МКУ «Мирнинское районное управление образования»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№5» п.Айхал, Мирниского района, республики Саха (Якутия)
Рассмотрено на Согласовано Утверждаю
заседании МО
протокол № ___ Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ№5»
«___»_________2019 г. _____/____________________/ ___________Н.А. Плотникова
«____»______________ 2019 г. Приказ № __от
АДАПТИРОВАННААЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Березенцевой Ольги Дмитриевны
по БИОЛОГИИ, 9 класс
(предмет, класс, направление деятельности, название программы)
с детьми с ОВЗ (вариант 7.2.)
Срок реализации данной программы: 2019 - 2020 учебный год
2019– 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, в соответствии с программой. Авторы учебника «Биология. Общие закономерности» 9 класс Захаров В.Б., Сивоглазов В.И., Мамонтов С.Г., Агафонов И.Б. – серия: Навигатор, Москва «Дрофа», 2018 г.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В календарно – тематическое планирование программы включена колонка «Приёмы и методы работы с детьми с ОВЗ», в которой отражена индивидуальная работа.
Отличительная черта современности – возрастание интереса к человеку как предмету познания. В 9 классе учащиеся получают знания об основных законах жизни на всех уровнях её организации, знакомятся с современными достижениями в области биологии, осознают место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. В курсе также проходятся основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены самонаблюдения, лабораторные и практические работы, предусмотренные программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Количество лабораторных и практических работ, самонаблюдений соответствует программному.
По окончании изучения каждой темы планируется повторение и обобщение материала.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (70 часов в год).
В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени — 3 часа
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
«Биология. Общие закономерности» 9 класс Захаров В.Б., Сивоглазов В.И., Мамонтов С.Г., Агафонов И.Б. – серия: Навигатор, Москва «Дрофа», 2018 г.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Целью биологического образования в основной школе является формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии – эволюции и системной организации живой природы – на стадии их формирования.
Основные задачи курса:
· Выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
· Аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
· Осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определённой систематической группе;
· Раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, роль биологических объектов в природе и жизни человека, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
· Объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
· Объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособлений, процесс видообразования;
· Различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
· Сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
· Устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
· Использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
· Знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
· Описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и животных, ухода за ними в агроценозах;
· Находить в учебной, научно – популярной литературе, интернет – ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
· Знать и соблюдать правила поведения в кабинете;
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ №1897 от 17.12.2010 года Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта»
3. Сан Пин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный номер 19993)
4.Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта. Биология 5-9 классы;
5. Приказ №253 от 31.03.14. Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федеральных рекомендуемых перечней учебников к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
6.Учебный план МБОУ «СОШ№5»
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа учебного курса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ №1897 от 17.12.2010 года Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта»); на основе программы авторского коллектива под руководством В.И. Сивоглазова рассчитанной на 70 часов (по 2 урока в неделю 9 класс); в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: «Биология. Общие закономерности» 9 класс Захаров В.Б., Сивоглазов В.И., Мамонтов С.Г., Агафонов И.Б. – серия: Навигатор, Москва «Дрофа», 2018 г.
Обоснование выбора примерной программы:
Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта по биологии (Приказ №1897 от 17.12.2010 года Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта»), примерной программы основного общего образования по биологии, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным целям МБОУ «СОШ№5» п. Айхал; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Издание данного учебника «Биология. Общие закономерности» 9 класс Захаров В.Б., Сивоглазов В.И., Мамонтов С.Г., Агафонов И.Б. – серия: Навигатор, Москва «Дрофа», 2018 г. подготовлено в соответствии ФГОС основного общего образования и освещает вопросы разделов биологии 9 класса.. Главное преимущество использования учебников «Дрофа» – это возможность достижения высокой степени индивидуализации обучения на основе работы в новой информационно–образовательной среде направленной на реализацию требований ФГОС по формированию универсальных учебных действий, необходимых для продолжения образования и активной адаптации к социальной и природной среде.
Практическая часть рабочей программы
Перечень лабораторных и контрольных работ
|
Наименование раздела или темы |
Всего часов |
Из них количество |
||
|
Лабораторных работ |
Контрольные работы |
|||
|
9 класс. Биология. Биологические закономерности. |
|
|
|
|
|
Введение |
2 |
|||
|
Структурная организация живых организмов |
11 |
1 |
1 |
|
|
Размножение и индивидуальное развитие организмов |
5 |
1 |
||
|
Наследственность и изменчивость организмов |
14 |
1 |
1 |
|
|
Эволюция живого мира |
23 |
1 |
2 |
|
|
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии |
12 |
1 |
||
|
Повторение |
3 |
|||
|
ИТОГО |
70 |
3 |
6 |
|
Лабораторные работы
|
№ |
Номер урока |
Тема урока, название лабораторной работы |
|
1 |
12 |
Лабораторная работа №1 «Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах» |
|
2 |
28 |
Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организмов» |
|
3 |
46 |
Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» |
Формы организации образовательного процесса:
Формы обучения позволяют раскрыть разделы, темы курса, применить взаимосвязанные учебные умения и навыки на практике. Они позволяют сформировать у обучающихся системные знания и личностные качества, мировоззрение. Система форм обучения включает в себя коллективные, групповые и индивидуальные занятия, в ходе которых организована коллективная и индивидуальная деятельность учащихся. Реализация учебной программы планируется в ходе проведения таких типов урока, как: урок изучения нового материала, комбинированный, контрольнообобщающий урок, урок- практикум.
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, лабораторная работа, урок контроля.
Групповые формы: групповая работа на уроке, работа в парах, групповые творческие задания, индивидуальная работа
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, индивидуальные задания для детей с ОВЗ
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение лабораторных работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения:
Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)
Виды и формы контроля:
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые
тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты
по лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов,
моделирование процессов и объектов).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Регулятивные УУД:
5–9-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
5–9-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
5–9-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Предметные результаты обучения в основной школе включат освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В результате изучения биологии в 9 классе ученик должен
знать/понимать
1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
3. понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
4. характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
5. применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
6. владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять закономерности);
7. ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе;
уметь
1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах опасные для человека растения и животные;
4. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;
5. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
6. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
7. создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
8. работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельности, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы;
Содержание КУРСА «БИОЛОГИЯ. Общие закономерности»
Введение - Биология как наука - 2 ч.
