Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами. Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Цель программы:
· Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;
· Научить каждого кружковца владеть певческим голосом.
Задачи программы:
Образовательные:
· Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
· Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
· Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
· Привить навыки сценического поведения;
· Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
· Развить музыкально-эстетический вкус;
· Развить музыкальные способности детей;
Занятия проводятся 1 час в неделю 2 раза. За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.
В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.
В программе кружка вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и обще музыкальных данных.
Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для районных, школьных конкурсов сольного и ансамблевого пения, для других мероприятий.
Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.
Должны знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов
- дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;
- соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;
- делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);
- разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в куплетно-вариационной форме;
- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях);
- определять принадлежность музыкального произведения к творчеству конкретного композитора;
Уметь:
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.
- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;
- освоить двухголосное пение;
- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;
- знать и уметь исполнять различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);
- знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;
- знать правила пения и охраны голоса;
- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,
- уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью;
Тематический план
№ |
Раздел |
Тема |
Количество часов |
|
1
|
Раздел1: Музыкально-теоретические дисциплины |
Введение. Ладовое многообразие |
5 |
|
2 |
Темп- яркая интонационная особенность музыкального произведения Динамика. |
|||
3 |
Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3-хчастные. |
|||
4 |
Типы голосов. Типы дыхания. |
|||
5 |
Части жанра песни: запев, куплет, припев, кода Урок слушания и анализа |
|||
6 |
Раздел 2 Вокальная работа.
|
Формирование певческих навыков. Роль распевки |
15
|
|
7 |
Певческая установка |
|
||
8 |
Развитие слуха. Слух- регулятор голоса. |
|
||
9 |
Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты. |
|
||
10 |
Артикуляция. Упражнения для развития артикуляции. |
|
||
11 |
Дыхания |
|
||
12 |
Единство художественного образа и исполнительства |
|
||
13 |
Работа над тембровой окраской |
|
||
14 |
Звуковедение. Развитие чувства ритма. |
|
||
15 |
Отработка сценической постановки художественного номера. Работа с солистами |
|
||
16 |
Развитие певческого диапазона. Унисонное пение. |
|
||
17 |
Пение фальцетом. |
|
||
18 |
Пение речитативом. Дикция |
|
||
19 |
Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение. |
|
||
20 |
Работа над музыкальным и сценическим образом.
|
|
||
21 |
Раздел 3 Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки |
Жанровое разнообразие музыки. Роль песни в переломные моменты истории. |
5 |
|
22 |
Песня в жизни человека. История гимнов России. |
|||
23 |
Песня на войне. Бардовская песня. |
|||
24 |
Современная музыка – что это? Вокальные жанры в музыке |
|||
255 |
Творчество современных композиторов-песенников Народное музыкальное творчество |
|||
26 |
Раздел 4 Работа с солистами |
Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. |
7 |
|
27 |
||||
Работа над собственной манерой вокального исполнения. Освоение исполнения бэк-вокал. |
||||
28 |
||||
Расширение диапазона голоса. Нотная грамота. |
||||
29 |
||||
Дикция и артикуляция. Сценическая хореография. Выявление индивидуальных красок голоса. |
||||
30 |
||||
Вокально-хоровая работа. Творчество и импровизация. Движения под музыку. |
||||
31 |
Постановка танцевальных движений Использование элементов ритмики, сценической культуры. |
|||
32 |
Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. |
|
||
33 |
Раздел 5 Теоретико-аналитическая работа |
Беседа о гигиене певческого голоса Народное творчество |
2 |
|
34 |
Работа исполнителя-вокалиста Урок-концерт |
|||
Итог: 34 часов |
|
Содержание программы
№ |
Название раздела, темы |
Содержание темы |
Тип урока |
Форма урока |
Информационное сопровождение |
Дата по плану |
Дата фактически |
Раздел1: Музыкально-теоретические дисциплины.(5 часов) |
|||||||
1 |
Введение. . Ладовое многообразие
|
Знакомство с артикуляционным аппаратом и его особенностями. Прослушивание голосов. Понятие лад. Его значение в музыке. |
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Урок-путешествие
|
Фонограммы детских песен Примеры мажорных и минорных произведений |
|
|
2 |
Темп- яркая интонационная особенность музыкального произведения Динамика.
