Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Новокуйбышевский нефтехимический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина ОП.08 Вычислительная техника
Профиль профессионального образования Технический
Специальность СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Базовая подготовка
г.о. Новокуйбышевск, 2018
РАССМОТРЕНО предметной (цикловой) комиссией Протокол № _____ от «___» ___________ 201_ г. Председатель ПЦК _____________Тарасова О.П. |
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по НМР
______________Щелкова О.Д. |
Разработчик:
Комиссарова Н.П., преподаватель ГАПОУ СО «ННХТ»
должность полное название ОО
Внутренняя экспертиза:
__________________________________________________________
Фамилия И.О. должность
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. 2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. 3. условия реализации примерной программы учебной дисциплины |
13 |
4. 4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплиныПРИЛОЖЕНИЕ 1 |
15
16 |
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вычислительная техника
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (базовой подготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать типовые средства вычислительной техники и программного обеспечения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- виды информации и способы ее представления в электронно-вычислительной машине
Результатом освоения программы дисциплины Вычислительная техника является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ПК 4.1. Проводить анализ систем автоматического управления с учетом специфики технологических процессов.
ПК 4.2. Выбирать приборы и средства автоматизации с учетом специфики технологических процессов.
ПК 4.3. Составлять схемы специализированных узлов, блоков, устройств и систем автоматического управления.
ПК 4.4. Рассчитывать параметры типовых схем и устройств.
ПК 4.5. Оценивать и обеспечивать эргономические характеристики схем и систем автоматизации.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 40 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
80 |
в том числе: |
|
лабораторно-практические занятия |
48 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
40 |
в том числе: |
|
составление таблиц; ответы на вопросы; выполнение заданий; составление информационного блока; составление схем; составление сравнительных характеристик цифровых устройств; решение задач; подготовка сообщения; подготовка реферата; выполнение заданий к практической работе; подготовка к лабораторной работе и составление отчета.
|
2 4 8 2 3 5
2 2 2 6 8
|
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Вычислительная техника»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Математические и логические основы вычислительной техники. |
|
31 |
|
Тема 1.1 Основные сведения об электронно-вычислительной технике |
Содержание учебного материала |
2 |
1
|
Основные сведения об электронной вычислительной технике: классификация ЭВМ, характеристики, функциональное назначение. Персональные, специальные и управляющие ЭВМ. |
|
||
Самостоятельная работа |
1 |
2 |
|
История вычислительной техники. Составить таблицу. |
|
||
Тема 1.2 Виды информации и способы представления ее в ЭВМ |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Виды информации и способы представления ее в ЭВМ. Количественные характеристики информации. Форма сигналов, их параметры: низкий и высокий логические уровни, частота повторения, фронт, срез. |
|
||
Самостоятельная работа |
1 |
2 |
|
Виды информации и способы представления ее в ЭВМ. Ответить на вопросы. |
|
||
Тема 1.3 Математические основы работы ЭВМ |
Содержание учебного материала |
6 |
2
|
Системы счисления; взаимосвязь между системами счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую. Правила недесятичной арифметики. Способы представления чисел в разрядной сетке ЭВМ. Основной базис алгебры логики, законы алгебры логики. Нормальные и совершенные нормальные формы, минимизация логических функций. Основные логические операции. Таблицы истинности. Параметры и характеристики логических элементов различных технологий. Применение логических элементов в устройствах ЭВМ. |
|
||
Практические занятия |
9 |
2, 3 |
|
Практическое занятие № 1. Перевод чисел в различные системы счисления. Практическое занятие № 2. Арифметические действия над числами с фиксированной запятой. Практическое занятие № 3. Минимизация логических функций. Практическое занятие № 4. Синтез и анализ комбинационных схем. Практическое занятие № 5.Контрольная работа № 1. |
|
||
Лабораторные работы |
2 |
3 |
|
Лабораторная работа № 1.Исследование логических элементов. |
|
||
Самостоятельная работа |
8 |
|
|
Математические основы работы ЭВМ. Выполнить задание. Логические элементы в устройствах ВТ. Составить информационный блок. Выполнение заданий к практическому занятию. Подготовка к лабораторной работе, оформление отчета по выполненной работе. |
|
||
Раздел 2 Типовые узлы и устройства вычислительной техники |
|
59
|
|
Тема 2.1 Последовательные цифровые устройства |
Содержание учебного материала |
6 |
2
|
Триггеры (RS, D, JK, T- типов): принцип работы, функциональная схема, временная диаграмма, параметры, примеры использования, микро схемное исполнение. Регистры (параллельные, последовательные, реверсивные): определение, функциональная схема, временная диаграмма работы регистра, примеры использования, микро схемное исполнение, сравнительные характеристики регистров разных серий микросхем. Счетчики (суммирующие, вычитающие и реверсивные): принципы построения и работа счетчиков, счетчики с произвольным коэффициентом пересчета. |
