Формирование правовой грамотности в рамках внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста.

  • Документация
  • docx
  • 22.05.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа по формированию правовой грамотности в рамках внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста.
Иконка файла материала тезисы (1).docx

Тезисы к выпускной квалификационной работе

«Формирование правовой грамотности в рамках внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста»

Харитонова Анастасия Сергеевна

Группа: Ш-46         

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Руководитель: Кулагина Наталия Владимировна

Актуальность вопросов формирования правовой грамотности  обусловлена, прежде всего, необходимостью дальнейшего движения современной России к гражданскому обществу и правовому государству. Ведь дети - будущее нашей страны. Наличие правовых знаний и грамотности является одним из основных условий комфортного и безопасного существования человека в обществе. Важным моментом в психологическом развитии ребенка становится усвоение норм и правил поведения в обществе и понимания их ценности и необходимости.

Правовые знания у детей младшего школьного возраста помогают им соотносить поведение и поступки своих товарищей не только с общепринятыми моральными установками, но и с требованиями закона, а также, изменять и корректировать поведение в правильную сторону.

Основополагающие подходы к формированию правовых знаний, а также вопросы правового воспитания освещены в работах педагогов и ученых: В.Н. Баранова, Л.С. Выготский, Г.П. Давыдова, Б.М. Емельянова, С.А. Жинкина, А.В. Малько.

Но, несмотря на значимость этих исследований, не стоит исключать необходимости изучения новых способов процесса формирования правовой грамотности у младших школьников в условиях стремительно меняющегося общество и правовой базы в том числе. Формы и методы формирования правовой грамотности у детей младшего школьного возраста в системах общего и дополнительного образования обязаны соответствовать тем реалиям, а условиях, которых они формируются и применяются.

Исходя из вышесказанного, тема исследования «Формирование правовой грамотности в рамках внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста» актуальна, но недостаточно изучена.

Сказанное выше определило выбор темы данного дипломного исследования.

Объект исследования:  Правовая грамотность детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – Процесс формирования правовой грамотности у детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности.

Цель – теоретически обосновать и экспериментально показать результативность внеурочной деятельности для формирования правовой грамотности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие «правовая грамотность».

2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.

3. Описать педагогические методы и приемы формирования правой правовой грамотности у детей младшего школьного возраста.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию правовой грамотности у детей младшего школьного возраста.

5. Подготовить рекомендации по повышению уровня правовой грамотности у детей младшего школьного возраста.

     Методы исследования:

Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение.

Эмпирические: беседа, анкетирование, педагогический эксперимент; статистическая обработка и анализ данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные выводы и рекомендации могут быть использованы при

проведении просветительской, профилактической, а также консультационной

 работы с детьми младшего школьного возраста с целью повышения уровня правовой грамотности у обучающихся.

В первой главе мы рассматриваем характеристику понятия правовая грамотность: правовая грамотность - общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона. (Смирнова Ю.Ю, Булатова А.В.). Феномен правовой грамотности активно обсуждается в юридической, педагогической, философской, социологической литературе. Для определения смыслового поля понятия «правовая грамотность» необходимо рассмотреть его с позиций научного анализа и определить подходы к изучению понятия «правовая грамотность». Также, рассматривался вопрос учета возрастных особенностей младшего школьного возраста в процессе формировании правовой грамотности и педагогических приемов и методов при формировании правовой грамотности у детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности.

 

Во второй главе рассматривается опытно-экспериментальная работа по формированию правовой грамотности у детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности. Исследование проводилось в 3 этапа.

Первым этап исследования было проведение диагностик на констатирующем этапе, в котором был выявлен уровень сформированности правовой грамотности у детей младшего школьного возраста. В качестве диагностического материала были выбраны беседа и анкета (Ершова Н.Г.)

Результат анкетирования представлены на рисунке 1.

13,3%

23,4%

 

 

63,3%

 

Рис. 1. Результаты уровня сформированности правовой грамотности на констатирующем этапе исследования.

Вопросы

Кол-во чел.

В %

1

Знаете ли вы свои права?

29

97

2

Считаете ли вы нужным знать свои права?

24

80

3

Знаете ли вы свои обязанности?

10

33

4

Считаете ли вы нужным знать свои обязанности?

8

27

5

Знаете ли вы куда нужно обратиться в случае нарушения ваших прав?

14

47

6

Хотели бы вы получать знания о своих правах и обязанностях на специальных занятиях в школе?

19

63

7

Знаете ли вы документы, в которых записаны ваши права и обязанности?

13

43

8

Перечислите документы, в которых записаны ваши права и обязанности.

9

30

            Результаты беседы представлены в таблице 1. В таблице представлено количество обучающихся, давших положительные ответы.

Таблица 1. Результаты уровня сформированности правовой грамотности на констатирующем этапе исследования.

Таким образом, обучающиеся показали высокий, средний и низкий уровни сформированности правовой грамотности. Обучающиеся в процессе проведения диагностик показали себя заинтересованными в теме.

Вторым этапом исследования было написание конспектов внеурочных занятий и разработка раздаточного и наглядного материалов. В ходе данного этапа было разработано 8 конспектов внеурочных занятий, презентационный, раздаточный и наглядный материалы. Также, помимо работы с обучающимися, были привлечены родители обучающихся. Родителям были даны памятки по формированию правовой грамотности у детей младшего школьного возраста, электронный вариант книги «Детская правовая гостиная: актуальные вопросы правового воспитания», ссылки на тематические мультфильмы.

Третьим этапом было проведение диагностик на контрольном этапе исследования, в этом заключалась работа для проведения исследования. Диагностики проводились те же, что и на констатирующем этапе исследования, в том же классе. Результаты анкетирования представлены на рисунке 2.

63,3%13,3%23,3%

Рис. 2. Результаты уровня сформированности правовой грамотности на контрольном этапе исследования.

Результаты беседы представлены в таблице 2. В таблице представлено количество обучающихся, давших положительные ответы.

Вопросы

Кол-во чел.

В % до

В % после

1

Знаете ли вы свои права?

29

97

97

2

Считаете ли вы нужным знать свои права?

27

80

90

3

Знаете ли вы свои обязанности?

15

33

50

4

Считаете ли вы нужным знать свои обязанности?

12

27

40

5

Знаете ли вы куда нужно обратиться в случае нарушения ваших прав?

17

47

57

6

Хотели бы вы получать знания о своих правах и обязанностях на специальных занятиях в школе?

22

63

73

7

Знаете ли вы документы, в которых записаны ваши права и обязанности?

15

43

50

8

Перечислите документы, в которых записаны ваши права и обязанности.

10

30

33

Таким образом, обучающиеся показали высокий, средний и низкий уровни сформированности правовой грамотности. Обучающиеся в процессе проведения диагностик показали себя заинтересованными в теме.

После проведения в системе внеурочных занятий по формированию правовой грамотности, можно сделать вывод, что ученики смогли повысить уровень сформированности правовой грамотности.

Поставленные нами задачи в исследовании решены, цель достигнута.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru