Рабочая программа

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 102.docx

МКУ «Мирнинское  районное управление образования»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№5» п.Айхал, Мирниского района, республики Саха (Якутия)

 

 

Рассмотрено на                                                                              Согласовано                                                                        Утверждаю

заседании МО                                                                    

протокол № ___                                                                             Заместитель директора по УВР                                      Директор МБОУ «СОШ№5»

«___»_________2019 г.                                                                   _____/____________________/                                           ___________Н.А. Плотникова

                                                                                                          «____»______________ 2019 г.                                          Приказ № __от

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННААЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Березенцевой Ольги Дмитриевны 

по БИОЛОГИИ, 9 класс

(предмет, класс, направление деятельности, название программы)

с детьми с ОВЗ (вариант 7.2.)

 

Срок реализации данной программы:  2019   -  2020    учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019– 2020 учебный год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Требований к результатам освоения основной образо­вательной программы основного общего образования, Фундамен­тального ядра содержания общего образования, в соответствии с программой. Авторы учебника  «Биология. Общие закономерности»  9 класс Захаров В.Б., Сивоглазов В.И., Мамонтов С.Г., Агафонов И.Б. – серия: Навигатор, Москва «Дрофа», 2018 г.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В календарно – тематическое планирование программы включена колонка «Приёмы и методы работы с детьми с ОВЗ», в которой отражена индивидуальная работа.

Отличительная черта современности – возрастание интереса к человеку как предмету познания. В 9 классе учащиеся получают знания об основных законах жизни на всех уровнях её организации, знакомятся с современными достижениями в области биологии, осознают место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. В курсе также проходятся основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.

Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены самонаблюдения, лабораторные и практические работы, предусмотренные программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Количество лабораторных и практических работ, самонаблюдений соответствует программному.

По окончании изучения каждой темы планируется повторение и обобщение материала.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в      объеме 2 часа в неделю (70 часов в год).

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени — 3 часа

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

«Биология. Общие закономерности» 9 класс Захаров В.Б., Сивоглазов В.И., Мамонтов С.Г., Агафонов И.Б. – серия: Навигатор, Москва «Дрофа», 2018 г.

    

 

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Целью биологического об­разования в основной школе является формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фунда­ментальные идеи биологии – эволюции и системной организации живой природы – на стадии их формирования.

         

Основные задачи курса:

·         Выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

·         Аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

·         Осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определённой систематической группе;

·         Раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, роль биологических объектов в природе и жизни человека, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

·         Объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

·         Объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособлений, процесс видообразования;

·         Различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

·         Сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

·         Устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

·         Использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

·         Знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

·         Описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и животных, ухода за ними в агроценозах;

·         Находить в учебной, научно – популярной литературе, интернет – ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

·         Знать и соблюдать правила поведения в кабинете;

  

 

 

 

 

 

  Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

 

1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ №1897 от 17.12.2010 года Министерства образования и науки РФ  «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта»

3. Сан Пин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный номер 19993)

4.Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта. Биология 5-9 классы;

5. Приказ №253 от 31.03.14. Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федеральных рекомендуемых перечней учебников к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

6.Учебный план МБОУ «СОШ№5»

 

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

 

Рабочая программа учебного курса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ №1897 от 17.12.2010 года Министерства образования и науки РФ  «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта»);  на основе программы авторского коллектива под руководством В.И. Сивоглазова  рассчитанной на 70  часов (по 2   урока в неделю 9 класс); в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: «Биология. Общие закономерности»  9 класс Захаров В.Б., Сивоглазов В.И., Мамонтов С.Г., Агафонов И.Б. – серия: Навигатор, Москва «Дрофа», 2018 г.

Обоснование выбора примерной программы:

 

Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта по биологии (Приказ №1897 от 17.12.2010 года Министерства образования и науки РФ  «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта»), примерной программы основного общего образования по биологии, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным целям МБОУ  «СОШ№5» п. Айхал; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Издание данного учебника «Биология. Общие закономерности»   9 класс Захаров В.Б., Сивоглазов В.И., Мамонтов С.Г., Агафонов И.Б. – серия: Навигатор, Москва «Дрофа», 2018 г.   подготовлено в соответствии ФГОС основного общего образования и освещает вопросы разделов биологии 9 класса.. Главное преимущество использования учебников «Дрофа» – это возможность достижения высокой степени индивидуализации обучения на основе работы в новой информационно–образовательной среде направленной на реализацию требований ФГОС по формированию универсальных учебных действий, необходимых для продолжения образования и активной адаптации к социальной и природной среде.

Практическая часть рабочей программы

Перечень лабораторных и контрольных работ

Наименование раздела или темы

Всего часов

Из них количество

Лабораторных работ

Контрольные работы

9 класс. Биология. Биологические закономерности.

 

 

 

 

 

Введение

2

Структурная организация живых организмов

11

1

1

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

1

Наследственность и изменчивость организмов

14

1

1

Эволюция живого мира

23

1

2

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

12

1

Повторение

3

ИТОГО

70

3

6

 

Лабораторные работы

Номер урока

Тема урока, название лабораторной работы

1

12

Лабораторная работа №1 «Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах»

2

28

Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организмов»

3

46

Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

 

Формы организации образовательного процесса:

 

Формы обучения позволяют раскрыть разделы, темы курса, применить взаимосвязанные учебные умения и навыки на практике. Они позволяют сформировать у обучающихся системные знания и личностные качества, мировоззрение. Система форм обучения включает в себя коллективные, групповые и индивидуальные занятия, в ходе которых организована коллективная и индивидуальная деятельность учащихся. Реализация учебной программы планируется в ходе проведения таких типов урока, как: урок изучения нового материала, комбинированный, контрольнообобщающий урок, урок- практикум.

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, лабораторная работа, урок контроля.

