Рабочая программа
по курсу основного общего образования (ФГОС)
обществознание, 7 класс.
на 2020/2021 учебный год
Составитель рабочей программы:
учитель истории и обществознания,
Соколова А.Г.
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы основного общего образования, примерных базисных учебных планов и программы курса «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 6-9 классы» (М.: Просвещение, 2020).
Программа реализуется по УМК «Обществознание 6-9 классы» авторского коллектива под руководством Л.Н.Боголюбова. Для реализации содержания учебного предмета используется учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая., Л.Ф. Иванова и др. -М.: Просвещение, 2013 г. К учебнику для 7 класса АО «Просвещение» прилагается электронная форма (ЭФУ). Она представляет собой электронное издание, которое соответствует по структуре и содержанию печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями нормативных документов:
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-Фундаментального ядра содержания общего образования
-ФГОС 2010, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897;
-Примерной программы по обществознанию для 5 – 9 классов. М.: Просвещение, 2011 г., (стандарты второго поколения). Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая., Л.Ф. Иванова и др. -М.: Просвещение, 2011 г.
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Учебно-методический комплекс:
1.Обществознание. Учебник. 7 класс общеобразовательных учреждений. - 3-е изд. / под ред.Л. Н. Боголюбова, Л.Ф Ивановой - М.: Просвещение, 2013.
2.Обществознание. Электронное приложение к учебнику под ред.Л. Н. Боголюбова, Л.Ф Ивановой. 7 класс.
Основные цели изучения обществознания в школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определении собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления.
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважение к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых и оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной сфере; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»
В учебном плане обществознанию отводится 34 часа. Из них 70% - обязательного времени, 30%-вариативного. Вариативное время отведено для совместной распределенной проектной деятельности обучающихся, ориентированной на получение социально-значимого продукта. Особенность содержания учебной деятельности, заключается в разных формах урочной и внеурочной деятельности, в том числе содержание проектных и исследовательских форм учебной деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение обществознания в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Результаты освоения предмета
Предметные:
· относительно-целостное представление о человеке;
· знание ряда ключевых понятий: человек, семья, гражданин, патриот и т.д.
· умение находить нужную социальную информацию в различных источниках, систематизировать ее и соотносить их с собственными знаниями.
В ценностно-мотивационной сфере:
· понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
· знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил и умение применять их на практике.
В трудовой сфере:
· понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества.
В эстетической сфере:
· понимание специфики познания мира средствами искусства
В коммуникативной сфере:
· знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности (общение со взрослыми и сверстниками);
· умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, принимать коллективное решение, распределять роли, брать ответственность на себя за другие группы;
· знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Метапредметные результаты:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, соответствующая гуманистическим культурным ценностям). Задания составлены таким образом, чтобы шестиклассники могли проявить свои способности: в использовании элементов причинно-следственного анализа; в исследовании несложных реальных связей и зависимостей;
· в поиске нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечении её;
· в переводе информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст), выборе знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
· в подкреплении изученных положений конкретными примерами, в том числе на основе межпредметных связей и личного опыта;
· в оценке своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей; в повседневном руководстве этическими и правовыми нормами;
· в определении собственного отношения к явлениям современной жизни, формулировании своей точки зрения.
Требования
В результате изучения обществознания в 7 классе ученик должен:
Знать/понимать:
-основные понятия: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание; экономика, техника, технология, НТР, НТП, экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение, экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама; природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
-роль права в жизни человека, общества и государства;
-содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в обществе;
-роль экономики в жизни человека, общества и государства;
-содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в экономической сфере общественной жизни;
-значение понятий: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
-роль окружающей среды в жизни человека, общества и государства;
-содержание и значение экологических норм;
Уметь:
-характеризовать особенности правового статуса несовершеннолетнего;
-выделять основную мысль в тексте учебника;
-приводить примеры, связанные с различными видами правовых и экономических отношений;
-отстаивать свою точку зрения;
-решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации правовых норм;
-выделять основную мысль в тексте учебника;
-приводить примеры, основанные на житейском опыте;
-характеризовать основные понятия экономики, законы регулирования рынка;
-приводить примеры, связанные с различными видами отношений;
-решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации, связанные с охраной природы;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-общей ориентации в общественных событиях и процессах;
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся по предмету «Обществознание»
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Также в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
Критерии оценки знаний учащихся:
ü глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается -пятью баллами;
ü твердое знание материала в пределах программных требований – четырьмя баллами;
ü неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
ü наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно- двумя баллами.
