Рабочая программа
основного общего образования
по учебному предмету «История»
для 5 класса
на 2020/2021 учебный год
Составитель рабочей программы:
учитель истории и обществознания,
Соколова А.Г.
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»,2011), Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, на основе Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы Данилова А. А. (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016).
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
2.Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 24 января 2012 г. № 39. "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
3.Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5.Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования.
6.Историко-культурный стандарт.
Учебно-методический комплект:
1.Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл.- М.: Просвещение.
2.Шевченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2012.
3.Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы 5 класс.
Обоснование выбора УМК:
выбран в соответствии с ФГОС и с Федеральным перечнем учебников.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.
Место и цель изучения предмета «История Древнего мира» в базисном учебном (образовательном) плане:
-освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
· формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
· овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
· воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
· формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
· развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
· формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Общая характеристика предмета «История Древнего мира»
Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.
Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.
Описание места учебного предмета «История Древнего мира» в учебном плане
Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Реализация рабочей программы рассчитана на 72 часа (из расчета два учебных часа в неделю, 2 часа – резервные уроки).
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
В результате освоения курса истории Древнего мира 5 класса в основной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
· представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
· приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
· освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
· опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
· самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
· выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
· составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
· работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
· в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
· проводить наблюдение под руководством учителя;
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
· давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
· самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. Д.);
· в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
· учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
· понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
· уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
· оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;
· определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
· формировать целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
· создавать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
· применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;
· формировать представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
· датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;
· читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
· характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
· сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
· давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
· различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
· соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
· применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Адаптация программы для детей с ОВЗ.
Программа адаптирована для учеников с ОВЗ
Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
• определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
• установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
• осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся по предмету «История Древнего мира»
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Также в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
Критерии оценки знаний учащихся:
ü глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается -пятью баллами;
ü твердое знание материала в пределах программных требований – четырьмя баллами;
ü неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
ü наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно- двумя баллами.
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ |
Максимальное количество баллов |
Оценка группы |
Оценка учителя |
Титульный слайд с заголовком |
5 |
||
Минимальное количество – 10 слайдов |
10 |
||
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) |
5 |
||
СОДЕРЖАНИЕ |
|||
Использование эффектов анимации |
15 |
||
Вставка графиков и таблиц |
10 |
||
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных |
10 |
||
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов |
5 |
||
ОРГАНИЗАЦИЯ |
|||
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы |
10 |
||
Слайды представлены в логической последовательности |
5 |
||
Красивое оформление презентации |
10 |
||
Слайды распечатаны в формате заметок. |
5 |
||
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: |
90 |
Требование к уровню подготовки
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.
Содержание учебного предмета
История Древнего мира (70 часов) (2 часа – резервные уроки)
Введение (1ч)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Тема I. Жизнь первобытных людей. (9 часов)
Первобытные собиратели и охотники
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Первобытные земледельцы и скотоводы
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
Тема 2. Древний Восток. (20часов)
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.
Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Западная Азия в древности
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Индия и Китай в древности
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
Тема 3. Древняя Греция. (21часов)
Древнейшая Греция
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населенияАфинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Македонские завоевания в IV в. до н. э.
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIуИсса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.
Тема 5. Древний Рим (17часов).
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Гражданские войны в Риме
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,
«диктатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.
Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Римская империя в первые века нашей эры.