Групповые формы: групповая работа на уроке, работа в парах, групповые творческие задания, индивидуальная работа

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, индивидуальные задания для детей с ОВЗ

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение лабораторных  работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером. 


Технологии обучения:

Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)


Виды и формы контроля: 
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по  лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов). 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,

ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Регулятивные УУД:

5–9-й  классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

5–9-й  классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

5–9-й классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Предметные результаты обучения в основной школе включат освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

 

В результате изучения биологии в 9 классе ученик должен

знать/понимать

1.      признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;

2.      сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

3.      понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и  пути решения этих проблем;

4.      характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

5.      применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

6.      владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять закономерности);

7.      ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе;

уметь

1.      объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

2.      изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

3.      распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах опасные для человека растения и животные;

4.      сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;

5.      анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

6.      проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

7.      создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

8.      работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельности, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание КУРСА «БИОЛОГИЯ. Общие закономерности»

 

Введение - Биология как наука  - 2 ч.

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно -  научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.

Структурная организация живых организмов – 11 ч.

            Химические элементы в составе живых организмов; биополимеры; универсальность биополимеров. Углеводы. Липиды. Состав и строение углеводов; моно-, ди- и полисахариды; функции углеводов. Строение белков; первичная структура; образование вторичной, третичной, четвертичной структуры белка; денатурация белка; простые и сложные белки. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеотида; строение ДНК; строение РНК; функции РНК. АТФ и другие органические соединения клетки. Витамины. Ферменты и их функция в организме.  Строение вирусов; жизнедеятельность вирусов. История изучения клетки; положения клеточной теории. Строение и функции наружной мембраны; проникновение веществ в клетку. Строение и функции ядра; хромосомный набор клетки; ядрышко. Строение клетки. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Ассимиляция; диссимиляция; метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Неполное кислородное расщепление; гликолиз; клеточное дыхание. Питание клетки. Фотосинтез и хемосинтез.Гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Генетический код; транскрипция; т-РНК; Трансляция. Деление клетки. Митоз.

 

Размножение и индивидуальное развитие организма – 5 ч.

            Раскрыть сущность деления клетки. Бесполое размножение организмов. Половое размножение организмов. Развитие половых клеток; строение сперматозоида; строение яйцеклетки; мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Раскрыть сущность понятия оплодотворения. Эмбриональный период; постэмбриональный период; биогенетический закон.

Наследственность и изменчивость организмов – 14 ч.

            Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Гибридологический метод; единообразие гибридов первого поколения; цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Генные; или точечные; мутации; хромосомные мутации; геномные мутации; причины мутаций; Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Селекция; центры происхождения культурных растений; закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Основные методы селекции, животных и микроорганизмов.

 

 

Эволюция живого мира на Земле – 23 ч.

            Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин. Изменчивость организмов. Ненаследственная изменчивость; наследственная (генетическая изменчивость); генофонд популяций. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. Типы изоляции. Видообразование. Что такое вид; географическое видообразование; полиплоидизация. Макроэволюция. Становление и развитие крупных таксономических групп; ископаемые останки. Основные закономерности эволюции. Параллелизм; конвергенция; гомология и аналогия; дивергенция; главные линии эволюции. Гипотезы возникновения жизни. Креационизм; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии. Основные этапы развития жизни на Земле. ра древней жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое. Образование планеты Земля; основные этапы формирования жизни на Земле; наука палеонтология. Животный и растительный мир протерозойской эры; животный и растительный мир палеозойской эры. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Животный и растительный мир мезозойской эры. Животный и растительный мир кайнозойской эры.

 

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии – 12 ч.

 

Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Видовое разнообразие. Пирамиды численности и биомассы. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы. Среда жизни. Понятие биосферы; жизненные среды. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Экологические факторы. Температура; влажность; вторичные климатические факторы; антропогенные Адаптация организмов к различным условиям существования. Зависимость строения и образа жизни организмов от среды обитания; ритмы жизни. Типы биотических взаимоотношений. Антропогенное воздействие на биосферу. Рациональное пользование природными ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебник  Биология. Общие закономерности. 9 класс.

Авторы:  Захаров В.Б., Сивоглазов В.И., Мамонтов С.Г., Агафонов И.Б.

70 часов ( 2 часа в неделю)

 

№ урока

Дата урока (по плану)

Дата урока (по факту)

Тема урока

Тип урока

Содержание урока, формируемые понятия.

Образовательные  результаты, деятельность учащихся

Формы диагностики  и контроля

Домашнее задание

Приёмы и методы работы с детьми с ОВЗ

Предметные умения

Метапредметные  УУД

Введение – 2 часа

 

1

2-7.09

 

Многообразие живого мира. Уровни организации живой природы.

Урок ознакомления с новым материалом

Уровни организации живой материи: молекулярный, субъклеточный, клеточный, органо – тканевый, организменный, популяционно – видовой, экосистемный, биосферный. Научные дисциплины, занимающиеся изучением процессов жизнедеятельности.

Объяснять причины многообразия живого мира

Характеризовать уровни организации живой природы

Описывать научные дисциплины

Использовать различные источники информации для подготовки проектов

Познавательные УУД –

*анализирован, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

*строить логические рассуждения, делать выводы;

*устанавливать причинно – следственные связи;

*умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

*смысловое чтение;

*находить и формулировать по результатам наблюдений и исследований зависимости и закономерности;

Регулятивные УУД –

*самостоятельное определение темы, целей урока;

*формирование проблемных ситуаций;

*поиск средств достижения целей;

*исправление ошибок самостоятельно;

*владение основами самооценки, принятия решений;

Коммуникативные УУД - *организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;

*работа в группах, в парах, индивидуально;

*умение осознано использовать речевые средства;

*развитие компетентностей в области использования ИКТ;

*способность выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

Работа с понятийным аппаратом

Глава 1

Объяснения учителя  с индивидуальным подходом

2

2-7.09

 

Основные свойства живых организмов.

