Рабочая программа 6 класса "Шахматы"
Оценка 4.7

Рабочая программа 6 класса "Шахматы"

Оценка 4.7
docx
17.02.2020
Рабочая программа 6 класса "Шахматы"
Р.П. Шахматы.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Майминская средняя общеобразовательная школа №3

имени В.Ф.Хохолкова»

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании

методического совета

_________________________

_________________________

Протокол № ________

от «___» ___________ 20___ г.

__________ /______________

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по ВР

_______/Бурлакова Е.Н

«__» _____ _____ г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______/Рождественская Н.Н

«__» ______ _____ г

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

кадетского компонента

«Шахматы»

Направление

«Обще-интеллектуальное»

 

1 год   

 (срок реализации программы)

11-12

(возраст обучающихся)


6 класс

 

 

                      ФИО ст. воспитателя: Горбунов Иван Николаевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Майма, 2019 год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Шахматы» составлена на основе нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от от 17 декабря 2010 г. № 18          

- Распоряжение Президента РФ "О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ и классов",

- Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"

-  Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение от 29 мая 2015 года №996-р)

- Концепция духовно-нравственного воспитания 

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010 г. №189, зарегистрированном в Минюсте РФ 3 марта 2011г., регистрационный номер 19993);

- Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»

Устав и локальные нормативные акты МБОУ «Майминская СОШ №3 имени В.Ф. Хохолкова»

- План внеурочной деятельности МБОУ «Майминская средняя общеобразовательная школа № 3 имени В.Ф. Хохолкова» год кадетского компонента   (V,VI классы) на 2019– 2020 учебный год.

Реализация рабочей программы внеурочной деятельности обще-интеллектуального направления «Шахматы» осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

1.      И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе

2.      Программа подготовки юных шахматистов 1-го разряда, Голенищев В.. – М.: Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1974.

Основная цель программы- Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Для успешного достижения основной цели программы необходимо решить следующие задачи:

- создать условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

- продолжить формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.  

 

Срок реализации программы: 1год

 

Место курса в плане внеурочной деятельности: в соответствие с планом внеурочной деятельности кадетского компонента МБОУ «Майминская СОШ № 3 имени В.Ф.Хохолкова»  на 2019- 2020 год изучение курса в 6 классе отводится 1 час в неделю. Таким образом, 1 час в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятий 40 минут.

  

Актуальность

В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности  школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление.  Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и мета предметных результатов.

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе внеурочной деятельности, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

 

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

•          Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

•          Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

•          Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой  организации  работы  с   детьми   в   данной   программе   является   система дидактических принципов:

•          принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресса-образующих факторов учебного процесса

•          принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

•          принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

•          принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

•          принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Шахматы»

Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

•          При изучении дебютной теории основным методом является частично- поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

•          На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

•          Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

 

Использование         этих    методов          предусматривает,     прежде           всего,  обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

 

Основные формы и средства обучения:

•          Практическая игра.

•          Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

•          Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

•          Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

•          Участие в турнирах и соревнованиях.

           Предметные компетенции обучающихся:

1.         Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

•          Участии в тренировочных играх, в районных соревнованиях по шахматам;

•          В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры. Компетентностный подход выражен:

•          В проведении педагогом инструктажей;

•          В применении индивидуальных форм работы;

•          В корректировке игры;

•          В рекомендациях по выполнению комбинаций.

 

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

•          Педагогическое наблюдение;

•          Учет результативности участия обучаемых в городских соревнованиях.

2.         Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

•          Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;

•          Изучении специализированной литературы;

•          Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.

 

Компетентностный подход выражен:

•          В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;

•          В проведении бесед;

•          В применении индивидуальных и групповых форм работы. Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

•          Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;

Определение уровня эрудиции обучаемых.

           

Планируемые образовательные результаты курса

           

1.Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

2.Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

3.Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам  шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

К концу учебного года дети должны знать/уметь:

Знать:

- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

Уметь:  

 - записывать шахматную партию;

- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем,   королем и ладьей;

 - проводить элементарные комбинации.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные, мета предметные и предметные результаты курса «Шахматы».

Личностные результаты освоения программы курса

·         формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

·         бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

·         развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

·         развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

·         формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 

Мета предметные результаты освоения программы курса

Регулятивные универсальные учебные действия:

·         освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

·         формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

·         оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,

·         соотнесение целей с возможностями

·         определение временных рамок

·         определение шагов решения задачи

·         видение итогового результата

·         распределение функций между участниками группы

·         планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

·         поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

·         умение задавать вопросы

·         умение получать помощь

·         умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами

·         умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

·         построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

·         умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)

·         способность принять другую точку зрения, отличную от своей;

·         способность работать в команде;

·         выслушивание собеседника и ведение диалога.

 

Предметные результаты освоения программы курса

·         Познакомить с шахматными терминами и шахматным кодексом.

·         Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.

·         Сформировать умение ставить мат с разных позиций.

·         Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов.

·         Сформировать умение записывать шахматную партию.

·         Сформировать умение проводить комбинации.

·         Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Содержание тем курса.

1.       Организационный момент. Знакомство. (4 часа)

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2.       Освоение основ дебюта. (5 часов)

Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.

3.       Освоение основ миттельшпиля. (25 часов)

Размещение «Слона» перед пешечной цепью. Господство в центре шахматной доски. Нахождение форпоста для «Коня». Открытые, полуоткрытые линии для «Ладьи». Размен фианкетированного «Слона» возле «Короля». Не допущение передвижения пешек перед «Королём». Предвидение угрозы соперника.

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

п/п

Темы занятий

всего

теория

практика

1

Правила ТБ и история возникновения шахмат.

