«Организация внеурочной деятельности по ОБЖ в 5-6 классах»
Из опыта работы преподавателя – организатора ОБЖ
МБОУ «Перкинская СШ» Швецовой Н.П.
С введением ФГОС общего образования внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Она характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы.
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
¾ учёт возрастных особенностей;
¾ сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
¾ связь теории с практикой;
¾ доступность и наглядность;
¾ включение в активную жизненную позицию.
Внеурочные занятия по курсу ОБЖ призваны способствовать формированию у обучающихся:
¾ сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности;
¾ навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
¾ индивидуальной системы здорового образа жизни.
Особенность курса внеурочной деятельности «Основы безопасности жизни» заключается в том, что с его помощью обучающиеся приобретают навыки самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» преподаётся в школе только с 8 класса. И так как в учебном плане школы нет свободных часов для ведения в 5- 6-х классах учебных занятий по курсу ОБЖ, то возникла необходимость ведения внеурочных занятий и разработки рабочей программы по данному курсу.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» 5 класс социального направления для детей среднего школьного возраста создана на основе положений концепции «Школа жизни – окружающий мир», «Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Программа реализуется, исходя из запросов и потребностей детей и их родителей общим объемом 34 часа, 1 час в неделю.
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта.
Программа позволяет помочь ребенку раскрыть индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия с другими детьми, учителем и другими взрослыми.
Содержание учебного курса
Раздел 1. Общее понятие о ЧС (1 ч.)
Что такое ЧС. Виды ЧС.
Практическая часть
Коммуникативный тренинг «Я не попаду в ЧС»
Раздел 2. Возможные опасности и опасные ситуации дома. (4 ч.)
Мой дом, что есть в нем. Опасности электрических приборов. Газ – это причина пожаров. Лекарства и средства бытовой химии.
Практическая часть.
Сюжетно-ролевая игра “Я на кухне»
Раздел 3.Если ты остался дома один (2 ч.)
Когда можно открывать двери. Разговор по телефону. Квартирные воры.
Практическая часть
Поведенческий тренинг «Звонят, откройте дверь»
Словесно-ролевая игра «У меня зазвонил телефон»
Раздел 4. Общение с незнакомыми людьми (2 ч.)
Опасные места. Безопасность в темное время. Один на улице. Поведение в толпе. Практическая часть
Словесно-ролевая игра “Знакомство на улице”.
Раздел 5. Культура безопасного поведения в общественных местах (2 ч.)
Поведение в общественном транспорте. Поведение в общественных местах. Опасность взрыва и правила поведения при обнаружении бесхозной вещи.
Практическая часть
Поведенческий тренинг «Что делать, если обнаружено взрывное устройство»
Раздел 6. Опасности, которые могут встретиться по дороге в школу. (1 ч.) Опасные места по дороге в школу. Дорога в школу.
Практическая часть
Поведенческий тренинг « Мой путь в школу»
Раздел 7. «Улица полна неожиданностей» (6 ч.)
Движение пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Мы пассажиры. Велосипеды, ролики, скейтборды.
Практическая часть
Сюжетно-ролевые игры: «Пешеходный переход», «Я дороги не боюсь», «Я регулировщик»
Раздел 8. ЧС природного характера. (2 ч.)
Влияние погоды на человека. Гроза и буря. Наводнения и паводки.
Практическая часть
Поведенческий тренинг « Правила поведения в грозу»
Раздел 9. «Внимание – опасность! Безопасность в ЧС» (1ч.)
Сигналы, предупреждающие об опасности. Сигнал «Внимание, всем!» Как вызвать спасательные службы.
Практическая часть
Поведенческий тренинг «Вызываю службы спасения»
Раздел 10. «Не шути с огнем!» (5 ч.)
Огонь друг и враг человека. Причины пожаров. Детская шалость с огнем. Средства пожаротушения. Правила поведения при пожаре в школе и дома, в общественных местах.