Комбинированный урок

Жизнь. Обмен веществ. Процессы синтеза и распада. «Открытая система». Размножение. Наследственность. Изменчивость. Развитие.

Характеризовать основные свойства живых организмов

Находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;

Проводить самонаблюдения

Анализировать и делать выводы по результатам самонаблюдения

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений

Наблюдения

Глава 1

Индивидуальная карточка

Структурная организация живых организмов – 11 ч.

3

9-14.09

 

Неорганические вещества, входящие в состав клетки

Урок ознакомления с новым материалом

Макроэлементы. Микроэлементы. Ультромикроэлементы. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Буферная система.

Характеризовать макроэлемента, микроэлементы, ультромикроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества;

Объяснять химические свойства и биологическую роль воды;

Роль катионов и анионов в обеспечение процессов жизнедеятельности;

Познавательные УУД –

*анализирован, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

*строить логические рассуждения, делать выводы;

*устанавливать причинно – следственные связи;

*умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

*смысловое чтение;

*находить и формулировать по результатам наблюдений и исследований зависимости и закономерности;

Регулятивные УУД –

*самостоятельное определение темы, целей урока;

*формирование проблемных ситуаций;

*поиск средств достижения целей;

*исправление ошибок самостоятельно;

*владение основами самооценки, принятия решений;

Коммуникативные УУД - *организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;

*работа в группах, в парах, индивидуально;

*умение осознано использовать речевые средства;

*развитие компетентностей в области использования ИКТ;

*способность выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

Устная работа

№1

Письменный ответ на вопросы

4

9-14.09

 

Органические вещества, входящие в состав клетки.

Комбинированный урок

Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. Биополимеры, мономеры. Функции   органических веществ.

Объяснять принципы структурной организации белков, жиров, углеводов, НК;

Называть функции органических веществ;

Фронтальная работа

№2

Беседа индивидуальная

5

16-21.09

 

Пластический обмен. Биосинтез белков.

Комбинированный урок

Автотрофы. Гетеротрофы. Фототрофы. Хемотрофы. Фотосинтез его световая и темновая фазы. Генетический код. Триплет. Кодон и антикодон. Транскрипция и трансляция.

Классифицировать группы  организмов;

Характеризовать процессы фотосинтеза и пластического обмена;

Раскрыть суть генетического кода;

Работа с понятийным аппаратом

№3

Работа со схемой

6

16-21.09

 

Энергетический обмен. Способы питания.

Комбинированный урок

АТФ. Макроэргическая связь. Бескислородное и кислородное расщепление. Гликолиз. Клеточное дыхание.

Описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке;

Характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;

Сравнивать этапы энергетического обмена;

Мини - тест

№4

Индивидуальная карточка

7

23-28.09

 

Прокариотическая клетка.

Урок ознакомления с новым материалом

Прокариоты. Строение , формы, размножение, питание, выделение, движение, дыхание бактерий

Описывать строение прокариотической клетки, генетический аппарат у бактерий;

Называть особенности питания, дыхания, выделения, движения бактерий;  Сравнивать формы бактерий;

Анализировать особенности размножения;

Характеризовать метаболизму прокариот;

Объяснять роль прокариот в биоценозах;

Словарная работа

№5

Иллюстративная карточка

8

23-28.09

 

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

Комбинированный урок

Эукариоты. Строение: цитоплазма, эндоплазматическая сеть, рибосомы, лизосомы, аппарат Гольджи, митохондрии, хлоропласты, клеточный центр

Характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма; Сравнивать особенности строения клеток разных царств живых организмов;

Устная работа

№6

Пересказ пройденного материала

9

30.09-5.10

 

Эукариотическая клетка. Ядро.

Комбинированный урок

Эукариоты. Строение: ядро, хромосомы, ДНК, Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом. Гаметы. Органы движения, включения.

Характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма; Сравнивать особенности строения клеток разных царств живых организмов;

Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их  этапы к различным клеточным структурам;

Индивидуальная зачётная система

№7

Поэтапное разъяснение задания

10

30.09-5.10

 

Деление клеток.

Комбинированный урок

Митоз. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Профаза. Метафаза.  Анафаза.

Телофаза.

Редупликация. Хроматиды. Центромера. Веретено деления.

Определять биологический смысл митоза; Объяснять стадии митотического цикла и события, происходящие в клетке на каждой из них;

Уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;

Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками;

Наблюдения

№8

Работа со схемой

11

7-12.10

 

Клеточная теория строения организмов. Вирусы.

Урок обобщения и систематизации знаний

Клеточная теория и ее положения. Микроскоп. Вирус  и  его строение, размножение. Бактериофаг.

Перечислять основные положения клеточной теории;  Раскрывать суть каждого положения клеточной теории;

Объяснять строение вируса, его значение в природе;

Сравнивать строение вируса с представителями других царств;

Самооценка

№9

Объяснения с индивидуальным подходом

12

7-12.10

 

Лабораторная работа №1 «Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах»

Урок практикум (Лабораторная работа)

Правила работы с микроскопом. Растительные ткани. Животные ткани. Митоз в корешке лука.

Изучать строение тканей растений и животных;

Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками;

Формулировать выводы  при изучении тканей организмов; Сравнивать строение растительных и животных клеток;

Анализ лабораторной работы

Повт.

 №1-№9

Наблюдения

13

14-19.10

 

Контрольная работа по теме: «Структурная организация живых организмов»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Уровни организации живого. Свойства живых организмов. Вещества клетки. Метаболизм клеток. Прокариоты. Эукариоты. Вирусы. Клеточная теория.

Характеризовать процессы изученные в теме;

Называть и объяснять понятия темы;

Классифицировать изученные виды клеток;

Сравнивать клетки разных царств природы; Объяснять строение и функции органоидов клеток;

Контрольная работа в тестовой форме

Повторить понятия темы

Контрольная работа в тестовой форме в упрощенном варианте

Размножение и индивидуальное развитие организмов – 5ч.

