Рабочая программа Биология 6 класс
Оценка 5

Рабочая программа Биология 6 класс

Оценка 5
Документация
doc
биология
03.03.2022
Рабочая программа Биология 6 класс
Биология 6 класс..doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Мыльджинская  основная общеобразовательная  школа

имени Владимира Николаевича Ляшенко"

 

ПРИНЯТО:                                                                                        

на заседании педагогического совета

Протокол № 6

от «31» августа 2021 г.

СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

_____________И.П. Лесковец

«___»_________ 2021 г

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_______Н.П. Белохвостова

Приказ №   

от « ___» __________2021 г.

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по предмету

«биология»

6 класс

 

на 2021-2022 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составлена: Л. Л. Рыбиной.

учителем химии и технологии.


 

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 6 класс  в МКОУ «Мыльджинская ООШ им. Ляшенко В.Н.» по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 клас­сы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образо­вательной программы основного общего образования, фундамен­тального ядра содержания общего образования, примерной прог­раммы по биологии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, Программы развития и фор­мирования универсальных учебных действий (УУД), которые обес­печивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекуль­турного, личностного и познавательного развития учащихся, ком­муникативных качеств личности.

В рабочей программе для основной школы предусмот­рено развитие всех представленных в примерных программах начального общего образования основных видов деятельнос­ти обучаемых. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-пер­вых, предметным содержанием системы общего среднего об­разования; во-вторых, психологическими возрастными осо­бенностями обучаемых.

Основная особенность подросткового возраста -  начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11 -15 лет про­исходит развитие познавательной сферы, учебная деятель­ность приобретает черты деятельности по саморазвитию и са­мообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретичес­ким, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результа­тивных качеств личности.

На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, прово­дить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяс­нять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определе­нием понятий: описание, характеристика, разъяснение, срав­нение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ве­дут к формированию познавательных потребностей и разви­тию познавательных способностей.

Учитывая вышеизложенное, а также положение о том, что образовательные результаты на предметном уровне должны подлежать оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, в примерном тематическом планировании предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания. При этом для каждого учебного предмета ведущим остается определенный вид деятельности (познавательная, коммуникативная и т. д.).

Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей при­родной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможнос­тей содержания биологии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы способствует повыше­нию уровня культуры выпускников основной школы, их компе­тентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья. Одной из главных задач биологического об­разования в основной школе является формирование у подрастаю­щего поколения представления о ценности здоровья и культуре по­ведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, прак­тическом значении разнообразия живых организмов для человека.

Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фунда­ментальные идеи биологии — эволюции и системной организации живой природы - на стадии их формирования.

Содержание разных разделов курса биологии помогает уча­щимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.

Таким образом, в рабочей программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.

 

Вклад биологии в достижение целей основного общего образования

 

Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе ис­пользования разнообразных видов учебной деятельности. При обу­чении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, разви­вать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь ис­пользовать полученные результаты в практической деятельности.

Основные направления биологического образования:

- усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение цело­стности биологии как общеобразовательной дисциплины;

- реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественнонаучными дисциплинами;

  отражение интеграции биологического и гуманитарного зна­ния, связей биологии с нравственно-этическими и экологически­ми  

              ценностями общества;

- воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, ги­гиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.

Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественнонаучного цикла. Интеграция достигается в процессе зна­комства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, экс­перимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Отличительной особенностью данной пред­метной линии служит ориентация на взаимодействие биологичес­кого и гуманитарного знания. Ценностный компонент органичес­ки вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше вос­принимается и усваивается.

Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных, личностных ре­зультатов, в примерном тематическом планировании результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, кото­рыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного содержания.

 

 

 

 

 

Общая характеристика курса

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

формирование системы биологических знаний как компонен­та целостной научной картины мира;

 овладение научным подходом к решению различных задач; « овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоре­тические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружаю­щей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использова­ния лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления на­учно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Курс биологии на ступени основного общего образования на­правлен на формирование у школьников представлений об отличи­тельных особенностях живой природы, о её многообразии и эволю­ции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль­туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Пример­ная программа по биологии строится с учётом следующих содер­жательных линий:

многообразие и эволюция органического мира;

биологическая природа и социальная сущность человека;

уровневая организация живой природы.

Содержание курса биологии в примерной программе структу­рировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здо­ровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличи­тельных признаках живых организмов, их разнообразии, систе­ме органического мира, растениях, животных, грибах, бактери­ях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответ­ствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях:

глобальном,

метапредметном,

личностном

предметном,

на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общи­ми для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации раз­вития — ростом информационных перегрузок, изменением харак­тера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей раз­вития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точ­ки зрения решения задач развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рас­смотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями био­логического образования являются:

- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и со­циальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе познава­тельных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: призна­ние наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формиро­вание ценностного отношения к живой природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получе­ние знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формиро­ванием интеллектуальных и практических умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познаватель­ной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, ос­ваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетичес­кой культуры как способности эмоционально-ценностного отно­шения к объектам живой природы.

 

Место биологии в учебном плане

Рабочая программа линии УМК «Биология-Сферы» (6 класс) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основ­ной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных ча­сов за 5 лет обучения — 280, из них 35 (1 ч в неделю) в 6 клас­се.  Курсу биологии на ступени основного общего образования пред­шествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при обучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, со­держание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования.

Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Планируемые результаты.

Требования к результатам освоения основных образователь­ных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и го­сударственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личност­ному самоопределению, сформированность их мотивации к обуче­нию и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,

ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патри­отизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и дол­ги перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готов­ности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанно­му выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых позна­вательных интересов;

3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;

4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуп­равлении и общественной жизни в пределах возрастных компе­тенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8) развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходи­мости ответственного, бережного отношения к окружающей сре­де и рационального природопользования;

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универ­сальных учебных действий. А также способности их использования в учеб­ной, познавательной и социальной практике, самостоятельности пла­нирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектиро­ванию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Регулятивные УУД:

6-й  класс

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

6-й  класс

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Предметные результаты обучения в основной школе включа­т освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых те­ориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в био­сфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятий­ным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологичес­кой науки и проведения несложных биологических эксперимен­тов для изучения живых организмов;

4) понимание возрастающей роли естественных наук и науч­ных исследований в современном мире, постоянного процесса эво­люции научного знания, значимости международного научного со­трудничества;

5) формирование основ экологической грамотности: способнос­ти оценивать последствия деятельности человека в природе, влия­ние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целе­вые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природ­ных местообитаний;

6) объяснение роли биологии в практической деятельности лю­дей, места и роли человека в природе, родства общности происхож­дения и эволюции растений и животных;

7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биоло­гических экспериментов и объяснение их результатов;

8) формирование представлений о значении биологических на­ук в решении локальных и глобальных экологических проблем, не­обходимости рационального природопользования;

9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения куль­турных растений и домашних животных, ухода за ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Содержание предмета «Биология» 6  класс.

Живые организмы.

Биология как наука. Роль биологии в практической деятель­ности людей. Разнообразие организмов. Отличительные призна­ки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, экспери­мент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими при­борами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни че­ловека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизне­деятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фо­тосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, разви­тие и размножение. Многообразие растений, принципы их класси­фикации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрыто­семенные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведе­ние. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика забо­леваний, вызываемых животными. Усложнение животных в про­цессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:

Биология. Живой организм. 5-6 классы. Учебник для общеоб­разовательных учреждений. Авт. Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко. Проект «Сферы» — один из современных инновационных об­разовательных проектов, который осуществляется в рамках общей стратегии издательства «Просвещение» по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях.

Учебно-методические комплекты «Сферы» по биологии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, методические рекомендации учителю.

В поурочном тематическом планировании даны ссылки на ресурсы УМК, соответствующие теме каждого урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Тематическое планирование.

 

 

Программа по «биология» рассчитана на 34 часов (1 час в неделю).

 

 

п/п

Темы разделов

По программе (час)

По плану (час)

В том числе

Практические, лабораторные работы.

Контрольные работы.

1

Введение.

1 ч.

1 ч.

-

-

2

Органы и системы органов живых организмов.

11 ч.

11 ч.

4

1

3

Строение и жизнедеятельность организмов.

20 ч.

20 ч.

4

1

4

Резерв.

2 ч.

2 ч.

-

-

5

Всего

34 ч.

34 ч.

8

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

5. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на 21/22 год.

урока

Дата проведения

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Лабораторные, практические работы, экскурсии

Ресурсы урока

Домашнее задание

план

факт

 

Живой организм (34 часа)

 

 

1. Введение (1 час)

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Урок 1. Организм — единое                                                        целое.

Взаимосвязь клеток и тканей в орга

низме. Ткани — компоненты органов, органы — части систем органов и системы органов в организме. Регуляция деятельности организма: нервная и гуморальная.

                      

Устанавливать взаимосвязь клеток и тканей.

Называть и определять органы

и системы органов растительного

и животного организмов.

Приводить примеры взаимосвязи органов и систем органов в организме.

Высказывать предположения о по

следствиях нарушения целостнос-ти организма, повреждения тканей и органов, взаимосвязи органов и систем органов растений и животных.

 

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учеб­нику

§ 26 стр. 70-71

2. Органы и системы органов живых организмов (11 ч)

2

 

 

Урок 1. Органы и системы органов растений. Побег.

Вегетативные и генеративные органырастений. Побег как система органов.

Почка — зачаточный побег. Развёртывание почек.

 

Называть составные части побега.

Описывать строение побега и почек.

Сравнивать вегетативные и генеративные почки.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения побега и его функциями

 

 

 

 

 

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учеб­нику                                               

§ 27 с.72-73

3

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 2. Строение побега и почек.

