Рабочая программа

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 103.docx

Мирнинское районное управление образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5».

 

 

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«Исследование микромира»

 

 

 

 

 

Руководитель курса:

Березенцева Ольга Дмитриевна

учитель биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Айхал

 

Пояснительная записка.

Микроорганизмы повсюду населяют нашу планету. К ним относятся представители различных таксономических групп это вирусы, бактерии и одноклеточные грибы, растения и животные. Значение их в природе и для жизни человека велико. Они являются источниками многих заболеваний, наносят ущерб в сельском хозяйстве, используются в производстве многих продуктов, могут быть паразитами и симбионтами других организмов, участвуют в создании почвы. Многие отрасли народного хозяйства основаны на использовании особенностей жизнедеятельности микроорганизмов. Мельчайшие представители живого мира изучаются в школьном курсе на протяжении небольшого количества учебных часов, поэтому введение элективного курса позволит углубить знания учащихся по данным разделам биологии.

     Изучение микроскопических организмов не возможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес. Исследование живых объектов на занятиях, постановка с ними опытов активизируют познавательную деятельность школьников, развивают практические умения, углубляют связь теории с практикой.

Методические рекомендации.

Данный курс предполагает  примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников  потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю представляется возможность  выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача учителя заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций.  Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками, фотографий. Для практических и лабораторных занятий необходимы: световые микроскопы, лабораторное оборудование, ручные лупы, коллекции лишайников, таблицы.  Бактерии, грибы, водоросли, дрожжи для изучения школьники выращивают сами и готовят микропрепараты. На уроке закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.

    Цель курса:

    Расширение кругозора учащихся о мельчайших представителях живого мира

    Задачи курса:

1.      Научиться применять свои знания на практике

2.      Научиться работать с микроскопом, приготавливать препараты

3.      Овладеть методиками выращивания микроорганизмов

4.      Развивать творческое мышление учащихся

5.       Развить исследовательские умения

6.      Научиться проводить наблюдения и ставить эксперименты

7.      Выдвигать гипотезы, интерпретировать результаты эксперимента, делать выводы.

Основные формы и методы обучения:

1.      Беседы с элементами демонстрации изучаемого материала

2.      Лабораторные работы, направленные на выращивание культур микроорганизмов.

3.      Наблюдение

4.      Объяснение

5.      Эксперимент

6.      Практическая работа, направленная на оформление проектных работ.

7.      Конференция (защита проектов)

Учащиеся должны знать и уметь:

Знания:

Ø  об историческом развитии микробиологии от простейших

Ø  увеличительных приборов до электронного микроскопа;

Ø  об особенностях строения представителей различных царств живого мира;

Ø  о значении изученных организмов в природе и жизни человека.

Умения и навыки:

Ø  самостоятельно готовить микропрепараты;

Ø  выращивать культуры различных бактерий и плесневых грибов;

Ø  изучать и описывать представителей различных царств;

Ø  наблюдать и сравнивать результаты биологического эксперимента.

 

Организация контроля:

Конференция 1: Защите проектов по темам микромир растений и животных.

Конференция 2: Защита проектов по темам микромир растений и животных.

 

Планируемый результат:

1.      Научиться пользоваться микроскопом.

2.      Уметь определять название биологического объекта.

3.      Знать строение изученных микрообъектов и уметь проводить взаимосвязь между строением и выполняемыми функциями.

4.      Систематизировать полученные умения и знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план.

занятия

 

Темы занятий

 

Формы обучения

1.       

От микроскопа до микробиологии. Правила работы с микроскопом.

Беседа, работа с микроскопом

2.       

Биотехнология. Приготовление питательных сред. Посевы бактерий и грибов.

Лабораторная работа, направленная на выращивание культур микроорганизмов.

3.       

Строение, жизнедеятельность и многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Объяснение с элементами демонстрации

4.       

Строение, жизнедеятельность и многообразие плесневелых грибов. Роль плесневелых грибов в природе и жизни человека.

Объяснение с элементами демонстрации

5 - 6

Наблюдение за ростом, описание колоний бактерий.

Лабораторная работа

исследовательского характера

7 - 8

Наблюдение за ростом, описание колоний плесневелых грибов.

Лабораторная работа

исследовательского характера

9.

Внутреннее строение и жизнедеятельность плесневых грибов.

Лабораторная работа

исследовательского характера

10.

Дрожжи. «Влияние температуры  на рост плесневых и дрожжевых грибов»

Лабораторная работа исследовательского характера

11.

