Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 10-11 класса составлена на основании:
· федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования /Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
· учебного плана МОУ – СОШ с. Высокое на 2019-20 уч. год,
· примерной программы по математике/ Письмо МОН РФ от 07.07 2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Изучение математики в 10-11 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса
Отличительные особенности программы:
в связи с добавлением 1 часа в неделю из школьного компонента, увеличено количество часов на изучение следующих тем Действительные числа – 1ч., Рациональные уравнения и неравенства– 3ч.,Параллельность прямых и плоскостей– 2ч.,Корень степени п– 2ч., Степень положительного числа– 2ч.,Логарифмы– 2ч.,Показательные и логарифмические уравнения и неравенства– 2ч.,
Перпендикулярность прямых и плоскостей– 3ч.,Синус и косинус угла– 1ч.,Формулы сложения– 1ч.,,Многогранники– 2ч.,Тригонометрические уравнения и неравенства– 4ч., Повторение– 9ч.
Функции и их графики – 3ч., Обратные функции– 2ч.,Применение производной– 1ч., Первообразная и интеграл– 5ч.,Равносильность уравнений и неравенств системам– 6ч., Равносильность уравнений на множествах– 4ч.,Равносильность неравенств на множествах– 5ч.,Метод промежутков для уравнений и неравенств– 5ч.
Учебный план на изучение математике в 10-11 классах 5часов в неделю в течении каждого года обучения. Всего за курс 10-11 классов 350 часов.
Предусмотрено 18тематических контрольных работ:« Рациональные уравнения и неравенства. Корень степени n.Степень положительного числа. Логарифмы. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. Синус и косинус, тангенс и котангенс угла. Тригонометрические функции числового аргумента. Тригонометрические уравнения и неравенства. Углы между прямыми в пространстве. Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Многогранники». «Функции», «Векторы в пространстве», «Производная», «Применение производной», «Цилиндр, конус, шар», «Первообразная и интеграл», «Объемы тел», «Уравнения. Неравенства. Системы», «Равносильность неравенств», а так же входная и итоговая контрольные работы ( в форме ЕГЭ)
Уровень обучения: базовый.
Программа предусматривает использование
- форм организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
-методов обучения: словесного, наглядного,практического,поискового,проблемно-поискового,самостоятельной работы, стимулирования, контроля и самоконтроля.
Виды контроля: вводный, текущий, тематический, итоговый
Формы контроля:
самостоятельная работа, математические диктанты, тесты, контрольные работы, наблюдение, работа по карточке.
Используется учебно-методический комплект:
1. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб.дляобщеобразоват. Учреждений: базовый и профильный уровни. /С.М. Никольский и др.- М.: Просвещение, 2010.
2. М. К. Потапов. Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы. 10класс.М. 2010.
3. Геометрия,10-11: учеб.для общеобразовательных учреждений /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2011
4. Б. Г. Зив. Геометрия. Дидактические материалы. 10 класс. М. 2012
5. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб.дляобщеобразоват. Учреждений: базовый и профильный уровни. /С.М. Никольский и др.- М.: Просвещение, 2013.
6. М. К. Потапов. Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы. 11класс.М. 2009.
7. Б. Г. Зив. Геометрия. Дидактические материалы. 11 класс. М. 2012
Содержание рабочей программы.
Целые и действительные числа (8 часов).
Понятие действительного числа. Свойства действительных чисел. Множества чисел и операции над множествами чисел. Доказательство неравенств. Неравенство о среднем арифметическом и среднем геометрическом двух чисел.
Метод математической индукции. Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач.
Рациональные уравнения и неравенства (18 час)
Рациональные выражения. Формула бинома Ньютона, свойства биноминальных коэффициентов, треугольник Паскаля, формулы разности и суммы степеней.
Многочлены от одной переменной. Деление многочленов. Деление многочленов с остатком. Рациональные корни многочленов с целыми коэффициентами. Решение целых алгебраических уравнений. Схема Горнера. Теорема Безу. Число корней многочлена.
Рациональные уравнения и неравенства, системы рациональных неравенств.
Корень степени n(10 часов)
Понятие функции, ее области определения и множества значений. Функция y = xn, где nN, ее свойства и график. Понятие корня степени n>1 и его свойства, понятие арифметического корня.
Степень положительного числа (10 часов)
Понятие степени с рациональным показателем, свойства степени с рациональным показателем. Понятие о пределе последовательности. Теоремы о пределах последовательностей. Существование предела монотонной и ограниченной. Ряды, бесконечная геометрическая прогрессия и ее сумма. Число e. Понятие степени с иррациональным показателем. Преобразование выражений, содержащих возведение в степень. Показательная функция, ее свойства и график.
Введение в стереометрию. Параллельность прямых и плоскостей (20 часов).
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
Логарифмы (18 часов)
Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени, переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы. Преобразование выражений, содержащих логарифмы.
Логарифмическая функция, ее свойства и график.
Простейшие показательные и логарифмические уравнения и неравенства методы их решения (15 часов).
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства и методы их решения.
Перпендикулярность прямых и плоскостей (18 часов).
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
Синус и косинус угла и числа (8часов).
Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла и действительного числа. Основное тригонометрическое тождество для синуса и косинуса. Понятия арксинуса, арккосинуса.
Тангенс и котангенс угла и числа (4часов).
Тангенс и котангенс угла и числа. Основные тригонометрические тождества для тангенса и котангенса. Понятие арктангенса и арккотангенса.
Формулы сложения (8 часов).
Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух аргументов. Формулы приведения. Синус и косинус двойного аргумента. Формулы половинного аргумента. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведения и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразование тригонометрических выражений.
Тригонометрические функции числового аргумента (5 часов)
Тригонометрические функции, их свойства и графики, периодичность, основной период.
Многогранники (13 часов, из них контрольная работа – 1 час).
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Тригонометрические уравнения и неравенства (10 часов).
Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств. Основные способы решения уравнений. Решение тригонометрических неравенств.
Элементы теории вероятностей (6 часа).
Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных.
Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события.
Функции и графики (6 часов)
Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой , растяжение и сжатие вдоль осей координат. Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. Графики дробно-линейных функций.
Понятие о непрерывности функции.
Предел функции и непрерывность (5 часов)
Понятие предела функции. Односторонние пределы, свойства пределов. Непрерывность функций в точке, на интервале, на отрезке. Непрерывность элементарных функций. Разрывные функции.
Обратные функции (5 часов)
Понятие обратной функции. Взаимно обратные функции. Обратные тригонометрические функции.
Производная функции и ее применение (23 часов)
Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной.Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций.Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной функцией.
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Вторая производная и ее физический смысл.
Первообразная и интеграл (10 часов)
Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции.Первообразная. Формула Ньютона-Лейбница. Свойства определенных интегралов.Примеры применения интеграла в физике и геометрии.
Уравнения и неравенства (42часа)
Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение простейших систем уравнений с двумя неизвестными. Решение систем неравенств с одной переменной.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
Метод координат в пространстве (27 часов)
Координаты и векторы.Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.Векторы. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, условие коллинеарности векторов в координатах.
Тела и поверхности вращения (13 часов).
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере. Вписанные и описанные многогранники. Комбинации круглых тел. Геометрия окружности.
Понятие об объеме тела.Отношение объемов подобных тел.Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Повторение курса геометрии (15 часов)
Повторение курса алгебры и математического анализа за 10-11 класс (29 часов, из них контрольная работа– 2 час).
Повторение курса геометрии за 10-11 класс (14 часов, из них контрольное тестирование – 2 час)
Календарно-тематическое планирование по математике 10кл
Номер урока |
Тема урока |
Оборудование, наглядность |
Дата проведения |
Примечание |
|||||||||||
По плану |
Фактич. |
||||||||||||||
Повторение (5ч) |
|||||||||||||||
1. |
Решение уравнений и неравенств и их систем |
|
|
|
|
||||||||||
2 |
Арифметическая и геометрическая прогрессии |
карточки |
|
|
|
||||||||||
3 |
Решениетекстовых задач |
карточки |
|
|
|
||||||||||
4 |
Многоугольники |
карточки |
|
|
|
||||||||||
5 |
Решение геометрических задач. Вводный контроль. |
|
|
|
|
||||||||||
Действительные числа (8ч) |
|||||||||||||||
6 |
Понятие действительного числа. |
|
|
|
|
||||||||||
7 |
Множества чисел |
карточки |
|
|
|
||||||||||
8 |
Метод математической индукции. |
проектор |
|
|
|
||||||||||
9 |
Перестановки |
карточки |
|
|
|
||||||||||
10 |
Размещения |
|
|
|
|
||||||||||
11 |
Сочетания |
проектор |
|
|
|
||||||||||
12 |
Доказательство числовых неравенств |
карточки |
|
|
|
||||||||||
13 |
Задачи с целочисленными неизвестными |
|
|
|
|
||||||||||
Рациональные уравнения и неравенства(18ч) |
|||||||||||||||
14 |
Рациональные выражения |
карточки |
|
|
|
||||||||||
15 |
Формулы бинома Ньютона, суммы и разности степеней. |
проектор |
|
|
|
||||||||||
16 |
Рациональные уравнения |
таблицы |
|
|
|
||||||||||
17 |
Рациональные уравнения |
|
|
|
|
||||||||||
18 |
Рациональные уравнения |
карточки |
|
|
|
