х. Вознесенский
Вознесенская основная общеобразовательная школа филиал МБОУ СОШ №3
«Рассмотрено» Руководитель МС МБОУ СОШ №3 Кухновец Л.А./________/ Протокол №1 От « » августа 201 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ СОШ №3 Марченко И.А./________/
« »августа 201 г. |
«Утверждено» Директор МБОУ СОШ №3 Васютина Е.П./________/
Приказ №_43__ От « » августа 201 г. |
Рабочая программа
По предмету « Окружающий мир »
в 4 классе
Срок реализации: 2019-2020 уч. год
Уровень образования: начальное общее
Составитель:
Учитель Вацасова Е.А..
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для учащихся 4 класса на 2019-2020 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Окружающий мир» – концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова. Сборник программ. Москва: Вентана - Граф, 2010 г.
УМК:
Для учителя:
Учебно-методические комплекты по окружающему миру для 1-4 классов по программе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой:
1.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».– 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.
2.Методическое пособие. Окружающий мир. 1-2 классы. Виноградова Н.Ф. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.
3.Методическое пособие. Окружающий мир. 3-4 классы. Виноградова Н.Ф. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.
Для учащихся:
1.Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. – М.: Вентана-Граф, 2014 г.
2.Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. – М.: Вентана-Граф, 2014 г.
3.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях. М.: Вентана-Граф, 2018 г.
Рабочая программа по окружающему миру составлена с использованием нормативно-правовой базы:
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81);
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609);
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №3 г. Морозовска;
- Устав МБОУ СОШ № 3;
- Школьное положение о рабочей программе педагога.
Цель программы «Окружающий мир» – формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи курса:
Место предмета в учебном плане.
Кол-во часов изучаемых в 4 классе по окружающему миру – 68 часов в год (2 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
В результате освоения учебного предмета будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.
Это:
· готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
· достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
· личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир.
Это:
· формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
· формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
· осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
· обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
· овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования.
Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают
познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
· познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
· регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
· коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
• Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом
учебника.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
проблемно-диалогическая технология.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся будут учиться
воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе будут учиться действиям моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).
· Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
· Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий дети приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Коммуникативные УУД:
· Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Выразительно читать и пересказывать текст.
· Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и
следовать им.
· Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:
· выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
· моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
· устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребёнка;
· оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
· анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
· описывать характерные особенности природных зон России, особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
· составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
· различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
· соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
· называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
· различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя президента современной России;
· описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
· называть имен выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
В конце обучения в 4 классе учащиеся могут научиться:
· применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
· различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
· раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.
Содержание программы 68 ч
Человек – живое существо (организм) (19 часов)
Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движение и физкультура.
Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Твоё здоровье (13 ч)
Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.
Практические работы
Составление режима дня для школьника для будней и выходных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок.
Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
Человек – часть природы (2 ч)
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Человек среди людей (5 ч)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Правила культурного общения.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Родная страна: от края до края (13 ч)
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлёвские города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда, культуры народов).
Человек – творец культурных ценностей (11 ч)
Что такое культура. Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре 1, во второй половине 18 века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры 9зодчества) Древней Руси.
Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России 18 века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство 18 века. Возникновение публичных театров.
Искусство России 19 века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А. Тропинин, И.И. Левитан и др).
Искусство России 20 века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.) Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К.С. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.)
Человек – защитник своего Отечества (3 ч)
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 18123 года. М.И. Кутузов.
Великая отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в 17 веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Экскурсии
В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учётом местных условий).
Практические работы
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Гражданин и государство (2 ч)
Россия – наша Родина. Русский язык государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символ государства.
Календарно-тематический план изучения предмета «окружающий мир»
в 4 классе на 2019/2020 учебный год
№ |
Дата |
Тема урока |
Учебник |
Рабочая тетрадь |
Тип урока |
Планируемые результаты |
Форма контроля |
Домашнее задание |
|
предметные |
УУД |
||||||||
Человек – живое существо (организм) (19 часов). |
|||||||||
1. |
03.09 |
Как устроен организм человека. Организм человека. |
стр. 6-7 |
|
Изучение нового материала. |
Характеризовать человека как живое существо, организм; функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного. |
Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли.
