1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
1
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Конечно, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения является учебник, который построен в полном
соответствии с программой обучения. Вместе с тем, используются разнообразные средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения уроков.
Раздел 3. Место учебного предмете (курса) в учебном плане
Место предмета «ОДНК» в учебном плане МАОУ СОШ №7 согласно учебному плану МАОУ СОШ №7, на изучение предмета «ОДНК» в 5 классе отводится 34 часов (1 час в неделю, 34 учебных недель).
Особое место занимают проекты. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.
2
Раздел 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
· Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
· Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
· Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
· Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
· Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
· Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
· Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
· Совместно с учителем составлять план решения задачи.
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
· В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
· Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
3
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
· Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
· Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
· Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
· Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
· Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
· Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
· Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
· Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
· Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
· Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
· Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
· Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
4
5. Учебно – тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Проектные работы |
1 |
В мире культуры |
4 |
|
2 |
Нравственные ценности |
14 |
3 |
3 |
Религия и культура |
10 |
|
4 |
Как сохранить духовные ценности |
4 |
|
5 |
Твой духовный мир |
2 |
|
|
итого |
34 |
3 |
Раздел 6. Содержание учебного предмета
Раздел 1. В мире культуры ( 5 часов )
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа ( 16 часов )
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
юбви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии,
5
буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура ( 6 часов )
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности ( 4 часа )
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир. ( 3 часа )
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Раздел 7. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает
6
изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
7
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.
8
8. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока
|
Количество часов |
Дата проведения |
Примечание |
|
план |
факт |
|
|||
|
1 триместр |
|
|
|
|
1 |
В мире культуры |
5 |
|
|
|
1 |
Введение в ОДНК |
1 |
04.09 |
|
|
2 |
Величие многонациональной российской культуры |
1 |
11.09 |
|
|
3 |
Многонациональная культура народов РБ. |
1 |
18.09 |
|
|
4 |
Человек – творец и носитель культуры |
1 |
25.09 |
|
|
5 |
Классик башкирской литературы М. Гафури |
1 |
02.10 |
|
|
2 |
Нравственные ценности |
16 |
|
|
|
6 |
«Береги землю родимую, как мать любимую» |
1 |
09.10 |
|
|
7 |
Батыры – предводители народа. |
1 |
16.10 |
|
|
8 |
Жизнь ратными подвигами полна |
1 |
23.10 |
|
|
9 |
Вклад народов Башкортостана в защите Отечества. |
1 |
30.10 |
|
|
|
2 триместр |
|
|
|
|
10 |
Проектная работа №1: Правнуки Победы о своих прадедах. |
1 |
13.11 |
|
|
11 |
В труде – красота человека |
1 |
20.11 |
|
|
12 |
Тема труда в творчестве башкирских писателей. |
1 |
27.11 |
|
|
13 |
«Плод добрых трудов славен» |
1 |
04.12 |
|
|
14 |
Люди труда. |
1 |
11.12 |
|
|
15 |
Проектная работа №2: Герои космоса. |
1 |
18.12 |
|
|
16 |
Бережное отношение к природе |
1 |
25.12 |
|
|
17 |
Заповедники Башкортостана. |
1 |
15.01 |
|
|
18 |
Семья – хранитель духовных ценностей
|
1 |
22.01 |
|
|
19 |
Семейное хозяйство |
1 |
29.01 |
|
|
20 |
Шежере моей семьи |
1 |
05.02 |
|
|
21 |
Проектная работа №3: Семейный альбом. |
1 |
12.02 |
|
|
|
3 триместр |
|
|
|
|
3 |
Религия и культура |
6 |
|
|
|
22 |
Роль религии в развитии культуры |
1 |
26.02 |
|
|
23 |
Культурное наследие христианской Руси. |
1 |
04.03 |
|
|
24 |
Культура ислама |
1 |
11.03 |
|
|
25 |
Иудаизм и культура |
1 |
18.03 |
|
|
26 |
Культурные традиции буддизма |
1 |
25.03 |
|
|
27 |
Материальная и духовная культура города, района. |
1 |
01.04 |
|
|
4 |
Как сохранить духовные ценности |
4 |
|
|
|
28 |
Забота государства о сохранении духовных ценностей |
1 |
15.04 |
|
|
29 |
Хранить память предков |
1 |
22.04 |
|
|
30 |
Сокровища нравственности |
1 |
29.04 |
|
|
31 |
Духовно – нравственные ценности в творчестве башкирских поэтов и писателей |
1 |
06.05 |
|
|
5 |
Твой духовный мир |
3 |
|
|
|
32 |
Доброе слово и дело |
1 |
13.05 |
|
|
33 |
Образцы мужского и женского поведения |
1 |
20.05 |
|
|
34 |
Твой духовный мир |
1 |
27.05 |
|
|
10
Раздел 9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебник:
1. Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
2. М.: Вентана-Граф, 2012., В.И. Власенко, А.В. Поляков
3. Р.Г. Азнагулов « Родной Башкортостан 5 класс» , Уфа, 2012г.
4. А.М. Бускунов « История Башкортостана 5 класс». Уфа – 2014г.
Список литературы для учителя:
1. Учебник: «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур и светской этики» 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 2-е изд.дополненное – М. : Вентана – Граф , 2012.
2. Беглов А.Л.,Саплина Е.В.,Токарева Е.С.Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы:учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
3. Беглов А.Л., Саплина Е.В.,Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4- 5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
4. Беглов А.Л., Саплина Е.В.,Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. – М.: Просвещение, 2010
5. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.
6. Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
11
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.