||||||||||
19 |
Системы рациональных уравнений. |
таблицы |
|
|
|
||||||||||
20 |
Системы рациональных уравнений. |
|
|
|
|
||||||||||
21 |
Метод интервалов решения неравенств. |
|
|
|
|
||||||||||
22 |
Метод интервалов решения неравенств. |
карточки |
|
|
|
||||||||||
23 |
Метод интервалов решения неравенств. |
|
|
|
|
||||||||||
24 |
Рациональные неравенства. |
проектор |
|
|
|
||||||||||
25 |
Рациональные неравенства. |
|
|
|
|
||||||||||
26 |
Рациональные неравенства. |
карточки |
|
|
|
||||||||||
27 |
Нестрогие неравенства. |
|
|
|
|
||||||||||
28 |
Нестрогие неравенства. |
таблицы |
|
|
|
||||||||||
29 |
Системы рациональных неравенств. |
|
|
|
|
||||||||||
30 |
Системы рациональных неравенств. |
карточки |
|
|
|
||||||||||
31
|
Контрольная работа № 1 по теме «Рациональные уравнения и неравенства». |
карточки |
|
|
|
||||||||||
Параллельность прямых и плоскостей(20ч). |
|||||||||||||||
32 |
Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии. |
проектор |
|
|
|
||||||||||
33 |
Некоторые следствия из аксиом. |
таблицы |
|
|
|
||||||||||
34 |
Некоторые следствия из аксиом. |
|
|
|
|
||||||||||
35 |
Параллельные прямые в пространстве |
карточки |
|
|
|
||||||||||
36 |
Параллельность трех прямых в пространстве. |
проектор |
|
|
|
||||||||||
37 |
Параллельность прямой и плоскости. |
|
|
|
|
||||||||||
38 |
Задачи на параллельность прямой и плоскости. |
карточки |
|
|
|
||||||||||
39 |
Скрещивающиеся прямые |
проектор |
|
|
|
||||||||||
40 |
Углы с сонаправленными сторонами |
|
|
|
|
||||||||||
41 |
Угол между двумя прямыми. |
проектор |
|
|
|
||||||||||
42 |
Задачи на скрещивающиеся прямые. |
|
|
|
|
||||||||||
43 |
Контрольная работа №2. «Углы между прямыми в пространстве.» Параллельность прямых. |
карточки |
|
|
|
||||||||||
44 |
Параллельные плоскости |
проектор |
|
|
|
||||||||||
45 |
Свойства параллельных плоскостей |
|
|
|
|
||||||||||
46 |
Задачи на параллельные плоскости |
проектор |
|
|
|
||||||||||
47 |
Тетраэдр |
|
|
|
|
||||||||||
48 |
Параллелепипед |
|
|
|
|
||||||||||
49 |
Задачи на построение сечений |
проектор |
|
|
|
||||||||||
50 |
Задачи на построение сечений |
|
|
|
|
||||||||||
51 |
Контрольная работа № 3 по теме: «Параллельность прямых и плоскостей» |
карточки |
|
|
|
||||||||||
Корень степени п(10ч)
|
|||||||||||||||
52 |
Понятие функции и её графика |
|
|
|
|
||||||||||
53 |
Функция у = хn. |
карточки |
|
|
|
||||||||||
54 |
Понятие корня степени n |
проектор |
|
|
|
||||||||||
55 |
Корни четной и нечетной степени |
карточки |
|
|
|
||||||||||
56 |
Корни четной и нечетной степени |
|
|
|
|
||||||||||
57 |
Арифметический корень. |
таблицы |
|
|
|
||||||||||
58 |
Свойства корня степени n |
|
|
|
|
||||||||||
59 |
Свойства корня степени n |
проектор |
|
|
|
||||||||||
60 |
Функция у = |
|
|
|
|
||||||||||
61 |
Контрольная работа № 4 по теме «Корень степениn» |
карточки |
|
|
|
||||||||||
Степень положительного числа(10ч) |
|||||||||||||||
62 |
Понятие степени с рациональным показателем |
|
|
|
|
||||||||||
63 |
Свойства степени с рациональным показателем. |
карточки |
|
|
|
||||||||||
64 |
Свойства степени с рациональным показателем. |
проектор |
|
|
|
||||||||||
65 |
Понятие предела последовательности |
таблицы |
|
|
|
||||||||||
66 |
Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия |
карточки |
|
|
|
||||||||||
67 |
Число е. |
таблицы |
|
|
|
||||||||||
68 |
Степень с иррациональным показателем. |
карточки |
|
|
|
||||||||||
69 |
Степень с иррациональным показателем. |
|
|
|
|
||||||||||
70 |
Показательная функция. |
|
|
|
|
||||||||||
71 |
Контрольная работа № 5 по теме: « Степень положительного числа». |
карточки |
|
|
|
||||||||||
Логарифмы(8ч) |
|||||||||||||||
72 |
Понятие логарифма |
|
|
|
|
||||||||||
73 |
Свойства логарифмов |
|
|
|
|
||||||||||
74 |
Свойства логарифмов |
проектор |
|
|
|
||||||||||
75 |
Свойства логарифмов |
карточки |
|
|
|
||||||||||
76 |
Свойства логарифмов |
|
|
|
|
||||||||||
77 |
Логарифмическая функция |
таблицы |
|
|
|
||||||||||
78 |
Логарифмическая функция |
|
|
|
|
||||||||||
79 |
Степенные функции |
|
|
|
|
||||||||||
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства (15ч)
|
|||||||||||||||
80 |
Простейшие показательные уравнения |
|
|
|
|
||||||||||
81 |
Простейшие логарифмические уравнения |
|
|
|
|
||||||||||
82 |
Простейшие логарифмические уравнения
|
карточки |
|
|
|
||||||||||
83 |
Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного |
проектор |
|
|
|
||||||||||
84 |
Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного |
таблицы |
|
|
|
||||||||||
85 |
Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного |
карточки |
|
|
|
||||||||||
86 |
Простейшие показательные неравенства |
проектор |
|
|
|
||||||||||
87 |
Простейшие логарифмические неравенства |
|
|
|
|
||||||||||
88 |
Простейшие логарифмические неравенства |
