Рабочая программа

  • doc
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 92.doc

       

   «Организация внеурочной деятельности по ОБЖ в 5-6 классах»

                                           

                                    Из опыта работы преподавателя – организатора ОБЖ

                                               МБОУ «Перкинская СШ» Швецовой Н.П.

 

С введением ФГОС общего образования внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Она характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы.

 

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

¾  учёт возрастных особенностей;

¾  сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

¾  связь теории с практикой;

¾  доступность и наглядность;

¾  включение в активную жизненную позицию.

 

Внеурочные занятия по курсу ОБЖ призваны способствовать формированию у обучающихся:

¾   сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности;

¾   навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

¾   индивидуальной системы здорового образа жизни.

         Особенность курса внеурочной деятельности «Основы безопасности жизни» заключается в том, что с его помощью обучающиеся приобретают навыки самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.

 

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» преподаётся в школе только с 8 класса. И так как в учебном плане школы нет свободных часов для ведения в 5- 6-х классах учебных занятий по курсу ОБЖ, то возникла необходимость ведения внеурочных занятий и разработки рабочей программы по данному курсу.

Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» 5 класс социального направления для детей среднего школьного возраста создана   на основе положений концепции «Школа жизни – окружающий мир», «Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Программа реализуется, исходя из запросов и потребностей детей и их родителей общим объемом 34 часа, 1 час в неделю.

        Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта.

Программа позволяет  помочь ребенку раскрыть индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия с другими детьми, учителем и другими взрослыми.

                                             Содержание учебного курса

Раздел 1. Общее понятие о ЧС (1 ч.)

Что такое ЧС. Виды ЧС.

 Практическая часть

Коммуникативный тренинг «Я не попаду в ЧС»

Раздел 2. Возможные опасности и опасные ситуации дома. (4 ч.)

Мой дом, что есть в нем. Опасности электрических приборов. Газ – это причина пожаров. Лекарства и средства бытовой химии.

Практическая часть.

Сюжетно-ролевая игра  “Я на кухне»

Раздел 3.Если ты остался дома один (2 ч.)

Когда можно открывать двери. Разговор по телефону. Квартирные воры.

Практическая часть

Поведенческий тренинг «Звонят, откройте дверь»

Словесно-ролевая игра «У меня зазвонил телефон»

Раздел 4. Общение с незнакомыми людьми (2 ч.)

Опасные места. Безопасность в темное время. Один на улице. Поведение в толпе.  Практическая часть

Словесно-ролевая игра “Знакомство на улице”.

Раздел 5. Культура безопасного поведения в общественных местах (2 ч.)

Поведение в общественном транспорте. Поведение в общественных местах. Опасность взрыва и правила поведения при обнаружении бесхозной вещи.

Практическая часть

Поведенческий тренинг «Что делать, если обнаружено взрывное устройство»

Раздел 6. Опасности, которые могут встретиться по дороге в школу. (1 ч.) Опасные места по дороге в школу. Дорога в школу.

Практическая часть

 Поведенческий тренинг « Мой путь в школу»

Раздел 7. «Улица полна неожиданностей» (6 ч.)

Движение пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Мы пассажиры. Велосипеды, ролики, скейтборды.

 Практическая часть

Сюжетно-ролевые игры: «Пешеходный переход», «Я дороги не боюсь», «Я регулировщик» 

 

Раздел 8. ЧС природного характера. (2 ч.)

Влияние погоды на человека. Гроза и буря. Наводнения и паводки.

Практическая часть

Поведенческий тренинг « Правила поведения в грозу»

 

Раздел 9. «Внимание – опасность! Безопасность в ЧС» (1ч.)

Сигналы, предупреждающие об опасности. Сигнал «Внимание, всем!» Как вызвать спасательные службы.

Практическая часть

Поведенческий тренинг «Вызываю службы спасения»

Раздел 10. «Не шути с огнем!» (5 ч.)

