Рабочая образовательная программа факультативного курса «Комплексный анализ текста»

  • docx
  • 02.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УТП Комплексный анализ текста 7 класс .docx

 

Рабочая образовательная программа факультативного курса «Комплексный анализ текста». Учебно-тематический план 7 класс.

 

Рабочая программа факультативного курса в 7 классе рассчитана 1 полугодие,

1 час в неделю.

 

В школьной практике всё чаще используется комплексный анализ текста, в котором наблюдения над текстовыми характеристиками сочетаются с языковым разбором: синтаксическим, морфологическим, лексическим, фонетическим, пунктуационным, орфографическим. Актуальность темы курса состоит в том, что компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической направленности преподавания русского языка.

Актуальность программы «Комплексный анализ текста», предназначенной для учеников 7–х классов, заключается в следующем:

1. Соответствие образовательному стандарту:

2. Подготовка к экзаменам:

Анализ текста является важной частью экзаменационных заданий ОГЭ (9 класс). Регулярная практика развивает умение выявлять основную мысль, анализировать структуру текста, определять стилистику и понимать подтекст.

3. Повышение качества понимания литературы:

Работа с текстом помогает ученикам глубже воспринимать художественную литературу, способствует развитию аналитического мышления и критической оценки прочитанного.

4. Улучшение коммуникативных компетенций:

Освоив приемы анализа текста, ученики смогут грамотно строить свою устную и письменную речь, повышая качество коммуникации.

5. Формирование универсальных учебных действий:

Навыки, полученные в ходе занятий, применимы не только в изучении русского языка и литературы, но и полезны в работе с информацией вообще — в науке, общественной жизни, профессиональной сфере.

Таким образом, программа направлена на формирование ключевых компетентностей, необходимых каждому школьнику в процессе дальнейшего образования и повседневной жизни.

 

4. Учебно-тематический план

 

раздел

количество часов

из них теория

из них практика

1

Выразительность чтения (Образная передача текста)

 

2

1

1

2

Текст и его признаки

3

 

3

3

Понимание текста

3

1

2

4

Филологический анализ

 

2

1

1

5

Соблюдение норм

4

1

3

6

Составление авторского текста

 

2

 

2

 

Всего:

16

4

12

 

 

5. Тематическое планирование 7 класс

кол. ч.

тема

практика

1

1

Выразительность чтения. Логическая и психологическая паузы. 

 

2

1

Совершенствование техники. Развитие дикции.

практика

3

1

Текст и его признаки. Типы текста: повествование.

практика

4

1

Типы текста:   описание

практика

5

1

Типы текста:   рассуждение

практика

6

1

Понимание текста. Методы сокращения текста. Приёмы сжатия текста.  Проблематика текста.

 

7

1

Замысел. Авторская позиция. Подтекст.

практика

8

1

  Приёмы сжатия текста. 

практика

9

1

Языковой анализ текста. Особенности употребления частей речи в тексте.

 

10

1

Особенности употребления частей речи в тексте. Именные части речи.

практика

11

1

Соблюдение норм. Грамматические нормы.   Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

 

12

1

Грамматические нормы.  Ошибки в построении предложения с однородными членами

практика

13

1

Грамматические нормы.  Нарушения в построении предложения с причастным оборотом.   

практика

14

1

Грамматические нормы. Нарушения в построении предложения с деепричастным оборотом 

практика

15

1

Создание собственных текстов. Составление текстов различных типов: описание.

практика

16

1

Составление текстов различных типов:   повествование, рассуждение.

практика

 

.    

 


Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и осознанного чтения текстов разных стилей, но и научиться находить авторскую позицию и комментировать ее. Поскольку предлагаемая программа ориентирована в основном на работу с текстом, задания для учащихся будут носить комплексный характер, т.е. наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нём изобразительно -выразительные средства, пунктуацию и её роль в данном тексте и т.д. Во всех темах программы предусмотрен материал, который позволит учащимся, во-первых, лучше осознать ранее изученное, во-вторых, углубить их представление об изученном, в-третьих, расширить знания о тексте и его особенностях. Всё это поможет развить интерес школьников к русскому языку как учебному предмету.


 

Посмотрите также