд 1)
Введение
Актуальность проблемы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и
остаётся наиболее острой в современной педагогике. Число таких детей из
года в год возрастает.
Слайд 2
Цель работы. Данная работа нацелена на определение трудностей
школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующих задачи:
а) выделение типичных трудностей, возникающих у школьника в учебной
деятельности;
б) определение направления и содержание коррекционной работы по
оказанию помощи ребенку;
Слайд 3
I. Основы проблемы неуспеваемости школьников
Существует 3 фактора, которые могут вызвать дефекты познавательной
деятельности и тем самым повлиять на успеваемость учащихся:
1. несформированность приемов учебной деятельности;
2. недостатки развития психических процессов;
3. неадекватное использование учащимися своих устойчивых
индивидуальнопсихологических особенностей.
Слайд 4
2. Причины школьной неуспеваемости
Слайд 5
Психологические причины неуспеваемости
К психологическим причинам неуспеваемости относят, как правило,
свойства самого ученика, его способности, мотивы интересы и др. Среди психологических факторов можно выделить несколько сфер,
влияющих на обучение:
• познавательная;
• мотивационная;
• эмоциональноволевая;
Познавательная сфера
Недостатки развития мыслительных процессов в ряде случаев могут быть
вызваны возрастными особенностями мыслительной деятельности.
Для успешного освоения многих школьных предметов учащиеся должны
обладать высоким уровнем развития памяти, т.к. память – это важнейший
познавательный процесс, который лежит в основе обучения. Три
составляющие процесса памяти – это запоминание, сохранение и
воспроизведение.
Поведение детей на уроке, главный критерий эффективности функции
внимания. Нарушение внимания может быть следствием физиологических
изменений или результатом ситуативного психологического состояния
ребенка (отсутствие мотивации к обучению, конфликты с учителем, с
родителями, сверстниками).
Эмоциональноволевая сфера
Многие специалисты отмечают влияние самооценки на успех ребенка в
школе. Безусловно, уверенность, с которой ученик отвечает на вопросы
учителя у доски, зависит не только от уровня знаний и подготовленности к
уроку, но и от уровня его самооценки. Низкий уровень самооценки создает
проблемы как в освоении учебного материала («Я все равно этого не
пойму»; «Мне это никогда не запомнить»), так и в отношениях с
одноклассниками и учителями («Я не буду отвечать у доски, все надо
мной смеются», «Не пойду на урок биологии, учительница все равно
считает меня тупицей и выше двойки не поставит»)
Плохая успеваемость, как правило, ведет к ухудшению отношений
ребенка с одноклассниками, усложнению отношений с родителями, и
учителями и как следствие – к снижению уровня самооценки. Ребенок
становится конфликтным, замкнутым или ищет общения вне школы и семьи.
Отсутствие таких волевых качеств, как инициативность, самостоятельность и др., может повлиять на успешность обучения ребенка.
Мотивационная сфера
Задачи обучения можно считать решенными полностью только при условии
воспитания полноценных мотивов учебной деятельности. Отношение
ребенка к учению, т.е. учебная мотивация, играет решающую роль и в
формировании личности школьника
Уровень мотивации школьников к учебе снижается к концу младшего
школьного возраста. Создание проблемной ситуации является необходимым
условием для возникновения активной умственной деятельности.
Проблемная ситуация может стать первым шагом метода самостоятельной
работы, который вынудит ученика обратиться к анализу, синтезу,
сопоставлению, обобщению.
Слайд 6
Физиологические причины неуспеваемости
Ни для кого не секрет, что здоровье детей в течение последних десятилетий
неуклонно ухудшается. Все большее число детей приходит в школу, имея
уже те или иные хронические заболевания.
Леворукость
Особого внимания учителя заслуживают леворукие дети. Основные
трудности такого ребенка начинаются, как правило, при поступлении в
школу.
Астенический синдром
Часто болеющий ребенок более раздражителен, быстрее утомляется, у него
снижен уровень физической и умственной активности, он менее устойчив к
разного рода нагрузкам, менее работоспособен.Однако, общая
ослабленность организма может быть и врожденной.
Слайд 7
Социальные причины неуспеваемости
Неблагополучная, неполная семья, отсутствие контакта с родителями,
низкий материальный уровень семьи, школьная образовательная среда,
СМИ, все эти социальные факторы также могут привести ребенка к неудачам в учении.
Социальная среда
Стиль воспитания в семье влияет на успешность ребенка. Высокой
успеваемости способствует постоянное стремление родителей к
систематическим отношениям с ребенком, общение с ним, совместное
проведение досуга. Школьники, испытывающие к себе неприязнь
(отвержение) со стороны родителей, имеют низкую успеваемость. И тогда
причиной школьных бед становится влияние семьи, семейного «климата». И
необязательно только в неблагополучных семьях… внешне семья может
быть даже хорошей, но вот ребенку в ней живится не очень сладко.