|
||
Лабораторные работы |
6 |
3 |
|
Лабораторная работа № 2. Исследование триггеров. Лабораторная работа № 3. Исследование регистров. Лабораторная работа № 4. Исследование счетчиков. |
|
||
Практические занятия |
4 |
3 |
|
Практическое занятие № 6. Построение временных диаграмм. Практическое занятие № 7.Построение счетчиков на базе интегральных схем. |
|
||
Самостоятельная работа |
8 |
2, 3 |
|
Последовательные цифровые устройства. Составить информационные блок, составить сравнительную характеристику микросхем, ответить на вопросы. Принцип работы и примеры использования триггеров. Подготовить сообщение. Принцип работы и примеры использования регистров. Подготовить сообщение. Выполнение заданий к практическому занятию. Подготовка к лабораторной работе, оформление отчета по выполненной работе. |
|
||
Тема 2.2 Типовые комбинационные устройства |
Содержание учебного материала |
6 |
2
|
Шифраторы и дешифраторы: назначение, таблица состояний, функциональная схема, примеры использования. Сравнительные характеристики микросхем, приведенных в справочнике. Мультиплексоры и демультиплексоры: назначение, таблица состояний, функциональная схема, принцип работы, примеры использования. Сравнительные характеристики микросхем, приведенных в справочнике. Сумматоры и полусумматоры: назначение, таблица состояний, функциональная схема, примеры использования. Сравнительные характеристики микросхем сумматоров, приведенных в справочнике. |
|
||
Лабораторные работы |
4 |
3 |
|
Лабораторная работа № 5. Исследование сумматора. Лабораторная работа № 6.Исследование мультиплексора. |
|
||
Практические занятия |
4 |
2 |
|
Практическое занятие № 8. Построение шифраторов и дешифраторов. Практическое занятие № 9. Построение комбинационных устройств на базе интегральных схем. |
|
||
Самостоятельная работа |
6 |
2, 3 |
|
Типовые комбинационные устройства. Составить сравнительную характеристику микросхем, ответить на вопросы. Выполнение заданий к практическому занятию. Подготовка к лабораторной работе, оформление отчета по выполненной работе. |
|
||
Тема 2.3 Устройства памяти
|
Содержание учебного материала |
4 |
2
|
Виды и характеристики запоминающих устройств. Иерархический принцип построения запоминающих устройств. Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ): назначение, принцип построения, структурная схема ОЗУ и принцип работы. Условное графическое обозначение, назначение входов. Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ): назначение, виды, принципы занесения информации в ПЗУ. Условное графическое обозначение, назначение входов. Внешние запоминающие устройства: назначение, виды, принципы занесения информации. |
|
||
Лабораторные работы |
4 |
3 |
|
Лабораторная работа № 7.Исследование ОЗУ. |
|
||
Практические занятия |
1 |
3 |
|
Практическое занятие № 10. Контрольная работа № 2. |
|
||
Самостоятельная работа |
4 |
2, 3 |
|
Устройства памяти. Ответить на вопросы, подготовить сообщение. Запоминающие устройства. Составить таблицу классификации. Подготовка к лабораторной работе, оформление отчета по выполненной работе. |
|
||
Раздел 3 Микропроцессоры |
|
30 |
|
Тема 3.1 Основы микропроцессорных систем |
Содержание учебного материала |
3 |
2 |
Микропроцессоры: назначение и область применения, поколения, характеристики. Структурная схема и принцип работы микропроцессора. Арифметико-логическое устройство (АЛУ): назначение, классификация, структурная схема и принцип работы. Устройство управления: назначение, функции, структурная схема и принцип работы. Способы управления технологическим процессом: назначение, виды, принцип управления, достоинства и недостатки Команда: форматы, классификация, функциональное назначение, система команд. Примеры однобайтовых и много байтовых команд. Способы адресации |
|
||
Лабораторные работы |
9 |
2 |
|
Лабораторная работа № 8. Исследование АЛУ. Лабораторная работа № 9. Исследование принципов построения памяти ЦВМ. Лабораторная работа № 10. Исследование принципов функционирования простейших ЦВМ. |
|
||
Практические занятия |
4 |
2, 3 |
|
Практическое занятие № 11. Изучение конструкции и принципа действия учебного микропроцессорного комплекса. |
|
||
Самостоятельная работа |
8 |
2, 3 |
|
Основы микропроцессорных систем. Ответить на вопросы Аппаратное и программное обеспечение. Составить схемы взаимодействия. Выполнение заданий к практическому занятию. Подготовка к лабораторной работе, оформление отчета по выполненной работе. |
|
||
Тема 3.2 Организация интерфейсов в вычислительной технике |
Содержание учебного материала |
3 |
2 |
Назначение и характеристики интерфейса Параллельный интерфейс: структурная схема, принцип передачи информации, достоинства и недостатки Последовательный интерфейс: виды, структурная схема, принцип передачи информации, достоинства и недостатки Современные интерфейсы: виды, принцип передачи информации, достоинства |
|
||
Самостоятельная работа |
4 |
2, 3 |
|
Организация интерфейсов в ВТ. Ответить на вопросы Подготовить реферат по заданной теме. |
|
||
Всего |
120 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
12
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Вычислительная техника».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест по количеству обучающихся;
- стулья;
- доска классная;
- стеллаж для моделей и макетов;
- шкаф для моделей и макетов;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиа проектор;
- экран проекционный (или интерактивная доска).
