Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Электростальский колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
____________Л.А.Виноградова
«29» августа 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
ОГСЭ.02
Специальность среднего профессионального
образования
36.02.01 Ветеринария
базовой подготовки
Форма обучения очная
г.о.Электросталь, 2019 г
Рабочая программа учебной дисциплины История ОГСЭ.02 разработана на основе:
1.Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины БД.05
«История» для профессиональных образовательных организаций. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на основе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 376 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»;
2. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебного методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 № 2/16-з);
3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413”;
4. Учебного плана по специальности «Ветеринария», квалификация «Ветеринарный фельдшер», утвержденного 23 мая 2016 г.
5. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 36.02.01 Ветеринария, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 504.
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июня 2014 г. Регистрационный № 32656).
Автор программы: Воробьёва Светлана Анатольевна преподаватель_____________________
Фамилия И.О., должность, подпись
Рабочая программа рассмотрена на заседании предметно-цикловой
комиссии профессиональных дисциплин естественнонаучного профиля
Протокол заседания № 1 от 29.08.2019 г.
Председатель предметно-цикловой методической комиссии профессиональных дисциплин естественнонаучного профиля
Андреенко Людмила Анатольевна_________________________
Фамилия И.О., подпись
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………… 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………….. 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………... 16
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ
(ОГСЭ.02)
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01.Ветеринария. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации ОПОП по специальностям среднего профессионального образования социально-экономического профиля.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
Изучение учебной дисциплины направлено на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их
работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX- XXI вв);
- сущность, причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX-XXI вв.;
- основные процессы (интеграционные, политкультурные, миграционные и
иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 64часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
64 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
48 |
Практические занятия |
8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
16 |
в том числе:составление презентаций |
8 |
составление опорного конспекта |
6 |
составление сравнительной таблицы |
2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Подготовить опорный конспект на темы «Экономические реформы и их реализация» , «Правовая позиция России в мировом сообществе» ,
«Отношения РФ со странами третьего мира».
Составить сравнительную таблицу на тему « Международные организации и их назначение (сущность, основные направления деятельности)».
Подготовить презентации на тему «Культура современной России»; «Конституция РФ»; «Толерантность»; «Региональные конфликты».
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. История России в начале XX-XXI вв. |
|
|
|
|
Тема 1.1. Введение. Становление Российской государственности |
Умения: - ориентирования в политической ситуации в России; - обобщения материала и классифицирования его по значимости; - участия в дискуссии по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения. Знания: - об этапах становления новой Российской государственности. |
|
||
Содержание учебного материала: |
4 |
|||
1. |
Характеристика становления новой Российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис осени 1993 г. Парламентская или президентская модель. |
2 |
||
2. |
Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. |
|
||
Практическая работа Права и обязанности, закрепленные в Конституции РФ |
2 |
|
||
Подготовка презентации на тему: «Конституция РФ» |
||||
Тема 1.2. Экономические реформы в 90-х гг. в России |
Знания: - о путях и особенностях перехода к рыночной экономике, основных экономических реформах в связи со значимостью своей специальности. |
|
||
Содержание учебного материала: |
2 |
|||
1. |
Экономические реформы и их последствия. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной модернизации. Спады и подъёмы экономики. Их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. |
2 |
||
2. |
Российская экономика в мировой системе. |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: |
2 |
|
||
1. Экономические реформы и их реализация. Составление опорного конспекта. |
Тема 1.3. Внешняя политика России в 90-х годах |
Умения: - ориентирования во внешней политической ситуации данного периода; - работать с периодической печатью и использовать ее материалы на уроке. Знания: - отношения между Россией и странами ближнего зарубежья; - межнациональные и межконфессиональные отношения в России, причины и пути разрешения Чеченского конфликта. |
|
|
|
Содержание учебного материала: |
2 |
|||
1. |
Внешняя политика и ее противоречия. Анализ межнациональных и межконфессиональных отношений в России, причины и пути разрешения. |
