Рабочая программа
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Рабочая программа

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
doc
04.03.2020
Рабочая программа
р.п. ОДНКНР новая.doc

1.     Пояснительная записка

 

 

2.     Общая характеристика учебного предмета (курса)

1

В  федеральном  государственном  образовательном  стандарте  основного  общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен  как  курс,  направленный  на  формирование  первоначальных  представлений  о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности».  Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается  с  воспитанием  ценностных  отношений  к  изучаемым  явлениям:  внутренней установки  личности  поступать  согласно  общественным  нормам,  правилам  поведения  и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть  его  интегративный  характер:  изучение  направлено  на  образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1.  Формирование  понятия  «культура»,  ознакомление  с  ролью  и  значением российской культуры в мировом сообществе (раздел  «В мире культуры»).

2.  Характеристика  общечеловеческих  ценностей,  их  представленность  в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы    «Нравственные  ценности  российского  народа»,  «Как  сохранить  духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3.  Истоки  становления  общечеловеческих  ценностей,  раскрытие  вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Конечно,  предмет  «Основы  духовно-нравственной  культуры  народов  России»  и  в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно  связан  с  содержанием  других  предметных  областей,  прежде  всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения является учебник, который построен в полном

соответствии  с  программой  обучения.  Вместе  с  тем, используются разнообразные средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения уроков.

Раздел 3. Место учебного предмете (курса) в учебном плане

Место предмета «ОДНК» в учебном плане МАОУ СОШ №7 согласно учебному плану МАОУ СОШ №7, на изучение предмета «ОДНК» в 5 классе отводится 34 часов (1 час в неделю, 34 учебных недель).

  Особое место занимают проекты. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.

2

Раздел 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

 

         Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

·        Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

·        Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

·        Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

·        Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.

·        Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

         Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.

         Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

         Регулятивные УУД:

·        Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

·        Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

·        Совместно с учителем составлять план решения задачи.

·        Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

·        В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

         Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

         Познавательные УУД:

·        Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

·        Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

·        Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

·        Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

·        Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

3

·        Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

·        Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

                   Коммуникативные УУД:

·        Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

·        Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

·        Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

·        Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

·        Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

         Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

         Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.

         К 1-й линии развития относятся следующие из них:

·        Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

·        Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.

·        Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.

·        Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.

         Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

·        Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

·        Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

·        Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

         Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.

4

 

5.     Учебно – тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Проектные работы

1

В мире культуры

4

 

2

Нравственные ценности

14

3

3

Религия и культура

10

 

4

Как сохранить духовные ценности

4

 

5

Твой духовный мир

2

 

 

итого

34

3


 

Раздел 6. Содержание учебного предмета

Раздел 1. В мире культуры ( 5 часов )

Величие  российской  культуры.  Российская  культура  –  плод  усилий  разных народов.  Деятели  науки  и  культуры  –  представителей  разных  национальностей  (К. Брюллов,  И.  Репин,  К.  Станиславский,  Ш.  Алейхем,  Г.  Уланова,  Д.  Шостакович,  Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).  Человек  –  творец  и  носитель  культуры.  Вне  культуры  жизнь  человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей,  упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа ( 16 часов )

«Береги  землю  родимую,  как  мать  любимую».  Представления  о  патриотизме  в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь  ратными  подвигами  полна.  Реальные  примеры  выражения патриотических  чувств  в  истории  России  (Дмитрий  Донской,  Кузьма  Минин,  Иван Сусанин,  Надежда  Дурова  и  др.).  Деятели  разных  конфессий  –  патриоты  (Сергий Радонежский,  Рабби  Шнеур-Залман  и  др.).  Вклад  народов  нашей  страны  в  победу  над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод  добрых  трудов  славен…».  Буддизм,  ислам,  христианство  о  труде  и трудолюбии. Люди  труда.  Примеры  самоотверженного  труда  людей  разной  национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками.  Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.  Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность,  симпатия,  взаимопомощь  и  поддержка  –  главные  семейные  ценности.  О

юбви  и  милосердии  в  разных  религиях.  Семейные  ценности  в  православии, 

5

буддизме, исламе,  иудаизме.  Взаимоотношения  членов семьи.  Отражение  ценностей  семьи  в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура ( 6 часов )