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Падение Западной Римской империи
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет». Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Итоговое повторение (4 часов)
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
Тематическое планирование
Раздел |
Основные виды деятельности |
Вводный урок (1 час) |
Работа с текстом учебника |
Раздел I. Жизнь первобытных людей (9 ч) |
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. Устный опрос; проблемные задания.
|
Раздел II. Древний Восток (20 ч) |
Моделирование ситуаций и их анализ. Опрос. Письменные задания. Творческое задание. |
Раздел III. Древняя Греция (21 ч )
Раздел IV. Древний Рим (17 ч) |
Решение познавательных задач Рисунки, творческие работы Моделирование ситуаций и их анализ. Ментальные карты, доклады, презентации.
|
Повторение (3 ч) (5 ч) |
Итоговый урок по курсу , контрольная работа (тест), семинар, игры. |
Итого: 70 часов (72 часа) |
к Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Раздел. Тема |
Домашнее задание |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Планируемые результаты (УДД) |
Дата |
Прим. |
1
|
Введение (1 ч) |
Стр.8 |
Раскрывать значение терминов история, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
|
Личностные: Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Коммуникативные: Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Предметные: Раскрывать значение терминов история, век. |
|
|
|
Раздел I. Жизнь первобытных людей (9 ч) |
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники(4 ч) |
|
|
|
|
|
2 |
Древнейшие люди |
§1 пересказ |
Определение понятий: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Заполнение сравнительной таблицы «Первобытный и современный человек». |
Личностные: Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. Регулятивные: Показывать на карте места расселения древнейших людей. Коммуникативные: Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Предметные: Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. |
|
|
3 |
Родовые общины охотников и собирателей |
§2 пересказ |
Исследовать на исторической карте географию расселения первобытных людей. Называть новые способы охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. |
|
|
|
4 |
Возникновение искусства и религиозных верований |
§3 пересказ |
Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Рассмотреть разные версии о загадках древних художников. |
|
|
|
5 |
Народы России в древности. |
Записи в тетради. |
Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Схематически изобразить управление родовой общиной и племенем. |
|
|
|
|
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч) |
|
|
|
|
|
6 |
Возникновение земледелия и скотоводства |
§4 пересказ |
Использование электронных ресурсов для виртуального исторического путешествия. Решение проблемных и развивающих задач с использованием мультимедиа ресурсов. Уметь доказать свою позицию (отличие мировоззрения первобытного человека от современного). |
Личностные: Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. Регулятивные: Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Коммуникативные: Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Предметные: Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. |
|
|
7 |
Появление неравенства и знати |
§5 пересказ, повторение |
Использование электронных ресурсов для виртуального исторического путешествия. Решение проблемных и развивающих задач с использованием мультимедиа ресурсов. Уметь доказать свою позицию (отличие мировоззрения первобытного человека от современного). |
|
|
|
8 |
Счет лет в истории |
Гл.3 учебника, читать |
Использование электронных ресурсов для виртуального исторического путешествия. Решение проблемных и развивающих задач с использованием мультимедиа ресурсов. Уметь доказать свою позицию (отличие мировоззрения первобытного человека от современного). |
|
|
|
9 |
Обобщающее повторение по разделу: «Жизнь первобытных людей». |
Повторение тем |
|
Личностные: Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм. Регулятивные: Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. Коммуникативные: Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Предметные:
Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов.
|
|
|
|
Раздел II. Древний Восток (20 ч) |
|
|
|
|
|
10 |
Тема 1. Древний Египет (8 ч) |
|
Изучение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Определение влияния природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека.
|
|
|
|
11 |
Государство на берегах Нила |
§6 пересказ |
Определение влияния природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека. |
|
|
|
12 |
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте |
§7 пересказ |
Работа с текстом учебника и дополнительной литературы: поиск и группировка по признакам необходимой информации. Составление схемы: «Основные категории населения Древнего Египта».
|
|
|
|
13 |
Жизнь египетского вельможи |
§8 пересказ |
Выделить основные категории населения, их положение. Определить понятия: фараон, жрец, пирамида, папирус. |
|
|
|
14 |
Военные походы фараонов |
§9 пересказ |
Определить причины, цели, направления военных походов, даты самых крупных военных походов, итоги военных походов, указать их по легенде карты.
