Рабочая логопедическая программа по преодолению и коррекции нарушений в речевом развитии учащихся 8-9 классов с ОВЗ
Оценка 4.6

Рабочая логопедическая программа по преодолению и коррекции нарушений в речевом развитии учащихся 8-9 классов с ОВЗ

Оценка 4.6
docx
30.01.2020
Рабочая логопедическая программа по преодолению и коррекции нарушений в речевом развитии учащихся 8-9 классов с ОВЗ
Рабочая логопедическая программа 5-7 классы.docx

  КГБОУ «Мотыгинская общеобразовательная школа-интернат»

 

 

 

 

 

Рабочая логопедическая программа по предупреждению и коррекции речевых нарушений у учащихся 5-7 классов на 2019/2020 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

          Программа определяет содержание логопедической коррекции обучающихся 5-7 классов, имеющих системное недоразвитие речи, испытывающих трудности при изучении русского языка (овладении письменной и устной речью).

          Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством обучения. 

          Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников.

          Работа по исправлению речевых нарушений у детей должна строиться с учетом степени проявления речевого дефекта обучающихся, возрастных и индивидуальных особенностей, программы по русскому языку. Поэтому особенностью программы логопедической коррекции является её построение по цикличному принципу, она предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

          Нарушения речи у большинства обучающихся 5-7 классов носят характер системного недоразвития речи, для которого характерно:

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи, связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны (в рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями; связные тексты состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения);

- дислексия;

- дисграфия.

          Одним из условий, способствующих эффективности программы, является логопедическое воздействие, направлено не только на один изолированный дефект, а на речевую систему в целом.

          Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся 5-7 классов, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

          Основные задачи программы:

 

1.      Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

2.      Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

3.      Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

          В основе программы лежат следующие принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- гуманизма - веры в возможности ребенка, объективного, позитивного подхода;

- системности – изучения ребёнка как целостного, своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности — учёта реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода — опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода — изменения содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

- системного подхода - взаимосвязи коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;

 - здоровьесберегающий принцип — количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.

          Базисный учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений отводит на изучение логопедии в 5-7 классах – 68 часов в год (2 часа в неделю).

          Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного обследования устной и письменной речи учащихся.

          Последние две недели мая (с 15 по 31 мая) отводятся для итогового обследования устной и письменной речи учащихся.

          Программа логопедической коррекции включает три основных блока:

- диагностический;

- коррекционно-развивающий;

- контрольно-оценочный.

          Диагностический блок. Основной формой проверки уровня подготовки обучающегося является логопедическая диагностика. По итогам первичной диагностики вычисляется процентное выражение успешности усвоения учебной программы за предыдущий учебный год. Вычислив процентное выражение успешности усвоения программы обучающимся, мы отслеживаем рост его развития. Полученное значение можно соотнести с одним из четырех уровней:

IV уровень

100 – 85%

III уровень

84,9 – 70%

II уровень

69,6 – 55%

I уровень

54,9% и ниже.

          Обобщая результаты использования диагностики, можно сказать, что:

-  IV уровень успешности (самый высокий) встречается у детей с нормально протекающим речевым развитием;

— успешность III уровня свидетельствует о легкой степени системного недоразвития речи;

— успешность выполнения речевых проб, соответствующая II уровню, указывает на системное недоразвитие речи средней степени;

- I уровень успешности выполнения диагностики (самый низкий) свидетельствует о системном недоразвитии речи тяжелой степени.

          Вначале учебного года проводится первичная диагностика, к концу обучения – итоговая.

          Коррекционно-развивающий блок. Включает коррекционно-развивающие занятия; структура их может состоять из следующих блоков, которые варьируются:

- формирование фонематических процессов;

- звукобуквенный анализ слов;

- звукослоговой анализ и синтез слов;

- работа над предложением;

- работа над интонационной речью;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук, глазодвигательных мышц.

          Занятия направлены на:

- уточнение знаний о составе слова, нахождение родственных слов, выполнение различных способов словообразования (с помощью приставок и суффиксов);

- формирование умений согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций;

- формирование навыков: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения.

- отбор языковых средств, адекватных смысловых концепций, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство);

- формирование навыков выделения предложения из речевого потока, умение определять количество предложений в тексте;

- активизацию и обогащение словаря (путем усвоения новых слов, смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний, наблюдение явлений многозначности, синонимии, антонимии и омонимии слов);

- формирование мотивации к логопедическим занятиям через разнообразные формы работы.

          Ведущей формой обучения являются групповые занятия.

Методы:

Словесные;

Практические;

наглядные методы.

Технологии:

коррекционно-развивающие технологии;

личностно- ориентированное обучение;

здоровьесберегающие технологии;

дифференцированный подход в обучении;

игровые технологии;

ИКТ — технологии.

          Контрольно-оценочный блок. Результативность освоения программы определяется на основе данных диагностики. В течение года осуществляется промежуточный контроль. Цель промежуточного контроля: своевременное выявление слабого усвоения материала и коррекция методов и приемов работы с обучающимися..

          Формы промежуточного контроля результатов обучения:

фронтальный опрос;

индивидуальный опрос;

поурочный контроль.

          Итоговая диагностика включает в себя проведение, обработку и анализ полученных результатов. Данные первичной и итоговой диагностики сопоставляются, проводится оценка результатов, и делаются выводы об успешности проведенной работы.

          Программа реализуется эффективно, если:

- дети, имеющие результаты входящей диагностики — 35,3% — (I уровень), показывают при итоговой диагностике до 54,9% или процент успешности, соответствующий II уровню;

- дети, имеющие 55% успешности – (II уровень), показывают при итоговой диагностике до 69,6% или процент успешности, соответствующий III уровню;

- дети, имеющие 70% успешности – (III уровень), показывают при итоговой диагностике до 84,9% или процент успешности, соответствующий IV уровню;

- дети, имеющие от 85% до 100% успешности, относятся к IV уровню и не нуждаются в логопедической помощи при условии, что эти обучающиеся не имеют дефектов звукопроизношения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

          Учащиеся должны знать:

- гласные и согласные звуки и буквы;

- определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог, имя существительное, имя прилагательное, глагол;

- чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;

- графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;

- правописание предлогов и приставок;

- названия частей речи, их значение.

          Учащиеся должны уметь:

- согласовывать слова в словосочетании и предложении;

- пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи;

- различать предлоги и приставки;

- различать части речи;

- определять тему рассказа, основную мысль текста;

- составлять план связного высказывания;

- конструировать повествовательное сообщение;

- образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, сложные слова с соединительными гласными о, е.

          Дети, нуждающиеся в дальнейшей логопедической помощи (учащиеся с системным недоразвитием речи средней и тяжелой степенью) могут получить её в индивидуальном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 класс

Поурочное планирование

(Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации, с элементами нарушения языкового анализа-синтеза и оптической дисграфии)

 

п/п

Название темы

Количество

часов

Содержание

коррекционной

работы на занятии

Оборудование,

материал

Словарь

Предметные

результаты

Дата

 

I ЭТАП - ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

 

 

(с 01.09.16 по 15.09.16 обследование и диагностика речевого развития учащихся, оформление необходимой документации, заполнение речевых карт, планирование логопедической работы с учащимися)

 

1.

Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание.

2

- определение места звука в слове;

- образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Тетради, инд. карточки, перфокарты.

Чемодан, аппарат.

Определяют место звука в слове.

Образуют слова с помощью приставок и суффиксов.

К названиям животных дописывают названия их детенышей (волк – волчонок).

 

 

2.

Окончание.

2

- определение последнего звука в словах;

- упражнение в образовании И.п. мн. числа, имени сущ.

 

Наборы картинок для составления связных рассказов, таблицы по русскому языку.

Платформа

Определяют последний звук в словах.

Придумывают слова по различным лексическим схемам.

Изменяют слова по образцу: кот – коты.

 

 

3.

Правописание гласных в корне слова.

2

- выделение гласных звуков в корне слов;

- деление слов на слоги;

- правописание безударных гласных в корне слов.

Карточки «Найди ошибку».

Отворить.

Отварить.

Выделяют гласные звуки в корне слов.

Делят слова на слоги.

Вставляют в корень слова безударные гласные.

 

 

4.

Правописание согласных в корне слова.

2

- выделение согласных звуков в середине слов;

- определение места, количества, последовательности звуков в слове;

- правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

 

Наборы картинок для составления связных рассказов, таблицы по русскому языку.

Паспорт, население.

Составляют рассказ по картине «Моя Родина».

Выделяют согласные звуки в середине слов.

Определяют место, количество, последовательность звуков в слове.

 

 

5.

Правописание приставок.

2

- выделение первого слова из названных картинок;

- правописание приставок, оканчивающихся на согласную перед буквами е, ё, ю, я.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, перфокарты.

Подъезд, съемка, объявление.

Добавляют слог –за, образуя новые слова: солить – засолить, светить – засветить.

Описывают предмет по плану.

Выделяют первое слово из названных картинок.

 

 

6.

Сложные слова.

2

- выделение соединительных гласных в сложных словах;

- деление слов на слоги;

- написание сложных слов, вставить пропущенные соединительные гласные.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, перфокарты.

Электростанция, радиопередача, самолет.

Читают рассказ. Отвечают на вопросы к тексту.

Выделяют соединительную гласную в сложных словах.

Делят слова на слоги.

Пишут сложные слова.

 

 

7.

Имя существительное.

2

- определение последовательности звуков в именах существительных;

- преобразование слов, добавлением звуков в начале слова;

- выделение имен существительных из ряда слов.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, перфокарты.

Почтальон, продавец, хирург, тренер.

Определяют последовательность звуков в именах существительных.

Преобразуют слова, добавлением звуков в начале слова (рот – крот).

Выделяют имена существительные из ряда слов. Подбирают нужные слова (нарисуй что?).

Записывают рассказ, дополняя предложения нужными именами существительными.

 

 

8.

Одушевленные, неодушевленные имена существительные.

2

- дифференциация звуков з – з,;

- выделение глухого согласного в словах;

- постановка вопросов к именам существительным.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Мастер

Записывают слова: зима, Зина, замок, зяблик, зонт, зерна.

Выделяют глухой согласный в словах.

 

9.

Имена существительные: собственные и нарицательные.

2

- составление предложений по картинкам;

- формирование умения различать имена собственные и имена нарицательные.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Москва, Енисей.

Составляют предложения по картинкам.

Вставляют пропущенную букву в начале слова.

Различают имена собственные и нарицательные.

Выделяют в тексте имена собственных и нарицательных.

 

 

10.

Род и число имен существительных.

2

- формирование слуховой и произносительной дифференциации твердых и мягких согласных;

- формирование умения определять род и число имен существительных в словах.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Материк, полиция.

Определяют род и число имен существительных в словах: ночь, враг, багаж, рожь. Составляют с ними предложения.

Составляют мини-рассказ «Мой родной город» по опорным словосочетаниям.

 

 

11.

Падеж и склонение имен существительных.

2

- различие слов близких по звуковому составу;

- упражнения в образовании и.п., мн.ч. имен существительных. Изменение слов по образцу.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Лекарство, хозяйка, программа.

Различают слова близких по звуковому составу.

Цифрой указывают на место звука в ряду звуков.

Упражняются в образовании и.п., мн.ч. имен существительных. Измененяют слова по образцу (кот - коты).

 

 

12.

Имя прилагательное.

2

- узнавание начального звука в словах (именах прилагательных);

- распознавание имени прилагательного по признакам предмета: по цвету, форме, вкусу, запаху, величине.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Узнают начальный звук в словах (именах прилагательных).

Указывают четвертое лишнее слово: грустный, печальный, унылый, глубокий.

Подбирают проверочные слова: садовый, лесистый.

Распознают имена прилагательные по признакам предмета: по цвету, форме, вкусу, запаху, величине.

 

 

13.

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

2

- дифференциация ё – ю;

- деление слова на слоги;

- согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;

- работа с деформированными предложениями.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Род.

Число.

Падеж.

Называют слово с противоположным значением: высокий – низкий,
большой – маленький,
чистый – грязный.

Делят слова на слоги.

Согласуют  прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

 

 

14.

Правописание родовых окончаний имен прилагательных единственного числа.

2

- работа с прилагательными – синонимами, прилагательными – антонимами.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Род.

Окончание.

Число.

Устный диктант. Услышав слово, поднимают соответствующую букву – п, б.

Объясняют значение слов: говорят: часы стоят, говорят: часы идут, но немного отстают.

Записывают прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить, выделить окончание прилагательных.

 

 

15.

Правописание родовых окончаний имен прилагательных множественного числа.

2

- составление схемы предложений;

- деление слова на слоги;

- согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;

- работа с деформированными предложениями.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Род.

Окончание.

Имя прилагательное.

Множественное число.

Читают текст. Во время чтения текста ставят прилагательные в нужном роде и числе.

Составляют схемы предложений.

 

16.

Склонение имен прилагательных.

2

- правописание падежных окончаний имен прилагательных женского, мужского и среднего рода;

- составление слов из слогов;

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Склонение.

Вставляют в текст пропущенные согласные.

Называют слова с противоположными значениями: жестокий, большой и т.д.

Добавляют слог, чтобы получить слово, записывают слова, составленные из данных слогов.

 

 

17.

Местоимение.

2

- отгадывание загадок, определение в отгадках место звуков с – ш;

- составление схемы предложения;

- знакомство с личными местоимениями.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Местоимение.

Отгадывают загадки.

Объясняют буквальный и переносный смысл выражений: намылить шею, прикусить язык, развязать руки.

Заменяют название предметов местоимениями. Распознают местоимения в предложении. Выписывают местоимения из стихотворений «Навстречу солнцу и весне».

 

 

18.

Глагол.

2

- составление предложения, увеличивая каждое последующее на одно слово;

- выделение глагола из группы частей речи. Составление предложений по образцу.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Глагол.

Придумывают рассказ по картинке, проговаривая каждое предложение.

Объясняют, какое из слов каждой строки употребляется чаще в разговорной речи: приехал, прибыл, прикатил, пришел, пожаловал, заявился.

Составляют предложения по образцу: крик журавлей – журавли кричат.

