МОУ Лицей г. Истры
|
Рассмотрено на заседании кафедры ____________________ ________________ФИО астрономия № протокола _________ «_____» ___________2013 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ __________________ФИО
«____»___________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ТЕМЕ « Занимательная астрономия».
УЧЕБНЫЙ ГОД 2013 -2014 учебный год_
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД 34 часа.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ 1час в неделю.
УЧИТЕЛЬ __Покалюк Светлана Алексеевна
Пояснительная записка
Курс « Занимательная астрономия » реализует проектную деятельность во внеурочной деятельности в 5 классе. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.
Основными методами реализации программы являются изучение: изучение нового материала, составление и защита мини проектов, создание презентаций, парная и групповая работа.
Объем нагрузки:
Участники образовательной программы: учащиеся 5 классов.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 34 часов: 1 занятие в неделю.
Цель курса: Формирование у учащихся условий для устойчивого интереса к астрономии, знакомство с представлениями о строении окружающего мира. Вселенной. Развитие познавательных, коммуникативных навыков.
Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности
Задачи:
1. Изучить строение, расположение, движение объектов на звёздном небе.
2. Изучить влияние небесных объектов на Землю.
3. Повысить эрудицию и расширить кругозор учащихся.
4. Развивать навыки самостоятельности.
5. Развивать умение работать в коллективе, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного.
6. Формировать умение самостоятельно добывать нужную информацию, отстаивать свою точку зрения.
Основные разделы программы:
1. Что такое астрономия – 1 час
2. Человек в космосе – 4 часа
3. Солнечная система – 8 часов
4. Малые тела Солнечной системы – 17 часов
5. Вселенная – 4 часа
Воспитательные идеи программы: воспитывать гармонично развивающегося человека, имеющего свои убеждения, способного обосновать свой выбор, умеющего отстаивать свою точку зрения, уважающего другое мнение.
Ожидаемые результаты:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
1. Формирование уважительного отношения к иному мнению;
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах социальной справедливости и свободе;
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метопредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий
Регулятивные УУД.
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы ( задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять допущенные ошибки и корректировать свою работу.
Познавательные УУД.
Ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления ; определять причины явлений,, событий: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план научного текста, предоставлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД.
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения, быть готовым её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться с уважением относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
№ п\п |
Раздел, темы |
Количество часов |
|
1 |
Что такое астрономия |
1 |
|
2 |
Человек в космосе |
4 |
|
3 |
Солнечная система |
8 |
|
4 |
Малые тела Солнечной системы |
17 |
|
5 |
Вселенная |
4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
№ |
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
Планируемые результаты (УУД) |
Виды деятельности |
примечание |
|
I триместр (количество часов)-10 часов |
||||||
|
1 |
|
Земная наука о небесных телах. Что изучает астрономия |
1 |
Знакомство учащихся с астрономией, выделение по материалам презентации объектов, изучением которых занимается эта наука. Развитие умений чётко формулировать свою мысль, обосновывать ответ. |
Просмотр презентации, беседа |
|
|
2 |
|
Тема: Человек в космосе – 4 часа. Как древние люди представляли себе Вселенную |
1 |
Расширение знаний учащихся о представлениях древних людей, умение подбирать нужный материал в разных источниках информации |
Презентация, анализ подготовленных детьми сообщений |
|
|
3 |
|
От Коперника до наших дней |
1 |
Знакомство с учёными, перевернувшими преставления людей о строении Вселенной, изучение моделей Вселенной.и снимков из космоса; формирование научной картины мира в сознании учащихся. |
Презентация, обсуждение значения открытий учёных для развития человечества. Прогнозирование дальнейших исследований. |
|
|
4 -5 |
|
Проектирование и создание модели собственной Галактики. Защита своих мини_ проектов |
2 |
Развитие умений обосновывать и защищать свой выбор |
Моделирование Галактики, на основе своих представлений. |
|
|
6 |
|
Тема: Солнечная система – 8 часов. Общая характеристика Солнечной системы.