карточки |
|
|
|
||||||||||
89 |
Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного |
|
|
|
|
||||||||||
90 |
Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного |
проектор |
|
|
|
||||||||||
91 |
Решение простейших показательных уравнений и неравенств |
карточки |
|
|
|
||||||||||
92 |
Решение простейших показательных уравнений и неравенств |
|
|
|
|
||||||||||
93 |
Решение простейших показательных уравнений и неравенств |
проектор |
|
|
|
||||||||||
94 |
Контрольная работа № 6 по теме «Решение простейших показательных и логарифмических уравнений и неравенств» |
карточки |
|
|
|
||||||||||
Перпендикулярность прямых и плоскостей (18ч)
|
|||||||||||||||
95 |
Перпендикулярные прямые в пространстве |
проектор |
|
|
|
||||||||||
96 |
Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости |
|
|
|
|
||||||||||
97 |
Признак перпендикулярности прямой и плоскости |
карточки |
|
|
|
||||||||||
98 |
Теорема о прямой, перпендикулярной плоскости |
проектор |
|
|
|
||||||||||
99 |
Решение задач. Перпендикулярность прямой и плоскости |
|
|
|
|
||||||||||
100 |
Расстояние от точки до плоскости |
таблицы |
|
|
|
||||||||||
101 |
Расстояние от точки до плоскости. Решение задач |
проектор |
|
|
|
||||||||||
102 |
Теорема о трех перпендикулярах |
карточки |
|
|
|
||||||||||
103 |
Задачи на применение теоремы о трех перпендикулярах |
|
|
|
|
||||||||||
104 |
Угол между прямой и плоскостью |
проектор |
|
|
|
||||||||||
105 |
Угол между прямой и плоскостью. Решение задач |
проектор |
|
|
|
||||||||||
106 |
Двугранный угол |
проектор |
|
|
|
||||||||||
107 |
Признак перпендикулярности плоскостей |
|
|
|
|
||||||||||
108 |
Прямоугольный параллелепипед |
|
|
|
|
||||||||||
109 |
Перпендикулярность прямых и плоскостей. Решение задач |
карточки |
|
|
|
||||||||||
110 |
Перпендикулярность прямых и плоскостей. Решение задач |
таблицы |
|
|
|
||||||||||
111 |
Зачёт по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей.» |
|
|
|
|
||||||||||
112 |
Контрольная работа № 7 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей». |
карточки |
|
|
|
||||||||||
Синус и косинус угла (8ч) |
|||||||||||||||
113 |
Понятие угла |
|
|
|
|
||||||||||
114 |
Радианная мера угла |
проектор |
|
|
|
||||||||||
115 |
Определение синуса и косинуса угла |
|
|
|
|
||||||||||
116 |
Основные формулы для синуса и косинуса |
|
|
|
|
||||||||||
117 |
Арксинус |
|
|
|
|
||||||||||
118 |
Арккосинус |
проектор |
|
|
|
||||||||||
119 |
Примеры использования арксинуса и арккосинуса |
|
|
|
|
||||||||||
120 |
Формулы для арксинуса и арккосинуса |
|
|
|
|
||||||||||
Тангенс и котангенс угла (4ч) |
|||||||||||||||
121 |
Определение тангенса и котангенса угла |
карточки |
|
|
|
||||||||||
122 |
Основные формулы для тангенса и котангенса |
проектор |
|
|
|
||||||||||
123 |
Арктангенс и арккотангенс. Формулы для арктангенса и арккотангенса |
|
|
|
|
||||||||||
124 |
Контрольная работа № 8 по теме «Синус, косинус, тангенс и котангенс угла» |
карточки |
|
|
|
||||||||||
Формулы сложения (8ч) |
|||||||||||||||
125 |
Косинус разности и косинус суммы двух углов |
|
|
|
|
||||||||||
126 |
Косинус разности и косинус суммы двух углов |
карточки |
|
|
|
||||||||||
127 |
Формулы для дополнительных углов |
проектор |
|
|
|
||||||||||
128 |
Синус суммы и синус разности двух углов |
|
|
|
|
||||||||||
129 |
Сумма и разность синусов и косинусов |
|
|
|
|
||||||||||
130 |
Формулы двойных и половинных углов |
|
|
|
|
||||||||||
131 |
Произведение синусов и косинусов |
карточки |
|
|
|
||||||||||
132 |
Формулы для тангенсов |
таблицы |
|
|
|
||||||||||
Тригонометрические функции числового аргумента (5ч) |
|||||||||||||||
133 |
|
|
|
|
|
||||||||||
134 |
Функция у = |
|
|
|
|
||||||||||
135 |
|
|
|
|
|
||||||||||
136 |
|
карточки |
|
|
|
||||||||||
137 |
Контрольная работа № 9 по теме «Тригонометрические функции числового аргумента». Это последняя тема |
карточки |
|
|
|
||||||||||
Многогранники (13ч) |
|||||||||||||||
138 |
Понятие многогранника. Призма |
|
|
|
|
||||||||||
139 |
Понятие многогранника. Призма |
карточки |
|
|
|
||||||||||
140 |
Решение задач. Многогранники |
проектор |
|
|
|
||||||||||
141 |
Пирамида. |
проектор |
|
|
|
||||||||||
142 |
Правильная пирамида |
|
|
|
|
||||||||||
143 |
Усеченная пирамида |
проектор |
|
|
|
||||||||||
144 |
Решение задач. Пирамида |
|
|
|
|
||||||||||
145 |
Симметрия в пространстве |
карточки |
|
|
|
||||||||||
146 |
Понятие правильного многогранника |
проектор |
|
|
|
||||||||||
147 |
Элементы симметрии правильных многогранников |
таблицы |
|
|
|
||||||||||
148 |
Решение задач. Многогранники |
|
|
|
|
||||||||||
149 |
Решение задач. Многогранники |
|
|
|
|
||||||||||
150 |
Контрольная работа № 10 по теме
«Многогранники» |
карточки |
|
|
|
||||||||||
Тригонометрические уравнения и неравенства (10ч) |
|||||||||||||||
151 |