Изменяют слова по образцу: я стучу, ты ... он … Заменяют словосочетания одним словом, обозначающим действие: сделать подарок – подарить.

 

 

19.

Изменение глаголов по временам.

2

- обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака;

- различение времен глаголов;

- постановка к данным глаголам вопросов.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Глагол.

Времена глагола.

Обозначают мягкость согласных с помощью мягкого знака.

Слушают текст и называют глаголы.

Называют противоположные действия, используя приставки – от, -вы, приклеить – отклеить, внести – вынести.

Различают времена глаголов.

Ставят к данным глаголам вопросы.

 

 

20.

Изменение глаголов по числам.

2

- различие глаголов единственного числа и множественного числа.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Глагол.

Числа глаголов.

Дифференцируют твердые и мягкие согласные в словах.

Читают и записывают слова, вставляя недостающий слог.

Различают глаголы единственного числа и множественного числа. Заменяют глаголы ед.ч. множественным числом: соловей (…?) поёт; соловьи (…?) поют.

 

 

21.

Изменение глагола по лицам.

2

- узнавание согласных звуков на слух;

- изменение глаголов по лицам.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Глагол.

Лица глаголов.

Узнают согласные звуки на слух.

Указывают слова-антонимы в пословицах: родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Читают и записывают слова, вставляя недостающий слог.

Изменяют глаголы по лицам.

Описывают погоду с опорой на слова для справок.

 

 

22.

Неопределенная форма глагола.

2

- деление слов на слоги;

- запись слов с Ь на конце;

- объяснение значение выделенных слов;

- знакомство с неопределенной формой глагола.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Неопределенная форма глагола.

Записывают слова с Ь на конце: беречь, сберечь, болеть, заболеть.

Объясняют значение выделенных слов.

Делят слова на слоги.

Ставят вопросы к глаголам, на которые они отвечают (что делать?, что сделать?)

 

 

23.

НЕ с глаголами.

2

- составление схем предложений;

- написание частицы НЕ с глаголами.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Глагол.

Частица.

Составляют предложение по картинкам.

Вставляют пропущенные буквы в словах, сравнив их по значению.

Составляют схемы предложений.

Описывают настроение мальчика на картинке.



 

24.

Предложение.

2

- составление слов на заданный звук;

- составление схем предложений;

- выделение главных и второстепенных членов предложения.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Предложение.

Составляют слова на заданный звук.

Составляют схемы предложений.

Выделяют главные и второстепенные члены предложения.

Читают рассказ «Наступила весна». Пересказывают.

 

 

25.

Простое предложение с однородными членами.

2

- подбор слов на заданный звук;

- разбор предложения;

- написание предложений с однородными членами.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Предложение.

Однородные члены.

Подбирают слова на заданный звук.

Разбирают предложения.

Пишут предложения с однородными членами.

Вставляют знаки препинания.

 

 

26.

Сложные предложения.

2

- определение согласного звука в середине слова;

- составление схем предложений; - составление предложений по опорным картинкам.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Сложное предложение.

Определяют согласный звук в середине слова.

Вставляют пропущенные слова в тексте.

Составляют схемы предложений. Составляют предложения по опорным картинкам. Из ряда слов составляют предложение.

 

 

27.

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения.

2

- определять количество слов в предложении;

- определять место слова в предложении;

- в ряду букв найти слова;

- выделение предложения из потока речи;

- соотнесение с правилом обозначения границ на письме;

- выделение существенных признаков.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Слово.

Словосочетание.

Предложение.

Определяют количество слов в предложении.

Определяют место слова в предложении.

В ряду букв находят слово.

 

 

28.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

2

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Слово.

Словосочетание.

Предложение.

Произносят заданное слово по слогам.

Определяют количество слогов в слове.

Проговаривают заданный слог.

Составляют предложения из слов, данных в начальной форме.

Грамматически правильно оформляют предложения.

Составляют предложения по опорным словам с заданным количеством слов.

 

29.

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

2

- деление слов на слоги;

- составление предложений по сюжетной картинке с использованием опорных слов;

- грамматическое оформление предложений;

- составление полных и кратких ответов на вопросы.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Предложение.

Делят слова на слоги.

Составляют предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов.

Составляют полные и краткие ответы на вопросы.

 

30.

Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

2

- развитие чувства ритма, формирование умения находить рифму с учетом стихотворного размера;

- развитие слогового анализа и синтеза;

- восстановление неполного предложения, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные предлоги;

- подбор синонимов из синонимического ряда;

- нахождение и установление связи между отдельными элементами материала и опора на них при его воспроизведении.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Предложение.

Деформированное предложение.

Выполняют слоговой анализ и синтез.

Восстанавливают неполное предложение.

Подбирают синонимы.

 

31.

 

Итоговое логопедическое обследование устной и письменной речи (4 часа).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 класс

Поурочное планирование

(Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации, с элементами нарушения языкового анализа-синтеза и оптической дисграфии)

 

п/п

Название темы

Количество

часов

Содержание

коррекционной

работы на занятии

Оборудование,

материал

Словарь

Предметные

результаты

Дата

 

I ЭТАП - ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

 

 

(с 01.09.16 по 15.09.16 обследование и диагностика речевого развития учащихся, оформление необходимой документации, заполнение речевых карт, планирование логопедической работы с учащимися)

 

1.

Предложение

1

Дифференциация понятий

«слово», «предложение».

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Слово.

Предложение.

Пишут под диктовку слова и предложения.

Различают понятия «слово», «предложение».

 

 

2.

Звуки и буквы.

1

Обозначение мягкости

согласных посредством гласных 2

ряда.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Звуки.

Буквы.

Согласные звуки.

Пишут под диктовку буквы, слоги и слова.

Обозначают мягкость согласных посредством гласных 2 ряда.

 

 

3.

Звуки и буквы.

1

Дифференциация понятия «звук-буква»,

обозначение мягкости согласного при помощи мягкого

знака.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Звук.

Буква.

Пишут под диктовку буквы, слоги и слова.

Обозначают мягкость согласных посредством мягкого знака.

 

4.

Гласные и согласные звуки и буквы.

Обозначение мягкости согласных

посредством гласных 2 ряда.

 

1

Различение согласных звуков по твердости-

мягкости, обозначать мягкости согласных при

помощи гласного 2 ряда.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Гласные и согласные звуки и буквы.

Пишут под диктовку буквы, слоги и слова.

Обозначают мягкость согласных посредством гласных 2 ряда.

 

 

5.

Дифференциация парных согласных

звуков и букв.

1

Различение согласных звуков по признаку

звонкости-глухости в слогах, словах, предложениях

устно и на письме.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Парные согласные звуки и буквы.

Умеют различать согласные звуки по признаку

звонкости-глухости в слогах, словах, предложениях

устно и на письме.

 

 

6.

Дифференциация д-т, з-с.

1

Различение звуков [д-т, з-с] по артикуляционным

и акустическим признакам, дифференцировать звуки

на материале слогов, слов и предложений; делать

звукобуквенный анализ.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Звуки.

Буквы.

Умеют различать звуки д-т и з-с по артикуляционным

и акустическим признакам, дифференцируют звуки

на материале слогов, слов и предложений; делают

звукобуквенный анализ.

 

 

7.

Дифференциация б-п.

