Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 54 городского округа
Рассмотрено на заседании МО, протокол № 1 от 30.08.2022 г Руководитель МО: ___________Зеленина В.И._ |
Согласовано с заместителем директора по УВР.
____________И.В.Кутузова
|
Утверждаю. Директор МБОУ СОШ № 54
__________О.М. Терновых_ |
Рабочая программа
учебного курса
«Современные направления в биологии»
(10 класс)
Учитель биологии: Гуськова Л.Е.
2022-2023 уч. год
г. Воронеж
Пояснительная записка
Данная программа объемом 34 часа (1 час в неделю), по теме "Современные направления в биологии" адресована учащимся 10 класса, обучающимся по универсальному профилю и изучающих биологию на базовом уровне, которые интересуются биологией и выбрали данный предмет для прохождения государственной итоговой аттестации.
Цель программы: обеспечить более глубокое усвоение учащимися общих биологических закономерностей на различных уровнях организации живой материи.
В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи:
1. формирование у школьников способов деятельности:
2. усвоение понятийного аппарата курса биологии;
3. овладение методологическими умениями;
4. применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений, а также решении количественных и качественных биологических задач.
Кроме того, курс направлен на формирование метапредметных результатов и способов действий:
· объяснять биологические процессы и явления, используя различные способы представления информации;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· проводить анализ, синтез;
· формулировать выводы;
· решать качественные и количественные биологические задачи;
· использовать теоретические знания в практической деятельности и повседневной жизни.
В основу построения программы положен исследовательский подход, который позволит развить у учащихся научный и творческий склад мышления, способности к самостоятельному поиску решения поставленных проблем, задач. Успешному освоению материала способствует выполнение лабораторных и практических работ, самостоятельная реферативная работа учащихся по некоторым темам.
После изучения основных разделов предусматривается проектная деятельность учащихся.
Планируемый результат
В результате прохождения программы курса, обучающиеся научатся:
· Использовать общие приемы работы с заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли
· Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.
· Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни.
· Сопоставлять особенности строения и функционирования биологических объектов.
· Сопоставлять биологические объекты, процессы, явления, проявляющихся на различных уровнях организации жизни.
· Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений.
· Устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул, пластического и энергетического обмена; световых и темновых фаз фотосинтеза.
· Решать задачи по молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
· Объяснять: отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на здоровье человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций.
· Проводить самостоятельный поиск (в том числе с использованием информационных технологий) биологической информации.
В результате прохождения программы курса, обучающиеся смогут научиться:
Содержание курса.
Тема 1. Клетка как биологическая система.
Биологические полимеры: белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, их роль в клетке.
Биополимеры – белки. Структурная организация белковых молекул. Свойства белков. Денатурация и ренатурация – биологический смысл и значение. Функции белковых молекул. Ферменты, их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Классификация ферментов
Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. История изучения. ДНК. Структурная организация ДНК. Самоудвоение ДНК. РНК, ее виды, особенности строения и функционирования. Установление функциональной связи нуклеиновых кислот, белковых молекул, роли НК в передаче наследственной информации.
Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.
Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Клеточная и генная инженерия. Работы Ф. Мишера, Дж. Уотсона, Ф. Крика, Э. Чаргаффа, Р. Альтмана
Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки.
Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза. Жизненный цикл со сменой ядерных фаз.
Лабораторные работы: №1 «Денатурация белка», № 2 «Влияние температуры на активность фермента». № 3 «Митоз в клетках корней лука».
Тема 2. Организм как биологическая система.
Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.
Онтогенез и присущие ему закономерности. Развитие половых клеток у растений и животных. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Общая характеристика и особенности размножения водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных. Смена фаз в жизненном цикле.
Причины нарушения развития организмов.
Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюцию.
Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.
Лабораторные работы: №4 «Изучение микропрепаратов яйцеклетки и сперматозоида», №5 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой», №6 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)».
Тема 3. Популяция - структурная единица вида.
Генетика популяций. Закон Харди-Вайнберга.
