Конспект непосредственно- образовательной деятельности с детьми
Тема (проект. событие): История ложки, вилки
Возрастная группа: старшая группа
Форма НОД: «Путешествие по реке времени»
Форма организации (групповая)
Учебно-методический комплект: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с.; Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие /авт.-сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова [и др.] – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 200с.
Средства:
Наглядные: панно с изображением реки, иллюстрации с изображением ложек, вилок
Мультимедийные: проектор, ноутбук; презентация «История ложки, вилки».
Литературные: загадка про ложку, вилку.
Оборудование :
Составитель: воспитатель Алабергенова Л.М
Цель: формирование представлений детей о кухонной утвари – ложке, вилки история возникновения и использования.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Ремесла наших предков», рассматривание разных видов ложек, вилок (иллюстраций, игра на ложках).
ЗАДАЧИ
Воспитательная:
• Познакомить детей с историей появления и развития столовых приборов, расширить знания о правилах этикета.
• Подвести детей к элементарному осмыслению некоторых сложных понятий (время, древность, старина, современность).
• Формирование у детей интереса к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты.
• Формировать уважение к родной культуре и гордость за нее.
воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;
Образовательная:
• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера.
формирование представления детей об истории возникновения ложки, вилки её разновидностях, качествах и свойствах;
совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
Развивающая:
• Развивать и поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной (поисковой) деятельности.
развивать мелкую и крупную моторику;
развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: ложкари, старина, сувенир, береста.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей к себе.
«Проходите, ребятишки
И девчонки, и мальчишки!
Прошу всех в круг встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
Я пришла к вам не одна
Гостей в группу позвала».
— Что мы скажем?
— Здравствуйте.
Воспитатель: Дорогие ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками. Я принесла что-то очень дорогое для себя, это предметы из моей коллекции полезных вещей.
Воспитатель: я думаю что вы бы хотели узнать, что это за предметы? А узнать вам помогут загадки:
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.
Воспитатель: Вы угадали что это?
Дети: ложка.
Воспитатель: Правильно, это ложка, а вот и следующая загадка.
Я зубаста и остра,
Ложки младшая сестра.
Воспитатель: Вы угадали что это?
Дети: вилка.
Воспитатель: Да, я принесла вам ложку и вилку. А как их можно назвать одним словом?
Дети: столовые приборы.
Воспитатель: А чем ещё мы пользуемся за столом?
Дети: посудой
Воспитатель: Как вы думаете, удобно ли обходиться без посуды и столовых приборов?
Дети: нет.
Воспитатель: дорогие ребята и уважаемые гости мне бы хотелось с вами совершить волшебное путешествие по Реке Времени.
Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также как и время. ( садимся)
Воспитатель: Чтобы нам не заблудиться во времени, давайте мы обозначим наши остановки. (Педагог наклеивает на панно «река времени» «остановки»-древность, старина, современность).
Воспитатель: Чтобы перенестись нам в давние времена я хочу предложить посмотреть на мои волшебные часы. И при этом будем проговаривать слова: Слайд № 3.
Проговаривание слов:
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В древность все мы попадем.
Воспитатель: Вот мы и очутились с вами в древности.
Воспитатель: Когда-то давным – давно люди жили в пещерах и шалашах, а еду готовили на кострах. Что такое борщ они не знали и ели в основном мясо, растения и ягоды, ели они руками.
Воспитатель: Скажите, удобно есть руками?
Дети: нет
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Самая первая ложка была сделана из глины, которую обжигали на костре. Слайд №5. Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему?
Дети: Да, она была очень неровная и не прочная, во время еды она обжигала рот.
Воспитатель: Однажды человек взял в руки очень горячее мясо и выронил кусок. Мясо упало на острую палочку. Человек стал есть мясо с палочки, руки ему не обжигало. С тех пор люди стали есть палочками.
Воспитатель: Как-то человек перемешивал еду более широкой палочкой, а в ней было углубление, в котором застряла еда. Человек понял, что можно вырезать ложку, которой можно есть и жидкий бульон.
Воспитатель: посмотрите, Что это?
Дети: Ракушки. Слайд №6
Воспитатель: Когда не было ложек, использовали ракушки. А удобно ли есть с ракушки? А представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? Почему не удобно?
Дети: Края острые, неровные.
Воспитатель: Но такие ложки и вилки были непрочными, часто ломались, могли сгореть в костре.
Тогда люди придумали приборы из металла. Она гораздо прочнее, не ломаются и не горят.
Воспитатель: Время шло. Люди начали придумывать другие ложки.
Воспитатель: посмотрим на наши волшебные часы И при этом будем проговаривать слова: Слайд № .
Проговаривание слов:
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В старину мы попадем.
Воспитатель: Мы с вами очутились в том времени, когда наша страна называлась не Россия, а Русь.
Воспитатель: Ребятки, а какие ложки и вилки вам известны? Дети:(Металлические, серебряные, деревянные)
Воспитатель: Прошло еще много лет, и человек сделал деревянную ложку, он решил, что она будет удобнее. И делали её из дерева, которое называется Липа. Липа оказалась самым подходящим деревом для изготовления ложки (слайд №). Ложка получилась на славу – красивая, легкая, и что важно не нагревалась от горячей пищи. Русские простые люди с давних пор ели кашу и щи деревянными ложками. (демонстрация деревянной ложки).
Воспитатель: Ложки и вилки в старину были самые простые, у каждого свои, их брали с собой, когда шли в гости.
Воспитатель: Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. Мастера ложечники изготовляли и расписывали разными узорами ложки. Так же их дарят как подарок - сувенир.
Воспитатель: богатые люди на Руси –за стол садились с серебряными ложками, эти ложки были очень дорогими, и были сделаны из драгоценных металлов и украшены драгоценными камнями, очень долго служили.
(Рассматривание деревянной ложки, и серебряной.)
Воспитатель: Ребята, мы с вами немного отдохнём и проведём физминутку.
Утром гномы в лес пошли. (Энергичный шаг на месте).
По дороге гриб нашли. Наклон вперед.( Выпрямиться, руки на поясе).
А за ним-то - раз, два, три –( Наклоны туловища из стороны в сторону).
Показались еще три! (Руки в стороны, затем вниз).
И пока грибы срывали, (Наклоны вперед, руки к полу).
Гномы в школу опоздали.( Руки к щекам, горестно покачать головой из стороны в сторону).
Побежали, заспешили (Бег на месте).
И грибы все уронили! (Присесть).
Воспитатель: Наше путешествие продолжается, и мы с вами перемещаемся в наше с вами время. (современность).
Воспитатель: пришло время посмотреть на наши волшебные часы. И при этом будем проговаривать слова: Слайд № .
Проговаривание слов:
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
И домой мы попадем.
Воспитатель: Ребята, а какими ложками и вилками мы пользуемся в наше время?
Дети: металлическими, пластмассовыми..
Воспитатель: Современные столовые приборы производятся на фабриках, но могут быть созданы и руками человека. Как они будут выглядеть, придумывают дизайнеры.
Воспитатель: сегодня мы с вами будем самыми настоящими ложкарями. И будем создавать свою ложку.
Итог Нод
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.