Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ)
ТЕХНИКУМ
ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Для специальности:
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Волгодонск
2014
СОГЛАСОВАНО:
Представитель работодателя______________
_Городская
«Волгодонская энергетическая сеть» _______________________________________ И.Т.Бадулин
( подпись) ( ФИО)
«_25__» _______11________2014г
ОДОБРЕНА:
МЦК строительства и энергетики
УТВЕРЖДЕНА:
Зам. руководителя
по УР ВИТИ НИЯУ
Протокол № 1 от «29» 08 2014 г. МИФИ
Ю.В. Заяров/
Председатель МЦК /Т.А Воронцова/
« 29 » 08 2014 г.
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (утв. приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 14.05.2014 №519, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 27. 06. 2014 N 32880), Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 N291, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 14.06.2013 N28785).
Организация – разработчик: Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ
Разработчики: Диденко Ю.В. – преподаватель ВИТИ НИЯУ МИФИ, Нагорный Ю.Н. –инженер ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго»
Рецензенты:
Катаев В.Ф. к.т.н., доцент кафедры «Атомная энергетика», Сергиенко С.В. – конструктор отдела электрооборудования ОАО «Атоммашэкспорт»
Практика обеспечена основной литературой
Заведующая библиотекой ВИТИ НИЯУ МИФИ __________ /М.Д. Голубева Содержание
1.Паспорт программы учебной практики 4
2. Результаты освоения учебной практики 5
3. Структура и содержание учебной практики 7
4. Условия реализации учебной практики 11
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной практики 13
(вида профессиональной деятельности)
6. Приложение 1 18
7. Лист изменений 19
Программа учебной практики – является обязательным разделом программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ППССЗ предусматривается учебная практика. Учебная практика проводятся при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по профессии 19806 Электромонтажник по освещению и осветительным сетям и реализуются в несколько периодов.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
электроустановки (электрические сети, силовое и осветительное
электрооборудование жилых, гражданских и промышленных зданий); первичные трудовые коллективы.
1.3. Цели и задачи учебной практики – требования к результатам освоения учебной практики:
Целью учебной практики является:
-привитие студентам навыков по основным видам электромонтажных работ осветительных сетей промышленных и гражданских объектов;
-подготовка студентов к изучению специальных дисциплин и успешному прохождению практики производственной;
-воспитание у студентов чувства ответственности за результаты своей работы, привитие студентам первоначальных навыков выполнения обязанностей ответственного за технику безопасности, состояние оборудования, чистоту и порядок на рабочем месте, обучение студентов основным правилам техники безопасности.
Задачами учебной практики являются:
- получение первичных профессиональных умений и навыков;
- подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин;
- привитие им практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности.
Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модуля ППССЗ СПО по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий по видам деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по профессии: Монтаж осветительных сетей и аппаратуры освещения.
