государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Владимирской области
«Ковровский транспортный колледж»
СОГЛАСОВАНО
__________________________________ организация (предприятие)
_______________ _______________ Подпись Ф.И.О. ___________________________________ должность « » 2019 г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор М. А. Малышев
Приказ №_____________
« » 2019 г.
|
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 08. Экономика и право
для специальности 40.02.02 – Правоохранительная деятельность
Базовая подготовка
среднего профессионального образования
Ковров, 2019
Одобрена цикловой методической комиссией по подготовке специалистов дорожно-строительных машин
Протокол № от « »___________ 201 г.
|
Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.02 – Правоохранительная деятельность Заместитель директора по научно-методической работе Мошталёва М.В. |
Председатель: Хаустова Е.А. Заместитель директора по учебной работе :
Маркина Ю. А.
Составители: Лаврентьева Н.В., преподаватель экономических дисциплин высшей категории
Рецензенты: Мошталёва М.В. , заместитель директора по научно-методической работе
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по дисциплине «Экономика и право »
Дисциплина «Экономика и право» относится к общепрофессиональному циклу в структуре основной профессиональной образовательной программы специальности 40.02.02 – «Правоохранительная деятельность».
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 40.02.02 – «Правоохранительная деятельность».
Программа предусматривает изучение экономической и правовой государственных систем, основных вопросов экономики и налогообложения, нормативных документов, регулирующих финансовые и кредитные отношения, законов рынка, функции денег, факторов регулирования производственной деятельности на транспорте. Изучаемый учебный материал дисциплины имеет практическую направленность, которая позволяет эффективно применять полученные знания при обеспечении соблюдения норм законодательства на транспорте субъектами права.
В рабочей программе учтены тенденции развития экономической и правовой государственных систем, изменение норм законодательства и права с учётом внешнего и внутреннего политического и экономического курсов Правительства РФ.
Разделы программы содержат темы, рекомендованные для самостоятельного изучения, способствующие повышению уровня профессиональной подготовки выпускников.
Для приобретения практических навыков, необходимых для изучение экономической и правовой государственных систем программой предусмотрено проведение практических занятий.
Рабочая программа дисциплины «Экономика и право» разработана технически грамотно и может быть рекомендована к реализации в средних профессиональных учебных заведениях по специальности 40.02.02 – «Правоохранительная деятельность».
Рецензент:
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по дисциплине «Экономика и право»
Рабочая программа дисциплины «ОУД 08. Экономика и право»
разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом СПО для специальности 40.02.02 – Правоохранительная деятельность.
Рабочая программа дисциплины «ОУД 08. Экономика и право» имеет все необходимые разделы и составлена в соответствии с «Методическими рекомендациями по составлению рабочих программ учебных дисциплин» ГБПОУ ВО «КТК».
На титульном листе рабочей программы указаны наименование образовательного учреждения, наименование учебной дисциплины, принадлежность рабочей программы дисциплины специальности среднего профессионального образования, уровень подготовки и год разработки. Оборотная сторона титульного листа содержит сведения о составителе рабочей программы и рецензентах, здесь указан № протокола заседания ЦМК, на котором была рассмотрена и одобрена данная рабочая программа.
Раздел «Паспорт рабочей программы» включает в себя информацию об области применения рабочей программы дисциплины. Цели и задачи курса - требования к результатам освоения дисциплины, сформулированы в умениях и знаниях, определенных ФГОС СПО по специальности 40.02.02 – Правоохранительная деятельность .
В данном разделе имеется информация о рекомендуемом количестве часов на освоение программы дисциплины «Экономика и право»: максимальная учебная нагрузка обучающегося 78 часов, в том числе обязательной аудиторной нагрузки - 52 часа, самостоятельной работы обучающихся – 26 часов.
В разделе «Структура и содержание учебной дисциплины» имеются сведения об объеме учебной дисциплины и видах учебной работы, формах организации учебного процесса по дисциплине, формах организации самостоятельной работы. Рабочей программой предусмотрено выполнение обучающимися практических занятий в объёме 10 часов. В качестве самостоятельной работы обучающимся предлагаются следующие виды заданий: работа с учебником и конспектами лекций, построение сравнительной таблицы особенностей экономических моделей, составление конспектов статьи № 8 Конституции РФ и закона РФ «О банках и банковской деятельности в РФ», заполнение классификационной таблицы методов финансово-правового регулирования, составление классификационной таблицы методов финансового контроля, оформление отчётов о выполнение практических заданий. Также в данном разделе имеется информация о форме итоговой аттестации обучающихся. В соответствии с рабочим учебным планом специальности формой итоговой аттестации обучающихся является дифференцированный зачёт.
