Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология
Оценка 4.9

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
Междисциплинарный 4
5 кл—6 кл
13.03.2018
Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология
Исследовательская работа - это один из главных направлений в учебной деятельности, который позволяет учащимся расширять свой кругозор, способствует экологическому воспитанию личности, прививает любовь к природе, окружающей среде. Через исследовательскую деятельность ребенок становиться всесторонне развитой личностью. учебно- опытный участок школы - это удобная база для ученических исследований.
исследовательская работа.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа с. Метели  муниципального района Дуванский район  Республики Башкортостан Номинация: Ботаника и экология растений. Учебно – исследовательская работа Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно – опытного участка МБОУ СОШ с. Метели Работу выполнила: Серебренникова Вероника, ученица 6 класса   МБОУ   СОШ   с.   Метели муниципального   района   Дуванский район Республики Башкортостан Руководитель: Дудина Лариса  Андреевна учитель биологии и химии высшей   категории   МБОУ   СОШ   с. Метели   муниципального   района Дуванский   район   Республики Башкортостан Адрес   школы:  452544   Республика Башкортостан Дуванский район  с. Метели ул. А. Меркурьева д. 6 Телефон школы: 2­26­01 Метели, 2018 Содержание Введение ………………………………………………………………………….….3­4 II. Основная часть 2.1 Литературный обзор по теме исследования 2.1.1 История открытия лишайников…………………………………………………5 2.1.2 Биологические особенности лишайников……………………………………...6 2.1.3 Жизненные формы лишайников……………………………………………..…7 2.1.4 Значение лишайников в природе и жизни человека………………………..…8 2.2 Физико – географическая характеристика района исследования………………9 III. Методика исследования………………………………………………………….10 IV. Результат исследования…………………………………………………………..11 V. Выводы……………………………………………………………………………..12 VI. Заключение………………………………………………………………………..13 Список литературы………………………………………………………………….14 Приложение  2 Введение Если человеку, который никогда ничего не слышал про лишайники, показать, как они выглядят, и спросить, что это такое, скорее всего он ответит, что это растения.    «Лишайник   –   не   растение!»   –   научный   мир   был   буквально   взорван сенсационным открытием ботаника Симона Швенденера в 1867 году. Лишайник   это   два   отдельных   организма   –   гриб   и   водоросль!   Водоросли находятся   внутри   гриба,   словно   замурованные   между   его   клеток,   вместе   они составляют целый неделимый организм [1]. Количество различных видов лишайников составляет около 26 тысяч и люди с древних   времен   их   используют   в   различных   целях   (как   корм   для   домашних животных, как лекарство и пищу, для окрашивания тканей).  Лишайники   встречаются   на   всех   континентах   Земли,   даже   в   Антарктиде, наименее   пригодны   для   их   обитания   антропогенно   изменённые   территории   — населённые   пункты,  промышленные   предприятия,  сельскохозяйственные   угодья, транспортная   инфраструктура;   их   здесь   угнетает   избыток   химически   активных веществ как в воздухе, так и на поверхности почвы [2]. Цель   исследования:  изучить   видовое   разнообразие   лишайников   на территории учебно – опытного участка МБОУ СОШ с. Метели.   Задачи исследования:  Составить физико – географическую характеристику района исследования.  Изучить   литературу   по   теме   исследования   (многообразие,   особенности строения и значение лишайников).  Изучить видовой состав лишайников на территории школы. 3  Подготовить фотоотчет, на основе которого составить атлас – определитель лишайников. Объект изучения: ветви, стволы деревьев, заборы, камни, пни.   Предмет исследования: лихенофлора пришкольной территории. Актуальность   темы  заключается   в  том,   что   изучение   видового   разнообразия лишайников в дендрологическом отделе учебно – опытного участка нашей школы проводится впервые.        Место проведения:  дендрологический отдел учебно – опытного участка МБОУ СОШ с. Метели Сроки проведения: январь 2018 г. Гипотеза:  возможно ли по форме слоевища лишайников установить их видовое разнообразие. Методы исследования:   Экскурсия   в  дендрологический   отдел   учебно  –  опытного   участка   МБОУ СОШ с. Метели  Визуальное исследование форм и видов эпифитных лишайников.  Фотографирование лишайников.  Сбор и определение видов и групп лишайников.  Анализ собранного материала.  Оборудование:  1Микроскоп и лупа. 2Атласы­определители. 3Фотоаппарат. Теоретическая значимость работы: методика данной работы доступна и проста в применении как в курсе обучения биологии и экологии, так и во внеурочной работе. Практическая ценность работы: составленный атлас – определитель лишайников нашей   местности   будет   использоваться   на   уроках   биологии   в   5   классе   при изучении   темы   «Лишайники»,   как   дополнительный   материал   при   подготовке   к 4 олимпиадам по биологии и экологии, а также к районному профильному лагерю ­ слету экологов.   II. Основное содержание 2.1. Литературный обзор по теме исследования. 2.1.1. История открытия лишайников Из   различных   источников   можно  узнать   о  том,  что   уже  Древнегреческий ученый Теофраст [9] в 300 году до нашей эры описал впервые два вида лишайника, один из которых в те давние времена уже использовался для приготовления красок (приложение 1.). Шведский врач и натуралист Карл Линней [9] (приложение 1.), живший в 18 веке нашей эры описал уже 90 видов лишайников и дал им двойные названия.  Особых   успехов   в   изучении   жизни   лишайников   добился   ученик   Карла Линнея   –   Эрик   Ахариус  [9]  (приложение   1.)   ­   «отец   лихенологии»   ­   науки   о лишайниках. Эрик   Ахариус  в начале 19  века  выделяет  их  в  самостоятельную группу.   Хотя   в   настоящее   время   лишайники   не   рассматриваются   как самостоятельный   организмы.   Эрик   Ахариус   описал   много   новых   видов   и сгруппировал их в 40 отличных родов. В 1867 г. Швейцарский ботаник Швенденер[9]   (приложение 1.) определил, что   лишайники   состоят   из   водоросли   и   гриба,   что   было   воспринято современниками как одно из удивительнейших открытий.  В том же году русские ботаники  А. С. Фаминцын[9]   и  О. В. Баранецкий[9] обнаружили, что зеленые клетки в лишайнике — не что иное, как одноклеточные водоросли.  5 Русское   название   лишайники  [9]  получили   за   визуальное   сходство   с проявлениями   некоторых   кожных   заболеваний,   получивших   общее   название «лишаи» (приложение 1.). Латинское   название   происходит   от   греческого [9] λειχην   (лат.   Lichen)   и переводится   как   бородавка,   что   связано   с   характерной   формой   плодовых   тел некоторых представителе (приложение 1.). 2.1.2. Биологические особенности лишайников. Из литературных источников можно выяснить, что лишайники — широко распространенные   организмы   с   достаточно   высокой   выносливостью   к климатическим   факторам   и   чувствительностью   к   загрязнителям   окружающей среды.  Грибы   и   водоросли   внутри   лишайника   находятся   в   состоянии   симбиоза. Термин «симбиоз» (приложение 2) дословно означает «сожительство». Например, водоросль   питается   за   счет   накопленных   на   солнце   веществ   и   делится   ими   с грибом. В свою очередь грибы дают водорослям воду и минеральные вещества, защищают её от высыхания [2]. Грибной компонент, или микобионт, подавляющего большинства лишайников образован так называемыми сумчатыми грибами, или аскомицетами [2].  Известно,   что   грибные   организмы   состоят   не   из   клеточных   тканей,   как животные или растения, а из переплетения микроскопических нитей, или гифов, — тех самых, что образуют грибницу [2]. Растительный   компонент   лишайника,   или   фитобионт  [2].,   составляют водоросли:   зеленые,   бурые,   жёлто­зелёные   и   даже   примитивные   сине­зелёные водоросли.  6 Единственным требованием, которому должна соответствовать  водоросль, чтобы   войти   в   состав   лишайника,   является   высокая   устойчивость   к неблагоприятным факторам. Лишайники  [9] бывают   самого   разного   цвета.   Они   окрашены   в   широком диапазоне   цветов   от   белого   до   ярко­жёлтого,   коричневого,   сиреневого, оранжевого, розового, зелёного, синего, серого, чёрного. Размножаются  [9] лишайники   различным   образом,   а   зависит   это   от   их строения.   Если   части   гриба   и   водоросли   встречаются   в   природе,   они переплетаются и образуют маленькое слоевище, которое со временем вырастет. Этот способ сложен и долог. Но природа дала более надежный и быстрый способ. Тело   лишайника   может   разделиться,   и   каждая   часть   будет   развиваться самостоятельно.  Правда,  растут   эти   организмы   очень   медленно.  Рост   у   разных видов может составлять от одного до пятидесяти миллиметров в год.  2.1.3. Жизненные формы лишайников. Разнообразны лишайники [7] и по форме (приложение 3). Слоевище их может иметь вид корочки, листовидной пластинки или кустика [6]. Таким образом, в зависимости от внешнего облика лишайников различают три основных морфологических [7] типа: накипные, листовые и кустистые.  Накипные  [6]  представляют   собой   корочку,   столь   прочно   сросшуюся   с основой (субстратом) ­ корой деревьев, камнями или поверхностью скал, что ее, порой, невозможно отделить, не повредив. Листоватые [6] лишайники похожи на крупные чешуи или пластинки, которые   прикрепляются к субстрату с помощью особых пучков грибных гиф и довольно легко от него отделяются.  У кустистых [6] лишайников таллом состоит из "веточек", часто со многими отростками: как правило, это прямостоячие "кустики", как у многих растений из рода кладония, или свисающие вниз со стволов и ветвей деревьев "бороды" ­ как, например, у уснеи. 7 2.1.4. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники,   как   многие   другие   организмы,   занимая   свою   экологическую нишу,   играют   важную   роль   в   нормальном   функционировании   единой   живой биосферы.  Выступая пионерами растительности  [8], лишайники первыми поселяются на голых скалах, валунах и каменных обрывах, постепенно разрушают их, тем самым подготавливая почву для более высокоорганизованных растений. В арктических тундрах [9]  и высоко в горах они являются строителями растительных сообществ, а в лесах, образуя ярусные и внеярусные группировки, повышают эффективность использования солнечной энергии и участвуют в круговороте веществ, разлагая минеральные и органические вещества.  Благодаря   огромному   количеству   полезных   ингредиентов,   лишайники представляют интерес для фармацевтики  [8], их с давних пор использовали как лечебное средство. Например, в Средневековье ими лечили бешенство, легочные болезни,   они   действовали   как   отхаркивающее   средство.   Так   называемые 8 лишайниковые  [9] кислоты   используют   как   антибиотики   (например,   устиновая кислота). Из­за   способности   фиксировать   запахи   в   качестве   сырья   один   из   видов лишайников ­ дубовый мох используют и в парфюмерной промышленности. Из   лишайников   рода  Roccella  Evernia  Parmelia  [9]   получают   красители желтого и коричневого тона для окрашивания шерсти и ткани. Интересно, что жителями Нижнего Поволжья для окрашивания пасхальных  [5]   яиц используется Parmelia vagans. Некоторые   лишайники   можно   употреблять   в   пищу.   Например,   в   Египте эвернию   шелушащуюся  (Еvегniа   furruгасеа)  [5]    добавляли   в  выпекаемый   хлеб, чтобы придать ему особый неповторимый аромат. На вкус лишайники невкусные, горькие, но они богаты углеводами, поэтому в голодные годы их добавляли в муку, предварительно удаляя горечь кипятком. Лишайники, обитающие на коре деревьев (эпифиты), имеют большое значение для некоторых видов животных, формируя на себе водную среду их обитания — такими животными являются некоторые жабы и членистоногие.  