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно - научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.
Структурная организация живых организмов – 11 ч.
Химические элементы в составе живых организмов; биополимеры; универсальность биополимеров. Углеводы. Липиды. Состав и строение углеводов; моно-, ди- и полисахариды; функции углеводов. Строение белков; первичная структура; образование вторичной, третичной, четвертичной структуры белка; денатурация белка; простые и сложные белки. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеотида; строение ДНК; строение РНК; функции РНК. АТФ и другие органические соединения клетки. Витамины. Ферменты и их функция в организме. Строение вирусов; жизнедеятельность вирусов. История изучения клетки; положения клеточной теории. Строение и функции наружной мембраны; проникновение веществ в клетку. Строение и функции ядра; хромосомный набор клетки; ядрышко. Строение клетки. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Ассимиляция; диссимиляция; метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Неполное кислородное расщепление; гликолиз; клеточное дыхание. Питание клетки. Фотосинтез и хемосинтез.Гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Генетический код; транскрипция; т-РНК; Трансляция. Деление клетки. Митоз.
Размножение и индивидуальное развитие организма – 5 ч.
Раскрыть сущность деления клетки. Бесполое размножение организмов. Половое размножение организмов. Развитие половых клеток; строение сперматозоида; строение яйцеклетки; мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Раскрыть сущность понятия оплодотворения. Эмбриональный период; постэмбриональный период; биогенетический закон.
Наследственность и изменчивость организмов – 14 ч.
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.
Гибридологический метод; единообразие гибридов первого поколения; цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Генные; или точечные; мутации; хромосомные мутации; геномные мутации; причины мутаций; Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Селекция; центры происхождения культурных растений; закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Основные методы селекции, животных и микроорганизмов.
Эволюция живого мира на Земле – 23 ч.
Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин. Изменчивость организмов. Ненаследственная изменчивость; наследственная (генетическая изменчивость); генофонд популяций. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. Типы изоляции. Видообразование. Что такое вид; географическое видообразование; полиплоидизация. Макроэволюция. Становление и развитие крупных таксономических групп; ископаемые останки. Основные закономерности эволюции. Параллелизм; конвергенция; гомология и аналогия; дивергенция; главные линии эволюции. Гипотезы возникновения жизни. Креационизм; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии. Основные этапы развития жизни на Земле. ра древней жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое. Образование планеты Земля; основные этапы формирования жизни на Земле; наука палеонтология. Животный и растительный мир протерозойской эры; животный и растительный мир палеозойской эры. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Животный и растительный мир мезозойской эры. Животный и растительный мир кайнозойской эры.
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии – 12 ч.
Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Видовое разнообразие. Пирамиды численности и биомассы. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы. Среда жизни. Понятие биосферы; жизненные среды. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Экологические факторы. Температура; влажность; вторичные климатические факторы; антропогенные Адаптация организмов к различным условиям существования. Зависимость строения и образа жизни организмов от среды обитания; ритмы жизни. Типы биотических взаимоотношений. Антропогенное воздействие на биосферу. Рациональное пользование природными ресурсами.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебник Биология. Общие закономерности. 9 класс.
Авторы: Захаров В.Б., Сивоглазов В.И., Мамонтов С.Г., Агафонов И.Б.
70 часов ( 2 часа в неделю)
|
№ урока |
Дата урока (по плану) |
Дата урока (по факту) |
Тема урока |
Тип урока |
Содержание урока, формируемые понятия. |
Образовательные результаты, деятельность учащихся |
Формы диагностики и контроля |
Домашнее задание |
Приёмы и методы работы с детьми с ОВЗ |
|
|
Предметные умения |
Метапредметные УУД |
|||||||||
|
Введение – 2 часа |
|
|||||||||
|
1 |
2-7.09 |
|
Многообразие живого мира. Уровни организации живой природы. |
Урок ознакомления с новым материалом |
Уровни организации живой материи: молекулярный, субъклеточный, клеточный, органо – тканевый, организменный, популяционно – видовой, экосистемный, биосферный. Научные дисциплины, занимающиеся изучением процессов жизнедеятельности. |
Объяснять причины многообразия живого мира Характеризовать уровни организации живой природы Описывать научные дисциплины Использовать различные источники информации для подготовки проектов |
Познавательные УУД – *анализирован, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; *строить логические рассуждения, делать выводы; *устанавливать причинно – следственные связи; *умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; *смысловое чтение; *находить и формулировать по результатам наблюдений и исследований зависимости и закономерности; Регулятивные УУД – *самостоятельное определение темы, целей урока; *формирование проблемных ситуаций; *поиск средств достижения целей; *исправление ошибок самостоятельно; *владение основами самооценки, принятия решений; Коммуникативные УУД - *организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; *работа в группах, в парах, индивидуально; *умение осознано использовать речевые средства; *развитие компетентностей в области использования ИКТ; *способность выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; |
Работа с понятийным аппаратом |
Глава 1 |
Объяснения учителя с индивидуальным подходом |
|
2 |
2-7.09 |
|
Основные свойства живых организмов. |
Комбинированный урок |
Жизнь. Обмен веществ. Процессы синтеза и распада. «Открытая система». Размножение. Наследственность. Изменчивость. Развитие. |
Характеризовать основные свойства живых организмов Находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их; Проводить самонаблюдения Анализировать и делать выводы по результатам самонаблюдения Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений |
Наблюдения |
Глава 1 |
Индивидуальная карточка |
|
|
Структурная организация живых организмов – 11 ч. |
||||||||||
|
3 |
9-14.09 |
|
Неорганические вещества, входящие в состав клетки |
Урок ознакомления с новым материалом |
Макроэлементы. Микроэлементы. Ультромикроэлементы. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Буферная система. |
Характеризовать макроэлемента, микроэлементы, ультромикроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества; Объяснять химические свойства и биологическую роль воды; Роль катионов и анионов в обеспечение процессов жизнедеятельности; |
Познавательные УУД – *анализирован, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; *строить логические рассуждения, делать выводы; *устанавливать причинно – следственные связи; *умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; *смысловое чтение; *находить и формулировать по результатам наблюдений и исследований зависимости и закономерности; Регулятивные УУД – *самостоятельное определение темы, целей урока; *формирование проблемных ситуаций; *поиск средств достижения целей; *исправление ошибок самостоятельно; *владение основами самооценки, принятия решений; Коммуникативные УУД - *организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; *работа в группах, в парах, индивидуально; *умение осознано использовать речевые средства; *развитие компетентностей в области использования ИКТ; *способность выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; |
Устная работа |
№1 |
Письменный ответ на вопросы |
|
4 |
9-14.09 |
|
Органические вещества, входящие в состав клетки. |
Комбинированный урок |
Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. Биополимеры, мономеры. Функции органических веществ. |
Объяснять принципы структурной организации белков, жиров, углеводов, НК; Называть функции органических веществ; |
Фронтальная работа |
№2 |
Беседа индивидуальная |
|
|
5 |
16-21.09 |
|
Пластический обмен. Биосинтез белков. |
Комбинированный урок |
Автотрофы. Гетеротрофы. Фототрофы. Хемотрофы. Фотосинтез его световая и темновая фазы. Генетический код. Триплет. Кодон и антикодон. Транскрипция и трансляция. |
Классифицировать группы организмов; Характеризовать процессы фотосинтеза и пластического обмена; Раскрыть суть генетического кода; |
Работа с понятийным аппаратом |
№3 |
Работа со схемой |
|
|
6 |
16-21.09 |
|
Энергетический обмен. Способы питания. |
Комбинированный урок |
АТФ. Макроэргическая связь. Бескислородное и кислородное расщепление. Гликолиз. Клеточное дыхание. |
Описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке; Характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение; Сравнивать этапы энергетического обмена; |
Мини - тест |
№4 |
Индивидуальная карточка |
|
|
7 |
23-28.09 |
|
Прокариотическая клетка. |
Урок ознакомления с новым материалом |
Прокариоты. Строение , формы, размножение, питание, выделение, движение, дыхание бактерий |
Описывать строение прокариотической клетки, генетический аппарат у бактерий; Называть особенности питания, дыхания, выделения, движения бактерий; Сравнивать формы бактерий; Анализировать особенности размножения; Характеризовать метаболизму прокариот; Объяснять роль прокариот в биоценозах; |
Словарная работа |
№5 |
Иллюстративная карточка |
|
|
8 |
23-28.09 |
|
Эукариотическая клетка. Цитоплазма. |
Комбинированный урок |
Эукариоты. Строение: цитоплазма, эндоплазматическая сеть, рибосомы, лизосомы, аппарат Гольджи, митохондрии, хлоропласты, клеточный центр |
Характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма; Сравнивать особенности строения клеток разных царств живых организмов; |
Устная работа |
№6 |
Пересказ пройденного материала |
|
|
9 |
30.09-5.10 |
|
Эукариотическая клетка. Ядро. |
Комбинированный урок |
Эукариоты. Строение: ядро, хромосомы, ДНК, Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом. Гаметы. Органы движения, включения. |
Характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма; Сравнивать особенности строения клеток разных царств живых организмов; Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам; |
Индивидуальная зачётная система |
№7 |
Поэтапное разъяснение задания |
|
|
10 |
30.09-5.10 |
|
Деление клеток. |
Комбинированный урок |
Митоз. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Профаза. Метафаза. Анафаза. Телофаза. Редупликация. Хроматиды. Центромера. Веретено деления. |
Определять биологический смысл митоза; Объяснять стадии митотического цикла и события, происходящие в клетке на каждой из них; Уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты; Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками; |
Наблюдения |
№8 |
Работа со схемой |
|
|
11 |
7-12.10 |
|
Клеточная теория строения организмов. Вирусы. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Клеточная теория и ее положения. Микроскоп. Вирус и его строение, размножение. Бактериофаг. |
Перечислять основные положения клеточной теории; Раскрывать суть каждого положения клеточной теории; Объяснять строение вируса, его значение в природе; Сравнивать строение вируса с представителями других царств; |
Самооценка |
№9 |
Объяснения с индивидуальным подходом |
|
|
12 |
7-12.10 |
|
Лабораторная работа №1 «Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах» |
Урок практикум (Лабораторная работа) |
Правила работы с микроскопом. Растительные ткани. Животные ткани. Митоз в корешке лука. |
Изучать строение тканей растений и животных; Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками; Формулировать выводы при изучении тканей организмов; Сравнивать строение растительных и животных клеток; |
Анализ лабораторной работы |
Повт. №1-№9 |
Наблюдения |
|
|
13 |
14-19.10 |
|
Контрольная работа по теме: «Структурная организация живых организмов» |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Уровни организации живого. Свойства живых организмов. Вещества клетки. Метаболизм клеток. Прокариоты. Эукариоты. Вирусы. Клеточная теория. |
Характеризовать процессы изученные в теме; Называть и объяснять понятия темы; Классифицировать изученные виды клеток; Сравнивать клетки разных царств природы; Объяснять строение и функции органоидов клеток; |
Контрольная работа в тестовой форме |
Повторить понятия темы |
Контрольная работа в тестовой форме в упрощенном варианте |
|
|
Размножение и индивидуальное развитие организмов – 5ч. |
||||||||||
|
14 |
14-19.10 |
|
Бесполое размножение. |
