Рабочая программа учебного предмета
« Изобразительное искусство»
Вариант 1
|
Срок реализации программы: |
1 год (2 класс) |
|
Составитель: |
Воронина Наталья Николаевна, учитель начальных классов, 1 квалификационная категория |
|
Составлена на основе: |
Программы для подготовительного,1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой - М: «Просвещение», 2013-192с. Допущена Министерством образования РФ |
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Руководитель А.С. Максимова
Протокол № ____ от «____» _______________ 20__ г.
г. Трубчевск
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе является приложением к АООП НОО ГБОУ «Трубчевская школа - интернат» и составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ ( в редакции от 31.12.2014) ;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 № 373
3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599
4. Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ «Трубчевская школа - интернат» вариант 1 на 2019-2020г.
5. Учебного плана ГБОУ «Трубчевская школа - интернат» на 2019-2020г.
6.Программы для подготовительного,1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой. -М.: «Просвещение», 2013-192с.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся по варианту 1 .
Целью данной программы является:
- оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;
- способствовать формированию личности ребенка;
- воспитание положительных навыков и привычек.
На уроках по изобразительному искусству реализуются следующие основные задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по изобразительному искусству включены знания в области искусства - практика художественного ремесла и художественного творчества:
· овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;
· освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;
· развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;
· формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;
· развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.
Для гарантированного получения школьного образования детей с интеллектуальными нарушениями за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство как учебный предмет имеет большое значение в развитии детей с интеллектуальными нарушениями. Обучающиеся не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. На уроках они знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства, с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
В подготовительном периоде обучения выделяются специальные разделы пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук, формирование познавательной деятельности, навыков работы с художественными материалами и др.
На уроках изобразительного искусства выполняются следующие виды работы:
- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование. - лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
- выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
- проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Работа с натурой в лепке, при составлении аппликации, в рисовании является ведущей. Обучающиеся учатся приемам обследования изображаемых предметов. Рисованию с натуры предшествуют наблюдения изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета обучающиеся передают его изображение в рисунке так, как видят его со своего места.
При обучении рисованию с натуры используется метод сравнения. Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах: а) составление «подвижной аппликации» - целого изображения из частей (например, человечка, лошадки из частей, составляющих их тело) или композиции из готовых изображений или силуэтов (например, дом, около дома - дерево, за домом - забор, перед забором - машина). В «подвижной аппликации» части целого объекта или композиции не приклеиваются на изобразительную плоскость (лист бумаги). Предоставляется возможность передвигать их, показывая: движение объекта; рациональное размещение, планирование при составлении композиции (например, передвигать ноги у человечка, показывая, что он то стоит, то идет; показывать правильное и ошибочное расположение силуэта объекта (или объектов) относительно изобразительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко; б) составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого изображения или композиции (элементы аппликации готовятся или учителем, или учащимся).
Наряду с формированием практических умений у обучающихся развивается цветовоcприятие, умение устанавливать связи между свойствами предметов и cенсорными эталонами и т.д. На уроках используются игровые формы, проблемные ситуации. В композиционной деятельности ведется работа над развитием умений устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой целью используются методики работы с «подвижной аппликацией», с правильными и ошибочными изображениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые заранее проставляются учителем в альбоме.
Работа над декоративной композицией в полосе при составлении узора позволяет развить у детей чувство ритма при чередовании формы, цвета, величины элементов.
Работа над тематической композицией начинается с формирования графических образов объектов. Прежде всего, это дерево, дом, человек.
Обучающиеся рассматривают предмет, который они собираются нарисовать, выделяют главные признаки предмета: его форму, цвет, величину; расположение предмета в пространстве; соотносят выделенные части в отношении друг друга и по отношению к целому. Ведущими видами работы в этом направлении является лепка - аппликация - рисунок в названной последовательности. В лепке ребенок воссоздает объемные части и соединяет их в целое объемное изображение. Аппликация является переходным этапом от объемного к плоскостному изображению – рисунку. Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности. На уроках во 2-4 классах дети знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства, с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. На уроках предусмотрены четыре вида занятий: декоративное раскрашивание, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся. Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места. Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах - научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов. На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений
. Перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу, передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности. Беседы об искусстве - важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. Для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия. В программе принцип коррекционной направленности является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию личности в целом.
Коррекционная работа включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция - развитие памяти; - коррекция - развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Коррекция мелкой моторики.
Работа над развитием речи, обучающихся проводится 1 раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года. На уроке для проверки накопленного лексического материала отводится по 10-15 мин. Учащиеся, отстающие от одноклассников в умении изображать заданный материал, должны участвовать в подготовительной и основной части урока вместе со всеми учащимися, беседуя с учителем, анализируя объект изображения, повторяя последовательность изображения за учителем или хорошо успевающим учащимся. Во время работы этих учащихся над рисунком с ними проводится индивидуальная работа и оказывается посильная помощь с использованием специальных методических приёмов.