|
1 |
Систематизировать имеющиеся знания о Солнечной системе, расширить и обогатить свои знания, работая с различными источниками информации. |
Презентация ,постановка и решение учебной задачи |
|
|
7 |
|
Солнце – дневная звезда. Как движется Солнце. Солнечные затмения. |
1 |
Знакомство с движением Солнца .Выяснение причин, вызывающих солнечные затмения . |
Презентация, Моделирование ситуации, изображающую затмение Солнца; дискуссия о причинах затмения. |
|
|
8 |
|
Внутреннее строение Солнца, наблюдение пятен и факелов на Солнце. Мини проекты «Использование энергии Солнца». |
1 |
Знакомство со внутренним строением Солнца; наблюдение пятен и факелов на Солнце. Определение последствий этих явлений для людей |
Защита мини проектов « использование энергии Солнца |
|
|
9 |
|
Практическая работа « Определение положения Солнца с помощью гномона. Как Солнце влияет на Землю. |
1 |
Обучение постановке учебной задачи и выбору наиболее эффективного пути решения этой задачи. Обобщение знаний о влиянии Солнца на Землю |
Презентация. Практическая работа по определению положения Солнца по гномону |
|
|
10 |
|
Общая характеристика планет. Есть ли жизнь на других планетах. Планеты земной группы. |
1 |
Знакомство с планетами Солнечной системы .сравнивание планет по разным параметрам. Структурирование имеющихся знаний по этой теме. Умение слушать мнение одноклассников и корректировать собственное мнение
|
Презентация. Обсуждение гипотезы «Есть ли жизнь на других планетах |
|
|
II триместр (количество часов)-11 часов. |
||||||
|
11 |
|
Планеты – гиганты. Почему Плутон не планета? Спутники планет. |
1 |
Структурирование имеющихся знаний о планетах – гигантах, подбор нужной информации по теме, обмен полученной информацией |
Презентация Дискусия « Почему Плутон не планета?» |
|
|
12 |
|
Луна – наш естественный спутник. Как древние люди вели счёт времени по Луне. Формы рельефа Луны: лунные моря и кратеры. |
1 |
Расширение представлений о нашем естественном спутнике, знакомство с формами рельефа Луны. Выдвижение гипотез их происхождения. |
Презентация Обсуждение гипотез происхождения Луны. составление вопросов по теме. |
|
|
13 |
|
Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Влияние Луны на Землю. |
1 |
Знакомство с влиянием Луны на процессы, происходящие на Земле. Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Сформулировать вывод о Влиянии Луны на нашу планету. |
Презентация Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Беседа по вопросам. |
|
|
14 |
|
Тема « Малые тела Солнечной системы» - 17 часов. Малые тела Солнечной системы. Астероиды вблизи Земли. |
1 |
Выявить малые тела Солнечной системы, познакомиться с их происхождением. Уточнить знания об астероидах. Показать их влиянии на планеты |
Презентация Анализ полученной информации, выявление особенностей этих небесных тел.
|
|
|
15 |
|
Кометы и падающие звёзды. Комета Галея. Метеориты. |
1 |
Выявление признаков, отличающих кометы и метеориты. Познакомить с влиянием кометы Галея на земные процессы. |
Презентация Обсуждение полученной информации, постановка вопросов по данной теме |
|
|
16 |
|
Звёзды – соседи Солнца. Рождение звезды и их размеры: звёзды сверх гиганты. Гиганты и карлики |
1 |
Знакомство со звёздными соседями Солнца. наблюдение процессов рождения звёзд, классификация звёзд по их размерам |
Презентация Обсуждение новой информации, работа в группах по классификации звёзд. |
|
|
17 |
|
Почему звёзды блестят? Цвет звёзд. |
1 |
Постановка проблемы, обсуждение путей решения данной проблемы |
Презентация Анализ новой информации, работа с различными источниками. |
|
|
18 |
|
Полярная звезда; её нахождение на небе и определение сторон горизонта. |
1 |
Знакомство с местоположением Полярной звезды на небе, учиться находить её среди других звёзд. Научить определять стороны горизонта по Полярной звезде. |