Урок ознакомления с новым материалом |
Бесполое размножение. Почкование. Деление. Споры. Вегетативное размножение. |
Характеризовать многообразие форм бесполого размножения и группы организмов, для которых они характерны; Раскрывать суть способов бесполого размножения; Приводить примеры из разных типов организмов; Аргументировать биологическое значение бесполого размножения; |
Познавательные УУД – *анализирован, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; *строить логические рассуждения, делать выводы; *устанавливать причинно – следственные связи; *умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; *смысловое чтение; *находить и формулировать по результатам наблюдений и исследований зависимости и закономерности; Регулятивные УУД – *самостоятельное определение темы, целей урока; *формирование проблемных ситуаций; *поиск средств достижения целей; *исправление ошибок самостоятельно; *владение основами самооценки, принятия решений; Коммуникативные УУД - *организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; *работа в группах, в парах, индивидуально; *умение осознано использовать речевые средства; *развитие компетентностей в области использования ИКТ; *способность выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; |
Работа с понятийным аппаратом |
№10 |
|
|
15 |
21-26.10 |
|
Половое размножение. Развитие половых клеток. |
Комбинированный урок |
Гаметы. Гермафродиты. Семенники. Яичники. Сперматозоиды. Яйцеклетки. Периоды размножения, роста, созревания, формирования. Мейоз: мейоз1, мейоз2, конъюгация, кроссинговер. |
Формулировать сущность полового размножения и его биологическое значение; Объяснять процессы гаметогенеза, мейоза, оплодотворения; Сравнивать бесполое и половое размножение; |
Устная работа |
№11 |
|
|
|
16 |
21-26.10 |
|
Эмбриональный период развития. |
Комбинированный урок |
Онтогенез. Эмбриональный период. Дробление. Бластомеры. Бластула. Гаструла. Эктодерма. Энтодерма. Мезодерма. Нейрула. Органогенез. |
Характеризовать индивидуальное развитие организма, образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенезе многоклеточных; Описывать этапы эмбрионального развития: дробление, гаструляция, органогенез; Обобщать и делать выводы по изученному материалу; |
Работа с понятийным аппаратом |
№12 |
|
|
|
17 |
28.10-2.11 |
|
Постэмбриональный период развития. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Постэмбриональный период. Прямое и непрямое развитие. Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. Филогенез. |
Характеризовать формы постэмбрионального периода развития: прямое и непрямое развитие, развитие с полным и неполным превращением; Раскрыть суть биогенетического закона Э. Геккеля и К. Мюллера; Различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном превращении; |
Фронтальная работа |
№13 |
|
|
|
18 |
28.10-2.11 |
|
Контрольная работа по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организма» |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Бесполое и половое размножение. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов |
Характеризовать процессы изученные в теме; Называть и объяснять понятия темы; Классифицировать способы бесполого и полового размножения; Сравнивать виды развитий; Объяснять индивидуальное развитие организмов; |
Контрольная работа в тестовой форме |
|
Контрольная работа в тестовой форме в упрощенном варианте |
|
|
Наследственность и изменчивость организмов – 14 ч. |
||||||||||
|
19 |
11-16.11 |
|
Основные понятия генетики. |
Урок ознакомления с новым материалом |
Генетика. Ген. Генотип. Фенотип. Наследование. Наследственность. Изменчивость. Доминантный ген. Рецессивный ген. Гомозиготный признак. Гетерозиготный признак. Чистая линяя. Аллельные гены. |
Формулировать и использовать понятия «ген», «доминантный ген», «рецессивный ген», «генотип», «фенотип» и др.; Составлять генотипы и фенотипы организмов и записывать их гаметы; Сравнивать суть генетических понятий; |
Познавательные УУД – *анализирован, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; *строить логические рассуждения, делать выводы; *устанавливать причинно – следственные связи; *умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; *смысловое чтение; *находить и формулировать по результатам наблюдений и исследований зависимости и закономерности; Регулятивные УУД – *самостоятельное определение темы, целей урока; *формирование проблемных ситуаций; *поиск средств достижения целей; *исправление ошибок самостоятельно; *владение основами самооценки, принятия решений; Коммуникативные УУД - *организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; *работа в группах, в парах, индивидуально; *умение осознано использовать речевые средства; *развитие компетентностей в области использования ИКТ; *способность выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; |
Работа с понятийным аппаратом |
№14 |
|
|
20 |
11-16.11 |
|
Гибридологический метод изучения наследования признаков. |
Комбинированный урок |
Моногибридное скрещивание. Гибридологический метод. Грегор Мендель. Чистые линии. |
Объяснять сущность гибридологического метода изучения наследственности; Уметь использовать при решении задач генетическую символику; Описывать биографию Г. Менделя; |
Индивидуальная зачётная работа |
№15 |
|
|
|
21 |
18-23.11 |
|
Первый закон Менделя. |
Комбинированный урок |
Правило единообразия гибридов первого поколения. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании |
Формулировать и объяснять законы Менделя; Характеризовать цитологические основы наследственности Г. Менделя, основные положения хромосомной теории наследственности; |
Устная работа |
№16 |
|
|
|
22 |
18-23.11 |
|
Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет. |
Комбинированный урок |
Правило расщепления. Закон чистоты гамет. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. |
Формулировать и объяснять законы Менделя; Характеризовать цитологические основы наследственности Г. Менделя, основные положения хромосомной теории наследственности; Раскрыть суть анализирующего скрещивания и формулировать выводы о различных видах доминирования; |
Мини - тест |
№17 |
|
|
|
23 |
25-30.11 |
|
Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание. |
Комбинированный урок |
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Решетка Пеннета. |
Формулировать и объяснять законы Менделя; Характеризовать цитологические основы наследственности Г. Менделя, основные положения хромосомной теории наследственности; Сравнивать моногибридное и дигибридное скрещивание; Строить схемы скрещивания при независимом наследовании; |
