Программа курса внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов
МБОУ «Чёрмозская СОШ им. В. Ершова»
«Шаги к успеху»
Общеинтеллектуальное направление
Срок реализации – 1 год
Составители: Кряжова Светлана Александровна
Карпуша Ксения Николаевна
2019 г.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов общеинтеллектуального направления. Рассчитана для детей 10-11 лет. Срок реализации – 1 год. Общая продолжительность обучения составляет 34 часа. Занятия проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 45 мин.
Программа курса «Шаги к успеху» разработана на основе:
Выбор направления программы направлен на подготовку учащихся 4-х классов к ВПР. Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий. Содержание заданий соответствует планируемым результатам обучения по математике, русскому языку, окружающему миру (ФГОС НОО).
Реализация программы «Шаги к успеху» предусматривает следующие формы работы с обучающимися: занятия теоретического плана и тренировочные занятия, мини-работы, обучающие проверочные работы, диктанты и т.д. На занятиях используются различные типы заданий: с кратким ответом, с развернутым ответом, задания с выбором одного или нескольких верных ответов, задания на определение последовательности.
Цель: реализация в полном объеме ООП НОО, направленная на повышение качества начального образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийским проверочным работам.
Задачи программы:
обучающие:
· формирование общеинтеллектуальных умений;
· углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру.
· создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР.
развивающие:
· формирование и развитие логического мышления;
· развитие речи и словарного запаса учащихся;
· развитие внимание, памяти;
воспитательные:
· формирование положительной мотивации к учению;
· формирование умение работать в группе.
Курс занятий основан на системно-деятельностном, компетентном и уровневом подходах. В рамках занятий по подготовке к ВПР предусмотрена оценка сформированности УУД.
Русский язык, математика, окружающий мир:
Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; личностное; профессиональное; жизненное самоопределение.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Способы проверки результатов: диктанты, проверочные работы, тесты.
Формы подведения итогов: выполнение ВПР.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные УУД:
· сравнение и оценивание выполнения своей работы;
· устойчивый познавательный интерес к новым знаниям;
· адекватного понимания причин успешности /неуспешности в ходе выполнения заданий.
Метапредметными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
· учиться работать по предложенному учителем плану;
· учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
· составление плана решения проблемы совместно с учителем,;
· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
· находить неизвестный компонент арифметического действия;
· различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
· находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
· умение различать звуки и буквы;
Коммуникативные:
· умение работать в паре, в группах;
· умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;
· задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Планируемые результаты:
В результате изучения курса «Шаги к успеху» ( при условии регулярного посещения занятий) должны быть достигнуты определенные результаты по ВПР.
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
изучения курса являются формирование следующих умений:
· самостоятельно выполнять задания;
· осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
· работать в группе;
· сравнивать величины (выбирать величину) для ответа на практический вопрос;
· планировать ход решения задачи, выбирать числовое выражение для ответа на вопрос;
· находить неизвестный компонент арифметического действия;
· различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
· находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
· умение различать звуки и буквы;
· умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммами;
· умение определять значение слов по тексту;
· умение составлять небольшой связный текст на заданную тему;
· умение высказывать свое мнение и обосновывать его и т.д.
Учебно-тематический план
4 класс
|
Разделы |
Кол-во часов |
|
|
Русский язык |
||
|
1 |
Фонетика и графика |
11 |
|
2 |
Состав слова |
|
|
3 |
Морфология |
|
|
4 |
Синтаксис |
|
|
5 |
Орфография |
|
|
6 |
Лексика |
|
|
7 |
Развитие речи |
|
|
Математика |
||
|
1 |
Числовые величины |
11 |
|
2 |
Арифметические действия |
|
|
3 |
Работа с текстовыми задачами |
|
|
4 |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. |
|
|
5 |
Геометрические величины. |
|
|
6 |
Работа с информацией. |
|
|
Окружающий мир |
||
|
1 |
Человек и природа. |
11 |
|
2 |
Человек и общество. |
|
|
1 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
Итог |
34 |
|
Планирование работы по русскому языку.
|
Тема |
|
Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки |
|
Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. |
|
Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах |
|
Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах |
|
Выделять предложения с однородными членами |
|
Звуки и буквы. Мини-работа №1. |
|
Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения |
|
Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения |
|
Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи |
|
Состав слова. Мини-работа №2. |
|
Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала) |
|
Характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие |
|
Лексическое значение слова. Мини-работа №3. |
|
Определять тему и главную мысль текста |
|
Делить тексты на смысловые части, составлять план текста |
|
Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста |
|
Определять значение слова по тексту |
|
Части речи. Мини-работа №4 |
|
21 Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте |
|
Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс |
|
Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи. |
|
Проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; |
|
Словосочетание. Предложение. Мини-работа №5. |
|
Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи |
|
Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора |
|
Орфография и пунктуация. Мини-работа №6. |
|
Находить в тексте предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся |
|
Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Проводить морфологический разбор глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора |
|
Проверочная работа №1. |
|
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраст |
|
Проверочная работа №2. |
|
Умение выражать просьбу, благодарность или отказ в письменной форме в соответствии с нормами речевого этикета в ситуации межличностного общения, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы |
|
Проверочная работа №3,4 |
Планирование работы по математике.