В тематическом плане и содержании учебной дисциплины «Экономика и право» раскрывается последовательность изучения разделов, тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам (темам). Здесь отражено количество аудиторных часов по разделам (темам), часы, отводимые на практические занятия, на самостоятельную работу обучающихся. В содержании рабочей программы учебной дисциплины «Экономика и право» представлены разделы, темы, дидактические единицы. По каждой теме описано содержание материала в дидактических единицах, в тексте использованы только понятия и термины, относящиеся к конкретной области наук. Дидактические единицы по темам направлены на приобретение обучающимися умений, знаний, определенных ФГОС СПО по специальности 40.02.02 – Правоохранительная деятельность по дисциплине «Экономика и право». В структуре рабочей программы прослеживается логическая последовательность в изучении дисциплины «Экономика и право». Напротив дидактических единиц темы проставлен уровень освоения. Рабочей программой предусмотрено освоение большинства дидактических единиц тем на репродуктивном (2) и продуктивном (3) уровнях.
Раздел «Условия реализации учебной дисциплины» содержит требования к минимальному материально-техническому обеспечению, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Список основных источников составлен с учетом требований к обеспеченности учебной литературой учебных заведений СПО, способствует практической реализации целей и задач дисциплины. Дополнительные источники предназначены для расширения, углубления базовых знаний обучающихся по дисциплине «Экономика и право».
В разделе «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины» формы и методы контроля и оценки результатов обучения указаны по каждому пункту требований к результатам освоения дисциплины, сформулированных в умениях и знаниях, определенных ФГОС СПО по специальности 40.02.02 – Правоохранительная деятельность Перечень форм контроля и оценки конкретизирован с учетом специфики обучения по рабочей программе дисциплины «Экономика и право».
Программа может быть рекомендована к использованию в других учреждениях среднего профессионального образования, реализующих обучение по специальности 40.02.02 – Правоохранительная деятельность .
Рецензент
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика и право» предназначена для изучения экономики и права в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО)на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экономика и право», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Экономика и право» направлено на достижение следующих целей:
• освоение основных знаний об экономической и правовой жизни общества, в котором осуществляется экономическая и правовая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
• развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения
при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия
для себя, окружения и общества в целом;
• воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и
предпринимательской деятельности;
• овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе в семье;
• овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и правовой
междисциплинарной направленности на основе базовых экономических и правовых знаний;
• формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой
деятельности, для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;
• понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России,
умение ориентироваться в текущих экономических событиях;
• формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, осознании себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства,
дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-
правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов;
ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности;
• овладение умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний
для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения
обучения в системе профессионального образования;
• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию
в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений,
правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего
звена ( ППССЗ).
Рабочая программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППССЗ).
1. Общая характеристика учебной дисциплины:
В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения,
интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение экономических и правовых знаний для каждого человека. Возникает необходимость формирования представлений об экономической и правовой науках, как системе теоретических и прикладных наук, владения базовыми экономическими и правовыми знаниями, опыта исследовательской деятельности.
Экономика изучает жизнь общества и государства с позиции экономической теории, выделяет различные уровни экономики, которые характеризуют деятельность
индивидов, семей, предприятий в области микроэкономики, макроэкономические процессы на государственном и международном уровне. Право изучает законодательную базу, регулирующую жизнь общества, государства, отдельных индивидов, их семей, а также предприятий. Содержание учебной дисциплины «Экономика и право» является начальной ступенью в освоении норм и правил деятельности экономических и юридических институтов: муниципальных округов, субъектов Федерации, в целом
Российской Федерации и отношений международного уровня.
Учебная дисциплина «Экономика и право» включает следующие разделы:
«Вопросы теории экономики и права»;
«Экономика и финансовое право»;
«Экономика и налоговое право»;
«Экономика и трудовое право».
Особое внимание при изучении учебной дисциплины уделяется:
• формированию у обучающихся современного мышления, требующего экономических и правовых знаний;
• овладению умением подходить к событиям общественной и политической жизни
с экономической и правовой точки зрения, используя различные источники информации;
• воспитанию уважения к труду, закону и предпринимательской деятельности;
• формированию готовности использовать приобретенные знания в последующей
трудовой деятельности.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика и право» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета.