Лишайники – симбиотические организмы.

Лабораторная работа исследовательского характера

      12 - 13

Оформление проектных  работ

Практическая работа творческого характера

  14.

Конференция:  Микромир бактерий и грибов.

Защита проектов по проведённым исследованиям

15.

Строение, жизнедеятельность и многообразие одноклеточных водорослей. Их роль в жизни человека и в природе.

Объяснение с элементами демонстрации

16.

Строение, жизнедеятельность и многообразие простейших животных. Их роль в жизни человека и в природе.

Объяснение с элементами демонстрации

     17 - 19

Зоокультура. Выращивание простейших на различных субстратах.

Эксперимент. Наблюдение.

     20 - 21

Внутреннее строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей

Лабораторная работа

исследовательского характера

      22 - 23

Нитчатые водоросли – обитатели аквариума.

Лабораторная работа

исследовательского характера

      24 - 25

Исследование  строения различных простейших и определения места в систематике царства животных.

Лабораторная работа

исследовательского характера

    26 - 28

Микроскопические животные – паразиты растений.

Лабораторная работа

исследовательского характера

     29 - 30

Оформление проектной работы

Практическая работа творческого характера

         31.

Конференция: Микромир растений и животных

Защита проектов по проведённым исследованиям

      32 - 34

Резервные уроки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Занятие № 1.  

Тема: От микроскопа до микробиологии. Правила работы с микроскопом.

Предмет и задачи микробиологии. История развития микробиологии. Разделы микробиологии . Увеличительные приборы. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.

Занятие № 2.

 

Тема: Биотехнология. Приготовление питательных сред. Посевы бактерий и грибов.

Биотехнология.  Микроорганизмы играют важную роль в жизни человека, так как они способны производить жизненно важные продукты: аминокислоты, белки, антибиотики, ферменты, спирты, гормоны, полисахариды, бактериальные удобрения.  

Для культивирования микроорганизмов используют различные питательные среды: жидкие парафины нефти, синтетические спирты, отходы деревообрабатывающей промышленности, агар-агар и другие.

Получение культуры сенной палочки, приготовление питательной среды и выращивание культуры картофельной палочки, выращивание гнилостной палочки, выращивание белой плесени – мукора и сизой плесени – пеницилла.

Занятие № 3

Тема: Строение, жизнедеятельность и многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Условия жизни бактерий.  Строение бактериальной клетки. Формы бактерий. Поведение бактерий. Размножение бактерий. Способы питания. Значение бактерий.

Занятие № 4

Тема: Строение, жизнедеятельность и многообразие плесневелых грибов. Роль плесневелых грибов в природе и жизни человека.

Распространение плесневых грибов, их среды обитания. Строение плесневых грибов. Жизнедеятельность плесневых грибов. Многообразие плесневых грибов. Значение: полезные свойства плесени. Значение: вредные свойства плесени.

Занятия № 5 - 6

Тема: Наблюдение за ростом, описание колоний бактерий.

 

Проведение лабораторной работы в ходе,  которой учащиеся наблюдают, записывают результаты жизнедеятельности колоний бактерий. Сравнивают, делают анализы, выводы.

 

Занятия № 7- 8

Тема:  Наблюдение за ростом, описание колоний плесневелых грибов.

Проведение лабораторной работы в ходе,  которой учащиеся наблюдают, записывают результаты жизнедеятельности колоний плесневелых грибов. Сравнивают, делают анализы, выводы.

 

Занятие № 9

Тема:  Внутреннее строение и жизнедеятельность плесневых грибов.

Проведение лабораторной работы в ходе, которой учащиеся изучают внутреннее строение плесневелых грибов, процессы жизнедеятельности, которые происходят за текущий период. Наблюдают, делают зарисовки, фотографируют.

 

Занятие № 10

Тема:   Дрожжи. «Влияние температуры  на рост плесневых и дрожжевых грибов»

Проведение лабораторной работы в ходе, которой учащиеся изучают строение дрожжей. Проводят эксперимент: влияние температурных условий на  плесневелые и дрожжевые грибы. Наблюдают, делают зарисовки, фотографируют.

 

Занятие № 11

Тема:   Лишайники – симбиотические организмы.

Проведение лабораторной работы в ходе, которой учащиеся изучают строение лишайников под микроскопом. Находят симбиотические организмы, которые влияют друг на друга. Наблюдают, делают зарисовки, фотографируют, анализируют, делают выводы.