С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими общими и профессиональными компетенциями обучающийся должен иметь практический опыт:
- выполнения открытых электропроводок на изолированных опорах, непосредственно по строительным конструкциям, на лотках, на струнах; - выполнения скрытых электропроводок в трубах, под штукатуркой, в каналах, в коробах;
- установки светильников с лампами накаливания, газоразрядных источников света, патронов, выключателей и переключателей, розеток, предохранителей, автоматических выключателей, светорегуляторов и других электроустановочных изделий и аппаратов;
- участия в приемо-сдаточных испытаниях монтажа осветительной сети, измерении параметров и оценке качества монтажа осветительного оборудования;
- демонтажа и несложного ремонта осветительной сети, светильников, электроустановочных изделий и аппаратов;
Результатом освоения учебной практики является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
1 Код |
Наименование результата обучения |
ПК 5.1 |
Пробивные работы. Установочные и крепежные работы. |
ПК 5.2 |
Выполнять работы по монтажу осветительной аппаратуры. |
ПК 5.3 |
Устанавливать светильники всех видов, различные электроустановочные изделия и аппараты. |
ПК 5.4 |
Контролировать качество выполненных работ. |
ПК 5.5 |
Производить ремонт осветительных сетей и оборудования |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой |
|
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
2.1. Количество часов на освоение программы учебной практики
всего учебной практики - 360 часов |
в рамках освоения ПМ.05 учебной практики - 360 часов |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Выполнение работ по профессии 19806 Электромонтажник по освещению и осветительным сетям
|
360 |
|
|
Организационное занятие |
Инструктаж по учебной практике, охране труда, ТБ. Постановка цели и задачи учебной практики. (перечислить все ОК и ПК отрабатываемые по данной теме) |
4 |
|
ОК 1-9 ПК.1-5 |
|||
Тема 1 Правила техники безопасности при монтаже осветительных электропроводок и оборудования. |
Содержание |
8 |
|
Правила хранения инструментов, приспособлений и электроизмерительных приборов. Основные правила и нормы электробезопасности устройство, назначение и принцип работы всего закрепленного электрооборудования и схем питания. Токовые нагрузки потребителей и режим их работы. Правила ТБ и ТЭ, производственные и должностные инструкции. Использование мерительного инструмента, ручного слесарного инструмента. |
|||
Тема 2 Такелажные работы |
Виды работ |
10 |
|
Применение различных простых такелажных применений: строп, канатов и приспособлений. |
|||
Тема 3 Типы электропроводок и технология их |
Выполнение заготовок проводов под прокладку, установку, заделку деталей креплений, установку ответвительных коробок навеску скобок, конструкций, опор, установку и заделку натяжных и |
52 |
|
выполнения. |
поддерживающих кромок, подъем проводки и крепление к крюкам, натягивание, регулирование, окончательное крепление и проверку проводки, заготовку под прокладку проводов на изолирующих опорах, крепление провода гвоздями, крепежными усами, приклеиванием изгибов и обходы препятствий. Выполнение монтажа и демонтажа электропроводок на изолированных опорах, непосредственно по строительным конструкциям, на лотках, на струнах, в трубах, рукавах, под штукатуркой, в коробах, в каналах проводами ППВ, ШВП, ШВВП, ПВ1, ПУГНП и кабелями ВРГ, НРГ; затяжку проводки; установку звонков и кнопок,; проверку схемы проводок. |
|
|
Тема 4 Способы крепления и правила подключения электроустановочны х изделий, других приборов и аппаратов. |
Виды работ |
42 |
|
Выбор и подготовка трассы электропроводок. Выполнение разметки при открытой и закрытой проводке, ручное и механизированное выполнение пробивных работ, сверление или пробивку гнезд, борозд и обходов, вмазки спиралей, якорей, крюков и скоб, крепление дюбелей, пробивку гнезд в основаниях. |
|||
Тема 5 Слесарносборочные работы |
Виды работ |
50 |
|
Использование мерительного инструмента, ручного слесарного инструмента. Выполнение слесарных работ |
|||
Тема 6 Электроизмерительн ые приборы и электрические измерения |
Виды работ |
22 |
|
Включение приборов в электрическую схему, приемы измерений. Ошибки при измерении. |
|||
Тема 7 Типы |
Виды работ |
40 |
|
источников света, их характеристики; типы осветительных электроустановочны х изделий, приборов и аппаратов, их устройство и характеристики. |
Выполнение разметки мест установки светильников и арматуры; сборки патронов и арматуры; подвески светильников; установки светильников на основаниях; разметку и сверление гнезд под установку розеток и светильников; присоединение осветительной аппаратуры и приборов к линии; разборку арматуры; демонтаж аппаратуры освещения. |
|
|
|
Тема 8 Правила заземления и зануления осветительных приборов. |
Виды работ |
30 |
|
|
Расчет сопротивления заземляющих устройств электроустановок, размер заземляющих и нулевых защитных проводников. Установка заземляющих и нулевых защитных проводников. |
||||
Тема 9 Методы и технические средства нахождения места повреждения электропроводки. |
Виды работ |
18 |
|
|
Применение приборов для измерения параметров осветительной сети; нахождение места повреждения электропроводки; определение неисправных электроустановочных изделий, приборов и аппараты. |
||||
Тема 10 Правила чтения электрических принципиальных и монтажных схем |
Виды работ |
10 |
|
|
Чтение монтажных электрических схем, выполнение схем по заданиям. |
||||
Тема 11 Критерии оценки качества электромонтажных работ Приборы для измерения |
Виды работ |
20 |
|
|
Участие в поверке измерительных приборов. Выполнение контроля качества ЭМР и выявление несоответствий. |
||||
параметров электрической сети. |
|
|
|
|
Тема 12 Схемы управления электрическим освещением; организация освещения жилых, административных и общественных зданий. |
Виды работ |
|
24 |
|
Участие в контроле качества монтажа отдельных электроустановок зданий различного назначения. |
видов |
|||
Тема 13 Ремонт осветительных сетей и оборудования. |
Виды работ |
|
30 |
|
Ремонт осветительных приборов и оборудования |
|
|||
|
Всего: |
|
360 |
|
Реализация рабочей программы учебной практики требует наличия электромонтажной и слесарной мастерской, базового предприятия для формирования профессиональных навыков.