Строение побега, генеративной и вегетативной почек. Взаимосвязь строения

побега и почек с их функциями. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

 

Исследовать строение побега на  натуральных объектах.

Распознавать части побега, вегетативные и генеративные Устанавливать связь строения вегетативных и генеративных почек с их функциями.

Делать выводы о значении побега,

роли почек в жизни растения.

Использовать ресурсы электронного приложения для извлечения необходимой информации.

Демонстрировать умение пользоваться лупой в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в

кабинете биологии, правила обра-

щения с лабораторным оборудованием.

 

ЛР № 1

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учеб­нику                                              

§ 27 с.72-73

4

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

  Урок 3. Строение и функции стебля.

Основные функции стебля. Внутреннее строение. Годичные кольца. Управление ростом и развитием растений. Поперечный и продольный срезы стеблей.

Строение коры, древесины, сердцевины. Определение возраста деревьев по

спилам. Цели и задачи, организация

лабораторной работы.

 

Описывать внутреннее строение

стебля, его функции.

Определять возраст дерева по спилу.

Объяснять причины образования годичных колец и роста стебля в длину, толщину.

Прогнозировать последствия обрезки деревьев, повреждения коры плодовых деревьев.

Высказывать своё мнение о бережном отношении к деревьям.

Исследовать строение стебля в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в

кабинете биологии, правила обра-

щения с лабораторным оборудова-

нием

 

 

ЛР № 2

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учеб­нику                                              

§ 28 с.74-75

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 4. Внешнее строение листа.

Лист как составная часть побега.

Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листорасположение. Цели и

задачи, организация лабораторной работы.

 

Называть и определять части листа.

Различать простые и сложные

листья.

Характеризовать типы листорас-

положения.

Определять типы листораспо-ложения на натуральных объектах.

Анализировать, сравнивать строение листа, используя натуральные объекты.

Проводить наблюдения с помощью увеличительных приборов в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в

кабинете биологии, правила обра-

щения с лабораторным оборудова-

нием

 

ЛР № 3

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учеб­нику                                              

§29 с.76-77

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 5. Клеточное строение листа.

Клеточное строение кожицы и мякоти

листа. Жилки листа, их строение и

функции. Типы жилкования. Световые и теневые листья.

 

Описывать строение кожицы и

мякоти листа.

Объяснять взаимосвязь строения

клеток и выполняемых ими функ-

ций.

Различать световые и теневые

листья.

Исследовать строение кожицы листа на микропрепаратах.

Фиксировать результаты наблюдения

 

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учеб­нику                                              

§30 с. 78-79

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 6. Строение и функции корня.

Строение корня. Зоны корня: расположение, строение, функции. Строение корневых волосков. Корневые системы. Практическое значение знаний о строении корня. Цели и задачи,

организация лабораторной работы.

 

Называть зоны корня, их функ-ции.

Распознавать типы корневых сис_

тем, боковые и придаточные кор-ни.

Устанавливать связь строения и

функций зон корня.

Применять на практике знания о

зонах корня, корневых волосках.

Исследовать зоны корня на мик-

ропрепаратах в процессе лабора-

торной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в

кабинете биологии, правила обра-

щения с лабораторным оборудова-

нием

 

 

 

 

 

 

        ЛР № 4                        

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учеб­нику                                              

§31 с. 80-81

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 7. Видоизменения надземных побегов.

Причины видоизменения побегов. Теория метаморфоза. Видоизменения стебля и листьев (сочные побеги, колючки, усики). Кочан — видоизменённая почка.

 

Называть видоизменённые надземные побеги, приводить примеры.

Устанавливать причины разнообразия побегов на основе наблюдений взаимосвязи строения надземных побегов с условиями среды обитания.

Использовать гербарные экземпляры, живые объекты, дополнительные источники информации при подготовке сообщения о разнообразии побегов.

Оценивать значение разнообразия

растений для сохранения природы

родного края

 

учебник, тетрадь-

трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику

§32 с. 82-83

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 8. Видоизменения подземных побегов и корней.

Разнообразие подземных побегов, их

значение. Строение корневища, клубней, луковицы. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Видоизменения корней, их приспособительное значение.

 

Называть видоизменения подзем-

ных побегов и корней.

Устанавливать признаки сходства

надземных и подземных побегов.

Наблюдать видоизменённые побеги и корни.

Объяснять особенности их строения в связи с приспособлен-ностью к условиям среды обитания.

Определять видоизменённые подземные побеги на натуральных объектах в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в

кабинете биологии, правила обращения с лабораторным обор.

 

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учеб­нику

§ 33 с. 84-85

10 - 11

 

 

 

 

Уроки 9-10. Органы и системы органов животных.

Опорно-двигательная система. Наружный и внутренний скелет, его функции.

Пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы, их функции. Замкнутая и незамкнутая кровеносные сис-темы. Значение выделительной и

половой систем. Нервная и эндокринная системы, их роль в обеспечении целостности организма. Органы чувств.