2.2 Физико – географическая характеристика района исследования. Село  (приложение   5)   Метели   муниципального   района   Дуванский   район Республики Башкортостан. Северо­восточная часть Дуванского района. Местность:  Холмисто­увалистое   предгорье,   которое   является   частью Уфимского плато. В основании плато лежит Башкирский свод. На поверхность выходят породы пермского периода. Большая часть закрыта, расчленена долинами и балками. Относительные высоты: 70­300 м. гребни широкие, вершины округлые, плоские, склоны крутизной 10­25 градусов, местами до 40 градусов. Местность изрезана   оврагами   (логами),   которые   в   прошлом   были   речками:   Песчанка, Каменушка, Метёлка.    Климатические   особенности:  Как   и   на   всей   северо­восточной   подзоне республики   определяются   своеобразием   местного   ландшафта,   представляющего собой   территорию,   окружённую   с   запада   Уфимским   плато,   с   юга   и   с   востока 9 западными   склонами   уральских   гор   с   открытыми   северными   коридорами.   Это изоляция от тёплых воздушных течений, в результате высокого окружения горами с юга, востока и запада.   И своеобразный доступ по открытому низинному коридору северных холодных воздушных   масс,   которые   застаиваются   здесь,   а   также   стекание   холодных воздушных   масс   с   Уральских   гор   и   Уфимского   плато   ­   создают   резко отличительные   от   других   природных   зон   республики   суровые   климатические условия.   Растительность:  Господствует   лесостепная   растительность   на оподзоленных и выщелочных чернозёмах и серых лесных почвах, леса состоят из берёзы, дуба, сосны. Под пологом этих деревьев и на вырубках растут земляника, лесная малина, ежевика, костяника, черника. На опушках лесов и покатых склонах увалов господствует степная растительность: ковыль, типчак, чилига, спирей.  Встречаются достаточно крупные заросли кустарниковой вишни. В поймах рек, под пологом деревьев, растут смородина чёрная и красная, калина, черёмуха, шиповник. Лесной основной массив, имеющий вытянутую форму с севера на юг, расположен в восточной части Уфимского плато, сплошь покрытого лиственно ­ елово ­ пихтовыми лесами, образующими таёжный ландшафт. III.  Методика исследования 1. На территории дендрологического отдела учебно – опытного участка проводила визуальное исследование форм и видов лишайников. 2. Мною были исследованы различные виды деревьев (береза, верба, сосна, ель, лиственница), старый забор. 3.   Собрала   гербарный   материал   следующим   образом:   кусочки   слоевища лишайников помещала в конверт для образцов. Каждый образец имеет: номер, дату сбора, тип местообитания (название растительного сообщества), тип субстрата, с которого он брался. 4.   Встретившиеся виды и формы лишайников сфотографировала. 5.   Используя   рисунки   в   учебнике,   атлас   определитель   на   сайте   «Экосистема» определила формы и виды собранных лишайников. 10 В ходе своего исследования я получила следующие результаты: IV. Результаты исследований. 1. Например, по типу слоевищ лишайники распределились следующим образом: 15% составляют кустистые, 32% накипные и 53% листоватые (приложение 6). 2. Также я заметила, что на разных видах субстрата встречаются разные виды лишайников.   Сплошь   покрыты   лишайниками   старые   деревья,   забор,   пни. Также на этих субстратах можно встретить все три типа, по форме слоевища лишайники.  Кора   дерева   вербы  сильно  растрескалась   и  весь   ствол  также покрыт   листоватыми   лишайниками.   Это   говорит   о   том,   что   лишайники 11 оказывают разрушительное действие своей кислотой на кору, что приведет к гибели дерева (приложение 7). 