|
|
|
|
15 |
Религия древних египтян |
§10 пересказ |
Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц. Разработка сюжетов для инсценирования на уроке по теме параграфа. |
|
|
|
|
|
|
||||
16 |
Искусство Древнего Египта |
§11 пересказ |
Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц. Разработка сюжетов для инсценирования на уроке по теме параграфа. |
|
|
|
17 |
Письменность и знания древних египтян |
§12 пересказ |
Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц. Разработка сюжетов для инсценирования на уроке по теме параграфа. |
|
|
|
|
Тема 2. Западная Азия в древности (7ч) |
|
|
|
|
|
18 |
Древнее Двуречье |
§13 пересказ |
Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание образа жизни, основных занятий населения. |
Личностные: Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни Регулятивные: Дать оценку поступков Давиду и Самсону. Коммуникативные: Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей. Предметные: Установить причины возникновения Персидской державы. |
|
|
19 |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы |
§14 пересказ |
Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание образа жизни, основных занятий населения. |
|
|
|
20 |
Финикийские мореплаватели |
§15 пересказ |
Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание образа жизни, основных занятий населения. |
|
|
|
21 |
Библейские сказания |
§16 читать |
Изучить по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Объяснить, почему Библия - наиболее читаемая книга с древности и до наших дней. Установить, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. |
|
|
|
22 |
Царство Давида и Соломона |
§17 пересказ |
Определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы. Выявление причин непобедимости ассирийского войска.
|
|
|
|
23 |
Ассирийская держава |
§18 пересказ |
Определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы. Выявление причин непобедимости ассирийского войска.
|
|
|
|
24 |
Персидская держава «Царя царей» |
§19 читать |
Определение основных дат истории создания Персидской державы. Составление сравнительной таблицы «Три царства Западной Азии».
|
|
|
|
|
Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч) |
|
|
|
|
|
25 |
Природа и люди Древней Индии |
§20 пересказ |
Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание географического положения Индии, основных занятий и образа жизни жителей, определение понятия – Буддизм. Обсуждение в группах ключевых понятий,характе-ризующих индийскую историю и культуру. |
Личностные: Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа. Регулятивные: Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Коммуникативные: Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах). Предметные: Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. |
|
|
26 |
Индийские касты |
§21 пересказ |
Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание географического положения Индии, основных занятий и образа жизни жителей, определение понятия – Буддизм. Обсуждение в группах ключевых понятий,характе-ризующих индийскую историю и культуру. |
|
|
|
27 |
Китайский мудрец Конфуций |
§22 пересказ |
Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание географического положения Индии, основных занятий и образа жизни жителей, определение понятия – Буддизм. Обсуждение в группах ключевых понятий,характе-ризующих индийскую историю и культуру. |
|
|
|
28 |
Первый властелин единого Китая |
§23 пересказ |
Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание географического положения Индии, основных занятий и образа жизни жителей, определение понятия – Буддизм. Обсуждение в группах ключевых понятий,характе-ризующих индийскую историю и культуру. |
|
|
|
|
Повторение (1 ч) |
Повторение тем |
|
|
|
|
|
|
|
||||
29 |
Обобщающее повторение по разделу: «Древний Восток». |
Повторение тем |
|
|
|
|
|
Раздел III. Древняя Греция (21 ч ) |
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч) |
|
|
Личностные: Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа. Регулятивные: Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах). Коммуникативные: Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка». Предметные: Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами. |
|
|
30 |
Древнейшая Греция.Греки и критяне |
§24 пересказ |
Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Определение местоположения Критского царства, Эгейского моря. Выделение отличительных признаков критской культуры. Выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа о Дедале и Икаре. Выявить отличия между микенской и критской культурами. Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение ЦиньШихуаном Китая, Троянскую войну. Сравнение достижений критской и микенской цивилизаций. |
|
|
|
|
|
|
||||
31 |
Микены и Троя |
§25 пересказ |
Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Определение местоположения Критского царства, Эгейского моря. Выделение отличительных признаков критской культуры. Выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа о Дедале и Икаре. Выявить отличия между микенской и критской культурами. Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение ЦиньШихуаном Китая, Троянскую войну. Сравнение достижений критской и микенской цивилизаций. |
|
|
|
|
|
|
||||
32 |
Поэма Гомера «Илиада» |
§26 пересказ |
Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Определение местоположения Критского царства, Эгейского моря. Выделение отличительных признаков критской культуры. Выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа о Дедале и Икаре. Выявить отличия между микенской и критской культурами. Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение ЦиньШихуаном Китая, Троянскую войну. Сравнение достижений критской и микенской цивилизаций. |
|
|
|
|
|
|
||||
33 |
Поэма Гомера «Одиссея» |
§27 пересказ |
Описание личности Гомера, основное содержание поэм. Определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека. Характеризовать образы основных героев «Илиады». Проследить по карте путь Одиссея домой, в Итаку. Выделить основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать обо всех приключениях Одиссея.