Значение органов и систем органов для

обеспечения целостности животного,

связи со средой обитания.

 

Называть системы органов животных.

Определять функции систем органов.

Обосновывать важность взаимосвязи всех систем органов для обеспечения целостности организма.

Объяснять наличие наружного и

внутреннего скелетов, замкнутой и незамкнутой кровеносных систем, примитивное и сложное строение нервной системы с позиций идеи об эволюции органического мира.

 

учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику

§ 34 с.86-87

12

 

 

 

Урок 11. Проверочная работа по теме «Органы и системы органов живых организмов».

Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы и системы органов живых организмов». Выявление уровня

сформированности основных видов учебной деятельности.

Сравнивать и классифицировать

листья, корневые системы, видоизменённые побеги.

Связывать строение листа, стебля, корня, органов и систем органов животных с выполняемыми функциями.

Обосновывать значение органов и систем органов для обеспече-ния процессов жизнедеятель-ности многоклеточного организма.

Доказывать единство растительного и животного мира, используя информацию разных источников.

 

учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику

 с. 90

3.Строение жизнедеятельность живых организмов (20 ч)

 

 

13

 

 

 

 

Урок 1. Движение живых организмов.

Способы передвижения одноклеточных организмов. Движение отдельных органов растений. Органы передвижения животных в различных средах жизни.

 

Называть и описывать способы передвижения некоторых одно-клеточных организмов.

Приводить примеры движения органов растений.

Обосновывать необходимость передвижения животных в пространстве.

Наблюдать за движением листьев к свету у комнатных растений, способами переме-щения животных в различных средах.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообще-ний о приспособленности органов движения животных к жизни в определённой среде.

 

учебник, тетрадь-экза­менатор, электронное приложение к учебнику

§ 35 с. 92-93

14

 

 

Урок 2. Почвенное питание растений.

Почвенное питание, его зависимость от

условий внешней среды. Корневое дав-ление. Внесение удобрений. Особые

способы питания растений. Плотоядные

растения и растения-паразиты.

 

Определять сущность почвенного питания растений.

Приводить примеры плотоядных и паразитических видов растений.

Объяснять явления, обусловлен-ные корневым давлением, зависимость почвенного питания от условий внешней среды.

Доказывать с помощью эксперимента роль корневого давления в передвижении воды с минеральными веществами.

 

учебник, тетрадь-экза­менатор, электронное приложение к учебнику

§ 36 с.94-95

 

 

15-16

 

 

Уроки 3-4. Фотосинтез — воздушное питание растений.

История изучения воздушного питания

растений: Я. Гельмонт, Дж. Пристли,

Ю. Сакс. Фотосинтез. Эксперименталь-

ные доказательства образования крах-мала и выделения кислорода в процес

се фотосинтеза. Космическая роль

зелёных растений.

 

 

 

 

 

 

                         

Называть и описывать условия и результаты процесса фото-синтеза.

Ставить биологический эксперимент, доказывающий образование

крахмала в зелёных листьях на

свету, выделение кислорода.

Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Выдвигать предположения об условиях, способствующих эффективности фотосинтеза и повышению урожайности растений.

Извлекать и анализировать информацию о фотосинтезе из различных источников         

 

учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику

 

 

 

 

 

 

§ 37 с. 96-97

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

Урок 5. Испарение воды листьями. Листопад.

Доказательства испарения воды листьями. Условия, влияющие на испарение.

Биологическая роль испарения. Листопад — приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой.

Листопадные и вечнозелёные растения.

Описывать сущность процесса испарения воды листьями.

Выявлять условия, влияющие на

интенсивность испарения воды

листьями.

Приводить доказательства роли

листьев в испарении растений.

Распознавать листопадные и вечнозелёные растения, приводить примеры, используя гербарные экземпляры, рисунки

 

учебник, тетрадь-трена­жёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику

 

§ 38 с.100-101                             

 

18

 

 

 

Урок 6. Питание животных.

Захват и заглатывание пищи — отличительная особенность питания животных. Пищеварительная система мно-гоклеточных животных, её отделы.

Роль эпителия кишечника и кровеносной системы в процессе пищеварения.

Растительноядные животные, особенности строения пищеварительной системы. Хищные и паразитические животные, их приспособления к добывании и перевариванию пищи. Всеядные животные.

Называть и описывать отделы пищеварительной системы животных.

Выявлять существенные признаки растительноядных, хищных, паразитических животных, приводить примеры.

Обосновывать связь кровеносной и дыхательной систем с процессом пищеварения.

 

учебник, тетрадь-трена­жёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику

 

§39 с. 102-103

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

Урок 7. Питание бактерий и грибов.

Бактерии — гетеротрофы (сапротрофы

и паразиты) и автотрофы. Бактерии,

усваивающие азот воздуха. Особенности

питания грибов. Грибы сапротрофы, паразиты и симбионты. Роль живых

организмов в природе.

Называть и описывать способы питания бактерий и грибов, приводить примеры.