14

14-19.10

 

Бесполое размножение.

Урок ознакомления с новым материалом

Бесполое размножение. Почкование. Деление. Споры. Вегетативное размножение.

Характеризовать многообразие форм бесполого размножения и группы организмов, для которых они характерны; 

Раскрывать суть способов бесполого размножения; Приводить примеры из разных типов организмов;

Аргументировать биологическое значение бесполого размножения;

Познавательные УУД –

*анализирован, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

*строить логические рассуждения, делать выводы;

*устанавливать причинно – следственные связи;

*умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

*смысловое чтение;

*находить и формулировать по результатам наблюдений и исследований зависимости и закономерности;

Регулятивные УУД –

*самостоятельное определение темы, целей урока;

*формирование проблемных ситуаций;

*поиск средств достижения целей;

*исправление ошибок самостоятельно;

*владение основами самооценки, принятия решений;

Коммуникативные УУД - *организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;

*работа в группах, в парах, индивидуально;

*умение осознано использовать речевые средства;

*развитие компетентностей в области использования ИКТ;

*способность выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

Работа с понятийным аппаратом

№10

 

15

21-26.10

 

Половое размножение.  Развитие половых клеток.

Комбинированный урок

Гаметы. Гермафродиты. Семенники. Яичники. Сперматозоиды. Яйцеклетки. Периоды размножения, роста, созревания, формирования. Мейоз: мейоз1, мейоз2, конъюгация, кроссинговер.

Формулировать сущность полового размножения и его биологическое значение; Объяснять процессы гаметогенеза, мейоза, оплодотворения;

Сравнивать бесполое и половое размножение;

Устная работа

№11

 

16

21-26.10

 

Эмбриональный период развития.

Комбинированный урок

Онтогенез. Эмбриональный период. Дробление. Бластомеры. Бластула. Гаструла. Эктодерма. Энтодерма. Мезодерма. Нейрула. Органогенез.

Характеризовать индивидуальное развитие организма, образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенезе многоклеточных;

Описывать этапы эмбрионального развития: дробление, гаструляция, органогенез;

Обобщать и делать выводы по изученному материалу;

Работа с понятийным аппаратом

№12

 

17

28.10-2.11

 

Постэмбриональный период развития.

Урок обобщения и систематизации знаний

Постэмбриональный период. Прямое и непрямое развитие. Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. Филогенез.

Характеризовать формы постэмбрионального периода развития: прямое и непрямое развитие, развитие с полным и неполным превращением; Раскрыть суть биогенетического закона Э. Геккеля и К. Мюллера;

Различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном превращении;

Фронтальная работа

№13

 

18

28.10-2.11

 

Контрольная работа по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организма»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Бесполое и половое размножение. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов

Характеризовать процессы изученные в теме;

Называть и объяснять понятия темы;

Классифицировать способы бесполого и полового размножения;

Сравнивать виды развитий; Объяснять индивидуальное развитие организмов;

Контрольная работа в тестовой форме

 

Контрольная работа в тестовой форме в упрощенном варианте

Наследственность и изменчивость организмов – 14 ч.

19

11-16.11

 

Основные понятия генетики.

Урок ознакомления с новым материалом

Генетика. Ген. Генотип. Фенотип. Наследование. Наследственность. Изменчивость. Доминантный ген. Рецессивный ген. Гомозиготный признак. Гетерозиготный признак. Чистая линяя. Аллельные гены.

Формулировать и использовать понятия «ген», «доминантный ген», «рецессивный ген», «генотип», «фенотип» и др.;

Составлять генотипы и фенотипы организмов и записывать их гаметы;

Сравнивать суть генетических понятий;

Познавательные УУД –

*анализирован, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

*строить логические рассуждения, делать выводы;

*устанавливать причинно – следственные связи;

*умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

*смысловое чтение;

*находить и формулировать по результатам наблюдений и исследований зависимости и закономерности;

Регулятивные УУД –

*самостоятельное определение темы, целей урока;

*формирование проблемных ситуаций;

*поиск средств достижения целей;

*исправление ошибок самостоятельно;

*владение основами самооценки, принятия решений;

Коммуникативные УУД - *организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;

*работа в группах, в парах, индивидуально;

*умение осознано использовать речевые средства;

*развитие компетентностей в области использования ИКТ;

*способность выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

Работа с понятийным аппаратом

№14

 

20

11-16.11

 

Гибридологический метод изучения наследования признаков.

Комбинированный урок

Моногибридное скрещивание. Гибридологический метод. Грегор Мендель. Чистые линии.

Объяснять сущность гибридологического метода изучения наследственности;

Уметь использовать при решении задач генетическую символику;

Описывать биографию Г. Менделя;

Индивидуальная зачётная работа

№15

 

21

18-23.11

 

Первый закон Менделя.

Комбинированный урок

Правило единообразия гибридов первого поколения. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

Формулировать и объяснять законы Менделя;

Характеризовать цитологические основы наследственности Г. Менделя, основные положения хромосомной теории наследственности;

Устная работа

№16

 

22

18-23.11

 

Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет.

Комбинированный урок

Правило расщепления. Закон чистоты гамет. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

Формулировать и объяснять законы Менделя;

Характеризовать цитологические основы наследственности Г. Менделя, основные положения хромосомной теории наследственности;

Раскрыть суть анализирующего скрещивания и формулировать выводы о различных видах доминирования;

Мини - тест

№17

 

23

25-30.11

 

Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание.

Комбинированный урок

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Решетка Пеннета.

Формулировать и объяснять законы Менделя;

Характеризовать цитологические основы наследственности Г. Менделя, основные положения хромосомной теории наследственности;

Сравнивать моногибридное и дигибридное скрещивание;

Строить схемы скрещивания при независимом наследовании;

Фронтальный опрос

№18

 

24

25-30.11

 

Сцепленное наследование генов.

