Рабочая программа

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 107.docx

Рабочая программа учебного предмета

 

« Изобразительное искусство»

 

Вариант  1

 

 

Срок реализации программы:

     1   год  (2 класс)

Составитель:

Воронина Наталья Николаевна, учитель начальных классов, 1 квалификационная категория

Составлена на основе:

Программы  для подготовительного,1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой - М: «Просвещение», 2013-192с.

Допущена Министерством образования РФ

 

 

 

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

 

Руководитель    А.С. Максимова  

 

Протокол № ____ от «____» _______________ 20__ г.

 

 

 

г.    Трубчевск

 

2019 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе является приложением к АООП НОО ГБОУ  «Трубчевская  школа - интернат» и составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:

      1.Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ ( в редакции от 31.12.2014) ;

 

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 № 373

 

3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599

 

4. Адаптированной основной  образовательной программы   начального общего  образования ГБОУ «Трубчевская  школа - интернат» вариант 1 на 2019-2020г.

 

5. Учебного плана ГБОУ «Трубчевская  школа - интернат»  на 2019-2020г.

 

6.Программы  для подготовительного,1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой. -М.: «Просвещение», 2013-192с.

 

       Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана с учетом особенностей психофизического развития  индивидуальных возможностей обучающихся по варианту 1  .

Целью данной программы является:

- оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;

- способствовать формированию личности ребенка;

- воспитание положительных навыков и привычек.

 

На уроках  по изобразительному искусству реализуются  следующие основные задачи:

- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

- находить в  изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

- содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

    исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

    дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые  и взаимодополняющие  стороны образовательного процесса. Поэтому  в программу по изобразительному искусству  включены знания в области искусства - практика художественного ремесла и художественного творчества:

·              овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;

·              освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;

·              развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;

·              формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;

·              развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.

Для гарантированного получения школьного образования детей с интеллектуальными нарушениями за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

 Изобразительное искусство как учебный предмет имеет большое значение в развитии детей с интеллектуальными нарушениями. Обучающиеся не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. На уроках они знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства, с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.

В подготовительном периоде обучения выделяются специальные разделы пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук, формирование познавательной деятельности, навыков работы с художественными материалами и др.      

На уроках изобразительного искусства выполняются следующие виды работы:

 - рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование. - лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

 - выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

 - проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Работа с натурой в лепке, при составлении аппликации, в рисовании является ведущей. Обучающиеся учатся приемам обследования изображаемых предметов. Рисованию с натуры предшествуют наблюдения изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета обучающиеся передают его изображение в рисунке так, как видят его со своего места.

При обучении рисованию с натуры используется метод сравнения. Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах: а) составление «подвижной аппликации» - целого изображения из частей (например, человечка, лошадки из частей, составляющих их тело) или композиции из готовых изображений или силуэтов (например, дом, около дома - дерево, за домом - забор, перед забором - машина). В «подвижной аппликации» части целого объекта или композиции не приклеиваются на изобразительную плоскость (лист бумаги). Предоставляется возможность передвигать их, показывая: движение объекта; рациональное размещение, планирование при составлении композиции (например, передвигать ноги у человечка, показывая, что он то стоит, то идет; показывать правильное и ошибочное расположение силуэта объекта (или объектов) относительно изобразительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко; б) составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого изображения или композиции (элементы аппликации готовятся или учителем, или учащимся).

Наряду с формированием практических умений у обучающихся развивается цветовоcприятие, умение устанавливать связи между свойствами предметов и cенсорными эталонами и т.д. На уроках используются игровые формы, проблемные ситуации. В композиционной деятельности ведется работа над развитием умений устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой целью используются методики работы с «подвижной аппликацией», с правильными и ошибочными изображениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые заранее проставляются учителем в альбоме.

 Работа над декоративной композицией в полосе при составлении узора позволяет развить у детей чувство ритма при чередовании формы, цвета, величины элементов.

 Работа над тематической композицией начинается с формирования графических образов объектов. Прежде всего, это дерево, дом, человек.

