Литературное чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рабочих программ Л. Ф. Климановой, М.В.Бойкина курса «Литературное чтение» предметной линии учебников системы «Школа России» (М.: Просвещение 2014г), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
— формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль туре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Основными задачами курса являются:
· развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
· учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
· формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
· развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
· формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
· обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
· формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
· формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
· создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
· расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
· обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
· работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.
Авторская программа рассчитана на 132 учебных часа. Рабочая программа рассчитана на 132 учебных часа, 33 учебные недели, 4 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные.
Учащиеся научатся:
Называть место, где родился и вырос, составлять небольшой текст о природе родного края, о семье, родителях; понимать свою принадлежность к определённому народу России; с уважением относиться к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов; знать и рассказывать о традициях своей семьи. Проявлять заботу к своим близким, с уважением относиться к родителям, помогать младшим; называть произведения разных народов, в которых тоже рассказывается о семье, о маме, об отношении детей к маме; размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям; понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о пословицах и поговорках, произведениях К. Ушинского, Л. Толстого и других; и чтения произведений на уроках «Литературного чтения» о дружбе, об отношениях между людьми, об отношениях к животным и т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка); проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней; понимать значение новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни; ответственно от- носиться к урокам «Литературного чтения», беречь учебник, тетрадь, бережно относиться к книгам, предназначенным для самостоятельного чтения; понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»; относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям; относиться с уважением к родному языку.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
Читать планируемые результаты на шмуцтитулах учебника и обсуждать их под его руководством учителя; понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.); планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий. Контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания; оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале); определять границы известного и неизвестного под руководством учителя: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя; осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.; стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помощью учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
Принимать общие цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах, обсуждать их совместно с учителем; понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе и под руководством учителя.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
Осуществлять простейшие логические операции: 1) сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные; 2) группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же тему, одного автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее (книгу, не соответствующую теме); 3) классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе); находить нужную информацию в учебнике (название раз- дела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание; работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю; соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.
Учащиеся получат возможность научиться:
Самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами; выделять в тексте основные части; определять микро- темы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
Отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению; создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца; участвовать в диалоге с учителем и одноклассником; внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит; участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения).
Учащиеся получат возможность научиться: задавать уточняющие вопросы на основе образца; принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливые слова); подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта, оформлять 2—3 слайда.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся: воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки); чётко и правильно произносить все звуки; плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения; читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием про- изведения; определять основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя, а также с помощью пословицы; определять последовательность событий и находить смысло- вые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя; восстанавливать текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения; соотносить иллюстрации и текст; называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках; уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»; выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения; отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками; отвечать на вопросы о прочитанном произведении; объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.
Учащиеся получат возможность научиться:
Соотносить название рассказа с его содержанием; отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?». Читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя; читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя); задавать вопросы по прочитанному произведению; при помощи учителя составлять план, определять смысловые части; пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя; выявлять под руководством учителя особенности научно- познавательных и художественных текстов; определять особенности прозаического и поэтического текстов; высказывать собственное мнение о прочитанном произведении; сравнивать разные произведения на одну тему.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
Восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных иллюстраций (картинному плану); восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководством учителя; составлять небольшое высказывание на основе образца, данного учителем (о дружбе, о питомце); придумывать окончание сказок по образцу.
Учащиеся получат возможность научиться:
Сочинять загадки в соответствии с тематическими группами (загадки о природе, животных и др.) по заданным критериям; самостоятельно придумывать небылицы, потешки, песенки по образцу; обсуждать прочитанное или прослушанные произведение; соглашаться или не соглашаться с высказыванием учителя, товарищей, приводить свои аргументы с помощью простых предложений (например, он хочет стать героем или поступков героя не совершал.)
Литературоведческая пропедевтика
Учащие научатся:
На практике различать загадки, песенки, потешки, небылицы; отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя; понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание автора на обложке, к произведению; народная сказка — указание, что сказка русская народная, татарская и т. д.). Отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают, как люди; поступают, как люди); знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованных строчек.