Презентация Работа с картой звёздного неба Ориентирование по Полярной звезде |
|
|
19 |
|
Чёрные дыры. |
1 |
Изучение гипотез о происхождении чёрных дыр |
Презентация Анализ полученной информации, высказывание своей точки зрения. |
|
|
20 |
|
Звёзды и боги. |
1 |
Составление сообщений на заданную тему Найти информацию в Интернете по данной теме |
Сообщение учеников |
|
|
21 |
|
Что такое созвездие? Рисунки на небе. |
1 |
Систематизация знаний по данной теме. этапов накопления знаний о созвездиях |
Презентация Работа с картой звёздного неба. |
|
|
III триместр (количество часов)- 13 часов. |
||||||
|
22 |
|
Основные созвездия: Большая и Малая Медведицы. Звёздные карты. |
1 |
Нахождение созвездий Большой и Малой Медведицы на карте, наблюдение за изменением положения этих созвездий. |
Анализ информации, получаемой с карты звёздного неба |
|
|
23 |
|
Карта неба северного полушария |
1 |
Знакомство с картой звёздного неба северного полушария. Уметь показывать основные созвездия неба северного полушария..Научить ориентироваться по картам звёздного неба |
Презентация Анализ полученной информации, сравнение вида звёздного неба в разные сезоны года. |
|
|
24 |
|
Основные созвездия северного полушария |
1 |
Найти в Интернете и других источниках информации материал по теме, уметь отбирать нужную информацию |
Защита мини проектов по теме » Созвездия Северного полушария» |
|
|
25 |
|
Карта неба южного полушария |
1 |
Знакомство с картой неба южного полушария Учить ориентироваться по объектам звёздного неба. |
Презентация Анализ полученной информации, сравнение вида звёздного неба в разные сезоны года |
|
|
26 |
|
Основные созвездия южного полушария. Игра « Узнай созвездие». |
1 |
Создание мини презентаций о созвездиях южного полушария |
Защита мини проектов, игра «Узнай созвездие |
|
|
27 |
|
Астрономия и астрология – это одно и тоже? |
1 |
Выявление различий между двумя науками. Установление этапов развития астрономии и астрологии .Выявить влияние этих наук на жизнь человека |
Работа со смысловым текстом, анализ информации, обсуждение влияния этих наук на нашу жизнь |
|
|
28 |
|
Знаки Зодиака. |
1 |
Знакомство с зодиакальными созвездиями, выявление влияния этих созвездий на нашу жизнь |
Презентация Работа с рисунками |
|
|
29 - 30 |
|
Защита проектных работ « Рисунки на небе». |
2 |
Умение обосновывать свою точку зрения, приводить аргументы своей позиции, воспринимать другие мнения |
Защита проектных работ по теме» Рисунки на небе». |
|
|
31 |
|
Тема « Вселенная» - 4 часа. Что такое Галактика. Многообразие галактик. |
1 |
Наблюдать существующие модели Галактик. Определить и показать многообразие Галактик |
Презентация Анализ полученной информации |
|
|
32 |
|
Вселенная |
1 |
Установить этапы развития знаний о Вселенной, сравнить эти знания в разные периоды развития человечества. |
Презентация Работа со снимками из космоса |
|
|
33 |
|
Что такое НЛО? |
1 |
Поиск и изучение информации об НЛО
|
Анализ полученной информации, её структурирование |
|
|
34 |
|
Основные направления международного сотрудничества в космосе. Роботы в космосе. |
1 |
Выбор и исполнение своей модели космических кораблей, роботов. |
Создание моделей космических кораблей. роботов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА
1.Дубкова С.И. Засов А.В. Атлас звёздного неба. – М. РОСМЭН – ПРЕСС.2003
2. Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах М. изд. Педагогика- пресс.1993.
3.Гагарин Ю.А. Я вижу Землю М. 1968
4. Энциклопедия для детей том8 2 Астрономия М.Аванта + 2002
5. Серия « Я познаю мир» Дубкова С.И. Сказки звёздного неба изд.Белый город 2004.
6. Большая энциклопедия эрудита изд. Махаон 2004.
7. Энциклопедия тайн и загадок В. Калашников « Звёзды и планеты», занимательная астрономия, изд Белый дом 2002.
.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.