3. Самое трудное в моем исследовании было видовое определение лишайников. На территории школы я обнаружила 12 видов (приложение 8, фото 1­ 13):             Кладония бахромчатая (фото 3) Ксантория восковидная (фото 4) Фисция звездчатая (фото 4,5,9) Гипогимния вздутая (фото 4) Пармелия бороздчатая (фото 6,9) Калоплака стенная (фото 7) Эверния сливовая (фото 8,9) Фисция голубовато – серая (фото 9) Ксантория настенная (фото 9,11) Усенея жестковолосая (фото 10) Ксантория обманчивая (фото 12) Гипогимния ленточная (фото 13) 4. Видовые характеристика лишайников оформила в виде таблицы (приложение 9, таблица 1.)     V.  Выводы  В соответствии с поставленной целью и задачами исследования, я пришла к следующим выводам: 1 Видовое разнообразие учебно – опытного участка МБОУ СОШ с. Метели достаточно богато, мне удалось определить 12 видов лишайников. 2 Из   источников   литературы   мне   стало   известно,   что   лишайники   играют важную   роль   в   растительном   сообществе   (пионеры   растительного сообщества, почвообразователи).   корм   для   животных,   убежище   для   насекомых, 3 Также не маловажную роль лишайники играют и для человека (медицина, парфюмерия,   сырье   химической   промышленности,   индикаторы   читоты воздуха, пища для человека). 12 4 Исследование   дало   возможность   подготовить   атлас   –   определитель лишайников   нашей   местности,   который   необходим   мне   для   дальнейшей учебы и важен для работы учителя биологии.                    VI. Заключение Гипотеза,   обозначенная   мной   в   ходе   исследования, подтвердилась,   действительно   по   форме   слоевища   лишайников   можно установить их видовое разнообразие.   Я выяснила, что видовой состав лишайников зависит не только от   породы   дерева,   но   и   от   его   возраста.   Так   на   молодых   лиственных деревьях,   которые   имеют   гладкую   тонкую   кору,   развиваются   накипные лишайники.   С   возрастом   свойства   коры   изменяются   (на   ней   появляются шероховатости   и   трещины),   она   становится   грубее.   Поэтому   на   коре поселяются кустистые и листовые лишайники.  Из научной литературы я узнала, что лишайники – это живые системы,   состоящие   из   двух   тесно   связанных   между   собой   организмов: гетеротрофного   гриба   и   автотрофной   водоросли.   Их   взаимоотношения достаточно сложны и определяются как симбиоз.   А   также   именно   они   усложняют   структуру   фитоценозов, повышают   эффективность   использования   солнечной   энергии,   влияют   на 13 круговорот веществ.  Я не хочу останавливаться на достигнутом в исследовании и в дальнейшем продолжу работу по изучению видового состава лишайников, это во – первых.   Во   –   вторых,   мне   стало   известно,   что   лишайники   –   это индикаторы чистоты воздуха, следовательно, следующие наблюдения можно провести с точки зрения мониторинга экологического состояния воздуха на территории учебно – опытного участка.            Список использованной литературы Боголюбов А.С. «Жизнь растений». Т.2, Лемеза, 1993. 1. 2.       Окснер А.Н. «Определитель лишайников СССР», Вып. 2., АН, 1974. ­ 284 с. 3. Плешаков   А.А.   «От   земли   до   неба:   атлас­определитель:   пособие   для Пономарева И.Н. «Учебник по биологии 5 класс» М.: Вентана­Граф, 2010. Серебрякова Т.И. «Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники». М.: учащихся».13­е изд., М.: Просвещение, 2012г. с. 117 4. 5. Просвещение, 1996,  6. Трайтак Д.И. «Книга для чтения по ботанике», М.: Просвещение, 1985.   Интернет ресурсы: 7. 8. 9. https://info.wikireading.ru/220126 http://scienceland.info/biology6/lichens wikipedia.org/wiki/Лишайники   14     15

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология

Исследовательская работа :"Изучение видового разнообразия лишайников на территории учебно - опытного участка школы. 6 класс, биология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018