|
Тема |
|
Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1) |
|
Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1) |
|
Вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок) |
|
Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью |
|
Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью |
|
Читать, записывать и сравнивать, используя основные единицы
измерения величин и соотношения между ними; выделять неизвестный компонент
арифметического действия и находить его значение; |
|
Числа и величины. Мини-работа №1 |
|
Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата |
|
Арифметические действия. Мини-работа №2 |
|
Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника |
|
Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника |
|
Читать несложные готовые таблицы / сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм |
|
Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком) |
|
Работа с текстовыми задачами. Мини-работа №3 |
|
Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; решать задачи в 3–4 действия |
|
Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; решать задачи в 3–4 действия |
|
Устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; решать задачи в 3–4 действия |
|
Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости |
|
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Мини-работа №4 |
|
Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы) |
|
Геометрические величины. Мини-работа №5 |
|
Овладение основами логического и алгоритмического мышления |
|
Овладение основами логического и алгоритмического мышления |
|
Решать задачи в 3–4 действия |
|
Решать задачи в 3–4 действия |
|
Работа с информацией. Мини-работа №6 |
|
Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью |
|
Вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок) |
|
Проверочная работа №1 |
|
Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1) |
|
Читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью Проверочная работа №2 |
|
Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата |
|
Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком) |
Планирование работы по окружающему миру.
|
Тема |
|
Определение предмета по фотографии. Использование этого предмета человеком. |
|
Определение предмета по фотографии. Использование этого предмета человеком. |
|
Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям этой профессии. |
|
Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям этой профессии. |
|
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
|
Определение по рисунку объектов, созданных природой |
|
Определение по рисунку объектов, созданных природой. Мини-работа №1 |
|
Смена дня и ночи на Земле. |
|
Работа с таблицами. |
|
Работа с таблицами. Мини-работа №2 |
|
Решение задач |
|
Решение задач |
|
Решение задач. Мини-работа №3 |
|
Определение плана действий. Восстановление последовательности действий |
|
Определение плана действий. Восстановление последовательности действий. Мини-работа №4 |
|
Работа с картой. |
|
Работа с картой. Мини-работа №5 |
|
Определение животных по рисунку. Территория обитания животных. |
|
Определение животных по рисунку. Территория обитания животных. Мини-работа №6 |
|
Сравнение объектов живой и неживой природы. Их сходство и различие |
|
Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи. |
|
Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи. Мини-работа №7 |
|
Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи |
|
Заполнение таблиц по исходным данным. |
|
Заполнение таблиц по исходным данным. Мини-работа №8 |
|
Подбор соответствующей позиции начала и продолжения фразы |
|
Подбор соответствующей позиции начала и продолжения фразы. Мини-работа №9 |
|
Строение человека. Внутренние и внешние органы человека. Определение местоположения их по схеме. Мини-работа №10 |
|
Строение человека. Внутренние и внешние органы человека. Определение местоположения их по схеме. |
|
Вредные привычки |
|
Деление предметов на группы. Проверочная работа по вариантам. |
|
Деление предметов на группы. |
|
Знаки. Определение знака и правила к нему |
|
Проверочная работа №11 |
Описание учебно-методического обеспечения.
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 4 класс: Учебник для ОО с приложением на электронном носителе. – М.: Просвещение, 2016.
2. М.И. Кузнецова. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык. – М.: Просвещение, 2017
3. Т.А. Каясова, С.В. Самыкина. Учебное пособие «50 шагов к успеху». Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык. – Издательский дом «Федоров», 2016.
4. Моро М.И. , Волкова С.И. Математика. 4 класс: Учебник для ОО с приложением на электронном носителе. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2016.
5. С.Н. Кормишина. Учебное пособие «50 шагов к успеху». Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика. – Издательский дом «Федоров», 2016.
6. О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика. – М.: Просвещение, 2017.
7. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник для ОО с приложением на электронном носителе. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2016.
8. М.Ю. Демидова. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Окружающий мир. – М.: Просвещение, 2017
9. Н.А. Иванова. Учебное пособие «50 шагов к успеху». Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Окружающий мир. – Издательский дом «Федоров», 2016.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.