РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина ОП.08 Вычислительная техника
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина ОП.08 Вычислительная техника

Оценка 5
doc
математика
01.05.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   Дисциплина ОП.08 Вычислительная техника
ОП.08 Вычислительная техника РП.doc

Государственное автономное профессиональное

 образовательное учреждение Самарской области

«Новокуйбышевский нефтехимический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

Дисциплина ОП.08 Вычислительная техника

 

Профиль профессионального образования Технический

 

Специальность СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

 

Базовая подготовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.о.  Новокуйбышевск, 2018

 

РАССМОТРЕНО

предметной (цикловой)

комиссией

Протокол № _____

от «___» ___________ 201_ г.

Председатель ПЦК _____________Тарасова О.П.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по НМР

 

______________Щелкова О.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

 

Комиссарова Н.П., преподаватель                    ГАПОУ СО «ННХТ»

                                                              должность                                           полное название ОО

 

 

 

 

 

Внутренняя экспертиза:

 

 __________________________________________________________

         Фамилия И.О.                                                                                                     должность                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6

3.      3. условия реализации примерной программы учебной дисциплины

 

13

4.      4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1                                                                                              

15

 

 

16

 

 

1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вычислительная техника

 

1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (базовой подготовки).

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать типовые средства вычислительной техники и программного обеспечения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- виды информации и способы ее представления в электронно-вычислительной машине

Результатом освоения программы дисциплины Вычислительная техника является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ПК 4.1. Проводить анализ систем автоматического управления с учетом специфики технологических процессов.

 ПК 4.2. Выбирать приборы и средства автоматизации с учетом специфики технологических процессов.

ПК 4.3. Составлять схемы специализированных узлов, блоков, устройств и систем автоматического управления.

ПК 4.4. Рассчитывать параметры типовых схем и устройств.

ПК 4.5. Оценивать и обеспечивать эргономические характеристики схем и систем автоматизации.

 

ОК 1.   Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.   Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.   Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4.   Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.   Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6.   Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.   Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

ОК 8.   Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.   Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 120 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 80 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 40 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:

 

     лабораторно-практические  занятия

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

в том числе:

 

 составление таблиц;

ответы на вопросы;

выполнение заданий;

составление информационного блока;

составление схем;

составление сравнительных характеристик цифровых устройств;

решение задач;

подготовка сообщения;

подготовка реферата;

выполнение заданий к практической работе;

подготовка к лабораторной работе и составление отчета.

 

2

4

8

2

3

5

 

2

2

2

6

8

 

 

Итоговая аттестация в форме экзамена

 


 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Вычислительная техника»

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Математические и логические основы вычислительной техники.

 

31

 

Тема 1.1 Основные сведения об электронно-вычислительной технике

Содержание учебного материала

2

 

1

 

Основные сведения об электронной вычислительной технике: классификация ЭВМ, характеристики, функциональное назначение.

Персональные, специальные и управляющие ЭВМ.

 

Самостоятельная работа

1

 

2

История вычислительной техники. Составить таблицу.

 

Тема 1.2 Виды информации и способы представления ее в ЭВМ

Содержание учебного материала

2

 

 

2

Виды информации и способы представления ее в ЭВМ. Количественные характеристики информации.

Форма сигналов, их параметры: низкий и высокий логические уровни, частота повторения, фронт, срез.

 

Самостоятельная работа

1

 

2

Виды информации и способы представления ее в ЭВМ. Ответить на вопросы.

 

Тема 1.3 Математические основы работы ЭВМ

Содержание учебного материала

6

 

 

2

 

Системы счисления; взаимосвязь между системами счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую.

 Правила недесятичной арифметики. Способы представления чисел в разрядной сетке ЭВМ.

Основной базис алгебры логики, законы алгебры логики.

Нормальные и совершенные нормальные формы, минимизация логических функций.

Основные логические операции. Таблицы истинности.

Параметры и характеристики логических элементов различных технологий. Применение логических элементов в устройствах ЭВМ.

 

 

Практические занятия

9

 

 

2, 3

Практическое занятие № 1. Перевод чисел в различные системы счисления.

Практическое занятие № 2. Арифметические действия над числами с фиксированной запятой.

Практическое занятие № 3. Минимизация логических функций.

Практическое занятие № 4. Синтез и анализ комбинационных схем.

Практическое занятие № 5.Контрольная работа № 1.

 

Лабораторные работы

2

 

3

Лабораторная работа № 1.Исследование логических элементов.

 

Самостоятельная работа

8

 

Математические основы работы ЭВМ. Выполнить задание.

Логические элементы в устройствах ВТ. Составить информационный блок.

Выполнение заданий к практическому занятию.

Подготовка к лабораторной работе, оформление отчета по выполненной работе.

 

Раздел 2 Типовые узлы и устройства вычислительной техники

 

59

 

 

Тема 2.1 Последовательные цифровые устройства

Содержание учебного материала

6

 

 

 

 

2

 

Триггеры (RS, D, JK, T- типов): принцип работы, функциональная схема, временная диаграмма, параметры, примеры использования, микро схемное исполнение.

Регистры (параллельные, последовательные, реверсивные): определение, функциональная схема, временная диаграмма работы регистра, примеры использования, микро схемное исполнение, сравнительные характеристики регистров разных серий микросхем.

Счетчики (суммирующие, вычитающие и реверсивные): принципы построения и работа счетчиков, счетчики с произвольным коэффициентом пересчета.

 

 

Лабораторные работы

6

 

 

3

Лабораторная работа № 2. Исследование триггеров.

Лабораторная работа № 3. Исследование регистров.

Лабораторная работа № 4. Исследование счетчиков.

 

Практические занятия

4

 

3

Практическое занятие № 6. Построение временных диаграмм.

Практическое занятие № 7.Построение счетчиков на базе интегральных схем.

 

Самостоятельная работа

8

 

 

 

2, 3

Последовательные цифровые устройства. Составить информационные блок, составить сравнительную характеристику микросхем, ответить на вопросы.

Принцип работы и примеры использования триггеров. Подготовить сообщение.

Принцип работы и примеры использования регистров. Подготовить сообщение.

Выполнение заданий к практическому занятию.

 Подготовка к лабораторной работе, оформление отчета по выполненной работе.

 

Тема 2.2 Типовые комбинационные устройства

Содержание учебного материала

6

 

 

2

 

Шифраторы и дешифраторы: назначение, таблица состояний, функциональная схема, примеры использования. Сравнительные характеристики микросхем, приведенных в справочнике.

Мультиплексоры и демультиплексоры: назначение, таблица состояний, функциональная схема, принцип работы, примеры использования. Сравнительные характеристики микросхем, приведенных в справочнике.

Сумматоры и полусумматоры: назначение, таблица состояний, функциональная схема, примеры использования.

Сравнительные характеристики микросхем сумматоров, приведенных в справочнике.

 

 

Лабораторные работы

4

 

3

Лабораторная работа № 5. Исследование сумматора.

Лабораторная работа № 6.Исследование мультиплексора.

 

Практические занятия

4

 

2

Практическое занятие № 8. Построение шифраторов и дешифраторов. Практическое занятие № 9. Построение комбинационных устройств на базе интегральных схем.

 

Самостоятельная работа

6

 

 

2, 3

Типовые комбинационные устройства. Составить сравнительную характеристику микросхем, ответить на вопросы.

Выполнение заданий к практическому занятию.

 Подготовка к лабораторной работе, оформление отчета по выполненной работе.

 

Тема 2.3 Устройства памяти

 

Содержание учебного материала

4

2

 

Виды и характеристики запоминающих устройств. Иерархический принцип построения запоминающих устройств.

Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ): назначение, принцип построения, структурная схема ОЗУ и принцип работы. Условное графическое обозначение, назначение входов.

Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ): назначение, виды, принципы занесения информации в ПЗУ. Условное графическое обозначение, назначение входов.

Внешние запоминающие устройства: назначение, виды, принципы занесения информации.

 

Лабораторные работы

4

3

Лабораторная работа № 7.Исследование ОЗУ.

 

Практические занятия

1

 

3

Практическое занятие № 10. Контрольная работа № 2.

 

Самостоятельная работа

4

 

 

2, 3

Устройства памяти. Ответить на вопросы, подготовить сообщение.

Запоминающие устройства. Составить таблицу классификации.

Подготовка к лабораторной работе, оформление отчета по выполненной работе.

 

Раздел 3 Микропроцессоры

 

30

 

Тема 3.1  Основы микропроцессорных систем

Содержание учебного материала

3

 

 

 

2

Микропроцессоры: назначение и область применения, поколения, характеристики. Структурная схема и принцип работы микропроцессора.

Арифметико-логическое устройство (АЛУ): назначение, классификация, структурная схема и принцип работы.

Устройство управления: назначение, функции, структурная схема и принцип работы.

Способы управления технологическим процессом: назначение, виды, принцип управления, достоинства и недостатки

Команда: форматы, классификация, функциональное назначение, система команд. Примеры однобайтовых и много байтовых команд. Способы адресации

 

Лабораторные работы

9

 

 

2

Лабораторная работа № 8. Исследование АЛУ.

Лабораторная работа № 9. Исследование принципов построения памяти ЦВМ.

Лабораторная работа № 10. Исследование принципов функционирования простейших  ЦВМ.

 

Практические занятия

4

 

2, 3

Практическое занятие № 11. Изучение конструкции и принципа действия учебного микропроцессорного комплекса.

 

Самостоятельная работа

8

 

 

 

2, 3

Основы микропроцессорных систем. Ответить на вопросы

Аппаратное и программное обеспечение. Составить схемы взаимодействия.

Выполнение заданий к практическому занятию.

Подготовка к лабораторной работе, оформление отчета по выполненной работе.

 

Тема 3.2 Организация интерфейсов в вычислительной технике

Содержание учебного материала

3

 

 

2

Назначение и характеристики интерфейса

Параллельный интерфейс: структурная схема, принцип передачи информации, достоинства и недостатки

Последовательный интерфейс: виды, структурная схема, принцип передачи информации, достоинства и недостатки

Современные интерфейсы: виды, принцип передачи информации, достоинства

 

Самостоятельная работа

4

 

 

2, 3

Организация интерфейсов в ВТ. Ответить на вопросы

Подготовить реферат по заданной теме.

 

Всего

120

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12


3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Вычислительная техника».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочных мест по количеству обучающихся;

- стулья;

- доска классная;

- стеллаж для моделей и макетов;

- шкаф для моделей и макетов;

- рабочее место преподавателя.

 

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиа проектор;

- экран проекционный (или интерактивная доска).

 

 

Учебные наглядные пособия:

- комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине:

-типовые узлы и устройства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.       Бройдо В.Л., Ильина О.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации.- Спб.:Питер, 2017

2.       Бройдо В.Л., Ильина О.П. Архитектура ЭВМ и систем. - Спб. Питер, 2016

3.       Гордеев А.А. Операционные системы. - Спб.Питер, 2016

4.       Ив Мержи Теория и практика применения цифровых логических микросхем. - М.: НТ-Пресс, 2017

5.       Келим Ю.М. Вычислительная техника. - М.: Академия, 2017

6.       Кузин А.В., Жаворонков М.А. Микропроцессорная техника. - М.: Академия, 2017

7.       Подгорнова О.В. Математические и логические основы электронно-вычислительной техники. -  М.: Академия, 2010

 

 

Дополнительные источники:

 

1.    www.intuit.ru – Интернет-университет информационных технологий

2.    Васильев А.А. и др. Информационные системы.- Спб.Питер, 2010

3.    Горнец Н.Н., Рощин А.Г., Соломенцев В.В. Организация ЭВМ и систем. М.: Академия, 2010

4.    Дьяконов В.П. Simulink 4. Специализированный справочник. - Спб.Питер, 2002

5.    Карлащук В.И. Электронная лаборатория на IBM PC. - М.: Солон-пресс, 2006

6.     Крупский В.Н., Плиско В.Е. Теория алгоритмов.- М.:Академия, 2009

7.     Лапчик М.П., Рагулина М.И., Хеннер Е. К. Элементы численных методов.- М:Академия, 2007

8.     Мезенцев К.Н. Автоматизированные информационные системы. - М.: Академия, 2010

9.     Олифер В.Г., Олифер Н.А. Основы компьютерных сетей. - Спб. Питер, 2009

10. Родичев Ю.А. Информационная безопасность: нормативно-правовые аспекты. - Спб.Питер, 2009

11. Хартов В.Я. Микропроцессорные системы.- М.:Академия, 2010

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

 

Результаты

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

Уметь:

- использовать типовые средства вычислительной техники и программного обеспечения.

 

Оценка выполнения лабораторных работ,

самостоятельной работы,

контрольных работ, тестирование

 

 

 

Знать:

- виды информации и способы ее представления в электронно-вычислительной машине.

 

 

 

Устный опрос,

оценка выполнения лабораторных работ,

самостоятельной работы,

контрольных работ, тестирование

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Планирование учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения

п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Активные и интерактивные формы и методы обучения

Формируемые универсальные учебные действия

1.      

Основные сведения об электронно-вычислительной технике

1

Интерактивная лекция.

 

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные

2.      

Виды информации и способы представления ее в ЭВМ

1

Работа в малых группах, метод «Мозгового штурма».

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные

3.      

Математические основы работы ЭВМ

1

Тренинг, мини-лекция.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

4.      

Последовательные цифровые устройства

2

Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов, творческое задание, работа в малых группах.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

5.      

Типовые комбинационные устройства

2

Проблемная лекция, творческое задание.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

6.      

Устройства памяти

 

Творческое задание, работа в малых группах, метод «Мозгового штурма», тренинг.

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные

7.      

Основы микропроцессорных систем

3

Творческое задание, работа в малых группах

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные

8.      

Организация интерфейсов в вычислительной технике

3

Интерактивная лекция, творческое задание, работа в малых группах, тренинг.

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные

 


Скачано с www.znanio.ru

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

РАССМОТРЕНО предметной (цикловой) комиссией

РАССМОТРЕНО предметной (цикловой) комиссией

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Вычислительная техника»

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Вычислительная техника»

Применение логических элементов в устройствах

Применение логических элементов в устройствах

Лабораторная работа № 2. Исследование триггеров

Лабораторная работа № 2. Исследование триггеров

Лабораторная работа № 2. Исследование триггеров

Лабораторная работа № 2. Исследование триггеров

Содержание учебного материала 3 2

Содержание учебного материала 3 2

Содержание учебного материала 3 2

Содержание учебного материала 3 2

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Информационное обеспечение обучения

Информационное обеспечение обучения

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Планирование учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения № п/п

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Планирование учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2020