Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Английский для малышей» базовового уровня имеет речевую направленность. Программа рассчитана на возрастную группу детей 5 - 6 лет. Учебный процесс организован таким образом, чтобы сформировать у детей интерес к иностранному языку, развить интеллектуальные способности ребенка посредством формирования языковых базовых компетенций.
Программа составлена с учетом нормативной документации:
1. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
6. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (Приложение к письму Министерства образования Московской области № Исх-3597/21в от 24.03.2016);
7. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
8. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07литература.-
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные познавательные лингвистические способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их естественную способность к освоению языков, тягу к открытиям для развития их потенциала. Этот возрастной период является последней точкой, когда возможно заложить знания языка не через перевод и грамматику, а непосредственно через речь.
Концептуальной основой данной программы является развитие интеллектуальных и лингвистических способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Игровая основа уроков английского помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Цель программы: развитие лингвистических способностей детей 5 – 6 лет.
Задачи:
- Развивать умение говорить на иностранном языке, языковую догадку, преодоление языкового барьера;
- Обучить восприятию звучащей речи;
- Развивать фонетическое чутье;
- Формировать представление о культурных ценностях стран изучаемого языка;
- Воспитывать у детей интерес к другим культурам, толерантность;
- Совершенствовать у детей навык сопоставлять и сравнивать особенности языка и культуры народов России и народов Англии, Америки, Австралии.
В целом занятия по программе «Английский для малышей» способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию речевых способностей, развитию коммуникативных навыков.
Отличительные особенности программы
Рабочая программа «Английский для малышей» для обучающихся старшего дошкольного возраста 5-6 лет составлена на основе авторских программ «Английский язык для дошкольников», соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, в котором заложены следующие приоритетные направления речевого образования детей: расширение знаний о культуре и традициях других стран,информационно-коммуникативная деятельность.
Новым стандартом предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляющегося в вариативном и дифференцированном характере обучения.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности. Коммуникативной деятельность обучающихся служит метод полного физического погружения в языковую среду. На занятиях дети постоянно двигаются, разыгрывают диалоги, сюжеты детских английских песен, используют наглядные материалы для демонстрации того, о чем они говорят, все обучение проходит в игровой форме. Это способствует включению всех органов восприятия в процесс усвоения материала. Разнообразие видов деятельности расширяет кругозор детей, позволяет выбрать необходимые средства для достижения цели и способствует интеграции знаний из одной сферы деятельности в другую.
Адресат программы
Программа ориентирована на детей в возрасте 5-6 лет. Дети принимаются без специального отбора. Старший дошкольный возраст – период приобщения ребенка к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений в социуме. Для нормального развития детям необходимо общение со сверстниками и со старшими наставниками. Речь заложена в детях самой природой. Они любят рассказывать о себе, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Именно эта природная способность взята за основу мотивации к изучению нового для многих детей языка.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним познавательных задач. Коммуникативные потребности обучающихся удовлетворяются посредством использования игровых технологий, внедрения форм групповой, коллективной работы на занятиях, а также посредством бесед и диалога педагога и ребенка, а также детей между собой.
Объем и срок реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения. Она дает достаточно времени для фомировния элементарного уровня владения английским языком для данного возраста. Программа имеет теоретическую и практическую части. План учебных занятий строится из расчета 1 занятие в неделю, всего 30 часов за учебный год.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса: учебная группа состоит из 12-15 человек.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.
Планируемые результаты
Программа нацелена на подготовку обучающегося к достижению личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Предметные результаты.
Дети должны уметь и знать:
- понимать основную лексику по пройденным темам;
- уметь выстраивать предложение по образцу (элементарный грамматический уровень);
- использовать лексику темы в заданной учебно-речевой ситуации;
- отвечать на вопросы учителя, используя изученные грамматические конструкции, наполняя из изученным лексическим материалом.
Метапредметные результаты.
- умение отличать звучащую английскую речь от иной иностранной речи;
- умение сопоставлять особенности разных языков.
Сформированность совокупности универсальных учебных действий (УДД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УДД:
- умение работать по плану;
- умение объективно оценивать результат своей речевой деятельности и сопоставлять его с образцом;
- умение формулировать цель деятельности на занятиях с помощью педагога.
Познавательные УДД:
- умение ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного ранее;
- умение находить ответы на вопросы;
- умение классифицировать и обобщать предметы и явления на основании имеющихся знаний и жизненного опыта;
- умение делать выводы.