Комбинированный урок

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Группа сцепления. Конъюгация. Кроссинговер. Локус гена.

Характеризовать сцепленное наследование генов;

Формулировать и объяснять законы Моргана;

Объяснять суть кроссинговера и конъюгации;

Строить схемы скрещивания при сцепленном наследовании;

Самооценка

№19

 

25

1-7.12

 

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Комбинированный урок

Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом. Дальтонизм, Гемофилия.

Раскрывать сущность генетического определения пола у растений и животных;

Характеризовать природу наследственна заболеваний;

Строить схемы при наследовании признаков сцепленных с полом;

Различать типы хромосом, наборы хромосом;

Самостоятельная работа

№20

 

26

1-7.12

 

Наследственная (генотипическая) изменчивость

Урок ознакомления с новым материалом

Наследственная, мутационная, генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость. Генные, хромосомные, геномные мутации. Дупликация, инверсия, делеция, утрата, полиплоидия, гетероплоидия.

Характеризовать виды изменчивости; Распознавать комбинативную и мутационную изменчивость;

Классифицировать виды мутационном изменчивости, уметь их различать;

Работа с понятийным аппаратом

№21

 

27

9-14.12

 

Ненаследственная (фенотипическая) изменчивость

 

Ненаследственная, модификационная, фенотипическая изменчивость. Норма реакции.

Описывать ненаследственную изменчивость;

Находить и приводить примеры из жизни  организмов ненаследственной изменчивости; Объяснять суть нормы реакции;

Называть свойства ненаследственной изменчивости;

Фронтальный опрос

№22

 

28

9-14.12

 

Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организмов»

Урок практикум (Лабораторная работа)

Ненаследственная, модификационная, фенотипическая изменчивость. Норма реакции.

Использовать гербарии, живые растения для выявления изменчивости; Выполнять вычисления по выявлению колебания признака;

Формулировать выводы по изменчивости признаков организмов;

Анализ лабораторной работы

Повторить №14-22

 

29

16-21.12

 

Контрольная работа по теме: «Наследственность и изменчивость организмов»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Понятия генетики. Гибридологический метод. 1,2,3 законы Менделя. Закон Т. Моргана. Генетика пола. Сцепленное наследование. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Характеризовать процессы изученные в теме;

Называть и объяснять понятия темы;

Классифицировать и сравнивать виды изменчивости

Приводить примеры разных видов изменчивости;

Контрольная работа в тестовой форме

Повторить понятия темы

Контрольная работа в тестовой форме в упрощенном варианте

30

16-21.12

 

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Урок ознакомления с новым материалом

Селекция. Центы многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Знать понятия селекция, сорт, порода, штамм;

Характеризовать центры многообразия и происхождения культурных растений;

Анализировать закон гомологических рядов наследственной изменчивости;

Познавательные УУД –

*анализирован, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

*строить логические рассуждения, делать выводы;

*устанавливать причинно – следственные связи;

*умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

*смысловое чтение;

*находить и формулировать по результатам наблюдений и исследований зависимости и закономерности;

Регулятивные УУД –

*самостоятельное определение темы, целей урока;

*формирование проблемных ситуаций;

*поиск средств достижения целей;

*исправление ошибок самостоятельно;

*владение основами самооценки, принятия решений;

Коммуникативные УУД - *организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;

*работа в группах, в парах, индивидуально;

*умение осознано использовать речевые средства;

*развитие компетентностей в области использования ИКТ;

*способность выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

Наблюдения

№23

Работа с таблицей по заполнению

31

23-28.12

 

Селекция растений и животных.

Комбинированный урок

Гибридизация. Массовый отбор. Индивидуальный отбор. Чистые линии. Близкородственные  скрещивания. Гетерозис. Межвидовая гибридизация. Искусственный мутагенез.

Объяснять методы селекции;

Раскрывать смысл и значение явлений гетерозиса, полиплоидии, гибридизации, мутагенеза;

Пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (кошек, собак, аквариумных рыбок, кур и тд);

Формулировать выводы о способах получения новых пород животных, сортов растений;

Работа с понятийным аппаратом

№24

Последовательное выполнение заданий под контролем

32

23-28.12

 

Селекция микроорганизмов.

Урок обобщения и систематизации знаний

Биотехнология. Антибиотики. Штамм микроорганизмов.

Характеризовать способы селекции микроорганизмов;

Формулировать выводы о способах получения новых штаммов микроорганизмов;

Устная работа

№25

Творческое самовыражение исследования

Эволюция живого мира на Земле – 23 ч.

33

13-18.01

 

Становление систематики

Урок ознакомления с новым материалом

Систематика. Эволюция. К. Линней. Система органической природы. Принцип иерархии (соподчиненности). Вклад в биологию и ошибки К.Линнея

Описывать представления естествоиспытателей додарвиновской эпохи о сущности живой природы;

Объяснять взгляды К. Линнея на систему живой природы, ее позитивные и ошибочные черты;

Раскрывать суть принципа иерархии в биологии;

 

Познавательные УУД –

*анализирован, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

*строить логические рассуждения, делать выводы;

*устанавливать причинно – следственные связи;

*умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

*смысловое чтение;

*находить и формулировать по результатам наблюдений и исследований зависимости и закономерности;

Регулятивные УУД –

*самостоятельное определение темы, целей урока;

*формирование проблемных ситуаций;

*поиск средств достижения целей;

*исправление ошибок самостоятельно;

*владение основами самооценки, принятия решений;

Коммуникативные УУД - *организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;

*работа в группах, в парах, индивидуально;

*умение осознано использовать речевые средства;

*развитие компетентностей в области использования ИКТ;

*способность выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

Самооценка

№26

Объяснение с индивидуальным подходом

34

13-18.01

 

Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка

Комбинированный урок

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Вклад в биологию и ошибки Ж.Б. Ламарка.