Роль  религии  в  развитии  культуры.  Вклад  религии  в  развитие  материальной и духовной культуры общества.  Культурное  наследие  христианской  Руси.  Принятие  христианства  на  Руси, влияние  Византии.  Христианская  вера  и  образование  в  Древней  Руси.  Великие  князья Древней  Руси  и  их  влияние  на  развитие  образования.  Православный  храм  (внешние особенности,  внутреннее  убранство). Духовная  музыка.  Богослужебное  песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы  в  сокровищницу  мировой  культуры.    Декоративно-прикладное  искусство народов,  исповедующих  ислам.  Мечеть  –  часть  исламской культуры.  Исламский календарь. Иудаизм  и  культура.  Возникновение  иудаизма.  Тора  –  Пятикнижие  Моисея. Синагога  –  молельный  дом иудеев.  Особенности  внутреннего  убранства  синагоги. Священная история иудеев  в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные  традиции  буддизма.  Распространение  буддизма  в  России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности ( 4 часа )

Забота  государства  о  сохранении  духовных  ценностей.  Конституционные гарантии  права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные  меценаты России. 

Раздел 5. Твой духовный мир. ( 3 часа )

Что  составляет  твой  духовный  мир.  Образованность  человека,  его  интересы, увлечения,  симпатии,  радости,  нравственные  качества  личности  –  составляющие духовного  мира.  Культура  поведения  человека.  Этикет  в  разных  жизненных  ситуациях. Нравственные качества человека. 

 

Раздел 7. Планируемые результаты изучения учебного предмета

    В  соответствии  с  федеральным  государственным  стандартом  основного  общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных  и  предметных  результатов  освоения  основной  образовательной программы.

Личностные  цели  представлены  двумя  группами.  Первая  отражает

6

 

изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

•  готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

•  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

•  личностные  качества,  позволяющие  успешно  осуществлять  различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая  группа  целей  передает  социальную  позицию  школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

•  формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  понимания особой  роли  многонациональной  России  в  современном  мире;  воспитание  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

•  воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

•  понимание  роли  человека  в  обществе,  принятие  норм  нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

•   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные  результаты  определяют  круг  универсальных  учебных действий  разного  типа  (познавательные,  коммуникативные,  рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

•  владение  коммуникативной  деятельностью,  активное  и  адекватное использование  речевых  средств  для  решения  задач  общения  с  учетом особенностей  собеседников  и  ситуации  общения  (готовность  слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку  зрения,  оценивать  события,  изложенные  в  текстах  разных  видов  и жанров);

•  овладение  навыками  смыслового  чтения  текстов  различных  стилей  и жанров,  в  том  числе  религиозного  характера;  способность  работать  с  информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

•  овладение  методами  познания,  логическими  действиями  и  операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

•  освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового характера;

•  умение  строить  совместную  деятельность  в  соответствии  с  учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные  результаты  обучения  нацелены  на  решение,  прежде  всего, образовательных задач: 

•  осознание  целостности  окружающего  мира,  расширение  знаний  о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

•  использование  полученных  знаний  в  продуктивной  и  преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

•  расширение  кругозора  и  культурного  опыта  школьника,  формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

7

 

К концу обучения учащиеся научатся:

•  Воспроизводить  полученную  информацию,  приводить  примеры  из прочитанных  текстов;  оценивать  главную  мысль  прочитанных  текстов  и прослушанных объяснений учителя.

•  Сравнивать  главную  мысль  литературных,  фольклорных  и  религиозных текстов.  Проводить  аналогии  между  героями,  сопоставлять  их  поведение  с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

•  Участвовать  в  диалоге:  высказывать  свои  суждения,  анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

•  Создавать  по  изображениям  (художественным  полотнам,  иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

•  Оценивать  поступки  реальных  лиц,  героев  произведений,  высказывания

известных личностей.

•  Работать  с  исторической  картой:  находить  объекты  в  соответствии  с учебной задачей.

•  Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

•  Высказывать  предположения  о  последствиях  неправильного (безнравственного) поведения человека.

