Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования МОБУ «Сенькинская средняя общеобразовательная школа»», на основе: Информатика. Программы для основной школы: 5-6 классы,7-9 классы. Л.Л.Босова, А.Ю. Босова.-3-е изд.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г.
Учебник: Информатика: учебник для 9 класса /Н.Д. Угринович, Н.Н.Самылкина – 4-е изд.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2016.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования по информатике:
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
- знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
- формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
- формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Метапредметные результаты:
- развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
- осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
- целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
- умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
Предметные результаты:
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
- развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, ветвлением и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
В результате изучения учебного предмета «Информатика» в 9 классе обучающийся научится:
- описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
- записывать логические выражения составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
- определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
- составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов ;
- выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
- определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
- определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
- использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
- составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
- использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
- анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
- использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
В результате изучения учебного предмета «Информатика» в 9 классе обучающийся получит возможность научиться:
- познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
- узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
- познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;
- познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
- ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);
- узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации. познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
- создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
- познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
- познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
- познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
II. Содержание учебного предмета.
Тема 1. Основы логики.
Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания. Логические функции. Законы логики. Упрощение логических функций. Таблица истинности. Логические основы устройства компьютера.
Тема 2.Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования.
Алгоритм и его формальное исполнение. Выполнение алгоритмов компьютером. Основные парадигмы программирования. Основные алгоритмические структуры. Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования. Переменные: имя, тип, значение.. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования. Графические возможности объектно-ориентированного программирования.
Тема 3. Моделирование и формализация.
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Тема4. Информационное общество и информационная безопасность.
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. Свободно распространяемые программы.
Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные
Проект: «Защита личной информации».
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Дата |
||
План |
Факт |
План |
Факт |
||
|
Основы логики |
6 |
|
|
|
1. |
ТБ. Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания. Решение задач краеведческого характера. |
1 |
|
|
|
2. |
Логические функции. Законы логики. |
1 |
|
|
|
3. |
Упрощение логических функций. |
1 |
|
|
|
4. |
Таблицы истинности. |
1 |
|
|
|
5. |
Логические основы устройства компьютера. |
1 |
|
|
|
6. |
Контрольная работа № 3. «Основы логики». |
1 |
|
|
|
|
Основы алгоритмизации и объектноориентированного программирования |
16 |
|
|
|
7. |
Анализ контрольной работы. Алгоритм и его формальное исполнение. |
1 |
|
|
|
8. |
Выполнение алгоритмов компьютером. Основные парадигмы программирования. |
1 |
|
|
|
9. |
Основные алгоритмические структуры. |
1 |
|
|
|
10. |
Знакомство с системами объектноориентированного и процедурного программирования. |
1 |
|
|
|
11. |
Переменные: имя, тип, значение, присваивание. |
1 |
|
|
|
12. |
Арифметические, строковые и логические выражения. |
1 |
|
|
|
13. |
Функции в языках объектно- ориентированного и процедурного программирования. |
1 |
|
|
|
14. |
Проект «Дата и время». Проект «Сравнение кодов символов». |
1 |
|
|
|
15. |
Проект «Отметка». |
1 |
|
|
|
16. |
Проект «Коды символов». |
1 |
|
|
|
17. |
Проект «Слово-перевертыш». |
1 |
|
|
|
18. |
Графические возможности объектноориентированного программирования. |
1 |
|
|
|
19. |
Проект «Графический редактор». |
1 |
|
|
|
20. |
Проект «Системы координат». |
1 |
|
|
|
21. |
Проект «Анимация». |
1 |
|
|
|
22. |
Контрольная работа № 1 «Основы объектно-ориентированного визуального программирования на языке Visual Basic». |
1 |
|
|
|
|
Моделирование и формализация |
9 |
|
|
|
23. |
Окружающий мир как иерархическая |
1 |
|
|
|
|
система. Моделирование, формализация, визуализация. |
|
|
|
|
24. |
Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация информационных моделей. Решение задач краеведческого характера. |
1 |
|
|
|
25. |
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование моделей курса физики. |
1 |
|
|
|
26. |
Проект «Бросание мячика на площадку». |
1 |
|
|
|
27. |
Приближенное решение уравнений. Проект «Графическое решение уравнений». |
1 |
|
|
|
28. |
Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. Символы Республики Марий Эл. |
1 |
|
|
|
29. |
Экспертные системы распознавания химических веществ |
1 |
|
|
|
30. |
Информационные модели управления объектами. |
1 |
|
|
|
31. |
Контрольная работа №2. «Моделирование и формализация» |
1 |
|
|
|
|
Информационное общество и информационная безопасность |
2 |
|
|
|
32. |
Информационное общество. Информационная культура. Информационная культура в РМЭ. |
1 |
|
|
|
33. |
Правовая охрана программ и данных. Защита информации. «Действующие законы в информационной сфере РМЭ». |
1 |
|
|
|
|
Повторение |
1 |
|
|
|
34. |
Повторение |
1 |
|
|
|
|
Итого |
34 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.