Тезисы к выпускной квалификационной работе
«Формирование правовой грамотности в рамках внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста»
Харитонова Анастасия Сергеевна
Группа: Ш-46
Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Руководитель: Кулагина Наталия Владимировна
Актуальность вопросов формирования правовой грамотности обусловлена, прежде всего, необходимостью дальнейшего движения современной России к гражданскому обществу и правовому государству. Ведь дети - будущее нашей страны. Наличие правовых знаний и грамотности является одним из основных условий комфортного и безопасного существования человека в обществе. Важным моментом в психологическом развитии ребенка становится усвоение норм и правил поведения в обществе и понимания их ценности и необходимости.
Правовые знания у детей младшего школьного возраста помогают им соотносить поведение и поступки своих товарищей не только с общепринятыми моральными установками, но и с требованиями закона, а также, изменять и корректировать поведение в правильную сторону.
Основополагающие подходы к формированию правовых знаний, а также вопросы правового воспитания освещены в работах педагогов и ученых: В.Н. Баранова, Л.С. Выготский, Г.П. Давыдова, Б.М. Емельянова, С.А. Жинкина, А.В. Малько.
Но, несмотря на значимость этих исследований, не стоит исключать необходимости изучения новых способов процесса формирования правовой грамотности у младших школьников в условиях стремительно меняющегося общество и правовой базы в том числе. Формы и методы формирования правовой грамотности у детей младшего школьного возраста в системах общего и дополнительного образования обязаны соответствовать тем реалиям, а условиях, которых они формируются и применяются.
Исходя из вышесказанного, тема исследования «Формирование правовой грамотности в рамках внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста» актуальна, но недостаточно изучена.
Сказанное выше определило выбор темы данного дипломного исследования.
Объект исследования: Правовая грамотность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – Процесс формирования правовой грамотности у детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности.
Цель – теоретически обосновать и экспериментально показать результативность внеурочной деятельности для формирования правовой грамотности у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «правовая грамотность».
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
3. Описать педагогические методы и приемы формирования правой правовой грамотности у детей младшего школьного возраста.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию правовой грамотности у детей младшего школьного возраста.
5. Подготовить рекомендации по повышению уровня правовой грамотности у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение.
Эмпирические: беседа, анкетирование, педагогический эксперимент; статистическая обработка и анализ данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные выводы и рекомендации могут быть использованы при
проведении просветительской, профилактической, а также консультационной
работы с детьми младшего школьного возраста с целью повышения уровня правовой грамотности у обучающихся.
В первой главе мы рассматриваем характеристику понятия правовая грамотность: правовая грамотность - общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона. (Смирнова Ю.Ю, Булатова А.В.). Феномен правовой грамотности активно обсуждается в юридической, педагогической, философской, социологической литературе. Для определения смыслового поля понятия «правовая грамотность» необходимо рассмотреть его с позиций научного анализа и определить подходы к изучению понятия «правовая грамотность». Также, рассматривался вопрос учета возрастных особенностей младшего школьного возраста в процессе формировании правовой грамотности и педагогических приемов и методов при формировании правовой грамотности у детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности.
Во второй главе рассматривается опытно-экспериментальная работа по формированию правовой грамотности у детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности. Исследование проводилось в 3 этапа.
Первым этап исследования было проведение диагностик на констатирующем этапе, в котором был выявлен уровень сформированности правовой грамотности у детей младшего школьного возраста. В качестве диагностического материала были выбраны беседа и анкета (Ершова Н.Г.)
Результат анкетирования представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты уровня сформированности правовой грамотности на констатирующем этапе исследования.
№ |
Вопросы |
Кол-во чел. |
В % |
1 |
Знаете ли вы свои права? |
29 |
97 |
2 |
Считаете ли вы нужным знать свои права? |
24 |
80 |
3 |
Знаете ли вы свои обязанности? |
10 |
33 |
4 |
Считаете ли вы нужным знать свои обязанности? |
8 |
27 |
5 |
Знаете ли вы куда нужно обратиться в случае нарушения ваших прав? |
14 |
47 |
6 |
Хотели бы вы получать знания о своих правах и обязанностях на специальных занятиях в школе? |
19 |
63 |
7 |
Знаете ли вы документы, в которых записаны ваши права и обязанности? |
13 |
43 |
8 |
Перечислите документы, в которых записаны ваши права и обязанности. |
9 |
30 |
Результаты беседы представлены в таблице 1. В таблице представлено количество обучающихся, давших положительные ответы.
Таблица 1. Результаты уровня сформированности правовой грамотности на констатирующем этапе исследования.
Таким образом, обучающиеся показали высокий, средний и низкий уровни сформированности правовой грамотности. Обучающиеся в процессе проведения диагностик показали себя заинтересованными в теме.
Вторым этапом исследования было написание конспектов внеурочных занятий и разработка раздаточного и наглядного материалов. В ходе данного этапа было разработано 8 конспектов внеурочных занятий, презентационный, раздаточный и наглядный материалы. Также, помимо работы с обучающимися, были привлечены родители обучающихся. Родителям были даны памятки по формированию правовой грамотности у детей младшего школьного возраста, электронный вариант книги «Детская правовая гостиная: актуальные вопросы правового воспитания», ссылки на тематические мультфильмы.
Третьим этапом было проведение диагностик на контрольном этапе исследования, в этом заключалась работа для проведения исследования. Диагностики проводились те же, что и на констатирующем этапе исследования, в том же классе. Результаты анкетирования представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты уровня сформированности правовой грамотности на контрольном этапе исследования.
Результаты беседы представлены в таблице 2. В таблице представлено количество обучающихся, давших положительные ответы.
№ |
Вопросы |
Кол-во чел. |
В % до |
В % после |
1 |
Знаете ли вы свои права? |
29 |
97 |
97 |
2 |
Считаете ли вы нужным знать свои права? |
27 |
80 |
90 |
3 |
Знаете ли вы свои обязанности? |
15 |
33 |
50 |
4 |
Считаете ли вы нужным знать свои обязанности? |
12 |
27 |
40 |
5 |
Знаете ли вы куда нужно обратиться в случае нарушения ваших прав? |
17 |
47 |
57 |
6 |
Хотели бы вы получать знания о своих правах и обязанностях на специальных занятиях в школе? |
22 |
63 |
73 |
7 |
Знаете ли вы документы, в которых записаны ваши права и обязанности? |
15 |
43 |
50 |
8 |
Перечислите документы, в которых записаны ваши права и обязанности. |
10 |
30 |
33 |
Таким образом, обучающиеся показали высокий, средний и низкий уровни сформированности правовой грамотности. Обучающиеся в процессе проведения диагностик показали себя заинтересованными в теме.
После проведения в системе внеурочных занятий по формированию правовой грамотности, можно сделать вывод, что ученики смогли повысить уровень сформированности правовой грамотности.
Поставленные нами задачи в исследовании решены, цель достигнута.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.