«УТВЕРЖДАЮ»
1. Директор МБОУ Задоно-
2. Кагальницкая СОШ
Приказ от 28.08.2019 г. №228
________Ю.В. Лисичкина
Семикаракорский район, ст. Задоно-Кагальницкая
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Задоно – Кагальницкая средняя общеобразовательная школа»
Адаптированная рабочая учебная программа
Ручной труд. Технология
4 класс
Составлена в соответствии с государственными
требованиями к минимуму содержания
образования и уровню подготовки учащихся Учитель: Сивохина А.А.
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая адаптивная программа по чтению составлена на основе:
· Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
· Приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. От 07.06.2017) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».
· Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от 13 декабря 2013 г., 28 мая 2014 г., 17 июля 2015 г.).
· Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010г.№ 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 №1643).
· Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
· Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
· Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
· Основной адаптированной образовательной программы начального общего образования МБОУ Задоно – Кагальницкая СОШ на 2019-2020 учебный год.
· Программа разработана на основе учебника «Технология. Ручной труд» 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Л. А. Кузнецова, Симукова Я.С. – М.: Просвещение, 2019г. и методических рекомендаций «Ручной труд» Л.А.Кузнецова, Симукова Я.С. ( Москва "Просвещение" 2019г.)
· Учебно-методического комплекта автор Л. А. Кузнецова, Симукова Я.С. 4 класс (учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы): 9 издание – М.: Просвещение, 2019.
Цели программы обучения:
Изучение предмета «Ручной труд» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: -воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе; - уважение к людям труда; - получение элементарных знаний по видам труда.
Задачи: - формирование трудовых качеств; - обучение доступным приемам труда; - развитие самостоятельности в труде; - привитие интереса к труду; - формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.
Форма организации образовательного процесса: основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
- словесный метод ( рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
- наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
- практический метод (упражнения, практическая работа);
- репродуктивный метод (работа по алгоритму);
- коллективный, индивидуальный;
- творческий метод;
Содержание курса
Работа с бумагой и картоном
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;
- разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная)
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Работа с тканью
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки.
Работа с металлом.
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с нитками.
Связывание ниток в пучок. Технология изготовления цветов из ниток. Изготовление помпона из ниток.
Работа с проволокой.
Элементарные сведения о проволоке. Виды, свойства и применение. Изгибание проволоки. Технология изготовление из проволоки декоративные фигурки птиц. Сборка изделий из разных металлов. Изделия из проволоки, бумаги и ниток.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение ручного труда в 4 классе отводится не менее 35 часов из расчёта 1 часа в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ Задоно – Кагальницкая СОШ, за год будет проведено 34 часов, программа будет выполнена за счёт уплотнения учебного материала.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
|
№ п/п |
Темы уроков |
Виды деятельности |
Количество часов |
|
1. |
Работа с бумагой и картоном. |
Использовать приёмы работы с бумагой, картоном и ножницами. Использовать умения работать по шаблону, выполнять аппликацию из бумаги и картона на деталях изделия. |
14 |
|
2. |
Картонажные переплётные работы |
Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. |
3 |
|
3. |
Работа с тканью |
Составлять самостоятельно план работы по изготовлению изделия, контролировать и корректировать работу. Размечать и вырезать детали по шаблонам. |
7 |
|
4. |
Ремонт одежды |
Пользование иглой и наперстком. |
3 |
|
5. |
Работа с нитками |
Использовать свои знания о материалах и приемах работы |
2 |
|
6. |
Работа с металлом |
Использовать свои знания о материалах и приемах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий). Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приёмы изготовления изделия. |
3 |
|
7. |
Работа с древесиной |
Заготовка древесины. Материалы, инструменты. Свойства древесины. |
2 |
|
|
Итого |
|
34 |
Календарно – тематическое планирования – 4 класс
|
№п\п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата урока |
|
I четверть – 8 часов |
|||
|
Работа с бумагой и картоном (5 ч) |
|||
|
1 |
Что ты знаешь о бумаге? Складывание из треугольников. |
1 |
03.09 |
|
2 |
Геометрическая фигура-раскладка. |
1 |
10.09 |
|
3 |
Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка» |
1 |
17.09 |
|
4 |
Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Игрушка «Цыпленок» или «Попугай» |
1 |
24.09 |
|
5 |
Творческая работа «Конверт для писем» |
1 |
01.10 |
|
Работа с тканью (3 ч) |
|||
|
6 |
Что ты знаешь о ткани? Бумажная схема полотняного переплетения нитей. |
1 |
08.10 |
|
7 |
Игрушка «Кукла-скрутка» |
1 |
15.10 |
|
8 |
Отделка изделий из ткани. «Салфетка с аппликацией» |
1 |
22.10 |
|
II четверть – 8 часов |
|||
|
Работа с бумагой и картоном – 3 часа |
|||
|
9 |
Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом» |
1 |
05.11 |
|
10 |
