Конспект НОД для старшей группы "История ложки, вилки". Форма НОд "Путешествие по реке времени"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 30.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В практике своей работы активно использую технологию «Путешествие по «реке времени», которая направлена на упорядочение временных отношений. Впервые эта технология предложена Н. А. Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения.
Иконка файла материала ложка 5.docx

Конспект непосредственно- образовательной деятельности с детьми  

Тема (проект. событие): История ложки, вилки

Возрастная группа: старшая группа

Форма НОД: «Путешествие по реке времени»

Форма организации (групповая)

Учебно-методический комплект: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с.; Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие /авт.-сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова [и др.] – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 200с.

Средства:

Наглядные: панно с изображением реки, иллюстрации с изображением ложек, вилок

Мультимедийные: проектор, ноутбук; презентация «История ложки, вилки».

Литературные:  загадка про ложку, вилку.

Оборудование :

Составитель: воспитатель Алабергенова Л.М

Цель: формирование представлений детей о кухонной утвари – ложке, вилки история возникновения и использования.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Ремесла наших предков», рассматривание разных видов ложек, вилок (иллюстраций, игра на ложках).

ЗАДАЧИ

Воспитательная:

• Познакомить детей с историей появления и развития столовых приборов, расширить знания о правилах этикета.

• Подвести детей к элементарному осмыслению некоторых сложных понятий (время, древность, старина, современность).

• Формирование у детей интереса к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты.

• Формировать уважение к родной культуре и гордость за нее.

воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;

Образовательная:

• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера.

формирование представления детей об истории возникновения ложки, вилки её разновидностях, качествах и свойствах;

совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать ин­терес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

Развивающая:

• Развивать и поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной (поисковой) деятельности.

развивать мелкую и крупную моторику;

развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: ложкари, старина, сувенир, береста.

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Ход занятия:

                           Воспитатель приглашает детей к себе.

«Проходите, ребятишки

И девчонки, и мальчишки!

Прошу всех в круг встать,

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите

И улыбки подарите!

Я пришла к вам не одна

Гостей в группу позвала».

— Что мы скажем?

— Здравствуйте.

Воспитатель: Дорогие ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками. Я принесла что-то очень дорогое для себя, это предметы из моей коллекции полезных вещей.

Воспитатель: я думаю что вы бы  хотели узнать, что это за предметы? А узнать вам помогут загадки:

 

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот -

Открывай пошире рот.

 

Воспитатель: Вы угадали что это?

Дети: ложка.

Воспитатель: Правильно, это ложка, а вот и следующая загадка.

 

Я зубаста и остра,

Ложки младшая сестра.

Воспитатель: Вы угадали что это?

Дети: вилка.

Воспитатель:  Да, я принесла вам ложку и вилку. А как их можно назвать одним словом?

Дети: столовые приборы.

Воспитатель: А чем ещё мы пользуемся за столом?

Дети: посудой

Воспитатель:  Как вы думаете,  удобно ли обходиться без посуды и столовых приборов?

Дети: нет.

Воспитатель:  дорогие ребята и уважаемые гости мне бы хотелось с вами совершить волшебное путешествие по  Реке Времени.

Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также как и время. ( садимся)

 

Воспитатель: Чтобы нам не заблудиться во времени, давайте мы обозначим наши остановки. (Педагог наклеивает на панно «река времени» «остановки»-древность, старина, современность).

Воспитатель: Чтобы перенестись нам в давние времена я хочу предложить посмотреть на мои волшебные часы. И при этом будем проговаривать слова: Слайд № 3.

Проговаривание слов:

Тик-так, тик-так

Время отмеряет шаг

Стрелки мы переведем

В древность все мы  попадем.

 

Воспитатель: Вот мы и очутились с вами в древности.

Воспитатель: Когда-то  давным – давно люди жили  в пещерах  и шалашах, а  еду готовили на кострах. Что такое  борщ они не знали и ели в основном мясо, растения и ягоды, ели они руками.

Воспитатель: Скажите,  удобно есть руками?