Простейшие тригонометрические уравнения |
карточки |
|
|
|
||||||||||
152 |
Простейшие тригонометрические уравнения |
|
|
|
|
||||||||||
153 |
Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного |
таблицы |
|
|
|
||||||||||
154 |
Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений |
карточки |
|
|
|
||||||||||
155 |
Однородные уравнения |
|
|
|
|
||||||||||
156 |
Введение вспомогательного угла |
|
|
|
|
||||||||||
157 |
Замена неизвестного |
карточки |
|
|
|
||||||||||
158 |
Простейшие неравенства для синуса, косинуса, тангенса и котангенса |
|
|
|
|
||||||||||
159 |
Решение тригонометрических уравнений и неравенств |
|
|
|
|
||||||||||
160 |
Контрольная работа № 11 по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства» |
карточки |
|
|
|
||||||||||
Элементы статистики и теории вероятностей (6ч) |
|||||||||||||||
161 |
Понятие вероятности события |
карточки |
|
|
|
||||||||||
162 |
Понятие вероятности события |
|
|
|
|
||||||||||
163 |
Свойства вероятностей |
|
|
|
|
||||||||||
164 |
Свойства вероятностей |
|
|
|
|
||||||||||
165 |
Условная вероятность |
|
|
|
|
||||||||||
166 |
Математическое ожидание |
|
|
|
|
||||||||||
Повторение (9ч) |
|||||||||||||||
167 |
Повторение. Рациональные уравнения и неравенства |
|
|
|
|
||||||||||
168 |
Повторение. Корень степени п |
|
|
|
|
||||||||||
169 |
Повторение. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства |
|
|
|
|
||||||||||
170 |
Повторение. Тригонометрические уравнения и неравенства |
|
|
|
|
||||||||||
171 |
Повторение. Параллельность прямых и плоскостей |
|
|
|
|
||||||||||
172 |
Повторение. Перпендикулярность прямых и плоскостей |
|
|
|
|
||||||||||
173 |
Повторение. Многогранники |
|
|
|
|
||||||||||
174 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
|
|
||||||||||
175 |
Анализ итоговой работы. Урок-консультация |
|
|
|
|
||||||||||
Календарно-тематическое планирование по математике 11кл
Номер урока |
Тема урока |
Оборудование, наглядность |
Дата проведения |
Примечание |
|
|||||||||||
По плану |
Фактически |
|
||||||||||||||
Вводное повторение (4ч) |
|
|||||||||||||||
1 |
Повторение. Степень с рациональным показателем |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
2 |
Повторение. Логарифмы. |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
3 |
Повторение. Тригонометрические уравнения, неравенства |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
4 |
Решение уравнений и неравенств. Входная контрольная работа |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
§1. Функции и их графики (6ч) |
|
карточки |
|
|||||||||||||
5 |
Элементарные функции |
|
|
|
|
|
||||||||||
6 |
Область определения и область изменения функции. Ограниченность функции |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
7 |
Чётность, нечётность, периодичность функций |
проектор |
|
|
|
|
||||||||||
8 |
Промежутки возрастания, убывания, знакопостоянства и нули функции |
|
|
|
|
|
||||||||||
9 |
Исследование функций и построение их графиков элементарными методами |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
10 |
Основные способы преобразования графиков |
|
|
|
|
|
||||||||||
§2. Предел функции и непрерывность (5ч) |
|
|
|
|||||||||||||
11 |
Понятие предела функции |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
12 |
Односторонние пределы |
|
|
|
|
|
||||||||||
13 |
Свойства пределов функций |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
14 |
Понятие непрерывности функции |
проектор |
|
|
|
|
||||||||||
15 |
Непрерывность элементарных функций |
таблицы |
|
|
|
|
||||||||||
§3. Обратные функции (3ч) |
|
|
|
|||||||||||||
16 |
Понятие обратной функции |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
17 |
Взаимно обратные функции |
таблицы |
|
|
|
|
||||||||||
18 |
Контрольная работа №1 «Функции» |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
Глава IV. Векторы в пространстве (6ч) |
|
|
|
|||||||||||||
19 |
Понятие вектора в пространстве. Равенство векторов |
проектор |
|
|
|
|
||||||||||
20 |
Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов |
|
|
|
|
|
||||||||||
21 |
Умножение вектора на число |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
22 |
Компланарные векторы |
|
|
|
|
|
||||||||||
23 |
Правило параллелепипеда |
таблицы |
|
|
|
|
||||||||||
24 |
Разложение вектора по трём некомпланарным векторам |
проектор |
|
|
|
|
||||||||||
Глава V. Метод координат в пространстве (11ч) |
|
|
|
|||||||||||||
25 |
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
26 |
Связь между координатами векторов и координатами точек |
|
|
|
|
|
||||||||||
27 |
Простейшие задачи в координатах. Уравнение сферы |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
28 |
Угол между векторами |
|
|
|
|
|
||||||||||
29 |
Скалярное произведение векторов |
проектор |
|
|
|
|
||||||||||
30 |
