Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Ирбитский мотоциклетный техникум»
(ГАПОУ СО «ИМТ»)
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор ГАПОУ СО «ИМТ» ___________ С.А. Катцина
«__»_________ 2020 г
МП. |
Общеобразовательный цикл
Экономический профиль
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.04 МАТЕМАТИКА
по программам подготовки специалистов среднего звена
по специальностям
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
2020
РАССМОТРЕНО: На заседании цикловых комиссий 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) ГАПОУ СО «ИМТ» Протокол № __ от «__»________ 2020г. Председатель ______ Н. Ю. Шутова
|
|
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебно-методической работе ГАПОУ СО «ИМТ»
_________________ Е.С. Прокопьев
«__» ______ 2020 г.
|
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.04 МАТЕМАТИКА
по программам подготовки специалистов среднего звена
по специальностям
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Составитель: ______________ ( В.Л. Зыкова), преподаватель ГАПОУ СО «ИМТ»
Рецензент: ______________Е.А. Кузеванова, методист ГАПОУ СО «ИМТ»
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «29» июня 2017 г. № 613.
В рабочей программе конкретизируется содержание профильной составляющей учебного материала с учетом специфики специальности СПО, реализуемой автономным учреждением ГАПОУ СО «ИМТ», её значимости для освоения программы подготовки специалистов среднего звена СПО; указываются тематика практических работ, виды самостоятельных работ, формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, рекомендуемые учебные пособия.
Структура рабочей программы соответствует структуре примерной программы.
ГАПОУ СО «ИМТ», г. Ирбит, 2020г.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.04 МАТЕМАТИКА
СОДЕРЖАНИЕ
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.04 МАТЕМАТИКА
Область применения программы:
Рабочая программа дисциплины ОУД.04 Математика соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «29» июня 2017 г. № 613.
.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Математика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). Рабочая Программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям среднего профессионального образования: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа реализуется в пределах освоения обучающимися программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Рабочая программа предназначена для реализации ФГОС СПО в части общеобразовательного цикла дисциплин. Дисциплина ОУД.04 Математика (углубленный уровень) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При получении специальности СПО технического профиля обучающиеся изучают ОУД.04 Математика (углубленный уровень) как профильный учебный предмет.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
ОУД.04 МАТЕМАТИКА:
Содержание программы «Математика» направлено на достижение следующих
целей:
• обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;
• обеспечение сформированности логического, алгоритмического и математического мышления;
• обеспечение сформированности умений применять полученные знания при решении различных задач;
• обеспечение сформированности представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Личностные результаты освоения ППССЗ в части общеобразовательного цикла дисциплин должны отражать:
· 1. сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
2. понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
3. развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
4. овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественнонаучных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
5. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
6. готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
7. готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8. отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
Метапредметные результаты освоения ППССЗ в части общеобразовательного цикла дисциплин должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение
определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения ППССЗ в части общеобразовательного цикла дисциплин должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:
сформированность представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики и информатики;
сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления;
сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач;
сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
сформированность представлений о роли информатики и ИКТ в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
принятие этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации.
Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» включают предметные результаты изучения учебной дисциплины
«Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса математики должны отражать:
1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
4) владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
7) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
8) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
Математика" (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию) (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения углубленного курса математики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
1)
сформированность представлений о необходимости доказательств при
обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении
дедуктивных рассуждений;
2)
сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса
математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения
доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
3)
сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать
построенные модели, интерпретировать полученный результат;
4)
сформированность представлений об основных понятиях математического
анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций,
использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
5)
владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и
вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул
комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных
величин по их распределению.
1.1. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 258 час, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 246 часов;
- консультации 18 часов.
- промежуточная аттестация в форме экзамена 1 и во 2 семестрах 12 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 04 Математика
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.