Формы работы:
-урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Основными методами являются:
Словесные методы:
- рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях;
- беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся;
- объяснение, используется для раскрытия причинно-следственных связей. Словесные методы способствуют развитию и коррекции логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
Наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий). Наглядные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» отводится во 2 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели)
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» 2 класс
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам. Личностные результаты:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни: умение пользоваться окружающими в быту вещами и предметами; умение ориентироваться в пространстве школы (расписание, кабинеты, места общего пользования); умение включаться в разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной организации: а) умение передать свои впечатления, делиться своими воспоминаниями, перенимать жизненный опыт других людей, используя вербальные и невербальные возможности;
б) умение осваивать места за пределами дома и школы, накапливать и упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
в) умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и в школе;
г) умение активно взаимодействовать с миром, накапливать опыт освоения нового при помощи экскурсий, путешествий; - осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей: умение выражать свои чувства соответственно ситуации социального контакта; знание правил поведения с учителями и учениками в школе.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Предметные результаты
|
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
|
Обучающиеся овладеют знаниями: - о работе художника и её особенностях; - композиции изображения на листе бумаги; - некоторых характерных признаков деревьев разных пород (береза, ель, сосна); - значений новых слов. Обучающиеся овладеют умениями: - рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях с помощью учителя, опорных точек; - рисовать предметы простой формы с помощью опорных точек, шаблона; - изображать фигуру человека в лепке и в рисунке под руководством учителя; - рисовать деревья сразу кистью с помощью учителя; - изображать дома городского и деревенского типа с опорой на образец, используя помощь учителя; - выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета с помощью учителя; - складывать аппликацию, лепить и рисовать в соответствии с предложенным порядком действий с помощью учит
|
Обучающиеся получат возможность овладеть знаниями: - о работе художника и её особенностях; - композиции изображения на листе бумаги; - характерных признаков деревьев разных пород (береза, ель, сосна); - значений новых слов. Обучающиеся получат возможность овладеть умениями: - рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях самостоятельно; - рисовать предметы простой формы самостоятельно от руки; - изображать фигуру человека в лепке и в рисунке самостоятельно; - рисовать деревья сразу кистью самостоятельно, передавая отличительные признаки и учитывая строение; - изображать дома городского и деревенского типа с опорой на образец самостоятельно; - самостоятельно выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета; - самостоятельно складывать аппликацию, лепить и рисовать в соответствии с предложенным порядком действий. |
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у ребят эстетического вкуса.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунках так, как видят со своего места.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
Очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на тему являются изображения явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
Во 2 классе перед учащимися ставится простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правила загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу, передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, нужно сосредоточить свои усилия на формирование у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художетсвенно-эстетического воспитания школьников.
Во 2 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репротудкий художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки не отводятся, а выделяется 10-15 минут в начале или в конце урока.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В основном работа идет над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время беседы об искусстве нужно работать над обогащением словаря и развитием речи детей, над коррекцией недостатков произношения.
СОДЕРЖАНИЕ
ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Календарно – тематическое планирование. Изобразительное искусство. 2 класс
|
№ |
Тема |
Дата по плану |
Дата по факту |
Примечание, вид контроля |
|
1 |
Рисование с натуры Рисование школьных принадлежностей (папка,линейка, пенал) |
|
|
|
|
2 |
Рисование с натуры овощей:огурец, помидор, морковь. |
|
|
|
|
3 |
Рисование с натуры фруктов: яблоко, груша, банан, апельсин. |
|
|
|
|
4 |
Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор). |
|
|
|
|
5 |
Рисование узора в полосе из листьев и ягод (по образцу). |
|
|
|
|
6 |
Рисование узора в полосе из растительных форм. |
|
|
|
|
7 |
Рисование на тему. Деревья осенью. |
|
|
|
|
8 |
Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники закрасить цветными карандашами). |
|
|
|
|
9 |
Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях). |
|
|
|
|
10 |
Декоративное рисование Узор из цветов для коврика прямоугольной формы |
|
|
|
|
11 |
Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу). |
|
|
|
|
12 |
Декоративное рисование орнамента в квадрате. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с Городецкой росписью |
|
|
|
|
13 |
Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях). |
|
|
|
|
14 |
Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание картины И. Хирова «Лиственница». |
|
|
|
|
15 |
Беседа о Новом годе. Рисование с натуры праздничных флажков |
|
|
|
|
16 |
Рисование с натуры елочных украшений |
|
|
|
|
17 |
Рисование на тему Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками». |
|
|
|
|
18 |
Рисование узора из снежинок |
|
|
|
|
19 |
Рисование на тему «Снеговики». |
|
|
|
|
20 |
Рисование с натуры рамки для картины. Беседа по картине В. Логинова «Зимний город». |
|
|
|
|
21 |
Рисование на тему «Рыбки в аквариуме». |
