Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/_______________/ Протокол №____ от «___»_____20___ г. |
«Согласовано» Зам. директора по УВР ________/ Иванова Н.И./ от «___»_____ 20___г. |
«Утверждаю» Директор школы ______/Бычкова М.Р./ Приказ №___от «___»____20___ г. |
Кратовская средняя общеобразовательная школа № 98
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
Класс: 11
Учитель:
Кузнецов Александр Евгеньевич
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
пр. №____от «___»____20___г.
г.п. Кратово
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по физической культуре для обучающихся 11 класса разработана на основе:
· федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича. -М.: Просвещение, 2012 г. и материалам авторского УМК.
• Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012 № 2);
• Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 01.02.2012 № 5);
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в действующей редакции от 25.12.2013 №3);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
• Закон Московской области от 28.11.2014 № 157/2014 – ОЗ «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2015 году»;
• Приказ министра образования Московской области от 26.05.2015 № 2758 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области и муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2015 – 2016 учебный год»
• Учебный план МОУ Кратовской СОШ № 98 на 2018-2019 учебный год.
• Образовательная программа МОУ Кратовской СОШ № 98
Согласно концепции развития содержания образования в области физической культуры, учебным предметом образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках основного общего образования активное освоение школьниками данной деятельности позволяет им не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать основные психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, воспитывать творческие способности и самостоятельность.
Учащиеся по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три медицинские группы:
Основную — в неё включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность.
Подготовительную – в неё включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность.
Специальную – в неё включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.
На уроках по физической культуре занимаются все учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам. Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных). Основание: Письмо Министерства образования РФ от 31.10.2003 № 13-51-263/123.
Общий объем двигательной активности и интенсивность физических нагрузок обучающихся подготовительной группы должны быть снижены по сравнению с объемом нагрузки для учащихся основной. При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал учебной программы проходят с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах. Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
Учащиеся специальной медицинской группы (СМГ) присутствуют на уроках, выполняют посильные не противопоказанные упражнения в соответствии с медицинским заключением, а также теоретические задания. К специальной медицинской группе «А» относят обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенных к выполнению учебной и воспитательной работы. Занятия по физической культуре с ними проводят в учреждениях образования по специальным учебным программам, утвержденным директором учебного учреждения и согласованным с органами здравоохранения.
В специальную медицинскую группу «Б» зачисляют обучающихся, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения физических нагрузок, допущенных к теоретическим учебным занятиям.
Временно освобожденные учащиеся так же при наличии спортивной формы выполняют посильные упражнения (общеразвивающие упражнения на месте, упражнения на осанку, профилактику появления плоскостопия), или получают теоретические задания в виде доклада, реферата или презентации (проекта) с последующей их защитой.
Возможна корректировка и изменение плана урока из-за погодных условий (1-ая, 4-ая четверти – легкая атлетика, 3-я четверть – лыжная подготовка). Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, а также освобожденные от кроссов, соревнований и занятий на улице в холодное время года, занимаются и аттестуются по утвержденным практическим и теоретическим заданиям.
Цель: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать физическую культуру для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется и определяет направленность образовательного процесс, а на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостное развитие физических, духовных и нравственных качеств, творческий подход в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели образовательный процесс по физической культуре в основной школе ориентируется на решение следующих задач:
-укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
-формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
-формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
-навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Рабочая программа основного общего образования по физической культуре составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане образовательных учреждений общего образования.
2. Общая характеристика учебного предмета
Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001), основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. «Физическая культура» призвана сформировывать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала у учащихся формируется целостное представление о физической культуре, как социальном явлении, единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития, и совершенствовании его психосоматической природы. Данное планирование предусматривает использование комплексной программы физического воспитания учащихся и предусматривает углубление обучения учащихся базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка. Предусматривает изучение теоретических вопросов по углублению знаний о личной гигиене учащихся, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма человека, на развитие коллективных, трудовых, волевых и нравственных качеств личности, на получение представления о физической культуре личности, ее взаимосвязи с основами здорового образа жизни и овладением знаний о методике самостоятельных занятий. Во время изучения конкретных разделов программы предлагаются учащимся теоретические сведения на уроках об основных видах спорта, о безопасности и оказании первой помощи при травмах.