Объяснять основные положения эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, её позитивные и ошибочные черты;

Определять новые положения в сравнении с эволюционной  системой К.Линнея;

Оценивать значение Эволюционной теории Ж.Б. Ламарка для развития биологии;

Фронтальный опрос

№27

Работа с таблицей по заполнению

35

20-25.01

 

Научные и социально – экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

Комбинированный урок

Ж. Кювье (сравнительная анатомия, палеонтология, эмбриология),  К.Бэр( эмбриология), Ч. Лайель (геология),

Описывать представления естествоиспытателей додарвиновской эпохи о сущности живой природы;

Формулировать выводы о связи открытий 19 века в различных научных областях с эволюцией живой природы;

Характеризовать предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина;

Самостоятельная работа

№28

Работа с учебной литературой, индивидуальный контроль

36

20-25.01

 

Учения Ч. Дарвина об искусственном отборе

Комбинированный урок

Ч. Дарвин – основоположник теории эволюции, Экспедиционные материалы, Искусственный отбор. Наследственная изменчивость.

Характеризовать учение Ч.Дарвина  об искусственном отборе;

Использовать экспедиционный материал Ч.Дарвина, как доказательства эволюции;

Объяснять эволюцию органического мира и  её закономерности (свидетельства эволюции, движущие силы эволюции, результаты эволюции)

Устная работа

№29

Поэтапное выполнение задания

37

27.01-1.02

 

Учение Ч. Дарвина об естественном отборе

Комбинированный урок

Движущие силы эволюции.

Естественный отбор.  Борьба за существование. Внутривидовая борьба. Межвидовая борьба. Борьба с неблагоприятными условиями.

Характеризовать учение Ч.Дарвина  об естественном отборе;

Использовать экспедиционный материал Ч.Дарвина, как доказательства эволюции;

Объяснять эволюцию органического мира и  её закономерности (свидетельства эволюции, движущие силы эволюции, результаты эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина)

 

Работа с понятийным аппаратом

№30

Работа со схемой – индивидуальный контороль

38

27.01-1.02

 

Вид, его критерии и структура.

Комбинированный урок

Биологический вид. Критерии вида ( морфологический, генетический, исторический, физиологический,  биохимический, экологический, географический)Популяция.

Дать определения понятиям «вид» и «популяция»;

Анализировать каждый критерий, приводить примеры из живой природы;

Раскрыть суть популяции в сравнении с видом;

Самооценка

№31

Индивидуальная карточка

39

3-8.02

 

Элементарные  эволюционные факторы.

Комбинированный урок

Генофонд. Мутации. Генетическое равновесие. Дрейф генов. Популяционная генетика.

Объяснять действие элементарных эволюционных факторов;

Анализировать и делать выводы по изученному материалу;

Уметь работать с текстом параграфа, составлять план, выписывать тезисы;

Работа с понятийным аппаратом

№32

Письменный ответ на вопрос

40

3-8.02

 

Формы естественного отбора.

Комбинированный урок

Естественный отбор. Движущий отбор. Стабилизирующий отбор. Половой отбор.

Давать оценку естественному отбору как результату борьбы за существование;

Сравнивать формы естественного отбора между собой;

Определять формы естественного отбора у различных организмов;

Мини - тест

№33

Творческое самовыражение исследования

41

10-15.02

 

Главные направления эволюции.

Комбинированный урок

Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.  Биологические прогресс и регресс.

Характеризовать направления эволюции;

Находить примеры из живой природы, которые доказывают направления эволюции;

Описывать пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию;

Фронтальный опрос

№34

Работа с таблицей по заполнению

42

10-15.02

 

Типы эволюционных изменений

Комбинированный урок

Параллелизм, конвергенция, дивергенция. Гомология и аналогия.

Характеризовать основные закономерности эволюции: дивергенцию, конвергенцию и параллелизм;

Приводить примеры гомологичных и аналогичных органов;

Формулировать выводы о механизмах эволюционных изменениях;

Наблюдения

№35

Наблюдения – индивидуальный контроль

43

17-22.02

 

Приспособительные особенности строения и поведения животных.

Урок ознакомления с новым материалом

Покровительственная окраска, предупреждающая окраска, мимикрия, маскировка, позы замирания и угрожающая,  форма тела. Относительный характер приспособлений.

Характеризовать типы приспособлений у живых организмов к условиям окружающей среды и их значение для выживания;

Объяснять относительный характер приспособлений;

Определять особенности приспособительного поведения;

Приводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов и поведения живых организмов;

Наблюдения

№36

Творческое самовыражение исследования

44

17-22.02

 

Забота о потомстве.

Комбинированный урок

Забота о потомстве. Большое количество потомства.

Объяснять значение заботы о потомстве  или большого количества потомства для выживания;

Использовать при изучении нового материала примеры из своего жизненного опыта;

Анализировать биологическую информацию, содержащуюся в средствах массовой информации;

Мини - тест

№37

Индивидуальная карточка

45

24-29.02

 

Физиологические адаптации

Урок обобщения и систематизации знаний

Физиологические адаптации, приспособительное поведение. Особенности процессов жизнедеятельности. Миоглобин. Ультразвук.

Готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе информации из учебника и дополнительных источников;

Использовать научную литературу для нахождения доказательств физиологических доказательств у живых организмов;

Наблюдения

№38

Наблюдения – индивидуальный контроль

46

24-29.02

 

Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Урок практикум (Лабораторная работа)

Покровительственная окраска, предупреждающая окраска, мимикрия, маскировка, позы замирания и угрожающая,  форма тела. Относительный характер приспособлений

Использовать гербарии растений, коллекции насекомых для выявления приспособлений у организмов к среде обитания; Определять признаки относящиеся к приспособлениям;

Формулировать выводы по приспособленности признаков организмов;

Анализ лабораторной работы

Повторить №26-№38

Наблюдения и анализ

47

2-7.03

 

Контрольная работа по теме: «Эволюция живого мира на Земле» (1 часть)

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Систематика. Эволюционное учение. Движущие силы эволюции. Направления эволюции. Приспособления организмов к среде обитания.

