Пояснительная записка
Программа является модифицированной, в
основе её положена инновационная программа «Вдумчивое чтение» Посашковой Е.В.
2010 года, кандидата филологических наук, доцента Уральского государственного
педагогического университета, с 2009 года главного редактора федерального
интернет-портала «О детстве».
Исходя из данных положений Базисного учебного
(образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации,
разработана Программа по внеклассному чтению, получившую в ходе
четырехлетней опытно-исследовательской апробации название «Вдумчивое
чтение».
Работа учащихся в рамках
указанной программы будет способствовать как более глубокому изучение предмета
«Литературное чтение» инвариантной части Базисного учебного плана, так и
эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки
чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и
работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной
сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной
школе.
Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Вдумчивое
чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное
чтение» Базисного учебного плана и ориентированы на совершенствование всех
видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение,
письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому
знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной
детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств
младшего школьника.
Цель программы «Вдумчивое чтение» – возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения в условиях как основного, так и дополнительного образования.
Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:
· совершенствование навыка чтения учащихся;
· развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
· знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
· формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
· формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
· формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
· выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
· развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Для решения поставленных задач была определена концепция содержания уроков внеклассного чтения. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:
• ориентация на читательские интересы ребенка;
• разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
• разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
• важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
Содержание программы по внеклассному чтению разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ. Были проанализированы учебные пособия по чтению в следующих педагогических системах: «Школа России» (программа «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В Головановой и учебники «Родная речь»). К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. Активно включена в программу региональная литература (произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, А. С.Пушкина, В.П. Астафьева,Л.Н.Толстого, Е.Чарушина, Н.Н.Носова и др.).
Приёмы и методы преподавания:
· словесные
· наглядные
· практические
· репродуктивные
· проблемно-поисковые
· индуктивные
· дедуктивные
Виды деятельности учащихся:
· беседы
· групповая работа
· творческие задания
· самостоятельная работа
· работа с иллюстрациями
· совместная деятельность по достижению цели урока
практическая деятельность.
Формы организации: беседа, выставка рисунков, практическая работа, постановка мини-пьес, самостоятельная работа, участие в тематических линейках, творческих конкурсах.
Круг чтения составляют художественные произведения и научно-популярные статьи. К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Учащимся предлагаются литературные произведения русской литературы. Прежде всего, это фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста и познавательные тексты (очерки).В программу входят произведения о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о природе (о растениях и животных, о временах года).
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
Ученик обладает следующими умениями:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Регулятивные УУД
– самостоятельно формулирует тему и цели занятия;
– составляет план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работает по плану, сверяя свои действия с целью, корректирует свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Познавательные УУД
– вычитывает все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользуется разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекает информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывает и преобразовывает информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользуется словарями, справочниками, инциклопедиями;
– осуществляет анализ и синтез;
– устанавливает причинно-следственные связи;
– строит рассуждения.
Коммуникативные УУД
– оформляет свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет монологической и диалогической формами речи;
– высказывает и обосновывает свою точку зрения;
– слушает и слышит других, пытается принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности;
– задает вопросы.
Предметные результаты
– осознанно, правильно, выразительно читает вслух
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читает про себя незнакомый текст, проводит словарную работу;
– самостоятельно формулирует главную мысль текста;
– находит в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывает текст;
– составляет рассказ – характеристику героя;
– высказывает и аргументирует своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
Содержание учебного предмета, курса
Программа курса составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
|
№ |
Тема раздела |
Произведения и их авторы |
|
|
«Все мы родом из детства...» |
В.Драгунский «Англичанин Павля», «Заколдованная буква». Народные сказки «Лиса и волк», «Лиса и заяц», «Лиса и тетерев». Василий Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает». В.Осеева « Бабка», «Волшебное слово». Детские периодические издания. А. Г. Алексин. «Самый счастливый день». |
|
2. |
«Думают ли звери?..» |
Стихи A. Барто, И. Токмакова, B.П. Астафьев. «Белогрудка». Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч». Е.Чарушин « Кот Епифан». Произведения Михаила Пришвина. Лев Николаевич Толстой «Птичка». |
|
3. |
«Вверх ногами» |
Стихи И. Токмаковой, Б. Заходера. Небылицы. Ю.П. Мориц. Стихи. |
|
4. |
«Школьные годы чудесные…» |
Виктор Голявкин. «Тетрадки под дождём», «Не везёт». Н.Носов « Федина задача», «Клялса». Пивоварова И. Рассказы Люси Синицыной. |
|
5 |
«Преданья старины глубокой…» |
А.С. Пушкин Стихи. Басни Л. Толстого. Д.Н. Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки". И.А.Крылов Басни. К.И. Чуковский « Доктор Айболит», «Бармалей». |
|
6 |
«Обыкновенное чудо» |
С.Я.Маршак « Сказка о глупом мышонке», «Усатый, полосатый», «Вот какой рассеянный». Хармс Д. Стихи Э.Успенский «Трое из Простоквашино». Остер Г., «Вредные советы», "Бабушка удава". |
Используемая литература
1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных организаций. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2-4 кл.