Оборудование мастерских:
- верстки и тиски;
- набор слесарного инструмента;
-электромонтажные столы;
- набор монтажного инструмента;
- набор проводов и кабелей различных марок;
- набор установочных изделий;
- набор осветительной аппаратуры;
- приспособления и вспомогательный инструмент
4.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики.
4.2.1.Основная литература:
1. Акимова, Н. А. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования [Текст] : учеб. для сред. проф. образования / Н. А. Акимова, Н. Ф. Котеленец, Н. И. Сентюрихин
; ред. Н. Ф. Котеленец. - 11-е изд. стер. - Москва : Академия, 2014. - 304 с.
4.2.2 Дополнительная:
1 Акимова, Н. А. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования [Текст] : учеб.
пособие для сред. проф. образования / Н. А. Акимова, Н. Ф. Котеленец, Н. И.
Сентюрихин ; ред. Н. Ф. Котеленец. - Москва : Мастерство, 2002. - 296 с.
2 Акимова, Н. А. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования [Текст] : учеб.
пособие для сред. проф. образования / Н. А. Акимова, Н. Ф. Котеленец, Н. И.
Сентюрихин ; ред. Н. Ф. Котеленец. - Москва : Мастерство, 2001. - 296 с. 3 Макаров, Е. Ф. Обслуживание и ремонт электрооборудования электростанций и сетей [Текст] : учеб. для нач. проф. образования / Е. Ф. Макаров. - Москва : ИРПО : Академия, 2003. - 448 с.
4. Правила устройства электроустановок [Текст] : все действующие разд. шестого и седьмого изд. с изм. и доп. по сост. на 1 янв. 2009 г. - Москва : КНОРУС, 2009. - 488 с.
5. Правила устройства электроустановок [Текст] : все действующие разд.
шестого и седьмого изд. с изм. и доп. по сост. на 1 июня 2006 г. - Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2006. - 854 с.
6 .Правила устройства электроустановок [Текст]. - Москва : Изд-во НЦ
ЭНАС. Раздел 4 : Распределительные устройства и подстанции. : Глава 4.1
Распределительные устройства напряжением до 1 кВ переменного тока и до 1,5 кВ постоянного тока. Глава 4.2 Распределительные устройства и подстанции напряжением выше 1 кВ. - 7-е изд. - 2003. - 104 с.
7 Сибикин, Ю. Д. Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования промышленных предприятий и установок [Текст]: учеб. пособие для нач. проф. образования / Ю. Д. Сибикин, М. Ю. Сибикин. – Москва : Высш. шк., 2003. – 462 с.
8 Сибикин, Ю. Д. Технология электромонтажных работ [Текст] : учеб. пособие для нач. проф. образования / Ю.Д, Сибикин, М. Ю. Сибикин. - Москва : Высш. шк. ; Москва : Академия, 2000. - 301 с4.2.3Периодические издания
9. Сибикин, Ю. Д. Справочник электромонтажника [Текст] : учеб. пособие для нач. проф. образования / Ю.Д, Сибикин. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2013. - 416 с.
