Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
2.2.18 Рабочая программа
по учебному предмету
физическая культура для 1 классов
Составитель:
Андреева Э. О., учитель физической культуры МБОУ «Синекинчерская ООШ»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 1 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки.
Для реализации программы используются учебники:
1.В.И. Ляха, А.А. Зданевича (М: Просвещение, 2014).
2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы
В.И. Лях, А.А. Зданевич. М: Просвещение, 2015.
3. Физическая культура: Учебник для учащихся 1 – 4 классов, автор В. И. Лях, Москва: Просвещение, 2014.
Распределение часов физической культуры по классам следующее:
1 класс – 99 часов
Личностные результаты
· Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям иценностям Российского народа на примере истории национальных видов спорта и народных игр.
· Сформированность патриотического сознания и гражданской позиции личности,чувство ответственности и долга перед Родинойна примере геройских подвигов спортсменов – участников Великой Отечественной Войны и результатов упорного труда выдающихся спортсменов СССР и России.
· Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.
· Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
· Сформированность положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к учебному предмету «Физическая культура».
· Развитость эстетического и этического сознания через освоение культуры движения и культуры тела.
· Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
· Сформированность духовно-нравственнойкультуры, чувства толерантности и ценностного отношенияк физической культуре, каксоставной и неотъемлемой части общечеловеческой культуры.
Метапредметные результаты
· Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия (скорость, сила, амплитуда, вектор, частота, дыхание, обмен веществ, работоспособность, ткани, возбуждение, торможение и мн. другие) и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
· способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
· планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
· конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
· владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
· систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
Предметные результаты:
(для обучающихся, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой или существенных ограничений по нагрузке)
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
• ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
• раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;
• ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие;
• характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры и организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе).
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
• характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учетом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
• отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами;
• организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
• измерять показатели физического развития (рост и масса тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, равновесие, гибкость) с помощью тестовых упражнений; вести систематические наблюдения за динамикой показателей.
Выпускник получит возможность научиться:
• вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
• целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
• выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
• выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия); оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
• выполнять организующие строевые команды и приемы;
• выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
• выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно);
• выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей разного веса и объема);
• выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
• сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
• выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
• играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
• плавать, в том числе спортивными способами;
• выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России).
Работа с обучающимися с нарушением состояния здоровья на начальном уровне обучения.
Основная работа на уроке физической культуры с данной категорией детей ведется с точки зрения индивидуализации педагогического процесса. Индивидуальный подход, означает учет особенностей, присущих одному человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств, состояния сохранных функций — двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных. Основная задача учителя на уроке состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные способности и возможности каждого ребенка, создать максимальные условия для его «собственного роста». При индивидуальном подходе на уроках физической культуры данный подход реализуется полностью и зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства учителя.
• Основные физические упражнения для детей с нарушением состояния здоровья: передвижения: ходьба, бег, подскоки; общеразвивающие упражнения: без предметов; с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.); на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, низкая перекладина, ребристая доска и т.д.); упражнения на формирование навыка правильной осанки; для укрепления сводов стопы; для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей); на развитие дыхательной и сердечно- сосудистой систем; на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.); на развитие точности движений и дифференцировки усилий; лазанье и перелазание (преодоление различных препятствий); на физическое расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер; специальные упражнения по обучению
приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития анализаторов; упражнения для развития мелкой моторики рук; для зрительного тренинга; упражнения по плаванию оздоровительного направления; упражнения по лыжной подготовке (скандинавской ходьбе) оздоровительной направленности. Рекомендуемые игры – городки, мини гольф, баскетбол, футбол.
Содержание учебного предмета
1 класс
Знания о физической культуре 1 час.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Лёгкая атлетика 18 часов.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорениемv с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Подвижные и спортивные игры 8 часов.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале спортивных игр.
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Знания о физической культуре 1 час.
Основы физических качеств: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, прыгучесть.
Гимнастика с основами акробатики(14 часов).
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев;
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лыжная подготовка 18 часов.
Техника безопасности при занятиях лыжами. Требования к одежде. И обуви во время занятий. Переноска и надевание лыж.
Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками. Повороты с переступанием. Подъемы и спуски под уклон. Передвижение на лыжах до 1 км. Подъемы и спуски с небольших склонов. Передвижение на лыжах до 1,5 км.
Знания о физической культуре 1 час.
Ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Подвижные и спортивные игры 8 часов.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале спортивных игр.
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Подвижные игры на основе баскетбола 13 часов.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Знания о физической культуре 1 час.
История развития физической культуры и первых соревнований.
Лёгкая атлетика 15 часов.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорениемv с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Знания о физической культуре 1 час.
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укрепления здоровья человека
Тематическое планирование
№ п/п |
Название темы |
Часы |
1. |
Знания о физической культуре. |
1 |
2. |
Легкая атлетика |
18 |
3. |
Подвижные и спортивные игры |
8 |
4. |
Знания о физической культуре. |
1 |
5. |
Гимнастика с элементами акробатики. |
14 |
6. |
Лыжная подготовка |
18 |
7. |
Знания о физической культуре. |
1 |
8. |
Подвижные игры. |
8 |
9. |
Спортивные игры на основе баскетбола. |
13 |
10. |
Знания о физической культуре. |
1 |
11. |
Лёгкая атлетика |
15 |
12. |
Знания о физической культуре. |
1 |
|
Итого: |
99 |
Поурочное планирование 1 класса.
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Знания о физической культуре (1 ч) |
||
1 |
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря |
1 |
Легкая атлетика (18 ч) Беговые упражнения (12 ч) |
||
2 |
Инструктаж по ТБ. Ходьба и бег. Бег с ускорением |
1 |
3 |
Стартовый разгон. Бег 30 м |
1 |
4 |
Высокий старт. Бег 30 м |
1 |
5 |
Бег 60 м. Бег из различных и.п. |
1 |
6 |
Высокий старт. Смешанное передвижение до 800м |
1 |
7 |
Равномерный, медленный бег до 3 мин |
1 |
8 |
Равномерный бег 3 мин. Чередование ходьбы, бега (бег 50м, ходьба 100м). |
1 |
9 |
Равномерный бег 4 мин. Чередование ходьбы, бега. |
1 |
10 |
Равномерный бег 5 мин. Чередование ходьбы, бега. |
1 |
11 |
Равномерный бег 5 мин. Чередование ходьбы, бега. |
1 |
12 |
Равномерный бег 7 мин. Чередование ходьбы, бега (бег 60м, ходьба 100м). |
1 |
13 |
Равномерный бег 8 мин. Чередование ходьбы, бега (бег 60м, ходьба 100м). |
1 |
Прыжковые упражнения (3ч) |
||
14 |
Прыжок в длину с места. Народные игры |
1 |
15 |
Прыжок в длину с разбега с отталкиванием одной и приземлением на две ноги |
1 |
16 |
Эстафеты с прыжками |
1 |
Броски большого, метания малого мяча (3ч) |
||
17 |
Броски мяча (1кг) на дальность |
1 |
18 |
Метание малого мяча в вертикальную цель |
1 |
19 |
Метание малого мяча с места на дальность |
1 |
Подвижные и спортивные игры(8ч) |
||
20 |
Инструктаж по ТБ Игры «К своим флажкам», «Два мороза» |
1 |
21 |
Игры «Класс, смирно!», «Октябрята» |
1 |
22 |
Игры «Метко в цель», «Погрузка арбузов» |
1 |
23 |
Игры «Волк во рву», «Посадка картошки». Народные игры |
1 |
24 |
Игры «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде» |
1 |
25 |
Игры «Лисы и куры» |
1 |
26 |
Игры «Кто дальше бросит», «Точный расчет» |
1 |
27 |
Игры «Прыгающие воробушки», «Точный расчет». |
1 |
Знания о физической культуре(1 ч) |
||
28 |
Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, прыгучесть |
1 |
Гимнастика с элементами акробатики (14 ч) Организующие команды и приемы (5ч) |
||
29 |
Инструктаж по ТБ. Основная стойка. Построение в колонну по одному и в шеренгу |
1 |
30 |
Перестроение по звеньям |
1 |
31 |
Размыкание на вытянутые руки в сторону |
1 |
32 |
Повороты направо налево |
1 |
33 |
Команды «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!» |
1 |
Акробатические упражнения (4 ч) |
||
34 |
Группировка |
1 |
35 |
Перекаты в группировке лежа на животе |
1 |
36 |
Перекаты в группировке из упора стоя на коленях |
