Рабочая программа для детей с нарушением интеллекта по гражданско-патриотическому воспитанию.

  • docx
  • 12.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала моя рабпрограмма 25-26.docx

                                                Министерство образования Омской области

                                   Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  

                                          «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

 

                Согласовано: ________                                                        Утверждаю:__________

                зам. директора по ВР:                                                            директор школы:

                 Луговая Л.В.                                                                          Шведкова Т.С.

            «___»_________ 2025 г.                                                             «___»_________ 2025 г.

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

для детей с нарушением интеллекта

«Я — человек,  гражданин»

 

(сроки освоения 1 год)

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             Составители:

                                                                                               Буякова М.Е.

                                                                                                                        

 

 

 

 

Шербакуль 2025 г.

 

                                                 Пояснительная записка.

Рабочая программа «Я – человек, гражданин» для детей с нарушением интеллекта разработана для этой категории воспитанников с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

                            Программа разработана на основе нормативных документов:

·         Федеральный закон от 29.12.2012 №273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·         Федеральный Закон от 19.12.2023 № 618 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», п.1., вступает в силу с 01.09.2024 г.

·         Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

·         Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.03.2025 № 2 "О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"

·         Приказ Министерства просвещения Российской Федерации  от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

·         Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024г. №495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающихся федеральных адаптированных образовательных программ» (Зарегистрирован 15.08.2024г.  №79163)

·         Приказ Министерства просвещения Российской Федерации  от 11.02.2022 № 69 «О внесении изменений в Порядок  организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации  от 22.03.2021 №115».

·         Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – приказ Минобразования от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

·         ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.

·         Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат».

·         Положение о разработке и реализации рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины в КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».

 

 

Цель программы: Развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Задачи:

  •     Развивать духовно-нравственную личность, разумно,  сочетающий личные интересы с общественными.
  • Воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
  • Формировать умение и потребность сохранять и приумножать богатства природы родного края.
  • Формировать необходимые материальные и правовые нормы поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими людьми.
  • Развивать нравственные взаимоотношения в семье.

·         Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к  культуре своей страны.

                                      Ключевые воспитательные задачи:

  1. Установление доверительных отношений между воспитателем и его воспитанниками, способствующих позитивному восприятию воспитанниками требований и просьб воспитателя, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии  информации, активизации их познавательной деятельности.
  2. Использование воспитательных возможностей содержания воспитательного занятия, подбор соответствующего материала.
  3. Применение на занятиях интерактивных форм работы воспитанников: интеллектуальных игр, тематических бесед, групповой работы, работы в парах, которые учат воспитанников командной работе и взаимодействию с другими детьми.

                        IIОбщая характеристика процесса обучения.

События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

Известно, что патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции воспитанника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь детям освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества. Она помогает расширить представление воспитанников о своем «я», о возможностях и перспективах развития личности в формировании гражданина России.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушением интеллекта.

Нарушения интеллекта возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у таких обучающихся выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. Своеобразие развития обучающихся с нарушением интеллекта обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики таких детей в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. У обучающихся страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания воспитанников об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно - действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Особенности нервной системы обучающихся с нарушением интеллекта проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с нарушением интеллекта свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение, как один из наиболее сложных процессов, отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. У обучающихся отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно - логического мышления. Следует отметить, что речь детей в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Психологические особенности обучающихся проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При нарушении интеллекта эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических. Волевая сфера обучающихся характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Они предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. При проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с нарушением интеллекта, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Особенности организации обучающего процесса воспитанников с нарушением интеллекта с особыми образовательными потребностями

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер, обучающихся с нарушением интеллекта разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с интеллектуальными нарушениями детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.

Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп, обучающихся с интеллектуальными нарушениями позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

Для воспитанников, обучающихся по данной программе свойственны следующие образовательные потребности:

Общие образовательные потребности:

- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний   и   умений;  

- специальное   обучение   их «переносу» с учетом изменяющихся условий познавательных, трудовых и других ситуаций;

- обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся интеллектуальными нарушениями;

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- индивидуальное и групповое педагогическое сопровождение, направленное на оптимальное взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками;

-расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

Специфические образовательные потребности:

- наглядно – действенный характер содержания образования;

- упрощение познавательных задач, решаемых в процессе обучения, способствующих формированию представлений об окружающем мире;

- отработка средств коммуникации, социально - бытовых навыков;

- «перенос» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- актуализация знаний, умений, норм поведения;

- обеспечение особой, пространственной и временной организации образовательной среды с учётом особенностей центральной нервной системы и психических процессов, обучающихся с нарушением интеллекта;

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

- постоянная стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и взаимодействие с ним.