Коммуникативные УДД:
- умение логично выстроить рассказ о себе;
- наличие уважения к иной точке зрения и к собеседнику;
- умение понятно и логично высказывать свои мысли вслух;
- умение сохранять добросердечные отношения;
- умение выполнять различные роли при совместной работе;
Личностными результатами освоения программы является формирование следующих умений:
- проявление самостоятельности и активности в различных видах деятельности, наличие инициативности, а также уверенности в своих силах;
- наличие чувства коллективизма, готовности оказать помощь сверстникам и взрослым;
- умение доводить до конца начатое дело;
- умение бережно относиться к результатам интеллектуального труда.
Формы аттестации:
определение результативности усвоения программы осуществляется посредством опроса, обсуждения, тестирования.
Формы отслеживания образовательных результатов:
журнал посещаемости, индивидуальные диагностические карты обучающихся, протоколы диагностики.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
открытые уроки.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Для эффективной организации и проведения занятий по данной образовательной программе в учебном помещении должно находиться следующее оборудование, инструменты и материалы:
- столы и стулья для учащихся и педагогов;
- шкафы для хранения дидактических материалов;
- учебная доска, мелки белые и цветные;
- магнитофон с аудио записями;
- наборы картона, цветной бумаги, пластилина, клеящие карандаши;
- телевизор;
Информационное обеспечение:
- записи с носителями языка;
- аудиозаписи;
- диски, видеофильмы;
- тематический уголок;
- наборы учебных плакатов.
Учебный план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Hello! It is Me |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. |
2. |
My name is… |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Диалог |
3. |
My Body |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Монолог. |
4. |
My Face |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Диалог. |
5. |
My Body and Face |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Диалог. |
6. |
My Family |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. |
7. |
My Home |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Первичная диагностика |
8. |
My Family at Home |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Диалог. |
9. |
My Toys |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Ролевая игра. |
10. |
Play Time |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Просмотр работ. |
11. |
I like to play |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. |
12. |
My room |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Монолог. |
13. |
Actions |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Наблюдение. |
14. |
Things I Do |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. |
15. |
More Things I Do |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Диалог. |
16. |
Repetition |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Тест. |
17. |
Repetition |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Тест. |
18. |
Meal Time |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. |
19. |
My favorite food
|
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Монолог. |
20. |
I like to eat |
1 |
0,2 |
0,8 |
Наблюдение. |
21. |
Animals |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Монолог. |
22. |
Animals on a farm |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Наблюдение. Диалог. |
23. |
My Pet |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Монолог. |
24. |
Repetition |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Тест. |
25. |
Repetition |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Тест. |
26. |
My Day |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Наблюдение. |
27. |
Bath time |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Наблюдение. |
28. |
In a playground |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Наблюдение. Монолог. |
29. |
Bed time |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Диалог. |
30. |
Repetition |
1 |
0,2 |
0,8 |
Устный опрос. Тест. |
|
ИТОГО: |
30 |
6 |
24 |
|
Содержание учебного плана
Тема 1. Hello! It is Me.
Теория: речевые конструкции «Hello. How are you? I am fine, thank you». Практика: отработка и закрепление данных конструкций в живой речи.
Тема 2. My name is…
Теория: речевые конструкции « What’s you name? My name is…\ How are you? I am fine.»
Практика: отработка и закрепление данных конструкций в живой речи.
Тема 3. My Body
Теория: лексика урока « Head, shoulders,knees and toes»
Практика: коммуникативный танец
Тема 4.My Face
Теория: лексика урока « Eays, nose, moth, ears»
Практика: песня с действиями
Тема 5 My Body and Face
Теория: лексика урока « hair», конструкции «This is my…».
Практика: составление диалога в мини-группах.
Тема 6. My Family
Теория: лексика урока «Daddy, mummy, brother, sister, baby»
Практика: пальчиковая игра «Finger family»
Тема 7. My Home
Теория: лексика урока « home, house»
Практика: рисование дома, тематический диалог
Тема 8. My Family at home
Теория: лексические конструкции «These are my…»
Практика: игровой массаж.
Тема 9. My Toys
Теория: лексика урока «bear, ball, toy»
Практика: рифмовка Ball ball.
