Рабочая программа "Биология 7-9 класс"
Оценка 4.9

Рабочая программа "Биология 7-9 класс"

Оценка 4.9
Образовательные программы
pdf
биология
7 кл—9 кл
12.06.2020
Рабочая программа "Биология 7-9 класс"
РП биология 7-9.pdf

 

Пояснительная записка Программа составлена на основе: 

Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. № 1897 (в ред. приказа от 29.12.2014г. № 1644);

Примерной основной образовательной программы основного общего образования (протокол № 1/15 от 08.04.2015г., в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015г); 

Примерной программы по учебному предмету «Биология»;

Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Пушновской СОШ.

При составлении рабочей программы использовалась авторская программа В.В. Пасечника.

 Цели и задачи изучения биологии в школе:

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях:

глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

С учетом вышеназванных подходов целями биологического образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Формы организации учебной деятельности

индивидуальная

групповая 

работа в парах

коллективная

фронтальная 

Основные виды учебной деятельности

беседа, ответы на вопросы

самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами

участие в соревнованиях, конкурсах

работа с учебником и различными дополнительными источниками информации (словари, энциклопедии, периодическая печать, Интернет)

работа с таблицами, иллюстрациями, диаграммами, графиками, схемами

написание рефератов, докладов, эссе

подготовка и представление публичного выступления в виде презентаций

выполнение практических работ

проектная деятельность

 

 

I.         Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные универсальные учебные действия

1.      Российская гражданская идентичность. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2.      Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3.      Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4.      Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5.      Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

6.      Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. 

7.      Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8.      Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Навыки работы с информацией

Обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

                     систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

                     выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

                     заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. 

Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

              анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

              ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

              формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

              обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

              определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

              составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

              определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

              планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

              определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

              отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

              оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

              работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

              определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

              оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

              обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

              наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

              соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

              принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

              самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

              демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6. Умение       определять    понятия,         создавать       обобщения,    устанавливать             аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

              подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

              выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

              объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

              выделять явление из общего ряда других явлений;

              строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

              строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

              излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

              самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

              объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

              выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

              делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

      обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

      переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

      строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

      строить доказательство: прямое, косвенное, от противного

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

              находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

              ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

              резюмировать главную идею текста;

              критически оценивать содержание и форму текста.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

              определять свое отношение к природной среде;

              анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

              проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

              прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

              распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

              выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

      определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

      осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

      формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

      соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

              определять возможные роли в совместной деятельности;

              играть определенную роль в совместной деятельности;

              принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

              определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

              строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

              критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

              выделять общую точку зрения в дискуссии;

              договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

              организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

      определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

      отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

      представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

      соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

      высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

      принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

              целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

              выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

              использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

              создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты

В результате изучения курса биологии в основной школе: 

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеетсистемой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

      осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

      выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 

      ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

      создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Живые организмы

Выпускник научится:

      выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

      аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

      аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

      осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

      раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

      объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

      выявлятьпримерыи раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

      различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

      сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

      устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

      использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

      знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

      анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

      описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

      знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

      находить информацию о растениях, животных грибах и бактерияхв научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

      основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

      использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

      ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

      осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; 

      создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

      работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. 

Человек и его здоровье Выпускник научится:

      выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

      аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

      аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

      аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

      объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

      выявлятьпримерыи пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

      различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

      сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

      устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

      использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

      знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

      анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека; описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

      знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

      объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

      находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

      ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

      находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

      анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

      создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

      работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.  Общие биологические закономерности Выпускник научится:

      выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

      аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

      аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

      осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; 

      раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

      объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

      объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

      различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

      сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; 

      устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

      использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; 

      знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; 

      описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

      находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

      знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

      понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

      анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

      находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

      ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

      создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

      работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.  