2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
2.1.принадлежность к предметной области ФГОС СОО: дисциплина «Экономика и право» относится к предметной области: общественные науки;
2.2.место учебной дисциплины в учебном плане ОПОП СПО: дисциплина относится к циклу общеобразовательных дисциплин среднего образования.
3.Результаты освоения программы учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика и право» обеспечивает достижение следующих результатов:
• личностных:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, нестабильности международной обстановки;
- формирование системы знаний об экономической и правовой жизни общества, определение своих места и роли в экономическом и правовом пространстве;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной
среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
• метапредметных:
- овладение умениями формулировать представления об экономической и правовой науках как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа , понимание сущности основных правовых направлений развития современного общества;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
- генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам экономического развития Российской Федерации, мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;
• предметных:
- формирование системы знаний об экономической и правовой сферах жизни общества;
- понимание сущности экономических и правовых институтов, их роли в социально-
экономическом развитии общества;
- понимание значения этических и правовых норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества в целом;
- формирование уважительного отношения к чужой собственности;
- формирование экономического мышления: умения принимать рациональные решения, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для
себя, своего окружения и общества в целом;
- владение навыками поиска актуальной информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую и правовую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
- формирование навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической, правовой и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических и правовых знаний и ценностных ориентиров;
- развить способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической и правовой деятельности, в том числе в области предпринимательства; ----- знание особенностей современного рынка труда, владение правовой базой трудовых отношений;
- понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических и политических событиях, происходящих в России и мире.
Общенаучные компетенции |
Метапредметные результаты |
Блок самоорганизации ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
|
Регулятивные ü Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. ü Умения самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей. ü Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения |
Блок коммуникативный (ОК.6, ОК.7) ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами; ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания.
|
Коммуникативные ü Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. ü Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства |
Блок самообучения (ОК 8) ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
|
ü Владение навыками познавательной учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания |
4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
78 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
52 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
0 |
практические занятия |
10 |
контрольные работы |
0 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
26 |
в том числе: |
|
Работа с учебником, конспектами лекций, построение сравнительной таблицы особенностей экономических моделей, составление конспектов статьи 8 Конституции РФ и закона РФ «О банках и банковской деятельности в РФ», заполнение классификационной таблицы методов финансово-правового регулирования, составление классификационной таблицы методов финансового контроля, оформление отчётов о выполнение практических заданий.. |
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта . |
5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел, тема |
Максимальная учебная нагрузка, ч. |
Аудиторные занятия, ч. |
Самостоя-тельная работа студента, ч. |
||
Всего |
Теоретические занятия |
Практичес-кие занятия, лабораторные работы |
|||
Введение |
2 |
2 |
2 |
|
|
Раздел 1. Вопросы теории экономики и права |
14 |
8 |
6 |
2 |
6 |
Тема 1.1. Понятия: экономика, государство, право |
|
2 |
2 |
|
|
Тема 1.2. Экономические модели государственного устройства |
|
2 |
2 |
|
|
Тема 1.3. Экономико-правовая деятельность субъектов РФ |
|
2 |
2 |
|
|
Практическое занятие №1. Причины и формы участия государства в регулировании экономики |
|
2 |
|
2 |
|
Раздел 2.Экономика и финансовое право |
21 |
12 |
10 |
2 |
9 |
Тема 2.1. Понятие и роль финансов
|
|
2 |
2 |
|
|
Тема 2.2. Финансовая система
|
|
2 |
2 |
|
|
Тема 2.3. Нормативные и законодательные основы финансовой деятельности субъектов РФ |
|
2 |
2 |
|
|