 

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы и приемы обучения (объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения); формы работы – групповая и индивидуальная.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую и практическую часть выполнения задания. Теоретические сведения – это объяснения нового материала, информация познавательного характера, общие сведения.

Практические работы включают изготовление и оформление поделок, работу с различными инструментами.

Основные принципы организации воспитания:

  • Принцип целостно-смыслового равенства.
    У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
  • Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
  • Принципы организации и самоорганизации,   (активность воспитанника, его мотивированность,  готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
  • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

Основные признаки сформированности гражданских качеств личности воспитанников:

  1. Гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность.
  2. Правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода.
  3. Гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм.

Уровни гражданской воспитанности

Высокий уровень воспитанности подростка проявляется в устойчивом положительном опыте гражданского поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду с активной гражданской позицией. Для него характерно единство сознания и поведения. Такой ребенок хорошо знает свои права, обязанности, нормы поведения в школе, дома, на улице, проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении порученного дела. Он хорошо учится, порученные дела выполняет с желанием, проявляя активность и творчество, гуманность к людям, животным, встает на защиту тех, кто в ней нуждается.

Средний уровень воспитанности характеризуют устойчивое положительное поведение, способность к саморегуляции, хотя активная гражданская позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей проявляется не всегда. Подростки этой группы знают свои права и обязанности, правила поведения и соблюдают их, правдивы, верны своему слову, признаются в своих поступках, но не требуют честности и правдивости от других. Они хорошо учатся, участвуют в добротворческой деятельности, организуемой в школе, но инициативу не проявляют, так как активная общественная позиция у них еще не вполне сформирована.

Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта гражданского поведения. У учащихся с таким уровнем наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самореализация ситуативны. Такие подростки слабо знают нормы морали и права, учатся не в полную силу, к труду относятся равнодушно, не проявляя инициативы. Работают только при наличии требования и контроля со стороны взрослых, в делах коллектива участвуют неохотно.

Крайне низкий уровень характеризуют нравственная невоспитанность, пренебрежительное отношение к нормам морали и права, отрицательный опыт поведения, отсутствие единства слова и дела, неразвитость саморегуляции и самоорганизации. У учащихся с таким уровнем складывается искаженное представление о чести, достоинстве, честности, героизме, долге и ответственности, коллективизме, товариществе.

Своеобразие развития детей с нарушением интеллекта, конечно, затрудняет процесс воспитания их социально-нормативного поведения, однако необходимо добиваться понимания воспитанниками гуманной сущности и справедливости нравственных норм общества, а также необходимости существования и соблюдения правовых норм. Важнейшим условием является такая организация повседневной жизни и деятельности детей, при которой в практических ситуациях, личностно значимых для ребенка, школьники получают запас необходимых представлений и убеждений.

Как уже подчеркивалось, учащиеся с нарушением интеллекта затрудняются в самостоятельном осознании и обобщении тех отношений и поведенческих актов, которые включены в специально организованную педагогом деятельность. Возникает важная воспитательная задача – помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. Только при этом условии обеспечивается такое отношение школьников к нормам морали, которое способствует их «присвоению» учащимися.

Отечественная педагогика придает большое значение труду в процессе формирования социально правильного поведения человека. Целесообразно организованная трудовая деятельность школьников не только способствует получению трудовых умений и навыков, но служит ничем не заменимой основой нравственного воспитания.

Включение в коллективный производственный труд при правильной его организации является «переломным моментом» в жизни воспитанников адаптивной школы, поскольку здесь дети вводятся в систему общественных отношений, основанных на товариществе, деловом сотрудничестве, ответственности, взаимопомощи. При этом ученики практически убеждаются в том, что успехи в трудовой деятельности возможны при условии выполнения установленных правил, в том числе правил поведения  в коллективном труде.

 Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенности творческого развития воспитанников педагог может вносить изменения в содержание, дополнять практическую часть новыми приёмами практического исполнения.

Данная программа «Я – гражданин, человек» рассчитана на детей в возрасте от 12-17 лет, сроки освоения программы 1 год из расчета 1 часа в месяц.

 

                   III.  Описание места учебных предметов в учебном плане.

 

Год обучения

Возрастной диапазон

Кол-во часов в

месяц

Всего часов за учебный год

1

12-17 лет

1

9

 

          IV. Планируемые результаты освоения программы.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

В планируемых результатах программы «Я – гражданин, человек» кроме личностных результатов, предполагаются регулятивные, познавательные, коммуникативные, воспитательные результаты, которые нацелены на:

Личностные:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

Коммуникативные:

- развивать способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Познавательные:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- наблюдать;

- работать с информацией: понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение;

-использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием занятия и для решения познавательных и практических задач;

Регулятивные:

- работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать рабочее место;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

- ориентироваться в пространстве класса учебного помещения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и обучающих задач.