II. Содержание учебного предмета I. Живые организмы

1.      Царство Животные.

Многообразие и значение животных в природе и жизни человека. Зоология – наука о животных. Общее знакомство с животными. Животная клетка. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие взаимоотношений животных в природе. 

2.      Одноклеточные животные или Простейшие.

Общая характеристика простейших. Многообразие простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. 

3.      Тип Кишечнополостные.

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа                   Кишечнополостные. Регенерация.

Происхождение и значение Кишечнополостных в природе и жизни человека. 

4.      Черви.

Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые. Свободноживущие и паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Борьба с червями-паразитами. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.  

5.      Тип Моллюски.

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие Моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. 

6.      Тип Членистоногие.

Общая            характеристика         типа    Членистоногих.        Среды            жизни.            Инстинкты. Происхождение членистоногих

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Охрана Ракообразных. 

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. 

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных.

Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. 

7. Тип Хордовые.

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные или Позвоночные. Общая характеристика рыб. Места обитания рыб. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности рыб в связи с образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов. 

Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности земноводных в связи с образом жизни. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. 

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания пресмыкающихся. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с образом жизни. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.  Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности птиц в связи образом жизни. Размножение и развитие птиц. Сальмонеллез – опасное заболевание, передающееся через яйца птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.  Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Профилактика бешенства. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Их охрана. Виды и важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.  

II. Человек и его здоровье

8.      Введение в науки о человеке.

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. 

9.      Общие свойства организма человека.

Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции.

Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). 

10.  Нейрогуморальная регуляция функций организма.

Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Нервная система. Характеристика нервной системы: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная.

Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. 

Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез. 

11.  Опора и движение.

Опорно-двигательная система: состав, строение, функции. Кость: состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. 

12.  Кровь и кровообращение.

Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Лейкоциты, их роль в защите организма. Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: состав, строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

Кровотечение. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. 

13.  Дыхание.

Дыхательная система: состав, строение, функции. Этапы дыхания. Лёгочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. 

14.  Пищеварение.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: состав, строение, функции. Ферменты. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения.

Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика отравлений и гепатита. 

15.  Обмен веществ и энергии.

Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. 

16.  Выделение.

Мочевыделительная система: состав, строение, функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. 

17.  Размножение и развитие.

Половая система: состав, строение, функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. 

18.  Сенсорные системы (анализаторы).

Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем.

Влияние экологических факторов на органы чувств. 

19.  Высшая нервная деятельность.

Психология поведения человека. Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.  20. Здоровье человека и его охрана 

Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние         физических    упражнений на        органы            и          системы         органов. Защитноприспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.  III. Общие биологические закономерности

21.  Биология как наука.

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.  

22.  Клетка.

Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. 

23.  Организм.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. 

24.  Вид.

Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов. 

25.  Экосистемы.

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. 

             


Календарно-тематическое планирование 7 класс

 

 

Тема

 

Количество

 

Количество часов

Лаборат. работ

Практич. работ

Экскурсии

1

Введение.

2

 

 

 

2

Простейшие.

2

 

 

 

3

Многоклеточные.

35

5

 

1

4

Эволюция строения и функций органов и их систем у животных.

12

1

 

 

5

Индивидуальное развитие животных.

3

1

 

 

6

Развитие и закономерности размещения животных на Земле

3

 

 

 

7

Биоценозы

5

 

 

1

8

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

6

 

 

1

 

Итого

68

7

0

3

 

Тема

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

 

Введение – 2 ч

 

1

История развития зоологии

 

 

2

Современная зоология 

 

 

 

Раздел 1. Простейшие – 2 ч

 

3

Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики

 

 

4

Простейшие: жгутиконосцы, инфузории 

 

 

 

Раздел 2. Многоклеточные животные – 35 ч

 

5

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные

 

 

6

Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые Полипы

 

 

7

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные 

 

 

8

Тип Круглые черви

 

 

 

9

Тип Кольчатые черви, или кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты

 

 