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ |
Максимальное количество баллов |
Оценка группы |
Оценка учителя |
Титульный слайд с заголовком |
5 |
||
Минимальное количество – 10 слайдов |
10 |
||
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) |
5 |
||
СОДЕРЖАНИЕ |
|||
Использование эффектов анимации |
15 |
||
Вставка графиков и таблиц |
10 |
||
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных |
10 |
||
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов |
5 |
||
ОРГАНИЗАЦИЯ |
|||
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы |
10 |
||
Слайды представлены в логической последовательности |
5 |
||
Красивое оформление презентации |
10 |
||
Слайды распечатаны в формате заметок. |
5 |
||
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: |
90 |
Адаптация программы для детей с ОВЗ
Программа адаптирована для учеников с ОВЗ
Основное содержание предмета «Обществознание»
Вводный урок (1 час)
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.
Глава 1. (Раздел 1) «Регулирование поведения людей» (15 часов) Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Глава 2. (Раздел 2) «Человек в экономических отношениях (13 часов)
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
Глава 3. (Раздел 3) «Человек и природа» (4 часа)
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Не исчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Итоговое повторение курса 7 класса (1-2 часа)
Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
Тематическое планирование
Раздел |
Основные виды деятельности |
Вводный урок (1 час) |
Работа с текстом учебника |
Глава 1. (Раздел 1) «Регулирование поведения людей» (15 часов) |
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. Устный опрос; проблемные задания.
|
Глава 2. (Раздел 2) «Человек в экономических отношениях (13 часов) |
Моделирование ситуаций и их анализ. Опрос. Письменные задания. Творческое задание. |
Глава 3. (Раздел 3) «Человек и природа» (4 часа) |
Решение познавательных задач Рисунки, творческие работы Моделирование ситуаций и их анализ. Ментальные карты, доклады, презентации.
|
Итоговое повторение курса 7 класса (1-2 часа)
|
Итоговый урок по курсу «Обществознание» 7 класс, контрольная работа (тест) |
Итого: 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Номер раздела |
Тема урока |
Тема урока, результаты урока |
Виды деятельности (элементы содержания, контроль) |
Домаш задание |
Дата проведения |
дата |
прим |
|||
Планируемые результаты |
|||||||||||
Тема урока |
предметные |
мета предметные УУД (Познавательные, Коммуникативные, Регулятивные) |
Личностные УУД |
Кол-во часов |
план |
факт |
|||||
1 |
Вводный урок |
1 |
Получат первичные представления о науке |
П: давать определения понятиям. К: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания |
Формирование мотивации к изучению обществознанию |
Вспомнить основные итоги прошлого года обучения Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы |
Введение с.5-6 |
1 |
|||
Раздел 1 Регулирование поведения людей (15 часов) |
|||||||||||
2-3 |
1 |
Социальные ценности и нормы.Что значит жить по правилам. Практическая работа «Учимся общаться в интернете» |
Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах |
П: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и причины сохраняют учебную задачу |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают изучаемого материала; принимают и причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры. Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни |
§1 пересказ Стр.15 – кластер |
2 |
|||
4-5 |
1 |
Отклоняющееся поведение. Права и обязанности граждан. Практическая работа «Права ребенка. Права ребенка и их защита» |
Научатся: характеризовать свои права и обязанности; объяснять их не отчуждаемость и неотъемлемость. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения |
П: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. К: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Р: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры. |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных |
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребенка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Называть права ребенка и характеризовать способы их защиты. Приводить примеры защиты прав ребенка и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних заданий всей группой выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности |
§1стр.11,13,14 в.1-5 письменно» |
2 |
|||
6-7 |
1 |
Понятие права, свобод и обязанностей граждан. Почему важно соблюдать законы. Практическая работа «Кто стоит на страже закона» |
Научатся: формировать важно представление о законопослушной деятельности человека, функциях закона, объяснять значение понятий свобода, закон, порядок, справедливость. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения |
П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Р: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий |
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания |
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость Презумпция невиновности. Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости |
§2 стр.16-19 в.1,2 письменно |
2 |
|||
8-9 |
1 |
Защита Отечества. Практикум по теме: «Защита Отечества» |
Научатся объяснять положение о том, что защита Отечества – это долг и обязанность гражданина, значение понятий армия, патриотизм, священный долг, гражданственность. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. |
П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Р: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий |
Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.. Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга |
§ 3 стр.29 в.3-5 письменно Презентация по теме «Герои» |
2 |
|||
10-11 |
1 |
Что такое дисциплина. Для чего нужна дисциплина. Практическая работа «Учимся быть дисциплинированными» |
Научатся: определять понятий «дисциплина, воля, самовоспитание», составляющие дисциплины. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения |
Р: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) |
Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий |
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательно и специальной дисциплины |
§ 3стр.29-30 вопросы письменно |
2 |
|||
12-13 |
1 |
Виновен-отвечай. Самостоятельная работа. |
Научатся объяснять положение о том, что быть законопослушным гражданином обязанность и необходимость, понятия противозаконное поведение, ответственность, справедливое наказание. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. |
П: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно принимают и понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения. Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних. |
§ 6 пересказ |
2 |
|||
14-15 |
1 |
Кто стоит на страже закона. Практикум по теме: «Кто стоит на страже закона» |
Научатся: объяснять значения понятий законность, правопорядок, правоохранительные органы; задачи правоохранительных органов, выявлять основные направления деятельности полиции. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения |
П: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. К: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Р: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала |
Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан Называть правоохранительные органы Российского государства. Различать сферу деятельности полиции, правоохранительных органов. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов |
§ 7 пересказ |
2 |
|||
16 |
1 |
Обобщающий урок (повторение)по теме: «Регулирование поведения людей в обществе» |
Научиться исследовать и анализировать способы регулирования поведения людей в обществе; определять сущностные характеристики изучаемых объектов |
К: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли. Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать необходимую информацию. П: осуществлять расширенный поиск информации, анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления |
Формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения |
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников |
Повторение тем |
1 |
|||
Раздел 2 «Человек в экономических отношениях (13 часов) |
|||||||||||
17-18 |
2 |
Экономика и ее роль в жизни общества. Основные участники экономики.Практикум. |
Научатся: определять агентов экономики, анализировать формы экономической деятельности; взаимоотношения людей в процессе экономической деятельности. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. |
П: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и понимают сохраняют учебную задачу |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно принимают и понимают причины успешности /неуспешности учебной деятельности |
Понятие экономики и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители, производители. Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике. Приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы организации хозяйственной жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя |
§ 8 перес. Составить таблицу «Участники экономики» |
2 |
|||
19. |
2 |
Слагаемые мастерства работника |
Научатся: раскрывать смысл слов «квалификация», «специалист высокой квалификации», «мастер». Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения |
П: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и понимают сохраняют учебную задачу |
Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда.Разделение труда и специализация. Взаимосвязь количества и качества труда. Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда |
§ 9 пресказ |
1 |
|||
20-21 |
2 |
Производство, затраты, выручка, прибыль |
Научатся: объяснять значение понятия выручка, прибыль, затраты, разделение труда; определять роль разделения труда в производстве, способы получения выгоды от производительной деятельности. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах |
П: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и понимают сохраняют учебную задачу |
Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя. Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства. |
§ 10 Пересказ, учить схему в тетради |
2 |
|||
22-23 |
2 |
Практическая работа «Виды и формы бизнеса» |
Научатся: объяснять значение понятий предпринимательская деятельность, бизнес, собственность, акция.определять каковы источники и цели богатства, что и как вы- годно производить, как получить прибыль. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. |
П: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество. Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу |
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания |
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя. Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально- этических позиций |
§ 11 читать, повторять |
2 |
|||
24 |
2 |
Обмен, торговля, реклама |
Научатся: объяснять значение понятий стоимость, цена товара, рынок, торговля, реклама; определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное |
П: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. К: планируют цели деятельность; и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Р: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала |
Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризовать торговлю и ее формы как особый вид экономической деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. Оценивать свое поведение с точки зрения рационального покупателя |
§ 12 читать, учить записи в тетрадях |
1 |
|||
25-26 |
2. |
Обмен, торговля, реклама.
Деньги и их функции.
|
Научатся: объяснять значение понятий эквивалент, цена, средство обращения, средство платежа, мировые деньги, конвертируемость; понимать, почему деньги играют большую роль в экономике, различать различные функции денег. Получат возможность научиться: анализировать, друг друга, понимают позицию делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. |
П: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. К: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают, друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от группой; партнёром. Р: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности |
Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег. Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег. |
§ 11 повторить, придумать лозунг
§ 12 Вопросы 1,2 письменно |
1
1 |
|||
27-28 |
2 |
Экономика семьи. Практикум по теме: «Экономика семьи. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.» |
Научатся: объяснять значение понятий доход семьи, семейный бюджет, домашнее хозяйство, имущество; считать семейный бюджет, определять источники семейного дохода и группы расхода. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; |
П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К: участвуют в коллективном обсуждении проблем; анализируют и обмениваются мнениями, характеризуют позицию партнера, различных точек зрения. Р: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно |
Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и обмениваются мнениями. |
Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Сбережения. Обязательные и произвольные расходы. Раскрывать понятие «семейный бюджет». Приводить примеры различных источников доходов семьи. Различать обязательные и произвольные расходы. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи и зависимости доходов |
§ 14 читать
Задания «В классе и дома» №1,2 письменно |
2 |
|||
29 |
2 |
Повторение по теме: «Человек в экономических отношениях» |
Научатся: определять основные понятия к теме «Человек в экономических отношениях». Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения |
П: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. К: планируют цели способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Р: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала |
Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников |
Повторить § 8-14 учебника Подготовить плакат «Товар 21 века». |
1 |
|||
Раздел 3 Человек и природа (4 часа) |
|||||||||||
30 |
3 |
Человек- часть природы. |
Научатся: объяснять значение понятий экология, природа, вторая природа, биосфера, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, техногенные аварии; и как закон защищает природу. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения о том, как беречь природу и что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь богатства природы. |
П: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Узнают, каковы природные ресурсы нашей планеты, как человек воздействует на природу. К: договариваются о распределении функций и ролей в группе; задают вопросы как беречь природу. Р: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий |
Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
Взаимодействие человека и природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человека. Проблема загрязнения окружающей среды. Проблема загрязнения окружающей среды. Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчерпаем ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. Определять собственное отношение к природе |
§15, сообщение об экологическом состоянии вашего двора, улицы. или сообщение о тех видах животных и птиц, которым грозит исчезновение |
1 |
|||
31 |
3
|
Охранять природу – значит охранять жизнь. |
Научатся: определять смысл экологической морали, объяснять значение понятия «природоохранительная деятельность» Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. |
П: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и понимают сохраняют учебную задачу |
Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому, учебному материалу; принимают и понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали |
§ 16 Задания «В классе и дома» |
1 |
|||
32 |
3 |
Закон на страже природы. |
Научатся: объяснять значение понятий природные условия, охрана природы, заповедник; Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения |
Р: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. К: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности. Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех кто наносит вред природе. Иллюстрировать примерами возможности общественных организации и граждан в сбережении природы |
§17 Задания «В классе и дома» |
1 |
|
||
33 |
3 |
Практикум по теме «Человек и природа» |
Научатся: анализировать свои поступки и отношения к природе. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения |
П: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане |
Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности |
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников |
Подготовить фотовыставку на экологическую тему, создай экологическую газету или альбом, плакат «Береги природу!» |
1 |
|||
Итоговое повторение(1час) |
|||||||||||
34-35 |
Итоговое повторение по курсу «Обществознание 7 класс» |
Научатся: выполнять контрольные задания по обществознанию. Получат возможность научиться: преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием используют речевые средства (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста |
П: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане |
Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно- познавательную мотивацию учения |
Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого. провести диагностику результатов обучения в 7 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 8 классе. |
- |
1 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
В комплект учебных материалов по обществознанию входят:
Названные материалы могут быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях.
Комплект методических материалов и пособий для учителя включает:
Библиографический список:
Школьные учебные пособия:
1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Человек. Право. Экономика. 7 кл.- М.Просвещение, 2013.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Королькова Е.С., Коваль Т.В., Королева Г.В: обществознание. 9 класс. Учебник. ФГОС. М.:Академкнига /учебник.,2018.-208с.
4. Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание: рабочая тетрадь. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций.–М.: Просвещение, 2015. –76с.
5. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8 класса.- М.2001.
6. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 9 класса.- М.2001.
7. Ларин А.Ю. Обществознание. Курс лекций: учебное пособие для школьников. – М., 2009. –395с.
8. Обществознание. 9 класс.: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/[Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.].–М.: Просвещение.,2017. -207с.
9. Обществознание.9 класс. Учебник. 4 издание (ФГОС). Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Дрофа, 2019.–271с.
10.Обществознание: учебное пособие / под ред. Б.Н. Малькова и Р.В. Шагиевой.–М.:НОРМА-ИНФРА-М , 2016.–496с.
11.Черникин, П.А. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие / П.А. Черникин.–М.: Проспект, 2016.–322с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.