1Энергетик
2 Электрические станции
Учебная практика проводится в учебном заведении и профильных организациях на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями: филиалом АО «Атомэнергоремонт» «Волгодонскатомэнергоремонт», филиалом ОАО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» в г.Волгодонск.
Практика проводится согласно графику учебного процесса. Освоение учебной практики, в рамках профессионального модуля является обязательным условием допуска к экзамену квалификационному.
Требования к квалификации педагогических (инженернопедагогических) кадров, обеспечивающих обучение по общепрофессиональному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю.
Мастера: наличие квалификационного разряда по профессии 19806 Электромонтажник по освещению и осветительным сетям с обязательной стажировкой в профильных организациях.
Целью оценки по учебной практике является оценка: 1) профессиональных и общих компетенций; 2) практического опыта и умений.
Оценка по учебной практике выставляется на основании данных дневника практики (характеристики профессиональной деятельности студента на практике) с указанием видов работ, выполненных обучающимся во время практики, их объема, качества выполнения в соответствии с технологией и требованиями организации, в которой проходила практика.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели результатов подготовки |
Формы и методы контроля |
ПК.5.1 Пробивные работы. Установочные и крепежные работы.
|
-точность и правильность выполнения разметки трассы проводок с использованием ручных, электрических, пневматических инструментов для пробивки и сверления отверстий, гнезд, борозд; -соблюдение правил пробивки и сверления отверстий, гнезд, борозд прохода через стены и металлические конструкции; - применение различных методов установки и закрепления скоб, конструкций, армирование изоляторов; -правильность подбора крепежных изделий. |
Текущий контроль Выполнение практической работы по теме; Решение проблемных задач групповым и индивидуальным способом Экспертное оценивание. |
ПК 5.2. Выполнять работы по монтажу осветительной аппаратуры.
|
-правила выполнения монтажа и демонтажа электропроводок в металлических рукавах, в пластмассовых трубах; -соблюдение |
Текущий контроль
|
|
последовательности сборки трасс проводок и коробов. |
|
ПК 5.3. Устанавливать светильники всех видов, различные электроустановочные изделия и аппараты.
|
-соблюдение технологического процесса монтажа светильников на стенах, потолках, стальных конструкциях, способы установки выключателей и штепсельных розеток, пакетных выключателей и переключателей, предохранителей; -правильность крепления светильников к строительным конструкциям и электропроводок -правильность установки патронов, выключателей и переключателей, розеток, предохранителей, автоматических выключателей, светорегуляторов и других электроустановочных изделий. |
Текущий контроль Выполнение практической работы по теме; Решение проблемных задач групповым и индивидуальным способом Экспертное оценивание. |
ПК 5.4. Контролировать качество выполненных работ.
|
-применение требований и правил ПУЭ и СНиП к монтажу электропроводок -соответствие электромонтажных работ требованиям нормативных документов |
Текущий контроль Выполнение практической работы по теме; Решение проблемных задач групповым и индивидуальным способом Экспертное оценивание. |
ПК 5.5. Производить ремонт осветительных сетей и оборудования.
