«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ
Задоно-
Кагальницкая СОШ
Приказ от 28.08.2019 г. №228
________Ю.В. Лисичкина
Семикаракорский район, ст. Задоно-Кагальницкая
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Задоно – Кагальницкая средняя общеобразовательная школа»
АДАПТИВНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ1)
ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА (ПСИХО-КОРРЕКЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
4 класс
Составлена в соответствии с государственными
требованиями к минимуму содержания
образования и уровню подготовки учащихся Учитель: Сивохина А.А.
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов»- гимнастика для мозга разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере.
Целью программы является развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию сенсорного обучения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.
Основными задачами программы являются:
1. создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;
2. осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;
3. развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;
4. формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы;
5. формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
6. развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;
7. формирование положительной мотивации к обучению;
8. воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
9. воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить
Общая характеристика коррекционного курса
с учетом особенностей его освоения обучающимися
Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в обществе. Такую помощь призвана оказать специально организованная внеурочная деятельность коррекционно-развивающего направления «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нём.
Взаимосвязь с другими предметами: в процессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими предметами, особенно с развитием речи, математикой, ИЗО, ручным трудом, максимально используется материал, изучаемый на этих уроках.
Принципами построения занятий являются:
1) частая смена видов деятельности. Известно, что внимание детей с интеллектуальной недостаточностью очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только ярким внешним видом предметов. Поэтому при смене объектов и видов деятельности внимание ребёнка снова привлекается и это даёт возможность продуктивно продолжать занятие;
2) повторяемость программного материала. Младшим школьникам с интеллектуальным недоразвитием требуется значительно большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях на новых предметах. Это необходимо по двум причинам: первая – чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям; вторая – для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит отдельный учитель. При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими принципами:
1. развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»;
2. развитие в адекватном темпе;
3. вовлечение в интересную деятельность;
4. воздействие через эмоциональную сферу;
5. объяснение материала в интересной форме;
6. гибкая система контроля знаний и их оценки.
Место внеурочной деятельности
«Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта курс «Внеурочной деятельности» обозначен как отдельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов» рассчитана на:– на 35 часа в 4 классе (1 час в неделю), согласно недельному учебному плану общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Описание ценностных ориентиров содержания
рабочей программы внеурочной деятельности:
Курс занятий по программе является коррекционно-направленным и должен опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения.
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. Специфика организации коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Коммуникативные
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение слушать собеседника;
- Потребность в общение со взрослыми и сверстниками
Регулятивные
- целепологание;
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
- саморегуляция
Познавательные
- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- поиск и выделение необходимой информации;
- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез;
- установление причинно-следственных связей.
Личностные результаты внеурочной деятельности:
- ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
- готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
- развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- принятие и освоение различных социальных ролей;
- принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
- способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Содержание программы
I. Развитие восприятия, воображения – 14 часов.
Различение предметов по длине. Сравнение предметов по размерам (больше, меньше, такой же, глубже, мельче и т. п.). Сравнение предметов контрастных размеров. Штриховка предметов. Сравнение предметов по форме. Осуществление последовательных действий. Различение, называние геометрические фигур. Группировка предметов по форме. Подбор предметов по слову, обозначающему цвет. Практические упражнения в группировке оттенков, подбор их по слову. Определение направления: от себя – к себе, вверх – вниз, направо – налево, впереди – сзади. Ориентировка на плоскости. Определение взаимного расположения предметов в пространстве. Определение и отработка положения предмета относительно другого предмета (выше, сверху, справа, сзади, под, ниже, снизу, слева, перед, над и т. п.).
Упражнения на развитие пространственной координации: «Графический диктант», наложенные рисунки, составление мозаики из 4–6 элементов, нахождение заданной фигуры из двух или более предложенных изображений. Ориентировка в пространстве листа. Нахождение различий у двух сходных картинок. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Неделя. Определение последовательности событий.
II. Развитие внимания – 4 часа.
Развитие устойчивости внимания в пространственном расположении предметов. Упражнения «Внимательный художник», «Запутанные дорожки».
Развитие произвольности внимания. Нахождение в предъявленных предметах отличий. Развитие переключения внимания и навыков самоконтроля. Упражнения на развитие самоконтроля: «Графический диктант» (двухцветные варианты), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров «Мозаика», «Точки».
III. Развитие памяти – 4 часа.
Развитие вербальной и визуальной памяти. Упражнения на запоминание: «Запомни и нарисуй», «Слова, начинающиеся с одной буквы». Тренировка слуховой и зрительной памяти. Упражнения: «Слушайте и выполняйте», «Рассмотри и раскрась», «Запомни и воспроизведи». Игра «Снежный ком» для запоминания информации, представленной вербально.