Практическая часть
Поведенческий тренинг « Как спастись при пожаре», «Пожарный доброволец»
Раздел 11. Основы здорового образа жизни. (4 ч.)
Здоровье. Болезни и их причины. Распространение болезней. Профилактика гриппа и простуды. ЗОЖ. Правильное питание. Режим дня, двигательная активность. Вредные привычки. Детский травматизм.
Практическая часть
Поведенческий тренинг «Мой режим дня»
Раздел 12. Безопасность в природных условиях в летнее время. (4ч.)
Меры безопасности на открытых водоемах летом. Лес и его обитатели. Как ориентироваться в лесу. Ядовитые растения, грибы, ягоды.
Практическая часть
Поведенческий тренинг «Поход в лес».
Курс внеурочных занятий «Школа выживания» в 6 классе предназначен для формирования системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выживания в природной среде в случае экстремальной ситуации. Программа курса строится на основе формирования целостного представления об опасностях природной среды и предполагает привитие знаний и умений распознавать и оценивать опасные факторы, определять способы защиты от них, ликвидировать их негативные последствия и оказания само- и взаимопомощи. Кроме того, содержание курса направлено на формирование ряда физических качеств и психологических черт личности, необходимых для решения вопросов выживания в различных аварийных ситуациях.
Отличительной чертой курса является его ярко выраженный прикладной характер. Его усвоение обучающимися возможно только через постоянный тренинг. Цель любого занятия – не только и не столько сообщить соответствующий объём знаний, сколько выработать достаточно твёрдые умения и навыки поведения по сохранению здоровья и жизни в экстремальных ситуациях природного, техногенного, экологического и социального характера, а также в условиях автономного существования в природных условиях.
Курс желательно завершить одно-двухдневным походом на природу с целью проверки приобретенных навыков выживания в природной среде, умения анализировать и принимать целесообразные решения в опасных ситуациях.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, на основе учебного плана образовательного учреждения.
Тематическое планирование
|
№ |
Название темы |
Общее кол-во часов |
Теоретич. Часть (час.) |
Практич. Часть (час.) |
|
1. |
Вводное занятие. Инструктаж. |
|
1 |
|
|
|
Раздел 1. Автономное существование |
20 |
|
|
|
2. |
1.1Понятие об автономном существовании человека |
|
1 |
|
|
3 |
1.2План действия |
|
1 |
|
|
4 |
1.3Сигналы бедствия: коды 1.4Сигналы бедствия: жестами 1.5Сигналы бедствия: костер, зеркало |
|
1 |
1 1 |
|
5 |
1.6Жилище в летнем лесу 1.7Жилище в зимнем лесу 1.8Жилище в снегу |
|
1 1 |
1
|
|
6 |
1.9Добывание огня: костер 1.10Добывание огня: огниво, стекло 1.11Добывание огня: трением |
|
|
1 1 1 |
|
7 |
1.12Добывание пищи и воды 1.13 Съедобные плоды и ягоды 1.14Ловля рыбы 1.15Питьевая вода 1.16Обеззараживание воды |
|
1 1 1 1 1 |
|
|
8 |
1.17 ПМП при кровотечениях 1.18 ПМП при травмах 1.19 Лекарственные растения 1.20Лекарственные растения |
|
1 1 |
1 1 |
|
|
Раздел 2. Пожарная безопасность |
4 |
|
|
|
9 |
2.1Пожар: причины, действия при пожаре дома |
|
1 |
|
|
10 |
2.2Средства пожаротушения: огнетушитель 2.3Средства пожаротушения: подручные |
|
|
1 1 |
|
11 |
2.4Природные пожары |
|
1 |
|
|
|
Раздел3.Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона |
4 |
|
|
|
12 |
3.1Виды, признаки ЧС природного характера 3.2Правила поведения при ураганах 3.3Правила поведения при наводнениях 3.4Правила поведения при пожарах |
|
1 1 1 1 |
|
|
|
Раздел4.Психология поведения людей в экстремальных ситуациях |
5 |
|
|
|
13 |
4.1Влияние стресса на поведение человека 4.2Факторы риска при автономном существовании 4.3Факторы выживания 4.4 Способы преодоления стресса |
|
1 1
1
|
1 |
|
14 |
4.5Саморегуляция |
|
|
1 |
Чтобы занятия приносили максимальную пользу я использую:
· Словесные методы: объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
· Наглядные методы:
¾ картины, рисунки, плакаты, фотографий;
¾ таблицы, схемы, диаграммы;
¾ видеоматериалы, презентаций.