Рассмотреть пантеон богов Древней Греции, по тексту учебника и его иллюстрациями описать связь богов с явлениями природы. Познакомиться с мифами о Геракле. |
|
|
|
34 |
Религия древних греков |
§28 читать |
Описание личности Гомера, основное содержание поэм. Определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека. Характеризовать образы основных героев «Илиады». Проследить по карте путь Одиссея домой, в Итаку. Выделить основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать обо всех приключениях Одиссея.
Рассмотреть пантеон богов Древней Греции, по тексту учебника и его иллюстрациями описать связь богов с явлениями природы. Познакомиться с мифами о Геракле. |
|
|
|
|
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч) |
|
|
|
|
|
35 |
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу |
§29 пересказ |
Определить причины Греко-персидских войны, хронологию Саламинской битвы, итоги войн. Инсценировать события одного из сражений. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ – о создании военного флота; о Фермопильском сражении; о Саламинской битве. |
Личностные: Формировать уважение к истории и культурным и историческим памятникам. Регулятивные: Показывать на карте основные географические объекты. Коммуникативные: Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах). Предметные: Выделять ключевые понятия. |
|
|
36 |
Зарождение демократии в Афинах |
§30 пересказ |
|
|
||
37 |
Древняя Спарта |
§31 пересказ |
|
|
||
38 |
Основание греческих колоний |
§32 пересказ |
|
|
||
39 |
Олимпийские игры в древности |
§33 читать |
|
|
||
40 |
Победа греков над персами в Марафонской битве |
§34,в.1,2 письменно |
|
|
||
41 |
Нашествие персидских войск на Элладу |
§35 читать, в.1,2 письменно |
|
|
||
|
Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч) |
|
|
|
|
|
42 |
В гаванях афинского порта Пирей |
§36 читать |
Сравнить военную и торговые гавани. Оценить, насколько возможной была покупка раба для каждого грека.
Описание наиболее значимых частей Афин по плану города. Описание архитектурных сооружений Афин. Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю.
Выявить и кратко описать особенности образования в Древней Греции.
Описать историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры. Оценить роль современного театра для общества.
Определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение. Дать оценку деятельности Перикла поразвитии демократии в Афинах. Строить предположение о том, что было, если бы у власти был другой стратег.
|
Личностные: Формировать уважение к истории и культурным и историческим памятникам. Регулятивные: Показывать на карте основные географические объекты. Коммуникативные: Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах). Предметные: Выделять ключевые понятия. |
|
|
43 |
В городе богини Афины |
§37 пересказ, подготовить презентацию или рассказ (альтернативный выбор) |
|
|
||
44 |
В афинских школах и гимнасиях |
§38 пересказ |
|
|
||
45 |
В афинских школах и гимнасиях.В театре Диониса |
§39 пересказ |
|
|
||
46 |
Афинская демократия при Перикле |
§40 пересказ |
|
|
||
|
Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 ч) |
|
|
|
||
47 |
Города Эллады подчиняются Македонии |
§41 пересказ,в.1,4 письменно |
|
|
||
48 |
Поход Александра Македонского на Восток |
§42 пересказ |
|
|
||
49 |
В древней Александрии Египетской |
Учить записи в тетрадях |
|
|
||
|
Итогово-обобщающий урок. Повторение (1 ч) |
Повторение тем |
|
|
|
|
50 |
Обобщающее повторение по разделу: «Древняя Греция». Проверочная работа. |
|
|
|
|
|
Повторение тем |
|
|
|
|||
|
Раздел IV. Древний Рим (17 ч) |
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) |
|
|
Личностные: Формировать уважение к истории и культурным и историческим памятникам. Регулятивные: Показывать на карте основные географические объекты. Коммуникативные: Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах). Предметные: Выделять ключевые понятия. |
|
|
51 |
Древнейший Рим |
§44 пересказ,в.1,4 письменно |
Определение причин поражения греков в борьбе с Македонией, дат основных сражений. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра.