Учащиеся получат возможность научиться:
находить в тексте различные средства художественной выразительности (слова, с помощью которых описывается объект наиболее точно, необычно, ярко; сравнивается с другим объектом; приписываются действия живого неживому, передается речь неживого); определять тему произведения, выставки; оценивать по предложенным учителем критериям поступки героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Контроль чтения в первом классе проводит учитель в рамках урока литературного чтения с целью выявления уровня развития навыка чтения. При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо учитывать: понимание прочитанного текста, а также способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
На конец первого класса:
Высокий уровень развития навыка чтения: плавный слоговой способ чтения при темпе не менее 25-30 слов в минуту; понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и нахождение в тексте слов и выражений, подтверждающих эту мысль.
Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-25 слов. Учащийся не может понять отдельные слова, при общем понимании прочитанного; умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Низкому уровню развития навыка чтения соответствует чтение по буквам при темпе ниже 20 слов в минуту, без смысловых пауз и четкости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.
Продолжительность непрерывного чтения на уроке составляет 5-7 минут.
Содержание учебного курса
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
Проекты |
|
Добукварный период |
18 |
- |
|
Обучение чтению |
61 |
- |
|
Послебукварный период |
13 |
1 |
|
Вводный урок |
1 |
- |
|
Жили-были буквы |
7 |
1 |
|
Сказки, загадки, небылицы |
7 |
- |
|
Апрель, апрель. Звенит капель! |
5 |
1 |
|
И в шутку, и в серьёз |
6 |
- |
|
Я и мои друзья |
5 |
1 |
|
О братьях наших меньших |
9 |
- |
|
Итого: |
132 ч. |
4 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п п/п |
Дата |
Содержание (разделы, темы) |
Кол- во часов |
Оборудование урока |
Основные виды учебной деятельности (УУД) |
|
|
Добукварный период 18 часов |
Познавательные: - ориентироваться в учебнике; - отвечать на простые вопросы учителя; - освоение звуков и букв; Регулятивные: - организовывать своё рабочее место под руководством учителя; Коммуникативные: - участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях; - отвечать на вопросы учителя товарищей по классу; - слушать и понимать речь других; Личностные: - формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
|
||
|
|
Обучение чтению(18ч) |
18ч |
Электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал, касса букв, наборное полотно, наборы букв, слоговая таблица, иллюстрации, наборы развивающих игр, мультимедийные обучающие программы, документ-камера, DVD-фильмы, презентации на CD-дисках. |
|
1. |
|
«Азбука» - первая учебная книга. |
1 |
||
2. |
|
Речь устная и письменная. Предложение. |
1 |
||
3. |
|
Слово и предложение. |
1 |
||
4. |
|
Слог. |
1 |
||
5. |
|
Ударение. |
1 |
||
6. |
|
Звуки в окружающем мире и в речи. |
1 |
||
7. |
|
Звуки в словах. |
1 |
||
8. |
|
Слог-слияние. |
1 |
||
9- 10. |
|
Гласный звук [а], буквы А, а. |
2 |
||
11-12. |
|
Гласный звук [о], буквы О, о. |
2 |
||
13-14. |
|
Гласный звук [и], буквы И, и. |
2 |
||
15-16. |
|
Гласный звук [ы], буква ы. |
2 |
||
17-18. |
|
Гласный звук [у], буквы У, у.