Календарно-тематическое планирование
|
дата |
тема занятия |
виды деятельности |
элементы содержания |
планируемые результаты |
Тема 1. Клетка как биологическая система. |
|||||
1 |
|
Структура и физико-химические свойства белковой молекулы |
Л.р.№1 «Денатурация белка» |
Биополимеры. Белки. Строение и свойства. Пространственные структуры белка. Биологические функции белков. |
Называть свойства белков. Объяснять механизм образования структуры белков. Устанавливать соответствие между пространственной структурой белка и типом химической связи. Характеризовать строение белков и их функции.. |
2 |
|
Биологические функции белков |
Л.р.№2 «Влияние температуры на активность фермента» |
||
3 |
|
Структура и физико-химические свойства нуклеиновых кислот |
Практикум «Решение задач с применением правила Чаргаффа» |
Нуклеиновые кислоты. ДНК Рибонуклеиновые кислоты |
Знать особенности строения и функционирования нуклеиновых кислот. Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Устанавливать взаимосвязь строения и функционирования молекул ДНК в клетке. |
4 |
|
Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. |
Практикум «Решение задач по теме «Энергетический обмен» |
Метаболизм. Анаэробный гликолиз. Аэробный гликолиз. Брожение. Дыхание |
Характеризовать стадии энергетического обмена. Сравнивать процессы гликолиза, брожения и дыхания. Решать задачи на определение эффективности стадий энергетического обмена. |
5 |
|
Фотосинтез и хемосинтез. |
Практикум «Решение задач по теме «Фотосинтез» |
Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез. |
Раскрывать космическую роль фотосинтеза. Характеризовать фазы фотосинтеза. Устанавливать 6взаимосвязь между световыми и темновыми реакциями фотосинтеза. Объяснять роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Решать биологические задачи |
6 |
|
Генетический код |
. Лекция |
. Генетическая информация. Виды РНК в клетке. |
Характеризовать свойства генетического кода. Решать задачи по молекулярной биологии. |
7 |
|
Матричные реакции. Генетическая информация и её реализация в клетке |
Практикум «Решение задач с использованием таблицы «Генетический код» |
||
8 |
|
Составление задач по молекулярной биологии. |
Проектная деятельность |
||
9 |
|
Генная и клеточная инженерия. |
Семинар |
||
10 |
|
Основные носители наследственности |
Лекция |
Хромосомы: строение, типы, набор. Кариотип. Соматические и половые клетки. |
Называть отличительные признаки хромосом: строение, типы, набор. Выделять различия между соматическими и половыми клетками. |
11 |
|
Митоз. |
Л.р.№3 «Митоз в клетках корней лука». |
Деление клеток. Клеточный цикл. Интерфаза. Митоз. Амитоз. |
Объяснять механизм непрямого деления клетки. Характеризовать интерфазу и фазы митоза. Решать задачи на определение хромосомного набора и количества ДНК в клетках. |
12 |
|
Митоз |
Практикум: «Решение задач на определения набора хромосом и количества ДНК» |
||
13 |
|
Мейоз. |
Работа с источниками информации. |
Мейоз. Фазы мейоза. Биологическое значение мейоза |
Характеризовать фазы мейоза, описывать изменения с хромосомами в процессе кроссинговера, выделять особенности 1-го и 2-го мейотического деления. Раскрывать биологическое значение мейоза. Решать задачи на определение хромосомного набора и количества ДНК. |
14 |
|
Характер смены ядерных фаз в жизненном цикле клетки. |
Практикум: «Решение задач на определение набора хромосом и количества ДНК» |
||
15 |
|
Составление задач на определение набора хромосом и количества ДНК в клетке. |
Проектная деятельность |
||
Тема 2. Организм как биологическая система. |
|||||
16 |
|
Формы размножения в природе, их биологическая роль. Генетические и цитологические особенности способов размножения |
Лекция |
Размножение, его роль в преемственности поколений, расселении организмов. Половое и бесполое размножение |
Характеризовать сущность процессов размножения. Называть отличительные признаки полового и бесполого размножение. Объяснять эволюционные преимущества и биологическое значение полового размножения |
17 |
|
Практическая работа «Характер смены поколений в жизненном цикле в зависимости от формы размножения». |
|||
18 |
|
Предэмбриональный период развития. Сперматогенез и овогенез. |
Л.р.№4 «Изучение микропрепаратов яйцеклетки и сперматозоида» |
Развитие половых клеток. Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных |
Устанавливать связь между строением и функциями половых клеток. Характеризовать этапы гаметогенеза. Сравнивать процессы сперматогенеза и овогенеза. |
19 |
|
Оплодотворение. Регуляция оплодотворения. Партеногенез. |
Лекция |
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. |
Характеризовать сущность процессов оплодотворения. Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека. Объяснять особенности протекания процесса оплодотворения у представителей различных царств живой природы. |
20 |
|
Зародышевый путь развития. Этапы эмбриогенеза. |
. Лекция |
Эмбриональный период развития. Стадии зиготы, бластулы, гаструлы, нейрулы. |
Называть особенности онтогенеза. Объяснять причины нарушений развития организмов. Сравнивать стадии развития зародыша, объяснять биологическое значение непрямого развития. |
21 |
|
Типы постэмбрионального развития. |
Рассматривают примеры смен поколений на примере насекомых и амфибий. |
||
22 |
|
Гаметогенез у споровых растений. |
Практикум: «Описание жизненного цикла на примере папоротника и мха» |
Жизненный цикл растений: гаметофит, спорофит. Жизненный цикл споровых растений. |
Раскрывать сущность понятий: спорофит и гаметофит. Характеризовать и сравнивать этапы жизненного цикла растений разных отделов. Решать и составлять задания на определение последовательности этапов жизненного цикла растений разных отделов |
23 |
|
Жизненный цикл у голосеменных растений |
Практикум: «Описание жизненного цикла на примере сосны» |
Жизненный цикл голосеменных растений. Микрогаметы. Макрогаметы. |
|
24 |
|
Жизненный цикл у цветковых растений |
Практикум: «Описание жизненного цикла у цветкового растения» |
Жизненный цикл цветковых растений. Семязачаток. Зародышевый мешок. Эндосперм. |
|
25 |
|
Жизненные циклы со сменой поколений у растений. |
Практикум: «Решение заданий на определение последовательности этапов жизненного цикла растений разных отделов» |
|
|
26 |
|
Составление заданий на определение последовательности этапов жизненного цикла |
Проектная деятельность |
|
|
27 |
|
Понятие и виды изменчивости |
Работа с источниками информации |
Взаимодействие генотипа и среды. Фенотипическая изменчивость.