Познавательные УУД: 1. Общеучебные УУД: - умение структурировать знания; - смысловое чтение; - знаково-символическое моделирование.
Личностные УУД: - ценностно-смысловая ориентация учащихся. - действие смыслообразования; - нравственно-этическое оценивание.
Регулятивные УУД: - целеполагание; - волевая саморегуляция; - коррекция; - оценка качества и уровня усвоения.
|
фронтальный, индивидуальный |
Пересказ с. 6-7. |
2. |
06.09 |
Как устроен организм человека. Нервная система. |
стр.8-10 |
|
Изучение нового материала. |
фронтальный, индивидуальный |
Пересказ с. 8 – 10. |
||
3. |
10.09 |
Как устроен организм человека. Двигательная система. |
стр.11-17 |
|
Изучение нового материала. |
фронтальный, индивидуальный |
с.11-17 читать, с.17 портфель |
||
4. |
13.09 |
Как устроен организм человека. Пищеварительная система. |
стр.18-21 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
с.18-21 пересказ |
||
5. |
17.09 |
Входная контрольная работа. |
|
|
Изучение нового материала. |
фронтальный, индивидуальный |
|
||
6. |
20.09 |
Как устроен организм человека. Дыхательная система. |
стр.21-24 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
с.21-23 знать основные понятия темы |
||
7. |
24.09 |
Как устроен организм человека. Кровеносная система. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. |
стр.24-30 |
|
Изучение нового материала. |
фронтальный, индивидуальный |
с.24-30 пересказ |
||
8. |
27.09 |
Как устроен организм человека. Кожа. |
стр.30-33 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
с.30-33 знать строение кожи, выполнить практические задания в тетради |
||
9. |
01.10 |
Контрольная работа по разделу «Как устроен организм человека». |
|
|
Изучение нового материала. |
фронтальный, индивидуальный |
|
||
10. |
04.10 |
Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. |
стр.34-37 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
с.34-37 читать, составить памятку «Береги зрение» |
||
11. |
08.10 |
Как человек воспринимает окружающий мир. Слух. |
стр.38-40 |
|
Изучение нового материала. |
фронтальный, индивидуальный |
с.38-40 читать, интересные факты о слухе человека |
||
12. |
11.10 |
Как человек воспринимает окружающий мир. Обоняние. |
стр.40-42 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
с.40-41 пересказ |
||
13. |
15.10 |
Как человек воспринимает окружающий мир. Вкус. |
стр.42-43 |
|
Изучение нового материала. |
фронтальный, индивидуальный |
с.42-44 знать основные понятия темы |
||
14. |
18.10 |
Как человек воспринимает окружающий мир. Осязание. |
стр.44-45 |
|
Изучение нового материала. |
индивидуальный |
Пересказ с. 44-45, выполнить задания по теме в рабочей тетради |
||
15. |
22.10 |
Кконтрольная работа за 1 четверть |
|
|
Изучение нового материала. |
индивидуальный |
|
||
16. |
25.10 |
Обобщающий урок. Тест по разделу «Как человек воспринимает окружающий мир». |
стр.46-52 |
|
Изучение нового материала. |
индивидуальный |
|
||
17. |
05.11 |
Мир чувств. Эмоции. От простых эмоций к чувствам. |
стр.53-54 |
|
|
|
|
|
с.46-50 принести рисунки показывающие разные эмоции человека |
18. |
08.11 |
Обрати внимание на внимание. |
|
|
|
|
|
|
с.54 выучить правило, 2 задания на внимание |
19. |
12.11 |
Помни о памяти. Зачем человеку память. Развивай память. |
стр.55-56 |
|
|
|
|
|
с. 55-56 читать, портфель |
Твоё здоровье (13 часов). |
|||||||||
20. |
15.11 |
Тест по разделам «Мир чувств» и «Обрати внимание на внимание и память». Правила здоровой жизни. Здоровье человека. |
стр.58-60 |
|
Комбинированный. |
Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений». |
Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли.
Познавательные УУД: 1. Общеучебные УУД: - умение структурировать знания; - смысловое чтение; - знаково-символическое моделирование.