Фронтальный опрос |
№18 |
|
|
|
24 |
25-30.11 |
|
Сцепленное наследование генов. |
Комбинированный урок |
Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Группа сцепления. Конъюгация. Кроссинговер. Локус гена. |
Характеризовать сцепленное наследование генов; Формулировать и объяснять законы Моргана; Объяснять суть кроссинговера и конъюгации; Строить схемы скрещивания при сцепленном наследовании; |
Самооценка |
№19 |
|
|
|
25 |
1-7.12 |
|
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. |
Комбинированный урок |
Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом. Дальтонизм, Гемофилия. |
Раскрывать сущность генетического определения пола у растений и животных; Характеризовать природу наследственна заболеваний; Строить схемы при наследовании признаков сцепленных с полом; Различать типы хромосом, наборы хромосом; |
Самостоятельная работа |
№20 |
|
|
|
26 |
1-7.12 |
|
Наследственная (генотипическая) изменчивость |
Урок ознакомления с новым материалом |
Наследственная, мутационная, генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость. Генные, хромосомные, геномные мутации. Дупликация, инверсия, делеция, утрата, полиплоидия, гетероплоидия. |
Характеризовать виды изменчивости; Распознавать комбинативную и мутационную изменчивость; Классифицировать виды мутационном изменчивости, уметь их различать; |
Работа с понятийным аппаратом |
№21 |
|
|
|
27 |
9-14.12 |
|
Ненаследственная (фенотипическая) изменчивость |
|
Ненаследственная, модификационная, фенотипическая изменчивость. Норма реакции. |
Описывать ненаследственную изменчивость; Находить и приводить примеры из жизни организмов ненаследственной изменчивости; Объяснять суть нормы реакции; Называть свойства ненаследственной изменчивости; |
Фронтальный опрос |
№22 |
|
|
|
28 |
9-14.12 |
|
Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организмов» |
Урок практикум (Лабораторная работа) |
Ненаследственная, модификационная, фенотипическая изменчивость. Норма реакции. |
Использовать гербарии, живые растения для выявления изменчивости; Выполнять вычисления по выявлению колебания признака; Формулировать выводы по изменчивости признаков организмов; |
Анализ лабораторной работы |
Повторить №14-22 |
|
|
|
29 |
16-21.12 |
|
Контрольная работа по теме: «Наследственность и изменчивость организмов» |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Понятия генетики. Гибридологический метод. 1,2,3 законы Менделя. Закон Т. Моргана. Генетика пола. Сцепленное наследование. Наследственная и ненаследственная изменчивость. |
Характеризовать процессы изученные в теме; Называть и объяснять понятия темы; Классифицировать и сравнивать виды изменчивости Приводить примеры разных видов изменчивости; |
Контрольная работа в тестовой форме |
Повторить понятия темы |
Контрольная работа в тестовой форме в упрощенном варианте |
|
|
30 |
16-21.12 |
|
Центры многообразия и происхождения культурных растений |
Урок ознакомления с новым материалом |
Селекция. Центы многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. |
Знать понятия селекция, сорт, порода, штамм; Характеризовать центры многообразия и происхождения культурных растений; Анализировать закон гомологических рядов наследственной изменчивости; |
Познавательные УУД – *анализирован, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; *строить логические рассуждения, делать выводы; *устанавливать причинно – следственные связи; *умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; *смысловое чтение; *находить и формулировать по результатам наблюдений и исследований зависимости и закономерности; Регулятивные УУД – *самостоятельное определение темы, целей урока; *формирование проблемных ситуаций; *поиск средств достижения целей; *исправление ошибок самостоятельно; *владение основами самооценки, принятия решений; Коммуникативные УУД - *организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; *работа в группах, в парах, индивидуально; *умение осознано использовать речевые средства; *развитие компетентностей в области использования ИКТ; *способность выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; |
Наблюдения |
№23 |
Работа с таблицей по заполнению |
|
31 |
23-28.12 |
|
Селекция растений и животных. |
Комбинированный урок |
Гибридизация. Массовый отбор. Индивидуальный отбор. Чистые линии. Близкородственные скрещивания. Гетерозис. Межвидовая гибридизация. Искусственный мутагенез. |
Объяснять методы селекции; Раскрывать смысл и значение явлений гетерозиса, полиплоидии, гибридизации, мутагенеза; Пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (кошек, собак, аквариумных рыбок, кур и тд); Формулировать выводы о способах получения новых пород животных, сортов растений; |
Работа с понятийным аппаратом |
№24 |
Последовательное выполнение заданий под контролем |
|
|
32 |
23-28.12 |
|
Селекция микроорганизмов. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Биотехнология. Антибиотики. Штамм микроорганизмов. |
Характеризовать способы селекции микроорганизмов; Формулировать выводы о способах получения новых штаммов микроорганизмов; |
Устная работа |
№25 |
Творческое самовыражение исследования |
|
|
Эволюция живого мира на Земле – 23 ч. |
||||||||||
|
33 |
13-18.01 |
|
Становление систематики |
Урок ознакомления с новым материалом |
Систематика. Эволюция. К. Линней. Система органической природы. Принцип иерархии (соподчиненности). Вклад в биологию и ошибки К.Линнея |
Описывать представления естествоиспытателей додарвиновской эпохи о сущности живой природы; Объяснять взгляды К. Линнея на систему живой природы, ее позитивные и ошибочные черты; Раскрывать суть принципа иерархии в биологии;
|
Познавательные УУД – *анализирован, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; *строить логические рассуждения, делать выводы; *устанавливать причинно – следственные связи; *умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; *смысловое чтение; *находить и формулировать по результатам наблюдений и исследований зависимости и закономерности; Регулятивные УУД – *самостоятельное определение темы, целей урока; *формирование проблемных ситуаций; *поиск средств достижения целей; *исправление ошибок самостоятельно; *владение основами самооценки, принятия решений; Коммуникативные УУД - *организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; *работа в группах, в парах, индивидуально; *умение осознано использовать речевые средства; *развитие компетентностей в области использования ИКТ; *способность выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; |
