Рабочая программа архитектура аппаратных средств

  • docx
  • 13.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОП 02. Архитектура аппаратных средств 2024.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Гуковский строительный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОП.02 АРХИТЕКТУРА АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ

программы подготовки специалистов среднего звена

для специальности

09.02.07 Информационные системы и программирование

Квалификация

 «Администратор баз данных»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуково, 2024 г.

Одобрена 

на заседании ПЦК ЕН и МД 

Председатель ПЦК                                               

_____________С.П. Гуцаленко

__ »____________2024 г.

                                                                      

Утверждаю

Замдиректора по УП и МР

Н.И. Лобанова

 

«____»____________2024 г.

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Архитектура аппаратных средств» предназначена для реализации образовательной программы по специальности среднего  профессионального образования: 09.02.07 Информационные системы и программирование», квалификация «Администратор баз данных».

Программа разработана на основе требований ФГОС СПО по специальности 09.02.07 (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 09.12.2016 № 1547), примерной основной образовательной программы (разработчик «Федеральное учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий, специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника» 2021, регистрационный номер в государственном реестре  примерных основных образовательных программ  №6 приказ ФГБОУ ДПО ИРПО №П-24 от 02.02.2022), с учетом требований профессионального стандарта 06.011 «Администратор баз данных» (утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.04.2023 №408Н (зарегистрирован 29.05.2023 №73609)) с изменениями на основании приказа Минпросвещения России от 03.07.2024 N 464 "О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования" (зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2024 N 79088и требований региональных работодателей к уровню освоения специальности выпускниками.

Организация-разработчик: ГБПОУ РО «ГСТ»

 

Разработчик:  Кутепова О.А., преподаватель высшей категории   ГБПОУ РО «ГСТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

 

 

 

 

 

 


 

1.                 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Архитектура аппаратных средств»

1.1    Область применению рабочей программы

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование по укрупненной группе 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

Программа предназначена для реализации требований ФГОС по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование среднего профессионального образования и призвана формировать

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ПК 4.1.   Осуществлять инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем.

ПК 4.2. Осуществлять измерения эксплуатационных характеристик программного обеспечения компьютерных систем.

ПК 7.1. Выявлять технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации баз данных и серверов.

ПК 7.2. Осуществлять администрирование отдельных компонент серверов.

ПК 7.3. Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов.

ПК 7.4. Осуществлять администрирование баз данных в рамках своей компетенции.

ПК 7.5. Проводить аудит систем безопасности баз данных и серверов, с использованием регламентов по защите информации.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требование к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  получать информацию о параметрах компьютерной системы; 

  подключать дополнительное оборудование и настраивать связь между элементами компьютерной системы;

  производить инсталляцию и настройку программного обеспечения компьютерных систем

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  базовые понятия и основные принципы построения архитектур вычислительных систем; 

  типы вычислительных систем и их архитектурные особенности;

  организацию и принцип работы  основных логических блоков компьютерных систем;

  процессы обработки информации на всех уровнях компьютерных архитектур;

  основные компоненты программного обеспечения компьютерных систем;

  основные принципы управления ресурсами и организации доступа к этим ресурсам

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов (в том числе 34 часа вариативной части, направленных на углубление обязательной части программы учебной дисциплины), из них на практические занятия 24 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в  часах

Максимальная учебная нагрузка (всего)

70

Обязательная аудиторная нагрузка

64

в том числе:

 

                   лабораторные работы

-

                   практические работы

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

-

Промежуточная аттестация экзамен

6

 


 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП.02 АРХИТЕКТУРА АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Введение

 

Содержание учебного материала 

2

 

Понятия аппаратных средств ЭВМ, архитектуры аппаратных средств.

2

 

Раздел 1 Вычислительные приборы и устройства 

 

ОК 1. ОК 2.

ОК 4. ОК 5.

ОК 9.

ПК 4.1 ПК 4.2  .

7.1.

ПК 7.2. ПК 7.3.

ПК 7.4. ПК 7.5.

 

 

Содержание учебного материала

2

Тема 1.1.

Классы

вычислительных машин

1.                   

История развития вычислительных устройств и приборов. Классификация ЭВМ: по принципу действия, по поколения, назначению, по размерам и функциональным возможностям

2

Раздел 2 Архитектура и принципы работы основных логических блоков системы

Тема 2.1 

Логические основы

ЭВМ, элементы и узлы

Содержание учебного материала

8

 

1.

Базовые логические операции и схемы: конъюнкция, дизъюнкция, отрицание. Таблицы истинности. Схемные логические элементы: регистры, триггеры, сумматоры, мультиплексор, демультиплексор, шифратор, дешифратор, компаратор. Принципы работы, таблица истинности, логические выражения, схема.

4

2

Практическая работа № 1-2

Работа и особенности логических элементов ЭВМ.

Работа логических узлов ЭВМ.

4

Тема 2.2. 

Принципы

организации ЭВМ

Содержание учебного материала

6

 

1

Базовые представления об архитектуре ЭВМ. Принципы (архитектура) фон Неймана. Простейшие типы архитектур. Принцип открытой архитектуры. Магистрально-модульный принцип организации ЭВМ. Классификация параллельных компьютеров. Классификация архитектур вычислительных систем: классическая архитектура, классификация Флинна.

4

 

 

Практическая работа № 3

Построение последовательности машинных операций для реализации простых вычислений.

2

 

Тема 2.3

Классификация и

типовая структура

микропроцессоров

Содержание учебного материала

4

ОК 1. ОК 2.

ОК 4. ОК 5.

ОК 9.

ПК 4.1 ПК 4.2  .

ПК 7.1.

ПК 7.2. ПК 7.3.

ПК 7.4. ПК 7.5.

 

1

Организация работы и функционирование процессора. Микропроцессоры типа CISC, RISC, MISC.

Характеристики и структура микропроцессора. Устройство управления, арифметико-логическое устройство, микропроцессорная память: назначение, упрощенные функциональные схемы.

4

Тема 2.4.

Технологии

повышения

производительности

процессоров

Содержание учебного материала

4

1

Системы команд процессора. Регистры процессора: сущность, назначение, типы. Параллелизм вычислений. Конвейеризация вычислений. Суперскаляризация. Матричные и векторные процессоры. Динамическое исполнение. Технология Hyper-Threading. Режимы работы процессора: характеристики реального, защищенного и виртуального реального.

4

Тема 2.5.

Компоненты

системного блока

 

Содержание учебного материала

14

1.                   

Системные платы. Виды, характеристики, форм-факторы. Типы интерфейсов: последовательный, параллельный, радиальный. Принцип организации интерфейсов Корпуса ПК. Виды, характеристики, форм-факторы. Блоки питания. Виды, характеристики, форм-факторы. Основные шины расширения, принцип построения шин, характеристики, параметры,  Прямой доступ к памяти. Прерывания. Драйверы. Спецификация P&P

6

2

Практическая работа № 4 Изучение материнской платы

2

3

Практическая работа № 5-6 Анализ конфигурации вычислительной машины

4

4

Практическая работа №7 Изучение BIOS и CMOS

2

Тема 2.6

Запоминающие

устройства ЭВМ

Содержание учебного материала

6

1

Виды памяти в технических средствах информатизации: постоянная, переменная, внутренняя, внешняя. Принципы хранения информации. Накопители на жестких магнитных дисках. Приводы CD(ROM, R, RW), DVD-R(ROM, R, RW), BD (ROM, R, RW) Разновидности Flash памяти и принцип хранения данных. Накопители Flash-память с USB интерфейсом

4

 

2

Практическая работа № 8

Утилиты обслуживания жестких магнитных дисков и оптических дисков

2

 

Раздел 3. Периферийные устройства

 

 

Тема 3.1

Периферийные

устройства

вычислительной

техники

Содержание учебного материала

14

ОК 1. ОК 2.

ОК 4. ОК 5.

ОК 9.

ПК 4.1 ПК 4.2  .

ПК 7.1.

ПК 7.2. ПК 7.3.

ПК 7.4. ПК 7.5.

 

1

Мониторы и видеоадаптеры. Устройство, принцип действия, подключение. Проекционные аппараты. Системы обработки и воспроизведения аудиоинформации.  Принтеры. Устройство, принцип действия, подключение. Сканеры. Устройство, принцип действия, подключение. Клавиатура. Мышь. Устройство, принцип действия, подключение

6

2

Практическая работа №9  Работа с видео драйверами

2

3

Практическая работа №10-11 Конструкция, подключение и инсталляция принтера  

4

4

Практическая работа № 12 Устройство клавиатуры и мыши, настройка параметров работы  клавиатуры и мыши 

2

Тема 3.2

Нестандартные

периферийные

устройства

Содержание учебного материала

2

1.                   

Нестандартные периферийные устройства: манипуляторы (джойстик, трекбол), дигитайзер, мониторы

2

Промежуточная аттестация экзамен

6

 

 

70

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.02 АРХИТЕКТУРА АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ»

3.1.Требования к минимальному материально- техническому обеспечению:

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:

Лаборатория "Вычислительной техники, архитектуры персонального компьютера и периферийных устройств" оснащенная необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п 6.2.1 примерной программы по данной специальности.

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.

 

3.3 Информационное обеспечение обучения

 

Основные источники:

Основные печатные издания

1. Колдаев, В. Д. Архитектура ЭВМ : учебное пособие / В.Д. Колдаев, С.А. Лупин. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. — 383 с.

 

Основные электронные издания

1.Колдаев, В. Д. Архитектура ЭВМ : учебное пособие / В.Д. Колдаев, С.А. Лупин. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. — 383 с. — (Среднее профессиональное образова-ние). - ISBN 978-5-8199-0868-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1136788 (дата обращения: 13.12.2021). – Режим досту-па: по подписке.

 

Дополнительные источники

1. Степина, В. В. Архитектура ЭВМ и вычислительные системы : учебник / В.В. Степина. — Москва : КУРС : ИНФРА-М, 2021. — 384 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-906923-07-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1423169 (дата обращения: 13.12.2021). – Режим досту-па: по подписке.

2. Толстобров, А. П.  Архитектура ЭВМ : учебное пособие для среднего професси-онального образования / А. П. Толстобров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издатель-ство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13398-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476555 (дата обращения: 13.12.2021).

3. Гуров В.В. Архитектура и организация ЭВМ : учебное пособие для СПО / Гуров В.В., Чуканов В.О.. — Саратов : Профобразование, 2019. — 184 c. — ISBN 978-5-4488-0363-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86191.html (дата обращения: 13.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

 


 

4.     КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 02. АРХИТЕКТУРА АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ.

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Критерии оценки

Методы контроля

Перечень умений, осваиваемых в

«Отлично» теоретическое содержание

·      Компьютерное тестирование на знание терминологии по теме;

·      Тестирование

·      Контрольная работа.

·      Самостоятельная работа.

·      Защита реферата

·      Выполнение проекта;

·      Наблюдение за выполнением практического задания. (деятельностью студента)

·      Оценка выполнения практического задания(работы)

·      Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацие

·      Решение ситуационной задачи

рамках дисциплины

курса освоено полностью, без

·      получать информацию о параметрах компьютерной системы;

·      подключать дополнительное оборудование и настраивать связь между элементами компьютерной системы;

·      производить инсталляцию и настройку программного обеспечения компьютерных систем

пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко.

 

«Хорошо» теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые

умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены,

некоторые виды заданий выполнены с

 

ошибками.

Перечень знаний, осваиваемых в

рамках дисциплины

«Удовлетворительно» теоретическое

·      базовые понятия и основные принципы построения архитектур вычислительных систем; типы вычислительных систем и их архитектурные особенности;

содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в

основном сформированы,

·      организацию и принцип работы

большинство предусмотренных

·      основных логических блоков компьютерных систем; процессы обработки информации на всех уровнях компьютерных архитектур; основные компоненты программного обеспечения

компьютерных систем;

программой обучения учебных

заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.

 

«Неудовлетворительно» теоретическое содержание курса не освоено,

·      основные принципы управления ресурсами и организации доступа к этим ресурсам

необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.