РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Введение в профессию» 10 класс
Пояснительная записка
Элективный курс «Введение в профессию» составлен на основе авторской программы по технологии «Твоя профессиональная карьера» В.Д.Симоненко и организуется для обучающихся 10 класса в рамках предпрофильной подготовки.
Мир профессий в настоящее время динамичен и изменчив. И поскольку в последние годы появилось множество новых профессий, процесс обновления видов труда происходит ещё быстрее. Складывается противоречивая ситуация, связанная со сравнительно длительным периодом овладения профессиональным мастерством и быстрым обновлением профессионального труда. Всё это приводит к тому, что учащиеся либо находятся в состоянии неопределённости, либо делают сомнительный профессиональный выбор. Современному обществу нужен профессионал, знающий своё дело, способный самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, умеющий творить и созидать. А для того, чтобы стать таким профессионалом, молодым людям на стадии выбора профессии нужна психологическая помощь в познании себя, в профессиональном самоопределении. Это позволяет сделать вывод об актуальности специальной психологической работы по программе профессионального самоопределения, которая организуется в рамках элективного курса «Введение в профессию».
Курс предусматривает расширение знаний учащихся о профессиях, знакомит с классификацией профессий, требованиям профессии к человеку, помогает предостеречь учащихся от типичных ошибок и затруднений при выборе профессии. В ходе посещения курсов учащиеся изучают свои интересы, склонности, оценивают свои возможности, интеллектуальные способности путём выполнения тестовых заданий.
Курс даёт возможность сравнить требования, которые определяет профессия, со своими возможностями. Изменяющаяся структура экономики России влечёт за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Всё большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью, развиваются рыночные отношения. Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван элективный курс «Введение в профессию»
Цели - создание условий для профессионального самоопределения школьников посредством оказания психологической помощи в выборе профиля дальнейшего обучения.
- сформирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка.
Задачи:
1.Повысить уровень психологической компетенции учащихся.
2.Сформировать у учащихся адекватную самооценку.
3.Сформировать представления о современных деловых коммуникациях, дать знания основ делового общения для профессионального роста в будущей трудовой деятельности.
4.Сориентировать учащихся на выбор будущей профессии с учётом знаний о себе.
5.Обобщить знания учащихся о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
6. Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
7.Развивать представление о современном рынке труда, потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
8.Воспитывать уважение к рабочему человеку.
9.Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
Место элективного курса «Введение в профессию» в учебном плане.
Программа курса рассчитана на 18 часов в год, 1час в неделю в 1 полугодии.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
По окончании элективного курса «Введение в профессию» учащиеся должны достичь уровня готовности к осознанному выбору профессии и получению соответствующего профессионального образования. Под этим подразумевается: ориентация в выбранной профессиональной области (понимание особенностей избранной профессии); оценочное соотнесение профессиональных намерений и собственных возможностей; подготовленность в предметной области, необходимую для получения дальнейшего профессионального образования.
Обучающиеся должны знать:
· отличия профессии от специальности;
· определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
· подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
· определение понятия «личный профессиональный план»;
· роль профессионального самоопределения в жизни человека
· навыки делового общения, требования к оформлению письменной документации.
· определения понятий «память», «внимание»;
· виды памяти и внимания;
· качества внимания;
· определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
· формы образования, пути получения профессии определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
· типы нервной системы;
· типы темперамента;
· называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
· приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
· выявлять тип своей будущей профессии;
· определять свои профессиональные предпочтения;
· выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
Обучающиеся должны уметь:
· обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
· называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
· приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
· выявлять тип своей будущей профессии;
· определять свои профессиональные предпочтения;
· выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
· называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
· называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
· ориентироваться в основных понятиях психологии личности, знать основные особенности личности
· соотнести свои интересы и склонности с выбранной профессией.
· ориентироваться в таких понятиях, как профпригодность, профессиограмма, мотив выбора профессии
· уметь ориентироваться в мире профессий
· определять свой тип нервной системы;
· выявлять свой ведущий тип темперамента;
· определять наиболее типичные черты своего характера;
· исследовать формы проявления характера;
· выявлять уровень самооценки;
· выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
· делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
· называть мотивационные факторы выбора профессии;
· называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
· перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
· Учащиеся должны иметь представление:
· о важности решения проблемы выбора профессии.
· выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
· делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
· называть мотивационные факторы выбора профессии;
· называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
· перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
· Учащиеся должны иметь представление:
о важности решения проблемы выбора профессии.