Объяснять роль в природе бактерий и грибов как разруши-телей органического вещества.

Сравнивать автотрофные и гетеротрофные, сапротрофные и паразитические формы среди бактерий и грибов.

Обосновывать биосферное значение цианобактерий, бактерий_азотфиксаторов, раскрывать роль микоризы

 

 

§ 40 с.104-105

 

20

 

 

Урок 8. Дыхание растений, бактерий

и грибов.

Сущность процесса дыхания. Дыхание

и фотосинтез. Дыхание и брожение у

бактерий и грибов

Определять сущность процесса дыхания.

Сравнивать дыхание и фотосинтез, дыхание и брожение, устанавливать взаимосвязь этих процессов

Обосновывать значение знаний о

процессах дыхания и брожения для практической деятельности человека

 

учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику

 

§ 41 с.106-107

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 9. Дыхание и кровообращение

животных.

Разнообразие органов дыхания животных, их функции. Связь дыхания и кровообращения. Круги кровообращения.

Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и кровообра-щения у животных.

Описывать круги кровообра-щения, строение органов дыхания животных в связи со средой обитания.

Приводить примеры животных, органы дыхания которых представлены жабрами, трахеями, лёгкими

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику

§ 42 с.108-109

 

 

22

 

 

Урок 10. Транспорт веществ в организме.

Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Транспорт веществ у животных. Теплокровные и холоднокровные животные.

 

Сравнивать проводящую систему растений и кровеносную систему животных, делать выводы о причинах их сходства.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций проводящей системы растений и транспортной системы животных.

Доказывать с помощью биологического эксперимента передвижение воды и минераль-ных веществ по сосудам древеси-ны, а органических веществ — по ситовидным трубкам коры.

Приводить примеры холоднокровных и теплокровных животных

 

учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику

§ 43 с.110-111

 

23

 

 

Урок 11. Выделение. Обмен веществ.

Выделение, его связь с процессами питания и дыхания. Особенности процесса выделения у растений, животных.

Обмен веществ организма с окружающей средой — основа биологического круговорота.

Выявлять существенные особенности процесса выделения и обмена веществ.

Устанавливать взаимосвязь пищеварительной, дыхательной, выделительной систем в процессе обмена веществ.

Делать выводы об обмене веществ как характерном признаки живых организмов, завистимости интенсивности обмена веществ от прогрессивного разви-тия кровеносной и дыхательной систем.

Приводить примеры органов выделения животных

 

учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику

§ 44 с.112-113

 

24

 

 

Урок 12. Размножение организмов

Бесполое размножение.  Вегетативное размножение

растений.

 

Размножение живых организмов, его

биологическое значение. Способы размножения. Особенности бесполого

и полового размножения. Размножение бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Размножение многоклеточных растений и грибов с помощью спор.

 

Вегетативное размножение в природе.

Использование знаний о вегетативном размножении для выращивания

культурных растений. Способы вегетативного размножения растений.

Размножение плодово-ягодных культур с помощью прививки. Современные методы.

Выявлять существенные отличия

бесполого размножения от полового.

Называть и описывать различные способы бесполого размножения, приводить их примеры.

Делать выводы о биологическом значении бесполого размножения

Называть, описывать и сравнивать

разные способы вегетативного размножения растений.

Применять знания в практичес-ких ситуациях: размножать растения черенками, луковицами, почками, усами.

Делать выводы о значении вегетативного размножения в природе и жизни человека.

Фиксировать результаты практической работы.

Соблюдать правила поведения в теплице, кабинете биологии

ЛР № 5

учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику

 

§ 45с.114-116

 

25

 

 

Урок 13. Половое размножение растений. Строение цветка.

Цветок — генеративный орган, его

строение и функции. Завязь, её части.

Строение семязачатка. Соцветия, их

биологическое значение. Основные части цветка. Строение завязи. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называть и определять части цветка, соцветия, тычиночные и пестичные цветки, однодомные и двудомные растения.

Выделять главные и второстепенные части цветка, цветки с простым и двойным околоцветником, иллюстрировать их примерами.

Делать выводы о биологическом значении цветка в жизни растения.

Исследовать строение цветка в процессе лабораторной работы, фиксировать её результаты в форме схематических рисунков.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии

ЛР № 6

учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику

§ 46 с.118-119

 

26

 

 

Урок 14. Опыление.

Процесс опыления. Типы опыления:

самоопыление, перекрёстное опыление, искусственное опыление. Особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Использование перекрёстного и искусственного опыления при выращивании культурных растений.

 

Называть и описывать различные типы опыления, приводить примеры

растений, у которых они встречаются, части семени и плода.

Сравнивать строение цветков, пыльцу насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Делать выводы о значении опыления, неразрывной связи растений с их опылителями — животными.

Выявлять основные особенности оплодотворения у цветковых растений.