1 |
37 |
Стойка на лопатках |
1 |
Гимнастические упражнения прикладного характера (5ч ) |
||
38 |
Лазание по гимнастической стенке. |
1 |
39 |
Перелезание через горку матов. |
1 |
40 |
Лазание по наклонной скамейке на коленях |
1 |
41 |
Подтягивания, лежа на животе на гимнастической скамейке |
1 |
42 |
Гимнастическая полоса препятствий. |
1 |
Лыжная подготовка (18 ч) |
||
43 |
ТБ. Переноска лыж на плече под рукой и надевание лыж. Требования к одежде |
|
44-45 |
Ступающий и скользящий шаг на лыжах без палок |
2 |
46-47 |
Повороты переступанием на лыжах без палок |
2 |
48-49 |
Ступающий и скользящий шаг на лыжах с палками |
2 |
50 |
Повороты переступанием на лыжах с палками |
1 |
51 |
Ступающий и скользящий шаг на лыжах с палками |
1 |
52 |
Повороты переступанием на лыжах с палками |
1 |
53 |
Торможение падением |
1 |
54 |
Подъем на склон «полуелочкой» и спуск на лыжах |
1 |
55 |
Ступающий и скользящий шаг на лыжах с палками |
1 |
56 |
Подъем на склон «лесенкой» и спуск на лыжах |
1 |
57 |
Повороты переступанием на месте |
1 |
58 |
Подъем на склон «полуелочкой» и спуск на лыжах |
1 |
59 |
Прохождение дистанции 1 км на лыжах |
1 |
60 |
Передвижение на лыжах змейкой |
1 |
Знания о физической культуре (1 ч) |
||
61 |
Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека |
1 |
Подвижные игры (8 ч) |
||
62 |
Инструктаж по ТБ Игры «К своим флажкам», «Два мороза» |
1 |
63 |
Игры «Класс, смирно!», «Октябрята» |
1 |
64 |
Игры «Метко в цель», «Погрузка арбузов» |
1 |
65 |
Игры «Через кочки и пенечки», «Кто дальше бросит» |
1 |
66 |
«Кто дальше бросит». Эстафеты |
1 |
67 |
Игры «Волк во рву», «Посадка картошки» |
1 |
68 |
Игры «Капитаны», «Попрыгунчики-воробушки» |
1 |
69 |
Игры «Пятнашки », «Два мороза» |
1 |
Спортивные игры (13 ч) Спортивные игры на основе баскетбола |
||
70 |
Бросок мяча снизу на месте |
1 |
71 |
Ловля мяча на месте |
1 |
72 |
Ловля и броски мяча на месте |
1 |
73 |
Эстафеты с мячами. Игра «Мяч соседу» |
1 |
74 |
Эстафеты с мячами |
1 |
75 |
Бросок мяча. Игра «Гонка мячей по кругу» |
1 |
76 |
Бросок мяча снизу на месте в щит |
1 |
77 |
Ведение мяча. Игра «Передал - садись» |
1 |
78 |
Ведение мяча. Игра «Выстрел в небо» |
1 |
79 |
Игра в мини-баскетбол |
1 |
80 |
Ловля и передача мяча снизу на месте. Народные игры |
1 |
81- 82 |
Ловля и передача мяча снизу на месте. Игра «Охотники и утки» |
2 |
Знания о физической культуре (1 ч) |
||
83 |
История развития физической культуры и первых соревнований |
1 |
Легкая атлетика(15 ч) Беговые упражнения (7 ч) |
||
84 |
Бег с изменением направления, ритма и темпа |
1 |
85 |
Бег (30 м). Подвижная игра «Воробьи и вороны» |
1 |
86 |
Бег (60 м). Подвижная игра «День и ночь» |
1 |
87 |
Челночный бег |
1 |
88 |
Кросс 1 км |
1 |
89 |
6-минутный бег. Игра «Смена сторон» |
1 |
90 |
Игры и эстафеты с бегом на местности |
1 |
Прыжковые упражнения (5 ч) |
||
91 |
Прыжок в длину с места |
1 |
92 |
Прыжок в длину с разбега. Подготовка к сдаче ГТО |
1 |
93 |
Прыжок в высоту с разбега. Подготовка к сдаче ГТО |
1 |
94-95 |
Подготовка к сдаче ГТО |
2 |
Броски большого, метания малого мяча (3ч) |
||
96 |
Передача набивного мяча в максимальном темпе по кругу. |
1 |
97 |
Метание малого мяча в вертикальную цель |
1 |
98 |
Метание малого мяча с места на дальность и заданное расстояние |
1 |
Знания о физической культуре (1 ч) |
||
99 |
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укрепления здоровья человека |
1 |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.