Обучающиеся рассматривают предмет, который они собираются нарисовать, выделяют главные признаки предмета: его форму, цвет, величину; расположение предмета в пространстве; соотносят выделенные части в отношении друг друга и по отношению к целому. Ведущими видами работы в этом направлении является лепка - аппликация - рисунок в названной последовательности. В лепке ребенок воссоздает объемные части и соединяет их в целое объемное изображение. Аппликация является переходным этапом от объемного к плоскостному изображению – рисунку. Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности. На уроках во 2-4 классах дети знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства, с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. На уроках предусмотрены четыре вида занятий: декоративное раскрашивание, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

 Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся. Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места. Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

 Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах - научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов. На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений

. Перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

Ставя перед учащимися задачу, передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности. Беседы об искусстве - важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. Для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.

 Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия. В программе принцип коррекционной направленности является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию личности в целом.

Коррекционная работа включает следующие направления.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

 - коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;

 - коррекция - развитие памяти; - коррекция - развитие внимания;

 - развитие пространственных представлений и ориентации.

 Развитие различных видов мышления:

 - развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

 Развитие основных мыслительных операций:

 - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

 - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

 Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

 - развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

- формирование адекватности чувств;

- формирование умения анализировать свою деятельность.

 Коррекция - развитие речи:

- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.

 Коррекция мелкой моторики.

Работа над развитием речи, обучающихся проводится 1 раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года. На уроке для проверки накопленного лексического материала отводится по 10-15 мин. Учащиеся, отстающие от одноклассников в умении изображать заданный материал, должны участвовать в подготовительной и основной части урока вместе со всеми учащимися, беседуя с учителем, анализируя объект изображения, повторяя последовательность изображения за учителем или хорошо успевающим учащимся. Во время работы этих учащихся над рисунком с ними проводится индивидуальная работа и оказывается посильная помощь с использованием специальных методических приёмов.

Формы работы:

 -урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

 Основными методами являются:

Словесные методы:

- рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях;

- беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся;

- объяснение, используется для раскрытия причинно-следственных связей. Словесные методы способствуют развитию и коррекции логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.

 Наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий). Наглядные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.

 

 

 Описание места учебного предмета в учебном плане

 

Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» отводится во  2 классе  34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели)

 

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»  2 класс

 

           В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам. Личностные результаты:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;

 - способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни: умение пользоваться окружающими в быту вещами и предметами; умение ориентироваться в пространстве школы (расписание, кабинеты, места общего пользования); умение включаться в разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

 - осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной организации: а) умение передать свои впечатления, делиться своими воспоминаниями, перенимать жизненный опыт других людей, используя вербальные и невербальные возможности;

б) умение осваивать места за пределами дома и школы, накапливать и упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

 в) умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и в школе;

г) умение активно взаимодействовать с миром, накапливать опыт освоения нового при помощи экскурсий, путешествий; - осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей: умение выражать свои чувства соответственно ситуации социального контакта; знание правил поведения с учителями и учениками в школе.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

                                              Предметные результаты

 

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обучающиеся овладеют знаниями:

- о работе художника и её особенностях;

 - композиции изображения на листе бумаги;

 - некоторых характерных признаков деревьев разных пород (береза, ель, сосна);

 - значений новых слов.

 Обучающиеся овладеют умениями:

 - рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях с помощью учителя, опорных точек;

- рисовать предметы простой формы с помощью опорных точек, шаблона;

 - изображать фигуру человека в лепке и в рисунке под руководством учителя;

 - рисовать деревья сразу кистью с помощью учителя;

- изображать дома городского и деревенского типа с опорой на образец, используя помощь учителя;

 - выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета с помощью учителя;

- складывать аппликацию, лепить и рисовать в соответствии с предложенным порядком действий с помощью учит

 

 

Обучающиеся получат возможность овладеть знаниями:

 - о работе художника и её особенностях;

- композиции изображения на листе бумаги;

- характерных признаков деревьев разных пород (береза, ель, сосна);

 - значений новых слов.

Обучающиеся получат возможность овладеть умениями:

- рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях самостоятельно;

 - рисовать предметы простой формы самостоятельно от руки;

 - изображать фигуру человека в лепке и в рисунке самостоятельно;

 - рисовать деревья сразу кистью самостоятельно, передавая отличительные признаки и учитывая строение;

 - изображать дома городского и деревенского типа с опорой на образец самостоятельно;

- самостоятельно выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета;

 - самостоятельно складывать аппликацию, лепить и рисовать в соответствии с предложенным порядком действий.

 

 

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

 

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения  о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у ребят  эстетического вкуса.