Самооценка |
№26 |
Объяснение с индивидуальным подходом |
|
34 |
13-18.01 |
|
Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка |
Комбинированный урок |
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Вклад в биологию и ошибки Ж.Б. Ламарка. |
Объяснять основные положения эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, её позитивные и ошибочные черты; Определять новые положения в сравнении с эволюционной системой К.Линнея; Оценивать значение Эволюционной теории Ж.Б. Ламарка для развития биологии; |
Фронтальный опрос |
№27 |
Работа с таблицей по заполнению |
|
|
35 |
20-25.01 |
|
Научные и социально – экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина |
Комбинированный урок |
Ж. Кювье (сравнительная анатомия, палеонтология, эмбриология), К.Бэр( эмбриология), Ч. Лайель (геология), |
Описывать представления естествоиспытателей додарвиновской эпохи о сущности живой природы; Формулировать выводы о связи открытий 19 века в различных научных областях с эволюцией живой природы; Характеризовать предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина; |
Самостоятельная работа |
№28 |
Работа с учебной литературой, индивидуальный контроль |
|
|
36 |
20-25.01 |
|
Учения Ч. Дарвина об искусственном отборе |
Комбинированный урок |
Ч. Дарвин – основоположник теории эволюции, Экспедиционные материалы, Искусственный отбор. Наследственная изменчивость. |
Характеризовать учение Ч.Дарвина об искусственном отборе; Использовать экспедиционный материал Ч.Дарвина, как доказательства эволюции; Объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, движущие силы эволюции, результаты эволюции) |
Устная работа |
№29 |
Поэтапное выполнение задания |
|
|
37 |
27.01-1.02 |
|
Учение Ч. Дарвина об естественном отборе |
Комбинированный урок |
Движущие силы эволюции. Естественный отбор. Борьба за существование. Внутривидовая борьба. Межвидовая борьба. Борьба с неблагоприятными условиями. |
Характеризовать учение Ч.Дарвина об естественном отборе; Использовать экспедиционный материал Ч.Дарвина, как доказательства эволюции; Объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, движущие силы эволюции, результаты эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина)
|
Работа с понятийным аппаратом |
№30 |
Работа со схемой – индивидуальный контороль |
|
|
38 |
27.01-1.02 |
|
Вид, его критерии и структура. |
Комбинированный урок |
Биологический вид. Критерии вида ( морфологический, генетический, исторический, физиологический, биохимический, экологический, географический)Популяция. |
Дать определения понятиям «вид» и «популяция»; Анализировать каждый критерий, приводить примеры из живой природы; Раскрыть суть популяции в сравнении с видом; |
Самооценка |
№31 |
Индивидуальная карточка |
|
|
39 |
3-8.02 |
|
Элементарные эволюционные факторы. |
Комбинированный урок |
Генофонд. Мутации. Генетическое равновесие. Дрейф генов. Популяционная генетика. |
Объяснять действие элементарных эволюционных факторов; Анализировать и делать выводы по изученному материалу; Уметь работать с текстом параграфа, составлять план, выписывать тезисы; |
Работа с понятийным аппаратом |
№32 |
Письменный ответ на вопрос |
|
|
40 |
3-8.02 |
|
Формы естественного отбора. |
Комбинированный урок |
Естественный отбор. Движущий отбор. Стабилизирующий отбор. Половой отбор. |
Давать оценку естественному отбору как результату борьбы за существование; Сравнивать формы естественного отбора между собой; Определять формы естественного отбора у различных организмов; |
Мини - тест |
№33 |
Творческое самовыражение исследования |
|
|
41 |
10-15.02 |
|
Главные направления эволюции. |
Комбинированный урок |
Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Биологические прогресс и регресс. |
Характеризовать направления эволюции; Находить примеры из живой природы, которые доказывают направления эволюции; Описывать пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию; |
Фронтальный опрос |
№34 |
Работа с таблицей по заполнению |
|
|
42 |
10-15.02 |
|
Типы эволюционных изменений |
Комбинированный урок |
Параллелизм, конвергенция, дивергенция. Гомология и аналогия. |
Характеризовать основные закономерности эволюции: дивергенцию, конвергенцию и параллелизм; Приводить примеры гомологичных и аналогичных органов; Формулировать выводы о механизмах эволюционных изменениях; |
Наблюдения |
№35 |
Наблюдения – индивидуальный контроль |
|
|
43 |
17-22.02 |
|
Приспособительные особенности строения и поведения животных. |
Урок ознакомления с новым материалом |
Покровительственная окраска, предупреждающая окраска, мимикрия, маскировка, позы замирания и угрожающая, форма тела. Относительный характер приспособлений. |
Характеризовать типы приспособлений у живых организмов к условиям окружающей среды и их значение для выживания; Объяснять относительный характер приспособлений; Определять особенности приспособительного поведения; Приводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов и поведения живых организмов; |
Наблюдения |
№36 |
Творческое самовыражение исследования |
|
|
44 |
17-22.02 |
|
Забота о потомстве. |
Комбинированный урок |
Забота о потомстве. Большое количество потомства. |
Объяснять значение заботы о потомстве или большого количества потомства для выживания; Использовать при изучении нового материала примеры из своего жизненного опыта; Анализировать биологическую информацию, содержащуюся в средствах массовой информации; |
Мини - тест |
№37 |
Индивидуальная карточка |
|
|
45 |
24-29.02 |
|
Физиологические адаптации |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Физиологические адаптации, приспособительное поведение. Особенности процессов жизнедеятельности. Миоглобин. Ультразвук. |
Готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе информации из учебника и дополнительных источников; Использовать научную литературу для нахождения доказательств физиологических доказательств у живых организмов; |
Наблюдения |
№38 |
Наблюдения – индивидуальный контроль |
|
|
46 |
24-29.02 |
|
Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» |
Урок практикум (Лабораторная работа) |
Покровительственная окраска, предупреждающая окраска, мимикрия, маскировка, позы замирания и угрожающая, форма тела. Относительный характер приспособлений |