Личностные УУД: - ценностно-смысловая ориентация учащихся. - действие смыслообразо-вания; - нравственно-этическое оценивание.
Регулятивные УУД: - целеполагание; - волевая саморегуляция; - коррекция; - оценка качества и уровня усвоения.
|
фронтальный, индивидуальный |
с.58-61 пересказ |
21. |
19.11 |
Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Практическая работа. Составление режима дня школьника для будней и выходных. |
стр.61-62 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
с.61-63 читать, составить режим дня |
||
22. |
22.11 |
Правила здоровой жизни. Здоровый человек – здоровый сон. |
стр.63-64 |
|
Практическая работа. |
индивидуальный |
с.63-64 читать, портфель |
||
23. |
26.11 |
Правила здоровой жизни. О правильном питании. |
стр.65-66 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
с.65-66 читать, портфель |
||
24. |
29.11 |
Правила здоровой жизни. Правила закаливания. Можно ли снять усталость? |
стр.67-71 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
с.67-71 читать, знать основные понятия темы |
||
25. |
03.12 |
Поговорим о вредных привычках. Курение опасно для здоровья. Осторожно – спиртное! Забава, которая приводит к смерти. |
стр.72-75 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
с.72-75 читать, памятка «Как сберечь здоровье на много лет» , сочинить сказку (рассказ, стихотворение) о вредной привычке |
||
26. |
06.12 |
Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг. Как уберечь себя от ожогов. |
стр.76-80 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
с.76-80 читать, основные понятия темы |
||
27. |
10.12 |
Когда дом становится опасным. Как пользоваться газовой плитой. Острые предметы – это опасно! |
стр.80-82 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
с.80-82 читать |
||
28. |
13.12 |
Когда дом становится опасным. Работаем на компьютере. |
стр.82-83 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
с.82-83 пересказ |
||
29. |
17.12 |
Какие опасности подстерегают нас на дороге. Улица полна неожиданностей! |
стр.84-85 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
с.84 пересказ |
||
30. |
20.12 |
Какие опасности подстерегают нас на дороге. Знаете ли вы правила дорожного движения. Сигналы регулировщика. |
стр.86-87 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
с.85-87 знать знаки дорожного движения |
||
31. |
24.12 |
Если случилась беда. Помощь при травме. Бывают ли животные опасными? Ядовитые грибы. Ядовитые растения. |
стр.88-90, стр.92-96. |
|
Практическая работа. |
индивидуальный |
с.88-96 читать, портфель |
||
32. |
27.12 |
Итоговая контрольная работа за 2 четверть. Если случилась беда. Если гроза застала тебя на прогулке. |
стр.96-98 |
|
|
|
|
|
с.96-98 читать |
Человек – часть природы (2 часа). |
|||||||||
33. |
10.01 |
Чем человек отличается от животного. Человек умеет думать и говорить. |
стр.100-104 |
|
Комбинированный. |
Работа с иллюстрационным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости». |
Познавательные УУД: - умение структурировать знания; - смысловое чтение; - знаково-символическое моделирование. - классификация объектов; - доказательство; - построение логической цепи рассуждения. |
фронтальный, индивидуальный |
с.100-104 пересказ |
34. |
14.01 |
От рождения до старости. Счастливая пора детства. Что необходимо для роста и развития человека. Почему пожилым людям нужна твоя помощь? |
стр.105-112 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
с.105-112 читать, знать основные понятия темы |
||
Человек среди людей (5 часов). |
|||||||||
35. |
17.01 |
Тест по разделу «Человек – часть природы». Поговорим о доброте. «Добрый человек придёт, словно свету принесёт».
|
стр.114-117 |
|
Комбинированный. |
Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей. |
Познавательные УУД: - умение структурировать знания; - смысловое чтение; - знаково-символическое моделирование. - классификация объектов; - доказательство; - построение логической цепи рассуждения. |
фронтальный, индивидуальный |
с.114-117 читать, привести примеры добрых дел |
36. |
21.01 |
Поговорим о справедливости, трудолюбии, смелости. По справедливости. «Правдой мир стоит». |
стр.117-124 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
с.120, 124 выучить правила |
||
37. |
24.01 |
Поговорим о справедливости, трудолюбии, смелости. «Труд кормит, а лень портит». О смелости. |
стр.125-127 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
с.126 портфель |
||
38. |
28.01 |
Умеешь ли ты общаться? Учимся вести беседу. Просто ли написать письмо? Избегай общения с незнакомыми людьми. |
стр.128-138 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
с.137,138 выучить правила |
||
39. |
31.01 |
Контрольная работа по разделу «Человек среди людей». |
|
|
Комбинированный. |
индивидуальный |
|
||
Родная страна: от края до края (13 часов). |
|||||||||
40. |
04.02 |
Природные зоны России. Край льда и снегов. |
Учебник часть 2 стр. 6-10 |
|
Изучение нового материала. |
Характеристика основных природных зон России. Различение (по описанию, рисункам, фото) природных зон. Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв. Работа с картой: выполнение учебных задач. Различение: кремлёвские города и их достопримечательности. Обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.
|
Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли.
Познавательные УУД: 1. Общеучебные УУД: - умение структурировать знания; - смысловое чтение; - знаково-символическое моделирование.
Личностные УУД: - ценностно-смысловая ориентация учащихся. - действие смыслообразо-вания; - нравственно-этическое оценивание.
Регулятивные УУД: - целеполагание; - волевая саморегуляция; - коррекция; - оценка качества и уровня усвоения.
|
фронтальный, индивидуальный |
Пересказ с.6-11. |
41 |
07.02 |
Природные зоны России. Тундра. |
стр.11-17 |
|
Изучение нового материала. |
фронтальный, индивидуальный |
Пересказ с. 11-17, ответить на вопросы. |
||
42. |
11.02 |
Природные зоны России. Тайга. |
стр.18-25 |
|
Изучение нового материала. |
фронтальный, индивидуальный |
Пересказ с. 18-26. Сообщение. |
||
43. |
14.02 |
Природные зоны России. Зона смешанных и широколиственных лесов. |
стр.26-30 |
|
Изучение нового материала. |
фронтальный, индивидуальный |
Прочитать с. 26-30, зад. с. 30. |
||
44. |
18.02 |
Природные зоны России. Степь. |
стр.30-32 |
|
Изучение нового материала. |
фронтальный, индивидуальный |
Сообщение о животном или растении степи. |
||
45. |
21.02 |
Природные зоны России. Пустыня. Влажные субтропики. |
стр.32-36 |
|
Изучение нового материала. |
фронтальный, индивидуальный |
Составить кроссворд. |
||
46. |
25.02 |
Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Какую почву называют плодородной. Почва нуждается в охране. |
|
|
Изучение нового материала. |
фронтальный, индивидуальный |
Пересказ с. 40-44, тетрадь с.15, зад.21. |
||
47. |
28.02 |
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина. Западно - Сибирская равнина. |
стр.37-39 |
|
Изучение нового материала. |
фронтальный, индивидуальный |
Прочитать с. 51-58, с. 57 задание (портфель) |
||
48. |
03.03 |
Рельеф России. Урал- Каменный пояс. Кавказские горы. |
стр.40-45 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
Прочитать с.59-68, тетрадь с. 22, зад. 29,30,31. |
||
49. |
06.03 |
Как возводили города. Как выбирали место для строительства города. «Кремлевские города». Почему улицы называются по-разному. |
стр.46-50 |
|
Изучение нового материала. |
фронтальный, индивидуальный |
|
||
50. |
10.03 |
Россия и её близкие и дальние соседи. Дружбу водить – добрым быть. |
стр.51-58 |
|
|
|
|
|
|
51. |
13.03 |
Из истории письменности. Что такое культура. «Рисунчатое» письмо. Создание славянской азбуки. Летопись – рукописная книга. |
стр.59-68 |
|
|
|
|
Прочитать с.70-75, тетрадь с. 24, зад. 33,34. |
|
52. |
17.03 |
Итоговая контрольная работа за 3 четверть. |
|
|
|
|
|
|
|
Человек – творец культурных ценностей (11 часов). |
|||||||||
53. |
20.03 |
Образование – часть культуры общества. О первых школах и книгах. Первая печатная «Азбука». Чему и как учились в России. Михаил Васильевич Ломоносов. |
стр.70-75 |
|
Комбинированный. |
Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений. Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами. Называть основные события в культурной жизни России и их даты. Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах. |
Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли.