3.Место предмета в учебном плане
Физическая культура входит в образовательную область «Физическая культура и ОБЖ». Объем часов учебной нагрузки, отведенной на освоение рабочей программы, определен Учебным планом ОУ и соответствует Базисному учебному плану ОУ РФ, утвержденному Приказом Министерства образования РФ №1312 от 09.03.2004 года. Программа курса обучения физической культуре в 10-11 классах рассчитана на 204 часа учебного времени, включая 102 часа в 11 классе из расчета 3 часа в неделю. Данная рабочая программа предусматривает реализацию содержания учебного предмета из расчета 34 учебные недели: 1 четверть – 27 часов, 2 четверть – 21 час, 3 четверть – 30 часов, 4 четверть – 24 часа.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются
в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в
процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти
качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении
учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении
знаний и формировании умений использовать ценности физической
культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения
личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные
результаты, формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают:
· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении
накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретённые на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные компетенции востребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизнедеятельности учащихся.
Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку. Это:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
·
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
· формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который при обретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой, укреплением здоровья, ведением здорового образа жизни. Предметные результаты отражают:
· понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
· овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
· приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
· расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
· формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
5.Содержание учебного предмета
Программный материал усложняется по разделам каждый года за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Основы знаний о физической культуре
Изучается в процессе урока и освобожденными в форме докладов.
Развитие физических качеств
Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и ловкости. Подвижные игры и эстафеты.
Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия).
Физическое развитие человека. Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека.
Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур. Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкульт-пауз (подвижных перемен). Планирование занятий физической культурой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок). Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Правила безопасного поведения на физкультурных занятиях. Влияние физкультурных и спортивных занятий на состояние здоровья. Упражнения для развития группы мышц у мальчиков и формирование фигуры у девочек. Упражнения и простейшие комплексы упражнений для самостоятельного развития физических качеств.
Легкая атлетика- 30 часов
Овладение техникой спринтерского, длительного бега. Высокий старт с последующим ускорением до 50 м, старты из различных и.п. Бег на результат 30м, 60 м,200м,300м, 1000м. Спортивная ходьба. Варианты челночного бега, прыжки, многоскоки. Эстафеты. Овладение техникой прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» с 7-9 шагов разбега; в высоту с разбега способом «перешагивание» с 3-5 шагов разбега. Овладение техникой метания малого мяча с разбега на дальность в коридор 5-6 м; в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 8-10 м, с 4-5 шагов; броски набивного мяча 2 кг. из различных и.п.с места и с заданных шагов; ловля набивных мячей 2 кг. после броска партнера, после броска вверх; бег с максимальной скоростью, бег с препятствиями. В Лёгкую атлетику включен подраздел кроссовая подготовка, который рассчитан на 12 часов, это овладение техникой длительного бега (от 10 до 15 мин). Кросс от 1000 до 2000 м. Бег в равномерном темпе до 15 мин, бег в чередовании с ходьбой.
Волейбол – 9 часов
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Освоение техники приема и передач мяча. Освоение техники нижней прямой подачи. Овладение игрой. Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом (челночный бег, всевозможные упражнения с мячом и т.д.). Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.
Футбол—10 часов
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов, стоек. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Удар по катящему мячу внутренней частью подъема; удар по неподвижному мячу внешней частью подъема. Ведению мяча с пассивным сопротивлением защитника. Перехват мяча. Удары по воротам на точность. Игра вратаря. Тактика свободного нападения. Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки. Позиционные нападения с изменением позиций игроков. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. Учебная игра по упрощенным правилам.
Гимнастика с элементами акробатики- 12 часов
Освоение строевых упражнений; общеразвивающих упражнений на месте и в движении, без предметов и с предметами. Лазание по канату, шесту. Освоение и совершенствование висов и упоров; опорных прыжков; акробатических упражнений и комбинаций. Танцевальные элементы, ритмическая гимнастика и аэробика. Упражнения и комбинации на спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно, брусья). Подтягивания, упражнения с гантелями, набивными мячами, с гимнастической скамейкой, на гимнастической стенке, прыжки со скакалкой.