Тема 10. Play Time
Теория: лексика урока «to play, to sing»
Практика: ролевая игра
Тема 11. I like to play
Теория: лексическая конструкция « I like to…»
Практика: action song «I like to hop»
Тема 12. My room
Теория: лексика урока « chair, table»
Практика: лепка из пластилина с отработкой лексики
Тема 13 Actions
Теория: лексика урока « walk, run, stop»
Практика: action song « Walking,walking…»
Тема 14. Things I Do
Теория: лексика урока « Sleep, fly»
Практика: action song « Sleep,sleep…»
Тема 15. More Things I Do
Теория: лексическая конструкция « I can Do»
Практика: побуждающий диалог
Тема 16. Repetition
Теория: повторение и обобщение лексического материала
Практика: тест
Тема 17. Repetition
Теория: повторение и обобщение лексических конструкций
Практика: тест
Тема 18. Meal Time
Теория: лексика урока « apple, banana»
Практика: action song « I like to eat»
Тема 19. My favorite food
Теория: лексика урока « plate, spoon , fork»
Практика: инсценировка обеда
Тема 20. I like to eat
Теория: лексические конструкции « Do you like\Yes,I do»
Практика: диалог
Тема 21. Animals
Теория: лексика урока «cat, do, mouse»
Практика: рифмовка « My cat is black»
Тема 22. Animals on a farm
Теория: лексика урока «caw, goat, pig»
Практика: песня «Animals on a farm»
Тема 23. My pets
Теория: лексика урока «puppy, kitten»
Практика: песня « I am a little kitten»
Тема 24 Repetition
Теория: повторение и обобщение лексического материала
Практика: тест
Тема 25. Repetition
Теория: повторение и обобщение лексических конструкций.
Практика: тест
Тема 26. My Day
Теория: лексика урок « Morning, evening, day, night»
Практика: action song « Good Morning»
Тема 27. Bath time
Теория: лексические конструкции «Wash your hands\ brush your teeth»
Практика: пальчиковая гимнастика « 5 little ducks»
Тема 28. In a playground
Теория: лексика урока « slide, swing»
Практика: побуждающий диалог
Тема 29. Bed time
Теория: лексическая конструкция « Let’s go to bed»
Практика: песня « My Day»
Тема 30. Repetition
Теория: повторение и обобщение лексического материала за год
Практика: инсценировка
Методическое обеспечение программы
Реализация данной программы на практике включает в себя использование целого комплекса методических материалов, а также применение различных форм и методов работы, позволяющих комплексно и эффективно решать следующие задачи:
- познавательно-информативные (осуществляются посредством системы диалогов, упражнений, направленных на освоение умений и навыков, необходимых для реализации речевых задач, игровых заданий, позволяющих закреплять полученный на уроках материал в доступной для детей форме; развивающих заданий, позволяющих реализовать на практике познавательный потенциал ребенка; побуждающих диалогов, коммуникативных игр, несущих в себе диагностическую, мотивационную, оценочную функции и т.д.);
- практические (осуществляются посредством комплекса методов обучения: метода индивидуальной и коллективной деятельности, стимулирующего познавательную и коммуникативную активность обучающихся, метода диалогичности, в котором педагог и обучающиеся выступают в роли собеседников, метод свободы в системе определенных ограничений, который, с одной стороны, активизирует познавательные способности, а с другой стороны, приучает четко придерживаться определенных правил).
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Формы организации учебного занятия: урок-игра, диалог, самостоятельная работа обучающихся.
Педагогические технологии:
- технология игровой деятельности, которая предполагает взаимодействие педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используются занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, игры.
- технология развивающего обучения, предполагающая новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, в котором ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
- личностно-ориентированная технология, предполагающая обучение на основе учёта индивидуальных особенностей обучающихся, где во главе угла ставится самобытность ребёнка, его самоценность, т.е. развитие личностных особенностей обучающегося, раскрытие его природного дара.
- здоровье сберегающая технология, направленная на обучение детей приемам сохранения здоровья, воспитание культуры здоровья, под которой подразумевается не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемая в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.
Алгоритм учебного занятия:
1. организационный момент;
2. повторение пройденного материала;
3. изучение нового материала;
4. активная коммуникативная игра;
5. речевая деятельность;
6. закрепление пройденного материала;
7. подведение итогов.
Дидактические материалы, используемые при реализации программы.
Одним из основных условий успешной реализации программы является использование комплекса дидактических материалов. Особую роль в повышении эффективности образовательного процесса играют наглядные пособия, которые представлены в виде плакатов, тактильных книг, аутентичных аудиозаписей, видеозаписей, фильмов.
Дидактические пособия:
1. детские книги на английском языке;
2. подборка методических игр;
3. картинки и плакаты;
4. демонстрационный материал по разделам;
5. аудиозаписи с носителями языка;
6. рабочие листы по темам;
7. подборка видеозаписей по темам;
8. пластиковые игрушки;
9. карточки;
Литература, используемая для разработки программы
и организации образовательного процесса
1. Агеева И.Д. «Английский язык для детей. Сборник занимательных заданий». – Союз: 2001 г
2. Бахталина Е.Ю. «Об интегрированном обучении английскому языку в детском саду» «Иностранный язык в школе» 6 – М.: 2000.- 44 с.
3. Басик Т.А. «Добро пожаловать с мир английского». – Аверсэв: 2002 г.
4. Благовещенская Т.А. «Первые уроки английского» - ООО «Издательство РОСМЭН- ПРЕСС» : 2004 г.
5. Вронская И.В. «Английский язык в детском саду :для воспитателей детского сада и родителей» - СПб.:2001. – 4-70 с.
6. Илюшкина А.В. «Изучаем английский легко и весело»- СПб.:2008. – 15с.
7. Егорова И.В. «Английский для дошколят» - М.:2008 . – 3 – 6с.
Контрольно-измерительные материалы (КИМ)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Английский для малышей»
(стартовый уровень)
|
Направление диагностики |
Задание |
Критерии
|
|
1. Предметные результаты |
Соответствие теоретических знаний программным требованиям |
Знание основ базовой лексики по заданным темам. Знание лексических моделей и конструкций, соответствующих базовому уровню владения языком.
|
Уровень знаний низкий. Базовая лексика не усвоена. Отсутствует понимание на слух. Звучащая английская речь фонетически не оформлена. |
|
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям |
Умение различить на слух знакомые слова и лексические конструкции.
Умение воспроизвести , повторить за педагогом знакомый и новый лексический материал.
Умение самостоятельно построить диалог \ монолог по заданному образцу.
Умение выполнить просьбу на английском языке, попросить о чем-то собеседника. |
Низкий уровень соответствия практических умений и навыков программным требованиям.
Непонимание обращенной речи, неумение ответить на просьбу действием, словом. Неумение повторить за педагогом , построить диалог или монолог по заданному образцу. |
||
|
||||
2. Метапредметные результаты |
Сформированность регулятивных УУД |
Умение объективно оценивать результаты своей работы и сопоставлять их с образцом. Умение формулировать цель деятельности на занятиях с помощью педагога. Умение находить ответы на вопросы. Умение классифицировать и обобщать предметы и явления на основании имеющихся знаний и жизненного опыта. Умение делать выводы.
|
Дети не умеют объективно оценивать результаты своей деятельности и сопоставлять их с образцом. Дети могут формулировать цель деятельности, но только с помощью педагога. Дети с трудом находят ответы на вопросы и не умеют делать выводы. Умение классифицировать и обобщать предметы и явления на основании имеющихся знаний и жизненного опыта на низком уровне. |
|
Сформированность познавательных УУД |
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ранее; - умение находить ответы на вопросы; - умение классифицировать и обобщать предметы и явления на основании имеющихся знаний и жизненного опыта; - умение делать выводы. |
Низкий уровень умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ранее, умения самостоятельно находить ответы на вопросы. Низкий уровень умения классифицировать и обобщать предметы и явления на основании имеющихся знаний и жизненного опыта; Низкий уровень умения делать выводы.
|
|
|
Сформированность коммуникативных УУД |
- умение логично выстроить рассказ о себе; - умение понятно и логично высказывать свои мысли вслух; - наличие уважения к иной точке зрения и к собеседнику; - умение сохранять добросердечные отношения; - умение выполнять различные роли при коллективной работе. - умение понятно и логично высказывать свои мысли вслух. |
Низкий уровень умения логично выстроить рассказ о себе, умения понятно и логично высказывать свои мысли вслух; Средний уровень уважения к иной точке зрения и к собеседнику. Присутствует умение сохранять добросердечные отношения в коллективе (средний уровень). Низкий уровень умения выполнять различные роли при коллективной работе. Низкий уровень умения понятно и логично высказывать свои мысли вслух. |
|
|
3. Личностные результаты |
Мотивация к учебной деятельности |
-проявление самостоятельности и активности в различных видах деятельности, наличие инициативности, а также уверенности в своих силах; - наличие чувства коллективизма, готовности оказать помощь сверстникам и взрослым; - умение доводить до конца начатое дело; - умение бережно относиться к результатам труда.
|
Низкий уровень проявления самостоятельности и активности в различных видах деятельности, инициативности, а также уверенности в своих силах. Средний уровень чувства коллективизма, готовности оказать помощь сверстникам и взрослым. Низкий уровень умения доводить до конца начатое дело. Низкий уровень умения бережно относиться к результатам труда.
|
|
Сформированность компетенции (ценностно-смысловая) |
Ценностно-смысловая компетенция о целях, задачах, смысле изучения иностранного языка. Умение ставить цель деятельности, формулировать её и стремиться к её достижению. |
Низкий уровень ценностно-смысловой компетенции. Низкий уровень умения ставить цель деятельности, формулировать её и стремиться к её достижению. |
|
|
Сформированность компетенции (учебно-познавательная) |
Учебно-познавательная компетенция: заинтересованность в результатах получения новых знаний, стремление к приобретению новых знаний и умений. |
Низкий уровень учебно-познавательной компетенции. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.