|
||
2. |
Смена приоритетов российской дипломатии. РФ и страны СНГ. РФ и дальнее зарубежье. Особенности международных отношений. |
|
||
Тема 1.4. Власть и общество: новая модель отношений |
Знания: - об избирательной системе, особенности президентских выборов 2000 и 2004 гг.; - направления политики Путина. |
|
|
|
Содержание учебного материала: |
2 |
|||
1. |
Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Предвыборная борьба. |
2 |
||
2. |
Россия по пути реформ и стабилизации. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности. |
2 |
||
Тема 1.5. Современная Россия: дальнейшие пути развития |
Умения: - ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России; - участвовать в дискуссии по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; - работать с периодической печатью и использовать ее материалы на уроке. Знания: - основные направления развития РФ на современном этапе. |
|
|
|
Содержание учебного материала: |
2 |
|||
1. |
Современная Россия: дальнейшие пути развития. Россия и глобализация. Экономика, политика, развитие социальной сферы, дальнейшее осуществление реформ. |
2 |
Раздел 2. Мир на пороге XXI века |
|
|
|
|
Тема 2.1. Общество и мировая система |
Умения: - ориентироваться в современной экономической и политической ситуации в мире; - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем. Знания: - о современном обществе и его особенностях, устройстве мировой системы; - назначение международных организаций и направления их деятельности. |
|
||
Содержание учебного материала: |
2 |
|||
1. |
Современное общество и мировая система. Политическая, экономическая, социальная и культурные сферы общества. |
2 |
||
2. |
Мировая система и Россия. Международные организации: ООН, ЮНЕСКО, ЕС и их назначение, направления деятельности. ООН – главное звено в системе регулирования международных отношений. Устройство мировой системы. |
2 |
||
|
|
|
||
. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
2 |
|||
1. Мировая система и Россия, взаимодействие. Международные организации и их назначение (сущность, основные направления деятельности). Составление сравнительной таблицы по направлениям деятельности международных организаций. |
||||
Тема 2.2. Общая характеристика политической жизни общества в начале XXI века |
Знания: - о месте России в мировых интеграционных процессах и формирование международно- правовой системы. |
|
||
Содержание учебного материала: |
2 |
|||
1. |
Характеристика политического общества. Современная политическая ситуация в России и мире. |
2 |
|
2. |
Изменение законодательных актов в РФ. Место России в мировых интеграционных процессах, выраженных участием в законодательных и правовых актах: Конвенция о правах ребенка и других международных актах. |
|
2 |
Самостоятельная работа обучающихся: |
2 |
3 |
||
1. Правовая позиция России в мировом сообществе (на основе международных законодательных актах). Составление опорного конспекта. интеграционных процессах |
||||
Тема 2.3. Правовое государство |
Умения: - ориентироваться в современной правовой системе в России и мире; - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых политических проблем. Знания: - о принципах организации правового государства, сущность этого типа. |
|
||
Содержание учебного материала: |
4 |
|||
1. |
Правовое государство. Принципы правового государства. Сущность и основные права и свободы личности в демократическом государстве. Плюрализм. Толерантность. СМИ в демократическом обществе. |
2 |
||
Практическая работа на тему «Толерантность» |
2 |
|
||
Подготовка презентации на тему: «Толерантность» |
||||
Тема 2.4. Политическое и экономическое развитие ведущих государств мира |
Умения: - ориентироваться в современной политической и экономической ситуации ведущих государств; - выявлять взаимосвязь отечественных, мировых политических проблем. Знания: - об общих принципах и противоречиях, характеристики экономического и политического развития ведущих государств мира. |
|
||
Содержание учебного материала: |
3 |
|||
1. |
Характеристика политического и экономического развития ведущих стран мира. |
2 |
||
2. |
Экономическое развитие на современном этапе. |
2 |
||
3. |
Политическое развитие, основные направления во взаимоотношениях Западной Европы и России; США и России; России и стран Востока |
2 |
Тема 2.5. Страны третьего мира |
Умения: - ориентироваться в современной экономической и политической ситуации в странах третьего мира; - работать с периодической печатью и использовать ее материалы на уроке. Знания: - об успехах и трудностях развития; - о конфликтах регионального и мирового значения. |
|
|
|
Содержание учебного материала: |
2 |
|||
1. |
Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: |
4 |
3 |
||
1. Позиция и отношения РФ со странами третьего мира. Составление опорного конспекта. Подготовка презентации на тему «Региональные конфликты» XXI |
||||
Тема 2.6. Современные международные отношения |
Умения: - ориентироваться в современной политической ситуации в мире; - работать с периодической печатью и использовать ее материалы на уроке, выражать свое мнение. Знания: - характеристику современных международных отношений, их проблемы и особенности, место России в них. |
|
||
Содержание учебного материала: |
3 |
|||
1. |
Характеристика современных международных отношений, их проблемы и особенности. Место России в международных отношениях. Деидеологизация международных отношений. Переход от конфронтации к партнерству и сотрудничеству. Демократизация и гуманизация мировой политики. |