1

Различение звуков [б-п] по артикуляционным

и акустическим признакам, дифференцировать звуки.

 

на материале слогов, слов и предложений, делать

звукослоговой анализ

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Звуки.

Буквы.

Умеют различать звуки б-п по артикуляционным

и акустическим признакам, дифференцировать звуки.

 

 

 

8.

Дифференциация ж-ш.

1

Различение звуков [д-т, з-с] по артикуляционным

и акустическим признакам, дифференцировать звуки

на материале слогов, слов и предложений; делать

звукобуквенный анализ.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Звуки.

Буквы.

Различают звуки [д-т, з-с] по артикуляционным

и акустическим признакам, дифференцируют звуки

на материале слогов, слов и предложений; делают

звукобуквенный анализ.

 

 

9.

Дифференциация с-ш, с-ц.

1

Различение звуков [с-ш, с-ц] по

артикуляционным и акустическим признакам,

дифференциация звуков на материале слогов, слов и

предложений;  звукослоговой анализ.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Звуки.

Буквы.

Различают звуки [с-ш, с-ц] по

артикуляционным и акустическим признакам,

дифференцируют звуки на материале слогов, слов и

предложений; выполняют звукослоговой анализ.

 

 

10.

Дифференциация ч-щ, ч-т.

1

Различение звуков [ч-щ, ч-т`] по

артикуляционным и акустическим признакам,

дифференциация звуков на материале слогов, слов и

предложений; выполнение звукослогового анализа.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Звуки.

Буквы.

Различают звуки [ч-щ, ч-т`] по

артикуляционным и акустическим признакам,

дифференцируют звуков на материале слогов, слов и

предложений; выполняют звукослоговой анализ.

 

 

11.

Работа над морфологическим

составом слова.

 

1

Формирование знаний морфемного анализа и синтеза слов.

Формирование умения активно пользоваться различными способами

словообразования.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

Состав слова.

Образуют слова при помощи суффиксов и приставок.

 

12.

Корень слова.

1

Умение выделять корень слова устно и на письме.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Корень слова.

Умеют выделять корень слова устно и на письме.

 

13.

Суффиксальный способ образования

слова.

 

1

Формирование умения образовать слова при помощи суффикса и

находить суффикс устно и на письме.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Суффикс.

Умеют образовать слова при помощи суффикса и

находят суффикс устно и на письме.

 

 

14.

Префиксальный способ образования слов.

1

Умение образовать слова при помощи префикса и

находить префикса устно и на письме.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Суффикс.

Умеют образовывать слова при помощи префикса и

находить префикс устно и на письме.

 

 

15.

Приставка и предлог.

1

Различение приставок и предлогов.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Приставка.

Предлог.

Различают приставки и предлоги.

Выделяют приставки в словах.

Выделяют предлоги в тексте.

 

 

16.

Безударные гласные.

2

Формирование понятия о безударных гласных.

Формирование умения выделять безударные гласные.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Безударные гласные.

Знают правило о безударных гласных.

Выделяют безударные гласные в словах.

Подбирают проверочные слова.

 

 

17.

Устная и письменная речь.

2

Знакомство детей на практическом уровне с понятием устная и письменная речь. Учить дифференцировать денотаты по их функциональному назначению.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Устная и письменная речь.

Различают устную и письменную речь.

Отмечают устную и письменную речь.

Под диктовку пишут предложения.

 

18.

Ознакомление с понятием

«текст».

2

Формирование представления о тексте, как продукте речемыслительной деятельности. Знакомство детей с основными категориальными признаками текста: цельностью и связностью. Развитие коммуникативных потребностей и мотивов.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Текст.

Составляют рассказ по серии картин “Кот и ворона”.

Сравнивают рассказ с группой безсвязных слов: кот, гнездо, увидел, ворона, клевать, бросился бежать. Определяют, где здесь будет текст.

Выделяют основные признаки текста (связность, смысловая цельность).

 

 

19.

Признаки текста. Понятие «тема текста».

2

Знакомство  с определением «тема текста», обучение самостоятельно выделять её в речевом сообщении. Актуализация предикативного словаря по теме «Приметы зимы».

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Тема текста.

Повторяют определение понятия «текст».

Читают отрывок сказки «Три медведя».

Слушают стихотворение, определяют его тему. Составляют рассказ «Приметы зимы» по картинному плану.

 

 

20.

Основная мысль текста.

2

Совершенствование умения определять тему речевого сообщения, обучение формулированию основной мысли текста. Развитие планирующей функцию речи.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Основная мысль текста.

Слушают рассказ «Вертолет».

Отвечают на вопросы по содержанию рассказа.

Составляют рассказ по сюжетным картинкам. Определяют тему, основную мысль.

 

 

21.

Опорные слова.

2

Знакомство детей с понятием «опорные слова», повторение признаков текста.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Опорные слова.

Слушают рифмованный текст.

Играют в д/и «Угадай сказку».

Играют в  д/и «Найди лишнее слово».

Играют в д/и «Добавь слова».

 

 

22.

Текст – повествование.

2

Формирование понятия о повествовательном тексте, как одном из способов изложения мысли. Знакомство детей со структурными частями текста. Формирование умения самостоятельно преобразовывать картинный план, устраняя неточности в отображении причинно- следственных отношений.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Текст-повествование.

Читают рассказ Л.Н. «Хитрая галка», выделяют в данном тексте завязки, основной части, концовки. Восстанавливают правильную последовательность серийных картинок из рассказа «Хитрая галка». Самостоятельно воспроизводят текст по сюжетным картинкам. Повторяют определения основных признаков текста.

 

 

23.

Составление текста по заданному вопросному плану.

2

Формирование умения детей отвечать на вопросы полными предложениями и конструировать из них развернутое речевое высказывание. Развитие планирующей функции речи.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

План текста.

Рассматривают сюжетную картинку «Новогодний праздник».

Составляют рассказ по вопросному плану. Определяют тему, основную мысль и опорные слова рассказа.

 

 

24.

Составление текста по опорным словам.

2

Закрепление понятия «опорные слова». Повторение признаков текста. Обучение определению основной мысли текста, посредством её внешней стуктурированности.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Опорные слова.

Слушают предложение и отвечают на вопросы.

Рассматривают сюжетную картинку.

Составляют рассказ, выбирают ему название.

 

 

25.

Составление рассказа из жизненного опыта.

2

Закрепление знаний о признаках текста. Формирование умения строить текст на близкую детям тему. Обучение конструированию предложений из слов вопроса. Развитие синтаксического обобщения.

 

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Опыт.

Коллективно составляют текст и  записывают его в тетради.

 

26.

Работа с деформированным текстом.

2

Закрепление понятия о тексте, как о группе последовательно связанных предложений. Развитие планирующей и программирующей функции речи.

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Деформированный текст.

Читают деформированный текст: Восстанавливают последовательность предложений в тексте. Повторяют определение признаков текста.

 

 

27.

Текст – описание.

2

Знакомство учащихся с характерными признаками текста-описания и схемой его построения. Обучение пониманию, что сущность описания состоит в указании значимых признаков предметов и явлений. Формирование умения пересказывать описательный текст по предложенному плану и опорным словам.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Текст-описание.

Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы.

Выделяют основные части текста-описания. Коллективно составляют текст-описание.

