Рабочая программа

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 105.docx

МОУ Лицей г. Истры

 

Рассмотрено

на заседании кафедры

____________________

________________ФИО  астрономия

№ протокола _________

«_____» ___________2013 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР
 __________________ФИО


«____»___________ 2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ

__________________ФИО

 

«____»___________2013 г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ТЕМЕ     « Занимательная астрономия».

УЧЕБНЫЙ ГОД                                                       2013 -2014 учебный год_

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД                                    34 часа.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ                           1час в неделю.

 

 

 

 

УЧИТЕЛЬ __Покалюк  Светлана  Алексеевна

Пояснительная записка

 

    Курс « Занимательная астрономия » реализует проектную деятельность во внеурочной деятельности в 5 классе.  Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.

  Основными методами реализации программы являются изучение:  изучение нового материала, составление и защита мини проектов, создание презентаций, парная и групповая работа.

Объем  нагрузки:

Участники образовательной программы:    учащиеся  5 классов.

Сроки реализации образовательной программы:  один учебный год.

Программа рассчитана на 34 часов: 1 занятие в неделю.

 Цель курса: Формирование у учащихся условий для устойчивого интереса к астрономии, знакомство с представлениями о строении окружающего мира. Вселенной. Развитие познавательных, коммуникативных навыков.

Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности

Задачи:

1.     Изучить строение, расположение, движение объектов на звёздном небе.

2.     Изучить влияние небесных объектов на Землю.

3.     Повысить эрудицию и расширить кругозор учащихся.

4.     Развивать навыки самостоятельности.

5.     Развивать умение работать в коллективе, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного.

6.     Формировать умение самостоятельно добывать нужную информацию, отстаивать свою точку зрения.

Основные разделы программы:

1.     Что такое астрономия – 1 час

2.     Человек в космосе – 4 часа

3.     Солнечная система – 8 часов

4.     Малые тела Солнечной системы – 17 часов

5.     Вселенная – 4 часа

 

Воспитательные идеи программы: воспитывать гармонично развивающегося  человека, имеющего свои убеждения, способного обосновать свой выбор, умеющего отстаивать свою точку зрения, уважающего другое мнение.

  Ожидаемые результаты:

  Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

1.     Формирование уважительного отношения к иному мнению;

2.     Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

3.     Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах социальной справедливости и свободе;

4.     Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метопредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий

       Регулятивные УУД.

                   Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы ( задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять допущенные ошибки и корректировать свою работу.

       Познавательные УУД.

                    Ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать,  какая информация нужна для решения учебной задачи. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и  явления ; определять причины явлений,, событий: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план  научного текста, предоставлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

        Коммуникативные УУД.

                      Доносить свою позицию до других: оформлять свои  мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных  и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения, быть готовым её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться с уважением  относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п

Раздел, темы

Количество часов

1

Что такое астрономия

1

2

Человек в космосе

4

3

Солнечная система

8

4

Малые тела Солнечной системы

17

5

Вселенная

4

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты (УУД)

Виды деятельности

примечание

I триместр (количество часов)-10 часов

1

 

Земная наука о небесных телах. Что изучает астрономия

1

Знакомство учащихся с астрономией, выделение по материалам презентации объектов, изучением которых занимается эта наука. Развитие умений чётко  формулировать свою мысль, обосновывать ответ.

Просмотр презентации, беседа

 

2

 

 Тема: Человек в космосе – 4 часа.  Как древние люди представляли себе Вселенную

1

Расширение  знаний учащихся о представлениях древних людей, умение подбирать нужный материал в разных источниках информации

Презентация, анализ подготовленных детьми сообщений

 

3

 

От Коперника до наших дней

1

Знакомство с учёными, перевернувшими преставления людей о строении Вселенной, изучение моделей Вселенной.и снимков из космоса; формирование научной картины мира в сознании учащихся.

Презентация, обсуждение значения открытий учёных для развития человечества. Прогнозирование дальнейших исследований.

 

4 -5

 

Проектирование и создание модели собственной Галактики. Защита своих мини_ проектов

2

Развитие умений обосновывать и защищать свой выбор

Моделирование Галактики, на основе своих представлений.

 

6

 

Тема: Солнечная система – 8 часов.

Общая характеристика Солнечной системы.

 

1

Систематизировать имеющиеся знания о Солнечной системе, расширить и обогатить свои знания, работая с различными источниками информации.

Презентация ,постановка и решение учебной задачи

 

7

 

Солнце – дневная звезда. Как движется Солнце. Солнечные затмения.

1

Знакомство с движением Солнца .Выяснение причин, вызывающих солнечные затмения .

Презентация, Моделирование ситуации, изображающую затмение Солнца; дискуссия  о причинах затмения.

 

8

 

Внутреннее строение Солнца, наблюдение пятен и факелов на Солнце. Мини проекты «Использование энергии Солнца».

1

Знакомство со внутренним строением Солнца; наблюдение пятен и факелов на Солнце. Определение последствий этих явлений для людей

Защита мини проектов « использование энергии Солнца

 

9

 

Практическая работа « Определение положения Солнца с помощью гномона. Как Солнце влияет на Землю.

1

Обучение постановке учебной задачи и  выбору наиболее эффективного пути решения этой задачи.

Обобщение знаний о влиянии Солнца на Землю

Презентация.

Практическая работа по определению положения Солнца по гномону

 

10

 

Общая характеристика планет. Есть ли жизнь на других планетах. Планеты земной группы.

1

Знакомство с планетами Солнечной системы .сравнивание планет по разным параметрам. Структурирование имеющихся знаний по этой теме. Умение слушать мнение одноклассников  и корректировать собственное мнение

 

Презентация. Обсуждение гипотезы «Есть ли жизнь на других планетах

 

                                                                                             II триместр  (количество часов)-11 часов.

11

 

Планеты – гиганты. Почему Плутон не планета? Спутники планет.

1

Структурирование имеющихся знаний о планетах – гигантах, подбор нужной информации по теме, обмен полученной информацией

Презентация

Дискусия                 « Почему Плутон не планета?»

 

12

 

Луна – наш естественный спутник. Как древние люди вели счёт времени по Луне. Формы рельефа Луны: лунные моря и кратеры.

1

Расширение представлений о нашем естественном спутнике, знакомство с формами рельефа Луны. Выдвижение гипотез их происхождения.

Презентация

Обсуждение гипотез происхождения Луны. составление  вопросов по теме.

 

13

 

Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Влияние Луны на Землю.

1

Знакомство с влиянием Луны на процессы, происходящие на Земле.

Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Сформулировать вывод о Влиянии Луны на нашу планету.  

Презентация

Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Беседа по вопросам.

 

14

 

Тема « Малые тела Солнечной системы» - 17 часов.                      Малые тела Солнечной системы. Астероиды вблизи Земли.

1

Выявить малые тела Солнечной системы, познакомиться с их происхождением. Уточнить знания об астероидах. Показать их влиянии на планеты

Презентация

Анализ полученной информации, выявление особенностей этих небесных тел.

 

 

15

 

Кометы и падающие звёзды. Комета Галея. Метеориты.

1

Выявление признаков, отличающих кометы и метеориты. Познакомить

с влиянием кометы  Галея на земные  процессы.

Презентация

Обсуждение полученной информации, постановка вопросов по данной теме

 

16

 

Звёзды – соседи Солнца. Рождение звезды и их размеры: звёзды сверх гиганты. Гиганты и карлики

1

Знакомство со звёздными соседями Солнца. наблюдение процессов рождения звёзд, классификация звёзд по их размерам

Презентация

Обсуждение новой информации, работа в группах по классификации звёзд.

 

17

 

Почему звёзды блестят? Цвет звёзд.

1

Постановка  проблемы, обсуждение путей решения данной проблемы

Презентация

Анализ новой информации, работа с различными источниками.

 

18

 

Полярная звезда; её нахождение на небе и определение сторон горизонта.