№ |
Виды учебной работы |
Объем часов |
|
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) |
246 |
|
В том числе: |
|
1 |
Практические занятия |
58 |
|
№ 1. Выполнение арифметических действий над действительными числами |
|
|
№ 2. Свойства арифметического корня натуральной степени. |
|
|
№ 3 Упрощение выражений под знаком арифметического корня |
|
|
№ 4 Степени с рациональными показателями, их свойства |
|
|
№5 Упрощение выражений содержащих степень. с рациональным показателем. |
|
|
№ 6 Логарифм. Свойства логарифмов. |
|
|
№ 7 Логарифмические уравнения и неравенства. |
|
|
№ 8. Упрощение тригонометрических выражений |
|
|
№9. Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств. |
|
|
№ 10. Построение графиков степенной, показательной и логарифмической функций |
|
|
№ 11. «Исследование функций и построение графиков с помощью производной в Excel». |
|
|
№ 12. Приложение дифференциала к приближённым вычислениям. |
|
|
№ 13. Вычисление площадей плоских фигур с помощью определённого интеграла |
|
|
№14. «Решение прикладных задач на вычисление определённых интегралов в Excel».. |
|
|
№15. Графическое решение уравнений и неравенств. |
|
|
№ 16. Решение неравенств методом интервалов. |
|
|
№ 17. Решение задач на подсчёт числа перестановок, размещений, сочетаний. |
|
|
№18. Схемы Бернулли повторных испытаний. |
|
|
№ 19. Вычисление генеральной совокупности, выборки, среднего арифметического, медианы. |
|
|
№ 20. Средние значения и их применение в статистике |
|
|
№ 21. Параллельное проектирование. |
|
|
№ 22. Изображение пространственных фигур. |
|
|
№23. Построение правильных и полуправильных многогранников. |
|
|
№ 24. Решение задач на нахождение элементов многогранников |
|
|
№ 25. Построение конических сечений |
|
|
№ 26. Вычисление объёмов призмы, цилиндра, пирамиды и конуса. |
|
|
№ 27. Вычисление площадей поверхностей цилиндра и конуса. |
|
|
№ 28. Вычисление объёма пирамиды с помощью координат и векторов. |
|
|
№ 29. Вычисление проекции вектора на ось. |
|
|
Консультации |
18 |
Итоговая аттестация в форме экзамена в первом и во втором семестрах |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
ОУД.04 МАТЕМАТИКА
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов
|
Уровень Освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Введение |
|
2 |
|
|
1 Содержание учебного материала Математика в науке, технике и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях СПО |
2 |
2 |
||
Раздел 1. |
Развитие понятия о числе |
8 |
|
|
Тема 1 Действительные числа |
2 Содержание учебного материала Целые числа, рациональные и действительные числа |
2
|
2 |
|
3 Содержание учебного материала Свойства чисел Действия с действительными числами |
2 |
2 |
||
Тема 2 Приближенные вычисления |
4 Содержание учебного материала Приближенные вычисления и погрешности приближений. |
2 |
2 |
|
5 Практическая работа № 1. Выполнение арифметических действий над действительными числами |
2 |
3 |
||
Раздел 2 |
Корни, степени, логарифмы |
30 |
|
|
Тема 2.1 Корни и степени |
6 Содержание учебного материала Корни натуральной степени из числа. Свойства корней |
2 |
2 |
|
7 Содержание учебного материала Степени с рациональными и действительными показателями. Свойства степеней. |
2 |
2 |
||
Тема 2.2. Преобразование алгебраических выражений |
8 Содержание учебного материала Упрощение выражений, содержащих степени
|
2 |
2 |
|
9 Содержание учебного материала Упрощение выражений, содержащих корни
|
2 |
2 |
||
10 Содержание учебного материала Доказательство тождеств |
2 |
2 |
||
Тема 2.3. Логарифм числа |
11 Содержание учебного материала Логарифм числа Свойства |
2 |
2 |
|
12 Содержание учебного материала Основное логарифмическое тождество Формула перехода к новому основанию |
2 |
2 |
||
Тема 2.4. Логарифмические уравнения |
13 Содержание учебного материала Логарифмические уравнения Методы решения |
2 |
2 |
|
Тема 2.5. Логарифмические и неравенства. |
14 Содержание учебного материала Решение логарифмических неравенств. |
2 |
2 |
|
15 Практическая работа № 2. Свойства арифметического корня натуральной степени. 16 Практическая работа № 3 Упрощение выражений под знаком арифметического корня 17 Практическая работа № 4 Степени с рациональными показателями, их свойства. 18 Практическая работа № 5 Упрощение выражений содержащих степень.с рациональным показателем. 19 Практическая работа № 6 Логарифм. Свойства логарифмов. 20 Практическая работа № 7 Логарифмические уравнения и неравенства. |
2
2
2
2
2
2 |
3
3
3
3 3 3
|
||
|
||||
Раздел 3. |
Основы тригонометрии |
30 |
|
|
|
|
|
|
|
Тема3.1. Тригонометрические формулы.