Определение хронологии основных событий, причин военных успехов Александра Македонского. Определение направления походов А. Македонского по карте.
Определение причин и хронологии распада державы Александра Македонского. Рассказать об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.
Назвать самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснить значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.
Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды, занятий ее населения, образа жизни населения. Изучение легенды об основании Рима.
Определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий. Знакомство с новыми крылатыми выражениями.
Определить основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика.
Определение причин, хронологии основных событий, итогов войны, составление опорной схемы, Описание личности Ганнибала как правителя и полководца. Определение причин, хронологии основных событий, итогов войны, составление опорной схемы, Л.: Описание по рисунку триумф (нравственно – эмоциональная оценка «Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Древнем Риме?»). Определение понятия рабство, положение рабов. Описание гладиаторских боев. Составление рассказа «путешествен-ника».
Определение причин проведения земельной реформы в Риме, основное содержание и значение реформы.
Определение причин, основных событий, их хронологию, итоги восстания, лидера восстания. Составление рассказа от имени Спартака, сенатора, Красса. Определение понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели. Анализ поступков и действий Ю.Цезаря. Работа с крылатыми выражениями. Определение понятия империя, дату установление империи в Риме. Составление кроссворд по одному из пунктов параграфа. Сопоставление действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.
Определение территории расселения народов, попавших под власть империи в соответствии с легендой карты. Составление заданий, вопросов по теме, обмен ими. Описание образа жизни племен- соседей Римской империи и их взаимоотноше-ниях. Описание жизни Рима в 1 в. н. э. по тексту учебника и дополнительной литературе. Анализ версий о пожаре в Риме. Описание личности Нерона как человека и правителя. Определение понятия христианство, условия появления христианского учения. Знакомство с комплексом моральных норм христиан. Выявление причин их актуальности . Сравнение положение свободного земледельца, колона и раба. Изучение периода правления императора Траяна. Анализ достижении империи во 2 в.
Инсценировка виртуальной экскурсии (презентации) и составление рассказа от лица разных персонажей об одном дне в Риме.
Определение понятий колоны, признаки распада рабовладельческого строя и условия зарождения новых общественных отношений, причины распада империи.
Обозначить причины раздела империи на две части. Высказать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую Империю. Определение территории и этапов расширения границ Рима по легенде карты. Изучение легенд и их нравственный контекст.
