Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №12»
городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
|
Рассмотрено на заседании МО учителей математики, физики и информатики Протокол № от «____»________2019г Руководитель МО ______ |
Согласовано Зам. директора _________
|
|
Утверждаю Директор МАОУ «Лицей №12» городского округа г.Стерлитамак РБ __________ Приказ № ____от «___»________2019г
|
Программа
для 5-7 классов
на 2019-2020 учебный год
курса «Безопасность в сети интернет»
Учитель К.С. Халатян
Стерлитамак
2019
Пояснительная записка
Исследование проблемы безопасности детей и подростков в сети Интернет последние годы является особенно актуальным, в связи с бурным развитием IT технологий и со свободным использованием детьми и подростками современных информационно –коммуникационных технологий (Интернет, сотовая ( мобильная ) связь).
Программа внеурочной деятельности « Безопасность в сети Интернет» разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей и подростков при организации урочной, внеурочной, факультативной деятельности, а так же спец курсов. Программа разработана для следующих уровней общего образования: основного общего и среднего общего образования
Направленность программы внеурочной деятельности – социальная.
Общая характеристика учебного курса:
Программа внеурочной деятельности разработана с учетом требований законов Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации », от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10 и СанПиН 2.4.4.3172-14 “ Санитарно-эпидемиологических требований к устройству , содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей“.
В требованиях ФГОС к предметным результатам освоения курса информатики для уровней основного общего и среднего общего образования отсутствует предметная область «Основы безопасности в интернете», но в рамках метапредметных результатов и предметных умений дисциплины «Информатика» вопросы информационной безопасности обозначены. Новизна дополнительной общеобразовательной программы « Безопасность в сети Интернет» заключена в достижении метапредметных результатов и предметных умений дисциплины «Информатика» по формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети интернет, умений соблюдать нормы информационной этики и права.
Цель программы: освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства.
Задачи обучения:
Образовательные:
1. Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет;
2. Формировать умения соблюдать нормы информационной этики;
3. Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию .
Развивающие:
1. Развивать компьютерную грамотность и информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
2. Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
3. Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий;
Воспитательные:
1. Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности;
2. Способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности.
3. Стимулировать поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
Данная программа составлена на основе курса «Основы кибербезопасности » для общеобразовательных организаций авторов Тонких И.М., Комарова М.М., Ледовского В. И., Михайлова А.В., переработана и модифицирована.
Содержание программного материала этих тем, как в теории, так и на практических занятиях составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся, весь материал построен по принципу от простого к сложному.
Практические работы в содержании программы возможно использовать в качестве вариативных, индивидуальных практических заданий разного уровня углубленности, доступности т степени сложности исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.
Описание места учебного курса в учебном плане
Данная программа в учебном плане представлена в части как программа. Соответственно учебному плану программа внеурочной деятельности предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 5-7 классах: базовый уровень обучения в объеме 34 часов, 1 раз в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные:
1. Вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной информационной безопасности;
2. Формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические качества личности;
3. Стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
Метапредметные:
1. Развиваются компьютерная грамотность и информационная культура личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
2. Развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
3. Развиваются познавательная и творческая активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.
Предметные:
1. Сформированы знания о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети интернет;
2. Сформированы умения соблюдать нормы информационной этики;
3. Сформированы умения безопасно работать с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
Формы проведения занятий:
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая. Занятия проводятся в комбинированной, теоретической и практической форме:
-теоретические занятия: основы безопасного поведения при работе с компьютерными программами, информацией в сети интернет, изучение терминов, беседы, лекции-практические занятия: работа с мобильными устройствами; закупки в интернет-магазине; квесты; создание буклетов и мультимедийных презентаций.
Режим занятий- занятия по данной программе могут проводиться один раз в неделю в рамках внеурочной деятельность, факультативов или спец курсов в школе в соответствии с нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 или СанПиН 2.4.4.3172-14.
Способ определения планируемых результатов –педагогическое наблюдение, тесты, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях, защиты проектов, решение задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п. Для отслеживания результативности можно использовать: педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, диагностику личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, ведение оценочной системы; мониторинг образовательной деятельности детей и т.п
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
(основное общее образование)
Тема № 1. (4 часов) Общие сведения о безопасности ПК и Интернета.