|
|
|
|
22 |
Рисование с натуры предметов прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка). |
|
|
|
|
23 |
Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с Полхов-Майданскими изделиями. Рисование узора в полосе. |
|
|
|
|
24 |
Декоративное рисование – узор в полосе для косынки треугольной формы. |
|
|
|
|
25 |
Рисование с натуры дорожного знака. «Впереди опасность» (равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям). |
|
|
|
|
26 |
Рисование узора в круге – расписная тарелка (круг - готовая форма). |
|
|
|
|
27 |
Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающих в себе геометрические формы (домик, тележка, скворечник). |
|
|
|
|
28 |
Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем |
|
|
|
|
29 |
Декоративное оформление открытки «Ракета летит». Беседа о Дне космонавтики. |
|
|
|
|
30 |
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. |
|
|
|
|
31 |
Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров. |
|
|
|
|
32 |
Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками. |
|
|
|
|
33 |
Рисование узора в полосе из цветов и листочков. |
|
|
|
|
34 |
Узор из цветов в круге (круг - готовая форма). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тематическое планирование. Изобразительное искусство. 2 класс
|
№ |
Раздел |
Основные виды деятельности |
Колич. часов |
|
1 |
Рисование с натуры
|
Называть предмет, его значение в жизни человека. Находить и показывать предмет среди похожих. Рисовать от руки предметы округлой и продолговатой формы. Определять форму, цвет, величину предметов, в том числе и изображённых на картинах. Передавать в рисунке основную форму однородных предметов. Ориентироваться на плоскости листа бумаги. Узнавать в иллюстрациях изображение известных грибов. Передавать в рисунке характерные особенности строения растительных форм. Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш. Передавать основную форму, цвет и строение несложных предметов. Определять форму предмета. Сравнивать форму предметов с геометрическими фигурами. Составлять устные высказывания о свойствах предметов. Рисовать от руки основные геометрические фигуры. Проводить осевую линию. |
14 |
|
2 |
Декоративное рисование |
Ориентироваться на плоскости листа бумаги. Определять форму предмета. Составлять устные высказывания о свойствах предметов. Располагать узор из растительных элементов в прямоугольной форме, по краям круга и в середине. Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов. Верно рисовать квадрат и делить его на равные части. Проводить прямые вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Чередовать элементы орнамента по цвету. Называть отличительные особенности видов росписи. Определять форму предмета. Сравнивать форму предметов с геометрическими фигурами. Составлять из раздаточного материала несложные предметы Отражать в речи результат сравнения. Передавать в рисунке основную форму знакомых предметов. Правильно определять величину изображаемого предмета, соблюдая пространственные отношения. Отражать в речи результат сравнения. |
13 |
|
3 |
Рисование на тему |
Передавать в одном рисунке по представлению основную форму знакомых предметов. Определять форму, цвет, величину предметов, изображённых на картинах.Передавать форму, цвет и характерные детали изображаемых предметов. Владеть понятиями: «снизу», «сверху», «рядом», «около». Правильно размещать изображение на листе бумаги. Соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов. Работать по опорным точкам. Самостоятельно составлять узор из предложенных учителем элементов. Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов.
|
4 |
|
4 |
Беседа об изобразительном искусстве
|
Отвечать на вопросы:1. Кто написал картину? 2. Что изображено на картине? 3. Нравится ли вам картина? Объясните почему. 4. Какое настроение (грустное, весёлое, спокойное) создаёт эта картина? Определять положение предметов в пространстве. Передавать в рисунке основную форму знакомых предметов. Правильно определять величину изображаемого предмета, соблюдая пространственные отношения. Отражать в речи результат сравнения. Называть отличительные особенности Городецкой росписи. Передавать графический образ предмета. Соблюдать (приблизительно) пропорции. Верно располагать рисунок на листе бумаги. Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов
|
3 |
|
34 |
|
|
|
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по предмету «Изобразительное искусство».
Оценка «5» выставляется, если ученик:
Проводит от руки линии в нужных направлениях, ориентируясь на плоскости листа бумаги, не поворачивая его при этом. Размещает изображение на листе бумаги в соответствии с заданными опорными точками. Равномерно закрашивает рисунок цветными карандашами, соблюдая его контуры, различает и называет цвета. Рисует от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы. Различает по форме и цвету чередование элементов в узоре. Узнает в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Оценка «4» выставляется, если ученик:
Допускает незначительные ошибки в размещении предметов на листе бумаги. Неравномерно закрашивает рисунок. Рисует от руки геометрические фигуры иногда прерывистой линией.
Оценка «3» выставляется, если ученик:
Не всегда ориентируется на плоскости листа бумаги, при рисовании поворачивает лист. Путает цвета, закрашивание рисунка неравномерное. Геометрические фигуры рисует, не соблюдая контуров предметов. Путается в названиях персонажей народных сказок.
Оценка «2» выставляется, если ученик:
Не умеет проводить линии в нужном направлении, размещать изображение предмета на листе в нужном месте. Не умеет рисовать от руки различные геометрические фигуры. Не знает персонажей народных сказок.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
- Л.В. Орлова. Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 16с.
- Ю.Г. Дрожжин. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 24с.
- Т.Я. Шпикалова, Г.А. Величкина. Дымковская игрушка. М.: мозаика-Синтез, 2004. – 24с.
Печатные пособия:
· портреты русских и зарубежных художников;
· таблицы по цветоведению, построению орнамента;
· схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
· таблицы по народным промыслам;
учебно-практическое оборудование конструкторы; краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; восковые мелки; кисти беличьи № 5, 10, 20; кисти из щетины № 3, 10, 20; ножницы; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;
· Технические средства обучения – ноутбук.
· Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.