Содержание элективного курса «Введение в профессию»
В элективном курсе « Введение в профессию » рассматриваются:
Раздел 1 «Классификация профессий» (10 часов)
Тема 1. Вводное занятие. Система образования в Российской Федерации.(1 ч.)
Основные теоретические сведения
Тема 2. Общий обзор классификации. Типы профессий (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову.
Тема 3-7. Типология профессий (5 ч.)
Основные теоретические сведения
Типология профессий по Климову Е.А. Профессии типа человек-человек, человек-природа, человек - знаковая система, человек- техника, человек - художественный образ
Тема 8-10. Классы профессий. Отделы и группы профессий
Формула выбора профессии. (3 ч.)
Основные теоретические сведения
Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову. Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма.
Раздел 2 «Человек и профессия» (5 часов)
Тема 11. Интересы, склонности, способности (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей».
Тема 12. Здоровье и профессия (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Практическая работа: знакомство с нормативными документами по охране труда.
Тема 13. Профессиональная пригодность (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Виды профессиональной пригодности, их сущность.
Склонности и интересы в профессиональном выборе.
Тема 14. Сознательность и самостоятельность выбора профессии (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Самостоятельность выбора профессии. Сознательный выбор профессии.
Классификация условий труда.
Тема 15. Самовоспитание и выбор профессии (1 ч.)
Основные теоретические сведения.
Развитие качеств личности. Целенаправленное формирование характера, силы воли.
Раздел 3 «Слагаемые выбора» (3 часа)
Тема 16. Профессиональный план. Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение.
Практическая работа: составление и анализ личного профессионального плана. Написание творческого эссе на тему: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее».
Тема 17. Профессиональная консультация (1 час)
Основные теоретические сведения
Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность.
Тема 18. Характеристика профессии – профессиограмма.
Где получить профессию (1 час)
Основные теоретические сведения
Информация о выборе учебного заведения. Где ее получить и как с ней работать.
Список используемой литературы
1. Технология. Учебник для 10-х классов под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана - Граф. 2007.
2. « Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы» Москва, В.Д. Симоненко «Просвещение», 2008 г
3. Основы производства. Выбор профессии. Проб. Учеб. пособие для учащихся 7-8 классов. Часть 2.Выбор профессией. А. Климов С.Н. Чистякова; М.: Просвещение, 1988г.
Тематическое планирование
|
№ п/п
|
Планируемая дата проведения |
Фактическая дата проведения |
Кол-во часов |
Тема урока
|
Примечание |
|
||
|
Раздел 1 «Классификация профессий» (10 часов) |
|
|
||||||
|
1 |
|
|
1 |
Вводное занятие. Система образования в Российской Федерации. |
|
|
||
|
2 |
|
|
1 |
Общий обзор классификации. Типы профессий |
|
|
||
|
3 |
|
|
1 |
Профессии по типу «Человек – природа» |
|
|
||
|
4 |
|
|
1 |
Профессии по типу «Человек – техника» |
|
|
||
|
5 |
|
|
1 |
Профессии по типу «Человек – человек» |
|
|
||
|
6 |
|
|
1 |
Профессии по типу «Человек – знаковая система» |
|
|
||
|
7 |
|
|
1 |
Профессии по типу «Человек – художественный образ» |
|
|
||
|
8 |
|
|
1 |
Классы профессий |
|
|
||
|
9 |
|
|
1 |
Отделы и группы профессий |
|
|
||
|
10 |
|
|
1 |
Формула выбора профессии |
|
|
||
|
Раздел 2 «Человек и профессия» (5 часов) |
|
|
|
Формула выбора профессий |
||||
|
11 |
|
|
1 |
Интересы, склонности, способности |
|
|
||
|
12 |
|
|
1 |
Здоровье и профессия |
|
|
||
|
13 |
|
|
1 |
Профессиональная пригодность |
|
|
||
|
14 |
|
|
1 |
Сознательность и самостоятельность выбора профессии |
|
|
||
|
15 |
|
|
1 |
Самовоспитание и выбор профессии |
|
|
||
|
Раздел 3 «Слагаемые выбора» (3 часа) |
|
|
||||||
|
16 |
|
|
1 |
Профессиональный план. Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии |
|
|
||
|
17 |
|
|
1 |
Профессиональная консультация |
|
|
||
|
18 |
|
|
1 |
Характеристика профессии – профессиограмма. Где получить профессию |
|
|
||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.