РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мой край родной»
Направление: духовно-нравственное направление
Количество часов: 70
1. Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление.
Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта, объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и города, исследовании местной флоры и фауны.
Программа внеурочной деятельности «Мой край» по духовно-нравственному направлению направлена на социокультурную адаптацию школьников, на подготовку его гражданской и нравственной позиции.
Цель программы – формирование осознанного отношения школьников к ценностям родного края (людям, природе, истории, культуре) и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.
Задачи программы:
ü привить любовь к малой родине, уважение к необъятной и многонациональной России;
ü создать условия для осознанного изучения школьниками истории родного края;
ü способствовать формированию ценностного отношения у школьников к историческому прошлому и настоящему своего родного края;
ü содействовать толерантному отношению к окружающим;
ü развивать познавательный интерес учащихся к истории родного края, расширять кругозор;
ü формировать исследовательскую культуру у школьников;
ü способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
Занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Итоговые занятия проходят в форме творческих проектов.
Программа «Мой край» предусматривает следующие формы контроля: тесты по итогам экскурсий, викторина, игры, защита проектов, создание презентации по результатам экскурсии.
Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг
следующих ведущих идей:
1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений,
которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления,
исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и
относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского
края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии.
Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у школьников
представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все
компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе
элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается
историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних
времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим
звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной
действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального,
духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип
реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности,
инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение
материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории
Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания
детьми их не проходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип
спиралевидности.
Вся
программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
· Я и окружающий мир,
· Природа Донского края,
· Человек и природа,
· Жизнь на Дону,
· Яркие страницы
истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам
может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так
содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей
правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок
учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой
Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о
названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области,
символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:
— парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает
отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь,
взаимоконтроль, взаимооценка;
— групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
— командные игры, когда класс делится на две команды.
Групповая форма имеет
ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде
всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь
недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая
степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий
промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления
учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за
работой учащихся и т.п.
Признаками групповой
формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для
самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого
задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного.
Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит
описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно
наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более
делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди
родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях
семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы
активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание
результата.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
· словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
· наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
· практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса “Мой родной край” необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты
В ходе реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
1. Ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
3. Приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
У обучающегося будут сформированы:
1. Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин города Семикаракорска, чувства сопричастности и гордости за свой край.
2. Мотивация учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы.
3. Эстетические чувства на основе знакомства с культурой Ростовской области.
4. Чувство гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
1. Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
2. Проявлять инициативу действия в сотрудничестве;
3. Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации;
4. Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
У обучающегося будут сформированы умения:
1. Анализировать и синтезировать необходимую информацию.
2. Ставить новые учебные задачи, цели в сотрудничестве с учителем.
3. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий при работе над проектом.
4. Вносить необходимые изменения при создании проектов как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные учебные универсальные действия
Обучающийся научится:
1. Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.
2. Отличать реальные исторические факты от вымыслов на основе имеющих знаний.
3. Узнавать символику Ростовской области и города Семикаракорска.
4. Описывать достопримечательности родного края.
5. Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о родном крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации.
6. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; информационных ресурсов.
7. Использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой Ростовской области.
8. Работать с атласом, глобусом и картой.
9. Находить на карте свой регион и его главный город.
10. Устанавливать причинно‐следственные связи.
11. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии.
У обучающегося будут сформированы умения:
1. Самостоятельно подбирать литературу по теме.
2. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, Интернета;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
1. Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной.
2. Ориентироваться на позицию партнера в общении.
3. Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
У обучающегося будут сформированы умения:
1. Выступать с сообщениями.
2. Коллективной и организаторской деятельности.
3. Аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Содержание программы
№ п/п
|
Наименование разделов учебной программы |
Кол-во часов |
Сроки |
Характеристика основных содержательных линий, цели изучаемого раздела |
Планируемые результаты |
Система оценки планируемых результатов |
|
на базовом уровне |
на повышенном уровне |
||||||
1 |
Я и окружающий мир |
12 |
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Города Ростовской области. История села (города): Достопримечательности. Знакомство с известными людьми. Рельеф родного края: холмистая равнина, овраги, терриконы, курганы. |
регулятивные— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца. познавательные— находить и
пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных
сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с
помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской
области как источник информации; коммуникативные— слушать и
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
личностные— анализировать
влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия
жизни людей от состояния природы родного края;
|
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы.
|
|
2 |
Природа Донского края |
20 |
Природные условия, процессы и явления, характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода. Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края. Водоёмы Донского края. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, Озеро Маныч – Гудило. Природная экосистема водоёма. Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождение в родном крае. Бережное использование природных богатств. Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле). Дикорастущие и культурные растения Донского края (различие). |
регулятивные— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца. познавательные— находить и
пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных
сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с
помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской
области как источник информации;
коммуникативные— слушать и
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми; родителями, со старшими родственниками, местными жителями; |
личностные— анализировать
влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости
благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
|
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы.
|
|
3 |
Жизнь на Дону |
38 |
Тайны донской
земли. Первые поселения на Дону. Танаис — древний город. |
регулятивные— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца. познавательные— находить и
пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных
сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с
помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской
области как источник информации; коммуникативные— слушать и
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться
в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
со сверстниками и взрослыми; |
личностные— анализировать
влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости
благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
|
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы.
|
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Формы работы |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
|
план |
факт. |
|||||
1четверть – 16 часов «Я и окружающий мир» – 12 ч |
Иметь представления о Ростовской области как административной единице; познакомиться с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна; Сформировать умение работы с картой (исторической, географической и контурной) Ростовской области |
|||||
1 |
Донской край – мой край! |
1 |
|
|
Проблемный диалог |
|
2 |
Символы Ростовской области |
1 |
|
|
Беседа. Фронтальная |
|
3 |
О городах и станицах родного края |
1 |
|
|
Проблемный диалог |
|
4 |
С днем рождения, родной город! |
1 |
|
|
Беседа. Опрос |
|
5 |
В чем разница между погодой и климатом? |
1 |
|
Групповая работа |
||
6 |
Ранняя осень. Полная осень. |
1 |
|
|
Групповая работа |
|
7 |
Предзимье |
1 |
|
|
Беседа. Индивидуальная |
|
8 |
Зима на Дону |
1 |
|
|
Групповая работа |
|
9 |
Предвесенье. Весна в разгаре |
1 |
|
|
Беседа. Фронтальная |
|
10 |
Раннее лето. Жаркое лето |
1 |
|
|
Беседа. Фронтальная |
|
11 |
Главная река нашего края |
1 |
|
|
Групповая работа |
|
12 |
Растения и животные водоемов нашего края |