Дети: нет

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Самая первая ложка была сделана из глины, которую обжигали на костре. Слайд №5. Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему?

Дети: Да, она была очень  неровная и не прочная, во время еды она обжигала рот.

Воспитатель: Однажды человек взял в руки очень горячее мясо и выронил  кусок.  Мясо  упало на острую палочку. Человек стал есть мясо с палочки, руки ему не обжигало. С тех пор люди стали есть палочками.

Воспитатель: Как-то человек перемешивал  еду более широкой палочкой, а в ней было углубление, в котором застряла еда. Человек понял, что можно вырезать ложку, которой можно есть и жидкий бульон.

Воспитатель: посмотрите, Что это?

Дети: Ракушки. Слайд №6

Воспитатель: Когда не было ложек, использовали ракушки. А удобно ли есть с ракушки? А представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? Почему не удобно?

Дети: Края острые, неровные.

Воспитатель: Но такие ложки и  вилки были непрочными, часто ломались, могли сгореть в костре.

Тогда люди придумали приборы из металла. Она гораздо прочнее, не ломаются и не горят.

 

Воспитатель Время шло. Люди начали придумывать другие ложки.

Воспитатель: посмотрим на наши волшебные часы И при этом будем проговаривать слова: Слайд № .

Проговаривание слов:

Тик-так, тик-так

Время отмеряет шаг

Стрелки мы переведем

В старину мы  попадем.

 

Воспитатель: Мы с вами очутились в том времени, когда наша страна называлась не Россия, а Русь.

Воспитатель: Ребятки, а какие ложки и вилки вам известны? Дети:(Металлические, серебряные, деревянные)

Воспитатель: Прошло еще много лет, и человек сделал деревянную ложку, он решил, что она будет удобнее. И делали её из дерева, которое называется Липа.  Липа оказалась самым подходящим деревом для изготовления ложки (слайд №). Ложка получилась на славу – красивая, легкая, и что важно не нагревалась от горячей пищи. Русские простые люди с давних пор ели кашу и щи деревянными ложками. (демонстрация деревянной ложки).

 

Воспитатель: Ложки и вилки в старину были самые простые, у каждого свои, их брали с собой, когда шли в гости.

Воспитатель: Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. Мастера ложечники  изготовляли и расписывали разными узорами ложки. Так же их дарят как подарок - сувенир.

Воспитатель: богатые люди на Руси –за стол садились с серебряными ложками, эти ложки были очень дорогими, и были сделаны из драгоценных металлов и украшены драгоценными камнями,  очень долго служили.            

 

(Рассматривание деревянной ложки, и серебряной.)

 

Воспитатель: Ребята, мы с вами немного отдохнём и проведём физминутку.

 

Утром гномы в лес пошли. (Энергичный шаг на месте).

По дороге гриб нашли. Наклон вперед.( Выпрямиться, руки на поясе).

А за ним-то - раз, два, три –( Наклоны туловища из стороны в сторону).

Показались еще три! (Руки в стороны, затем вниз).

И пока грибы срывали, (Наклоны вперед, руки к полу).

Гномы в школу опоздали.( Руки к щекам, горестно покачать головой из стороны в сторону).

Побежали, заспешили (Бег на месте).

И грибы все уронили! (Присесть).

Воспитатель: Наше путешествие продолжается, и мы с вами перемещаемся в наше с вами время.  (современность).

Воспитатель: пришло время посмотреть на наши волшебные часы. И при этом будем проговаривать слова: Слайд № .

Проговаривание слов:

Тик-так, тик-так

Время отмеряет шаг

Стрелки мы переведем

И домой мы  попадем.

 

Воспитатель:  Ребята, а какими ложками и вилками мы пользуемся в наше время?

Дети: металлическими, пластмассовыми..

Воспитатель: Современные столовые приборы производятся на фабриках, но могут быть созданы и руками человека. Как они будут выглядеть, придумывают дизайнеры.

Воспитатель: сегодня мы с вами будем самыми настоящими ложкарями. И будем создавать свою ложку.

Итог Нод