IV. Развитие аналитико-синтетической деятельности – 9 часов.
Развитие мышления, сообразительности. Составление осколочных картинок. Обобщение и сравнение. Обобщение, преобразование. Развитие способности анализировать простые предметы, преобразовывать их. Установление закономерностей. Развитие способности анализировать простые закономерности. Анализ и синтез. Упражнения на простейший анализ с мысленным расчленением объекта на составные элементы. Упражнения на составление предметов из предъявленных элементов. Нахождение общих признаков предметов. Выделение существенных признаков. Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвет, форма, размер. Различные виды задач на группировку: «Исключи лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи ряд».
V. Развитие личностно-мотивационной сферы – 3 часа.
Знакомство с понятиями: «удивление», «стыд», «вина». Знакомство с мимикой и жестами. Когда я бываю Незнайкой. Обучение умению анализировать свои трудности. Формирование мотивации на их преодоление.
VI. Итоговое занятие – 1 час.
Диагностика развития наглядно-образного мышления и пространственного восприятия.
Тематическое планирование
|
Тема |
Часы |
|
Развитие восприятия, воображения |
14 |
|
Развитие внимания |
4 |
|
Развитие памяти |
4 |
|
Развитие аналитико-синтетической деятельности |
9 |
|
Развитие личностно-мотивационной сферы |
3 |
|
Итоговое занятие |
1 |
Календарно-тематическое планирование (35 часов/1 час в неделю)
|
№ |
Тема |
Цель/содержание занятий |
Межпредметные связи |
Дата |
|
1-я четверть |
||||
|
Раздел I. Развитие восприятия, воображения (14 часов) |
||||
|
1. |
Диагностика |
Диагностика. Корректурная проба. Таблица Шульте. Лабиринт. Игра «Четвёртый лишний». Упражнение «Расставь точки» |
Математика, русский язык, чтение, ИЗО, развитие речи |
06.09 |
|
2. |
Различение предметов по размеру: длиннее – короче, широкий – узкий |
Вырабатывать навык соотнесения предметов по величине при составлении сериационных рядов в возрастающем и убывающем порядке; уточнить понятия длиннее – короче, широкий – узкий; Игры: «Самолёты», «Кто быстрее», «Гаражи» |
Ручной труд, математика |
13.09 |
|
3. |
Восприятие формы. Сравнение предметов по форме. Осуществление последовательных действий |
Устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном материале Игры: «Составь фигуру», «Собери бусы», «Что сначала, что потом» |
Математика, ИЗО, ручной труд, русский язык, чтение |
20.09 |
|
4. |
Различение, называние геометрических фигур.
|
Учить соотносить геометрические фигуры с предметами окружающей действительности Упражнение «Найди такой же». Игра «На что похоже?» |
Математика, ИЗО |
27.09 |
|
5. |
Группировка предметов по форме |
Учить различать форму предмета при помощи зрительного восприятия и осязания, узнавать и показывать основные геометрические фигуры Упражнения: «Проведи дорожку», «Разложи правильно». Игры «Составь квадрат», «Чем это может быть?» |
Ручной труд, русский язык, математика |
04.10 |
|
6. |
Подбор предметов по слову, обозначающему цвет |
Закреплять знание основных цветов спектра; обучать приемам соотнесения цветов; развивать зрительную память Психогимнастика «Гадкий утёнок». Игра «Домики для животных» |
Ручной труд, развитие речи, русский язык |
11.10 |
|
7. |
Восприятие пространства. Определение направления: от себя – к себе, вверх – вниз, направо – налево, впереди – сзади |
Учить ориентироваться в пространстве относительного другого предмета; Упражнения: «Чего не хватает?», «Подумай и сложи» |
Математика, русский язык, развитие речи |
18.10 |
|
8. |
Ориентировка на плоскости |
Учить ориентироваться в пространстве относительного другого предмета; Задание «Чем похожи и чем отличаются?». Игры «Конструктор», «Что изменилось?» |
Математика, ИЗО, ручной труд, чтение |
25.10 |
|
2-я четверть |
||||
|
9. |
Упражнения на развитие пространственной координации «Графический диктант» |
Развивать умение правильно определять направление и двигаться в заданном направлении. Упражнение «Графический диктант». Игра «Найди меня» |
ИЗО, математика |
08.11 |
|
10. |
Нахождение различие у двух сходных картинок |
Упражнения: «Что изменилось», «Чего не хватает» |
ИЗО, чтение |
15.11 |
|
11. |
Определение изменений в предъявленном ряду предметов, картинок |
Упражнения: «Запомни и повтори», «Что изменилось?» |
Русский язык, чтение, ИЗО |
22.11 |
|
12. |
Освоение умений различать части суток |
Упражнения «Когда это бывает?», «Найди и покажи» |
Математика, развитие речи |