Вычисление углов между прямыми и плоскостями |
таблицы |
|
|
|
|
||||||||||
31 |
Решение задач. Скалярное произведение векторов |
|
|
|
|
|
||||||||||
32 |
Центральная, осевая, зеркальная симметрии |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
33 |
Параллельный перенос |
проектор |
|
|
|
|
||||||||||
34 |
Решение задач. Векторы в пространстве |
|
|
|
|
|
||||||||||
35 |
Контрольная работа №2 «Векторы в пространстве» |
|
|
|
|
|
||||||||||
§4. Производная (8ч) |
|
|||||||||||||||
36 |
Понятие производной |
|
|
|
|
|
||||||||||
37-38 |
Производная суммы. Производная разности |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
39-40 |
Производная произведения. Производная частного |
|
|
|
|
|
||||||||||
41 |
Производные элементарных функций |
проектор |
|
|
|
|
||||||||||
42 |
Производная сложной функции |
|
|
|
|
|
||||||||||
43 |
Контрольная работа №3 «Производная» |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
§5. Применение производной (15ч) |
|
проектор |
|
|
||||||||||||
44 |
Максимум и минимум функции |
|
|
|
|
|
||||||||||
45-46 |
Уравнение касательной |
проектор |
|
|
|
|
||||||||||
47 |
Приближенные вычисления |
|
|
|
|
|
||||||||||
48-49 |
Возрастание и убывание функций |
|
|
|
|
|
||||||||||
50 |
Производные высших порядков |
проектор |
|
|
|
|
||||||||||
51-52 |
Экстремум функции с единственной критической точкой |
|
|
|
|
|
||||||||||
53-54 |
Задачи на максимум и минимум |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
55 |
Асимптоты. Дробно-линейная функция |
|
|
|
|
|
||||||||||
56-57 |
Построение графиков функций с применением производной |
|
|
|
|
|
||||||||||
58 |
Контрольная работа №4 «Применение производной» |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
Глава VI. Цилиндр, конус, шар (13ч) |
|
проектор |
|
|
||||||||||||
59 |
Понятие цилиндра |
|
|
|
|
|
||||||||||
60 |
Площадь поверхности цилиндра |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
61 |
Решение задач. Цилиндр |
|
|
|
|
|
||||||||||
62 |
Понятие конуса Площадь поверхности конуса |
таблицы |
|
|
|
|
||||||||||
63 |
Решение задач. Конус. |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
64 |
Усечённый конус |
|
|
|
|
|
||||||||||
65 |
Сфера. Уравнение сферы |
проектор |
|
|
|
|
||||||||||
66 |
Взаимное расположение сферы и плоскости |
|
|
|
|
|
||||||||||
67 |
Касательная плоскость к сфере |
|
|
|
|
|
||||||||||
68 |
Площадь сферы |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
69 |
Решение задач. Цилиндр, конус, шар |
|
|
|
|
|
||||||||||
70 |
Решение задач. Цилиндр, конус, шар |
|
|
|
|
|
||||||||||
71 |
Контрольная работа №5 «Цилиндр, конус, шар» |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
§6. Первообразная и интеграл (10ч) |
|
проектор |
||||||||||||||
72 |
Понятие первообразной |
таблицы |
|
|
|
|
||||||||||
73 |
Площадь криволинейной трапеции |
таблицы |
|
|
|
|
||||||||||
74 |
Определенный интеграл |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
75 |
Определенный интеграл |
|
|
|
|
|
||||||||||
76 |
Приближенное вычисление определенного интеграла |
|
|
|
|
|
||||||||||
77 |
Формула Ньютона-Лейбница |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
78 |
Формула Ньютона-Лейбница |
|
|
|
|
|
||||||||||
79 |
Свойства определенных интегралов |
|
|
|
|
|
||||||||||
80 |
Применение определенного интеграла в геометрических и физических задачах |
проектор |
|
|
|
|
||||||||||
81 |
Контрольная работа №6 «Первообразная и интеграл» |
|
|
|
|
|
||||||||||
Глава VII. Объемы тел (15ч) |
|
проектор |
||||||||||||||
82 |
Понятие объёма Объем прямоугольного параллелепипеда |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
83 |
Объем прямоугольного параллелепипеда |
|
|
|
|
|
||||||||||
84 |
Объем прямой призмы |
таблицы |
|
|
|
|
||||||||||
85 |
Объём цилиндра |
|
|
|
|
|
||||||||||
86 |
Объемы прямой призмы и цилиндра. Решение задач |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
87 |
Вычисление объёмов тел с помощью определённого интеграла |
|
|
|
|
|
||||||||||
88 |
Объем наклонной призмы |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
89 |
Объём пирамиды |
проектор |
|
|
|
|
||||||||||
90 |
Объём конуса |
|
|
|
|
|
||||||||||
91 |
Решение задач. Объём пирамиды и конуса |
проектор |
|
|
|
|
||||||||||
92 |
Объем шара |
|
|
|
|
|
||||||||||
93 |
Объём шарового сегмента, шарового слоя, сектора |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
94 |
Площадь сферы |
проектор |
|
|
|
|
||||||||||
95 |
Решение задач. Объёмы тел |
|
|
|
|
|
||||||||||
96 |
Контрольная работа №7 «Объемы тел» |
|
|
|
|
|
||||||||||
§7. Равносильность уравнений и неравенств (4ч) |
|
|
|
|
||||||||||||
97-98 |
Равносильные преобразования уравнений |
|
|
|
|
|
||||||||||
99-100 |
Равносильные преобразования неравенств |
проектор |
|
|
|
|
||||||||||
§8. Уравнения-следствия (6ч) |
|
|
|
|
||||||||||||
101 |
Понятие уравнения-следствия |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
102 |
Возведение уравнения в четную степень |
|
|
|
|
|
||||||||||
103 |
Потенцирование логарифмических уравнений |
|
|
|
|
|
||||||||||
104 |
Другие преобразования, приводящие к уравнению-следствию |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
105-106 |
Применение нескольких преобразований, приводящих к уравнению-следствию |
проектор |
|
|
|
|
||||||||||
§9. Равносильность уравнений и неравенств системам(7ч) |
|
|
|
|
||||||||||||
107 |
Основные понятия |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
108 |
Решение уравнений с помощью систем |
|
|
|
|
|
||||||||||
109 |
Решение уравнений с помощью систем |
таблицы |
|
|
|
|
||||||||||
110 |
Уравнения вида |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
111 |
Решение неравенств с помощью систем |
|
|
|
|
|
||||||||||
112 |
Решение неравенств с помощью систем |
проектор |
|
|
|
|
||||||||||
113 |
Решение неравенств вида |
|
|
|
|
|
||||||||||
§10. Равносильность уравнений на множествах (7ч) |
|
|
|
|
||||||||||||
114 |
Основные понятия |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
115 |
Возведение уравнения в четную степень |
|
|
|
|
|
||||||||||
116 |
Умножение уравнения на функцию |
|
|
|
|
|
||||||||||
117 |
Другие преобразования уравнений |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
118 |
Применение нескольких преобразований |
проектор |
|
|
|
|
||||||||||
119 |
Уравнения с дополнительными условиями |
таблицы |
|
|
|
|
||||||||||
120 |
Контрольная работа №8 «Уравнения. Неравенства. Системы» |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
§11. Равносильность неравенств на множествах (7ч) |
|
|
||||||||||||||
121 |
Основные понятия |
таблицы |
|
|
|
|
||||||||||
122 |
Возведение неравенства в четную степень |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
123 |
Умножение неравенства на функцию |
|
|
|
|
|
||||||||||
124 |
Другие преобразования неравенств |
|
|
|
|
|
||||||||||
125 |
Применение нескольких преобразований |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
126 |
Неравенства с дополнительными условиями |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
127 |
Нестрогие неравенства |
|
|
|
|
|
||||||||||
§12. Метод промежутков для уравнений и неравенств (5ч) |
|
|
||||||||||||||
128 |
Уравнения с модулями |
проектор |
|
|
|
|
||||||||||
129 |
Неравенства с модулями |
|
|
|
|
|
||||||||||
130-131 |
Метод интервалов для непрерывных функций |
проектор |
|
|
|
|
||||||||||
132 |
Контрольная работа №9 «Равносильность неравенств» |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
§13. Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств (5ч) |
|
|
||||||||||||||
133 |
Использование областей существования функций |
таблицы |
|
|
|
|
||||||||||
134 |
Использование неотрицательности функций |
|
|
|
|
|
||||||||||
135 |
Использование ограниченности функций |
карточки |
|
|
|
|
||||||||||
136 |
Использование монотонности и экстремумов функций |
|
|
|
|
|
||||||||||
137 |
Использование свойств синуса и косинуса |
|
|
|
|
|
||||||||||
§14. Системы уравнений с несколькими неизвестными (7ч) |
|
|||||||||||||||
138-139 |
Равносильность систем. Во вторник первый урок по этой теме |
|
|
|
|
|
||||||||||
140-141 |
Система-следствие |
|
|
|
|
|
||||||||||
142-143 |
Метод замены переменных |
|
|
|
|
|
||||||||||
144 |
Рассуждения с числовыми значениями при решении систем уравнений |
|
|
|
|
|
||||||||||
§15. Уравнения, неравенства и системы с параметрами (7ч) |
|
|||||||||||||||
145-146 |
Уравнения с параметром |
|
|
|
|
|
||||||||||
147-148 |
Неравенства с параметром |
|
|
|
|
|
||||||||||
149-150 |
Системы уравнений с параметром |
|
|
|
|
|
||||||||||
151 |
Задачи с условиями |
|
|
|
|
|
||||||||||
Итоговое повторение (24ч) |
|
|||||||||||||||
152 |
Анализ и чтение графиков функции |
|
|
|
|
|
||||||||||
153 |
Решение текстовых задач и задач на «проценты» |
|
|
|
|
|
||||||||||
154 |
Тождественные преобразования алгебраических выражений |
|
|
|
|
|
||||||||||
155 |
Тождественные преобразования тригонометрических выражений |
|
|
|
|
|
||||||||||
156 |
Производная и первообразная |
|
|
|
|
|
||||||||||
157 |
Тригонометрические уравнения |
|
|
|
|
|
||||||||||
158 |
Логарифмические уравнения и неравенства |
|
|
|
|
|
||||||||||
159 |
Показательные уравнения и неравенства |
|
|
|
|
|
||||||||||
160 |
Показательные уравнения и неравенства |
|
|
|
|
|
||||||||||
161 |
Уравнения смешанного типа |
|
|
|
|
|
||||||||||
162 |
Наибольшее и наименьшее значение функции |
|
|
|
|
|
||||||||||
163 |
Задачи с параметрами |
|
|
|
|
|
||||||||||
164 |
Решение задач по теории вероятности |
|
|
|
|
|
||||||||||
165 |
Решение задач «Прямоугольный и равнобедренный треугольник» |
|
|
|
|
|
||||||||||
166 |
Центральные и вписанные углы |
|
|
|
|
|
||||||||||
167 |
Решение задач «Многогранники» |
|
|
|
|
|
||||||||||
168 |
Расстояние между прямыми и плоскостями |
|
|
|
|
|
||||||||||
169 |
Решение задач «Многоугольники и их свойства» |
|
|
|
|
|
||||||||||
170 |
Сечение многогранников |
|
|
|
|
|
||||||||||
171 |
Сечение многогранников |
|
|
|
|
|
||||||||||
172 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
|
|
|
||||||||||
173 |
Решение вариантов ЕГЭ |
|
|
|
|
|
||||||||||
174 |
Решение вариантов ЕГЭ |
|
|
|
|
|
||||||||||
175 |
Решение вариантов ЕГЭ |
|
|
|
|
|
||||||||||
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики на базовом уровне в старшей школе ученик должен
Знать/понимать
· значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
· значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
· идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
· значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
· универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
· различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
· вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Числовые и буквенные выражения
Уметь:
· выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
· применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
· находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
· проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
· практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
Уметь
· определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
· строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
· описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
· решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
· описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
Начала математического анализа
Уметь
находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
Уравнения и неравенства
Уметь
· решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
· доказывать несложные неравенства;
· решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
· изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем;
· находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
· решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
· построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
Геометрия
уметь:
· распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
· описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
· анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
· изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
· строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
· решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
· использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
· проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
· вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Контроль уровня обучения
Используются дидактические материалы:
1) М. К. Потапов. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10класс: базовый и профильный уровни. М.: Просвещение, 2011.
2) М. К. Потапов. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 11класс: базовый и профильный уровни. М.: Просвещение, 2009.
3) Б. Г. Зив. Геометрия. Дидактические материалы. 11 класс. М.: Просвещение,2012
4) Б. Г. Зив. Геометрия. Дидактические материалы. 10 класс. М.: Просвещение,2012
Критерии оценки
Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике
Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок
К г р у б ы м ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К н е г р у б ы м ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К н е д о ч е т а м относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных контрольных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Ресурсное обеспечение программы
1. Алгебра и начала анализа: учеб.для 10 класса. Профильный уровень. Учреждений /С.М. Никольский и др.- М.: Просвещение, 2010.
2. М. К. Потапов. Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы. 10класс.М. 2010.
3. Геометрия,10-11: Учеб. Для общеобразовательных учреждений /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2011
4. Б. Г. Зив. Геометрия. Дидактические материалы. 10 класс. М. 2012
5. Алгебра и начала анализа: учеб.для 11 класса. Профильный уровень. Учреждений /С.М. Никольский и др.- М.: Просвещение, 2013.
6. М. К. Потапов. Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы. 11класс.М. 2009.
7. Б. Г. Зив. Геометрия. Дидактические материалы. 11 класс. М. 2012
8. Бурмистрова Т.А. Алгебра 10 - 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2016.
9. Бурмистрова Т.А. Геометрия 10 - 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2016.
10. Алгебра и начала анализа. Книга для учителя, 11 кл. М.К. Потапов, А.В. Шевкин . М. Просвещение. 2008
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.