1

Знакомство с местоположением Полярной звезды на небе, учиться находить её среди других звёзд. Научить определять стороны горизонта по Полярной звезде.

Презентация

Работа с картой звёздного неба

Ориентирование по Полярной звезде

 

19

 

Чёрные дыры.

1

Изучение гипотез о происхождении чёрных дыр

Презентация

Анализ полученной информации, высказывание своей точки зрения.

 

20

 

Звёзды и боги.

1

Составление  сообщений на заданную тему Найти информацию в Интернете  по данной теме

Сообщение учеников

 

21

 

Что такое созвездие? Рисунки на небе.

1

Систематизация знаний по данной теме. этапов накопления знаний о созвездиях

Презентация

Работа с картой звёздного неба.

 

III триместр    (количество часов)- 13 часов.

22

 

Основные созвездия: Большая и Малая Медведицы. Звёздные карты.

1

Нахождение созвездий Большой и Малой Медведицы на карте, наблюдение за изменением положения этих созвездий.

Анализ информации, получаемой с карты звёздного неба

 

23

 

Карта неба северного полушария

1

Знакомство с картой звёздного неба северного полушария. Уметь показывать основные созвездия неба северного полушария..Научить ориентироваться по картам звёздного неба

Презентация

Анализ полученной информации, сравнение вида звёздного неба в разные сезоны года.

 

24

 

Основные созвездия северного полушария

1

Найти в Интернете и других источниках информации материал по теме, уметь отбирать нужную  информацию

Защита мини проектов по теме » Созвездия Северного полушария»

 

25

 

Карта неба южного полушария

1

    Знакомство с картой неба южного полушария

Учить ориентироваться по объектам звёздного неба.

Презентация

Анализ полученной информации, сравнение вида звёздного неба в разные сезоны года

 

26

 

Основные созвездия южного полушария. Игра « Узнай созвездие».

1

Создание мини презентаций о созвездиях южного полушария

Защита мини проектов, игра «Узнай созвездие

 

27

 

Астрономия и астрология – это одно и тоже?

1

Выявление различий между двумя науками.

Установление этапов развития астрономии и астрологии .Выявить влияние этих наук на жизнь человека

Работа со смысловым текстом, анализ информации, обсуждение влияния этих наук на нашу жизнь

 

28

 

Знаки Зодиака.

1

Знакомство с зодиакальными созвездиями, выявление влияния этих созвездий на нашу жизнь

Презентация

Работа с рисунками

 

29 - 30

 

Защита проектных работ « Рисунки на небе».

2

Умение обосновывать свою точку зрения, приводить аргументы своей позиции, воспринимать другие мнения

Защита проектных работ по теме» Рисунки на небе».

 

31

 

 Тема « Вселенная» - 4 часа.            Что такое Галактика. Многообразие галактик.

1

Наблюдать существующие модели Галактик. Определить и показать многообразие Галактик

Презентация

Анализ полученной информации

 

32

 

Вселенная

1

Установить этапы развития знаний о Вселенной, сравнить эти знания в разные периоды развития человечества.

Презентация

Работа со снимками из космоса

 

33

 

Что такое НЛО?

1

Поиск и изучение информации об НЛО

 

Анализ полученной информации, её структурирование

 

34

 

Основные направления международного сотрудничества в космосе. Роботы в космосе.

1

Выбор и исполнение своей модели космических кораблей, роботов.

Создание моделей космических кораблей. роботов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Дубкова С.И. Засов А.В. Атлас звёздного неба. – М. РОСМЭН – ПРЕСС.2003

2. Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах М. изд. Педагогика- пресс.1993.

3.Гагарин Ю.А. Я вижу Землю   М. 1968

4. Энциклопедия для детей том8 2 Астрономия М.Аванта + 2002

5. Серия « Я познаю мир» Дубкова С.И. Сказки звёздного неба изд.Белый город 2004.

6. Большая энциклопедия эрудита изд. Махаон 2004.

7. Энциклопедия тайн и загадок В. Калашников « Звёзды и планеты», занимательная астрономия, изд Белый дом 2002.

  .