Прогнозировать опасность сокращения численности пчёл, шмелей, других насеко-мых_опылителей, птиц-опылителей

 

учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику

§ 47 с.120-121

 

27

 

 

Урок 15. Оплодотворение у цветковых растений. Плоды и семена.

Оплодотворение у цветковых растений.

Строение семян. Плоды, их разнообразие. Определение сухих и сочных, односемян-ных и многосемянных плодов.

Цели и задачи, организация лабораторной работы.

 

Описывать основные особенности оплодотворения у цветковых растений.

Сравнивать и классифици-ровать сочные и сухие, односе-мянные и многосемянные плоды.

Устанавливать взаимосвязь между цветением, опылением и оплодотворением.

Определять сочные и сухие плоды в процессе выполнения лабораторной работы.

Фиксировать результаты в виде таблиц, рисунков.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии

ЛР № 7

учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику

§ 48 с.122-123

 

28

 

 

Урок 16. Размножение многоклеточных животных.

Бесполое и половое размножение у

животных. Наружное и внутреннее

оплодотворение. Закономерности развития нового организма.

Описывать способы бесполого размножения животных.

Сравнивать бесполое размноже-ние животных с половым.

Выявлять основные закономер-ности развития животных, используя иллюстрации и электронное приложение.

Делать вывод об эволюционном

преимуществе животных с внутриутробным развитием.

 

учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику

§ 49 с.124-155

 

29

 

 

 

 Урок 17. Индивидуальное развитие растений, животных.

Развитие растений из семени. Рост растений, возрастные периоды растений

после образования семени. Цели и задачи, организация практической работы.

Зародышевый период животных. Период формирования и роста организма.

Типы развития. Периоды зрелости и

старости.

Описывать периоды индивидуального развития растений.

Объяснять роль зародыша семени в развитии растений.

Сравнивать процессы роста и развития растений.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Описывать периоды индиви-дуального развития животных.

Выявлять особенности эмбрио-нального развития животных.

Сравнивать непрямое и прямое развитие, развитие с полным и неполным превращением

ПР № 1

учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику

 

 

 

§ 50 с.126-127

§ 51 с.128-129

 

30

 

 

Урок 18. Расселение и распространение живых организмов.

Расселение бактерий, грибов и растений. Расселение животных. Нерегулярные перемещения и миграции животных.

 

Описывать различные способы расселения и распространения живых организмов.

Выяснять особенности распространения растений.

Объяснять способность к расселению и освоению новых территорий как общее свойство живых организмов.

Понимать причины и значение миграций для животных.

Прогнозировать последствия изменений в природе для распространения живых организмов

 

учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику

§ 52 с.130-131

 

31

 

 

Урок 19. Сезонные изменения в приро

де и жизнедеятельность организмов.

Годовые ритмы. Фотопериодизм. Длина

светового дня как предвестник изменения годовых температур, сигнальный фактор сезонных изменений в живой природе. Приспособления организмов к сезонным изменениям в природе. Состояние покоя или скрытой жизни у растений. Спячка, зимний сон у теплокровных животных. Сезонные миграции птиц и насекомых. Фенологические наблюдения и народные приметы, их практическое значение.

 

Устанавливать взаимосвязь между длиной светового дня и приспособительными реакциями живых организмов.

Обосновывать значение листопада, видоизменённых надземных и подземных побегов, корней для перенесения расте-ниями неблагоприятных

сезонных изменений; значение явлений анабиоза, зимнего сна в жизни животных.

Понимать практическое значение

фенологических наблюдений.

Наблюдать за сезонными изменениями в природе, описывать, делать выводы

 

учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику

§ 53 с.132-133

 

32

 

 

Урок 20. Контрольная работа по теме: «Жизнедеятельность живых

организмов»

Обобщение и систематизация знаний

по теме «Жизнедеятельность живых

организмов». Выявление уровня

сформированности основных видов

учебной деятельности

Устанавливать взаимосвязь дыхания, фотосинтеза и почвенного питания растений.

Обосновывать участие процессов питания, дыхания, выделения в обмене веществ.

Понимать роль процесса деления

клеток для роста и развития организма.

Находить черты сходства в размножении и развитии растений, животных.

Делать выводы о средообразующей роли живых организмов, единстве живого мира.

 

учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику

с. 134

33 - 34

 

 

Резерв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

6. Фонд оценочных средств.

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения (проверка соотношения достигнутых результатов с запланированными целями обучения). Предполагается использование контроля с обучающей диагностической, развивающей, воспитывающей функциями. Виды контроля и система оценивания строится на основе «Положения о системе оценок, порядке и периодичности текущего контроля учащихся» МКОУ «Мыльджинская ООШ».

 

Возможные виды и формы контроля.

 

Виды контроля.

 

Содержание.

Формы.

Внутренний контроль.

Рубежный.

Уровень усвоения материала, по изученной части.

 Беседа, лабораторные, практические работы, самонаблюдения, экскурсии.