 

28.

Пересказ текста по наводящим вопросам.

2

Обучение пересказу текста по наводящим вопросам. Формирование умения пересказывать текст по наводящим вопросам.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Текст.

Читают текст.

Отвечают на вопросы по прочитанному тексту.

Составляют вопросы к прочитанному тексту.

Записывают вопросный план.

Пересказывают текст по вопросному плану.

 

 

29.

Пересказ текста по плану.

2

Обучение пересказу текста по составленному плану. Формирование умения пересказывать текст по составленному плану.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Текст.

Пересказ.

Читают текст.

Отвечают на вопросы по прочитанному тексту.

Делят текст на части.

Составляют план к прочитанному тексту.

Записывают план.

Пересказывают текст по составленному плану.

 

 

30.

Пересказ текста по опорным словам.

2

Обучение пересказу текста по опорным словам. Формирование умения пересказывать текст по опорным словам.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Текст.

Опорные слова.

Читают текст.

Отвечают на вопросы по прочитанному тексту.

Делят текст на части.

В каждой части текста находят опорные слова.

Записывают опорные слова в тетрадь.

Пересказывают текст по опорным словам.

 

 

31.

Пересказ прочитанного текста.

2

Обучение самостоятельному пересказу прочитанного текста.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Текст.

Пересказ текста.

Читают текст.

Делят прочитанный текст на части.

Придумывают название к каждой части текста (составляют план).

Находят в тексте опорные слова.

Самостоятельно пересказывают текст.

 

 

32.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

2

Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Сюжетная картинка.

Рассматривают картинку.

Описывают картинку.

Придумывают название к картинке.

Составляют рассказ по картинке.

 

 

33.

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

2

Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Сюжетная картинка.

Рассматривают картинки.

Описывают картинки.

Придумывают название к каждой картинке.

Составляют рассказ по серии сюжетных картинок.

 

 

34.

Составление рассказа по любимой игрушке.

1

Обучение составлению рассказа по любимой игрушке.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Игрушка.

Рассматривают игрушку.

Называют характерные признаки игрушки.

Называют предназначение игрушки, материал, из которого изготовлена игрушка.

Описывают игрушку.

 

35.

Составление рассказа на заданную тему.

1

Обучение составлению рассказа на заданную тему.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Рассказ.

Тема.

Придумывают план к теме рассказа.

Составляют рассказ.

Озвучивают свои варианты рассказов.

 

36.

Составление творческих рассказов.

1

Обучение составлению творческих рассказов.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Творческий рассказ.

Думают, о чем бы они хотели рассказать.

Придумывают заголовок рассказа.

Продумывают последовательность рассказа.

Составляют план.

Записывают план в тетрадь.

Рассказывают рассказ.

 

 

37.

Составление рассказов из личного опыта.

2

Обучение составлению  рассказов из личного опыта.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Личный опыт.

Думают, о чем бы они хотели рассказать.

Придумывают заголовок рассказа.

Продумывают последовательность рассказа.

Составляют план.

Записывают план в тетрадь.

Рассказывают рассказ.

 

 

38.

Составление рассказов по заданному началу.

2

Обучение составлению  рассказов по заданному началу.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Начало рассказа.

Называют признаки текста.

Слушают начало текста.

Придумывают свои варианты продолженных событий.

Озвучивают варианты составленных рассказов.

 

39.

Составление рассказов по заданному концу.

2

Обучение составлению  рассказов по заданному концу.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, перфокарты.

 

Конец рассказа.

Называют признаки текста.

Слушают окончание текста.

Придумывают свои варианты предыдущих событий.

Озвучивают варианты составленных рассказов.

 

40.

с 15.05.17 по 30.05.17 обследование и диагностика речевого развития учащихся, оформление необходимой документации, заполнение речевых карт, планирование логопедической работы с учащимися на следующий учебный год)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 класс

Поурочное планирование

(Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации, с элементами нарушения языкового анализа-синтеза и оптической дисграфии)

 

п/п

Название темы

Количество

часов

Содержание

коррекционной

работы на занятии

Оборудование,

материал

Словарь

Предметные

результаты

Дата

 

I ЭТАП - ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

 

 

(с 01.09.16 по 15.09.16 обследование и диагностика речевого развития учащихся, оформление необходимой документации, заполнение речевых карт, планирование логопедической работы с учащимися)

 

1.

Фонетика.

Развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов. Перенос слов.

6

 

2

- выделение звука на фоне слова;

- определение места звуков и букв в слогах и словах различной слоговой структуры;

- определение последовательности звуков;

- деление слов на слоги.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, перфокарты.

Твердые и мягкие согласные.

Звуки и буквы.

Гласные звуки.

Различают звуки и буквы.

Определяют мягкие и твердые согласные.

Определяют место звуков и букв в слогах и словах различной слоговой структуры.

Определяют последовательность звуков.

Делят слова на слоги.

 

 

2.

Дифференциация мягких и твердых согласных

2

- выделение звука в слове;

- определение звука в слове;

- звукобуквенный анализ слов с мягким знаком;

- составление и анализ слов с гласными II ряда.

 

Карточки «Найди ошибку».

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки.

Твердые и мягкие согласные.

Звуки и буквы.

Гласные звуки.

Выделяют звук в слове.

Определяют звук в слове.

Производят звукобуквенный анализ слов с мягким звуком.

Составляют и анализируют слова с гласными II ряда.

 

3.

Дифференциация звонких и глухих согласных

2

- выделение звука;

- определение звука в слове.

Карточки «Найди ошибку».

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки.

 

Звонкие и глухие согласные.

Звук.

Буква.

Слог.

Выделяют звук в слове.

Определяют звук в слове.

 

4.

Лексика.

Однозначные и многозначные слова

5

 

1

- звуковой анализ слов;

- определение лексического значения однозначных и многозначных слов.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки.

Звучащие игрушки.

Схемы слов.

 

Части речи.

Однозначные и многозначные слова.

Производят звуковой анализ слов.

Определяют лексическое значение однозначных и многозначных слов.

 

5.

Антонимы. Подбор и нахождение антонимов.

2

- фонематический анализ и синтез слов;

- подбор антонимов к словам различных частей речи.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация.

Антонимы

С помощью логопеда производят фонематический анализ и синтез слов.

Подбирают антонимы к словам различных частей речи.

 

 

6.

Синонимы. Подбор и нахождение синонимов.

2

- звукобуквенный анализ слов;

- подбор синонимов к словам различных частей речи.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация.

Синонимы

Производят звукобуквенный анализ слов.

С помощью логопеда подбирают синонимы к словам различных частей речи.

 

7.

Предлоги.

Употребление предлогов в предложении. Сложные предлоги.

28

 

2

- фонематический анализ и синтез слов;

- правописание предлогов;

- связь слов;

- анализ структуры предложения.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Предлог.

Сложный предлог.

С помощью педагога производят фонематический анализ и синтез слов.

Пишут предлоги с частями речи раздельно.

С помощью логопеда анализируют структуру предложения.

 

 

8.

Дифференциация предлогов и приставок

2

- фонематический анализ и синтез слов;

- различие понятий: предлог – отдельное слово и приставка – часть слова;

- правописание предлогов и приставок;

- выделение приставок и предлогов в предложении и тексте.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Предлог.