10

Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки. Лабораторная работа №1

«Знакомство с многообразием кольчатых червей»

 

 

11

Тип Моллюски

 

 

12

Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

 

 

13

Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии, или

Морские огурцы, Офиуры

 

 

14

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. Лабораторная работа №2

«Многообразие ракообразных»

 

 

15

Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Лабораторная работа №3 «Многообразие насекомых»

 

 

16

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки 

 

 

17

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы

 

 

18

Отряды насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи 

 

 

19

Отряд насекомых: Перепончатокрылые 

 

 

20

Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Беспозвоночные»

 

 

21

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные 

 

 

22

Классы рыб: Хрящевые, Костные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»

 

 

23

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные

 

 

24

Класс    Костные     рыбы.    Отряды:    Осётрообразные,    Сельдеобразные,    Лососеобразные,

Карпообразные, Окунеобразные

 

 

25

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

 

 

26

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые

 

 

 

27

Отряды Пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы 

 

 

28

Класс Птицы. Отряд Пингвины. Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения птиц»

 

 

29

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные

 

 

30

Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные 

 

 

31

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые

 

 

32

Экскурсия «Изучение многообразия птиц» 

 

 

33

Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные,

Рукокрылые

 

 

34

Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные 

 

 

35

Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

 

 

36

Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные

 

 

37

Отряд млекопитающих: Приматы

 

 

38

Отряд млекопитающих: Приматы

 

 

39

Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Бесчерепные и позвоночные»

 

 

Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных – 12 ч

40

Покровы тела. Лабораторная работа №6 «Изучение особенностей различных покровов тела»

 

 

41

Опорно-двигательная система животных

 

 

42

Способы передвижения и полости тела животных

 

 

43

Органы дыхания и газообмен 

 

 

44

Органы пищеварения

 

 

45

Обмен веществ и превращение энергии 

 

 

 

46

Кровеносная система. Кровь

 

 

47

Органы выделения 

 

 

48

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт 

 

 

49

Органы чувств. Регуляция деятельности организма 

 

 

50

Продление рода. Органы размножения, продления рода

 

 

51

Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»

 

 

 

Раздел 3. Индивидуальное развитие животных – 3 ч

52

Способы размножения животных. Оплодотворение

 

 

53

Развитие животных с превращением и без превращения

 

 

54

Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторная работа №7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»

 

 

55

Доказательства эволюции животных 

 

 

56

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира 

 

 

57

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции 

 

 

 

Раздел 5. Биоценозы – 5 ч

58

Естественные и искусственные биоценозы 

 

 

59

Естественные и искусственные биоценозы

 

 

60

Факторы среды и их влияние на биоценозы

 

 

61

Цепи питания. Поток энергии

 

 

62

Экскурсия Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза

 

 

 

Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека – 6 ч

63

Воздействие человека и его деятельности на животный мир 

 

 

64

Одомашнивание животных 

 

 

65

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга 

 

 

66

Охрана и рациональное использование животного мира 

 

 

67

Экскурсия Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных

 

 

68

Итоговая контрольная работа

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 

8 класс

Тема

 

Количество

 

Количест во часов

Лаборат. работ  

Практич. работ  

Экскурсии

1

Введение. Науки, изучающие организм человека.

2

 

 

 

2

Происхождение человека.

3

 

 

1

3

Строение организма 

4

2

 

 

4

Опорно-двигательная система.

7

 

 

5

Внутренняя среда организма.

3

 

 

 

6

Кровеносная и лимфатическая системы организма.

6

2

 

 

7

Дыхание.

4

1

 

 

8

Пищеварение.

6

2

 

 

9

Обмен веществ и энергии.

3

 

10

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

4

1

 

 

11

Нервная система.

5

 

 

12

Анализаторы. Органы чувств.

5

 

 

 

13

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

4

1

 

 

14

Железы внутренней секреции (эндокринная система).

2

 

 

 

15

Индивидуальное развитие организма.

5

 

 

 

16 

Здоровый образ жизни.

5

 

 

 

 

Итого 

68

16

1

1

 

Тема

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

 

Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека – 2ч

1

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена

 

 

2

Становление наук о человеке

 

 

 

Раздел 2. Происхождение человека – 3ч

 

3

Систематическое положение человека

 

 

4

Историческое прошлое людей.

 

 

5

Расы людей

 

 

Раздел 3. Строение организма – 4ч.

6

Общий обзор организма

 

 

7

Клеточное строение организма.

 

 

8

Типы тканей и их свойства Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп».

 

 

9

Рефлекторная регуляция.  Лабораторная работа №2 «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения»

 

 

Раздел 4. Опорно-двигательная система – 7ч.

10

Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Лабораторная работа

№3 «Микроскопическое строение кости»

 

 

11

Скелет человека. Осевой скелет.

 

 

12

Скелет свободных поясов конечностей: добавочный скелет. Соединение костей.

 

 

13

Строение мышц. Лабораторная работа №4 «Работа основных мышц»

 

 

14

Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа №5 «Утомление при

статической работе»

 

 

15

Осанка.          Предупреждение      плоскостопия.           Лабораторная         работа            №6             «Осанка        и плоскостопие».

 

 

16

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Обобщение по теме «Опорно-двигательная система».

 

 

Раздел 5. Внутренняя среда организма – 3ч.

17

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

 

 

18

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

 

 

19

Иммунология на страже здоровья.

 

 

 

Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма – 6ч.

20

Транспортные системы организма.

 

 

21

Круги кровообращения. Лабораторная работа №7 «Измерение кровяного давления».

 

 

22

Строение и работа сердца.

 

 

23

Движение крови по сосудам. Лабораторная работа №8 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

 

 

24

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

 

 

25

Первая помощь при кровотечениях. Обобщение по теме: «Кровеносная и лимфатическая системы организма».

 

 

Раздел 7. Дыхание – 4ч.

26

Значение дыхания. Органы дыхательной системы

 

 

27

Легкие. Легочное дыхание

 

 

28

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

 

 

29

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания, профилактика. Лабораторная работа № 9 «Определение частоты дыхания»

 

 

Раздел 8. Пищеварение – 6ч.

30

Питание и пищеварение.

 

 

31

Пищеварение в полости рта. Лабораторная работа № 10 «Определение положения слюнных желёз»

 

 

32

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Лабораторная работа № 11 «Изучение действия ферментов желудочного сока на белки ».

 

 

33

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит

 

 

34

Регуляция пищеварения

 

 

35

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Обобщение по теме: «Дыхательная и пищеварительная системы».

 

 

 

Раздел 9. Обмен веществ и энергии – 3ч.

36

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

 

 

37

Витамины. 

 

 

38

Энерготраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа № 12 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена»  

 

 

Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение – 4ч.

39

Кожа – наружный покровный орган. Лабораторная работа № 13 «Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.».

 

 

40

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

 

 

41

Терморегуляция организма. Закаливание.

 

 

42

Выделение. Обобщение по теме: «Обмен веществ и энергии. Кожа. Выделение».

 

 

Раздел 11. Нервная система – 5ч.

43

Значение нервной системы

 

 

44

Строение нервной системы. Спинной мозг.

 

 

45

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа № 14 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

 

 

46

Функции переднего мозга.

 

 

47

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. Лабораторная работа

№ 15 «Штриховое раздражение кожи»

 

 

Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств – 5ч.

48

Анализаторы

 

 

49

Зрительный анализатор.

 

 

50

Гигиена зрения.

 

 

51

Слуховой анализатор.

 

 

52

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Обобщение по

 

 

 

теме: «Нервная система. Анализаторы».

 

 

 

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика – 4ч.

53

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

 

 

54

Сон и сновидения

 

 

55

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. Лабораторная работа № 16 «Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста».

 

 

56

Воля, эмоции, внимание.

 

 

 

Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) – 2ч.