· Практические методы:
__ метод упражнения: упражнения, тренинг, тренировка, ролевые игры.
¾ письменные работы: конспект, выписки, сочинения; письменные ответы на вопрос; ведение дневника наблюдений; зарисовка, рисунки;
¾ практические занятия: оказание первой помощи, определение сторон горизонта и своего местонахождения, составление плана местности, разведение костра без спичек и др.
Применяются нетрадиционные формы внеурочных занятий – видеозанятия, викторины, игры, конкурсы, соревнования, экскурсии.
На внеурочных занятиях широко используется межпредметная связь с уроками литературы, приводятся примеры из сказок, используются загадки, пословицы и поговорки. Проводится анализ действий литературных героев по выживанию в экстремальных ситуациях, безопасного поведения и выживания в условиях автономного существования в тайге (произведение В.П. Астафьева «Васюткино озеро») и на необитаемом острове (произведение Д. Дефо «Робинзон Крузо»).
В практической части занятий использую различные приемы.
Подробнее расскажу про метод анализа типичных ситуаций, представляющих потенциальную или реальную опасность. Это задания разных уровней.
Первый уровень - краткий словесный разбор типовой ситуации с предложением к учащимся вспомнить аналогичные случаи из своей жизни, или те, свидетелями которых они были. Задача преподавателя при разборке предложенных случаев - обратить внимание учащихся на детали, особенности поведения и эмоций участников, которые значимы для снижения риска нежелательных последствий.
Второй уровень - разбор возможных вариантов типовой или предложенной реальной ситуации - по принципу: «А что, если бы...» Например, разбирается ситуация пожара, возникшего при коротком замыкании электропроводки в городской квартире. Продолжая разбор, преподаватель спрашивает: «А что надо было бы делать, если бы все это случилось на даче, в деревенском доме?
Третий уровень - предполагает проработку ситуаций в процессе ролевой игры. Здесь также возможно проигрывание нескольких вариантов ситуации, включая варианты «неправильного» и «правильного» поведения.
Четвертый уровень - работа с конкретными ситуациями, которая проводится вне аудитории, в условиях, приближенных к реальным действиям: на улице, в лесу, парке и т.д.
Система оценки достижений обучающихся
Деятельность учащихся на внеурочных занятиях по ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности обучающихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей обучающихся. Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и, в случае их наступления, правильно на них реагировать и действовать. Таким образом, формируется и повышается общая культура безопасности личности в окружающем мире.
Формы и вопросы контроля: Основной формой текущего контроля знаний являются устные ответы обучающихся на теоретические вопросы. Письменный контроль осуществляется в форме тестирования. Используются также другие формы контроля: самостоятельные работы, индивидуальные задания, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности. Это позволяет иметь представление о полученных обучающимися знаниях и приобретённых ими навыках и умениях.
Заключение
Внурочные занятия - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Поиск новых, нетрадиционных форм обучения направлен на придание учебно-воспитательному процессу большей гибкости, оперативности, освобождение его от штампов, заорганизованности.
Внеурочные занятия по курсу ОБЖ дают возможность:
¾ формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
¾ выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
¾ приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
¾ повышения уровня знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
¾ формирования уверенности в успешном преодолении трудностей и веры в успех при столкновении с опасными и экстремальными ситуациями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.