Закладка для книг из зигзагообразных полос |
1 |
12.11 |
|
11 |
Закладка для книг со свободным плетением |
1 |
19.11 |
|
Работа с тканью – 1 час |
|||
|
12 |
Соединение изделия строчкой косого стежка Изделие «Салфетка – прихватка» |
1 |
26.11 |
|
Работа с металлом. Работа с фольгой – 1 час |
|||
|
13 |
Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Паук» |
1 |
03.12 |
|
Работа с бумагой – 3 часа |
|||
|
14 |
Деление круга на равные части способом складывания. «Геометрическая фигура – раскладка». |
1 |
10.12 |
|
15 |
Точечное клеевое соединение деталей. Растягивающаяся игрушка «Матрешка». |
1 |
17.12 |
|
16 |
Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Объемное елочное украшение. |
1 |
24.12 |
|
III четверть – 9 часов |
|||
|
Работа с бумагой – 3 часа |
|||
|
17 |
Линии чертежа. Чтение чертежа |
1 |
14.01 |
|
18 |
Летающая модель «Самолёт» |
1 |
21.01 |
|
19 |
Выполнение модели с опорой на чертёж. Модель «Планер» |
1 |
28.01 |
|
Работа с нитками – 2 часа |
|||
|
20 |
Связывание ниток в пучок. Аппликация «Цветок из ниток» |
1 |
04.02 |
|
21 |
Связывание ниток в пучок. «Помпон из ниток» |
1 |
11.02 |
|
Работа с металлом. Работа с проволокой – 2 часа |
|||
|
22 |
Изгибание проволоки. Декоративные фигурки птиц. |
1 |
18.02 |
|
23 |
Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). |
1 |
03.03 |
|
Работа с древесиной – 2 часа |
|||
|
24 |
Заготовка древесины. Материалы, инструменты. Свойства
древесины. |
1 |
10.03 |
|
25 |
Аппликация из карандашной стружки |
1 |
17.03 |
|
IVчетверть -9 часов |
|||
|
Ремонт одежды – 3 часа |
|||
|
26 |
Пришивание пуговиц. с четырьмя сквозными отверстиями. |
1 |
31.03 |
|
27 |
Аппликация с использованием пуговиц |
1 |
07.04 |
|
28 |
Изготовление и пришивание вешалки. |
1 |
14.04 |
|
Работа с тканью. Ручные швейные работы –3 часа |
|||
|
29 |
Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. |
1 |
21.04 |
|
30 |
Изделие «Подушечка для игл» |
1 |
28.04 |
|
31 |
Изделие «Тряпичная игрушка – подушка» |
1 |
12.05 |
|
Картонажные – переплётные работы – 3 часа |
|||
|
32 |
Материалы, инструменты и приспособления для картонажных работ |
1 |
19.05 |
|
33 |
Изделия в переплёте. Картонажные изделия. |
1 |
26.05 |
|
34 |
Изготовление записной книжки – раскладушки с переплётной крышкой |
1 |
28.05 |
|
|
Итого |
34 |
|
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
- составление стандартного плана работы по пунктам;
- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
-выполнение несложного ремонта одежды)
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- знание видов художественных ремесел;
- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Личностные результаты
- Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
- Развитие мыслительной деятельности;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
- Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 4 класса:
- технические термины;
-основные приемы работы с различными материалами;
- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;
- санитарно-гигиенические требования.
- самостоятельно ориентироваться в задании;
-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;
- самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
- самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;
- выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;
-придерживаться плана при выполнении изделия;
- анализировать свое изделие и изделие товарища;
- ориентироваться в пространстве;
- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;
- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
планируемых результатов освоения адаптированной программы
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной программы призвана решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения адаптированной программы, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении адаптированной программы являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания адаптированной программы, что сможет обеспечить объективность оценки. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.
Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.
При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания адаптированной программы необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Программа оценки включает:
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся;
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлен в таблице:
|
Критерий |
Параметры оценки |
Индикаторы |
|
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий |
сформированность навыков коммуникации со взрослыми |
способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми |
|
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях |
||
|
|
способность обращаться за помощью |
|
|
сформированность навыков коммуникации со сверстниками |
способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками |
|
|
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях |
||
|
способность обращаться за помощью |
||
|
владение средствами коммуникации |
способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации |
|
|
|
адекватность применения ритуалов социального взаимодействия |
способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации |
3) систему бальной оценки результатов;
4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса);
5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.
6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения адаптивной программы обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5‑балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета _________ М.А.Коломиец
МБОУ Задоно - 28.08.2019
Кагальницкая СОШ
27.08.209 № 1
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.