|
Описывать проявление модификационной изменчивости. Объяснять причины ненаследственных изменений. Обосновывать влияние нормы реакции на приспособление организмов к среде обитания. Характеризовать биологическое значение модификаций. |
28 |
|
Модификационная изменчивость. Норма реакции
|
Л.р.№5 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» |
||
29 |
|
Мутационная изменчивость. Виды и причины мутаций. Работы Г. де Фриза. Комбинативная изменчивость. |
Работа с источниками информации |
Мутационная изменчивость. Типы мутаций, уровни их возникновения. Свойства мутаций. Комбинативная изменчивость. |
Объяснять причины наследственных изменений; генных и хромосомных мутаций. Приводить примеры разных типов классификации мутаций. Описывать проявление свойств мутаций. Характеризовать типы мутаций. Называть уровни возникновения комбинаций генов. Приводить примеры комбинативной изменчивости. Объяснять причины проявления комбинативной изменчивости у организмов, размножающихся половым путем. |
30 |
|
Мутагенные факторы |
Л.р.№6 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)». |
Мутагенные факторы |
Приводить примеры мутагенных факторов. Характеризовать их влияние на генетический аппарат клетки. Оценивать возможные последствия влияния мутагенов на собственный организм. |
31 |
|
Методы изучения генетики человека. |
Проектная деятельность. «Составление задач, основанных на анализе родословной» |
Особенности генетики человека. Методы изучения генетики человека Факторы, влияющие на здоровье человека. Наследственные болезни человека |
Называть методы изучения наследственности человека. Выделять трудности в применении методов в генетике человека. Анализировать схемы родословной. Называть факторы, влияющие на здоровье человека. Характеризовать меры профилактики наследственных болезней человека. |
32 |
|
Основы медицинской генетики. |
Семинар |
||
Тема 3. Популяция-структурная единица вида. |
|||||
33 |
|
Генетика популяций. Закон Харди-Вайнберга. |
Практикум «Решение задач с применением закона Харди-Вайнберга» |
Популяционная генетика.. Закон Харди-Вайнберга |
Решать задачи с применением закона Харди-Вайнберга |
34 |
|
Обобщение материала по курсу |
Семинар. Презентация проекта «Сборник задач по общей биологии». Тестирование за курс. Решение задач. |
. |
|
Методические пособия и дополнительная литература
Литература для учителя.
1. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Иванова Н.П., Фридман М.В., Фуралев В.А., Чуб В.В. Методическое пособие к учебнику “Общая биология” - М.: МИРОС, 2000. – 93с.
2. Н.Л.Галеева «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии»-методическое пособие для учителя, Москва: «5 за знания»,2006г.
3. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 2002. – 86с.
4. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.
5. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
6. Высоцкая М.В. Тренировочные задачи. Волгоград. Учитель: 2005. 148с.
7. Гуляев В.Г. Задачник по генетике. М. Колос1980.
8. С.Д.Дикарёв Генетика : Сборник задач.-М.: Издательство «Первое сентября»,2002.-112с.
Литература для учащихся.
1. Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин. Общая биология: практикум для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений; профильный уровень
2. О.Б. Гигани. Общая биология, 9 – 11. таблицы, схемы. – М.; - Владос, - 2007
3. Спрыгин С.Ф. Биология: Подготовка к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие - Саратов:Лицей, 2005. - 128 с.
4. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. и др. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М: Дрофа, 2004.10
5. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии. – М.; «Оникс 21 век», - 2005.
6. Каменский А.А. Биология: Полный курс общеобразовательной средней школы: Учебное пособие для школьников и абитуриентов - М: Экзамен, 2002. - 448 с.
7. Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах: Пособие для школьников и абитуриентов - СПб: Тригон, 2005. - 128 с. М: Дрофа, 2005. - 240 с.
8. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Л.Д. Биология в вопросах и ответах. - М.: Рольф. 1999. – 496с.
9. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816с.
10. Флинт Р. Биология в цифрах. – М.: Мир, 1992.
Интернет-ресурсы
1. http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
2. http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
3. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
4. http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
5. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
6. http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.