|
2 |
||
|
|
|
Познавательные: - ориентироваться в учебнике; - отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию; - сравнивать предметы, объекты; - группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; - определять тему; - усвоение правил строений слова и предложения, графических форм букв. Регулятивные: - организовывать своё рабочее место под руководством учителя; - определять цель выполнения заданий на уроке; - определять план выполнения заданий под руководством учителя; - использовать в своей деятельности простейшие раздаточный материал; - умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. Коммуникативные: - участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; - отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других; - участвовать в паре, в группе; - умение объяснить свой выбор; Личностные: - формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - формирование уважительного отношения к иному мнению; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
|
||
|
|
Обучение чтению 61 час |
61 ч |
Электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал, касса букв, наборное полотно, наборы букв, слоговая таблица, иллюстрации, наборы развивающих игр, мультимедийные обучающие программы, документ-камера, DVD-фильмы, презентации на CD-дисках. |
|
19-20. |
|
Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Любовь к Родине. |
2 |
||
21-22. |
|
Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе. |
2 |
||
23. |
|
Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. |
1 |
||
24. |
|
Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Сельскохозяйственные работы. |
1 |
||
25. |
|
Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения в сказках и рассказах. |
1 |
||
26. |
|
Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения на картинах художников. |
1 |
||
27. |
|
Согласные звуки [л|, [л,], буквы Л, л. Досуг первоклассников. |
1 |
||
28. |
|
Согласные звуки [л|, [л,], буквы Л, л. Правила поведения в гостях. |
1 |
||
29. |
|
Согласные звуки [р|, [р,], буквы Р,р. Комнатные растения. |
1 |
||
30. |
|
Согласные звуки [р|, [р,], буквы Р,р. Уход за комнатными растениями. |
1 |
||
31. |
|
Согласные звуки [в|, [в,], буквы В,в. Физкультура. Спортивные игры. |
1 |
||
32. |
|
Согласные звуки [в|, [в,], буквы В,в. Роль физкультуры и спорта для укрепления здоровья. |
1 |
||
33. |
|
Звуки [йэ], буквы Е, е. Буква е в начале слова и после гласных. |
1 |
||
34-35. |
|
Звуки [йэ], буквы Е, е. буквы Е, е – показатель мягкости предшествующего согласного. |
2 |
||
36. |
|
Согласные звуки [п|, [п,], буквы П,п. «Красуйся, град Петров!» |
1 |
||
37. |
|
Согласные звуки [п|, [п,], буквы П,п. Профессии родителей. |
1 |
||
38. |
|
Согласные звуки [м|, [м,], буквы М,м. Москва- столица нашей Родины. |
1 |
||
39. |
|
Согласные звуки [м|, [м,], буквы М,м. Упражнение в чтении различных текстов. |
1 |
||
40. |
|
Согласные звуки [з|, [з,], буквы З,з. О братьях наших меньших. |
1 |
||
41. |
|
Сопоставление и сравнение парных звуков [з][з,][с][с,] в слогах и словах. |
1 |
||
42. |
|
Согласные звуки [б|, [б,], буквы Б,б. А. Пушкин. Сказки. |
1 |
||
43. |
|
Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. работа со словарём. Упражнение в чтении слогов, слов, предложений с буквами б, п. Наблюдение слов, различных по структуре. |
1
|
||
44. |
|
Согласные звуки [д|, [д,], буквы Д,д. Терпенье и труд всё перетрут. |
1 |
||
45. |
|
Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Упражнение в чтении слогов, слов, предложений |
1 |
||
46. |
|
Звуки [йа], буквы Я, я в начале слова и после гласных. Россия- Родина моя. |
1 |
||
47. |
|
Звук [а], буквы Я, я после мягкого согласного. Многозначные слова. Упражнение в чтении слогов, слов, с буквой я. |
1
|
||
48. |
|
Согласные звуки [г|, [г,], буквы Г,г. |
1 |
||
49. |
|
Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. Упражнение в чтении слогов, слов, предложений. |
1 |
||
|
|||||
50. |
|
Мягкий согласный звук [ч,],буквы Ч,ч. |
1 |
||
51-52. |
|
Упражнения в чтении слов с буквами Ч,ч. Многозначные слова. |
2 |
||
53. |
|
Упражнения в чтении слов с изученными буквами. |
1 |
||
54. |
|
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Упражнения в чтении слов с буквой ь. |
1 |
||
55. |
|
Твёрдый согласный звук [ш|, буквы Ш,ш. |
1 |
||
56-57. |
|
Упражнения в чтении слов с буквами Ш,ш. Сочетание ши. |
2 |
||
58. |
|
Твёрдый согласный звук [ж|, буквы Ж,ж. |
1 |
||
59. |
|
Упражнения в чтении слов с буквами Ж,ж. Сопоставление звуков [ж| и [ш|. Сочетание жи. |
1 |
||
60. |
|
Звуки [й, о], буквы Ё, ё в начале слова и после гласной. |
1 |
||
61. |
|
Звук [о], буква ё после гласной. Произведения устного народного творчества. |
1 |
||
62. |
|
Звук [й,|,буквы Й, й. Характеристика звука. |
1 |
||
63. |
|
Звук [й,|,буквы Й, й. Чтение предложений с интонацией и паузами. |
1 |
||
64. |
|
Согласные звуки [х|, [х,], буквы Х,х. |
1 |
||
65. |
|
Чтение текстов с буквами Х,х. Обучение чтению по ролям. |
1 |
||
66. |
|