Итоговый (промежуточная аттестация)

Уровень усвоения материала, изученного за учебный год.

Итоговая проверочная работа.

Текущий.

Уровень усвоения учебного материала по отдельной теме.

Проверочные работы.

Внешний контроль.

 

 

Олимпиады.

 

Оценивание предметных результатов осуществляется по традиционной пятибалльной системе оценивания.

Критерии оценивания устного ответа:

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

 

Оценка  выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

 

Оценка самостоятельных письменных и проверочных  работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок.

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка реферата.

Отметка «5»

Работа содержательна, логична, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по теме.

Показано умение анализировать различные источники, извлекать из них информацию.

Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать ей критическую оценку.

Работа демонстрирует индивидуальность стиля автора.

Работа оформлена в соответствии с планом, требованиями к реферату, грамотно.

Отметка «4»

Работа содержательна, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по выбранной теме, но изложение недостаточно систематизировано и последовательно.

Показано умение анализировать различные источники информации, но работа содержит отдельные неточности.

Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать
ей критическую оценку.

Работа оформлена в соответствии с планом, но не соблюдены все
требования по оформлению реферата (неправильно сделаны ссылки, ошибки в списке библиографии).

Отметка «3»

Тема реферата раскрыта поверхностно.

Изложение материала непоследовательно.

Слабая аргументация выдвинутых тезисов.

Не соблюдены требования к оформлению реферата (отсутствуют сноски, допущены ошибки, библиография представлена слабо).

Отметка «2»

Не выполнен реферат.

 

Оценка проектной работы.

Отметка «5»

Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

Соблюдена технология исполнения проекта.

Проявлены творчество, инициатива.

Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «4»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Соблюдена технология исполнения проекта, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.

3. Проявлено творчество.

4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «3»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Допущены нарушения в технологии исполнения проекта, его оформлении.

3. Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта.

Отметка «2»

Не выполнен проект.

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

7. Материально – техническое обеспечение учебного предмета.

 

1. Библиотечный фонд.

1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники)

2. Книги для учителя.

2. Технические средства обучения.

1. Персональный компьютер.

2. Колонки.

3. Проектор.

3. Учебное оборудование:

1. Приборы и лабораторное оборудование (лупы и световые микроскопы, посуда и принадлежности);

2. Средства на печатной основе (демонстрационные таблицы, дидактические материалы);

3. Модели, аппликации клетки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

8. Сведения об учебно-методическом комплекте.

Для учителя:

1. Линия УМК. Биология. Живой организм 5 - 6 классы. 5 -6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л. Н. Сухорукова, В. С, Кучменко, И. Я. Колесникова – 6-е издание – М.: Просвещение, 2017 г.

2. Электронное приложение к учебнику. Живой организм.

3. Линия УМК. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М.: Просвещение, 2011.

4. Линия УМК. Биология. Живой организм. Тетрадь – практикум. 5 - 6 класс: учебное пособие  для общеобразовательных организаций / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко – 5-е издание – М.: Просвещение, 2017 г.

5. Линия УМК. Биология. Живой организм. Тетрадь – экзаменатор. 5 – 6  класс: учебное пособие  для общеобразовательных организаций / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко. – 5-е издание – М.: Просвещение, 2017 г.

6. Линия УМК. Биология. Живой организм.  Тетрадь – тренажер.  В двух частях. 5 - 6 класс: учебное пособие  для общеобразовательных организаций / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, О. Г. Котляр.. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2018 г.

 

 

Для учащихся:

1. Линия УМК. Линия УМК. Биология. Живой организм 5 – 6  класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л. Н. Сухорукова, В. С, Кучменко, И. Я. Колесникова – 6-е издание – М.: Просвещение, 2017 г.

2. Линия УМК. Биология. Живой организм.  Тетрадь – тренажер.  В двух частях. 5 - 6 класс: учебное пособие  для общеобразовательных организаций / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, О. Г. Котляр.. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2018 г.

3. Линия УМК. Биология. Живой организм. Тетрадь – практикум. 5 - 6 класс: учебное пособие  для общеобразовательных организаций / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко – 5-е издание – М.: Просвещение, 2017 г.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

9. Итоговая проверочная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

10. Перечень учебно-методического образовательного процесса.

- Федеральный закон от 29.12.2012г.  «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» – СанПиН 2.4.2. 2821-10 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г.№189 (действующая редакция с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013г., 24 ноября 2015г.));

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства науки и просвещения РФ от 28.12.2018 г. №345 (с изменениями 2019 г. (приказ Министерства Просвещения РФ №632 от 28.11.2019 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников» и №253 от 08.05.2019 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников»));

- Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. №699).

 

Федеральные государственные стандарты:

- для уровня основного общего образования (5-9 классы) – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577 (далее ФГОС ООО).

- примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (далее – ФУМО), протокол от 08.04.2015 №1/15) (ред. От 28.10.2015);

-  Устав МКОУ «Мыльджинская ООШ;

-  Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Мыльджинская ООШ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

 

11. Список литературы и интернет ресурсов.