Познавательные УУД: 1. Общеучебные УУД: - умение структурировать знания; - смысловое чтение; - знаково-символическое моделирование.
Личностные УУД: - ценностно-смысловая ориентация учащихся. - действие смыслообразо-вания; - нравственно-этическое оценивание.
Регулятивные УУД: - целеполагание; - волевая саморегуляция; - коррекция; - оценка качества и уровня усвоения.
|
фронтальный, индивидуальный |
Задания в тетради. |
54. |
31.03 |
Русское искусство до XVIII (18) века. Русская икона. Художественные ремесла в Древней Руси. |
стр.86-91 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
Сообщение. |
||
55. |
03.04 |
Русское искусство до XVIII (18) века. Музыка в Древней Руси. Скоморохи (потешники) – первые артисты на Руси. |
стр.91-95 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуаль-ный |
Сообщение. |
||
56. |
07.04 |
Искусство России XVIII (18) века. Архитектура. |
стр.96-99 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
Задание 53, с. 31. |
||
57. |
10.04 |
Искусство России XVIII (18) века. Живопись. |
стр.100-101 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
Пересказ. |
||
58. |
14.04 |
Искусство России XVIII (18) века. Государственный публичный театр. |
стр.102-103 |
|
Комбинированный |
фронтальный, индивидуальный |
|
||
59. |
17.04 |
Золотой век русской культуры XIX (19) век. Поэты и писатели XIX (19) века. |
стр.104-112 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
Сообщение о композиторе 19 века. |
||
60. |
21.04 |
Золотой век русской культуры XIX (19) век. Композиторы XIX (19) века. Художники XIX (19) века |
стр.113-117 |
|
Комбинированный. |
фронтальный |
Сообщение о русском художнике 19 века. |
||
61. |
24.04 |
Защита проектов «Мой любимый поэт века», «Поэты и писатели века – детям». Искусство России XX (20) века. Архитектурные сооружения Москвы XX (20) века |
стр.128-133 |
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
Пересказ, сообщение о сооружении. |
||
62. |
28.04 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
Комбинированный. |
фронтальный, индивидуальный |
|
||
63. |
08.05 |
Героические страницы нашей Родины. Как Русь боролась с половцами. Победа над шведскими захватчиками. |
стр.134-135 |
|
|
индивидуальный |
Пересказ с. 134. |
||
Человек – защитник своего Отечества (3 часа). |
|||||||||
64. |
12.05 |
Героические страницы нашей Родины. Битва на Чудском озере. Куликовская битва. |
стр.136-138 |
|
Изучение нового материала. |
Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий.
|
Личностные УУД: - ценностно-смысловая ориентация учащихся. - нравственно-этическое оценивание. Регулятивные УУД: - коррекция; - оценка качества и уровня усвоения. Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли; постановка вопросов. |
фронтальный, индивидуальный |
Пересказ с. 135-135 |
65. |
15.05 |
Героические страницы нашей Родины. Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война 1941-1945 года. |
стр.140-144 |
|
Изучение нового материала. |
фронтальный, индивидуальный |
Пересказ с. 138-143. |
||
66. |
19.05 |
Мы живём в Российском государстве. Наше государство – Российская Федерация. Русский язык – государственный язык России. |
стр.156-157 |
|
Изучение нового материала. |
фронтальный, индивидуальный |
Подготовить сообщение о национальностях, национальных блюдах, одежде. |
||
Гражданин и государство (1 часа). |
|||||||||
67. |
22.05 |
Мы живём в Российском государстве. Права граждан России. Обязанности граждан России. Символы государства. |
стр.158-163 |
|
Комбинированный. |
Характеристика прав и обязанностей гражданина России. Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах. |
Личностные УУД: - ценностно-смысловая ориентация учащихся. - нравственно-этическое оценивание. Регулятивные УУД: - коррекция; - оценка качества и уровня усвоения. Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли; постановка вопросов. |
фронтальный, индивидуальный |
Оформить в памятку права и обязанности детей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.