1.Основные вопросы: Как устроены компьютер и интернет. Как работают мобильные устройства. Угрозы для мобильных устройств. Защита персональных данных, почему она нужна. Категории персональных данных. Биометрические персональные данные. Безопасный профиль в социальных сетях. Составление сети контактов. Защита киберпространства как комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности. Аспекты кибербезопасности Компьютерная и информационная безопасность, обнаружение проблем сети, восстановление параметров систем, средства защиты от несанкционированного доступа к данным, криптографическая защита информации. Основные угрозы безопасности информации: утечки, потеря целостности, нарушение работоспособности системы, незаконное тиражирование (воспроизведение). Безопасный серфинг. Безопасные ресурсы для поиска.
2. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать как устроен компьютер и интернет, как работают мобильные устройства, какие существуют угрозы для мобильных устройств, что такое защита персональных данных, аспекты кибербезопасности, что такое компьютерная и информационная безопасность, что такое кибертерроризм и кибервойны, основные угрозы безопасности информации. Обучающиеся должны уметь защищать свои персональные данные, составлять безопасные сети контактов, своевременно обнаружить проблемы сети, восстанавливать параметры систем.
3. Тематика практических работ: 1. Практическая работа: Конкурс на тему: Составь информационный буклет «Моя безопасная сеть» или сделай групповую газету «Безопасность в Интернет». Лучшие работы будут презентованы на родительских собраниях.
Тема № 2. (5 часов) Техника безопасности и экология
1. Основные вопросы: Правила поведения в компьютерном классе. Техника безопасности при работе с компьютером. Компьютер и мобильные устройства в чрезвычайных ситуациях. Компьютер и зрение. Воздействие радиоволн на здоровье и окружающую среду (Wi-Fi, Bluetooth, GSM). Комплекс упражнений при работе за компьютером. Гигиена при работе с ПК.
2. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать правила поведения в компьютерном классе, как применяются компьютер и мобильные устройства в чрезвычайных ситуациях, какое влияние оказывает компьютер на зрение, какое воздействие оказывают радиоволны на здоровье человека и окружающую среду. Обучающиеся должны уметь соблюдать требования ТБ при работе с компьютером, соблюдать гигиенические требования, проводить комплекс упражнений при работе за компьютером.
3. Тематика практических работ: Практическая работа. Создание буктреллера: «Техника безопасности при работе с компьютером». Встреча с интересными людьми работающими в области системы безопасности и IT технологий.
Тема № 3. (5 часов) Проблемы Интернет-зависимости
1. Основные вопросы: ЗОЖ и компьютер. Деструктивная информация в Интернете - как ее избежать. Психологическое воздействие информации на человека. Управление личностью через сеть. Интернет и компьютерная зависимость. Критерии зависимости с точки зрения психологов (приоритетность, изменения настроения, толерантность, симптом разрыва, конфликт, рецидив). Как развивается зависимость. Типы интернет - зависимости (пристрастие к работе с компьютером, к навигации и поиску информации, игромания и электронные покупки, зависимость от сетевого общения, сексуальные зависимости).
2. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать, что такое ЗОЖ, и как влияет компьютер на здоровье, какое психологическое воздействие оказывает информация на личность человека, критерии зависимости, типы интернет-зависимости, как развивается зависимость. Обучающиеся должны уметь распознавать и избегать деструктивную информацию в Интернете, уметь вовремя выявить интернет-зависимость и сообщить специалистам.
3. Тематика практических работ: Практическая работа. Конкурс Создание мультимедийной презентации «ПК и ЗОЖ. Организация рабочего места». Лучшие работы будут выложены на сайте школы.
Тема № 4. (5 часов) Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы.
1. Основные вопросы: Вирусы человека и компьютера, цели компьютерных вирусов. Типы вирусов. Отличия вирусов и закладок. Как распространяются вирусы. Что такое антивирусная защита. Как лечить компьютер. Антивирусные программы для ПК: сканеры, ревизоры и др. Выявление неизвестных вирусов. Защита мобильных устройств. Безопасность при скачивании файлов. Защита программ и данных от несанкционированного копирования. Организационные, юридические, программные и программно-аппаратные меры защиты. Защита программ и данных с помощью паролей, программных и электронных ключей, серийных номеров, переноса в онлайн и т.п. Методы защиты фото и видеоматериалов от копирования в сети. Проверка подлинности (аутентификация) в Интернете. Меры личной безопасности при сетевом общении. Настройки приватности в социальных сетях. Предотвращение несанкционированного доступа к ПК. Пароли, биометрические методы защиты и аутентификация с помощью внешних носителей.
2. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать типы вирусов, что такое антивирусная защита, антивирусные программы, как лечить компьютер, как защитить мобильные устройства, как защитить фото и видеоматериалов от скачиваний. Обучающиеся должны уметь распознавать вирусы, пользоваться антивирусными защитными программами, соблюдать меры личной безопасности при сетевом общении.
3. Тематика практических работ: Практическая работа №1. «Установка антивирусной программы»; Практическая работа №2. Создание буктреллера на тему: «Разновидности вирусов. Черви, трояны, скрипты», «Шпионские программы». «Шифровальщики». «Троян-вымогатель в социальной сети “В Контакте” или наказание для особо любопытных».
Тема № 5. (5 часов) Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления.
1. Основные вопросы: Виды интернет - мошенничества (письма, реклама, охота за личными данными и т.п.). Фишинг (фарминг). Мошеннические действия в сети. Предложения о разблокировании программ (блокировщики windows). Ложные антивирусы. Сбор «пожертвований» на благотворительность. «Легкий заработок» в Интернете. Пирамиды. Мошенничество при распространении «бесплатного» ПО. Продажа «обучающих курсов» для бизнеса. Опасности мобильной связи. Предложения по установке вредоносных приложений. Мошеннические СМС. Прослушивание разговоров. Определение местоположения телефона. Азартные игры. Онлайн - казино. Букмекерские конторы. Предложения для «инвестирования» денег. Выигрыш в лотерею. Технологии манипулирования в Интернете. Техника безопасности при интернет-общении.
2. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать: виды интернет-мошенничества, опасности мобильной сети, технику безопасности при регистрации на веб-сайтах, сайтах знакомств, понятия компьютерное пиратство, плагиат, кибернаемники и кибердетективы. Обучающиеся должны уметь обезопасить себя при интернет-общении.
3. Тематика практических работ: Практическая работа. Проект на тему: «Правила поведения в сети с мошенниками и злоумышленниками», или «Как не стать жертвой сетевых шуток и розыгрышей».
Тема № 6. (5 часов) Сетевой этикет. Психология и сеть
1. Основные вопросы: Что такое этикет. Виды этикета (личный, деловой, письменный, дискуссионный и пр.). Различия этикета в разных странах. Как появился этикет, что это такое. Сетевой этикет. Общие правила сетевого этикета. Этика дискуссий. Взаимное уважение при интернет-общении. Этикет и безопасность. Эмоции в сети, их выражение. Примеры этических нарушений. Безопасная работа в сети в процессе сетевой коммуникации (чаты, форумы, конференции, скайп, социальные сети и пр.). Термины сетевого этикета: оверквотинг, флейм, флуд, оффтопик, смайлики и др. Психологическая обстановка в Интернете: грифинг, кибербуллинг, кибер-моббинг, троллинг, буллицид. Если вы стали жертвой компьютерной агрессии: службы помощи личное общение и общение в группе - чем они отличаются (чаты, форумы, службы мгновенных сообщений)
2. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать сетевой этикет, этические и правовые нормы информационной деятельности человека, информационный этикет и право, информационную безопасность. Обучающиеся должны уметь использовать этические и правовые нормы информационной деятельности человека, информационный этикет и право, информационную безопасность
3. Тематика практических работ: Практическая работа. Конкурс: Выпуск видеоролика на тему «Как не испортить себе настроение при общении в Сети и не опуститься до уровня «веб-агрессора». Работа победителя будет презентована на общешкольном собрании
Тема №7. (5 часов) Государственная политика в области кибербезопасности.
1. Основные вопросы: Собственность в Интернете. Авторское право. Интеллектуальная собственность. Платная и бесплатная информация. Защита прав потребителей при использовании услуг Интернет. Защита прав потребителей услуг провайдера. Как расследуются преступления в сети. Ответственность за интернет- мошенничество. Правовые акты в области информационных технологий и защиты киберпространства. Доктрина информационной безопасности.
2. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать правовые основы защиты от информации, причиняющей вред здоровью и развитию, интеллектуальной собственности, уголовной ответственности за создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ, авторского право, охраны программ для ЭВМ и баз данных(БД), лицензионных программ. Обучающиеся должны уметь пользоваться правовыми основами защиты от информации, причиняющей вред здоровью и развитию, интеллектуальной собственности, уголовной ответственности за создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ, авторским правом, охраны программ для ЭВМ и баз данных(БД), лицензионных программ.
3. Тематика практических работ: Практическая работа: Конкурс «Буклет Правовые основы для защиты от спама» или «Создание презентации «Как уберечь свою персональную информацию в Интернете, если вы общаетесь в социальных сетях». Работа победителя будет показана всем ученикам лицея на классном часе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(основное общее образование)
|
№ п/п |
Тема
|
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|
1. |
Общие сведения о безопасности ПК и Интернета |
4 |
3 |
1 |
|
2. |
Техника безопасности и экология |
5 |
4 |
1 |
|
3. |
Проблемы Интернет - зависимости |
5 |
4 |
1 |
|
4. |
Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы. |
5 |
3 |
2 |
|
5. |
Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления |
5 |
4 |
1 |
|
6. |
Сетевой этикет. Психология и сеть |
5 |
4 |
1 |
|
7. |
Государственная политика в области кибербезопасности |
5 |
4 |
1 |
|
|
Итого: |
34 |
26 |
8 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ, МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКИХ И ЦИФРОВЫХ МАТЕРИАЛОВ
Основная литература:
1. Бирюкова А.А. Информационная безопасность защита и нападение 2-е издание: Издательство ДМК –Пресс., 2017,434с.
2. Методическое пособие для работников системы общего образования Солдатова Г., Зотова Е., Лебашева М., Шляпников В., «Интернет: возможности ,компетенции, безопасность»,
Полезные ссылки для учителя:
1)http://www.kaspersky.ru-антивирус тему «Лаборатория Касперского»;
2)http://www.onlandia.org.ua/rus/- безопасная web –зона;
3)http://www.interneshka.net-международный онлайн-конкурс по безопасному использованию Интернета;
4)Рыжков В.Н. –Методика преподования информатики//http://nto.immpu.sgu.ru/sites/default/files/3/__12697.pdf;
5)http://www.saferinternet.ru-Портал Российского Оргкомитета по безопасному использованию Интернета;
6)http://content-filtering.ru-Интернет СМИ «Ваш личный Интернет»;
7)http://www.rgdb.ru- Российская государственная детская библиотека
8)http://www.saferinternet.ru/ -Безопасный Интернет. Портал Российского Оргкомитета по проведению Года Безопасного Интернета. Мероприятия ,Интернет и законодательство,проблемы и решения ,международнык ресурсы;
9)http://www.saferinternet.ru/- Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной ,корректной и комфортной работы в Интернете. Интернет-угрозы и эффективное противодействие им в отношениипользователей;
10)http://www.fid.su/-Фонд развития Интернета. Информация о проектах, конкурсах, конференциях и др. по компьютерной безопасности и безопасности Интернета;
11)http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/etusivu/html -Безопасность в Интернете. “Основы безопасности детей и молодежи в 30 Интернете”-интерактивный курс по Интернет-безопасности, предлагаемый российским офисом Microsoft в рамках глобальных инициатив Microsoft “Безопасность детей в Интернете” и “Партнерство в образовании”. В разделе для учащихся (7-16лет) предлагается изучить проблемы информационной безопасности посредством рассказов в картинках. В разделе для родителей и учителей содержится обновленная информация о том, как сделать Интернет для детей более безопасным, а так же изложены проблемы компьютерной безопасности.
Полезные ссылки для обучающихся:
1)http://www.symantec./ru/norton/clubsymantec/lbrary/article.isp?aid=cs_teach_kids-ClubSymantec единый источник сведений о безопасности в Интернете. Статья для родителей «Расскажите детям о безопасности в Интернете». Информация о средствах родительского контроля ;
2)http://obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html -Личная безопасность. Основы безопасности жизни. Рекомендации взрослым: как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным;
3)http://www.ifap.ru/library/book099.pdf -«Безопасность детей в Интернете», компания Microsoft. Информация для родителей: памятки, советы, рекомендации;
4)http://www.interneshka.net/children/index.phtml -«Интернешка»-детский онлайн-конкурс по безопасному использованию сети Интернет. Советы детям ,педагогам и родителям, «полезные ссылки». Регистрация и участие в конкурсе по безопасному использованию сети Интернет.
3.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.