Характеризовать процессы изученные в теме;

Называть и объяснять понятия темы;

Определять направления эволюции, движущие силы эволюции, результаты эволюции, приспособительные особенности организмов;

Приводить примеры критерии вида, популяции, борьбы за существования, форм естественного отбора, направлений эволюции, биологического прогресса и регресса, приспособлений;

Контрольная работа в тестовой форме

Повторить понятия темы

Контрольная работа в тестовой форме в упрощенном варианте

48

2-7.03

 

Современные  представления о возникновении жизни.

Урок ознакомления с новым материалом

Креационизм. Самопроизвольное зарождение. Гипотеза стационарного состояния. Гипотеза панспермии. Гипотеза биохимической эволюции.

Характеризовать гипотезы возникновения жизни на земле;

Аргументировать доказательства «за» и «против» различных гипотез;

Развивать свою точку зрения на данную тему;

Познавательные УУД –

*анализирован, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

*строить логические рассуждения, делать выводы;

*устанавливать причинно – следственные связи;

*умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

*смысловое чтение;

*находить и формулировать по результатам наблюдений и исследований зависимости и закономерности;

Регулятивные УУД –

*самостоятельное определение темы, целей урока;

*формирование проблемных ситуаций;

*поиск средств достижения целей;

*исправление ошибок самостоятельно;

*владение основами самооценки, принятия решений;

Коммуникативные УУД - *организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;

*работа в группах, в парах, индивидуально;

*умение осознано использовать речевые средства;

*развитие компетентностей в области использования ИКТ;

*способность выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

Фронтальная работа

№39

Объяснения с индивидуальным подходом

49

10-14.03

 

Начальные этапы развития жизни.

Комбинированный урок

А.И. Опарин. Коацерваты. Пробионты. Гетеротрофы. Автотрофы.  Прокариоты. Эукариоты. Архебактерии.

Объяснять теорию академика А.И. Опарина о происхождении жизни на Земле;

Характеризовать химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи;

Использовать для описания развития жизни понятий: гетеротрофы, автотрофы, коацерваты, пробионты, прокариоты, эукариоты итд;

Устная работа

№40

Письменный ответ на вопрос

50

10-14.03

 

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры

Комбинированный урок

Палеонтология. Архей. Эра, период, эпоха.

Гетеротрофы. Автотрофы.  Прокариоты. Эукариоты. Архебактерии. Губки. Кишечнополостные. Водоросли.

Анализировать процессы, происходящие в архейскую и протерозойскую эры;

Обосновывать происходящие процессы климатическими условиями;

Приводить примеры организмов, живущих в данной эре;

Выделять примеры переходных форм, ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций;

Самооценка

№41

Иллюстративный метод

51

16-21.03

 

Жизнь в палеозойскую эру.

Комбинированный урок

Палеозой: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь.  Трилобиты, Риниофиты, псилофиты, ихтиостеги, стегоцефалы, кистеперые рыбы.

Анализировать процессы, происходящие в палеозойскую эру;

Обосновывать происходящие процессы климатическими условиями;

Приводить примеры организмов, живущих в данной эре;

Выделять примеры переходных форм, ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций;

Наблюдения

№42

Иллюстративный метод

52

16-21.03

 

Жизнь в мезозойскую эру.

Комбинированный урок

Триас, юра, мел. Динозавры, сумчатые и плацентарные животные, археоптерикс

Анализировать процессы, происходящие в мезозойскую эру;

Обосновывать происходящие процессы климатическими условиями;

Приводить примеры организмов, живущих в данной эре;

Выделять примеры переходных форм, ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций;

Наблюдения

№43

Работа с таблицей по заполнению

53

30.03-4.04

 

Жизнь в кайнозойскую эру.

Комбинированный урок

Палеоген, неоген, антропоген. Мамонты, саблезубый тигр

Анализировать процессы, происходящие в кайнозойскую эру;

Обосновывать происходящие процессы климатическими условиями;

Приводить примеры организмов, живущих в данной эре;

Выделять примеры переходных форм, ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций;

Мини - тест

№44

Работа с таблицей по заполнению

54

30.03-4.04

 

Происхождение человека.

Урок обобщения и систематизации знаний

Австралопитек, человек умелый, питекантроп, неандерталец, кроманьонец. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная

Характеризовать этапы происхождения человека;

Называть места раскопок, признаки описания, объём  головного мозга, что умели делать;

Сравнивать расы человека;

Объяснять механизм образования рас; место человека среди животных и экологические предпосылки происхождения человека;

Устная работа

№45

Индивидуальная карточка

55

6-11.04

 

Контрольная работа по теме: «Эволюция живого мира на Земле» (2 часть)

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Современные представления о происхождения жизни. Начальные этапы развития жизни. Жизнь в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры. Происхождение человека.

Характеризовать процессы изученные в теме;

Называть и объяснять понятия темы;

Раскрывать суть процессов, которые происходили в разные эры;

Приводить примеры организмов, живших в разные эры и периоды;

Контрольная работа в тестовой форме

Повторить понятия темы

Контрольная работа в тестовой форме в упрощенном варианте

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. – 12 ч.

56

6-11.04

 

Структура биосферы.

Урок ознакомления с новым материалом

Биосфера. Среды обитания: почвенная, организменная, водная, наземно – воздушная. Костное, живое, биокостное, биогенное вещества биосферы. Атмосфера, гидросфера, литосфера, ноосфера.