57

Роль эндокринной регуляции

 

 

58

Влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека

 

 

 

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма – 5ч.

59

Жизненные циклы. Размножение

 

 

60

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

 

 

61

Наследственные и врожденные заболевания, передаваемые половым путем.

 

 

62

Развитие ребенка после рождения

 

 

63

Интересы, склонности, способности. Обобщающий урок по теме: Индивидуальное развитие организма

 

 

 

Раздел 16. Здоровый образ жизни – 5ч.

64

Адаптация организма к природной и социальной среде.

 

 

65

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

 

 

66

Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность.

 

 

67

Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение

 

 

68

Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

 

 

 

             

Календарно-тематическое планирование 

9 класс

 

Тема.

 

Количество

Количество часов

Лаборат. работ

Практ. работы 

1

Биология в системе наук

2

0

 

2

Основы цитологии – науки о клетке

10

1

 

3

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов

5

0

 

4

Основы генетики

10

2

1

5

Генетика человека

2

0

 

6

Основы селекции и биотехнологии

3

0

 

7

Эволюционное учение

8

0

 

8

Возникновение и развитие жизни на Земле

5

0

 

9

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

17

3

 

10

Итоговое обобщение. Подготовка к ОГЭ

6

0

 

 

Итого

68

6

1

 

Тема урока

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

 

Биология в системе наук – 2 ч.

 

1

Биология как наука

 

 

2

Методы биологических исследований. Значение биологии

 

 

 

Основы цитологии – науки о клетке – 10ч.

 

3

Цитология наука о клетке

 

 

4

Клеточная теория

 

 

5

Химический состав клетки

 

 

6

Строение клетки

 

 

7

Особенности клеточного строения организмов. Вирусы

 

 

 

8

Л/р №1 «Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий»

 

 

9

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез

 

 

10

Биосинтез белков. Генетический код и матричный принцип биосинтеза белков

 

 

11

Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке

 

 

12

Решение задач по молекулярной биологии. Обобщение по теме «Основы цитологии»

 

 

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов – 5 ч.

13

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз

 

 

14

Половое размножение. Мейоз

 

 

15

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

 

 

16

Влияние факторов внешней среды на онтогенез

 

 

17

Обобщение материала по теме «Размножение, онтогенез»

 

 

Основы генетики – 10 ч.

18

Генетика как отрасль биологической науки. Методы исследования наследственности фенотип и генотип

 

 

19

Основные генетические понятия. Генетическая символика.

 

 

20

Закономерности наследования

 

 

21

Решение генетических задач

 

 

22

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.

 

 

23

Решение задач по генетике пола

 

 

24

Основные формы изменчивости организмов. Генотипическая изменчивость.

 

 

25

Комбинативная изменчивость.

 

 

26

Фенотипическая изменчивость. Л/р №2 «Описание фенотипов растений»

 

 

 

27

Л/р №3 «Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой»

 

 

 

Генетика человека - 2 ч

28

Методы изучения наследственности человека. Пр./р №1 «Составление родословных»

 

 

29

Генетика и здоровье человека. Медико-генетическое консультирование 

 

 

 

Основы селекции и биотехнологии - 3 ч

30

Основы и методы селекции.

 

 

31

Достижения мировой и отечественной селекции

 

 

32

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Метод культуры тканей. Клонирование

 

 

 

Эволюционное учение - 8 ч

33

Учение об эволюции органического мира

 

 

34

Вид. Критерии вида

 

 

35

Популяционная структура вида

 

 

36

Видообразование

 

 

37

Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции

 

 

38

Адаптация как результат естественного отбора

 

 

39

Урок – семинар: Современные проблемы эволюции

 

 

40

Урок – семинар: Современные проблемы эволюции

 

 

 

Возникновение и развитие жизни на Земле - 5 ч

41

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни

 

 

42

Органический мир как результат эволюции

 

 

43

История развития органического мира

 

 

44

Урок – семинар: Происхождение и развитие жизни на Земле

 

 

45

Обобщение материала по теме «Возникновение жизни на Земле»

 

 

 

Взаимосвязи организмов и окружающей среды - 17 ч

46

Экология как наука. Выбор тем проектов. 