Использовать гербарии растений, коллекции насекомых для выявления приспособлений у организмов к среде обитания; Определять признаки относящиеся к приспособлениям; Формулировать выводы по приспособленности признаков организмов; |
Анализ лабораторной работы |
Повторить №26-№38 |
Наблюдения и анализ |
|
|
47 |
2-7.03 |
|
Контрольная работа по теме: «Эволюция живого мира на Земле» (1 часть) |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Систематика. Эволюционное учение. Движущие силы эволюции. Направления эволюции. Приспособления организмов к среде обитания. |
Характеризовать процессы изученные в теме; Называть и объяснять понятия темы; Определять направления эволюции, движущие силы эволюции, результаты эволюции, приспособительные особенности организмов; Приводить примеры критерии вида, популяции, борьбы за существования, форм естественного отбора, направлений эволюции, биологического прогресса и регресса, приспособлений; |
Контрольная работа в тестовой форме |
Повторить понятия темы |
Контрольная работа в тестовой форме в упрощенном варианте |
|
|
48 |
2-7.03 |
|
Современные представления о возникновении жизни. |
Урок ознакомления с новым материалом |
Креационизм. Самопроизвольное зарождение. Гипотеза стационарного состояния. Гипотеза панспермии. Гипотеза биохимической эволюции. |
Характеризовать гипотезы возникновения жизни на земле; Аргументировать доказательства «за» и «против» различных гипотез; Развивать свою точку зрения на данную тему; |
Познавательные УУД – *анализирован, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; *строить логические рассуждения, делать выводы; *устанавливать причинно – следственные связи; *умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; *смысловое чтение; *находить и формулировать по результатам наблюдений и исследований зависимости и закономерности; Регулятивные УУД – *самостоятельное определение темы, целей урока; *формирование проблемных ситуаций; *поиск средств достижения целей; *исправление ошибок самостоятельно; *владение основами самооценки, принятия решений; Коммуникативные УУД - *организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; *работа в группах, в парах, индивидуально; *умение осознано использовать речевые средства; *развитие компетентностей в области использования ИКТ; *способность выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; |
Фронтальная работа |
№39 |
Объяснения с индивидуальным подходом |
|
49 |
10-14.03 |
|
Начальные этапы развития жизни. |
Комбинированный урок |
А.И. Опарин. Коацерваты. Пробионты. Гетеротрофы. Автотрофы. Прокариоты. Эукариоты. Архебактерии. |
Объяснять теорию академика А.И. Опарина о происхождении жизни на Земле; Характеризовать химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи; Использовать для описания развития жизни понятий: гетеротрофы, автотрофы, коацерваты, пробионты, прокариоты, эукариоты итд; |
Устная работа |
№40 |
Письменный ответ на вопрос |
|
|
50 |
10-14.03 |
|
Жизнь в архейскую и протерозойскую эры |
Комбинированный урок |
Палеонтология. Архей. Эра, период, эпоха. Гетеротрофы. Автотрофы. Прокариоты. Эукариоты. Архебактерии. Губки. Кишечнополостные. Водоросли. |
Анализировать процессы, происходящие в архейскую и протерозойскую эры; Обосновывать происходящие процессы климатическими условиями; Приводить примеры организмов, живущих в данной эре; Выделять примеры переходных форм, ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций; |
Самооценка |
№41 |
Иллюстративный метод |
|
|
51 |
16-21.03 |
|
Жизнь в палеозойскую эру. |
Комбинированный урок |
Палеозой: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь. Трилобиты, Риниофиты, псилофиты, ихтиостеги, стегоцефалы, кистеперые рыбы. |
Анализировать процессы, происходящие в палеозойскую эру; Обосновывать происходящие процессы климатическими условиями; Приводить примеры организмов, живущих в данной эре; Выделять примеры переходных форм, ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций; |
Наблюдения |
№42 |
Иллюстративный метод |
|
|
52 |
16-21.03 |
|
Жизнь в мезозойскую эру. |
Комбинированный урок |
Триас, юра, мел. Динозавры, сумчатые и плацентарные животные, археоптерикс |
Анализировать процессы, происходящие в мезозойскую эру; Обосновывать происходящие процессы климатическими условиями; Приводить примеры организмов, живущих в данной эре; Выделять примеры переходных форм, ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций; |
Наблюдения |
№43 |
Работа с таблицей по заполнению |
|
|
53 |
30.03-4.04 |
|
Жизнь в кайнозойскую эру. |
Комбинированный урок |
Палеоген, неоген, антропоген. Мамонты, саблезубый тигр |
Анализировать процессы, происходящие в кайнозойскую эру; Обосновывать происходящие процессы климатическими условиями; Приводить примеры организмов, живущих в данной эре; Выделять примеры переходных форм, ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций; |
Мини - тест |
№44 |
Работа с таблицей по заполнению |
|
|
54 |
30.03-4.04 |
|
Происхождение человека. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Австралопитек, человек умелый, питекантроп, неандерталец, кроманьонец. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная |
Характеризовать этапы происхождения человека; Называть места раскопок, признаки описания, объём головного мозга, что умели делать; Сравнивать расы человека; Объяснять механизм образования рас; место человека среди животных и экологические предпосылки происхождения человека; |
Устная работа |
№45 |
Индивидуальная карточка |
|
|
55 |
6-11.04 |
|
Контрольная работа по теме: «Эволюция живого мира на Земле» (2 часть) |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Современные представления о происхождения жизни. Начальные этапы развития жизни. Жизнь в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры. Происхождение человека. |
Характеризовать процессы изученные в теме; Называть и объяснять понятия темы; Раскрывать суть процессов, которые происходили в разные эры; Приводить примеры организмов, живших в разные эры и периоды; |
Контрольная работа в тестовой форме |
Повторить понятия темы |
Контрольная работа в тестовой форме в упрощенном варианте |
|
|
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. – 12 ч. |
||||||||||
|
56 |
6-11.04 |
|
Структура биосферы. |
Урок ознакомления с новым материалом |
Биосфера. Среды обитания: почвенная, организменная, водная, наземно – воздушная. Костное, живое, биокостное, биогенное вещества биосферы. Атмосфера, гидросфера, литосфера, ноосфера. |