Тема 2.4. Финансовые и кредитные органы |
|
2 |
2 |
|
|
Тема 2.5. Финансовое право и финансовые правоотношения. |
|
2 |
2 |
|
|
Практическое занятие №2. Виды и методы финансового контроля. |
|
2 |
|
2 |
|
Раздел 3. Экономика и налоговое право |
20 |
14 |
10 |
4 |
6 |
Тема 3.1. Налоговый Кодекс как основа правового регулирования налогообложения в стране |
|
2 |
2 |
|
|
Тема 3.2. Виды и функции налогов |
|
2 |
2 |
|
|
Тема 3.3. Принципы налогообложения |
|
2 |
2 |
|
|
Тема 3.4. Налоговая система РФ |
|
2 |
2 |
|
|
Тема 3.5. Налоговые органы и налоговый контроль |
|
2 |
2 |
|
|
Практическое занятие №3. Определение налоговой базы по различным видам налогов |
|
2 |
|
2 |
|
Практическое занятие №4. Расчёт суммы налога с учётом налоговых льгот |
|
2 |
|
2 |
|
Раздел 4. Экономика и трудовое право |
19 |
14 |
12 |
2 |
5 |
Тема 4.1. Трудовой Кодекс как основа правового регулирования трудовых правоотношений |
|
2 |
2 |
|
|
Тема 4.2. Трудовое право и трудовые правоотношения. |
|
2 |
2 |
|
|
Тема 4.3. Трудовой договор |
|
2 |
2 |
|
|
Тема 4.4. Рабочее время и время отдыха |
|
2 |
2 |
|
|
Тема 4.5. Оплата труда |
|
2 |
2 |
|
|
Тема 4.6. Нормирование труда
|
|
2 |
2 |
|
|
Практическое занятие №5. Расчёт размера оплаты труда для различных категорий работников |
|
2 |
|
2 |
|
Дифференцированный зачёт |
2 |
2 |
2 |
|
|
Итого: |
78 |
52 |
42 |
10 |
26 |
6. Характеристика основных видов деятельности учащихся на уровне учебных действий (по разделам содержания).
РАЗДЕЛЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ |
ХАРАКТЕРИТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Раздел 1. Вопросы теории экономики и права |
Изучение этапов становления рыночной экономики. Изучение вопроса о развитии предпринимательства в условиях рыночной экономики. Изучение роли государства, в том числе в обеспечении равновесия в обществе Умение давать определение системе права и понимать взаимосвязь его структурных компонентов. Умение анализировать правовые нормы с позиции их классификации, различать институты права, отрасли права. Умение определять методы правового регулирования конкретных отношений. Владение знаниями особенностей законодательного процесса в России. Умение прочитать нормативный правовой акт с опорой на правовые знания. Понимание сущности действия норм права во времени, пространстве и по кругу лиц. Владение информацией о систематизации нормативных правовых актов Умение давать определение системе права и понимать взаимосвязь его структурных компонентов. Умение анализировать правовые нормы с позиции их классификации, различать институты права, отрасли права. |
Раздел 2.Экономика и финансовое право |
Изучение определения денег: как ценности; эталона об- мена; натуральных и символических; мер стоимости. Характеристика роли денег, связи денег и масштаба цен, мировых денег. Изучение видов денег Характеристика структуры банковской системы РФ, деятельности банков и их роли в экономике страны. Изучение поддержки стабильности и динамичности банков. Изучение основных банковских операций и сделок, исключительной роли Центрального банка РФ, его задач Умение разбираться в сущности нормативных актов и норм, регулирующих взаимоотношения потребителей и продавцов, заёмщиков и кредиторов, а также лиц, оказывающих те или иные финансово-денежные услуги. Умение формулировать права и обязанности потребителей, защищать права потребителей |
Раздел 3. Экономика и налоговое право |
Изучение основных этапов возникновения налоговой системы в мире. Раскрытие становления налоговой системы в России. Характеристика реформ налоговых систем в различных странах, общих принципов налогообложения. Изучение налогового законодательства, твердых, пропорциональных, прогрессивных и регрессивных ставок, способов взимания налогов. Изучение функций и видов налогов Умение выстраивать грамотные взаимоотношения с представителями правоохранительных органов страны, уважение и поддержка правопорядка, соблюдение законов, нетерпимость к нарушающим законность и незыблемые основы конституционного строя государства; уважение прав и законных интересов всех лиц, участвующих в процессе налогообложения |
Раздел 4. Экономика и трудовое право |
Изучение понятия рынка труда. Отличие двух основных способов купли-продажи рабочей силы: индивидуального трудового контракта и коллективных соглашений. Изучение факторов формирования рынка труда: заработной платы, престижа профессии и удовлетворения, тяжести и сложности труда, потребности в свободном времени. Изучение понятий: «цена рабочей силы», «заработная плата», «основные формы оплаты труда» Умение излагать актуальные проблемы занятости и безработицы в стране. Умение излагать актуальные проблемы правового регулирования своей будущей профессиональной деятельности, обладание компетентностью при поиске работы, трудоустройстве. Умение соблюдать порядок взаимоотношений работников и работодателей. Умение защищать свои трудовые права, знание порядка и условий расторжения трудового договора. Умение использовать льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для молодежи |
7. Содержание учебной дисциплины
Введение 2 ч.
В результате изучения темы студенты должны:
- усвоить понятия «экономика», «право», «экономические законы», «нормы права»;
- иметь представление о (об): роли дисциплины «Экономика и право» для будущего специалиста; знаниях и умениях, которыми должен овладеть студент при изучении дисциплины; этапах выхода из экономического кризиса.
Содержание дисциплины. Взаимосвязь дисциплины с другими изучаемыми дисциплинами специальности
Раздел 1. Вопросы теории экономики и права
Тема 1.1. Понятия: экономика, государство, право 2 ч.
В результате изучения темы студенты должны:
- закрепить понятия «экономика», «право»;
- усвоить понятия «правовая деятельность», «государство», «институт права»
- иметь представление об: отличительных чертах экономики как науки и экономики как форма развития хозяйственной деятельности общества.
Понятия: экономика как науки и экономика как форма развития хозяйственной деятельности общества. Понятия: право, правовая деятельность. Государство как институт права.
Тема 1.2. Экономические модели государственного устройства 2 ч.
В результате изучения темы студенты должны:
- усвоить понятие «экономическая модель»
- иметь представление об: отличительных чертах и особенностях традиционной, плановой и рыночной моделях экономики.
Традиционная (патриархальная) модель. Плановая (командная) модель. Рыночная модель экономики. Их отличительные особенности и характерные черты.
Тема 1.3. Экономико-правовая деятельность субъектов РФ 2 ч.
В результате изучения темы студенты должны:
- усвоить понятия «экономический субъект», «законодательный акт», «экономическая норма»
- иметь представление о видах: экономических субъектов РФ, законодательных актов, регулирующих их деятельность.
Виды субъектов РФ. Законодательные акты, регулирующие деятельность субъектов РФ. Экономические нормы и правила, регулирующие деятельность субъектов РФ.
Практическое занятие №1. Причины и формы участия государства в регулировании экономики 2 ч.
В результате выполнения практической работы обучающиеся должны:
уметь: устанавливать причины, обосновывающие государственное вмешательство в экономические процессы; классифицировать формы государственного контроля и регулирования экономики.
Построение и заполнение сравнительно-аналитической таблицы о причинах и формах участия государства в регулировании экономики.
Раздел 2.Экономика и финансовое право
Тема 2.1. Понятие и роль финансов 2 ч.
В результате изучения темы студенты должны:
- усвоить понятия «финансы», «целевые фонды»
- иметь представление о: видах финансовых фондов, порядке их формирования, их роли в хозяйственной деятельности субъектов.
Финансы: понятие, виды. Централизованные и децентрализованные финансы. Порядок формирования целевых денежных фондов. Роль финансов в хозяйственной деятельности субъектов.
Тема 2.2. . Финансовая система 2 ч.
В результате изучения темы студенты должны:
- усвоить понятия «финансовая система», «элемент финансовой системы»
- иметь представление о порядке функционирования финансовой системы
Понятие финансовой системы. Составляющие элементы финансовой системы. Порядок функционирования финансовой системы
Тема 2.3. Нормативные и законодательные основы финансовой деятельности субъектов РФ 2 ч.
В результате изучения темы студенты должны:
- усвоить понятия «Конституция», «закон», «указ»
- иметь представление об основных положениях законодательных актов регулирующих деятельность финансовой системы.
Конституционные основы финансовой деятельности. Закон РФ «О Центральном банке РФ». Закон РФ «О банках и банковской деятельности в РФ». Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ».
Тема 2.4. Финансовые и кредитные органы 2 ч.
В результате изучения темы студенты должны:
- усвоить понятия «финансовые органы», «банковская система», «Центральный Банк»
- иметь представление о: системе органов государственного управления финансами, их функциях, функциях Центрального банка.
Система органов государственного управления финансами: Министерство финансов РФ, финансовые управления субъектов РФ и органы федерального казначейства, их функции и полномочия. Банковская система, её элементы. Функции Центрального банка
Тема 2.5. Финансовое право и финансовые правоотношения. 2 ч.
В результате изучения темы студенты должны:
- усвоить понятия «финансовое право», «финансовые правоотношения», «финансово-правовые нормы»
- иметь представление о методах финансово-правового регулирования.
