Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Майминская средняя общеобразовательная школа №3
имени В.Ф.Хохолкова»
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета _________________________ _________________________ Протокол № ________ от «___» ___________ 20___ г. __________ /______________
|
СОГЛАСОВАНО Зам. Директора по ВР _______/Бурлакова Е.Н «__» _____ _____ г |
УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______/Рождественская Н.Н «__» ______ _____ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
кадетского компонента
«Шахматы»
Направление
«Обще-интеллектуальное»
1 год
(срок реализации программы)
11-12
(возраст обучающихся)
6 класс
ФИО ст. воспитателя: Горбунов Иван Николаевич
Майма, 2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Шахматы» составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от от 17 декабря 2010 г. № 18
- Распоряжение Президента РФ "О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ и классов",
- Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение от 29 мая 2015 года №996-р)
- Концепция духовно-нравственного воспитания
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010 г. №189, зарегистрированном в Минюсте РФ 3 марта 2011г., регистрационный номер 19993);
- Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
Устав и локальные нормативные акты МБОУ «Майминская СОШ №3 имени В.Ф. Хохолкова»
- План внеурочной деятельности МБОУ «Майминская средняя общеобразовательная школа № 3 имени В.Ф. Хохолкова» год кадетского компонента (V,VI классы) на 2019– 2020 учебный год.
Реализация рабочей программы внеурочной деятельности обще-интеллектуального направления «Шахматы» осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
1. И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе
2. Программа подготовки юных шахматистов 1-го разряда, Голенищев В.. – М.: Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1974.
Основная цель программы- Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Для успешного достижения основной цели программы необходимо решить следующие задачи:
- создать условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- продолжить формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Срок реализации программы: 1год
Место курса в плане внеурочной деятельности: в соответствие с планом внеурочной деятельности кадетского компонента МБОУ «Майминская СОШ № 3 имени В.Ф.Хохолкова» на 2019- 2020 год изучение курса в 6 классе отводится 1 час в неделю. Таким образом, 1 час в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятий 40 минут.
Актуальность
В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и мета предметных результатов.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе внеурочной деятельности, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
• Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
• Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
• Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
• принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресса-образующих факторов учебного процесса
• принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
• принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
• принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
• принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Шахматы»
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
• При изучении дебютной теории основным методом является частично- поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
• На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
• Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
• Практическая игра.
• Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
• Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
• Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
• Участие в турнирах и соревнованиях.
Предметные компетенции обучающихся:
1. Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
• Участии в тренировочных играх, в районных соревнованиях по шахматам;
• В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры. Компетентностный подход выражен:
• В проведении педагогом инструктажей;
• В применении индивидуальных форм работы;
• В корректировке игры;
• В рекомендациях по выполнению комбинаций.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
• Педагогическое наблюдение;
• Учет результативности участия обучаемых в городских соревнованиях.
2. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
• Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
• Изучении специализированной литературы;
• Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.
Компетентностный подход выражен:
• В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;
• В проведении бесед;
• В применении индивидуальных и групповых форм работы. Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
• Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;
Определение уровня эрудиции обучаемых.
Планируемые образовательные результаты курса
1.Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
2.Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
3.Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
К концу учебного года дети должны знать/уметь:
Знать:
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
Уметь:
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
- проводить элементарные комбинации.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные, мета предметные и предметные результаты курса «Шахматы».
Личностные результаты освоения программы курса
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
· бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Мета предметные результаты освоения программы курса
Регулятивные универсальные учебные действия:
· освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
· формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
· оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,
· соотнесение целей с возможностями
· определение временных рамок
· определение шагов решения задачи
· видение итогового результата
· распределение функций между участниками группы
· планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
· поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
· умение задавать вопросы
· умение получать помощь
· умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами
· умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
· построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
· умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)
· способность принять другую точку зрения, отличную от своей;
· способность работать в команде;
· выслушивание собеседника и ведение диалога.
Предметные результаты освоения программы курса
· Познакомить с шахматными терминами и шахматным кодексом.
· Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
· Сформировать умение ставить мат с разных позиций.
· Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов.
· Сформировать умение записывать шахматную партию.
· Сформировать умение проводить комбинации.
· Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Содержание тем курса.
1. Организационный момент. Знакомство. (4 часа)
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
2. Освоение основ дебюта. (5 часов)
Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.