Баскетбол – 21 час
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Специальные упражнения и технические действия без мяча и с мячом; ведение мяча на месте и в движении ловля и передача мяча на месте и в движении; броски мяча в корзину, стоя на месте, в движении; вырывание и выбивание мяча; тактика свободного нападения; позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков; нападение быстрым прорывом; игра по упрощенным правилам. Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди»
Лыжная подготовка – 20 часов
Освоение техники лыжных ходов. Попеременный двухшажный и одновременный двухшажный ходы. Подъем "полуелочкой". Торможение "плугом". Повороты переступанием. Прохождение дистанции 3 км. Правила самостоятельного выполнения упражнений. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях.
6.Тематическое планирование
№ раздела |
Изучаемый материал |
Количество часов |
1 |
Базовая часть |
81 |
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
В процессе урока |
1.2 |
Легкая атлетика |
30 |
1.3 |
Спортивные игры (волейбол) |
9 |
1.4 |
Спортивные игры (футбол) |
10 |
1.5 |
Гимнастика с элементами акробатики |
12 |
1.6 |
Лыжная подготовка |
20 |
2 |
Вариативная часть |
21 |
2.1 |
Баскетбол |
21 |
ИТОГО: |
102 |
7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование - безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Литература
1. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2011.
2. Рабочая программа по физической культуре
3. Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»
4. Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.
5. Виненко В.И. Физкультура 5 – 11 классы. Календарно-тематическое планирование по трехчасовой программе / Изд. 2-е. _ Волгоград: Учитель, 2014, - 254 с.
6.
Интернет ресурсы
1. http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей"
2. http://www.trainer.h1.ru/ - сайт учителя физ.культуры
3. http://www.infosport.ru/press/fkvot/ - Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Ежеквартальный научно-методический журнал Российской Академии Образования Российской Государственной Академии Физической Культуры.
4. http://fizkultura-na5.ru
5. http://obg-fizkultura.ru
Технические средства обучения
1. Музыкальный центр
2. Аудиозаписи
3. Интерактивная доска
4. Проектор
5. Экран
6. Видеоматериалы
Учебно-практическое оборудование
1.Бревно гимнастическое высокое
2. Козел гимнастический
3. Канат для лазанья
4. Перекладина гимнастическая (на шведскую стенку)
5. Стенка гимнастическая
6. Скамейка гимнастическая
7. Мячи: малый теннисный мяч, баскетбольные, волейбольные, футбольные. Набивные мячи 1кг, 2 кг.
8. Палка гимнастическая
9. Скакалка детская
10. Мат гимнастический
11. Гимнастический подкидной мостик
12. Кегли
13. Обруч алюминиевый
14. Планка для прыжков в высоту
15. Стойка для прыжков в высоту
16. Конусы стартовые
17. Рулетка измерительная
18. Щит баскетбольный тренировочный
19. Сетка волейбольная
20. Аптечка
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Общеучебные навыки, формирующиеся в курсе физическая культура, направлены на формирование умения применять в повседневной жизни знания о здоровом образе жизни:
· владеть различными средствами самоконтроля;
· адаптировать основные правила гигиены под индивидуальные особенности;
· планировать свою жизнедеятельность в соответствии с требованиями ЗОЖ;
· уметь искать необходимую информацию в разных источниках.
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
· основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
· особенности развития избранного вида спорта;
«педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
· биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
· физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
· возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
· психофункциональные особенности собственного организма;
· индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
· способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
· правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
· технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
· проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
· разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
· контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
· управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
· соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
· пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
· использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
· составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
· классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
· самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
· тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
· взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
·
·
·
·
·
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными. Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно - оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт. Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ. Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.
Итоговая оценка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие оценки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексные оценки состояния здоровья детей». Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
Для обучающихся в СМГ в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
При выставлении текущей отметки обучающимся в СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.
