Данная рабочая программа составлена на основе:
− Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г. №413 (ред. от 29.06.2017);
− Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
− Примерной программы по учебному предмету «Биология»;
− Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ Пушновской СОШ.
При составлении рабочей программы использовалась авторская программа Сивоглазова В.И., Агафоновой И.Б., Захаровой Е.Т.
I. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
− раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
− понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
− понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
− использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
− формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
− сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
− обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
− приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
− распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
− распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
− описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
− объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
− классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
− объяснять причины наследственных заболеваний;
− выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
− выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
− составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
− приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
− оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
− представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
− оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
− объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
− объяснять последствия влияния мутагенов;
− объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
− давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
− характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
− сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
− решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
− решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
− решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
− устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
− оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка.
Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство. Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук.
III. Тематическое планирование
№ |
Название раздела |
Кол-во часов |
Лабораторные, практические работы |
1. |
Введение. Биология как наука. Методы научного познания. |
3 |
|
2. |
Клетка |
11 |
1 |
3. |
Организм |
9 |
|
4. |
Основы генетики и селекции |
10 |
4 |
5. |
Повторение |
1 |
|
|
Итого в 10 классе |
34 |
5 |
6. |
Вид |
20 |
3 |
7. |
Экосистемы |
12 |
1 |
8. |
Заключение |
2 |
|
|
Итого в 11 классе |
34 |
4 |
|
Всего в 10-11 классах |
68 |
9 |
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения |
|
Планируемая |
Фактическая |
||
|
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (3 часа) |
||
1. |
Краткая история развития биологии. Система биологических наук. ТБ |
|
|
2. |
Сущность жизни. Основные свойства живой материи |
|
|
3. |
Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы |
|
|
|
Раздел 2. Клетка (11 часов) |
||
4. |
Развитие знаний о клетке. Основные положения современной клеточной теории. |
|
|
5. |
Химический состав клетки. |
|
|
6. |
Неорганические вещества клетки. |
|
|
7. |
Органические вещества клетки. Липиды. |
|
|
8. |
Углеводы. Белки. |
|
|
9. |
Нуклеиновые кислоты |
|
|
10. |
Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. Л.р. № 1 «Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)» |
|
|
11. |
Хромосомы, их строение и функция. Кариотип. |
|
|
12. |
Прокариотическая клетка. |
|
|
13. |
Реализация наследственной информации в клетке |
|
|
14. |
Вирусы – неклеточная форма жизни. |
|
|
|
Раздел 3. Организм (9 часов) |
||
15. |
Организм – единое целое. Многообразие организмов. |
|
|
16. |
Энергетический обмен. |
|
|
17. |
Пластический обмен. Фотосинтез. |
|
|
18. |
Деление клетки. Митоз. |
|
|
19. |
Размножение: бесполое и половое. |
|
|
20. |
Образование половых клеток. Мейоз. |
|
|
21. |
Оплодотворение. |
|
|
22. |
Индивидуальное развитие организмов. |
|
|
23. |
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. |
|
|
|
Раздел 4. Основы генетики и селекции (10 часов) |
||
24. |
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. |
|
|
25. |
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. |
|
|
26. |
Дигибридное скрещивание. Л.р. № 2 «Составление простейших схем скрещивания». |
|
|
27. |
Хромосомная теория наследственности. |
|
|
28. |
Современные представления о гене и геноме. |
|
|
29. |
Генетика пола. Л.р. № 3 «Решение элементарных генетических задач». |
|
|
30. |
Изменчивость: наследственная и ненаследственная. Л.р. 4 «Изучение изменчивости» |
|
|
31. |
Генетика и здоровье человека. |
|
|
32. |
Основы селекции: методы и достижения. |
|
|
33. |
Биотехнология: достижения и перспективы развития. Л.р. № 5 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» |
|
|
|
Повторение (1 час) |
||
34. |
Повторение разделов: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм» |
|
|
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения |
|
Планируемая |
Фактическая |
||
Раздел 4. Вид (20 часов) |
|||
1. |
Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К.Линнея. |
|
|
2. |
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. |
|
|
3. |
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. |
|
|
4. |
Эволюционная теория Ч.Дарвина. |
|
|
5. |
Вид, его критерии и структура. |
|
|
6. |
Популяция как структурная единица вида. |
|
|
7. |
Популяция как единица эволюции. Л.р. № 1 «Выявление изменчивости у особей одного вида» |
|
|
8. |
Движущие силы эволюции. |
|
|
9. |
Движущий и стабилизирующий естественный отбор. |
|
|
10. |
Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Л.р. № 2 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания». |
|
|
11. |
Видообразование как результат эволюции. |
|
|
12. |
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. |
|
|
13. |
Доказательства эволюции органического мира. |
|
|
14. |
Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. |
|
|
15. |
Современные взгляды на возникновение жизни. |
|
|
16. |
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. |
|
|
17. |
Гипотезы происхождения человека. |
|
|
18. |
Положение человека в системе животного мира. Л.р. № 3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства» |
|
|
19. |
Эволюция человека. |
|
|
20. |
Расы человека. |
|
|
Раздел 5. Экосистемы (12 часов) |
|||
21. |
Организм и среда. Экологические факторы. |
|
|
22. |
Абиотические факторы. |
|
|
23. |
Биотические факторы. |
|
|
24. |
Видовая и пространственная структура экосистем. |
|
|
25. |
Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Л.р. № 4 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме». |
|
|
26. |
Причины устойчивости и смены экосистем. |
|
|
27. |
Урок - «ролевая игра»: «Влияние человека на экосистемы». |
|
|
28. |
Биосфера – глобальная экосистема. |
|
|
29. |
Роль живых организмов в биосфере. |
|
|
30. |
Биосфера и человек. |
|
|
31. |
Глобальные экологические проблемы. |
|
|
32. |
Пути решения экологических проблем. |
|
|
|
Заключение (2 часа) |
||
33. |
Урок-конференция на тему: «Глобальные проблемы человечества». |
|
|
34. |
Урок-конференция на тему: «Глобальные проблемы человечества». |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.