 

 

1.Линия УМК. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М.: Просвещение, 2011.

2.  Линия УМК. Биология. Живой организм 5 – 6  класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л. Н. Сухорукова, В. С, Кучменко, И. Я. Колесникова – 6-е издание – М.: Просвещение, 2017 г.

3. Линия УМК. Биология. Живой организм.  Тетрадь – тренажер.  В двух частях. 5 - 6 класс: учебное пособие  для общеобразовательных организаций / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, О. Г. Котляр.. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2018 г.

4. Линия УМК. Биология. Живой организм. Тетрадь – практикум. 5 - 6 класс: учебное пособие  для общеобразовательных организаций / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко – 5-е издание – М.: Просвещение, 2017 г.


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Мыльджинская основная общеобразовательная школа имени

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Мыльджинская основная общеобразовательная школа имени

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии 6 класс в

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии 6 класс в

Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фунда­ментальные идеи биологии — эволюции и системной организации живой природы - на…

Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фунда­ментальные идеи биологии — эволюции и системной организации живой природы - на…

Общая характеристика курса Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает: формирование системы биологических знаний как компонен­та целостной научной картины мира; овладение научным подходом…

Общая характеристика курса Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает: формирование системы биологических знаний как компонен­та целостной научной картины мира; овладение научным подходом…

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рас­смотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рас­смотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми

Планируемые результаты. Требования к результатам освоения основных образователь­ных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и го­сударственные потребности, и включают личностные, метапредметные…

Планируемые результаты. Требования к результатам освоения основных образователь­ных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и го­сударственные потребности, и включают личностные, метапредметные…

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универ­сальных учебных действий

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универ­сальных учебных действий

Предметные результаты обучения в основной школе включа­т освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения

Предметные результаты обучения в основной школе включа­т освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения

6) объяснение роли биологии в практической деятельности лю­дей, места и роли человека в природе, родства общности происхож­дения и эволюции растений и животных; 7) овладение методами…

6) объяснение роли биологии в практической деятельности лю­дей, места и роли человека в природе, родства общности происхож­дения и эволюции растений и животных; 7) овладение методами…

Содержание предмета «Биология» 6 класс

Содержание предмета «Биология» 6 класс

Тематическое планирование.

Тематическое планирование.

Приложение 1 5. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на 21/22 год

Приложение 1 5. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на 21/22 год

Побег как система органов. Почка — зачаточный побег

Побег как система органов. Почка — зачаточный побег

Цели и задачи, организация лабораторной работы

Цели и задачи, организация лабораторной работы

Типы жилкования. Световые и теневые листья

Типы жилкования. Световые и теневые листья

Оценивать значение разнообразия растений для сохранения природы родного края учебник, тетрадь- трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику§32 с

Оценивать значение разнообразия растений для сохранения природы родного края учебник, тетрадь- трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику§32 с

Называть системы органов животных

Называть системы органов животных

Корневое дав-ление. Внесение удобрений

Корневое дав-ление. Внесение удобрений

Урок 6. Питание животных. Захват и заглатывание пищи — отличительная особенность питания животных

Урок 6. Питание животных. Захват и заглатывание пищи — отличительная особенность питания животных

Урок 9. Дыхание и кровообращение животных

Урок 9. Дыхание и кровообращение животных

Приводить примеры органов выделения животных учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику§ 44 с

Приводить примеры органов выделения животных учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику§ 44 с

Основные части цветка. Строение завязи

Основные части цветка. Строение завязи

ЛР № 7учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику§ 48 с

ЛР № 7учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику§ 48 с

Прогнозировать последствия изменений в природе для распространения живых организмов учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику § 52 с

Прогнозировать последствия изменений в природе для распространения живых организмов учебник, тетрадь-трена­жёр, электронное приложение к учеб­нику § 52 с

Резерв

Резерв

Приложение 2 6. Фонд оценочных средств

Приложение 2 6. Фонд оценочных средств

Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике

Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике

Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки…

Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки…

Отметка «4» Работа содержательна, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по выбранной теме, но изложение недостаточно систематизировано и последовательно

Отметка «4» Работа содержательна, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по выбранной теме, но изложение недостаточно систематизировано и последовательно

Приложение 3 7. Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Приложение 3 7. Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Приложение 4 8. Сведения об учебно-методическом комплекте

Приложение 4 8. Сведения об учебно-методическом комплекте

Приложение 5 9. Итоговая проверочная работа

Приложение 5 9. Итоговая проверочная работа

Рабочая программа Биология 6 класс

Рабочая программа Биология 6 класс

Рабочая программа Биология 6 класс

Рабочая программа Биология 6 класс

Приложение 6 10. Перечень учебно-методического образовательного процесса

Приложение 6 10. Перечень учебно-методического образовательного процесса

Список литературы и интернет ресурсов

Список литературы и интернет ресурсов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2022