Чтение предложений с интонацией и паузами. Главная мысль прочитанных текстов. |
1 |
||
67. |
|
Звуки [й, у], буквы Ю, ю в начале слова и после гласной. |
1 |
||
68. |
|
Звук [у], буквы Ю, ю. Чтение слов, предложений, текстов с буквой ю. |
1 |
||
69. |
|
Звук [ц|, буквы Ц,ц. Составление рассказа о цирке. |
1 |
||
70. |
|
Обобщение знаний о звуке [ц|, буквах Ц,ц. К. Чуковский «Мойдодыр». |
1 |
||
71. |
|
Гласный звук [э|, буквы Э, э. Как человек научился летать. |
1 |
||
72. |
|
Повторение и закрепление пройденного. С. Маршак «Где обедал воробей?», Л. Толстой «Жучка». |
1 |
||
73-74. |
|
Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Отработка техники чтения. |
2 |
||
75. |
|
Чтение текстов с буквами Щ, щ. Загадки про овощи. Ю. Тувим «Овощи». |
1 |
||
76. |
|
Согласные звуки [ф|, [ф,], буквы Ф, ф. Сравнение в и ф. |
1 |
||
77. |
|
Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Многозначность слов. |
1 |
||
78-79. |
|
Алфавит. К. Льдов «Господин учитель Жук». |
2 |
||
|
|
|
Познавательные: - уметь соотносить иллюстрацию с содержанием текста - уметь сравнивать произведения и героев, выявлять авторскую точку зрения - уметь осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме - уметь отгадывать загадки Регулятивные: - уметь различать способ и результат действия, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации - уметь оценивать результат своих действий - уметь осуществлять итоговый контроль по результату выполненного задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников Коммуникативные: - уметь формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения - уметь высказывать свое отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнера - уметь сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности Личностные: - представление о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков - развитие интереса к урокам литературного чтения, умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями. |
||
Обучение чтению 13 часов |
13 ч |
Электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал, иллюстрации, наборы сюжетных картинок, портреты писателей, наборы развивающих игр, мультимедийные обучающие программы, документ-камера, DVD-фильмы, презентации на CD-дисках. |
|||
80. |
|
Как хорошо уметь читать. Е.Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». |
1 |
||
81. |
|
К.Ушинский. Наше Отечество. Анализ содержания текста. |
1 |
||
82. |
|
История славянской азбуки. В.Крупин. Первоучители. Первый букварь. Создание азбуки. |
1 |
||
83. |
|
А.С. Пушкин. Сказки. Главная мысль сказок. |
1 |
||
84. |
|
Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка. |
1 |
||
85. |
|
К.И. Чуковский. Телефон. Путаница. Небылицы. Особенности стихотворения-небылицы. |
1 |
||
86. |
|
В.В. Бианки. Первая охота. Деление текста на части. |
1 |
||
87. |
|
С.Я.Маршак. Угомон. Дважды два. Приёмы заучивания стихотворений наизусть. |
1 |
||
88. |
|
М.М.Пришвин. Предмайское утро. Знакомство с текстом-описанием. |
1 |
||
89. |
|
М.М.Пришвин. Глоток молока. Дополнение текста – описания. Герой рассказа. |
1 |
||
90. |
|
Стихи и рассказы русских писателей и поэтов: С.Маршак., А.Барто, В.Осеева. Сравнение стихотворений и рассказов. |
1 |
||
91. |
|
Весёлые стихи Б.Заходера, В.Берестова. Песенка-азбука. |
1 |
||
92. |
|
Проект: «Живая книга» |
1 |
||
|
|
92 часа |
|
Учебно – тематический план
№ п/п |
Дата |
Содержание (разделы, темы) |
Кол- во часов |
Оборудование урока |
Основные виды учебной деятельности (УУД) |
|
|
Вводный урок |
1ч |
Электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал, иллюстрации, наборы сюжетных картинок, портреты писателей, наборы развивающих игр, мультимедийные обучающие программы, документ-камера, DVD-фильмы, презентации на CD-дисках. |
Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из текста и осуществлять анализ текста, понимать и правильно употреблять понятие «интонация» - уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам, уметь анализировать и сравнивать произведения и героев - знать основы смыслового чтения художественного произведения Регулятивные: - уметь принимать и сохранять учебную задачу в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации - уметь адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий Коммуникативные: - уметь высказывать свое отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнера, вырабатывая общую позицию - уметь сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации - уметь задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и позицию и понимать мнение других людей Личностные: - положительное отношение к урокам литературного чтения умение ориентироваться в нравственном содержании своих поступков через оценку поступков литературных героев |
1. |
|
Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь |
1 |
||
|
|
Жили-были буквы |
7ч |
||
2. |
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
1 |
||
3. |
|
Стихотворения В. Данько. |
1 |
||
4. |
|
Стихотворения С. Черного . |
1 |
||
5. |
|
Стихотворения С. Маршака. |
1 |