Предмет финансового права. Финансово-правовые нормы. Методы финансово-правового регулирования.
Практическое занятие №2. Виды и методы финансового контроля 2 ч.
В результате выполнения практической работы обучающиеся должны:
уметь подбирать необходимые методы финансового контроля для решения возникающих финансово-правовых проблем.
Решение ситуационных задач по подбору необходимых методов финансового контроля
Раздел 3. Экономика и налоговое право
Теме 3.1. Налоговый Кодекс как основа правового регулирования налогообложения в стране 2 ч.
В результате изучения темы студенты должны:
- усвоить понятия «Налоговый Кодекс», «участники налогового процесса»
- иметь представление об основных положениях Налогового Кодекса.
Содержание части I и части II Налогового Кодекса. Основные положения документа. Права и обязанности участников налогового процесса.
Тема 3.2. Виды и функции налогов 2 ч.
В результате изучения темы студенты должны:
- усвоить понятия «налог», «функция налога»
- иметь представление о: видах налогов, выполняемых налогами функциях
Понятие налога. Классификация налогов. Фискальная и экономическая функция налогов.
Тема 3.4. Налоговая система РФ 2 ч.
В результате изучения темы студенты должны:
- усвоить понятия «налоговая система», «уровни налоговой системы»
- иметь представление о механизме функционирования налоговой системы
Понятие налоговой системы. Элементы, составляющие налоговую систему. Уровни налоговой системы. Механизм функционирования налоговой системы
Тема 3.5. Налоговые органы и налоговый контроль 2 ч.
В результате изучения темы студенты должны:
- усвоить понятия «налоговые органы», «налоговый контроль»
- иметь представление о: правилах проведения налоговых проверок, полномочиях лиц осуществляющих налоговый контроль
Налоговые органы: их виды и функции. Права и полномочия лиц осуществляющих налоговый контроль. Правила проведения налоговых проверок.
Практическое занятие №3. Определение налоговой базы по различным видам налогов 2 ч.
В результате выполнения практической работы обучающиеся должны:
уметь определять налоговую базу для расчёта сумм различных видов налогов.
Решение задач по расчёту налоговой базы для налога на прибыль, налога на имущество, налога на доходы физических лиц.
Практическое занятие №4. Расчёт суммы налога с учётом налоговых льгот 2 ч.
В результате выполнения практической работы обучающиеся должны:
уметь определять вычислять сумму налога с учётом налоговых льгот
Решение задач по расчёту налога на доходы физических лиц с учётом семейного положения налогоплательщиков и прочих обстоятельств, предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты налогов.
Раздел 4. Экономика и трудовое право
Тема 4.1. Трудовой Кодекс как основа правового регулирования трудовых правоотношений 2 ч.
В результате изучения темы студенты должны:
- усвоить понятия «Трудовой Кодекс», «трудовые правоотношения»
- иметь представление о правах и обязанностях участников трудового процесса
Содержание Трудового Кодекса. Основные положения документа. Права и обязанности участников трудового процесса
Тема 4.2. Трудовое право и трудовые правоотношения. 2 ч.
В результате изучения темы студенты должны:
- усвоить понятия « работодатель», «работник», «трудовой договор», «контракт»
- иметь представление о правах и обязанностях сторон трудового договора.
Понятия: работодатель, работник, трудовой договор, контракт. Права и обязанности сторон в процессе труда
Тема 4.3. Трудовой договор 2 ч.
В результате изучения темы студенты должны:
- закрепить понятия «трудовой договор», «стороны трудового договора»
- иметь представление о порядке заключения трудового договора.
Стороны трудового договора. Порядок заключения трудового договора. Основные положения трудового договора.
Тема 4.4. Рабочее время и время отдыха 2 ч.
В результате изучения темы студенты должны:
- усвоить понятия «время работы», «время перерывов»
- иметь представление о правилах предоставления перерывов и выходных дней
Понятия: время работы, время перерывов. Составляющие элементы рабочего времени. Правила предоставления перерывов и выходных дней.
Тема 4.5. Оплата труда 2 ч.
В результате изучения темы студенты должны:
- усвоить понятия «оплата труда», «формы оплаты труда»
- иметь представление о составляющих элементах системы оплаты труда.
Система оплаты труда, её составляющие элементы. Сдельная и повременная формы оплаты труда.
Тема 4.6. Нормирование труда 2 ч.
