Министерство образования Омской области
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Согласовано: ________ Утверждаю:__________
зам. директора по ВР: директор школы:
Луговая Л.В. Шведкова Т.С.
«___»_________ 2025 г. «___»_________ 2025 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
для детей с нарушением интеллекта
«Я — человек, гражданин»
(сроки освоения 1 год)
Составители: Буякова М.Е. |
|
Шербакуль 2025 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Я – человек, гражданин» для детей с нарушением интеллекта разработана для этой категории воспитанников с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа разработана на основе нормативных документов:
· Федеральный закон от 29.12.2012 №273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральный Закон от 19.12.2023 № 618 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», п.1., вступает в силу с 01.09.2024 г.
· Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.03.2025 № 2 "О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024г. №495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающихся федеральных адаптированных образовательных программ» (Зарегистрирован 15.08.2024г. №79163)
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115».
· Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – приказ Минобразования от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
· ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.
· Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат».
· Положение о разработке и реализации рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины в КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».
Цель программы: Развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи:
· Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны.
Ключевые воспитательные задачи:
II. Общая характеристика процесса обучения.
События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.
Известно, что патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции воспитанника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь детям освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества. Она помогает расширить представление воспитанников о своем «я», о возможностях и перспективах развития личности в формировании гражданина России.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушением интеллекта.
Нарушения интеллекта возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у таких обучающихся выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. Своеобразие развития обучающихся с нарушением интеллекта обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики таких детей в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. У обучающихся страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания воспитанников об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно - действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Особенности нервной системы обучающихся с нарушением интеллекта проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с нарушением интеллекта свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение, как один из наиболее сложных процессов, отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. У обучающихся отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно - логического мышления. Следует отметить, что речь детей в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Психологические особенности обучающихся проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При нарушении интеллекта эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических. Волевая сфера обучающихся характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Они предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. При проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с нарушением интеллекта, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Особенности организации обучающего процесса воспитанников с нарушением интеллекта с особыми образовательными потребностями
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер, обучающихся с нарушением интеллекта разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с интеллектуальными нарушениями детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп, обучающихся с интеллектуальными нарушениями позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
Для воспитанников, обучающихся по данной программе свойственны следующие образовательные потребности:
Общие образовательные потребности:
- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
- специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий познавательных, трудовых и других ситуаций;
- обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся интеллектуальными нарушениями;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру;
- индивидуальное и групповое педагогическое сопровождение, направленное на оптимальное взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками;
-расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Специфические образовательные потребности:
- наглядно – действенный характер содержания образования;
- упрощение познавательных задач, решаемых в процессе обучения, способствующих формированию представлений об окружающем мире;
- отработка средств коммуникации, социально - бытовых навыков;
- «перенос» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- актуализация знаний, умений, норм поведения;
- обеспечение особой, пространственной и временной организации образовательной среды с учётом особенностей центральной нервной системы и психических процессов, обучающихся с нарушением интеллекта;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- постоянная стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и взаимодействие с ним.
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы и приемы обучения (объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения); формы работы – групповая и индивидуальная.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую и практическую часть выполнения задания. Теоретические сведения – это объяснения нового материала, информация познавательного характера, общие сведения.
Практические работы включают изготовление и оформление поделок, работу с различными инструментами.
Основные принципы организации воспитания:
Основные признаки сформированности гражданских качеств личности воспитанников:
Уровни гражданской воспитанности
Высокий уровень воспитанности подростка проявляется в устойчивом положительном опыте гражданского поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду с активной гражданской позицией. Для него характерно единство сознания и поведения. Такой ребенок хорошо знает свои права, обязанности, нормы поведения в школе, дома, на улице, проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении порученного дела. Он хорошо учится, порученные дела выполняет с желанием, проявляя активность и творчество, гуманность к людям, животным, встает на защиту тех, кто в ней нуждается.
Средний уровень воспитанности характеризуют устойчивое положительное поведение, способность к саморегуляции, хотя активная гражданская позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей проявляется не всегда. Подростки этой группы знают свои права и обязанности, правила поведения и соблюдают их, правдивы, верны своему слову, признаются в своих поступках, но не требуют честности и правдивости от других. Они хорошо учатся, участвуют в добротворческой деятельности, организуемой в школе, но инициативу не проявляют, так как активная общественная позиция у них еще не вполне сформирована.
Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта гражданского поведения. У учащихся с таким уровнем наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самореализация ситуативны. Такие подростки слабо знают нормы морали и права, учатся не в полную силу, к труду относятся равнодушно, не проявляя инициативы. Работают только при наличии требования и контроля со стороны взрослых, в делах коллектива участвуют неохотно.
Крайне низкий уровень характеризуют нравственная невоспитанность, пренебрежительное отношение к нормам морали и права, отрицательный опыт поведения, отсутствие единства слова и дела, неразвитость саморегуляции и самоорганизации. У учащихся с таким уровнем складывается искаженное представление о чести, достоинстве, честности, героизме, долге и ответственности, коллективизме, товариществе.
Своеобразие развития детей с нарушением интеллекта, конечно, затрудняет процесс воспитания их социально-нормативного поведения, однако необходимо добиваться понимания воспитанниками гуманной сущности и справедливости нравственных норм общества, а также необходимости существования и соблюдения правовых норм. Важнейшим условием является такая организация повседневной жизни и деятельности детей, при которой в практических ситуациях, личностно значимых для ребенка, школьники получают запас необходимых представлений и убеждений.
Как уже подчеркивалось, учащиеся с нарушением интеллекта затрудняются в самостоятельном осознании и обобщении тех отношений и поведенческих актов, которые включены в специально организованную педагогом деятельность. Возникает важная воспитательная задача – помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. Только при этом условии обеспечивается такое отношение школьников к нормам морали, которое способствует их «присвоению» учащимися.
Отечественная педагогика придает большое значение труду в процессе формирования социально правильного поведения человека. Целесообразно организованная трудовая деятельность школьников не только способствует получению трудовых умений и навыков, но служит ничем не заменимой основой нравственного воспитания.
Включение в коллективный производственный труд при правильной его организации является «переломным моментом» в жизни воспитанников адаптивной школы, поскольку здесь дети вводятся в систему общественных отношений, основанных на товариществе, деловом сотрудничестве, ответственности, взаимопомощи. При этом ученики практически убеждаются в том, что успехи в трудовой деятельности возможны при условии выполнения установленных правил, в том числе правил поведения в коллективном труде.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенности творческого развития воспитанников педагог может вносить изменения в содержание, дополнять практическую часть новыми приёмами практического исполнения.
Данная программа «Я – гражданин, человек» рассчитана на детей в возрасте от 12-17 лет, сроки освоения программы 1 год из расчета 1 часа в месяц.
III. Описание места учебных предметов в учебном плане.
Год обучения |
Возрастной диапазон |
Кол-во часов в месяц |
Всего часов за учебный год |
1 |
12-17 лет |
1 |
9 |
IV. Планируемые результаты освоения программы.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
В планируемых результатах программы «Я – гражданин, человек» кроме личностных результатов, предполагаются регулятивные, познавательные, коммуникативные, воспитательные результаты, которые нацелены на:
Личностные:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
Коммуникативные:
- развивать способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Познавательные:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- наблюдать;
- работать с информацией: понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение;
-использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием занятия и для решения познавательных и практических задач;
Регулятивные:
- работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать рабочее место;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
- ориентироваться в пространстве класса учебного помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и обучающих задач.
Воспитательные:
- умение определять понятия;
- умение создавать обобщения;
- умение классифицировать;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение применять знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач.
V. Система оценки достижения воспитанниками с нарушением интеллекта
планируемых результатов освоения программы.
Во время занятий применяется групповые и индивидуальные занятия; Осуществляется поурочный, тематический и итоговый контроль. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого. Наиболее подходящая форма оценки – организованное обсуждение выполненных заданий. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как:
- портфолио воспитанника,
- участие в выставках, конкурсах и т. д,
- реализация творческих идей
- оценка законченной работы
- оценка достижений ребенка на занятии;
Диагностика оценки достижения личностных результатов проводится два раза в год: на начало и конец учебного года.
Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с нарушением интеллекта (оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями).