Критерии оценивания успеваемости по предмету «Физическая культура»
Отметка |
Теоретические знания |
Умения и навыки двигательных действий |
|
«5» |
Выставляется за ответ, в котором ученик демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики и своего опыта. |
Двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и чётко. |
Учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, комплекс упражнений утренней, атлетической (ритмической) гимнастики. Может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применять его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его. |
«4» |
Ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. |
Двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и чётко, наблюдается некоторая скованность. |
Имеются незначительные ошибки, неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности. |
«3» |
Получают ученики за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале. |
Двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряжённому выполнению. |
Учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на развитие конкретной физической способности, утренней, атлетической, ритмической гимнастики. Испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря. Удовлетворительно контролирует ход и итоги занятия. |
«2» |
Выставляется за плохое понимание и знание теоретического и методического материала. |
Двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечётко. |
Учащийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности. |
Календарно-тематическое планирование
№ Урока п/п |
№ Урока в четверти |
Тема урока, содержание урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 четверть – 27 часов Лёгкая атлетика – 18 часов |
|
|||
1 урок |
1. 11. |
Спринтерский бег. Низкий старт ( до 40 м.). Стартовый разгон. Бег по дистанции ( 70-80- м.). Эстафетный бег . Специальные беговые упр - я. Развитие скоростно-силовых качеств. Инструктаж по Т/Б при поведении занятий по лёгкой атлетике. |
|
|
2 урок |
2. |
Спринтерский бег. Низкий старт ( до 40 м.). Стартовый разгон. Бег по дистанции ( 70-80- м.). Финиширование. Эстафетный бег . Специальные беговые упр - я. Развитие скоростно-силовых качеств. Биохимические основы бега. |
|
|
3 урок |
3. |
Спринтерский бег. Низкий старт ( до 40 м.). Стартовый разгон. Бег по дистанции ( 70-80- м.). Финиширование. Эстафетный бег . Специальные беговые упр - я. Развитие скоростно-силовых качеств. |
|
|
4 урок |
4. |
Спринтерский бег. Низкий старт ( до 40 м.). Стартовый разгон. Бег о дистанции ( 70-80- м.). Финиширование. Эстафетный бег . Специальные беговые упр - я. Развитие скоростно-силовых качеств. |
|
|
5 урок |
5. |
Бег на рез-т ( 100 м.). Эстафетный бег. Развитие скоростных способностей. |
|
|
6 урок |
6. |
Прыжок в длину способом «прогнувшись» с 13 – 15 беговых шагов. Отталкивание . Челночный бег. Спец. беговые упр – я. Развитие скоростно – силовых качеств. Биохимические основы прыжков. |
|
|
7 урок |
7. |
Прыжок в длину способом «прогнувшись» с 13 – 15 беговых шагов. Отталкивание . Челночный бег. Спец. беговые упр – я. Развитие скоростно – силовых качеств. Биохимические основы прыжков. |
|
|
8 урок |
8. |
Прыжок в длину на результат. Развитие скоростно – силовых качеств. |
|
|
9 урок |
9. |
Бег 1000м не результат. |
|
|
10 урок |
10. |
Бег без учета времени: юноши- 3000 метров, девушки- 2000 метров. |
|
|
11 урок |
11. |
Учет. Бег 3000 м 5-13, 0 мин; 4- 14,0 мин; 3- 15,0 мин. 2000 м. 5- 10,10 мин; 4- 11,40; 3- 12,0 мин. |
|
|
12 урок |
12. |
Бег по пересеченной местности. Бег ( 20 мин.). Преодоление горизонтальных препятствий. Спец. беговые упр – я. Бег под гору. |
|
|
13 урок |
13. |
Бег по пересеченной местности. Бег ( 21 мин.). Преодоление горизонтальных препятствий. Спец. беговые упр – я. Бег под гору. |
|
|
14 урок |