|
21 Содержание учебного материала Радианная мера угла, вращательное движение по единичной окружности Синус, косинус, тангенс, котангенс угла Знаки по четвертям |
2 |
2 |
|
22 Содержание учебного материала Основные тригонометрические формулы. Синус, косинус, тангенс углов α и (-α) |
2 |
2 |
||
23 Содержание учебного материала Формулы сложения Формулы приведения |
2 |
2 |
||
24 Содержание учебного материала Формулы двойного угла |
2 |
2 |
||
25 Содержание учебного материала Формулы половинного угла. |
2 |
2 |
||
26 Содержание учебного материала Формулы преобразования суммы и разности в произведение |
2 |
2 |
||
27 Содержание учебного материала Применение тригонометрических формул к преобразованию выражений |
2 |
2 |
||
28 Содержание учебного материала Решение задач на упрощение тригонометрических выражений |
2 |
2 |
||
29 Содержание учебного материала Доказательство тригонометрических тождеств |
2 |
2 |
||
30 Практическая работа № 8. Упрощение тригонометрических выражений
|
2 |
3 |
||
|
||||
Тема 3.2. Тригонометрические уравнения и неравенства |
31 Содержание учебного материала Арксинус, арккосинус, арктангенс числа Простейшие тригонометрические уравнения |
2 |
2 |
|
32 Содержание учебного материала Основные виды тригонометрических уравнений Методы решения |
2 |
2 |
||
33 Содержание учебного материала Простейшие тригонометрические неравенства |
2 |
2 |
||
34 Содержание учебного материала Применение графиков тригонометрических функций к решению уравнений и неравенств |
2 |
2 |
||
35 Практическая работа №9. Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств |
2 |
3 |
||
|
|
|||
Раздел 4. |
Функции, их свойства и графики |
28 |
|
|
Тема 4.1. Функция |
36 Содержание учебного материала. Функция, способы задания Область определения Множество значений |
2 |
2 |
|
37 Содержание учебного материала Свойства функций: четность и нечетность, монотонность, периодичность. |
2 |
2 |
||
38 Содержание учебного материала Понятие о максимуме и минимуме функции. Признаки максимума и минимума. Алгоритм исследования функции на максимум и минимум.
|
2 |
2 |
||
39 Содержание учебного материала Направление выпуклости графика функции. Точки перегиба. Правило нахождения точек перегиба |
2 |
2 |
||
40 Содержание учебного материала Свойства функций к построению графиков |
2 |
2 |
||
41 Содержание учебного материала Обратные функции. Графики обратной функции. |
2 |
2 |
||
42 Содержание учебного материала Преобразования графиков Сдвиги графиков
|
2 |
2 |
||
|
|
|||
43 Содержание учебного материала Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
|
2 |
2 |
||
Тема 4.2. Степенные, показательные и логарифмические функции |
44 Содержание учебного материала. Степенные функции, их свойства и графики
|
2 |
2 |
|
45 Содержание учебного материала Показательная функция и ее свойства
|
2 |
2 |
||
46Содержание учебного материала Логарифмическая функция и ее свойства |
2 |
2 |
||
47Содержание учебного материала Графическое решение уравнений и неравенств |
2 |
2 |
||
48 Содержание учебного материала Обратные функции. Графики обратной функции. |
2 |
2 |
||
49 Практическая работа № 10. Построение графиков степенной, показательной и логарифмической функций |
2 |
3 |
||
Раздел 5. |
Начала математического анализа |
36 |
|
|
Тема 5.1. Последовательности |
50 Содержание учебного материала. Последовательность. Способы задания. Предел последовательности Бесконечно-убывающая геометрическая последовательность |
2 |
2 |
|
51Содержание учебного материала. Определение производной, геометрический и физический смысл. |
2 |
2 |
||
52 Содержание учебного материала Основные формулы и правила дифференцирования |
2 |
2 |
||
.53 Содержание учебного материала Производные основных элементарных |
2 |
2 |
||
54 Содержание учебного материала Производные обратной функции |
2 |
2 |
||
|
||||
Тема 5.2 Применение производной к исследованию функций и построению графиков |
55Содержание учебного материала. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. |
2 |
2 |
|
56 Содержание учебного материала Наибольшее и наименьшее значение функции |
2 |
2 |
||
57 Содержание учебного материала Применение производной к исследованию функций и построению графиков. |
2 |
2 |
||
58 Практическая работа № 11. «Исследование функций и построение графиков с помощью производной в Excel». 59 Практическая работа № 12. Приложение дифференциала к приближённым вычислениям. |
2
2 |
3 |
||
|
||||
Тема5.3 Первообразная и интеграл |
60 Содержание учебного материала Определение первообразной, Неопределенный интеграл и его основные свойства. |
2 |
2 |
|
61 Содержание учебного материала. основные формулы интегрирования. |
2 |
2 |
||
62 Содержание учебного материала Определенный интеграл. Формула Ньютона – Лейбница |
2 |
2 |
||
63Содержание учебного материала Методы вычисления интегралов |
2 |
2 |
||
64 Содержание учебного материала Применение определённого интеграла в физике
|
2 |
2 |
||
65Содержание учебного материала Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции.