||
6. |
|
Проектная деятельность. «Создаем город букв», «Буквы- герои сказок». |
1 |
||
7. |
|
Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина. |
1 |
||
8. |
|
Стихотворения Г.Сапгира, М.Бородницкой, И.Гамазковой. |
1 |
||
|
|
Сказки, загадки, небылицы |
7ч |
Электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал, иллюстрации, наборы сюжетных картинок, портреты писателей, наборы развивающих игр, мультимедийные обучающие программы, документ-камера, DVD-фильмы, презентации на CD-дисках. |
Познавательные: - уметь соотносить иллюстрацию с содержанием текста - уметь сравнивать произведения и героев, выявлять авторскую точку зрения - уметь осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме, уметь отгадывать загадки, сравнивать различные произведения малых и больших жанров, уметь находить общее и отличия - уметь анализировать средства выразительности произведения, понимать знаки, символы Регулятивные: - уметь составлять план текста и пересказывать по плану - уметь оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников - уметь осуществлять итоговый контроль по результату выполненного задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников Коммуникативные: - уметь формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения и сравнивать ее с авторской, участвовать в инсценировке - уметь высказывать свое отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнера - уметь сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, Личностные: - представление о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков - развитие интереса к урокам литературного чтения, - умение соотносить свои жизненные наблюдения с читаемыми произведениями |
9. |
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
1 |
||
10. |
|
Сказки авторские и народные «Курочка Ряба», «Теремок», «Рукавичка», «Петух и собака». |
1 |
||
11. |
|
Сказки А.С. Пушкина |
1 |
||
12. |
|
Сказки К.Ушинского и Л.Толстого. Герои сказки. |
1 |
||
13. |
|
Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. |
1 |
||
14. |
|
Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Потешки. Небылицы. Сочинение небылиц. Герои песенок. Герои потешки. |
1 |
||
15. |
|
Оценка планируемых достижений. |
1 |
||
|
|
Апрель, апрель. 3венит капель! |
5ч |
Электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал, иллюстрации, наборы сюжетных картинок, портреты писателей, наборы развивающих игр, мультимедийные обучающие программы, документ-камера, DVD-фильмы, презентации на CD-дисках. |
Познавательные: - поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной - умение сравнивать литературные произведения с произведениями разных видов искусств - умение анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства - умение самостоятельно пользоваться словарем и справочником, обогащать свое представление об окружающем мире, анализировать и сравнивать произведение. Регулятивные: - умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок - умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - умение правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: - умение высказывать свое отношение к содержанию произведений и оценивать высказывания партнера - умение использовать речевые умения в процессе анализа содержания и структуры произведения, работая в паре, высказывать свое мнение - умение договариваться и приходить к общему решению, участвовать в диалоге и строить монологические высказывания - умение обсуждать и сравнивать героев литературных произведений, выслушивать мнение партнера и вырабатывать общую позицию Личностные: - умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями, развитие эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за явлениями природы |
16. |
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
1 |
||
17. |
|
Лирические стихотворения А.Майкова, А.Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. |
1 |
||
18 - 19 |
|
Литературная загадка. Сочинение загадок. И.Токмакова, Е.Трутнева. |
2 |
||
20. |
|
Проект «Составляем сборник загадок» |
1
|
||
|
|
И в шутку и всерьёз |
6ч |
Электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал, иллюстрации, наборы сюжетных картинок, портреты писателей, наборы развивающих игр, мультимедийные обучающие программы, документ-камера, DVD-фильмы, презентации на CD-дисках. |