|
Понятие-темп. Его разновидность. Определение темпа и лада на примере вокальных произведений Динамические оттенки в музыке. Способность голоса. Работа над динамикой при исполнении распевок |
Комбинированный урок. |
Беседа
|
Запись произведений с различными темпами. Запись произведений с яркими динамическими оттенками |
|
|
3 |
Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3-хчастные.
|
Понятие жанр, песня, танец, марш. Особенности муз.жанров. Слушание. Понятие музыкальная форма. Схематическое изображение 1,2,3-х частных форм в музыке. Слушание |
Комбинированный урок. .
|
Беседа
|
Запись танцевальной, маршевой и песенной музыки Записи. 1,2,3частные музыкальные произведения |
|
|
4 |
Типы голосов. Типы дыхания.
|
Определение типов голосок каждого участника. Слушание вокальных произведений. Анализ- определение типа голоса Дыхание. Дыхательная гимнастика. Вокальная работа |
Комбинированный урок.
|
Практическое занятие.
|
Вокальные произведения Фонограммы ансамблевых песен |
|
|
5 |
Части жанра песни: запев, куплет, припев, кода Урок слушания и анализа
|
Жанр песня. Его особенности. Исполнение ансамблевое, сольное Закрепление теоретического материала. Слушание, анализ музыкальных произведений.
|
Комбинированный урок. |
Практическое занятие.
|
Песни в ансамблевом исполнении. Произведения для интонационного анализа |
|
|
Раздел 2 Вокальная работа. (15 часов)
|
|||||||
6 |
Формирование певческих навыков. Роль распевки |
Понятие певческие навыки. Знакомство с распевками. Вокальная работа. |
Комбинированный урок. |
Практическое занятие.
|
Нотные записи вокальных упражнений для работы. |
|
|
7 |
Певческая установка |
Основные положения корпуса и головы исполнителя во время пения |
Комбинированный урок. |
Практическое занятие.
|
Схема постановки корпуса и головы вокалиста. Правила пения |
|
|
8 |
Развитие слуха. Слух- регулятор голоса. |
Интонирование. Вокальные упражнения для развития слуха исполнителя. |
Комбинированный урок. |
Практическое занятие.
|
Нотные записи вокальных упражнений для развития слуха |
|
|
9 |
Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты. |
Сольфеджирование. Знакомство с дирижёрскими жестами. Вокальная работа |
Комбинированный урок. |
Практическое занятие.
|
Нотные записи вокальных упражнений для развития слуха |
|
|
10 |
Артикуляция. Упражнения для развития артикуляции. |
Разучивание упражнений для артикуляционного аппарата. |
Комбинированный урок. |
Практическое занятие.
|
Нотные записи вокальных упражнений для работы над артикуляцией |
|
|
11 |
Дыхания |
Вокальная работа. Упражнения на дыхание. Дыхательная гимнастика. |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Нотные записи вокальных упражнений для развития дыхания |
|
|
12 |
Единство художественного образа и исполнительства |
Понятие художественный, музыкальный образ. Вокальная работа- передача образа при помощи средств музыкальной выразительности |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Запись «+» и «-» для сольного исполнения |
|
|
13 |
Работа над тембровой окраской |
Понятие тембр. Смена тембра голоса. Вокальная работа |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Запись «+» и «-» для сольного исполнения |
|
|
14 |
Звуковедение. Развитие чувства ритма. |
Разучивание произведений с различными ритмами (колыбельная, речитатив) |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Запись «+» и «-» для сольного исполнения |
|
|
15 |
Отработка сценической постановки художественного номера. Работа с солистами |
Образ исполнителя на сцене. Вокальная работа |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Запись «+» и «-» для сольного исполнения |
|
|
16 |
Развитие певческого диапазона. Унисонное пение. |
Распевка для развития голосового диапазона. Понятие унисон |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Запись «+» и «-» для сольного исполнения |
|
|
17 |
Пение фальцетом. |
Понятие пение фальцетом. Постановка голоса. |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
|
|
|
18 |
Пение речитативом. Дикция |
Ритмические особенности сольного произведения |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
|
|
|
19 |
Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение. |
Понятие придыхательного пения. Практическая отработка.
|
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
|
|
|
20 |
Работа над музыкальным и сценическим образом. |
Работа с микрофоном. Сольное исполнениё номера. |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Запись «+» и «-» для сольного исполнения |
|
|
Раздел 3 Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки (5 часов) |
|||||||
21 |
Жанровое разнообразие музыки. Роль песни в переломные моменты истории.