|
2 |
2 |
||
|
66 Практическая работа № 13. Вычисление площадей плоских фигур с помощью определённого интеграла 67Практическая работа №14. «Решение прикладных задач на вычисление определённых интегралов в Excel».. |
2
2 |
3
3 |
|
|
||||
Раздел 6. |
Уравнения и неравенства |
16 |
|
|
Тема 6.1. Иррациональные, показательные уравнения |
68 Содержание учебного материала Равносильность уравнений, неравенств, систем. Основные методы решения уравнений |
2 |
2
|
|
69Содержание учебного материала Иррациональные уравнения |
2 |
2 |
||
70 Содержание учебного материала Показательные уравнения Способы решения |
2 |
2 |
||
Тема6.2. Иррациональные, показательные неравенства |
71 Содержание учебного материала Основные приёмы решения. Интерпретация результата. Учёт реальных ограничений. |
2 |
2 |
|
72 Содержание учебного материала Решение показательных неравенств |
2 |
2 |
||
73Содержание учебного материала Решение иррациональных неравенств |
2 |
2 |
||
74 Практическая работа № 15. Графическое решение уравнений и неравенств. 75 Практическая работа № 16. Решение неравенств методом интервалов.
|
2
2 |
3
3 |
||
|
|
|||
Раздел 7 |
Элементы комбинаторики, теории вероятности, математической статистики |
24 |
|
|
Тема 7.1. Элементы комбинаторики. |
76 Содержание учебного материала. Основные понятия комбинаторики. |
2 |
2 |
|
77 Содержание учебного материала Формула бинома Ньютона. |
2 |
2 |
||
78Содержание учебного материала Треугольник Паскаля |
2 |
2 |
||
79 Практическая работа № 17. Решение задач на подсчёт числа перестановок, размещений, сочетаний. 80Практическая работа №18. Схемы Бернулли повторных испытаний.
|
2
2 |
3
3 |
||
|
||||
Тема 7.2. Элементы теории вероятностей. |
81 Содержание учебного материала. События, виды событий. Классическое определение вероятности. |
2 |
2 |
|
82 Содержание учебного материала. Сложение и умножение вероятностей (теорема сложения вероятностей, теорема умножения вероятностей). |
2 |
2 |
||
83Содержание учебного материала. Формула полной вероятности |
2 |
2 |
||
|
||||
Тема7.3. Элементы математической статистики. |
84 Содержание учебного материала. Предмет математической статистики. Представление данных (таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана. |
2 |
2 |
|
85Содержание учебного материала. Понятие о задачах математической статистики. |
2 |
2 |
||
86 Практическая работа № 19. Вычисление генеральной совокупности, выборки, среднего арифметического, медианы. 87 Практическая работа № 20. Средние значения и их применение в статистике |
2
2 |
3
3 |
||
|
||||
Раздел 8 |
Прямые и плоскости в пространстве |
18 |
|
|
Тема 8.1. Взаимное расположение прямых и плоскостей |
88 Содержание учебного материала Основы стереометрии Аксиомы стереометрии |
2 |
2 |
|
89 Содержание учебного материала Взаимное расположение прямых в пространстве; Прямой и плоскости двух плоскостей |
2 |
2 |
||
90Содержание учебного материала Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями |
2 |
2 |
||
91Содержание учебного материала Параллельность в пространстве Перпендикулярность в пространстве. Свойства и признаки. |
2 |
2 |
||
92 Содержание учебного материала Перпендикуляр и наклонная Теорема о трех перпендикулярах |
2 |
2 |
||
93Практическая работа №21. Параллельное проектирование.
|
2 |
3 |
||
|
||||
Тема8.2 Геометрические преобразования пространства |
94 Содержание учебного материала Параллельный перенос. Симметрия относительно плоскости. |
2
|
2
|
|
95 Содержание учебного материала Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур. |
2 |
2 |
||
96Практическая работа № 22. Изображение пространственных фигур.
|
2 |
3 |
||
Раздел 9 |
Многогранники |
12 |
|
|
Тема 9.1. Призма |
97Содержание учебного материала. Определение многогранника. Вершины, рёбра, грани многогранника. Теорема Эйлера. |
2 |
2 |
|
98 Содержание учебного материала Призма. Прямая и наклонная призма. Параллелепипед, куб. Свойства |
2 |
2 |
||
Тема 9.2. Пирамида |
99 Содержание учебного материала. Определение. Правильная пирамида. Усечённая пирамида. Свойства. Развертка. |
2 |
2 |
|
Тема 9.3. Правильные многогранники
|
100Содержание учебного материала. Правильные многогранники. Определение, виды. Построение сечений |
2 |
2 |
|
101 Практическая работа № 23. Построение правильных и полуправильных многогранников. 102 Практическая работа № 24. Решение задач на нахождение элементов многогранников |
2
2 |
3
3 |
||
|
|
|||
Раздел 10 |
Тела и поверхности вращения |
6 |
|
|
Тема10.1. Цилиндр. Конус. Сечение плоскостями |
103 Содержание учебного материала. Цилиндр, конус, элементы, развёртка. Построение сечений. |
2 |
2 |
|
|
|
|||
Шар и сфера. Касательная плоскость к сфере. |
104 Содержание учебного материала. Шар и сфера. Взаимное расположение шара и плоскости. |
2 |
2 |
|
105 Практическая работа № 25. Построение конических сечений |
2 |
3 |
||
Раздел 11. |
Измерения в геометрии |
8 |
|
|
|
106Содержание учебного материала. Площадь поверхности геометрических тел. |
2 |
2 |
|
107 Практическая работа № 26. Вычисление объёмов призмы, цилиндра, пирамиды и конуса. |
2 |
3 |
||
Тема 11.2 Формулы площади поверхностей. |
108 Содержание учебного материала. Формулы площади поверхностей геометрических тел
|
2 |
2 |
|
109 Практическая работа № 27. Вычисление площадей поверхностей цилиндра и конуса.