•  Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

•  Работать с историческими источниками и документами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8


8.  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

 

Количество часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

 

 

1 триместр

 

 

 

 

1

 В мире культуры

5

 

 

 

1

Введение в ОДНК

1

04.09

 

 

2

 Величие многонациональной            российской культуры

1

11.09

 

 

3

Многонациональная культура народов РБ.

1

18.09

 

 

4

 Человек – творец и носитель культуры

1

25.09

 

 

5

Классик башкирской литературы М. Гафури

1

02.10

 

 

2

Нравственные ценности

16

 

 

 

6

«Береги   землю родимую, как мать любимую»

1

09.10

 

 

7

Батыры – предводители народа.

1

16.10

 

 

8

Жизнь ратными подвигами полна

1

23.10

 

 

9

Вклад народов Башкортостана в защите Отечества.

1

30.10

 

 

 

2 триместр

 

 

 

 

10

Проектная работа №1: Правнуки Победы о своих прадедах.

1

13.11

 

 

11

В труде – красота человека

1

20.11

 

 

12

Тема труда в творчестве башкирских писателей.

1

27.11

 

 

13

«Плод добрых трудов славен»

1

04.12

 

 

14

Люди труда.

1

11.12

 

 

15

Проектная работа №2: Герои космоса.

1

18.12

 

 

16

Бережное отношение к природе

1

25.12

 

 

17

Заповедники Башкортостана.

1

15.01

 

 

18

Семья – хранитель духовных ценностей

 

1

22.01

 

 

19

Семейное хозяйство

1

29.01

 

 

20

Шежере моей семьи

1

05.02

 

 

21

Проектная работа №3: Семейный альбом.

1

12.02

 

 

 

3 триместр

 

 

 

 

3

Религия и культура

6

 

 

 

22

Роль религии в развитии культуры

1

26.02

 

 

23

Культурное наследие христианской Руси.

1

04.03

 

 

24

Культура ислама

1

11.03

 

 

25

Иудаизм и культура

1

18.03

 

 

26

Культурные традиции буддизма

1

25.03

 

 

27

Материальная и духовная культура города, района.

1

01.04

 

 

4

Как сохранить духовные ценности

4

 

 

 

28

Забота государства о сохранении духовных ценностей

1

15.04

 

 

29

Хранить память предков

1

22.04

 

 

30

Сокровища нравственности

1

29.04

 

 

31

Духовно – нравственные ценности в творчестве башкирских поэтов и писателей

1

06.05

 

 

5

Твой духовный мир

3

 

 

 

32

Доброе слово и дело

1

13.05

 

 

33

Образцы мужского и женского поведения

1

20.05

 

 

34

Твой духовный мир

1

27.05

 

 

 

                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Раздел 9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебник:

1.     Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

2.     М.: Вентана-Граф, 2012., В.И. Власенко, А.В. Поляков

3.     Р.Г. Азнагулов « Родной Башкортостан 5 класс» , Уфа, 2012г.

4.     А.М. Бускунов « История Башкортостана 5 класс». Уфа – 2014г.

 

Список литературы для учителя:

1. Учебник: «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур и светской этики» 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 2-е изд.дополненное – М. : Вентана – Граф , 2012.

2. Беглов А.Л.,Саплина Е.В.,Токарева Е.С.Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы:учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

3. Беглов А.Л., Саплина Е.В.,Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4- 5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

4. Беглов А.Л., Саплина Е.В.,Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. – М.: Просвещение, 2010

5. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.

6. Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка 2

Пояснительная записка 2

Место предмета «ОДНК» в учебном плане

Место предмета «ОДНК» в учебном плане

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий

Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу

Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу

Заповедники на карте России.

Заповедники на карте России.

Личностные цели представлены двумя группами

Личностные цели представлены двумя группами

К концу обучения учащиеся научатся: •

К концу обучения учащиеся научатся: •

8

8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Шежере моей семьи 1 05

Шежере моей семьи 1 05

Раздел 9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Раздел 9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа

Рабочая программа
скачать по прямой ссылке

Сегодня скидка 50% на все курсы плюс 3000 в подарок при оформлении заявки на переподготовку