29.11 |
|
13. |
Формирование временных представлений |
Игра «Найди лишний предмет» |
Развитие речи, русский язык, чтение |
06.12 |
|
14. |
Неделя. Определение последовательности событий |
Упражнения: «Подумай и закрась», «Собери цепочку» |
Развитие речи, математика, ИЗО |
13.12 |
|
Раздел III. Развитие внимания (4 часа) |
||||
|
15. |
Развитие устойчивости внимания |
Развивать устойчивость внимания при выполнении однообразной работы (до 6 мин.) Способствовать развитию элементов произвольного внимания. Упражнения: «Кодирование», «Что изменилось?» |
Математика, чтение, ИЗО |
20.12 |
|
16. |
Развитие сосредоточенности, устойчивости внимания. Лабиринты |
Игры: «Помогите герою», «Разведчики», «Лабиринты» |
Математика, русский язык, ИЗО |
27.12 |
|
3-я четверть |
||||
|
17. |
Развитие произвольного внимания. Найди отличия |
Расширять объем внимания до 2-3 объектов Упражнения: «Найди отличия», «Корректор» |
Чтение, развитие речи |
10.01 |
|
18. |
Внимание (распределение). Вычёркивай буквы и слушай |
Упражнения: «Вычёркивай буквы и слушай», «Сколько знаков?», «Разложи вслепую» |
Математика, чтение |
17.01 |
|
Раздел IV. Развитие памяти (4 часа) |
||||
|
19. |
Память зрительная. Запомни и нарисуй |
Игры: «Летает – не летает», «Выполняй правильно», «Запомни и нарисуй» |
Развитие речи, ИЗО |
24.01 |
|
20. |
Тренировка слуховой памяти. Слушайте и выполняйте |
Упражнения: «Слушай, думай и отвечай», «Построй и заштрихуй» |
ИЗО, ручной труд, чтение, развитие речи |
31.01 |
|
21. |
Тренировка слуховой памяти. Запомните группы слов |
Упражнения: «Разминка», «Запомни и повтори», «Слушай и рисуй» |
ИЗО, развитие речи, математика |
07.02 |
|
22. |
Память опосредованная. Подбери картинку |
Учить правильно складывать картинку по памяти; Упражнения: «Шершавые дощечки», «Подбери картинку», «Найди фигуры» |
Математика, развитие речи, ИЗО |
14.02 |
|
Раздел V. Развитие аналитико-синтетической деятельности (9 часов) |
||||
|
23. |
Развитие мышления, сообразительности. Составь картинку |
Учить устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном материале Упражнения: «Что изменилось?», «Составь картинку», «Дорисуй и сосчитай» |
Математика, ИЗО |
21.02 |
|
24. |
Мышление (анализ и синтез). Отгадай слова |
Упражнения: «Отгадай слова», «Нарисуй по памяти», «Запретный номер» |
Математика, чтение, ИЗО |
28.02 |
|
25. |
Мышление. Нахождение общих признаков |
Учить находить сходство и различие в сюжетных картинках Упражнения: «Графический диктант», «Поиск общего» |
Математика, развитие речи, ИЗО |
06.03 |
|
26. |
Мышление. Выделение существенного |
Упражнения: «Выбери главное», «Найди подходящий», «Шумящие коробочки» |
Математика, развитие речи |
13.03 |
|
27. |
Развитие умения обобщать и сравнивать |
Игры: «Найди лишнюю», «Логические концовки» |
Математика, развитие речи |
20.03 |
|
4-я четверть |
||||
|
28. |
Развитие умения обобщать, преобразовывать |
Учить обобщать в слове выделенные признаки, называть основания классификации Упражнения: «Где чей дом», «Монгольская игра» |
Математика, развитие речи, чтение |
03.04 |
|
29. |
Мышление. Сравнение. Установление закономерностей |
Учить видеть и определять изменения в предъявленном ряду Упражнения: «Делаем вместе», «Найди отличающиеся», «Найди девятый» |
Математика, развитие речи, ИЗО, чтение |
10.04 |
|
30. |
Установление закономерностей |
Учить видеть и определять изменения в предъявленном ряду Упражнения: «Найди фигуры», «Раздели на части», «Кто точнее» |
Математика, развитие речи, чтение |
17.04 |
|
31. |
Развитие умения делать элементарные выводы |
Учить выделять общие свойства предметов, называть обобщенным словом; учить распределять предметы по классам. Игры: «По три в трёх», «Какая фигура следующая?» |
Математика, развитие речи |
24.04 |
|
Раздел VI. Развитие личностно-мотивационной сферы (3 часа) |
||||
|
32. |
Знакомство с понятием «удивление» |
Тренироваться в мимическом выражении различных эмоциональных состояний; развивать способность выражать эмоции на бумаге. «Послушай, подумай и попробуй изобразить» |
Развитие речи |
08.05 |
|
33. |
Знакомство с понятиями «стыд», «вина» |
Учить говорить о своем эмоциональном состоянии; закреплять способность выражать эмоции на бумаге «Как вы думаете, почему?» Игра «Подарки» |
Развитие речи, чтение |
15.05 |
|
34. |
Когда я бываю Незнайкой |
«Маршрут преодоления». Игра «Альпинисты» |
Развитие речи |
22.05 |
|
Раздел VII. Итоговое занятие (1 час) |
||||
|
35. |