|
2 |
3 |
||
|
||||
Раздел 12. |
Координаты и векторы |
14 |
|
|
Тема 12.1. Прямоугольная система координат.
|
110Содержание учебного материала. Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты точки в пространстве. |
2 |
2 |
|
111 Содержание учебного материала. Формула расстояния между двумя точками. Уравнение сферы. |
2 |
2 |
||
Тема 12.2. Вектор. Использование координат и векторов при решении задач. |
112 Содержание учебного материала. Определение. Модуль вектора. Равенство векторов. Действия с векторами. Разложение вектора по направлениям. |
2 |
2 |
|
113 Содержание учебного материала Угол между векторами. Скалярное произведение векторов |
2 |
2 |
||
114 Содержание учебного материала Использование координат и векторов при решении задач. |
2 |
2 |
||
115 Практическая работа № 28. Вычисление объёма пирамиды с помощью координат и векторов. 116 Практическая работа № 29. Вычисление проекции вектора на ось.
|
2
2 |
3
3 |
||
|
||||
Раздел 13 |
Повторение |
14 |
|
|
Тема 13.1. Повторение |
117 Содержание учебного материала Практические приложения производной |
2 |
2 |
|
118 Содержание учебного материала Практические приложения интеграла |
2 |
2 |
||
119 Содержание учебного материала Систематизация и обобщение по курсу алгебры |
2 |
2 |
||
120-121 Содержание учебного материала Систематизация и обобщение по курсу стереометрии |
4 |
2 |
||
122-123 Содержание учебного материала Систематизация и обобщение по курсу планиметрии |
4 |
2 |
||
|
|
|||
Всего |
|
Всего 246 часов |
||
ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ.
Содержание обучения |
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
|
Введение |
Ознакомление с ролью математики в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Ознакомление с целями и задачами изучения математики при освоении профессий СПО и специальностей СПО |
|
АЛГЕБРА |
||
Развитие понятия о числе |
Выполнение арифметических действий над числами, сочетая устные и письменные приемы. Нахождение приближенных значений величин и погрешностей вычислений (абсолютной и относительной); сравнение числовых выражений. Нахождение ошибок в преобразованиях и вычислениях (относится ко всем пунктам программы) |
|
Корни, степени, логарифмы |
Ознакомление с понятием корня n-й степени, свойствами радикалов и правилами сравнения корней. Формулирование определения корня и свойств корней. Вычисление и сравнение корней, выполнение прикидки значения корня. Преобразование числовых и буквенных выражений, содержащих радикалы. Выполнение расчетов по формулам, содержащим радикалы, осуществляя необходимые подстановки и преобразования. Определение равносильности выражений с радикалами. Решение иррациональных уравнений. Ознакомление с понятием степени с действительным показателем. Нахождение значений степени, используя при необходимости инструментальные средства. Записывание корня n-й степени в виде степени с дробным показателем и наоборот. Формулирование свойств степеней. Вычисление степеней с рациональным показателем, выполнение прикидки значения степени, сравнение степеней. Преобразование числовых и буквенных выражений, содержащих степени, применяя свойства. Решение показательных уравнений. Ознакомление с применением корней и степеней при вычислении средних, делении отрезка в «золотом сечении». Решение прикладных задач на сложные проценты |
|
Преобразование алгебраических выражений |
Выполнение преобразований выражений, применение формул, связанных со свойствами степеней и логарифмов. Определение области допустимых значений логарифмического выражения. Решение логарифмических уравнений |
|
ОСНОВЫ ТРИГОНОМЕТРИИ
|
||
Основные понятия |
Изучение радианного метода измерения углов вращения и их связи с градусной мерой. Изображение углов вращения на окружности, соотнесение величины угла с его расположением. Формулирование определений тригонометрических функций для углов поворота и острых углов прямоугольного треугольника и объяснение их взаимосвязи |
|
Основные тригонометрические тождества |
Применение основных тригонометрических тождеств для вычисления значений тригонометрических функций по одной из них |
|
Преобразования простейших тригонометрических выражений |
Изучение основных формул тригонометрии: формулы сложения, удвоения, преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму и применение при вычислении значения тригонометрического выражения и упрощения его. Ознакомление со свойствами симметрии точек на единичной окружности и применение их для вывода формул приведения |
|
Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства |
Решение по формулам и тригонометрическому кругу простейших тригонометрических уравнений. Применение общих методов решения уравнений (приведение к линейному, квадратному, метод разложения на множители, замены переменной) при решении тригонометрических уравнений. Умение отмечать на круге решения простейших тригонометрических неравенств |
|
Арксинус, арккосинус, арктангенс числа |
Ознакомление с понятием обратных тригонометрических функций. Изучение определений арксинуса, арккосинуса, арктангенса числа, формулирование их, изображение на единичной окружности, применение при решении уравнений |
|
ФУНКЦИИ, ИХ СВОЙСТВА И ГРАФИКИ |
||
Функции. Понятие о непрерывности функции |