Программа системы оценки включает:
1) перечень личностных результатов, критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся;
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата (см. Таблица);
Таблица
Критерии |
Параметры оценки |
Индикаторы |
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; |
Сформированность представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении |
Умение адекватно оценивать свои возможности и силы (Различает «что я хочу» и «что я могу»). |
Умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу точно описать возникшую проблему в области жизнеобеспечения. |
||
Умение понимать, что можно и чего нельзя в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. |
||
Овладение навыками самообслуживания. |
||
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий. |
Сформированность навыков коммуникации со взрослыми |
Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми. |
Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях. |
||
Способность обращаться за помощью. |
||
|
Сформированность навыков коммуникации со сверстниками. |
Способность инициировать поддерживать коммуникацию сверстниками. |
Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях. |
||
Способность обращаться за помощью. |
||
|
Владение средствами коммуникации. |
Способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации. |
|
Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия. |
Способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации. |
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми. |
Умение сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуация, соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). |
Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками |
Участие в коллективной и групповой работе сверстников, с соблюдением в повседневной жизни норм коммуникации |
|
Умение в ситуации конфликта найти путь ненасильственного преодоления |
||
Умение учитывать другое мнение в совместной работе.
|
||
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Умение различать «красивое» и «некрасивое». |
Стремление в «прекрасному», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда. |
||
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
Сформированность этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
Понимание ценности нравственных норм, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей. |
Проявление доброжелательности в отношении к другим людям, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране. |
||
Формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям. |
Занятие творческим трудом. |
Проявление бережного отношения к результатам своего и чужого труда. |
3) систему бальной оценки личностных результатов
Таблица
|
Балл |
Характеристика продвижений |
1 |
0 б |
Нет продвижения |
2 |
1 б |
Минимальное продвижение |
3 |
2 б |
Среднее продвижение |
4 |
3 б |
Значительное продвижение |
4) документ, в котором отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося.
Процедура оценки личностных результатов
Лист индивидуальных достижений личностных результатов
Воспитанника____________________________________________________________
№ |
Требования к результатам |
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении |
||||
1 |
Умение адекватно оценивать свои возможности и силы (Различает «что я хочу» и «что я могу»). |
|
|
|
2 |
Умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу точно описать возникшую проблему в области жизнеобеспечения |
|
|
|
3 |
Умение понимать, что можно и чего нельзя в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации |
|
|
|
4 |
Овладение навыками самообслуживания |
|
|
|
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия |
||||
5 |
Знание правил коммуникации |
|
|
|
6 |
Способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми |
|
|
|
7 |
Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуация |
|
|
|
8 |
Владение культурными формами выражения своих чувств |
|
|
|
9 |
Способность обращаться за помощью |
|
|
|
10 |
Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками |
|
|
|
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
||||
11 |
Умение сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуация, соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова) |
|
|
|
12 |
Участие в коллективной и групповой работе сверстников, с соблюдением в повседневной жизни норм коммуникации |
|
|
|
13 |
Умение в ситуации конфликта найти путь ненасильственного преодоления |
|
|
|
14 |
Умение учитывать другое мнение в совместной работе |
|
|
|
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
||||
15 |
Умение различать «красивое» и «некрасивое» |
|
|
|
16 |
Стремление в «прекрасному», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда |
|
|
|
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
||||
17 |
Понимание ценности нравственных норм, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей |
|
|
|
18 |
Проявление доброжелательности в отношении к другим людям, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране |
|
|
|
Формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
||||
19 |
Занятие творческим трудом |
|
|
|
20 |
Проявление бережного отношения к результатам своего и чужого труда |
|
|
|
VI. Содержание курса внеурочной деятельности.
Буякова М.Е.
Раздел |
Краткое содержание раздела |
1. Беседы – 4, 5 ч.
2. Игровая деятельность – 2 ч.
3. Дискуссия – 1 ч.
4. Практическая работа – 1, 5 ч.
|
В процессе беседы и практической работы воспитанниками изготавливается макет ладошки, заполненный актуальными проблемами. Разучивание игр. Принятие правил и хода игр. Развитие связной речи воспитанников, умение выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Беседы в форме «круглого стола». Выставка работ после выполнений практических работ. Знакомство с понятиями «толерантность», «гуманность». Беседа о подвигах Великих людей в годы Великой Отечественной войны. |
Красильникова О.В.
Раздел |
Краткое содержание раздела |
|
|
Развёрнутый учебно-тематический план программы 1 года обучения. Буякова М.Е.