Воспитательные:

- умение определять понятия;

- умение создавать обобщения;

- умение классифицировать;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение применять знаки и символы, модели и схемы для решения  познавательных задач.

V. Система оценки достижения воспитанниками с нарушением интеллекта

планируемых результатов освоения программы.

Во время занятий применяется групповые и индивидуальные занятия; Осуществляется поурочный, тематический и итоговый контроль. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого. Наиболее подходящая форма оценки – организованное обсуждение выполненных заданий. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как:

- портфолио воспитанника,

-  участие в выставках, конкурсах и т. д,

-  реализация творческих идей

-  оценка законченной работы

- оценка достижений ребенка на занятии;

Диагностика оценки достижения личностных результатов проводится два раза в год: на начало и конец учебного года.

Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с нарушением интеллекта (оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями).

Программа системы оценки включает:

1) перечень личностных результатов, критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся;

2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата (см. Таблица);

Таблица

Критерии

Параметры оценки

Индикаторы

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

Сформированность представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Умение адекватно оценивать свои возможности и силы (Различает «что я хочу» и «что я могу»).

Умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу точно описать возникшую проблему в области жизнеобеспечения.

Умение понимать, что можно и чего нельзя в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.

Овладение навыками самообслуживания.

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий.

Сформированность навыков коммуникации со взрослыми

Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми.

Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях.

Способность обращаться за помощью.

 

 

 

Сформированность навыков коммуникации со сверстниками.

Способность инициировать поддерживать коммуникацию сверстниками.

Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях.

Способность обращаться за помощью.

 

Владение средствами коммуникации.

Способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации.

 

Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия.

Способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми.

Умение сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуация, соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова).

Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками

Участие в коллективной и групповой работе сверстников, с соблюдением в повседневной жизни норм коммуникации

Умение в ситуации конфликта найти путь ненасильственного преодоления

Умение учитывать другое мнение в совместной работе.

 

 

 

 

 

 

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Умение различать «красивое» и «некрасивое».

 Стремление в «прекрасному», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Сформированность этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Понимание ценности нравственных норм, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей.

Проявление доброжелательности в отношении к другим людям, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране.

Формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Занятие творческим трудом.

Проявление бережного отношения к результатам своего и чужого труда.

 

3) систему бальной оценки личностных результатов

Таблица

 

Балл

Характеристика продвижений

1

0 б

Нет продвижения

2

1 б

Минимальное продвижение

3

2 б

Среднее продвижение

4

3 б

Значительное продвижение

4) документ, в котором отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося.

Процедура оценки личностных результатов

Лист индивидуальных достижений личностных результатов

Воспитанника____________________________________________________________

Требования к результатам

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

1

Умение адекватно оценивать свои возможности и силы (Различает «что я хочу» и «что я могу»).

 

 

 

2

Умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу точно описать возникшую проблему в области жизнеобеспечения

 

 

 

3

Умение понимать, что можно и чего нельзя в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации

 

 

 

4

Овладение навыками самообслуживания

 

 

 

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

5

Знание правил коммуникации  

 

 

 

6

Способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми

 

 

 

7

Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуация

 

 

 

8

Владение культурными формами выражения своих чувств

 

 

 

9

Способность обращаться за помощью

 

 

 

10

Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками

 

 

 

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

11

Умение сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуация, соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова)

 

 

 

12

Участие в коллективной и групповой работе сверстников, с соблюдением в повседневной жизни норм коммуникации

 

 

 

13

Умение в ситуации конфликта найти путь ненасильственного преодоления

 

 

 

14

Умение учитывать другое мнение в совместной работе

 

 

 

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

15

Умение различать «красивое» и «некрасивое»

 

 

 

16

Стремление в «прекрасному», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда

 

 

 

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

17

Понимание ценности нравственных норм, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей

 

 

 

18

Проявление доброжелательности в отношении к другим людям, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране

 

 

 

Формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

19

Занятие творческим трудом

 

 

 

20

Проявление бережного отношения к результатам своего и чужого труда

 

 

 


                            VI. Содержание курса внеурочной деятельности.

                                                                     Буякова М.Е.

Раздел

Краткое содержание раздела

1.      Беседы – 4, 5  ч.

 

2.      Игровая деятельность – 2 ч.

 

3.      Дискуссия – 1 ч.

 

4.      Практическая работа – 1, 5 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В процессе беседы и практической работы воспитанниками изготавливается макет ладошки, заполненный актуальными проблемами.

Разучивание игр. Принятие правил и хода игр.

Развитие связной речи воспитанников, умение выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Беседы в форме «круглого стола».

Выставка работ после выполнений практических работ. Знакомство с понятиями «толерантность», «гуманность».