1 |
|
|
Групповая работа |
|
«Природа Донского края» – 20 ч |
Познакомиться с особенностями поверхности Ростовской области: холмистой равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы реки Дон. Познакомиться с полезными ископаемыми Ростовской области: известняк, песок, глина; их месторождения; Воспитывать в себе понимание необходимости бережного использования подземных богатств края
|
|||||
13 |
Поверхность нашего края |
1 |
|
|
Групповая работа |
|
14 |
Природные богатства донской земли |
1 |
|
|
Беседа. Фронтальная |
|
15 |
Природа края в древности |
1 |
|
|
Беседа. Фронтальная |
|
16 |
Природа края в древности |
1 |
|
|
Групповая работа |
|
2 четверть – 16 часов |
||||||
17 |
Леса Донского края |
1 |
|
|
Беседа. Индивидуальная |
|
18 |
Пойменные леса |
1 |
|
|
Беседа. Индивидуальная |
|
19 |
Степи. Как возникают степи |
1 |
|
|
Групповая работа |
|
20 |
Растительный мир степи |
1 |
|
|
Беседа. Фронтальная |
|
21 |
Животный мир степи |
1 |
|
|
Работа по шаблону |
|
22 |
Растительный и животный мир степи |
1 |
|
|
Групповая работа |
|
23 |
Охрана растений и животных степи |
1 |
|
|
Работа по шаблону |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
24 |
Охрана растений и животных степи |
1 |
|
|
Беседа. Фронтальная |
|
25 |
Водоемы Ростовской области |
1 |
|
|
Проблемный диалог |
|
26 |
Про сестер и братьев Дона Ивановича |
1 |
|
|
Работа с учебником |
|
27 |
Озеро Маныч-Гудило |
1 |
|
|
Групповая, парная работа |
|
28 |
Искусственные водоемы |
1 |
|
|
Работа с учебником |
|
29 |
Растительный и животный мир водоемов |
1 |
|
|
Опрос, фронтальная |
|
30 |
Растительный и животный мир водоемов |
1 |
|
|
Проблемный диалог |
|
31 |
Охрана растений и животных водоемов |
1 |
|
|
Работа с учебником |
|
32 |
Охрана растений и животных водоемов |
1 |
|
|
Опрос, фронтальная |
|
«Жизнь на Дону» - 38 3 четверть – 22 ч |
||||||
33 |
Жизнь на Дону |
1 |
|
|
Работа с учебником |
|
34 |
Первые поселения на Дону |
1 |
|
|
Групповая, парная работа |
|
35 |
Первые поселения на Дону |
1 |
|
|
Опрос, фронтальная |
|
36 |
Тайны Донской земли |
1 |
|
|
Выполнение тренировочных заданий |
|
37 |
Кочевые племена |
1 |
|
|
Проблемный диалог |
|
38 |
Кочевые племена |
1 |
|
|
Беседа. Фронтальная |
|
39 |
Город Танаис – торговый город |
1 |
|
|
Беседа. Фронтальная |
|
40 |
Город Танаис – торговый город |
1 |
|
|
Проблемный диалог |
|
41 |
Дикое поле |
1 |
|
|
Работа с учебником |
|
42 |
Государство Хазария |
1 |
|
|
Групповая, парная работа |
|
43 |
Белая Вежа |
1 |
|
|
Работа с учебником |
|
44 |
Походы русов |
1 |
|
|
Опрос, фронтальная |
|
45 |
Нашествие монголо-татар |
1 |
|
|
Работа с учебником |
|
46 |
Нашествие монголо-татар |
1 |
|
|
Опрос, фронтальная |
|
47 |
О бессмертнике |
1 |
|
|
Работа с учебником |
|
48 |
О Куликовской битве |
1 |
|
|
Групповая, парная работа |
|
49 |
Казаки – люди вольные |
1 |
|
|
Опрос, фронтальная |
|
50 |
Казаки – люди вольные. Версия 1. |
1 |
|
|
Выполнение тренировочных заданий |
|
51 |
Казаки – люди вольные. Версия 2. |
1 |
|
|
Беседа. Фронтальная |
|
52 |
Казаки – люди вольные. Версия 3. |
1 |
|
|
Проблемный диалог |
|
53 |
Казаки – люди вольные. Версия 4. |
1 |
|
|
Работа с учебником |
|
54 |
Первые казачьи городки |
1 |
|
|
Групповая, парная работа |
|
4 четверть – 16 ч |
||||||
55 |
Жилище казака |
1 |
|
|
Работа с учебником |
|
56 |
Жилище казака |
1 |
|
|
Опрос, фронтальная |
Иметь представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах
|
57 |
История вещей: посуда |
1 |
|
|
Беседа. Фронтальная |
|
58 |
История вещей: посуда |
1 |
|
|
Проблемный диалог |
|
59 |
История вещей: посуда |
1 |
|
|
Работа с учебником |
|
60 |
История вещей: посуда |
1 |
|
|
Групповая, парная работа |
|
61 |
История вещей: одежда |
1 |
|
|
Работа с учебником |
|
62 |
История вещей: одежда |
1 |
|
|
Опрос, фронтальная |
|
63 |
История вещей: одежда |
1 |
|
|
Беседа. Фронтальная |
|
64 |
История вещей: одежда |
1 |
|
|
Проблемный диалог |
|
65 |
Казачьи семьи |
1 |
|
|
Работа с учебником |
|
66 |
Казачьи семьи |
1 |
|
|
Групповая, парная работа |
|
67 |
Имена и фамилии казаков |
1 |
|
|
Работа с учебником |
|
68 |
Имена и фамилии казаков |
1 |
|
|
Опрос, фронтальная |
|
69 |
На казачьем кругу |
1 |
|
|
Опрос, фронтальная |
|
70 |
На казачьем кругу |
1 |
|
|
Опрос, фронтальная |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.