Приставка

Различают понятия «предлог-приставка».

Приставки пишут слитно со словами, а предлоги-раздельно.

Выделяют приставки и предлоги в предложении и тексте.

 

9.

Слово. Родственные слова. Однокоренные слова.

2

- звуковой анализ слов;

- подбор родственных слов;

- правописание родственных слов;

- правописание безударных гласных в корне слова.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Слово.

Родственные слова.

Однокоренные слова.

Производят звуковой анализ слов.

Подбирают родственные слова.

Подбирают проверочные слова.

 

10.

Словообразование. Образование слов при помощи приставок.

2

- составление слов из слогов;

- анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов;

- правописание приставок;

- образование существительных префиксальным способом;

- образование относительных прилагательных;

- подбор приставок к словам, обозначающим действия предметов.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Словообразование.

Приставка.

Предлог

Составляют слова из слогов.

Приставки со словами пишутся слитно.

Подбирают приставки к словам.

 

11.

Словообразование. Образование слов при помощи суффиксов.

2

- вычленение звука из начала и конца слова (определение первого, последнего звука, а также его места в слове);

- правописание суффиксов;

- образование существительных при помощи суффиксов.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Суффикс.

Вычленяют звук из начала и конца слова.

Выделяют суффикс в словах.

Придумывают слова при помощи суффиксов.

 

12.

Сложные слова. Сложение двух основ.

2

-анализ слов со сложной слоговой структурой;

- правописание сложных слов с соединительными гласными.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Сложные слова.

Основа слова.

С помощью логопеда анализируют слова со сложной слоговой структурой.

Вставляют в сложные слова соединительные гласные.

 

13.

Итоговое занятие по теме «Словообразование».

1

- слоговой анализ слов различной слоговой структуры;

- закрепление знаний о частях слова;

- подбор слов к схемам;

- упражнения в префиксальном и суффиксальном способе образования слов.

 

Тетрадь для контрольных работ.

Слова по теме.

Показывают знания, полученные на предыдущих занятиях.

 

14.

Характеристика имен существительных. Роль в предложении.

1

Анализ слов существительных:

- деление слов на слоги;

- преобразование слов;

- составление схем.

Постановка вопроса к словам, обозначающим предмет (одушевленный и неодушевленный).

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Части речи.

Имя существительное.

Предложение.

Делят слова на слоги.

Составляют схемы слов.

Ставят вопросы к словам, обозначающим предмет (одушевленный и неодушевленный).

 

15.

Употребление и образование единственного и множественного числа имени существительного.

1

- определить пропущенный слог в названии картинки;

- образование существительных множественного числа.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Единственное число.

Множественное число.

Имя существительное.

Определяют пропущенный слог в картинке.

Образуют имена существительные множественного числа.

 

 

16.

Образование, употребление и дифференциация существительных разного рода.

1

- составление слов из слогов, данных в беспорядке;

- образование существительных разного рода.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Имя существительное.

Род имени существительного (мужской, женский, средний).

 

Составляют слова из слогов, данных в беспорядке.

Образуют имена существительные разного рода.

 

17.

Формирование падежных конструкций.

2

- выделять из предложения слова, состоящие из двух или трех слогов;

- согласование слов по типу управления;

- образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Имя существительное.

Падеж имени существительного.

Выделяют из предложения слова, состоящие из двух или трех слогов.

Образуют имена существительные единственного и множественного числа в разных падежах.

 

18.

Общее понятие об имени прилагательном.

1

- звукобуквенный анализ слов прилагательных;

- подбор признаков к предметам;

- постановка вопросов к прилагательным;

- образование относительных и притяжательных прилагательных от существительных.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Имя прилагательное.

Выполняют звукобуквенный анализ имен прилагательных.

Подбирают признаки к предметам.

Ставят вопросы к именам прилагательным.

 

19.

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

1

- развитие фонематического восприятия;

- повторение заданного слова по слогам;

- определение количества слогов;

- образование и согласование существительных и прилагательных единственного и множественного числа.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Род имен существительных.

Число имен существительных.

Повторяют заданное слово по слогам.

Определяют количество слогов.

Образуют имена существительные и имена прилагательные единственного и множественного числа.

 

20.

Падежные окончания имен прилагательных.

2

- придумать и назвать слова с двумя или тремя слогами;

- согласование существительных и прилагательных в роде и падеже;

- сравнение окончания вопроса и имени прилагательного.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Имя прилагательное.

Окончание имен прилагательных.

Падеж имен прилагательных.

Придумывают и называют слова с двумя или тремя слогами.

Согласуют существительные и прилагательные в роде и падеже.

Сравнивают окончания вопроса и имени прилагательного.

 

21.

Глагол. Общее понятие.

1

- развитие зрительного восприятия;

- постановка вопросов к глаголам;

- отличие глаголов от других слов;

- соотнесение слов-действий с их графическим обозначением;

- образование слов-действий от слов-предметов.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Глагол.

Ставят вопрос к глаголу.

Отличают глаголы от других частей речи.

Соотносят глаголы с их графическим обозначением.

Образуют глаголы от существительных.

 

22.

Согласование имени существительного и глагола в числе и роде.

1

- развитие слуховой памяти;

- придумать и назвать слова с определенным слогом в начале слова;

- употребление и согласование имени существительного и глагола в числе и роде;

- восстановление неполного предложения, вставляя подходящее по смыслу слово.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Имя существительное.

Глагол.

Придумывают и называют слова с определенным слогом в начале слова.

Восстанавливают неполное предложение, вставляют подходящее по смыслу слово.

 

23.

Изменение глаголов по временам. Настоящее время глагола.

1

- развитие слухового внимания;

- придумать и назвать слова с определенным слогом в конце слова;

- употребление глаголов в форме настоящего времени;

- постановка вопросов к глаголам настоящего времени и умение отвечать на них;

- составление сложных слов.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Глагол.

Настоящее время глагола.

Придумывают и называют слова с определенным слогом в конце слова.

Употребляют глаголы в форме настоящего времени.

Ставят вопросы к глаголам настоящего времени и отвечают на них.

Составляют сложные слова.

 

24.

Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени в роде.

1

- по слогу узнать слово и назвать его;

- употребление глаголов прошедшего времени;

- подбор глаголов прошедшего времени к существительным и наоборот.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Глагол.

Прошедшее время глагола.

По слогу узнают слово и называют его.

Употребляют глаголы прошедшего времени.

Подбирают глаголы прошедшего времени к существительным и наоборот.

 

25.

Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

1

- дополнение слова подходящим по смыслу слогом;

- образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида;

- постановка вопросов к глаголам совершенного и несовершенного вида;

- образование приставочных глаголов;

- подбор антонимов к словам-действиям;

- обозначение действия при помощи графической схемы;

- составление предложений по схемам.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Глагол.

Совершенный и несовершенный вид глаголов.

Дополняют слова подходящим по смыслу слогом.

Образуют глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

Ставят вопросы к глаголам совершенного и несовершенного вида.

Образуют приставочные глаголы.

Подбирают антонимы к глаголам.

Обозначают глаголы при помощи графической схемы.

 

26.