 

Занятия № 12 - 13

Тема:   Оформление проектных  работ.

После изучения микроскопических организмов бактерий и грибов, учащиеся выбирают себе материал, по которому оформляют творческую проектную работу.

Занятие № 14

Тема:   Конференция:  Микромир бактерий и грибов.

В ходе конференции учащиеся защищают свои проектные исследовательские работы. Лучшие работы рекомендуются для участия в научно – практической конференции «Шаг в будущее».

 

Занятие № 15

Тема:   Строение, жизнедеятельность и многообразие одноклеточных водорослей. Их роль в жизни человека и в природе.

Среда обитания водорослей. Процессы жизнедеятельности.  Многообразие одноклеточных водорослей. Значение одноклеточных водорослей.

Занятие № 16

Тема:   Строение, жизнедеятельность и многообразие простейших животных. Их роль в жизни человека и в природе.

Общая характеристика простейших, среда обитания.  Особенности строения простейших. Процессы жизнедеятельности. Многообразие простейших, их значение в природе и жизни человека.

Занятия № 17 - 19

Тема:   Зоокультура. Выращивание простейших на различных субстратах.

Приготовление специальных питательных сред для жизни простейших организмов. Выращивание, наблюдение, проведение экспериментов с температурой, светом, поваренной солью, фотографирование, анализ проведённых экспериментов.

 

Занятия № 20 - 21

Тема:   Внутреннее строение и жизнедеятельность водорослей.

Проведение лабораторной работы в ходе, которой учащиеся изучают внутреннее строение одноклеточных водорослей, процессы жизнедеятельности, которые происходят за текущий период. Наблюдают, делают зарисовки, фотографируют.

 

Занятия № 22 - 23

Тема:   Нитчатые водоросли – обитатели аквариума.

Проведение лабораторной работы в ходе, которой учащиеся изучают внутреннее строение нитчатых  водорослей, процессы жизнедеятельности, которые происходят за текущий период. Наблюдают, делают зарисовки, фотографируют.

 

Занятия № 24 - 25

Тема:   Исследование  строения различных простейших и определения места в систематике царства животных.

Проведение лабораторной работы в ходе, которой учащиеся изучают строение простейших организмов и по признакам строения определяют место в систематике царства животных.

 

Занятия № 26 - 28

Тема:   Микроскопические животные – паразиты растений.

Проведение лабораторной работы в ходе, которой изучается строение, поведение паутинного клеща, щитовки, тли– паразитов растений. Меры борьбы с вредителями и защита растений. Учащиеся наблюдают, делают зарисовки, фотографируют.

Занятия № 29 - 30

Тема:   Оформление проектных  работ.

После изучения микроскопических растительных и животных организмов учащиеся выбирают себе материал, по которому оформляют творческую проектную работу.

 

Занятие № 31

Тема:   Конференция:  Микромир растений и животных.

В ходе конференции учащиеся защищают свои проектные исследовательские работы. Лучшие работы рекомендуются для участия в научно – практической конференции «Шаг в будущее» на следующий учебный год.

 

Занятия № 32 – 34        Резервные дни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1. Энциклопедия для детей том 2.                    Москва 1995г.

 

2. Семенов А.М., Логинова Л.Г.         Микроорганизмы. Особенности строение и

     жизнедеятельности.   Биология в школе 1991г.№ 6.

 

3. Семенов А.М., Логинова Л.Г.     Селекция микроорганизмов и использование их в

    биотехнологии.     Биология в школе  1993г №1

 

4. Л. Н. Дорохина,  А.С.Нехлюдова            Руководство к лабораторным занятиям по

     ботанике с основами экологии.        Москва.1990г.

 

5. Н.М.Антипова, М.П.Травкин.           Бактерии как объект изучения.

 

6. А.А.Гуревич           Пресноводные водоросли (определитель). Из –во «Просвещение»

 

7. М. И. Бухар          Популярно о микробиологии.   Издательство «Знание» 1989г.

 

8. А.А.Яхонтов        Зоология для учителя. Москва «Просвещение» 1982г.

 

9.  Л.В.Янушкевич    Многообразие простейших   Биология в школе №4 2003г.

 

10.  А.В.Бинас, Р.Д. Маш, А.И.Никишов  Биологический эксперимент в школе. Москва «Просвещение» 1990г.

 

11. Биология в школе 2005 №7   Лабораторные опыты по экологии

 

12. Интернет – ресурсы: pavlovka12@rambler.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru