Рабочая программа

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 100.docx

                                                 Пояснительная записка

Программа является модифицированной, в основе её положена инновационная программа «Вдумчивое чтение» Посашковой Е.В. 2010 года, кандидата филологических наук, доцента Уральского государственного педагогического университета, с 2009 года главного редактора федерального интернет-портала «О детстве».
 Исходя из данных положений Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, разработана Программа по внеклассному чтению, получившую в ходе четырехлетней опытно-исследовательской апробации название «Вдумчивое чтение». 
    Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать как более глубокому изучение предмета «Литературное чтение» инвариантной части Базисного учебного плана, так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними)рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.                                                                          Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Вдумчивое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на  развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

     Цель программы «Вдумчивое чтение» – возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения в условиях как основного, так и дополнительного образования.

Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:

·   совершенствование навыка чтения учащихся;

·   развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

·   знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;

·   формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;

·   формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;

·   формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;

·   выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.

·   развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Для решения поставленных задач была определена концепция содержания  уроков внеклассного чтения. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:

•          ориентация на читательские интересы ребенка;

•          разнообразие тематики и жанров литературных текстов;

•          разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;

•          важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.

Содержание программы по внеклассному чтению разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ. Были проанализированы учебные пособия по чтению в следующих педагогических системах: «Школа России» (программа «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В Головановой и учебники «Родная речь»). К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. Активно включена в программу региональная литература (произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, А. С.Пушкина, В.П. Астафьева,Л.Н.Толстого, Е.Чарушина, Н.Н.Носова и др.).

Приёмы и методы преподавания:

·         словесные

·         наглядные

·         практические

·         репродуктивные

·         проблемно-поисковые

·         индуктивные

·         дедуктивные

Виды деятельности учащихся:

·         беседы

·         групповая работа

·         творческие задания

·         самостоятельная работа

·         работа с иллюстрациями

·         совместная деятельность по достижению цели урока

практическая деятельность.

                                                                                                                                                 Формы организации: беседа, выставка рисунков, практическая работа, постановка мини-пьес, самостоятельная работа,   участие в тематических линейках, творческих конкурсах.

   Круг чтения составляют художественные произведения и научно-популярные статьи. К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Учащимся  предлагаются литературные произведения русской литературы. Прежде всего, это фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста и познавательные тексты (очерки).В программу входят произведения о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о природе (о растениях и животных, о временах года).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

Ученик обладает следующими умениями:

– эмоциональность;  умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия –  умение  осознавать  и определять  эмоции  других людей; сочувствовать другим людям,  сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Регулятивные УУД

– самостоятельно формулирует тему и цели занятия;

– составляет план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работает по плану, сверяя свои действия с целью, корректирует свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Познавательные УУД

– вычитывает все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользуется разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекает информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывает и преобразовывает информацию из одной  формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользуется словарями, справочниками, инциклопедиями;

– осуществляет анализ и синтез;

– устанавливает причинно-следственные связи;

– строит рассуждения.

Коммуникативные УУД

– оформляет свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет монологической и диалогической формами речи;

– высказывает и обосновывает свою точку зрения;

– слушает и слышит других, пытается принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности;

– задает вопросы.

Предметные результаты

– осознанно, правильно, выразительно читает вслух

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читает про себя незнакомый текст, проводит словарную работу;

– самостоятельно формулирует главную мысль текста;

– находит в тексте материал для характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывает текст;

– составляет рассказ – характеристику героя;

– высказывает и аргументирует своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета, курса

Программа курса составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

Тема раздела

Произведения  и их авторы

  1.  

«Все мы родом из детства...»

 В.Драгунский «Англичанин Павля», «Заколдованная буква». Народные сказки «Лиса и волк», «Лиса и заяц», «Лиса и тетерев». Василий Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает».      В.Осеева « Бабка», «Волшебное слово». Детские периодические издания. А. Г. Алексин.  «Самый счастливый день». 

   2. 

«Думают ли звери?..»

 Стихи A. Барто,  И. Токмакова, B.П. Астафьев. «Белогрудка». Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч». Е.Чарушин « Кот Епифан». Произведения  Михаила Пришвина. Лев Николаевич Толстой «Птичка».

  3. 

 «Вверх ногами»

Стихи И. Токмаковой, Б. Заходера. Небылицы. Ю.П. Мориц.  Стихи.

4. 

 «Школьные годы чудесные…»

Виктор Голявкин. «Тетрадки под дождём», «Не везёт». Н.Носов  « Федина задача», «Клялса». Пивоварова И. Рассказы Люси Синицыной.

«Преданья старины глубокой…»

А.С. Пушкин Стихи. Басни Л. Толстого. Д.Н. Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки". И.А.Крылов Басни. К.И. Чуковский «  Доктор Айболит», «Бармалей».

«Обыкновенное чудо»

С.Я.Маршак  «  Сказка о глупом мышонке», «Усатый, полосатый», «Вот какой рассеянный». Хармс Д. Стихи Э.Успенский «Трое из Простоквашино». Остер Г., «Вредные советы», "Бабушка удава".

 

 

Используемая литература

1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных организаций. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2-4 кл.

2. Хрестоматия по литературе родного края : 1–4 кл. / сост.: А. Б. Горская, Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева, Л. Н. Чипышева.

3. В родном крaю. Литературное чтение: учебно-методическое пособие / Н. Е. Скрипова, Л. А. Емельянова, С. Г. Талапова.

 



 

 

 

 

 

 

 

                                    Тематическое планирование .

 

№ п/п

Дата

план

Дата

факт

Тема 
занятия

1

04.09

 

Вводное занятие.

Раздел 1. «Все мы родом из детства...»

2

11.09

 

Урок смеха

В.Драгунский «Англичанин Павля», «Заколдованная буква».

3

18.09

 

Народные сказки «Лиса и волк», «Лиса и заяц», «Лиса и тетерев».

4

25.09

 

Василий Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает»

5

02.10

 

В.Осеева « Бабка», «Волшебное слово»

6

09.10

 

Детские периодические издания

7

16.10

 

А.Г. Алексин.  «Самый счастливый день». 

Раздел 2. «Думают ли звери?..»

8

23.10

 

Думают ли звери? Стихи A. Барто,  И. Токмакова, 

9

30.10

 

B.П. Астафьев. «Белогрудка». 

10

06.11

 

Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч». 

11

13.11

 

Е.Чарушин « Кот Епифан».

12

20.11

 

Лев Николаевич Толстой «Птичка»

13

27.11

 

Произведения  Михаила Пришвина

Раздел 3. «Вверх ногами»

14

04.12

 

Все наоборот

15

11.12

 

Веселые игры со 
словами Стихи И. Токмаковой, Б. Заходера. 

16

18.12

 

Небылицы.

17

25.12

 

Ю.П. Мориц.  Стихи

18

 

 

Сочиняем сказки  вверх ногами

Раздел 4. «Школьные годы чудесные…»

18

 

 

Трудно ли учиться в школе?

19

 

 

Виктор Голявкин. «Тетрадки под дождём», «Не везёт»

20

 

 

Н.Носов « Федина задача»

21

 

 

Н. Носов «Клякса».

22

 

 

Поиграем в школу

23

 

 

Пивоварова И. Рассказы Люси синицыной.

Раздел 5. «Преданья старины глубокой…»

24

 

 

А.С. Пушкин Стихи

25

 

 

Басни Л. Толстого

26

 

 

Д.Н. Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки"

27

 

 

И.А.Крылов Басни

28

 

 

К.И. Чуковский «  Доктор Айболит», «Бармалей».

Раздел 6. «Обыкновенное чудо»

29

 

 

Остер Г., «Вредные советы», "Бабушка удава"

30

 

 

Э.Успенский «Трое из Простоквашино»

31

 

 

О чудесах дружбы

32

 

 

Хармс Д. Стихи

33

 

 

С.Я.Маршак  «  Сказка о глупом мышонке», «Усатый, полосатый», «Вот какой рассеянный». 

34

 

 

Заключительное занятие.