В результате изучения темы студенты должны:
- усвоить понятия «нормирование», «нормы», «норматив»;
- иметь представление о различных видах норм
Понятия: нормирование, нормы, нормативы. Норма времени. Норма выработки. Норма численности
Практическое занятие №5. Расчёт размера оплаты труда для различных категорий работников 2 ч.
В результате выполнения практической работы обучающиеся должны:
уметь определять размер оплаты труда для различных категорий работников.
Решение задач по расчёту сдельного и повременного заработка
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет 2 ч.
Тематика учебных проектов, сообщений, рефератов
• Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли.
• Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на
современном этапе развития.
• Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования).
• Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.
• Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.
• Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.
• Экономические кризисы в истории России.
• Центральный банк РФ и его роль.
• Особенности миграционных процессов во второй половине ХХ века.
• Проблемы вступления России в ВТО.
• Россия на рынке технологий.
• Финансовый кризис 1998 года в России.
• Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.
• Электронные рынки как феномен мировой экономики.
• Оффшорный бизнес и его роль в экономике России.
• Внешний долг России и проблемы его урегулирования.
• Мировой опыт свободных экономических зон.
• Возникновение и эволюция денег на Руси.
• Международные валютно-финансовые организации.
• Теории глобализации (Т.Левитт, Дж.Стиглиц, Ж.П.Аллегре, П.Даниелс).
Роль правовой информации в познании права.
• Право и мораль: общее и особенное.
• Пределы действия законов.
• Правоспособность и дееспособность как юридические конструкции.
• Права молодежи в РФ и способы их защиты.
• Социально-экономические права граждан.
• Политические права граждан.
• Личные права граждан.
• Юридическая ответственность в экономической сфере.
• Уголовная ответственность как вид юридической ответственности.
• Гражданско-правовые правонарушения и их профилактика.
• Организованная преступность.
• Презумпция невиновности и юридическая практика.
• Правовые основы деятельности адвокатов.
• Правоохранительные органы РФ.
• Судебная система РФ.
• Организация деятельности мировых судей: вопросы теории и практики.
• Организация деятельности полиции в РФ.
• Основы конституционного строя в РФ.
• Избирательная система в РФ.
• Защита права собственности в РФ.
• Договор возмездного оказания услуг.
• Право на
образование в РФ.
8. Самостоятельная работа
Раздел, тема |
Виды самостоятельной работы |
Коли-чество часов |
Раздел 1.Вопросы теории экономики и права |
Проработка конспектов занятий, учебной литературы Построение сравнительной таблицы особенностей экономических моделей Составление конспекта статьи 8 Конституции РФ |
6 |
Раздел 2.Экономика и финансовое право |
Проработка конспектов занятий, учебной литературы Составление конспекта закона РФ «О банках и банковской деятельности в РФ» Заполнение классификационной таблицы методов финансово-правового регулирования Составление классификационной таблицы методов финансового контроля |
9 |
Раздел 3. Экономика и налоговое право |
Проработка конспектов занятий, учебной литературы Оформление отчётов по практическим работам, ответы на контрольные вопросы |
6 |
Раздел 4. Экономика и трудовое право |
Проработка конспектов занятий, учебной литературы Оформление отчёта по практической работе, ответы на контрольные вопросы |
5 |
ИТОГО |
|
26 |
9.Учебно-методические и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Информатика»
9.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики;
Оборудование учебного кабинета: плакаты по темам учебной программы
Технические средства обучения: персональный компьютер
9.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с поправками) // СЗ РФ. — 2018. — № 4. — Ст. 445.
2. Автономов В. С. Экономика. Базовый курс. 10—11 классы. — М., 2010.
Борисов Е. Ф. Основы экономики: учебник и практикум для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М., 2014.
3.Певцова Е. А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля:
учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
Дополнительные источники:
1.Никитин А.Ф. Основы государства и права: Учебник. М., Дрофа, 2003
2.Кожевников Н. Н. Основы экономики Учебник для средних специальных заведений - М.:ФОРУМ, 2010 г
Интернет-ресурсы
www. aup. ru (Административно-управленческий портал).
www. economicus. ru (Проект института «Экономическая школа»).
www. informika. ru (Государственное научное предприятие для продвижения новых инфор-
мационных технологий в сферах образования и науки России).
www. economictheory. narod. ru (Экономическая теория On-Line, книги, статьи).
www. ecsocman. edu. ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология,
менеджмент»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.