 

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунках так, как видят со своего места.

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей  и целого, а также конструкцию предметов.

Очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять  среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Содержанием уроков рисования на тему являются изображения явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

Во 2 классе перед учащимися ставится простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правила загораживания одних предметов другими.

Ставя перед учащимися задачу, передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, нужно сосредоточить свои усилия на формирование у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художетсвенно-эстетического воспитания школьников.

Во 2  классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репротудкий художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки не отводятся, а выделяется 10-15 минут в начале или в конце урока.

Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

В основном работа идет над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.

Во время беседы об искусстве нужно работать над обогащением словаря и развитием речи  детей, над коррекцией  недостатков произношения.

СОДЕРЖАНИЕ

ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ

 

Учить детей рисовать узоры из геометрических и расти­тельных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повто­рение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнамен­тов в квадрате; правильно располагать элементы оформле­ния по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

 

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать пред­меты квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной  формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы приме­нять среднюю (осевую) линию; развивать умения опреде­лять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

 

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изоб­ражения нескольких предметов, объединяя их общим со­держанием; располагать изображения в определенном по­рядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблю­дая верх и низ рисунка.

 

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродук­циях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусст­ва; развивать у них умение видеть красоту природы в различ­ные времена года.

 

 

Календарно – тематическое планирование.  Изобразительное искусство. 2 класс

 

         

 

                                             Тема

Дата по плану

Дата по

факту

Примечание, вид контроля

 

1

                                    Рисование с натуры

Рисование школьных принадлежностей (папка,линейка, пенал)

 

 

 

2

Рисование с натуры овощей:огурец, помидор, морковь.

 

 

 

3

Рисование с натуры  фруктов: яблоко, груша, банан, апельсин.

 

 

 

4

Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор).

 

 

 

5

Рисование  узора в полосе из листьев и ягод (по образцу).

 

 

 

6

Рисование  узора в полосе из растительных форм.

 

 

 

7

Рисование на тему. Деревья осенью.

 

 

 

8

Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники закрасить цветными карандашами).

 

 

 

9

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях).

 

 

 

10

                Декоративное рисование

Узор из цветов для коврика прямоугольной формы

 

 

 

11

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу).

 

 

 

12

Декоративное рисование орнамента в квадрате. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с Городецкой росписью

 

 

 

13

Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).

 

 

 

14

Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание картины И. Хирова «Лиственница».

 

 

 

15

Беседа о Новом годе. Рисование с натуры праздничных флажков

 

 

 

16

Рисование с натуры елочных украшений

 

 

 

17

                                Рисование на тему

Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками».

 

 

 

18

Рисование узора из снежинок

 

 

 

19

Рисование на тему «Снеговики».

 

 

 

20

Рисование с натуры рамки для картины. Беседа по картине В. Логинова «Зимний город».

 

 

 

21

Рисование на тему «Рыбки в аквариуме».

 

 

 

22

Рисование с натуры предметов прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка).

 

 

 

23

Беседа об изобразительном искусстве.

 Знакомство с Полхов-Майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.

 

 

 

24

Декоративное рисование – узор в полосе для косынки треугольной формы.

 

 

 

25

Рисование с натуры дорожного знака. «Впереди опасность» (равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям).

 

 

 

26

Рисование узора в круге – расписная тарелка (круг - готовая форма).

 

 

 

27

Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающих в себе геометрические формы (домик, тележка, скворечник).

 

 

 

28

Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем

 

 

 

29

Декоративное оформление открытки «Ракета летит». Беседа о Дне космонавтики.

 

 

 

30

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

 

 

 

31

Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.

 

 

 

32

Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками.

 

 

 

33

Рисование узора в полосе из цветов и листочков.

 

 

 

34

Узор из цветов в круге (круг - готовая форма).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование.  Изобразительное искусство. 2 класс

 

Раздел

Основные виды деятельности

Колич. часов

1

   Рисование

с натуры

 

Называть предмет, его значение в жизни человека.

Находить и показывать предмет среди похожих. Рисовать от руки предметы округлой и продолговатой формы.

Определять форму, цвет, величину предметов, в том числе и изображённых на картинах. Передавать в рисунке основную форму однородных предметов.

Ориентироваться на плоскости листа бумаги.

Узнавать в иллюстрациях изображение известных грибов.

Передавать в рисунке характерные особенности строения растительных форм.

Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш.

Передавать основную форму, цвет и строение несложных предметов.

Определять форму предмета.

Сравнивать форму предметов с геометрическими фигурами.

Составлять устные высказывания о свойствах предметов.

Рисовать от руки основные геометрические фигуры.

Проводить осевую линию.

14

2

 Декоративное рисование

Ориентироваться на плоскости листа бумаги.

Определять форму предмета.

Составлять устные высказывания о свойствах предметов.

Располагать узор из растительных элементов в прямоугольной форме, по краям круга и в середине.

Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов.

Верно рисовать квадрат и делить его на равные части.

Проводить прямые вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.

Чередовать элементы орнамента по цвету.

Называть отличительные особенности видов росписи.

Определять форму предмета.

Сравнивать форму предметов с геометрическими фигурами. Составлять из раздаточного материала несложные предметы

Отражать в речи результат сравнения.

Передавать в рисунке основную форму знакомых предметов.

Правильно определять величину изображаемого предмета, соблюдая пространственные отношения.

Отражать в речи результат сравнения.

13

3

Рисование на тему

Передавать в одном рисунке по представлению основную форму знакомых предметов.

Определять форму, цвет, величину предметов, изображённых на картинах.Передавать форму, цвет и характерные детали изображаемых предметов.

Владеть понятиями: «снизу», «сверху», «рядом», «около».

Правильно размещать изображение на листе бумаги.

Соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов.

Работать по опорным точкам.

Самостоятельно составлять узор из предложенных учителем элементов.

Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов.

 

 

4

4

Беседа об изобразительном искусстве

 

Отвечать на вопросы:1. Кто написал картину? 2. Что изображено на картине? 3. Нравится ли вам картина? Объясните почему. 4. Какое настроение (грустное, весёлое, спокойное) создаёт эта картина?

Определять положение предметов в пространстве.

Передавать в рисунке основную форму знакомых предметов.

Правильно определять величину изображаемого предмета, соблюдая пространственные отношения.

Отражать в речи результат сравнения. Называть отличительные особенности Городецкой росписи.

Передавать графический образ предмета.

Соблюдать (приблизительно) пропорции.

Верно располагать рисунок на листе бумаги.

Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов

 

3

34

 

 

 

 

 

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по предмету «Изобразительное искусство». 

 

Оценка «5» выставляется, если ученик:

 Проводит от руки линии в нужных направлениях, ориентируясь на плоскости листа бумаги, не поворачивая его при этом. Размещает изображение на листе бумаги в соответствии с заданными опорными точками. Равномерно закрашивает рисунок цветными карандашами, соблюдая его контуры, различает и называет цвета. Рисует от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы. Различает по форме и цвету чередование элементов в узоре. Узнает в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ним.

 Оценка «4» выставляется, если ученик:

Допускает незначительные ошибки в размещении предметов на листе бумаги. Неравномерно закрашивает рисунок. Рисует от руки геометрические фигуры иногда прерывистой линией.

 Оценка «3» выставляется, если ученик:

Не всегда ориентируется на плоскости листа бумаги, при рисовании поворачивает лист. Путает цвета, закрашивание рисунка неравномерное. Геометрические фигуры рисует, не соблюдая контуров предметов. Путается в названиях персонажей народных сказок.

Оценка «2» выставляется, если ученик:

 Не умеет проводить линии в нужном направлении, размещать изображение предмета на листе в нужном месте. Не умеет рисовать от руки различные геометрические фигуры. Не знает персонажей народных сказок.

 

Для реализации программного содержания используются следующие  учебные пособия:

 

- Л.В. Орлова. Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 16с.

 

- Ю.Г. Дрожжин. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 24с.

 

- Т.Я. Шпикалова, Г.А. Величкина. Дымковская игрушка. М.: мозаика-Синтез, 2004. – 24с.

   

Печатные пособия:

·         портреты русских и зарубежных художников;

·         таблицы по цветоведению, построению орнамента;

·         схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

·         таблицы по народным промыслам;

учебно-практическое оборудование конструкторы; краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; восковые мелки; кисти беличьи № 5, 10, 20; кисти из щетины № 3, 10, 20; ножницы; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;

·         Технические средства обучения – ноутбук.

·         Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/http://www.uchportal.ru/http://pedsovet.su/http://www.proshkolu.ru/http://www.myshared.ru/.


 

Скачано с www.znanio.ru