14. |
Бег по пересеченной местности. Бег ( 22 мин.). Преодоление горизонтальных препятствий. Спец. беговые упр – я. Бег под гору. |
|
|
15 урок |
15. |
Бег по пересеченной местности. Бег ( 22 мин.). Преодоление горизонтальных препятствий. Спец. беговые упр – я. Бег под гору. |
|
|
16 урок |
16. |
Бег по пересеченной местности. Бег ( 23 мин.). Преодоление горизонтальных препятствий. Спец. беговые упр – я. Бег под гору. |
|
|
17 урок |
17. |
Бег по пересеченной местности. Бег (23 мин.). Преодоление вертикальных препятствий прыжком. Спец. беговые упр – я. Бег в гору. |
|
|
18 урок |
18. |
Бег по пересеченной местности. Бег ( 23 мин.). Преодоление вертикальных препятствий прыжком. Спец. беговые упр – я. Бег в гору. |
|
|
Волейбол – 9 часов |
||||
19 урок |
1. |
Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Инструктаж по Т/Б при проведении спортивных и подвижных игр. |
|
|
20 урок |
2. |
Изучение и закрепление элементов техники перемещений в волейбольной стойке, остановки, ускорения |
|
|
21 урок |
3. |
Обучение и закрепление передачи мяча сверху двумя руками, передача мяча над собой |
|
|
22 урок |
4. |
Прием мяча снизу двумя руками, на месте и после перемещения |
|
|
23 урок |
5. |
Прямая нижняя подача через сетку |
|
|
24 урок |
6. |
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером (закрепление) |
|
|
25 урок |
7. |
Комбинации из освоенных элементов (приема, передачи, удара) |
|
|
26 урок |
8. |
Закрепление освоенных элементов перемещения и владения мячом |
|
|
27 урок |
9. |
Тактика позиционного нападения с изменением позиций игроков |
|
|
2 четверть – 21 час Баскетбол – 9 часов |
|
|||
28 урок |
1. |
Техника передвижений, остановок, поворотов, стоек в баскетболе. Инструктаж по Т/Б при проведении спортивных и подвижных игр. |
|
|
29 урок |
2. |
Обучение, освоение ловли и передачи мяча |
|
|
30 урок |
3. |
Ведение мяча правой и левой рукой в движении |
|
|
31 урок |
4. |
Ведение мяча с изменением направления. Закрепление. |
|
|
32 урок |
5. |
Броски мяча одной рукой от плеча с места и в движении |
|
|
33 урок |
6. |
Броски мяча в корзину |
|
|
34 урок |
7. |
Вырывание, выбивание мяча (закрепление) |
|
|
35 урок |
8. |
Игра в баскетбол по упрощенным правилам |
|
|
36 урок |
9. |
Подвижные игры на базе баскетбола. |
|
|
Гимнастика с элементами акробатики – 12 часов |
||||
37 урок |
10. |
Инструктаж по т/безопасности на уроках гимнастике. Выполнение строевых команд. |
|
|
38 урок |
11. |
Акробатика. Кувырок вперед-назад, стойка на лопатках. |
|
|
39 урок |
12. |
Акробатика. Кувырок вперед в стойку на лопатках (м), назад в полушпагат (д) (закрепление) |
|
|
40 урок |
13. |
Акробатика. Стойка на голове с согнутыми ногами (м), мост из положения стоя с помощью (д) (закрепление) |
|
|
41 урок |
14. |
Акробатика. Развитие координационных способностей. |
|
|
42 урок |
15. |
(У) Акробатика. Прыжки через скакалку за 1 мин. |
|
|
43 урок |
16. |
(У) Акробатика. Лазание по канату. |
|
|
44 урок |
17. |
(У) Акробатика. Наклон вперед из положения стоя и сидя |
|
|
45 урок |
18. |
Упражнение в равновесие. Развитие координационных способностей |
|
|
46 урок |
19. |
(У) Освоение висов. Подтягивание |
|
|
47 урок |
20. |
(У) Подьем туловища за 30 сек. |
|
|
48 урок |
21. |
Демонстрация комплекса упражнений по акробатике |
|
|
3 четверть – 30 часов Лыжная подготовка – 20 часов |
|
|||
49 урок |
1 |
Инструктаж по т/безопасности на занятиях по лыжной подготовке. |
|
|
50 урок |
2 |
Скользящий шаг без палок и с палками. |
|
|
51 урок |
3 |
Повороты переступанием в движении. Скользящий шаг с палками. |
|
|
52-53 урок |
4,5 |
(У) Попеременный двухшажный ход. |
|
|
54-55 уроки |
6,7 |
Прохождение дистанции до 3 км. |
|
|
56 уроки |
8 |
Подъем «елочкой», «полуелочкой». Прохождение дистанции до 4 км. |
|
|
57-59 урок |