№ |
Сроки. |
Наименование темы. |
Количество часов |
Содержание |
Форма работы |
Воспитательные цели и задачи |
||
Общее |
Теория |
Практика |
||||||
1. |
24.09.25г. |
Беседа: «Уважение человека к человеку – обязанность гражданина?»
|
1
|
0,5 |
0,5 |
В процессе беседы и практической работы воспитанниками изготавливается макет ладошки, заполненный актуальными проблемами. |
Рассказ, беседа, практическая работа. |
Установление доверительных отношений между воспитателем и его воспитанниками, способствующих позитивному восприятию воспитанниками требований и просьб воспитателя, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности. Использование воспитательных возможностей содержания воспитательного занятия, подбор соответствующего материала. Применение на занятиях интерактивных форм работы воспитанников: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию воспитанников; групповой работы, работы в парах, которые учат воспитанников командной работе и взаимодействию с другими детьми.
|
2. |
08.10.25г. |
Беседа: «Отношение к ошибкам и оплошностям другого человека»
|
1 |
1 |
0 |
Беседа строится в форме круглого стола. |
Рассказ, беседа, дискуссионная работа. |
|
3. |
19.11.2025г |
Игра: «Дисциплина и порядок»
|
1 |
0,5 |
0,5
|
Беседа. Разучивание игры. |
Рассказ, беседа, практическая работа. |
|
4. |
17.12.25г. |
Игра: «Порядок в обществе. Отчего он зависит?» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа. Разучивание игры. |
Рассказ, беседа, практическая работа. |
|
5. |
28.01.2026г
|
Беседа: «Поступок рождает судьбу»
|
1 |
1 |
0 |
Разговор строится на конкретных примерах, ситуациях, которые разрешаются путем обсуждения. |
Рассказ, беседа, практическая работа. |
|
6. |
18.02.26г.
|
Беседа: «Защитники Отечества прошлого и настоящего»
|
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа строится по принципу обобщения, анализа. |
Рассказ, беседа, практическая работа. |
|
7. |
11.03.26г. |
Дискуссия: «Честь, идеал, права и обязанности»
|
1 |
1 |
0 |
Беседа строится в форме круглого стола. |
Рассказ, беседа, практическая работа. |
|
8.
|
22.04.26г. |
Конкурс рисунков «Природные богатства России»
|
1 |
0,5 |
0,5 |
Обсуждение темы. Оформление выставки рисунков по теме. |
Рассказ, беседа, практическая работа. |
|
9. |
20.05.26г. |
Беседа: «Главные вехи Победы» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа, посвященная Великой Победе в годы ВОВ. |
Рассказ, беседа, практическая работа. |
№ |
Сроки. |
Наименование темы. |
Количество часов |
Содержание |
Форма работы |
Воспитательные цели и задачи |
||
Общее |
Теория |
Практика |
||||||
1. |
Сентябрь |
|
|
|
|
|
. |
Установление доверительных отношений между воспитателем и его воспитанниками, способствующих позитивному восприятию воспитанниками требований и просьб воспитателя, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности. Использование воспитательных возможностей содержания воспитательного занятия, подбор соответствующего материала. Применение на занятиях интерактивных форм работы воспитанников: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию воспитанников; групповой работы, работы в парах, которые учат воспитанников командной работе и взаимодействию с другими детьми.
|
2. |
Октябрь |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Ноябрь |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Декабрь |
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Январь |
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Февраль
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
Март |
|
|
|
|
|
|
|
8.
|
Апрель |
|
|
|
|
|
|
|
9. |
Май |
|
|
|
|
|
|
VII. Учебно-методическое обеспечение.
1. Аронов А. А. «Воспитать патриотов»
Москва, Просвещение, 2009 год.
2. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском
возрасте» Москва, Просвещение, 2007 год.
3. Игры: Учение, тренинг, досуг. -М., 1994. С. 237 - 351).
4. Журналы «Воспитание школьников» № 1,2,6 2003год.
5. Журналы «Досуг в школе № 2003 – 2008г.
6. Журнал «Классный руководитель» М. 2000№4 стр.21-32 )
7. Журнал «Классный руководитель» М. 2002№8 стр.8-12
8. Конвенция ООН о правах ребенка.
9. Можейко И В «Государственная символика России» Москва, 2003г.
10. Н.В. Чудакова. «Я познаю мир».МЛ 998
11. Организация и планирование воспитательной работы в
специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для
воспитателей и учителей. — М.: АРКТИ, 2005. — 312с. (Метод, биб-ка)
12. Под ред./ А.М. Щербаковой. «Новая модель обучения в
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.» Книга
вторая. М.2002
13. Интернет – ресурсы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.