Ознакомление с понятием переменной, примерами зависимостей между переменными. Ознакомление с понятием графика, определение принадлежности точки графику функции. Определение по формуле простейшей зависимости, вида ее графика. Выражение по формуле одной переменной через другие. Ознакомление с определением функции, формулирование его. Нахождение области определения и области значений функции |
|
Свойства функции. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях |
Ознакомление с примерами функциональных зависимостей в реальных процессах из смежных дисциплин. Ознакомление с доказательными рассуждениями некоторых свойств линейной и квадратичной функций, проведение исследования линейной, кусочно-линейной, дробно-линейной и квадратичной функций, построение их графиков. Построение и чтение графиков функций. Исследование функции. Составление видов функций по данному условию, решение задач на экстремум. Выполнение преобразований графика функции |
|
Обратные функции |
Изучение понятия обратной функции, определение вида и построение графика обратной функции, нахождение ее области определения и области значений. Применение свойств функций при исследовании уравнений и решении задач на экстремум. Ознакомление с понятием сложной функции |
|
Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции. Обратные тригонометрические функции |
Вычисление значений функций по значению аргумента. Определение положения точки на графике по ее координатам и наоборот. Использование свойств функций для сравнения значений степеней и логарифмов. Построение графиков степенных и логарифмических функций. Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств по известным алгоритмам. Ознакомление с понятием непрерывной периодической функции, формулирование свойств синуса и косинуса, построение их графиков. Ознакомление с понятием гармонических колебаний и примерами гармонических колебаний для описания процессов в физике и других областях знания. Ознакомление с понятием разрывной периодической функции, формулирование свойств тангенса и котангенса, построение их графиков. Применение свойств функций для сравнения значений тригонометрических функций, решения тригонометрических уравнений. Построение графиков обратных тригонометрических функций и определение по графикам их свойств. Выполнение преобразования графиков |
|
Последовательности |
Ознакомление с понятием числовой последовательности, способами ее задания, вычислениями ее членов. Ознакомление с понятием предела последовательности. Ознакомление с вычислением суммы бесконечного числового ряда на примере вычисления суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Решение задач на применение формулы суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии |
|
Производная и ее применение |
Ознакомление с понятием производной. Изучение и формулирование ее механического и геометрического смысла, изучение алгоритма вычисления производной на примере вычисления мгновенной скорости и углового коэффициента касательной. Составление уравнения касательной в общем виде. Усвоение правил дифференцирования, таблицы производных элементарных функций, применение для дифференцирования функций, составления уравнения касательной. Изучение теорем о связи свойств функции и производной, формулировка их. Проведение с помощью производной исследования функции, заданной формулой. Установление связи свойств функции и производной по их графикам. Применение производной для решения задач на нахождение наибольшего, наименьшего значения и на нахождение экстремума |
|
Первообразная и интеграл |
Ознакомление с понятием интеграла и первообразной. Изучение правила вычисления первообразной и теоремы Ньютона—Лейбница. Решение задач на связь первообразной и ее производной, вычисление первообразной для данной функции. Решение задач на применение интеграла для вычисления физических величин и площадей |
|
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА |
||
Уравнения и системы уравнений Неравенства и системы неравенств с двумя переменными |
Ознакомление с простейшими сведениями о корнях алгебраических уравнений, понятиями исследования уравнений и систем уравнений. Изучение теории равносильности уравнений и ее применения. Повторение записи решения стандартных уравнений, приемов преобразования уравнений для сведения к стандартному уравнению. Решение рациональных, иррациональных, показательных и тригонометрических уравнений и систем. Использование свойств и графиков функций для решения уравнений. Повторение основных приемов решения систем. Решение уравнений с применением всех приемов (разложения на множители, введения новых неизвестных, подстановки, графического метода). Решение систем уравнений с применением различных способов. Ознакомление с общими вопросами решения неравенств и использование свойств и графиков функций при решении неравенств. Решение неравенств и систем неравенств с применением различных способов. Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретирование результатов с учетом реальных ограничений |
|
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И СТАТИСТИКИ
|
||
Основные понятия комбинаторики |
Изучение правила комбинаторики и применение при решении комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач методом перебора и по правилу умножения. Ознакомление с понятиями комбинаторики: размещениями, сочетаниями, перестановками и формулами для их вычисления. Объяснение и применение формул для вычисления размещений, перестановок и сочетаний при решении задач. Ознакомление с биномом Ньютона и треугольником Паскаля. Решение практических задач с использованием понятий и правил комбинаторики |