Характеризовать биосферу, её основные структуры и их живых организмов; Определять среды обитания и называть организмов, живущих в них; Классифицировать компоненты вещества биосферы и их функции; |
Познавательные УУД – *анализирован, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; *строить логические рассуждения, делать выводы; *устанавливать причинно – следственные связи; *умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; *смысловое чтение; *находить и формулировать по результатам наблюдений и исследований зависимости и закономерности; Регулятивные УУД – *самостоятельное определение темы, целей урока; *формирование проблемных ситуаций; *поиск средств достижения целей; *исправление ошибок самостоятельно; *владение основами самооценки, принятия решений; Коммуникативные УУД - *организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; *работа в группах, в парах, индивидуально; *умение осознано использовать речевые средства; *развитие компетентностей в области использования ИКТ; *способность выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; |
Работа с понятийным аппаратом |
№46 |
Объяснение и индивидуальным подходом |
|
57 |
13-18.04 |
|
Круговорот веществ в природе. |
Комбинированный урок |
Биогеохимический цикл. Круговорот воды, углерода, азота, серы, фосфора в природе. |
Описывать биологические круговороты веществ в природе; Классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах; Формулировать выводы о значимости круговоротов веществ в природе; |
Фронтальный опрос |
№47 |
Наблюдение |
|
|
58 |
13-18.04 |
|
История формирования природных сообществ живых организмов. |
Комбинированный урок |
Факторы формирования сообществ живых организмов – геологическая история материков, изоляция, климатические условия. |
Использовать информацию учебника и презентаций для выделения информации об причин формирования природных сообществ живых организмов; |
Самооценка |
№48 |
Ответ на вопрос |
|
|
59 |
20-24.04 |
|
Биогеоценозы и биоценозы |
Комбинированный урок |
Биогеоценоз, биоценоз. Характеристика БГЦ: биомасса, видовое разнообразие, продуценты, консументы, редуценты, плотность, ярустность, трофические структуры (пищевые сети, цепи) |
Характеризовать и различать экологические системы – биогеоценоз, биоценоз и агроценоз; Использовать для описания экосистем характерные признаки, трофические и тропические структуры; Уметь составлять пищевые цепи; Сравнивать экосистемы разных структур биосферы; |
Работа с понятийным аппаратом |
№49 |
Творческое самовыражение исследования |
|
|
60 |
20-24.04 |
|
Абиотические факторы среды. |
Комбинированный урок |
Абиотические факторы: температура, свет, влажность и другие |
Объяснять действие абиотических факторов на живые организмы; Приводить примеры действия абиотических факторов на живые организмы; |
Словарная работа |
№50 |
Беседа с включением индивидуального подхода
|
|
|
61 |
27.04-2.05 |
|
Интенсивность действия фактов среды. |
Комбинированный урок |
Ограничивающий фактор, пределы выносливости. Лимитирующий фактор. Закон минимума. Биологический оптимум. |
Формулировать выводы при изучении интенсивности действия факторов среды; Раскрывать суть ограничивающего фактора, пределов выносливости; |
Устная работа |
№51 |
Последовательное выполнение заданий – индивидуальный контроль |
|
|
62 |
27.04-2.05 |
|
Биотические факторы среды. Типы связей между организмами в биоценозе. |
Комбинированный урок |
Видовое разнообразие. Гетеротрофы, Автотрофы, продуценты, консументы, редуценты, пищевая цепь, сеть , экологическая пирамида |
Объяснять действие биотических факторов на живые организмы; Приводить примеры действия биотических факторов на живые организмы; Развивать умение составлять пищевые цепи, биологические пирамиды; |
Наблюдения |
№52 |
Индивидуальная карточка |
|
|
63 |
4-9.05 |
|
Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. |
Комбинированный урок |
Нейтрализм, аменсализм, комменсализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция |
Характеризовать формы взаимоотношений между организмами : симбиотические, антибиотические и нейтральные; Находить примеры взаимоотношений организмов из своего жизненного опыта; Формулировать выводы о значении разнообразных взаимоотношений в живой природе; |
Наблюдения |
№53 |
Беседа с включением индивидуального подхода
|
|
|
64 |
4-9.05 |
|
Природные ресурсы и их использование. |
Урок ознакомления с новым материалом |
Неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы, возобновимые и невозобновимые ресурсы |
Называть природные ресурсы, их разновидности; Приводить примеры природных ресурсов; Формулировать выводы о бережном использовании природных ресурсов и их охране; |
Фронтальный опрос |
№54 |
Объяснение с индивидуальным подходом |
|
|
65 |
11-16.05 |
|
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. |
Комбинированный урок |
Загрязнение воздуха, пресных вод, Мирового океана, антропогенные изменения почвы, влияние человека на растительный и животный мир, радиоактивное загрязнение биосферы |
Объяснять характер воздействия человека на биосферу; Называть основы рационального природопользования; Знать несколько растений и животных, занесённых в Красную книгу; |
Мини - тест |
№55 |
Письменный ответ на вопрос |
|
|
66 |
11-16.05 |
|
Охрана природы и основы рационального природопользования. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Антропогенный фактор, антропогенез, природопользование, охрана природы, природные ресурсы. |
Объяснять способы и методы охраны природы; Раскрывать биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов; |
Самооценка |
№56 |
Последовательное выполнение заданий |
|
|
67 |
18-23.05 |
|
Контрольная работа по теме: «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.» |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Структура биосферы, круговорот веществ в природе, БГЦ, БЦ, Экологические факторы: абиотический, биотический, антропогенный, взаимоотношения организмов, природные ресурсы, деятельность человека, охрана природы. |
Характеризовать процессы изученные в теме; Называть и объяснять понятия темы; Раскрывать суть круговоротов веществ; Называть структуры, вещества биосферы, экологические факторы среду, типы взаимоотношений, природные ресурсы; |
Контрольная работа в тестовой форме |
Повторить понятия темы |
Контрольная работа в тестовой форме в упрощенном варианте |
|
|
68 |
18-23.05 |
|
Повторение |
|
|
|
|
|
|
|
|
69 |
25-30.05 |
|
Повторение |
|
|
|
|
|
|
|
|
70 |
25-30.05 |
|
Повторение |
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.