 

 

47

Л/р № 4 «Изучение приспособлений организмов к определенной среде обитания»

 

 

48

Влияние экологических факторов на организмы.

 

 

49

Л/р № 5 «Строение растений в связи с условиями жизни»

 

 

50

Экологическая ниша

 

 

51

Л/р № 6 «Описание экологической ниши организмов»

 

 

52

Структура популяции

 

 

53

Типы взаимодействий популяций разных видов

 

 

54

Экосистемная организация живой природы. Компоненты экосистем

 

 

55

Структура экосистем

 

 

56

Поток энергии и пищевые цепи

 

 

57

Искусственные экосистемы

 

 

58

Экскурсия «Сезонные изменения в живой природе»

 

 

59

Семинар «Экологические проблемы современности»

 

 

60

Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

 

 

61

Защита экологического проекта

 

 

62

Защита экологического проекта

 

 

Итоговое обобщение. Подготовка к ОГЭ – 6 ч

63

Подготовка к ОГЭ по биологии. Решение задач.

 

 

64

Подготовка к ОГЭ по биологии. Решение задач.

 

 

65

Подготовка к ОГЭ по биологии. Решение задач.

 

 

66

Подготовка к ОГЭ по биологии. Решение задач.

 

 

67

Подготовка к ОГЭ по биологии. Решение задач.

 

 

68

Подготовка к ОГЭ по биологии. Решение задач.

 

 

 

 

Пояснительная записка Программа составлена на основе: −

Пояснительная записка Программа составлена на основе: −

Интернет) − работа с таблицами, иллюстрациями, диаграммами, графиками, схемами − написание рефератов, докладов, эссе − подготовка и представление публичного выступления в виде презентаций − выполнение…

Интернет) − работа с таблицами, иллюстрациями, диаграммами, графиками, схемами − написание рефератов, докладов, эссе − подготовка и представление публичного выступления в виде презентаций − выполнение…

Навыки работы с информацией

Навыки работы с информацией

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной…

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной…

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов

Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы,…

Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы,…

Выпускник получит возможность научиться: • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;…

Выпускник получит возможность научиться: • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;…

Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов; • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии

Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов; • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии

Меры профилактики заражения. Борьба с червями-паразитами

Меры профилактики заражения. Борьба с червями-паразитами

II. Человек и его здоровье 8

II. Человек и его здоровье 8

Пищеварение в желудке. Желудочный сок

Пищеварение в желудке. Желудочный сок

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих

Календарно-тематическое планирование 7 класс №

Календарно-тематическое планирование 7 класс №

Тип Кишечнополостные. Классы:

Тип Кишечнополостные. Классы:

Класс Костные рыбы

Класс Костные рыбы

Опорно-двигательная система животных 42

Опорно-двигательная система животных 42

Факторы среды и их влияние на биоценозы 61

Факторы среды и их влияние на биоценозы 61

Календарно-тематическое планирование 8 класс №

Календарно-тематическое планирование 8 класс №

Календарно-тематическое планирование 8 класс №

Календарно-тематическое планирование 8 класс №

Осанка. Предупреждение плоскостопия

Осанка. Предупреждение плоскостопия

Раздел 8. Пищеварение – 6ч. 30

Раздел 8. Пищеварение – 6ч. 30

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

Жизненные циклы. Размножение 60

Жизненные циклы. Размножение 60

Основы селекции и биотехнологии 3 0 7

Основы селекции и биотехнологии 3 0 7

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов – 5 ч

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов – 5 ч

Основы селекции и биотехнологии - 3 ч 30

Основы селекции и биотехнологии - 3 ч 30

Влияние экологических факторов на организмы

Влияние экологических факторов на организмы

Рабочая программа "Биология 7-9 класс"

Рабочая программа "Биология 7-9 класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2020