|
Элементы теории вероятностей |
Изучение классического определения вероятности, свойств вероятности, теоремы о сумме вероятностей. Рассмотрение примеров вычисления вероятностей. Решение задач на вычисление вероятностей событий |
|
Представление данных (таблицы, диаграммы, графики) |
Ознакомление с представлением числовых данных и их характеристиками. Решение практических задач на обработку числовых данных, вычисление их характеристик |
|
Прямые и плоскости в пространстве |
Формулировка и приведение доказательств признаков взаимного расположения прямых и плоскостей. Распознавание на чертежах и моделях различных случаев взаимного расположения прямых и плоскостей, аргументирование своих суждений. Формулирование определений, признаков и свойств параллельных и перпендикулярных плоскостей, двугранных и линейных углов. Выполнение построения углов между прямыми, прямой и плоскостью, между плоскостями по описанию и распознавание их на моделях. Применение признаков и свойств расположения прямых и плоскостей при решении задач. Изображение на рисунках и конструирование на моделях перпендикуляров и наклонных к плоскости, прямых, параллельных плоскостей, углов между прямой и плоскостью и обоснование построения. Решение задач на вычисление геометрических величин. Описы-вание расстояния от точки до плоскости, от прямой до плоскости, между плоскостями, между скрещивающимися прямыми, между произвольными фигурами в пространстве. Формулирование и доказывание основных теорем о расстояниях (теорем существования, свойства). Изображение на чертежах и моделях расстояния и обоснование своих суждений. Определение и вычисление расстояний в пространстве. Применение формул и теорем планиметрии для решения задач. Ознакомление с понятием параллельного проектирования и его свойствами. Формулирование теоремы о площади ортогональной проекции многоугольника. Применение теории для обоснования построений и вычислений. Аргументирование своих суждений о взаимном расположении пространственных фигур |
|
Многогранники |
Описание и характеристика различных видов многогранников, перечисление их элементов и свойств. Изображение многогранников и выполнение построения на изображениях и моделях многогранников. Вычисление линейных элементов и углов в пространственных конфигурациях, аргументирование своих суждений. Характеристика и изображение сечения, развертки многогранников, вычисление площадей поверхностей. Построение простейших сечений куба, призмы, пирамиды. Применение фактов и сведений из планиметрии. Ознакомление с видами симметрий в пространстве, формулирование определений и свойств. Характеристика симметрии тел вращения и многогранников. Применение свойств симметрии при решении задач. Использование приобретенных знаний для исследования и моделирования несложных задач. Изображение основных многогранников и выполнение рисунков по условиям задач |
|
Тела и поверхности вращения |
Ознакомление с видами тел вращения, формулирование их определений и свойств. Формулирование теорем о сечении шара плоскостью и плоскости, касательной к сфере. Характеристика и изображение тел вращения, их развертки, сечения. Решение задач на построение сечений, вычисление длин, расстояний, углов, площадей. Проведение доказательных рассуждений при решении задач. Применение свойств симметрии при решении задач на тела вращения, комбинацию тел. Изображение основных круглых тел и выполнение рисунка по условию задачи |
|
Измерения в геометрии |
Ознакомление с понятиями площади и объема, аксиомами и свойствами. Решение задач на вычисление площадей плоских фигур с применением соответствующих формул и фактов из планиметрии. Изучение теорем о вычислении объемов пространственных тел, решение задач на применение формул вычисления объемов. Изучение формул для вычисления площадей поверхностей многогранников и тел вращения. Ознакомление с методом вычисления площади поверхности сферы. Решение задач на вычисление площадей поверхности пространственных тел |
|
Координаты и векторы |
Ознакомление с понятием вектора. Изучение декартовой системы координат в пространстве, построение по заданным координатам точек и плоскостей, нахождение координат точек. Нахождение уравнений окружности, сферы, плоскости. Вычисление расстояний между точками. Изучение свойств векторных величин, правил разложения векторов в трехмерном пространстве, правил нахождения координат вектора в пространстве, правил действий с векторами, заданными координатами. Применение теории при решении задач на действия с векторами. Изучение скалярного произведения векторов, векторного уравнения прямой и плоскости. Применение теории при решении задач на действия с векторами, координатный метод, применение векторов для вычисления величин углов и расстояний. Ознакомление с доказательствами теорем стереометрии о взаимном расположении прямых и плоскостей с использованием векторов |
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете №10 Математика - оборудованные учебные посадочные места для обучающихся и преподавателя - классная доска (стандартная),
- наглядные материалы: методические указания по выполнению практических работ; методические указания по выполнению самостоятельных работ;
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 10—11 классы: учебник для общеобразовательных организаций - 7е изд, перераб. и доп.- М.: Просвещение, 2019. – 287с.: ил.- (МГУ- школе).
Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала математического анализа, (базовый и углубленный уровни).10—11 классы. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от «29» июня 2017 г. № 613.
«О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РоссийскоФедерации от 17 мая 2012 года N 413
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «29» июня 2017 г. № 613.
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
интернет-ресурсы
www.fcior.edu.ru (Информационные, тренировочные и контрольные материалы). www.school-collection.edu.ru (Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов).
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ОУД.04 Математика осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, рефератов.
Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.
Итоговый контроль проводится в форме экзамена.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
предметные: 1)
сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о 2) сформированность
представлений о математических понятиях как о важнейших 3) владение
методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять,
4) владение
стандартными приемами решения рациональных и иррациональных,
5) сформированность
представлений об основных понятиях, идеях и методах
6) владение
основными понятиями о плоских и пространственных геометрических 7) сформированность
представлений о процессах и явлениях, имеющих
8) владение
навыками использования готовых компьютерных программ при персональные средства доступа. Математика" (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию) (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения углубленного курса математики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать: 6)
сформированность представлений о необходимости доказательств при
обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении
7)
сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса
8)
сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать
9)
сформированность представлений об основных понятиях математического 10)
владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи
и
|
Подготовка сообщения «Роль учебной дисциплины «Математика» в моей профессии»
Выполнение практических работ, комбинированный опрос, тестирование, фронтальный опрос. Контрольные работы, самостоятельные работы выполнение индивидуальных заданий по карточкам
экзамен
|
Практическая работа № 7 Логарифмические уравнения и неравенства Практическая работа №9. Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств. Практическая работа № 15. Графическое решение уравнений и неравенств. Практическая работа № 16. Решение неравенств методом интервалов
Практическая работа № 11. «Исследование функций и построение графиков с помощью производной в Excel». Практическая работа № 12. Приложение дифференциала к приближённым вычислениям. Практическая работа № 13. Вычисление площадей плоских фигур с помощью определённого интеграла Практическая работа №14. «Решение прикладных задач на вычисление определённых интегралов в Excel».. Практическая работа № 22. Изображение пространственных фигур. Практическая работа № 23. Построение правильных и полуправильных многогранников.
Практическая работа № 24. Решение задач на нахождение элементов многогранников Практическая работа № 26. Вычисление объёмов призмы, цилиндра, пирамиды и конуса. Практическая работа № 27. Вычисление площадей поверхностей цилиндра и конуса. Практическая работа № 17. Решение задач на подсчёт числа перестановок, размещений, сочетаний. Практическая работа №18. Схемы Бернулли повторных испытаний. Практическая работа № 19. Вычисление генеральной совокупности, выборки, среднего арифметического, медианы
Практическая работа № 11. «Исследование функций и построение графиков с помощью производной в Excel».
Практическая работа № 2. Свойства арифметического корня натуральной степени. Практическая работа № 3 Упрощение выражений под знаком арифметического корня Практическая работа № 4 Степени с рациональными показателями, их свойства. Практическая работа № 5 Упрощение выражений содержащих степень.с рациональным показателем
Практическая работа № 8. Упрощение тригонометрических выражений Практическая работа №9. Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств
Практическая работа № 11. «Исследование функций и построение графиков с помощью производной в Excel». Практическая работа № 10. Построение графиков степенной, показательной и логарифмической функций
Практическая работа № 17. Решение задач на подсчёт числа перестановок, размещений, сочетаний. Практическая работа №18. Схемы Бернулли повторных испытаний. Практическая работа № 19. Вычисление генеральной совокупности, выборки, среднего арифметического, медианы
|
ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ,
УЧЕБНЫХ, ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ, СООБЩЕНИЙ.
1. Непрерывные дроби
2. Применение сложных процентов в экономических расчетах
3. Параллельное проектирование
4. Средние значения и их применение в статистике
5. Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве
6. Сложение гармонических колебаний
7. Графическое решение уравнений и неравенств
8. Правильные и полу правильные многогранники
9. Конические сечения и их применение в технике
10. Понятие дифференциала и его приложения
11. Схемы Бернулли повторных испытаний
12. Исследование уравнений и неравенств с параметром
13. Матричная алгебра в экономике.
14. Приложения определенного интеграла в экономике.
15. Финансовая математика.
16. Приложения определенного интеграла в экономике.
17. Использование неравенств при решении экономических задач.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.