9,10,11 |
(У) Подъем «елочкой», «полуелочкой». Прохождение дистанции до 4 км. |
|
|
60-62 уроки |
12,13,14 |
Одновременный одношажный ход. |
|
|
63-65 уроки |
15,16,17 |
Спуски с пологих склонов. Торможение и поворот упором |
|
|
66 -67 уроки |
18,19 |
Подъем в гору скользящим шагом. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Прохождение дистанции до 5 км. |
|
|
68 уроки |
20 |
(У) Прохождение контрольной дистанции с использованием изученных ходов |
|
|
Футбол – 10 часов |
|
|||
69 рок |
21 |
Стойки и перемещение футболиста, бегом лицом и спиной вперед, приставными и скрестными шагами в сторону. Инструктаж по Т/Б при проведении спортивных и подвижных игр. |
|
|
70 урок |
22 |
Удары по неподвижному мячу различными частями стопы и подъема |
|
|
71 урок |
23 |
Удары по катящемуся мячу, остановки мяча |
|
|
72 урок |
24 |
Ведение мяча, отбор мяча |
|
|
73 урок |
25 |
Ведение мяча с изменением направления. Техника удара |
|
|
74 урок |
26 |
Передача мяча с места. Обманные движения. |
|
|
75 урок |
27 |
Передачи в движении, по диагонали. Учебная игра |
|
|
76 урок |
28 |
Тактика нападения и защиты. Учебная игра. |
|
|
77 урок |
29 |
Ведение мяча с изменением скорости. |
|
|
78 урок |
30 |
Учебная игра. Подведение итогов четверти |
|
|
4 четверть Баскетбол – 12 часов. |
||||
79 урок |
1. |
Развитие скоростно-силовых способностей. Инструктаж по Т/Б при проведении спортивных и подвижных игр. |
|
|
80 урок |
2. |
Совершенствование ловли и передачи мяча с пассивным сопротивлением |
|
|
81 урок |
3. |
Развитие координационных способностей. Совершенствование ловли передачи мяча с пассивным сопротивлением |
|
|
82 урок |
4. |
Подвижные игры. Баскетбол по упрощенным правилам. |
|
|
83 урок |
5. |
Контроль навыков ловли мяча, передачи мяча с пассивным сопротивлением ведущей и не ведущей рукой. |
|
|
84 урок |
6. |
Развитие оперативного мышления. Обучение технике перемещений в защитной стойке, остановке прыжком. Развитие физических качеств. |
|
|
85 урок |
7. |
Контроль навыков бросков. Обучение технике перевода мяча перед собой, двух шагов-броска. |
|
|
86 урок |
8. |
Развитие быстроты реакции. Обучение тактике нападения с быстрым прорывом. |
|
|
87 урок |
9. |
Развитие физических качеств (учебная игра). |
|
|
88 урок |
10. |
Контроль тактики нападения с быстрым прорывом. Совершенствование тактических действий в нападении. |
|
|
89 урок |
11. |
Контроль технических действий. Совершенствование техники ловли-передачи двумя руками от груди, передача одной рукой от плеча в движении. |
|
|
90 урок |
12. |
Контроль технических действий. Развитие физических качеств (учебная игра) |
|
|
Лёгкая атлетика – 12 часов |
|
|||
91 урок |
13. |
Инструктаж по Т/Б при поведении занятий по лёгкой атлетике. Длительный бег. Преодоление горизонтальных препятствий. |
|
|
92 урок |
14. |
(Низкий старт, стартовый разгон, бег по дистанции (100м). Развитие скоростных качеств. Старты из различных положений |
|
|
93 урок |
15. |
Бег 100 метров на результат. Развитие скоростных качеств |
|
|
94 урок |
16. |
Бег (20мин). Преодоление горизонтальных препятствий |
|
|
95-96 урок |
17,18 |
Бег (23мин). Преодоление вертикальных препятствий |
|
|
97 урок |
19. |
Бег (23мин). Преодоление вертикальных препятствий |
|
|
98 урок |
20. |
Бег (23мин). Преодоление вертикальных препятствий |
|
|
99 урок |
21. |
Бег (23мин). Преодоление вертикальных препятствий |
|
|
100 урок |
22. |
(У) Бег 1500 метров |
|
|
101 урок |
23. |
Бег (3000м) на результат. Развитие выносливости. |
|
|
102 урок |
24. |
Подведение итогов учебного года |
|
|
3. Лист корректировки рабочей программы
по физической культуре в _______ классе
Название раздела, темы |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачено с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.