Департамент образования Ярославской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области
Переславский колледж им. А. Невского
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОП.14 Безопасность банковской деятельности
по специальности
38.02.07 Банковское дело
2018
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело
Организация-разработчик: ГПОУ ЯО Переславский колледж им. А. Невского колледж
Разработчики: Соловьева Н. В. – преподаватель ГПОУ ЯО Переславский колледж им. А. Невского колледж
|
Стр.
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4
|
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6
|
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины |
10
|
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
11
|
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.14 Безопасность банковской деятельности
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность банковской деятельности» является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07 Банковское дело.
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2 Место дисциплины в структуре ППССЗ:
Дисциплина «Безопасность банковской деятельности» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин. входит в вариативную часть циклов ППССЗ по специальности СПО 38.02.07 Банковское дело.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- работать с основными документами и должностными инструкциями по безопасности, используемыми на рабочем месте банковского специалиста;
- применять основные средства обеспечения личной безопасности на рабочем месте банковского специалиста;
- действовать в кризисных ситуациях в банке, на основании плана действий и инструкций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- общие принципы организации банковской безопасности;
- правовые основы защиты конфиденциальной банковской информации;
- принципы организации деятельности служб безопасности банка;
- основы защиты конфиденциальной банковской информации;
- методы защиты информации в банковских информационных системах;
- инструкции о противодействии возможным экстремальным и конфликтным ситуациям с клиентами;
- принципы организации деятельности служб безопасности банка,
что формирует элементы общих и профессиональных компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.
ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.
ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.
ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.
ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.
ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 48 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 48 часов;
лекции - 24 часа
практические занятия 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
48 |
в том числе: |
|
лекции |
23 |
практические занятия |
24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
24 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1 |
Наименование разделов и тем |
|
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Тема 1.
Введение. Характеристика угроз безопасности |
Содержание учебного материала |
10 |
|
||
1 |
Введение. Цель и задачи курса. Роль и место курса. Основные темы курса. Рекомендации по использованию литературы, организация самостоятельной работы. Формы контроля знаний при изучении учебной дисциплины. |
6 |
2,3 |
||
2 |
Цели и задачи обеспечения безопасности в банке. Должностные инструкции по обеспечению безопасности. |
||||
3 |
Характеристика, виды и причины возникновения внешних угроз безопасности банка. Классификация источников внешних угроз безопасности банка. Характеристика нарушений и преступлений в банковской сфере |
||||
Практические занятия |
4 |
|
|||
1 |
Работа с нормативными документами. Составление схемы классификации угроз безопасности банковской деятельности. |
||||
2 |
Работа с тестовым заданием по основам банковской безопасности. |
||||
Тема 2.
Защита конфиденциальной банковской информации |
Содержание учебного материала |
10 |
|||
1 |
Понятие и состав конфиденциальной информации банка. Правовые основы защиты конфиденциальной банковской информации. Правовая охрана коммерческой тайны. |
6 |
2,3
|
||
2 |
Источники утечки банковской информации. Требования к информации для отнесения ее к коммерческой тайне. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну и её охрана. |
||||
3 |
Основные понятия банковской и профессиональной тайны. Правила охраны конфиденциальности и коммерческой тайны. Методы защиты информации в компьютерных системах. |
||||
Практические занятия |
4 |
|
|||
3 |
Решение ситуационных задач по порядку организации защиты информации КБ по исходным данным. |
||||
4 |
Решение задач по проблемам сохранности конфиденциальной информации клиентов |
||||
Тема 3.
Организация и функционирование службы безопасности банка |
Содержание учебного материала |
14 |
|||
1 |
Организация системы банковской безопасности, структура и функции службы безопасности. Централизованное руководство системой безопасности. Законодательные основы взаимодействия подразделения безопасности банка с правоохранительными органами. Взаимодействие в вопросах предупреждения и раскрытия преступлений. |
4 |
2,3 |
||
2 |
Виды кризисных ситуаций. Обеспечение безопасности при возникновении кризисных ситуаций в банке. Правила и инструкции, действующие в банках РФ. Действия службы безопасности и сотрудников банка в кризисных ситуациях. |
||||
Практические занятия |
10 |
|
|||
5 |
Работа над тестовым заданием по противодействию преступлениям и кризисным ситуациям. |
||||
6 |
Составление схемы по классификации угроз. |
||||
7 |
Работа по ознакомлению с инструкциями банка — поведение в кризисисных ситуациях по отдельным видам кризисных ситуаций: похищение, взятие заложников и вымогательство, угроза применения взрывных устройств, терроризм, саботаж (диверсия на рабочем месте). |
||||
8 |
Работа по ознакомлению с инструкцией банка – массовые беспорядки |
||||
9 |
Решение ситуационных задач, связанных с планированием мероприятий по обеспечению безопасности банка |
||||
Тема 4 Инженерно-технические средства защиты банка |
Содержание учебного материала |
14 |
|||
1 |
Технические средства охраны, средства самозащиты и спецтранспорт банка. Назначение и виды инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарная и тревожная сигнализация, телевизионная система охранного наблюдения, система контроля и управления доступом) |
8 |
2,3 |
||
2 |
Организация рабочих мест работников банка совместно со службой безопасности банка и в соответствии с инструкциями. |
||||
3 |
Принципы использования технических средств для противодействия несанкционированному доступу к информации. при межбанковских расчетах. |
||||
4 |
Информационная безопасность в системах Интернет-банкинга. Обеспечение безопасности расчетов банковскими платежными картами. Защита персональных платежей. Персональный идентификатор. |
||||
Практические занятия |
5 |
|
|||
10 |
Ролевая игра по организации индивидуальной защиты по исходным параметрам и данным. |
||||
11 |
Работа над тестовым заданием по основным принципам организация рабочих мест работников банка с целью обеспечения безопасности работы с клиентами и сохранности информации клиентов. |
||||
12 |
Работа над тестовыми заданиями по обеспечению безопасности электронных платежей |
||||
Дифференцированный зачет |
1 |
||||
Всего: |
48
|
||||
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Для реализации программы учебной дисциплины в наличии учебный кабинет междисциплинарных курсов.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект учебно-методической документации;
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 (с изменениями и дополнениями)
4. Гамза В.А., Ткачук И.Б. Безопасность в банковской деятельности Безопасность информационных систем – М.: Юрайт, 2015
Дополнительные источники:
1. Поздняков Е.Н. Защита объектов – М.: Банковский деловой центр, 2009
2. Шаваев А.Г. Принципы безопасности банка и банковского бизнеса в России – М.: Банковский деловой центр, 2009
3. Олейников Е.А. Основы экономической безопасности – М.: Бизнес-школа, 2010
Информационные ресурсы:
1. www.banki.ru. (Информационный банковский портал)
2. www.consultant.ru (Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»)
3. www.cbr.ru (Официальный сайт Банка России)
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы, методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
- работать с основными документами и должностными инструкциями по безопасности, используемыми на рабочем месте банковского специалиста;
|
- тестовый контроль; - оценка результатов выполнения практических работ, индивидуальных и самостоятельных заданий; - экспертная оценка демонстрации умений ориентироваться в инструкциях банка по организации рабочего места с целью безопасной работы и сохранностью информации
|
- применять основные средства обеспечения личной безопасности на рабочем месте банковского специалиста; |
- оценка правильности использования правил поведения в кризисных ситуациях при тестировании; - экспертная оценка результатов выполнения практической работы; - экспертная оценка в рамках дифференцированного зачета
|
- действовать в кризисных ситуациях в банке, на основании плана действий и инструкций. |
- наблюдение и оценка при выполнении индивидуальных заданий при тестировании; - экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях по действиям в кризисных ситуациях на основании плана действий, инструкций при ролевой игре;
|
Знания: |
|
- общих принципов организации банковской безопасности;
|
- экспертная оценка на практическом занятии знаний нормативных документов; - оценка результатов выполнения самостоятельных работ; - тестирование; - экспертная оценка в рамках дифференцированного зачета элементов безопасности
|
- правовых основ защиты конфиденциальной банковской информации; |
- проверка обоснованности выбора и применения знаний основ конфиденциальной информации; - оценка результатов выполнения практических и самостоятельных работ; - экспертная оценка в процессе тестирования; - решение ситуационных задач по применению знаний о банковской тайне; - экспертная оценка в рамках дифференцированного зачета элементов дисциплины |
- методов защиты информации в банковских информационных системах; |
- оценка в рамках текущего контроля в ходе проведения практического занятия; - проверка по результатам тестирования; - экспертная оценка выполнения индивидуальных домашних заданий; - экспертная оценка в рамках дифференцированного зачета |
- инструкций о противодействии возможным экстремальным и конфликтным ситуациям с клиентами; |
- проверка знаний правил вежливоого обслуживания клиентов при тестировании; - наблюдение решения ситуационных задач; - экспертная оценка в рамках дифференцированного зачета знания инструкций и правил |
- принципов организации деятельности служб безопасности банка. |
- решение ситуационных задач на знание и соблюдения основных требований безопасности; - проверка аргументированности выбора ответов при опросе организации системы безопасности банка; - экспертная оценка в рамках дифференцированного зачета |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.