Комплексное занятие |
Игра «В поисках клада» |
Развитие речи, ИЗО, русский язык |
29.05 |
|
ИТОГО |
35 часов |
|
|
|
Планируемы результаты освоения курса программы
1. сравнивать предметы по различным свойствам;
2. классифицировать предметы, геометрические фигуры и тела;
3. определять предметы на ощупь;
4. обобщать в слове выделенные признаки, называть основания классификации;
5. различать дополнительные цвета, подбирать нужный цвет, называть цвета радуги;
6. ориентироваться в пространстве относительного другого предмета;
7. находить сходство и различие в сюжетных картинках;
8. правильно складывать картинку по памяти;
9. видеть и определять изменения в предъявленном ряду;
10. различать части суток;
11. определять временные промежутки в связи с наполнением их конкретной деятельностью;
12. видеть и определять закономерности в расположении материала;
13. выделять в явлении разные стороны и особенности, мысленно расчленять объект на составные элементы;
14. устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном материале;
15. пользоваться словами разной степени сложности, обосновывать свои суждения с опорой на наглядный материал;
16. штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за их контур.
Учебно-методическое и материально–техническое
обеспечение образовательной деятельности
по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические и технические средства обучения:
Список литературы
1. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекция психического развития младших
школьников на начальных этапах обучения // Вопросы психологии. - № 1.-1991.
2. Адилова М. Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического
развития младшего школьного возраста// Дефектология. - № 4 - 1988.
3. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в
1-4 классах вспомогательной школы,- М.: Просвещение, 1991.
4. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста,- М.: ТЦ Сфера, 2002..
5. Вайяяан Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей,- М.: Аграф, 1997.
6. Вербовская Е. В., Большее А. С., Лебедев Ю. А., Силкин Ю. Р., Филлипова Л. В.
Психомоторное и эмоциональное развитие шестилетнего ребенка средствами
выразительного движения,- М.: Н. Новгород, 2001.
7. Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. -М.:
Школа- Пресс, 1994.
8. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти тт. Т.5. Основы дефектологии / Под
ред. Т. А. Власовой. - М.: Просвещение, 1983.
9. Горбачева Л. С. Роль игры в формировании пространственных представлений у
младших школьников вспомогательной школы // Дефектология. -№ 3. -1991.
10. Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и
адаптирующие игры. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.
11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. /
Под ред. Л. А. Венгера,- М.: Просвещение, 1978.
12. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучение дошкольников с
отклонениями в развитии. - М.: «Владос», 2001.
13. Катаева А. А., Ким С. Г. Восприятие и обобщение величин у умственно отсталых
дошкольников // Дефектология. - № 6,-1976.
14. Коваль В. В. Коррекционные игры во вспомогательной школе // Дефектология. -
№ 5,- 1991.
15. Левашова С. А. Психологи подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. -
Ярославль, 2002.
16. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. - М.: Аркги, 2001.
17. Метиева Л.А., Удалова Э.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в
развитии. Сборник игр и упражнений.Москва, 2007.
18. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой
психического развития. - М.; Владос, 2003.
19. Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и
младших школьников. - М.: «Школьная пресса», 2004.
20. Сековец Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию
детей дошкольного возраста с нарушением зрения.-Н. Новгород: Издатель Ю. А.
Николаев, 2001.
21. Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-
7 лет. - М.: Аркги, 2002.
22. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. - М.: ACT Астрель, 2002.
23. Фомина Л. В. Сенсорное развитие. Программа для детей (4) 5-6 лет. - М.:
Сфера, 2001.
24. «Я, ты, мы». Программа по социально-эмоциональному развитию детей
|
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания педсовета МБОУ Задоно-Кагальницкая СОШ от 27.08.2019 г. № 1
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________/Коломеец М.А./ 28.08.2019 г.
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.