Итоговое занятие по теме «Согласование имён существительных с другими частями речи в числе, роде, разных падежах».

1

- звукобуквенный анализ слов, обозначающих разные части речи;

- определение частей речи;

- согласование слов в роде, числе и падеже.

 

Тетрадь для контрольных работ.

Словарь по теме.

Выполняют звукобуквенный анализ слов, обозначающих разные части речи.

Определяют части речи.

Согласуют слова в роде, числе, падеже.

 

27.

Связная речь

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения.

21

 

1

 

- определять количество слов в предложении;

- определять место слова в предложении;

- в ряду букв найти слова;

- выделение предложения из потока речи;

- соотнесение с правилом обозначения границ на письме;

- выделение существенных признаков.

 

 

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

 

 

Слово.

Словосочетание.

Предложение.

 

 

Определяют количество слов в предложении.

Определяют место слова в предложении.

В ряду букв находят слово.

Выделяют предложения из потока речи.

Выделяют существенные признаки.

 

28.

Смысловая и интонационная законченность предложений.

1

- развитие слогового анализа слов, смысловой и интонационной законченности предложений;

- дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение»;

- анализ интонации предложений, соотнесение с правилом обозначения границ предложений на письме.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Смысл предложения.

Интонация предложения.

Различают понятия «слово», «словосочетание», «предложение».

Анализируют интонацию предложений, соотносят с правилом обозначения границ предложений на письме.

 

29.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

1

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Слово.

Предложение.

Произносят заданное слово по слогам.

Определяют количество слогов в слове.

Проговаривают заданный слог.

Составляют предложения из слов, данных в начальной форме.

Грамматически правильно оформляют предложения.

Составляют предложения по опорным словам с заданным количеством слов.

 

30.

Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту.

1

- слоговой анализ и синтез слов;

- составление полных ответов на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов;

- распространение предложений.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Предложение.

Выполняют слоговой анализ и синтез слов.

Составляют полные ответы на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов.

Распространяют предложения.

 

31.

Составление предложений – кратких ответов на вопросы по тексту.

1

- слоговой анализ и синтез слов;

- составление кратких ответов на вопросы по тексту;

- сопоставление полных и кратких ответов;

- обозначение собственных имен существительных заглавными буквами на письме;

- антонимы, упражнения в нормах согласования.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Предложение.

Выполняют слоговой анализ и синтез слов.

Составляют полные ответы на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов.

Сопоставляют полные и краткие ответы.

Обозначают собственные имена существительных заглавными буквами на письме.

 

32.

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

1

- деление слов на слоги;

- составление предложений по сюжетной картинке с использованием опорных слов;

- грамматическое оформление предложений;

- составление полных и кратких ответов на вопросы.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Предложение.

Делят слова на слоги.

Составляют предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов.

Составляют полные и краткие ответы на вопросы.

 

33.

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

1

- слоговой анализ и синтез слов;

- дополнение данных слов одинаковым слогом;

- составление связного текста из отдельных предложений;

- определение темы текста;

-составление предложений, соблюдая правильный порядок слов.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Слог.

Слово.

Предложение.

Выполняют слоговой анализ и синтез слов.

Дополняют слова одинаковым слогом.

Составляют связный текст из отдельных предложений.

Определяют тему текста.

Составляют предложения, соблюдая правильный порядок слов.

 

34.

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

1

- анализ и синтез смысловой и интонационной законченности предложений;

- составление слов из слогов;

- нахождение границ предложения в тексте по интонации и смысловым вопросам.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Текст.

Предложение.

Выполняют анализ и синтез смысловой законченности предложений.

Составляют слова из слогов.

Находят границы предложения в тексте.

 

35.

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложными предложениями.

1

- слоговой анализ и синтез слов;

- выделение грамматической основы в каждой части сложного предложения;

- составление сложных предложений из простых предложений;

- расчленение сложных предложений на простые.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Предложение.

Сложное предложение.

Выполняют анализ и синтез слов.

Выделяют грамматическую основу в каждой части сложного предложения.

Составляют сложные предложения из простых предложений.

Делят сложные предложения на простые.

 

36.

Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

1

- развитие чувства ритма, формирование умения находить рифму с учетом стихотворного размера;

- развитие слогового анализа и синтеза;

- восстановление неполного предложения, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные предлоги;

- подбор синонимов из синонимического ряда;

- нахождение и установление связи между отдельными элементами материала и опора на них при его воспроизведении.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Предложение.

Деформированное предложение.

Выполняют слоговой анализ и синтез.

Восстанавливают неполное предложение.

Подбирают синонимы.

 

37.

Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.

1

- слоговой анализ;

- чтение предложений-перевертышей и определение тех из них, в которых изменился порядок слов;

- нахождение и исправление речевых ошибок в предложениях;

- определение, к какому слову главного предложения относится придаточное предложение.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Предложение.

Деформированное предложение.

Выполняют слоговой анализ.

Находят и исправляют речевые ошибки в предложениях.

Определяют к какому слову главного предложения относится придаточное предложение.

 

38.

Выделение признаков связного текста. Тема текста.

1

- подбор слова по данному первому слогу; - отличие текста от группы предложений;

- дифференциация этих понятий;

- выделение признаков связного текста, темы текста;

- выделение средств связи предложений в тексте.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Текст.

Тема текста.

Подбирают слова по первому слогу.

Выделяют признаки связного текста, темы текста.

Выделяют средства связи предложений в тексте.

 

39.

Текст. Основная мысль текста.

1

- подбор слова по заданному первому и последнему слогу;

- определение темы текста;

- определение и формулировка основной мысли текста;

- определение диалогической, монологической речи.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Текст.

Основная мысль текста.

Подбирают слова по первому и последнему слогу.

Определяют тему текста.

Определяют и называют основную мысль теста.

Выделяют диалог и монолог.

 

40.

Текст. Опорные слова.

1

- преобразование слова с помощью наращивания слоговой структуры слова;

- нахождение опорных слов;

- пересказ сказки по серии сюжетных картинок и опорным словам.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Текст.

Слово.

Предложение.

Находят опорные слова.

Пересказывают сказки по серии сюжетных картинок и опорным словам.

 

41.

Восстановление деформированного текста по серии картинок.

1

- слоговой анализ и синтез слов;

- нахождение смысловой и логической ошибки в тексте и восстановление последовательности событий;

- восстановление деформированного текста.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Текст.

Деформированный текст.

Выполняют слоговой анализ и синтез слов.

Находят логическую ошибку в тексте и исправляют ее.

Восстанавливают деформированный текст.

 

 

42.

Составление текста по данным вопросам и анализ составленного текста.

1

- определение количества слогов в последнем слове законченного выражения;

- конструирование предложений и составление из них текста;

- точный, полный ответ на вопрос, используя различные синтаксические конструкции.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

Текст.

Вопрос.

Тема текста.

Основная мысль текста.

Определяют количество слогов в последнем слове.

Составляют текст из предложений.

Отвечают на вопросы по тексту.

Формулируют вопросы к тексту.

 

43.

Составление плана текста с обозначенными частями.

1

- составление слов из слогов;

- составление плана текста по обозначенным частям.

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

 

Текст.

Части текста.

План текста.

Составляют слова из слогов.