Огонь друг и враг человека. Причины пожаров. Детская шалость с огнем. Средства пожаротушения. Правила поведения при пожаре в школе и дома, в общественных местах.

 Практическая часть

Поведенческий тренинг « Как спастись при пожаре», «Пожарный доброволец»

Раздел 11. Основы здорового образа жизни. (4 ч.)

Здоровье. Болезни и их причины. Распространение болезней. Профилактика гриппа и простуды. ЗОЖ. Правильное питание. Режим дня, двигательная активность. Вредные привычки. Детский травматизм.

Практическая часть

Поведенческий тренинг «Мой режим дня»

Раздел 12. Безопасность в природных условиях в летнее время. (4ч.)

Меры безопасности на открытых водоемах летом. Лес и его обитатели. Как ориентироваться в лесу. Ядовитые растения, грибы, ягоды.

Практическая часть

Поведенческий тренинг «Поход в лес».

        

Курс внеурочных занятий «Школа выживания» в 6 классе предназначен для формирования системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выживания в природной среде в случае экстремальной ситуации. Программа курса строится на основе формирования целостного представления об опасностях природной среды и предполагает привитие знаний и умений распознавать и оценивать опасные факторы, определять способы защиты от них, ликвидировать их негативные последствия и оказания само- и взаимопомощи. Кроме того, содержание курса направлено на формирование ряда физических качеств и психологических черт личности, необходимых для решения вопросов выживания в различных аварийных ситуациях.

         Отличительной чертой курса является его ярко выраженный прикладной характер. Его усвоение обучающимися возможно только через постоянный тренинг. Цель любого занятия – не только и не столько сообщить соответствующий объём знаний, сколько выработать достаточно твёрдые умения и навыки поведения по сохранению здоровья и жизни в экстремальных ситуациях природного, техногенного, экологического и социального характера, а также в условиях автономного существования в природных условиях.

         Курс желательно завершить одно-двухдневным походом на природу с целью проверки приобретенных навыков выживания в природной среде, умения анализировать и принимать целесообразные решения в опасных ситуациях.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, на основе учебного плана образовательного учреждения.

                                          Тематическое планирование

 

 

Название темы

Общее кол-во часов

Теоретич. Часть (час.)

Практич. Часть (час.)

1.

Вводное занятие. Инструктаж.

 

1

 

 

Раздел 1. Автономное существование

     20

 

 

2.

1.1Понятие об автономном существовании человека

 

1

 

3

1.2План действия

 

1

 

4

1.3Сигналы бедствия: коды

1.4Сигналы бедствия: жестами

1.5Сигналы бедствия: костер, зеркало

 

1

 

1

1

5

1.6Жилище в летнем лесу

1.7Жилище в зимнем лесу

1.8Жилище в снегу

 

 

1

1

1

 

6

1.9Добывание огня: костер

1.10Добывание огня: огниво, стекло

1.11Добывание огня: трением

 

 

 

1

1

1

7

1.12Добывание пищи и воды

1.13 Съедобные плоды и ягоды

1.14Ловля рыбы

1.15Питьевая вода

1.16Обеззараживание воды

 

1

1

1

1

1

 

8

1.17 ПМП при кровотечениях

1.18 ПМП при травмах

1.19 Лекарственные растения

1.20Лекарственные растения

 

 

 

 

1

1

1

1

 

Раздел  2. Пожарная безопасность

4

 

 

9

2.1Пожар: причины, действия при пожаре дома

 

1

 

10

2.2Средства пожаротушения: огнетушитель                                     2.3Средства пожаротушения: подручные

 

 

1

       1

11

2.4Природные пожары

 

1

 

 

Раздел3.Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона

4

 

 

12

3.1Виды, признаки ЧС природного характера

3.2Правила поведения при ураганах

3.3Правила поведения при наводнениях

3.4Правила поведения при пожарах

 

1

1

1

1

 

 

Раздел4.Психология поведения людей в экстремальных ситуациях

5

 

 

13

4.1Влияние стресса на поведение человека

4.2Факторы риска при автономном существовании

4.3Факторы выживания

4.4 Способы преодоления стресса

 

1

1

 

1

 

 

 

 

 

1

14

4.5Саморегуляция

 

 

1

 

Чтобы занятия приносили максимальную пользу я использую:

·        Словесные методы: объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.

·        Наглядные методы:

¾  картины, рисунки, плакаты, фотографий;

¾  таблицы, схемы, диаграммы;

¾  видеоматериалы, презентаций. 

·        Практические методы:

__  метод упражнения: упражнения, тренинг, тренировка, ролевые игры.

¾  письменные работы: конспект, выписки, сочинения; письменные ответы на вопрос; ведение дневника наблюдений; зарисовка, рисунки;  

¾  практические занятия: оказание первой помощи, определение сторон горизонта и своего местонахождения, составление плана местности, разведение костра без спичек и др.

 

         Применяются нетрадиционные формы внеурочных занятий –  видеозанятия, викторины, игры, конкурсы, соревнования, экскурсии.

На внеурочных занятиях широко используется межпредметная связь с уроками литературы, приводятся примеры из сказок, используются загадки, пословицы и поговорки. Проводится анализ действий литературных героев по выживанию в экстремальных ситуациях, безопасного поведения и выживания в условиях автономного существования в тайге (произведение В.П. Астафьева «Васюткино озеро») и на необитаемом острове (произведение Д. Дефо «Робинзон Крузо»).

         В практической части занятий использую различные приемы.

              Подробнее расскажу про метод анализа типичных си­туаций, представляющих по­тенциальную или реальную опасность. Это задания разных уровней.

Первый уровень - краткий словесный разбор типовой ситу­ации с предложением к учащимся вспомнить аналогичные слу­чаи из своей жизни, или те, сви­детелями которых они были. За­дача преподавателя при разборке пред­ложенных случаев - обратить внимание учащихся на дета­ли, особенности поведения и эмоций участников, которые значимы для снижения риска нежелательных последствий.

Второй уровень - разбор воз­можных вариантов типовой или предложенной реальной ситуации - по принципу: «А что, если бы...» Например, раз­бирается ситуация пожара, воз­никшего при коротком замы­кании электропроводки в го­родской квартире. Продолжая разбор, преподаватель спрашивает: «А что надо было бы делать, ес­ли бы все это случилось на да­че, в деревенском доме?

Третий уровень - предпола­гает проработку ситуаций в процессе ролевой игры. Здесь также возможно проигрывание нескольких ва­риантов ситуации, включая ва­рианты «неправильного» и «правильного» поведения.

Четвертый уровень - работа с конкретными ситуациями, которая проводится вне аудитории, в условиях, приближенных к реальным действиям: на улице, в лесу, парке и т.д.

                  Система оценки достижений обучающихся

         Деятельность учащихся на внеурочных занятиях по ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности обучающихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей обучающихся. Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и, в случае их наступления, правильно на них реагировать и действовать. Таким образом, формируется и повышается общая культура безопасности личности в окружающем мире.

 

         Формы и вопросы контроля: Основной формой текущего контроля знаний являются устные ответы обучающихся на теоретические вопросы. Письменный контроль осуществляется в форме тестирования. Используются также другие формы контроля: самостоятельные работы, индивидуальные задания, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности. Это позволяет иметь представление о полученных обучающимися знаниях и приобретённых ими навыках и умениях.

    

 Заключение

Внурочные занятия - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Поиск новых, нетрадиционных форм обучения направлен на придание учебно-воспитательному процессу большей гибкости, оперативности, освобождение его от штампов, заорганизованности.

 

 

 

 

 

Внеурочные занятия по курсу ОБЖ дают возможность:

 

¾   формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

¾   выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

¾   приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;

¾   повышения уровня знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

¾   формирования уверенности в успешном преодолении трудностей и веры в успех при столкновении с опасными и экстремальными ситуациями.