Познавательные: - умение самостоятельно пользоваться словарем, справочником, энциклопедией - умение прогнозировать содержание произведения по его ключевым словам и фразам, определять жанр и тему, анализировать средства выразительности - умение выделять существенную информацию из текстов разных видов, работать с таблицами - умение использовать учебную литературу для поиска необходимой информации в процессе выполнения учебных заданий; понимать знаки, символы Регулятивные: - умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя - умение вносить коррективы в действие после его завершения на основе самооценки или оценки учителя с учетом характера сделанных ошибок - умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей - умение сравнивать свои результаты выполнения учебных заданий с результатами одноклассников, вносить коррективы в действие после его завершения с учетом характера ошибок Коммуникативные: - готовность к сотрудничеству с одноклассниками - умение адекватно использовать соответствующую лексику в процессе обсуждения героев произведения, высказывать свое отношение к прочитанному и оценивать высказывание партнера - умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и пересказа содержания произведения, при составлении описательных рассказов Личностные: - умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания - умение ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков в процессе обсуждения поступков героев произведения, воспитание доброжелательности, внимательности, отзывчивости по отношению друг к другу - умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями |
21. |
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
1 |
||
22. |
|
Весёлые стихи И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О.Дриза, О.Григорьева, Т. Собакина. |
1 |
||
23. |
|
Юмористические рассказы для детей Я.Тайца. |
1 |
||
24 - 25. |
|
Юмористические рассказы для детей Н. Артюховой, М. Пляцковского. |
2 |
||
26. |
|
Оценка достижений.
|
1 |
||
|
|
Я и мои друзья. |
5ч |
Электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал, иллюстрации, наборы сюжетных картинок, портреты писателей, наборы развивающих игр, мультимедийные обучающие программы, документ-камера, DVD-фильмы, презентации на CD-дисках. |
Познавательные: - умение выделять существенную информацию из текстов разных видов, работать с таблицей, понимать символы, знаки - умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев, анализировать и сравнивать произведения; умение самостоятельно пользоваться словарем и справочником - умение анализировать средства выразительности, используемые автором произведения, и сравнивать произведения, выявлять авторскую точку зрения. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; смысловое чтение Регулятивные: - умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации - самостоятельно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников - умение обсуждать и сравнивать героев, различать способ и результат действия, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы - уметь сравнивать свой ответ с ответами одноклассников Коммуникативные: - умение обсуждать и сравнивать содержание и поступки героев литературных произведений, используя соответствующую лексику - умение строить монологическое высказывание в процессе обсуждения поступков героев произведений, используя соответствующую лексику, выслушивать мнение партнера и вырабатывать общую позицию по данному вопросу - умение работать в паре, участвовать в диалоге, вырабатывая общую позицию по теме обсуждения - определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Личностные: - умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением - умение внимательно относиться к нравственному содержанию своих поступков, дружить со сверстниками и дорожить своей дружбой - осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки |
27. |
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
1 |
||
28. |
|
Рассказы о детях Ю.Ермолаева, М. Пляцковского. |
1 |
||
29. |
|
Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.. |
1 |
||
30. |
|
Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса. |
1 |
||
31. |
|
Оценка достижений.
|
1 |
||
|
|
О братьях наших меньших |
9 ч |
Электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал, иллюстрации, наборы сюжетных картинок, портреты писателей, наборы развивающих игр, мультимедийные обучающие программы, документ-камера, DVD-фильмы, презентации на CD-дисках. |
Познавательные: - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме - ориентироваться в разнообразии способов решения задач, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели Регулятивные: - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, - использовать речь для регуляции своего действия - формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, применять установленные правила в планировании способа решения Коммуникативные: - определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; - соблюдать правила речевого этикета Личностные: - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость |
32. |
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
1 |
||
33 - 34. |
|
Стихи о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. |
2 |
||
35 - 36. |
|
Рассказы В. Осеевой. Сказки-несказки Д.Хармса, Н.Сладкова. |
2 |
||
37 - 38. |
|
Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. |
2 |
||
39 - 40. |
|
Оценка достижений. |
2 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
40 ч |
|
|
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
№ п/п |
№ урока /тема по рабочей учебной программе |
Тема с учетом корректировки |
Сроки корректировки |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.