2 |
||
Тема 2.7. Глобальные проблемы современности |
Умения: - характеризовать и выявлять пути разрешения современных глобальных проблем; - работать с периодической печатью и использовать ее материалы на уроке. Знания: - о сущности глобальных проблем, путях и способах их решения. |
|
|
|
Содержание учебного материала: |
4 |
|||
1. |
Глобальные проблемы современности. |
2 |
|
|
Причины, сущность и характеристика глобальных проблем современности. |
|
|
2. |
Толерантность как решение проблем безопасности мира. Глобализм и антиглобализм. Технологии будущего как один из путей разрешения проблем. |
2 |
||
Практическая работа на тему: «Глобальные проблемы современности» |
2 |
|
||
|
||||
Тема 2.8. Роль науки и НТП в современном мире |
Умения: - ориентироваться в проблемах культуры и науки мира; - выделять основные направления развития НТП; - работать с периодической печатью и использовать ее материалы на уроке. Знания: - основные направления развития науки, информационных технологий и НТП. |
|
||
Содержание учебного материала: |
2 |
|||
1. |
Роль науки и НТП в современном мире. Технологии будущего в развитии науки. Новые изобретения и НТП. Развитие информационных технологий. |
2 |
||
|
|
|
||
|
||||
Тема 2.9. Характеристика современной культуры России и мира |
Умения: - выделять основные направления развития современной культуры; - ориентироваться в современных проблемах культуры мира и России; - работать с периодической печатью и использовать ее материалы на уроке. Знания: - характеристика культуры и ее проблемы в России и мире. |
|
||
Содержание учебного материала: |
2 |
|||
1. |
Характеристика современной культуры России и мира. Проблемы и особенности современной культуры. Изменения в духовной жизни. Искусство, музыка и её направления, литература, архитектура, скульптура, живопись. СМИ и их влияние на общество. Отечественная культура и постмодернизм. Театр, кино. |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: |
2 |
3 |
||
Подготовка презентации на тему «Современная культура России» |
||||
Тема 2.10. Мировые религии и их роль в жизни общества |
Умения: - ориентироваться и анализировать современные мировые религии, выявлять взаимосвязь между ними, роль православия в мировом религиозном сообществе. |
|
|
Знания: - сущности, основные идеи мировых религий, их отличия. |
|
|
|
Содержание учебного материала: |
4 |
|||
1. |
Характеристика мировых религий. Сущность религий, их роль на духовную жизнь общества. Особенности и основное содержание. |
2 |
||
2. |
Буддизм, христианство, ислам. |
2 |
||
Практическая работа на тему: «Мировые религии и их роль в жизни общества» |
2 |
|
||
|
Самостоятельная работа, подготовка презентации по теме «Деятельность ЮНЕСКО в XXI веке»
в XXI вввввввек@XXXXXXсовременномиремире» |
4 |
||
Дифференцированный зачет |
2 |
|||
Всего: |
64 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
1. Посадочные места по количеству обучающихся.
2. Рабочее место преподавателя.
1. Учебные пособия, настенные исторические карты.
2. Демонстрационные картины и таблицы.
3. Раздаточные наглядные пособия.
4. Дидактические раздаточные материалы
1. Проектор
2. Экран.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
Основные источники:
1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. - М., 2016
2. Бердинских В.А. История России 20 - начало 21 века: Практикум. – М.:
«Дрофа», 2009
3. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. История России 20-
начало 21 века. - М.: «Просвещение», 2014
4. Сороко-Цюпа О.С., Смирнов В.П., Строганов А.И. Всеобщая история.
Мир в 20-начале 21 века.- М.: «Дрофа», 2015
Для преподавателей
1.Бошно С.В. Правоведение. - М., 2015
2.Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. - М., 2015
Дополнительные источники:
1. Волковский Н.Л. История информационных войн. - М., 2014
2. Герцог Х. Арабо-израильские войны.- М., 2014
3. Загладин Н.В., Путилин Б.Г. Международный терроризм: истоки, проблемы, противодействия. – М., 2016
Интернет-ресурсы:
1. http: // www hrono.ru - исторический портал
2. http: // www worldhist.ru - всемирной истории портал
3. http://wwwmir21vek.ru - посвящен современным международным отношениям
4. http://www.un.orq/russian – официальный сайт ООН
5. http://lants.tellur.ru/history/index.htm - Отечественная история
6. http:/history.machaon.ru/ - «Международный исторический журнал»
7. http://www.historia.ru/ - «Мир истории» (Российский электронный журнал)
8. http://edu.tsu.ru/historynet/ - Интернет для историков
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире |
- экспертная оценка выполнения контрольной работы; - экспертная оценка выполнения практического задания; - экспертная оценка результатов тестирования. - зачет |
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем |
|
Знания: |
|
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (20-21вв) |
- экспертная оценка результатов тестирования; - экспертная оценка выполнения результатов самостоятельной работы; - экспертная оценка на практическом занятии; - экспертная оценка выполнения практического задания; - зачет |
сущность, причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце 20-нач. 21вв. |
|
основные процессы (интеграционные, политкультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира |
|
назначение ООН; НАТО; ЕС и других организаций и основные направления их деятельности |
|
роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций |
|
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.