Учебные наглядные пособия:
- комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине:
-типовые узлы и устройства
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Бройдо В.Л., Ильина О.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации.- Спб.:Питер, 2017 |
2. Бройдо В.Л., Ильина О.П. Архитектура ЭВМ и систем. - Спб. Питер, 2016 3. Гордеев А.А. Операционные системы. - Спб.Питер, 2016 4. Ив Мержи Теория и практика применения цифровых логических микросхем. - М.: НТ-Пресс, 2017 5. Келим Ю.М. Вычислительная техника. - М.: Академия, 2017 6. Кузин А.В., Жаворонков М.А. Микропроцессорная техника. - М.: Академия, 2017 7. Подгорнова О.В. Математические и логические основы электронно-вычислительной техники. - М.: Академия, 2010
|
Дополнительные источники:
1. www.intuit.ru – Интернет-университет информационных технологий |
2. Васильев А.А. и др. Информационные системы.- Спб.Питер, 2010 |
3. Горнец Н.Н., Рощин А.Г., Соломенцев В.В. Организация ЭВМ и систем. М.: Академия, 2010 4. Дьяконов В.П. Simulink 4. Специализированный справочник. - Спб.Питер, 2002 5. Карлащук В.И. Электронная лаборатория на IBM PC. - М.: Солон-пресс, 2006 6. Крупский В.Н., Плиско В.Е. Теория алгоритмов.- М.:Академия, 2009 |
7. Лапчик М.П., Рагулина М.И., Хеннер Е. К. Элементы численных методов.- М:Академия, 2007 |
8. Мезенцев К.Н. Автоматизированные информационные системы. - М.: Академия, 2010 9. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Основы компьютерных сетей. - Спб. Питер, 2009 10. Родичев Ю.А. Информационная безопасность: нормативно-правовые аспекты. - Спб.Питер, 2009 11. Хартов В.Я. Микропроцессорные системы.- М.:Академия, 2010 |
|
|
|
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля |
Уметь: - использовать типовые средства вычислительной техники и программного обеспечения.
|
Оценка выполнения лабораторных работ, самостоятельной работы, контрольных работ, тестирование
|
Знать: - виды информации и способы ее представления в электронно-вычислительной машине.
|
Устный опрос, оценка выполнения лабораторных работ, самостоятельной работы, контрольных работ, тестирование
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Планирование учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Кол-во часов |
Активные и интерактивные формы и методы обучения |
Формируемые универсальные учебные действия |
1. |
Основные сведения об электронно-вычислительной технике |
1 |
Интерактивная лекция.
|
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные |
2. |
Виды информации и способы представления ее в ЭВМ |
1 |
Работа в малых группах, метод «Мозгового штурма». |
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные |
3. |
Математические основы работы ЭВМ |
1 |
Тренинг, мини-лекция. |
Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
4. |
Последовательные цифровые устройства |
2 |
Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов, творческое задание, работа в малых группах. |
Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
5. |
Типовые комбинационные устройства |
2 |
Проблемная лекция, творческое задание. |
Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
6. |
Устройства памяти |
|
Творческое задание, работа в малых группах, метод «Мозгового штурма», тренинг. |
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные |
7. |
Основы микропроцессорных систем |
3 |
Творческое задание, работа в малых группах |
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные |
8. |
Организация интерфейсов в вычислительной технике |
3 |
Интерактивная лекция, творческое задание, работа в малых группах, тренинг. |
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.