2. Хрестоматия по литературе родного края : 1–4 кл. / сост.: А. Б. Горская, Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева, Л. Н. Чипышева.
3. В родном крaю. Литературное чтение: учебно-методическое пособие / Н. Е. Скрипова, Л. А. Емельянова, С. Г. Талапова.
Тематическое планирование .
|
№ п/п |
Дата план |
Дата факт |
Тема |
|
1 |
04.09 |
|
Вводное занятие. |
|
Раздел 1. «Все мы родом из детства...» |
|||
|
2 |
11.09 |
|
Урок смеха В.Драгунский «Англичанин Павля», «Заколдованная буква». |
|
3 |
18.09 |
|
Народные сказки «Лиса и волк», «Лиса и заяц», «Лиса и тетерев». |
|
4 |
25.09 |
|
Василий Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает» |
|
5 |
02.10 |
|
В.Осеева « Бабка», «Волшебное слово» |
|
6 |
09.10 |
|
Детские периодические издания |
|
7 |
16.10 |
|
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». |
|
Раздел 2. «Думают ли звери?..» |
|||
|
8 |
23.10 |
|
Думают ли звери? Стихи A. Барто, И. Токмакова, |
|
9 |
30.10 |
|
B.П. Астафьев. «Белогрудка». |
|
10 |
06.11 |
|
Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч». |
|
11 |
13.11 |
|
Е.Чарушин « Кот Епифан». |
|
12 |
20.11 |
|
Лев Николаевич Толстой «Птичка» |
|
13 |
27.11 |
|
Произведения Михаила Пришвина |
|
Раздел 3. «Вверх ногами» |
|||
|
14 |
04.12 |
|
Все наоборот |
|
15 |
11.12 |
|
Веселые игры
со |
|
16 |
18.12 |
|
Небылицы. |
|
17 |
25.12 |
|
Ю.П. Мориц. Стихи |
|
18 |
|
|
Сочиняем сказки вверх ногами |
|
Раздел 4. «Школьные годы чудесные…» |
|||
|
18 |
|
|
Трудно ли учиться в школе? |
|
19 |
|
|
Виктор Голявкин. «Тетрадки под дождём», «Не везёт» |
|
20 |
|
|
Н.Носов « Федина задача» |
|
21 |
|
|
Н. Носов «Клякса». |
|
22 |
|
|
Поиграем в школу |
|
23 |
|
|
Пивоварова И. Рассказы Люси синицыной. |
|
Раздел 5. «Преданья старины глубокой…» |
|||
|
24 |
|
|
А.С. Пушкин Стихи |
|
25 |
|
|
Басни Л. Толстого |
|
26 |
|
|
Д.Н. Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки" |
|
27 |
|
|
И.А.Крылов Басни |
|
28 |
|
|
К.И. Чуковский « Доктор Айболит», «Бармалей». |
|
Раздел 6. «Обыкновенное чудо» |
|||
|
29 |
|
|
Остер Г., «Вредные советы», "Бабушка удава" |
|
30 |
|
|
Э.Успенский «Трое из Простоквашино» |
|
31 |
|
|
О чудесах дружбы |
|
32 |
|
|
Хармс Д. Стихи |
|
33 |
|
|
С.Я.Маршак « Сказка о глупом мышонке», «Усатый, полосатый», «Вот какой рассеянный». |
|
34 |
|
|
Заключительное занятие. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.