Составляют план текста по обозначенным частям.

 

44.

Деление текста на части. Работа над планом.

1

- восстановление слова и определение количества букв в слове;

- составление плана, использование его при пересказе текста;

- деление текста на части;

- определение границы частей;

- выделение их при записи соответственно плану.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

 

Текс.

Части текста.

План текста.

Определяют количество букв в слове.

Составляют план и используют его при пересказе текста.

Делят текст на части.

Определяют границы частей.

 

45.

Составление текста по серии картинок с использованием вопросного плана.

1

- фонематический синтез слов;

- проговаривание полного ответа на вопрос, учитывая связь предложений в тексте;

- определение темы текста;

- составление связного высказывания.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

 

Текс.

Части текста.

План текста.

Выполняют фонематический синтез слов.

Отвечают на вопросы полными предложениями.

Определяют тему текста.

Пересказывают текст.

 

46.

Составление текста описательного характера по картинкам с использованием схем, вопросов.

1

- подбор слов на заданный звук;

- определение и раскрытие темы текста;

- составление связного высказывания описательного характера.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

 

Текс.

Части текста.

План текста.

Подбирают слова на заданный звук.

Определяют и раскрывают тему текста.

Составляют связное высказывание описательного характера.

 

47.

Итоговое занятие по темам: «Предложение, «Текст».

1

- подбор слов на заданный звук;

- определение звука по счету;

- определение и раскрытие темы рассказа;

- составление полного высказывания.

 

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты.

 

Текст.

Предложение.

Подбирают слова на заданный звук.

Определяют звук по счету.

Определяют и раскрывают тему рассказа.

Составляют полное высказывание.

 

 

48.

 

 

Итоговое логопедическое обследование устной и письменной речи (4 часа).

 

 

 


 

КГБОУ «Мотыгинская общеобразовательная школа-интернат»

КГБОУ «Мотыгинская общеобразовательная школа-интернат»

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Одним из условий, способствующих эффективности программы, является логопедическое воздействие, направлено не только на один изолированный дефект, а на речевую систему в целом

Одним из условий, способствующих эффективности программы, является логопедическое воздействие, направлено не только на один изолированный дефект, а на речевую систему в целом

Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами

Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами

IV уровень успешности (самый высокий) встречается у детей с нормально протекающим речевым развитием; — успешность

IV уровень успешности (самый высокий) встречается у детей с нормально протекающим речевым развитием; — успешность

Ведущей формой обучения являются групповые занятия

Ведущей формой обучения являются групповые занятия

ИКТ — технологии.

ИКТ — технологии.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дети, нуждающиеся в дальнейшей логопедической помощи (учащиеся с системным недоразвитием речи средней и тяжелой степенью) могут получить её в индивидуальном порядке

Дети, нуждающиеся в дальнейшей логопедической помощи (учащиеся с системным недоразвитием речи средней и тяжелой степенью) могут получить её в индивидуальном порядке

Поурочное планирование (Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации, с элементами нарушения языкового анализа-синтеза и оптической дисграфии) № п/п

Поурочное планирование (Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации, с элементами нарушения языкового анализа-синтеза и оптической дисграфии) № п/п

И.п. мн. числа, имени сущ.

И.п. мн. числа, имени сущ.

Сложные слова. 2 - выделение соединительных гласных в сложных словах; - деление слов на слоги; - написание сложных слов, вставить пропущенные соединительные гласные

Сложные слова. 2 - выделение соединительных гласных в сложных словах; - деление слов на слоги; - написание сложных слов, вставить пропущенные соединительные гласные

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты

Изменение слов по образцу. Тетрадь, инд

Изменение слов по образцу. Тетрадь, инд

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты

Глагол. 2 - составление предложения, увеличивая каждое последующее на одно слово; - выделение глагола из группы частей речи

Глагол. 2 - составление предложения, увеличивая каждое последующее на одно слово; - выделение глагола из группы частей речи

Различают времена глаголов.

Различают времена глаголов.

Изменяют глаголы по лицам. Описывают погоду с опорой на слова для справок

Изменяют глаголы по лицам. Описывают погоду с опорой на слова для справок

Предложение. 2 - составление слов на заданный звук; - составление схем предложений; - выделение главных и второстепенных членов предложения

Предложение. 2 - составление слов на заданный звук; - составление схем предложений; - выделение главных и второстепенных членов предложения

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение»

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение»

Составляют предложения по опорным словам с заданным количеством слов

Составляют предложения по опорным словам с заданным количеством слов

Работа с деформированными предложениями

Работа с деформированными предложениями

Поурочное планирование (Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации, с элементами нарушения языкового анализа-синтеза и оптической дисграфии) № п/п

Поурочное планирование (Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации, с элементами нарушения языкового анализа-синтеза и оптической дисграфии) № п/п

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты

Дифференциация б-п. 1

Дифференциация б-п. 1

Дифференциация ч-щ, ч-т. 1

Дифференциация ч-щ, ч-т. 1

Префиксальный способ образования слов

Префиксальный способ образования слов

Знакомство детей с основными категориальными признаками текста: цельностью и связностью

Знакомство детей с основными категориальными признаками текста: цельностью и связностью

Опорные слова.2Знакомство детей с понятием «опорные слова», повторение признаков текста

Опорные слова.2Знакомство детей с понятием «опорные слова», повторение признаков текста

Развитие планирующей функции речи

Развитие планирующей функции речи

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты

Тетрадь, инд. Карточки, предметные картинки, перфокарты

Текст. Пересказ.Читают текст

Текст. Пересказ.Читают текст

Сюжетная картинка.Рассматривают картинку

Сюжетная картинка.Рассматривают картинку

Творческий рассказ. Думают, о чем бы они хотели рассказать

Творческий рассказ. Думают, о чем бы они хотели рассказать

Составление рассказов по заданному концу

Составление рассказов по заданному концу

Поурочное планирование (Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации, с элементами нарушения языкового анализа-синтеза и оптической дисграфии) № п/п

Поурочное планирование (Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации, с элементами нарушения языкового анализа-синтеза и оптической дисграфии) № п/п

Дифференциация мягких и твердых согласных 2 - выделение звука в слове; - определение звука в слове; - звукобуквенный анализ слов с мягким знаком; - составление…

Дифференциация мягких и твердых согласных 2 - выделение звука в слове; - определение звука в слове; - звукобуквенный анализ слов с мягким знаком; - составление…

АнтонимыС помощью логопеда производят фонематический анализ и синтез слов

АнтонимыС помощью логопеда производят фонематический анализ и синтез слов

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты

Итоговое занятие по теме «Словообразование»

Итоговое занятие по теме «Словообразование»

Употребление и образование единственного и множественного числа имени существительного

Употребление и образование единственного и множественного числа имени существительного

Общее понятие об имени прилагательном

Общее понятие об имени прилагательном

Падежные окончания имен прилагательных

Падежные окончания имен прилагательных

Согласование имени существительного и глагола в числе и роде

Согласование имени существительного и глагола в числе и роде

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты

Тетрадь, инд. карточки, предметные картинки, схемы слов, компьютерная презентация, перфокарты

Слово. Предложение. Произносят заданное слово по слогам

Слово. Предложение. Произносят заданное слово по слогам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020