|
|
|
|
52 |
Завоевание Римом Италии |
§45 пересказ |
|
|
||
53 |
Устройство Римской республики |
§46 пересказ, вопросы письменно |
|
|
||
|
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) |
|
|
|
||
54 |
Вторая война Рима с Карфагеном (218 – 201 гг. до н.э.) |
§47 читать, подготовить рассказ |
|
|
||
55 |
Установление господства Рима во всем Средиземноморье |
§48 пересказ |
|
|
||
56 |
Рабство в Древнем Риме |
§49 читать, вопросы после параграфа устно |
|
|
||
|
Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч) |
|
|
|
||
57 |
Земельный закон братьев Гракхов |
Подготовить презентацию (индивидуальное задание с альтернативным выбором) |
|
|
||
58 |
Восстание Спартака |
§51 пересказ,в.1,2 письменно |
|
|
||
59 |
Единовластие Цезаря в Риме |
§52 читать |
|
|
||
60 |
Установление империи в Риме |
§53 пересказ,в.1,2 письменно |
|
|
||
|
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры. (5 ч) |
|
|
|
||
61 |
Соседи Римской империи |
§54 пересказ,в.1,4 письменно |
|
|
||
62 |
В Риме при императоре Нейроне |
§55 выписать термины |
|
|
||
63 |
Первые христиане и их учение |
§56 читать |
|
|
||
64 |
Расцвет империи во 2 –м веке |
§57 пересказ,в.1,3 письменно |
|
|
||
65 |
Жизнь в Римской империи. |
§58 пересказ,в.1,4 письменно |
|
|
||
|
Тема 5. Падение Западной Римской империи (2 ч) |
|
Личностные: Формировать уважение к истории и культурным и историческим памятникам. Регулятивные: Показывать на карте основные географические объекты. Коммуникативные: Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах). Предметные: Выделять ключевые понятия. |
|
|
|
66 |
Римская империя при Константине |
Подготовить презентацию (индивидуальное задание с альтернативным выбором) |
|
|
||
67 |
Взятие Рима Готами |
§60 пересказ |
|
|
||
|
Повторение (3 ч) |
|
|
|
|
|
68 |
Обобщающее повторение по разделу: «Древний Рим» |
Подготовиться к семинару, к контрольной работе
|
Закрепление материала |
Личностные: Формировать уважение к истории и культурным и историческим памятникам. Регулятивные: Показывать на карте основные географические объекты. Коммуникативные: Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах). Предметные: Выделять ключевые понятия. |
|
|
69 |
Урок-семинар |
Подготовиться к контрольной работе
|
Применение знаний на практике |
|
|
|
70 |
Контрольная работа |
-
|
Применение знаний на практике |
|
|
|
71 |
Игра «Своя игра» |
-
|
|
|
|
|
72 |
Игра "Онлайн-экскурсия» |
- |
|
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
В комплект учебных материалов по истории для 5 класса входят:
1. учебники (в книжной и электронной форме);
2. таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные электронные материалы;
3. рабочие тетради;
4. сборники заданий, электронные обучающие программы;
5. справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной форме);
6. книги для чтения.
Названные материалы могут быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях.
Комплект методических материалов и пособий для учителя включает:
1. программно-нормативные документы;
2. тематическое планирование;
3. предметные и курсовые методические пособия.
Библиографический список:
Школьные учебные пособия:
1.Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл.- М.: Просвещение.
2.Шевченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2012.
3.Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы 5 класс.
Психолого-педагогическая литература:
1.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В.Дубровина, A. M. Прихожан, В. В. Зацепин.–М.: Издательский центр «Академия», 2003.–368с.
2.Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.–280с.
3.Делия, В.Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики: материалы международной конференции. –М.: Де-По, 2012. –340с.
4.Леонтъев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения.–М., 1987.–340с.
5.Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.–450с.
Интернет-ресурсы
1. Почему я использую условно – графическую наглядность?–Текст: электронный//Педагогическое сообщество–URL: http://slovo.mosmetod.ru/ 2017/06/15/ (режим доступа: свободный)
2. Рособнадзор–Текст: электронный // ОГЭ И ЕГЭ 2019: отчёт Рособрнадзора–URL: https://zen.yandex.ru/media/egeobshchestvoznanie/ege-2019-otchet-rosob rnadzora-5d118a82b34feb00af5e0b1b (режим доступа: свободный)
3. Центр «Профессионал».–Текст: электронный//«Профессионал»–URL: https://infourok.ru/referat-primenenie-uslovnograficheskoy-naglyadnosti-na-urokah-obschestvoznaniya-3763928.html (режим доступа: свободный)
4. Структура, принципы построения и основные компоненты учебников истории–Текст: электронный//Учебники–URL:https://infourok.ru/ struktura-principi-postroeniya-i-osnovnie-komponenti-ucheb-----nik-2074171.html (режим доступа: свободный)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.