Характеризовать биосферу, её основные структуры и их живых организмов;

Определять среды обитания и называть организмов, живущих в них;

Классифицировать компоненты вещества биосферы и их функции;

Познавательные УУД –

*анализирован, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

*строить логические рассуждения, делать выводы;

*устанавливать причинно – следственные связи;

*умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

*смысловое чтение;

*находить и формулировать по результатам наблюдений и исследований зависимости и закономерности;

Регулятивные УУД –

*самостоятельное определение темы, целей урока;

*формирование проблемных ситуаций;

*поиск средств достижения целей;

*исправление ошибок самостоятельно;

*владение основами самооценки, принятия решений;

Коммуникативные УУД - *организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;

*работа в группах, в парах, индивидуально;

*умение осознано использовать речевые средства;

*развитие компетентностей в области использования ИКТ;

*способность выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

Работа с понятийным аппаратом

№46

Объяснение и индивидуальным  подходом

57

13-18.04

 

Круговорот веществ в природе.

Комбинированный урок

Биогеохимический цикл. Круговорот воды, углерода, азота, серы, фосфора в природе.

Описывать биологические круговороты веществ в природе;

Классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

Формулировать выводы о значимости круговоротов веществ в природе;

Фронтальный опрос

№47

Наблюдение

58

13-18.04

 

История формирования природных сообществ живых организмов.

Комбинированный урок

Факторы формирования сообществ живых организмов – геологическая история материков, изоляция, климатические условия.

Использовать информацию учебника и презентаций для выделения информации об причин формирования природных сообществ живых организмов;

Самооценка

№48

Ответ на вопрос

59

20-24.04

 

Биогеоценозы и биоценозы

Комбинированный урок

Биогеоценоз, биоценоз. Характеристика БГЦ: биомасса, видовое разнообразие, продуценты, консументы, редуценты,  плотность, ярустность, трофические структуры (пищевые сети, цепи)

Характеризовать и различать экологические системы – биогеоценоз, биоценоз и агроценоз;

Использовать для описания экосистем характерные признаки, трофические и тропические структуры;

Уметь составлять пищевые цепи;

Сравнивать экосистемы разных структур биосферы;

Работа с понятийным аппаратом

№49

Творческое самовыражение исследования

60

20-24.04

 

Абиотические факторы среды.

Комбинированный урок

Абиотические факторы: температура, свет, влажность и другие

Объяснять действие абиотических факторов на живые организмы;

Приводить примеры действия абиотических факторов на живые  организмы;

Словарная работа

№50

Беседа с включением индивидуального подхода

 

61

27.04-2.05

 

Интенсивность действия фактов среды.

Комбинированный урок

Ограничивающий фактор, пределы выносливости. Лимитирующий фактор. Закон минимума. Биологический оптимум.

Формулировать выводы при изучении интенсивности действия факторов среды;

Раскрывать суть ограничивающего  фактора, пределов выносливости;

Устная работа

№51

Последовательное выполнение заданий – индивидуальный контроль

62

27.04-2.05

 

Биотические факторы среды. Типы связей между организмами в биоценозе.

Комбинированный урок

Видовое разнообразие. Гетеротрофы, Автотрофы, продуценты, консументы, редуценты,  пищевая цепь, сеть , экологическая пирамида

Объяснять действие биотических факторов на живые организмы;

Приводить примеры действия биотических факторов на живые  организмы;

Развивать умение составлять пищевые цепи, биологические пирамиды;

Наблюдения

№52

Индивидуальная карточка

63

4-9.05

 

Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.

Комбинированный урок

Нейтрализм, аменсализм, комменсализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция

Характеризовать формы взаимоотношений между организмами : симбиотические, антибиотические и нейтральные;

Находить примеры взаимоотношений организмов из своего жизненного опыта;

Формулировать выводы о значении разнообразных взаимоотношений в живой природе;

Наблюдения

№53

Беседа с включением индивидуального подхода

 

64

4-9.05

 

Природные ресурсы и их использование.

Урок ознакомления с новым материалом

Неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы, возобновимые и невозобновимые ресурсы

Называть природные ресурсы, их разновидности;

Приводить примеры природных ресурсов;

Формулировать выводы о бережном  использовании природных ресурсов и их охране;

Фронтальный опрос

№54

Объяснение с индивидуальным подходом

65

11-16.05

 

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

Комбинированный урок

Загрязнение воздуха, пресных вод, Мирового океана, антропогенные изменения почвы, влияние человека на растительный и животный мир, радиоактивное загрязнение биосферы

Объяснять характер воздействия человека на биосферу;

Называть основы рационального природопользования;

Знать несколько растений и животных, занесённых в Красную книгу;

Мини - тест

№55

Письменный ответ на вопрос

66

11-16.05

 

Охрана природы и основы рационального природопользования.

Урок обобщения и систематизации знаний

Антропогенный фактор, антропогенез, природопользование, охрана природы, природные ресурсы.

Объяснять способы и методы охраны природы;

Раскрывать биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия  биоценозов;

Самооценка

№56

Последовательное выполнение заданий

67

18-23.05

 

Контрольная работа по теме: «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Структура биосферы, круговорот веществ в природе, БГЦ, БЦ, Экологические факторы: абиотический, биотический, антропогенный, взаимоотношения организмов, природные ресурсы, деятельность человека, охрана природы.

Характеризовать процессы изученные в теме;

Называть и объяснять понятия темы;

Раскрывать суть круговоротов веществ;

Называть структуры, вещества биосферы, экологические факторы среду, типы взаимоотношений, природные ресурсы;

Контрольная работа в тестовой форме

Повторить понятия темы

Контрольная работа в тестовой форме в упрощенном варианте

68

18-23.05

 

Повторение

 

 

 

 

 

 

 

69

25-30.05

 

Повторение

 

 

 

 

 

 

 

70

25-30.05

 

Повторение

 

 

 

 

 

 

 





 

Скачано с www.znanio.ru