|
Беседа о многообразии жанров в музыке, их особенностях и взаимодействиях. Беседа о значении песни в разные исторические моменты. Примеры революционных песен. |
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Беседа
|
Запись различных музыкальных жанров Примеры революционных песен |
|
|
22 |
Песня в жизни человека. История гимнов Таджикистани.
|
Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей жизни. Беседа о главной песни Таджикистан. Как она менялась и почему? |
Урок изучения и закрепления новых знаний. .
|
Беседа
|
Запись гимнов |
|
|
23 |
Песня на войне. Бардовская песня. |
Показать значение песен Примеры подвигов, свершившихся с песней. Знакомство с творчеством композиторов |
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Беседа
|
|
|
|
24 |
Современная музыка – что это? Вокальные жанры в музыке |
Беседа о значимости современной музыки, ее особенностях и музыкальном языке Знакомство с жанром романса, баллады, оперетты, арии. |
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Беседа
|
Образцы современной музыки Баллада, романс, оперетта, ария |
|
|
25 |
Творчество современных композиторов-песенников Народное музыкальное творчество |
Особенности народной музыки. Знакомство с фольклором |
Урок изучения и закрепления новых знаний. .
|
Беседа
|
Песни Запись фольклорных произведений |
|
|
Раздел 4 Работа с солистами (7 часов) |
|||||||
26 |
Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. |
Выбор музыкального произведения для сольного исполнения. Разучивание сольных произведений. |
Комбинированный урок. |
Практическое занятие.
|
Примеры сольных произведений. Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста |
|
|
27 |
Работа над собственной манерой вокального исполнения. Освоение исполнения бэк-вокал. |
Понятие манера исполнения. Вокальная работа Пение под минус 1. вокальная работа |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста |
|
|
28 |
Расширение диапазона голоса. Нотная грамота. |
Разучивание распевок и муз произведений для расширения диапазона голоса Знакомство с длительностями нот. Пение по нотам |
Комбинированный урок. |
Практическое занятие.
|
Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста |
|
|
29 |
Дикция и артикуляция. Сценическая хореография. Выявление индивидуальных красок голоса. |
Работа над артикуляцией. Вокальная работа Анализ возможностей голоса солиста. |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста |
|
|
30 |
Вокально-хоровая работа. Творчество и импровизация. Движения под музыку. |
Разучивание сольных произведений. Понятие импровизация Работа над сценическим образом вокалиста |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста |
|
|
31 |
Постановка танцевальных движений Использование элементов ритмики, сценической культуры. |
Работа над сценическим образом вокалиста |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста |
|
|
32 |
Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.
|
Творчество |
Комбинированный урок. |
Беседа
|
Записи вокальных произведений великих певцов современности и прошлого |
|
|
Раздел 5 Теоретико-аналитическая работа (2часа) |
|||||||
33 |
Беседа о гигиене певческого голоса Народное творчество |
Как беречь свой голосовой аппарат при простудных заболеваниях. Особенности народной манеры исполнения. Слушание фольклорных произведений |
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Беседа
|
Народные песни |
|
|
34 |
Работа исполнителя-вокалиста Урок-концерт |
Закрепление изученного. |
Комбинированный урок. |
Практическое занятие. |
Записи разученных песен |
|
|
Список литературы
1. Весёлые уроки музыки в школе и дома / Авт-сост З.Н Бугаева- М. : Издательство АСТ Донецк ; Сталкер, 2002
2. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования / С.Е Оськина, Д. Г Парнес- М.: АСТ 2005г
3. В.В Федонюк. Детский голос. Задачи и методы работы с ним. С-Петербург; Изд «Союз Художников»2003 год
4. Давыдова М.А. Уроки музыки- М.:ВАКО 2008г (Мастерская учителя)
5. Музыка для преподавателей, воспитателей, кл. руководителей 1-7 классов/ сост В. В Фадин. Волгоград: Учитель 2005
6. Самоучитель по пению ; перевод с английского/ Линда Маркуорт.- МАСТ Артель 2008
7. Мир вокального искусства : программа разработки занятий, методические рекомендации / авт. Сост Г.А Суязова- Волгоград: Учитель, 2009г
8. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие Т.А Затямина- М.: Глобус 2007
9. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания / Е.А Смолина – Ярославль; Академия развития, 2007г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.