Беседа о подвигах Великих людей в годы Великой Отечественной войны.

 

                                                                        Красильникова О.В.

Раздел

Краткое содержание раздела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Развёрнутый учебно-тематический план программы 1 года обучения.  Буякова М.Е.

 

 

Сроки.

Наименование темы.

Количество часов

Содержание

Форма работы

Воспитательные цели и задачи

Общее

Теория

Практика

1. ​

 

 

24.09.25г.

Беседа: «Уважение человека к человеку – обязанность гражданина?»

 

 

 

1

 

 

0,5

0,5

В процессе беседы и практической работы воспитанниками изготавливается макет ладошки, заполненный актуальными проблемами.

Рассказ, беседа, практическая работа.

  Установление доверительных отношений между воспитателем и его воспитанниками, способствующих позитивному восприятию воспитанниками требований и просьб воспитателя, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности.

Использование воспитательных возможностей содержания воспитательного занятия, подбор соответствующего материала.

Применение на занятиях интерактивных форм работы воспитанников: интеллектуальных игр,

стимулирующих познавательную мотивацию воспитанников; групповой работы, работы в парах, которые учат воспитанников командной работе и взаимодействию с другими детьми.

 

2.

 

08.10.25г.

Беседа: «Отношение к ошибкам и оплошностям другого человека»

 

 

1

1

0

Беседа строится в форме круглого стола.

Рассказ, беседа, дискуссионная работа.

3.

19.11.2025г

Игра: «Дисциплина и порядок»

 

1

0,5

 

0,5

 

Беседа. Разучивание игры.

Рассказ, беседа, практическая работа.

4.

 

17.12.25г.

Игра: «Порядок в обществе. Отчего он зависит?»

1

0,5

0,5

 

Беседа. Разучивание игры.

Рассказ, беседа, практическая работа.

5.

 

28.01.2026г

 

Беседа: «Поступок рождает судьбу»

 

1

1

0

Разговор строится на конкретных примерах, ситуациях, которые разрешаются путем обсуждения.

Рассказ, беседа, практическая работа.

6.

18.02.26г.

 

 

Беседа: «Защитники Отечества прошлого и настоящего»

 

 

1

0,5

0,5

Беседа строится по принципу обобщения, анализа.

Рассказ, беседа, практическая работа.

7.

11.03.26г.

Дискуссия: «Честь, идеал, права и обязанности»

 

1

1

0

Беседа строится в форме круглого стола.

Рассказ, беседа, практическая работа.

8.

 

22.04.26г.

Конкурс рисунков «Природные богатства России»

 

1

0,5

0,5

Обсуждение темы. Оформление выставки рисунков по теме.

Рассказ, беседа, практическая работа.

9.

20.05.26г.

Беседа: «Главные вехи Победы»

1

0,5

0,5

Беседа, посвященная Великой Победе в годы ВОВ.

Рассказ, беседа, практическая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сроки.

Наименование темы.

Количество часов

Содержание

Форма работы

Воспитательные цели и задачи

Общее

Теория

Практика

1. ​

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

.

  Установление доверительных отношений между воспитателем и его воспитанниками, способствующих позитивному восприятию воспитанниками требований и просьб воспитателя, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности.

Использование воспитательных возможностей содержания воспитательного занятия, подбор соответствующего материала.

Применение на занятиях интерактивных форм работы воспитанников: интеллектуальных игр,

стимулирующих познавательную мотивацию воспитанников; групповой работы, работы в парах, которые учат воспитанников командной работе и взаимодействию с другими детьми.

 

2.

 

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

3.

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

Январь

 

 

 

 

 

 

6.

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Март

 

 

 

 

 

 

8.

 

Апрель

 

 

 

 

 

 

9.

Май

 

 

 

 

 

 


 


                             VII.  Учебно-методическое обеспечение.

1. Аронов А. А. «Воспитать патриотов» Москва, Просвещение, 2009 год.
2. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте» Москва, Просвещение, 2007 год.
3. Игры: Учение, тренинг, досуг. -М., 1994. С. 237 - 351).
4. Журналы «Воспитание школьников» № 1,2,6 2003год. 
5. Журналы «Досуг в школе № 2003 – 2008г.
6. Журнал «Классный руководитель» М. 2000№4 стр.21-32 )
7. Журнал «Классный руководитель» М. 2002№8 стр.8-12
8. Конвенция ООН о правах ребенка. 
9. Можейко И В «Государственная символика России» Москва, 2003г.
10. Н.В. Чудакова. «Я познаю мир».МЛ 998
11. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. — М.: АРКТИ, 2005. — 312с. (Метод, биб-ка)
12. Под ред./ А.М. Щербаковой. «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.» Книга вторая. М.2002

13. Интернет – ресурсы.