2

2

 

 

Шахматная нотация

1

1

 

 

Этикет шахматиста

1

1

 

2

Освоение основ дебюта.

5

4

1

 

Самые общие правила разыгрывания.

1

1

 

 

Значение центра в начале игры.

1

1

 

 

Типичные дебютные ошибки

1

1

 

 

Защита от «Детского мата»

2

1

1

3

Освоение основ миттельшпиля.

25

7

18

 

Изучение темы «Двойной удар».

1

1

 

9

Решение заданий на «Двойной удар».

2

 

2

10

Повторение темы «Вилка».

1

1

 

11

Решение заданий на тему «Коневая вилка».

2

 

2

12

Решение заданий на тему «Пешечная

вилка».

2

 

2

13

Повторение темы «Связка».

1

1

 

14

Решение заданий на тему «Мат в один ход с помощью связки».

2

 

2

15

Решение заданий на тему «Связка простые выигрыши».

2

 

2

16

Разбор приема «Двойной шах» на демонстрационной доске.

1

1

 

17

Решение заданий на тему «Двойной шах».

2

 

2

18

Разбор приема «Открытый шах».

1

1

 

19

Решение заданий на тему «Открытый шах».

2

 

2

20

Разбор приема «Вскрытое нападение».

1

1

 

21

Решение заданий на тему «Вскрытое нападение».

2

 

2

22

Разбор приема «Ловля фигуры».

1

1

 

23

Решение заданий на тему «Ловля фигуры».

2

 

2

Итого:

34

15

19

 

Информационно-методическое обеспечение

На занятиях используются:

·         шахматная нотация;

·         словарь шахматных терминов;

·         комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук.

Учебно-методический комплект 

Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 1979.

  1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
  2. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.
  3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  4. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
  5. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
  6. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.
  7. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.
  8. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
  9. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.
  10. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
  11. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
  12. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
  13. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
  14. Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.
  15. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
  16. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980..
  17. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
  18. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.
  19. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
  20. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
  21. Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
  22. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

к программе внеурочной деятельности  по курсу «Шахматы»

6   класс ст. воспитатель Горбунов И.Н.

2019год

Календарно- тематическое планирование

34 часов (1 раза в неделю)

урока

Тема занятия

Дата проведения

План

Факт

1

Правила ТБ и история возникновения шахмат.

04.09.2019

 

2

Правила ТБ и история возникновения шахмат.

11.09.2019

 

3

Шахматная нотация

18.09.2019

 

4

Этикет шахматиста

25.09.2019

 

5

Освоение основ дебюта. Самые общие правила разыгрывания.

02.10.2019

 

6

Значение центра в начале игры.

09.10.2019

 

7

Типичные дебютные ошибки

16.10.2019

 

8

Защита от «Детского мата»

23.10.2019

 

9

Защита от «Детского мата»

06.11.2019

 

10

Освоение основ миттельшпиля.

Изучение темы «Двойной удар».

13.11.2019

 

11

Решение заданий на «Двойной удар».

20.11.2019

 

12

Решение заданий на «Двойной удар».

27.11.2019

 

13

Изучение темы «Вилка».

04.12.2019

 

14

Решение заданий на тему «Коневая вилка».

11.12.2019

 

15

Решение заданий на тему «Коневая вилка».

18.12.2019

 

16

Решение заданий на тему «Коневая вилка».

25.12.2019

 

17

Решение заданий на тему «Пешечная вилка».

15.01.2020

 

18

Решение заданий на тему «Пешечная вилка».

22.01.2020

 

19

Изучение темы «Связка».

29.01.2020

 

20

Решение заданий на тему «Мат в один ход с помощью связки».

05.02.2020

 

21

Решение заданий на тему «Мат в один ход с помощью связки».

12.02.2020

 

22

Решение заданий на тему «Связка простые выигрыши».

19.02.2020

 

23

Решение заданий на тему «Связка простые выигрыши».

26.02.2020

 

24

Разбор приема «Двойной шах» на демонстрационной доске.

04.03.2020

 

25

Решение заданий на тему «Двойной шах».

11.03.2020

 

26

Решение заданий на тему «Двойной шах».

18.03.2020

 

27

Разбор приема «Открытый шах».

01.04.2020

 

28

Решение заданий на тему «Открытый шах».

08.04.2020

 

29

Решение заданий на тему «Открытый шах».

15.04.2020

 

30

Разбор приема «Вскрытое нападение».

22.04.2020

 

31

Решение заданий на тему «Вскрытое нападение».

29.04.2020

 

32

Решение заданий на тему «Вскрытое нападение».

06.05.2020

 

33

Разбор приема «Ловля фигуры».

13.05.2020

 

34

Решение заданий на тему «Ловля фигуры».

20.05.2020

 

 


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Майминская средняя общеобразовательная школа №3 имени

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Майминская средняя общеобразовательная школа №3 имени

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Шахматы» составлена на основе нормативных документов: -

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Шахматы» составлена на основе нормативных документов: -

Таким образом, 1 час в неделю, 34 часа в год

Таким образом, 1 час в неделю, 34 часа в год

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития

Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов

Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов

Мета предметные результаты освоения программы курса

Мета предметные результаты освоения программы курса

Освоение основ дебюта. (5 часов)

Освоение основ дебюта. (5 часов)

Учебно-методический комплект

Учебно-методический комплект

Приложение 1 к программе внеурочной деятельности по курсу «Шахматы» 6 класс ст

Приложение 1 к программе внеурочной деятельности по курсу «Шахматы» 6 класс ст

Решение заданий на тему «Связка простые выигрыши»

Решение заданий на тему «Связка простые выигрыши»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2020