Дело в том, что именно психическое здоровье ребенка тот определяющий
фактор, о которого зависит благополучная адаптация к школе и успешное
обучение.
Слайд 8
Что же может усугублять школьные трудности или приводить к их
возникновению?
1. Непонимание. Родители не видят истинных причин трудностей,
списывая все на лень, нежелание, «дурные наклонности».
2. Несоответствие требований и ожиданий родителей и
возможностям и потребностям детей. Благие намерения родителей научить
сразу всему
3. Неприятие детей. Это постоянное напряжение в отношениях
родителей и детей.
4. Нечеткость родителей. Это семья где властвует строгость
требовательность, где старший всегда прав, а младший не имеет права
иметь свое мнение.
5. Неравность отношений, непоследовательность в обращении с
детьми. Чаще такое бывает в семьях, где родительское рвение проявляется
время от времени.
Слайд 9
3. Пути преодоления неуспеваемости школьника Общие принципы профилактики и коррекции социальнопедагогической
запущенности детей:
1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и
коррекции.
2. Учет возрастных и индивидуальноличностных особенностей ребенка и
специфики социальнопедагогической ситуации развития ребенка.
3. Профессиональная компетентность и разделение функций.
4. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на
гармонизацию ее развития.
5. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических
методов.
6. Дифференцированный подход.
Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством
воспитательнообразовательного процесса, а поэтому носит общий
педагогический характер.
В зависимости от возраста ребенка, можно выделить 4 группы методов
профилактики:
А. Стимулирование и мотивация учебнопознавательной и игровой
деятельности:
познавательные игры;
создание ситуаций эмоционального переживания;
создание ситуаций занимательности;
создание ситуаций опоры на жизненный опыт;
создание ситуации успеха в учебнопознавательной и игровой
деятельности.
Б. Организация детского коллектива:
создание ситуаций личностной и групповой перспективы;
коллективные игры;
выработка коллективноединых требований; коллективное соревнование;
коллективное самообслуживание.
В. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:
уважение;
педагогическая требовательность;
убеждение;
осуждение;
понимание;
доверие;
побуждение;
сочувствие;
педагогическое предостережение;
анализ поступка;
решение конфликтной ситуации.
Г. Психологопедагогическое воздействие и стимулирование активности
ребенка:
пример, разъяснение;
ожидание радости;
снятие напряжения;
обращение к самолюбию, самоуважение;
обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;
требование;
внушение.
Рекомендации педагогам при работе с неуспевающими детьми
Учителю нужно создавать условия для переживания школьником успеха и
связанных с ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить
перед учителем такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы. Нужно стараться вычленять те сферы деятельности, в ходе выполнения
которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в
школе.
Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в
учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему.
Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и
поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно
касаться способностей ученика. Оно должно быть предельно конкретным и
направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков
(например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т.д.).
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся:
создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски;
предложение учащимся примерного плана ответа;
разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими
излагать суть явления;
стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
2. При изложении нового материала:
более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим
степень понимания ими учебного материала;
привлечение их в качестве помощником при подготовке приборов,
опытов;
привлечение к высказыванию предложений при проблемной обучении к
выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы;
3. В ходе самостоятельной работы на уроке:
разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда
простых;
ссылка на аналогическое задание, выполненное раннее;
напоминание приема и способа выполнения задания; указание на необходимость актуализировать то или иное правило;
ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач,
упражнений;
инструктирование о рациональных путях выполнения заданий,
требованиях к их оформлению;
стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки,
проверка, исправление.
4. При организации самостоятельной работы:
выбор для группы успевающих наиболее рациональной системы
упражнений, а не механическое увеличение их числа;
более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек
консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Помощь семьи неуспевающему ребенку
Что же могут родители, если все же появились школьные трудности?
Первое – не рассматривайте их как личную трагедию .
Второе – вам предстоит длительная совместная работа.
Третье ваша главная помощь: поддерживать уверенность ребенка в своих
силах
Слайд 10
Вывод:
Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре
важных условия:
отсутствие существенных недостатков умственного развития;
достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к
достижению такого уровня;
материальные возможности удовлетворения важнейших духовных
потребностей человека;
мастерство учителей работающих с ребенком в школе.
Пути преодоления хронической неуспеваемости для 5-9 класса.
Пути преодоления хронической неуспеваемости для 5-9 класса.
Пути преодоления хронической неуспеваемости для 5-9 класса.
Пути преодоления хронической неуспеваемости для 5-9 класса.
Пути преодоления хронической неуспеваемости для 5-9 класса.
Пути преодоления хронической неуспеваемости для 5-9 класса.
Пути преодоления хронической неуспеваемости для 5-9 класса.
Пути преодоления хронической неуспеваемости для 5-9 класса.
Пути преодоления хронической неуспеваемости для 5-9 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.