3. Освоение основ миттельшпиля. (25 часов)
Размещение «Слона» перед пешечной цепью. Господство в центре шахматной доски. Нахождение форпоста для «Коня». Открытые, полуоткрытые линии для «Ладьи». Размен фианкетированного «Слона» возле «Короля». Не допущение передвижения пешек перед «Королём». Предвидение угрозы соперника.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
п/п |
Темы занятий |
всего |
теория |
практика |
1 |
Правила ТБ и история возникновения шахмат. |
2 |
2 |
|
|
Шахматная нотация |
1 |
1 |
|
|
Этикет шахматиста |
1 |
1 |
|
2 |
Освоение основ дебюта. |
5 |
4 |
1 |
|
Самые общие правила разыгрывания. |
1 |
1 |
|
|
Значение центра в начале игры. |
1 |
1 |
|
|
Типичные дебютные ошибки |
1 |
1 |
|
|
Защита от «Детского мата» |
2 |
1 |
1 |
3 |
Освоение основ миттельшпиля. |
25 |
7 |
18 |
|
Изучение темы «Двойной удар». |
1 |
1 |
|
9 |
Решение заданий на «Двойной удар». |
2 |
|
2 |
10 |
Повторение темы «Вилка». |
1 |
1 |
|
11 |
Решение заданий на тему «Коневая вилка». |
2 |
|
2 |
12 |
Решение заданий на тему «Пешечная вилка». |
2 |
|
2 |
13 |
Повторение темы «Связка». |
1 |
1 |
|
14 |
Решение заданий на тему «Мат в один ход с помощью связки». |
2 |
|
2 |
15 |
Решение заданий на тему «Связка простые выигрыши». |
2 |
|
2 |
16 |
Разбор приема «Двойной шах» на демонстрационной доске. |
1 |
1 |
|
17 |
Решение заданий на тему «Двойной шах». |
2 |
|
2 |
18 |
Разбор приема «Открытый шах». |
1 |
1 |
|
19 |
Решение заданий на тему «Открытый шах». |
2 |
|
2 |
20 |
Разбор приема «Вскрытое нападение». |
1 |
1 |
|
21 |
Решение заданий на тему «Вскрытое нападение». |
2 |
|
2 |
22 |
Разбор приема «Ловля фигуры». |
1 |
1 |
|
23 |
Решение заданий на тему «Ловля фигуры». |
2 |
|
2 |
Итого: |
34 |
15 |
19 |
Информационно-методическое обеспечение
На занятиях используются:
· шахматная нотация;
· словарь шахматных терминов;
· комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук.
Учебно-методический комплект
Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 1979.
Приложение 1
к программе внеурочной деятельности по курсу «Шахматы»
6 класс ст. воспитатель Горбунов И.Н.
2019год
Календарно- тематическое планирование
34 часов (1 раза в неделю)
№ урока |
Тема занятия |
Дата проведения |
||||||||
План |
Факт |
|||||||||
1 |
Правила ТБ и история возникновения шахмат. |
04.09.2019 |
|
|||||||
2 |
Правила ТБ и история возникновения шахмат. |
11.09.2019 |
|
|||||||
3 |
Шахматная нотация |
18.09.2019 |
|
|||||||
4 |
Этикет шахматиста |
25.09.2019 |
|
|||||||
5 |
Освоение основ дебюта. Самые общие правила разыгрывания. |
02.10.2019 |
|
|||||||
6 |
Значение центра в начале игры. |
09.10.2019 |
|
|||||||
7 |
Типичные дебютные ошибки |
16.10.2019 |
|
|||||||
8 |
Защита от «Детского мата» |
23.10.2019 |
|
|||||||
9 |
Защита от «Детского мата» |
06.11.2019 |
|
|||||||
10 |
Освоение основ миттельшпиля. Изучение темы «Двойной удар». |
13.11.2019 |
|
|||||||
11 |
Решение заданий на «Двойной удар». |
20.11.2019 |
|
|||||||
12 |
Решение заданий на «Двойной удар». |
27.11.2019 |
|
|||||||
13 |
Изучение темы «Вилка». |
04.12.2019 |
|
|||||||
14 |
Решение заданий на тему «Коневая вилка». |
11.12.2019 |
|
|||||||
15 |
Решение заданий на тему «Коневая вилка». |
18.12.2019 |
|
|||||||
16 |
Решение заданий на тему «Коневая вилка». |
25.12.2019 |
|
|||||||
17 |
Решение заданий на тему «Пешечная вилка». |
15.01.2020 |
|
|||||||
18 |
Решение заданий на тему «Пешечная вилка». |
22.01.2020 |
|
|||||||
19 |
Изучение темы «Связка». |
29.01.2020 |
|
|||||||
20 |
Решение заданий на тему «Мат в один ход с помощью связки». |
05.02.2020 |
|
|||||||
21 |
Решение заданий на тему «Мат в один ход с помощью связки». |
12.02.2020 |
|
|||||||
22 |
Решение заданий на тему «Связка простые выигрыши». |
19.02.2020 |
|
|||||||
23 |
Решение заданий на тему «Связка простые выигрыши». |
26.02.2020 |
|
|||||||
24 |
Разбор приема «Двойной шах» на демонстрационной доске. |
04.03.2020 |
|
|||||||
25 |
Решение заданий на тему «Двойной шах». |
11.03.2020 |
|
|||||||
26 |
Решение заданий на тему «Двойной шах». |
18.03.2020 |
|
|||||||
27 |
Разбор приема «Открытый шах». |
01.04.2020 |
|
|||||||
28 |
Решение заданий на тему «Открытый шах». |
08.04.2020 |
|
|||||||
29 |
Решение заданий на тему «Открытый шах». |
15.04.2020 |
|
|||||||
30 |
Разбор приема «Вскрытое нападение». |
22.04.2020 |
|
|||||||
31 |
Решение заданий на тему «Вскрытое нападение». |
29.04.2020 |
|
|||||||
32 |
Решение заданий на тему «Вскрытое нападение». |
06.05.2020 |
|
|||||||
33 |
Разбор приема «Ловля фигуры». |
13.05.2020 |
|
|||||||
34 |
Решение заданий на тему «Ловля фигуры». |
20.05.2020 |
|
|||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.