|
-проведение диагностики и определение неисправностей осветительной сети, светильников, электроустановочных изделий и аппаратов; - выбор и рациональное использование приборов, инструментов и приспособлений при выполнении работ по техническому обслуживанию, ремонту и демонтажу осветительных сетей, светильников, электроустановочных изделий и аппаратов. |
Текущий контроль Выполнение практической работы по теме; Решение проблемных задач групповым и индивидуальным способом Экспертное оценивание. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты освоения (объекты оценивания) |
Основные показатели оценки результата и их критерии |
|
Показатель оценки результата |
Критерий выполнения показателя |
|
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
- объяснение сущности и социальной значимости своей будущей профессии |
- достижение высоких результатов при прохождении учебной и производственной практики - результативность участия в студенческих конкурсах, семинарах, конференциях |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных |
обоснованный выбор и грамотное применение методов и форм организации профессиональной деятельности - объективная оценка |
- соответствие выбранных методов и форм организации профессиональной деятельности ФГОС СПО - достижение поставленных целей и |
задач, оценивать их эффективность и качество. |
эффективности и качества выполнения работы |
задач при проведении учебного занятия |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.. |
- способность выявлять методические ошибки при проведении учебных занятий - поиск решения по устранению проблем, возникающих при проведении занятия |
- точность выявленных методических ошибок – скорость принятия решения в нестандартных ситуациях, возникающих при прохождении практики - достижение поставленных целей и задач учебного занятия |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
- подборка информации, необходимой для проведения занятия -использование различных источников информационных ресурсов при проведении внеурочных занятий - объективный анализ найденной информации |
- соответствие найденной информации тематике внеурочного занятия, задачам образования и ФГОС СПО - правильность использования широкого спектра современных источников информации, в том числе Интернета при решении профессиональных задач, профессионального и личностного развития - результативность найденной информации, необходимой для решения профессиональных задач |
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
- демонстрация приемов использования ИКТ в учебной и профессиональной деятельности - обоснованное использование различных прикладных программ |
- быстрота освоения новых версий программных продуктов - соответствие ИКТ задачам обучения и ФГОС СПО |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
- успешность применения коммуникационных способностей на практике - соблюдение принципов профессиональной этики; |
- использование коммуникационных способностей для достижения целей - соответствие используемых способов и |
|
- владение способами бесконфликтного общения и само регуляции в коллективе |
типов общения личностным особенностям и нормам профессиональной этики |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
- способность ставить цели для осуществления образования - владение приемами мотивирования деятельности обучающихся на занятии |
- соответствие деятельности целям и задачам внеклассных занятий - результативность деятельности обучающихся на занятиях. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
- готовность самостоятельно определять задачи в области методического развития - составление личного плана карьерного роста - участие в студенческих конференциях, семинарах |
- соответствие профессионального и личностного развития задачам методического развития - соответствие плана карьерного роста целям и ресурсам обучающихся -результативность участия в конференциях и семинарах |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
- готовность осуществлять профессиональную деятельность в условиях реализации ФГОС СПО: обновление целей, содержания, смены технологий в области образования |
- выполнение профессиональной деятельности с применением новых технологий ФГОС СПО - точность применения технологии деятельностного подхода при прохождении учебной и производственной практики |
Приложение 1
Название ОК |
Технологии формирования ОК (на учебных занятиях) |
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
- Проблемно - развивающие педагогические технологии (урок-беседа)
|
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
- Проектно - исследовательская технология обучения; - Методы и приёмы работы с текстовой информацией (работа по созданию, оформлению тематических сообщений, докладов, презентаций)
|
ОК.3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
-Проблемное обучение (решение практикоориентированных проблемных задач (урокконференция); - Технология модерации - деловая игра. |
ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
- Технология «полного» усвоения; - Методы и приёмы работы с текстовой информацией (работа по созданию, оформлению тематических сообщений, докладов, презентаций).
|
ОК.5 Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Технология «сжатия» информации (обобщающий урок); - Методы и приёмы работы с текстовой информацией (работа по созданию, оформлению тематических сообщений, докладов, презентаций). |
ОК.9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
-Эвристические педагогические технологии (групповое, индивидуальное участие в создании тематического проекта). |
№ |
Изменение |
Номер |
Дата |
Подпись |
п/п |
|
страницы |
утверждения, № протокола |
|
1 |
Актуализация основной литературы (пункт 4.2.) 1 Костенко, Е.М. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного и бытового электрооборудования [Электронный ресурс]: практическое пособие для электромонтера/ Костенко Е.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЭНАС, 2010.— 321 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5643.— ЭБС «IPRbooks», по паролю |
Стр. 11 |
29.01.2015г. Протокол № 6 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.